Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты формирования проектной деятельности в образовательном процессе непрерывного образования'

Теоретико-методологические аспекты формирования проектной деятельности в образовательном процессе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTINUOUS EDUCATION / ORGANIZATIONAL CULTURE OF DESIGN-TECHNOLOGICAL TYPE ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS CONTINUITY / METHODOLOGY OF EDUCATIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL SYSTEM / CONTINUITY FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орешкина Анна Константиновна

В статье представлено теоретико-методологическое обоснование ведущей формы организации образовательной деятельности с позиции ведущих идей развития отечественного образования непрерывного образования и постиндустриального образования. Автор актуализирует проблему организации образовательной деятельности проектно-технологического типа, соответствующего историческому этапу современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Methodological Aspects of the Formation of Project Activity in the Educational Process of Continuous Education

The paper presents a theoretical and methodological substantiation of the basic forms of educational activity organization in terms of leading ideas of domestic education development, namely continuous and post-industrial education ideas. The problem of organization of the design-technological type educational activity relevant to the historical stage of modern culture is actualized.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты формирования проектной деятельности в образовательном процессе непрерывного образования»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлено теоретико-методологическое обоснование ведущей формы организации образовательной деятельности с позиции ведущих идей развития отечественного образования - непрерывного образования и постиндустриального образования. Автор актуализирует проблему организации образовательной деятельности проектно-технологического типа, соответствующего историческому этапу современной культуры.

В теории и методологии непрерывного образования разработка преемственности образовательного процесса согласуется с принятием идеи непрерывного освоения образовательных программ институционального и неинституционального образования. Такая парадигма преемственности обусловливает ориентацию педагогических исследований на многоаспектную и углубленную теоретическую проработку имеющихся в теории и практике проблем современного образования с позиции методологических принципов объективности, изучения явлений в их взаимосвязи и развитии. В данном контексте приоритетной задачей педагогической теории и практики является определение сущности образовательной деятельности, согласующейся с ведущей формой ее организации на современном этапе социокультурного развития общества.

С позиции системного подхода рассмотрение теоретических основ преемственности образовательного процесса, расширяющего сферу образования

© Орешкина А.К., 2011.

А.К. Орешкина

Ключевые слова:

непрерывное образование, организационная культура деятельности проектно-технологического типа, преемственность образовательного процесса, методология учебной деятельности, педагогическая система, формы преемственности.

способом интеграции институционального и неинституционального образования на основе векторной ориентации образовательных программ, направлено на переосмысление сущности образовательной деятельности от дошкольного образования до образования взрослых и лиц «третьего» возраста.

Тип организации человеческой деятельности, трактуемый в контексте исторических типов цивилизаций, определяемый понятием «организационная культура деятельности», коррелирует с историческим типом педагогической системы. Вследствие этого сущностное представление образовательной деятельности с позиции цивилизационного подхода, позволяющего представить образовательную деятельность в рамках процессов «научения, социализации, инкультурации» [3], согласуется с формированием ведущего типа организации человеческой деятельности.

Педагогическая система, определяемая совокупностью взаимообусловленных компонентов (цели, содержание, формы, методы, средства обучения; субъекты обучения) представлена в историко-педагогическом знании с позиции эволюционного процесса смены типов педагогических систем, коррелирующих: с типом цивилизации (Европейская, ЮжноАзиатская цивилизация); типом культуры, в качестве основания которой рассматривается: тип социальности (тип культуры - доиндустриальная, или аграрная, индустриальная, постиндустриальная); тип сознания (личная или индивидуальная, аграрная, индустриальная, постиндустриальная); тип коммуникации по способом ее самоорганизации как транслятора знаний (дописьменная, письменная, экранная) [3,6]. Таким образом, на основании концепций культуры - аксиологической, антропологической концепции; концепции определения культуры как специфической образовательной деятельности - актуально представление теоретико-методологических аспектов формирования типа педагогической системы, адекватного современной культуре [1; 3].

В контексте развития отечественного образования ведущей теоретико-методологической задачей выступает задача концептуального обоснования логической структуры деятельности в рамках типа педагогической системы, коррелирующего с проектно-технологическим типом современной культуры, что отвечает процессу развития теории и практики непрерывного образования. Представление теоретико-методологических оснований формирования педагогической системы проектно-технологического типа в условиях непрерывного образования согласуется с фундаментальными принципами, целями, задачами формирования преемственности образовательного процесса, ориентированного на организацию познавательной

деятельности с учетом её ведущей формы на современном этапе. Такая прогностическая тенденция соответствует решению актуальных проблем успешного обеспечения жизнедеятельности личности и её самореализации в условиях постиндустриального общества.

