К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА
А. К. Орешкина
Важной методологической проблемой, согласующейся с понятием «преемственность образовательного процесса в системе непрерывного образования», выступает проблема преемственности педагогических систем.
Педагогическая система рассматривается как совокупность составляющих ее элементов: целей, содержания, форм, методов, средств обучения. Тип педагогической системы задает четкие параметры осуществления образовательного процесса, что особенно актуально в связи с разработкой теоретико-методологических подходов к развитию преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования.
Преемственность образовательного процесса, рассматриваемая как процесс и результат проявления систематичности и последовательности освоения образовательных программ, и как условие структурирования системы непрерывного образования, актуализирует разработку методологической системы преемственности. Под методологической системой понимается комплекс из множества компонентов, взаимосвязанных определенным образом, составляющих единое теоретико-методологическое сопровождение деятельности педагога и обучающегося для достижения целей образования. Преемственность образовательного процесса предполагает развитие познавательной деятельности на качественно новом уровне ее воспроизведения в образовательных уровнях и ступенях непрерывного образования человека. В этой связи: во-первых, актуализируется разработка концептуальных основ преемственности образовательных ступеней от дошкольного образования до образования взрослых; во-вторых, актуализируется разработка условий преемственности образовательных программ по образовательным линиям (общее, профессиональное, политехническое) и по организационно-образовательным структурным компонентам (общее, профессиональное, самообразование, дополнительное образование), также по основным компонентам образовательного процесса (теоретическое обучение, практическое обучение, учебное проектирование).
73
Преемственность как эволюционный процесс предполагает развитие, при котором каждая последующая стадия зависит от предыдущей, которую она отрицает, и вместе с ним - сохраняет. Поэтому целесообразно рассмотреть становление педагогической системы, задающей четкие параметры современному образовательному процессу в условиях непрерывного образования.
Важно отметить, что концептуальные истоки идеи непрерывного образования определены в трудах Я. А. Коменского, который считал, что «у человека нет другой цели, кроме учебы, нужно лишь определить, к чему способен человек в каждом возрасте». Учитывая, что проектно-технологический тип педагогической системы является на современном этапе приоритетным, отметим, что идея проектной деятельности отражена также в «Великой дидактике»: «людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, то есть, чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения»[5].
В рамках общей теории педагогических систем, представленных в трудах П. С. Анохина, В. П. Беспалько, В. С. Лазарева, В. П. Симонова, Л. С. Микшиной и др., по определению В. П. Беспалько, под «педагогической системой понимается совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [2]. Педагогическая система - очень устойчивое и прочное объединение элементов. Структура любой педагогической системы (античной или средневековой, буржуазной или социалистической) представляется следующей взаимосвязанной совокупностью компонентов: учащиеся, цели воспитания и образования (общие и частные), содержание (воспитания и образования), процессы, учителя, организационные фор-мы»[2]. М. М. Зиновкина определяет педагогическую систему как «совокупность организованных в пространстве и времени взаимосвязанных между собой элементов, необходимых и достаточных для выполнения требуемых функций» [3]. Развитие системы отечественного образования направлено на ее адаптацию к особенностям перехода к этапу постиндустриального развития общества, мировому опыту развития образовательных систем, динамичным образовательным потребностями личности. Следовательно, с позиции обусловленности типа педагогической системы историческим типом культуры приоритетный характер развития приобретает педагогическая система про-
74
ектно-технологического типа от дошкольного образования до образования взрослых, отвечающая ведущей форме организации человеческой деятельности в условиях постиндустриального этапа развития общества.
Проектно-технологический тип организационной культуры деятельности существовал параллельно историческим типам культуры, обусловливая форму организации человеческой деятельности: традиционной, ремесленно-корпоративной, профессиональной (или научной); на современном этапе проектно-технологический тип
соответствует способу организации человеческой деятельности в условиях перехода к постиндустриальному этапу развития общества.
Решение методологической проблемы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования предполагает дифференцированное рассмотрение и уточнение функций педагогической системы (человек, общество, государство) как способности системы проявлять свое свойство при определенных условиях и преобразовывать объект воздействия адекватно целям. С этих позиций, формирование педагогической системы проектно-
технологического типа осуществляется в соответствии с функциями непрерывного образования и определяется: значимостью достижения преемственности образовательного процесса от дошкольного образования до образования взрослых; активным взаимодействием компонентов подсистем структурно-уровневой организации образования (интеграция подсистем по вертикали и горизонтали) и социально-институциализированного (сетевая интеграция подструктур общества, обладающих образовательным потенциалом: музеи, библиотеки и др.).
В качестве основных признаков педагогической системы проектно-технологического типа целесообразно определить: (а) функциональность (система создается для определения конкретных целей и задач, выполнения полезных функций); (б) структурность (система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов); (в) организация (элементы системы взаимосвязаны друг с другом в рамках преемственной связи в пространстве и времени с учетом потенциала структурно-уровневой и социально институциализированной организации подсистем образования по всем образовательным линиям: общего, профессионального, политехнического образования, или ключевых компетенций); (г) системные качества, сводящиеся к тому, что каждая система в целом обладает особым качеством, которое не равно простой сумме ее составляющих элементов.
75
Педагогическая система проектно-технологического типа формируется по всем системным компонентам: цели, содержания, субъекты деятельности, средства, что согласуется с изменением или совершенствованием форм существующей практики проектирования образовательных программ. Рассматриваемый тип педагогической системы обусловливает проектно-технологический способ организации деятельности с позиции: (а) надситуативности (В. А. Петровский), постоянно формируемой в образовательном процессе потребности выхода в сферу самостоятельного получения знаний, осуществляемого путем научного поиска; (б) способности личности к организации собственной деятельности, умению упорядочить ее в систему способов приобретения информации, умению оперировать, отбирать, структурировать, анализировать и обобщать; (в) способности творчески обрабатывать информацию с позиций целевой установки проектирования, ориентированной на решение конкретных задач учебной деятельности; (г) формирования устойчивой мотивации к самообразованию и самостоятельной деятельности, проявляющейся в умении апробировать учебные результаты в практике и новых учебных ситуациях.
С позиций общенаучного принципа соответствия, определяющего, что процесс формирования нового теоретического знания не происходит на основе прямой смены одних теорий другими, наличие в практике педагогических систем проектно-технологического типа не противоречат возможности существования с другими типами педагогических систем.
Реализация научной концепции непрерывного образования, отражающей новую сущность учения (не обучения), форм самообразования, дополнительного образования, средств учения, понимание личностной необходимости в организации учебной деятельности и интеграции образовательных форм закреплены в федеральных документах (Программа развития образования до 2025 г., Национальный проект «Образование», Программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на период 2009-13 гг.»).
76
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
2. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977.
3. Зиновкина М. М. Креативная педагогическая система непрерывного формирования системного мышления и развития творческих способностей учащихся во всех звеньях образования // Креативная педагогика. - М., 1998.
4. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. - СПб., 1905.
5. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. -М.: Педагогика, 1982.
6. Новиков А. М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006.
7. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1981.
77