С позиции развития в педагогической теории представлений о преемственности образовательной деятельности и ее методологическом обосновании целесообразно рассматривать образовательную деятельность как процесс и результат самореализации личности, проявление её творческого потенциала и мотивационной устойчивости к освоению образовательных программ непрерывного образования. Это актуализирует решение задачи развития логики образовательной деятельности в образовательном процессе, приобретающем инновационный характер в рамках многообразия интеграционных процессов в отечественном образовании, что направлено на обеспечение формирования стратегии непрерывного образования личности, адекватной возрастному развитию. С учетом этого организация логической структуры деятельности в образовательном процессе непрерывного образования в совокупности её форм, методов, средств деятельности согласуется с реализацией в педагогической теории и практике принципов учебной деятельности: наследования культуры, социализации, последовательности, самоопределения [5; 7]. Отметим, что актуальным аспектом выступает теоретико-методологическое представление преемственности образовательного процесса в условиях непрерывного образования системой форм, создаваемых в подсистемах непрерывного образования, которые способствуют становлению и развитию приоритета ведущего типа образовательной деятельности от дошкольного образования до образования взрослых и лиц «третьего» возраста.

С позиции определения понятия «форма» как «установленного образца чего-либо, приспособления для придания чему-либо определенных очертаний, совокупности средств» [Советский энциклопедический словарь. М., 1983] создание форм преемственности образовательного процесса способствует сокращению имеющихся «разрывов» образовательных процессов в подсистемах непрерывного образования. Формирование преемственности способом организации форм позволяет обеспечивать непрерывность формирования организационной культуры деятельности на основе модульного алгоритма, который целесообразно представить компонентами:

• концептуально стратегическим (определение востребованности формы и ее методологической целесообразности);

• организационно-тактическим (определение совокупности конкретно

заданных формой материально-технических, организационно-педагогических, нормативно-правовых, мотивационных условий, требований, средств);

• научно- и учебно-методическим (определение методологической основы учебной деятельности, которая основана на выявлении сущности логической структуры деятельности - форм, методов, содержания; основные характеристики деятельности, особенности, условия, принципы; временная структура деятельности, выраженная в учебном плане, личностно ориентированных образовательных программах).

Реализация модульного алгоритма направлена на формирование одновременной интеграции и личностно ориентированной дифференциации образовательных программ непрерывного образования, реализуемых по разным уровням и ступеням образовательных линий общего, профессионального, дополнительного образования.

В целях актуализации процесса подготовки научных и исследовательских кадров, концептуально закрепленной в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.09.05 г. № 1340-р) форма преемственности научно-социальных образовательных программ направлена на создание преемственности исследовательской, проектной, конструкторской организационной культуры деятельности в образовательном процессе: общее среднее (полное) образование - профессиональное образование - самообразование.

Целостность преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования, реализуемая способом внедрения форм, обеспечивается реализацией принципов, согласующихся с ведущими принципами организации системы отечественного образования - фундаментальности образования, связи образования и науки, преемственности и непрерывности образования, инновационной направленности образовательной деятельности. Развитию преемственности образовательной деятельности в рамках проектно-технологического типа способствует интеграция образовательных, производственных, научных структур в системе «образование - наука - производство». Этот процесс обусловливает структурно-содержательное формирование интегрированных образовательных структур, отвечающих обеспечению личностно и общественно значимого процесса освоения многоаспектных образовательных программ в рамках научного поиска и активизации интеллектуальной деятельности личности.

Непрерывное освоение образовательных программ обусловливает овладение основами методологии учебной деятельности, согласующейся с овладением научно-методологической компетентностью, поскольку в постиндустриальном обществе изменяется сущность востребованности системы образовании - не фрагментарное обучение методам исследовательской работы, а целенаправленное и системное обучение способам ее организации, формирование и глубокое развитие познавательной активности личности, ее информированности и умения отслеживать, использовать, внедрять инновации в процессе обучения, способность к непрерывному поиску и добыванию знания в контексте идеи опережающего обучения.

В рамках осваиваемой образовательной программы личность овладевает научно-исследовательскими и креативными умениями и навыками, необходимыми для инновационной деятельности. Как отмечает М.М. Зи-новкина, личность мотивирована процессом «добывания знаний непосредственно из окружающей действительности, умением действовать в нестандартных ситуациях, владением измерительными механизмами, использованием вероятностных, статистических и иных методов научного познания» [2]. Целесообразно отметить, что овладение исследовательской, проектной, конструкторской деятельностью в образовательном процессе позволяет решать проблему повышения уровня практической готовности личности к инновационной деятельности в условиях стратегии развития науки и инноваций, как характерных особенностей постиндустриального общества.

Многообразие теоретических подходов и развивающаяся педагогическая практика направлены на актуализацию единого понимания сущности научно-методологической компетентности личности, процесса ее формирования в условиях исторически обусловленного типа организационной культуры человеческой деятельности.

С позиции ведущей организационной культуры деятельности проектно-технологического типа эффективность формирования преемственности проектной и исследовательской деятельности в рамках методологической компетентности личности определяется: ее структурой - содержанием, целями, уровнем сформированности умений исследовательской деятельности, последовательности и системности ее формирования; обеспечением совокупности педагогических условий. Следствием будет выступать совокупность динамичных знаний, умений, навыков деятельности и личностных качеств, позволяющих мобильно включаться в процесс творческой инновационной деятельности, успешно реализовываться в социокультурной жизни, отраслях производства и экономики.

Сущность проектной и исследовательской деятельности в системе «образование - наука - производство» как категории процесса предполагает прогнозирование векторной ориентации личностно-ориентированных образовательных программ, реализуемых в интеграционном образовательном процессе институционального и неинституционального образования, что обусловливает его новую структуру, организационные формы, содержание и осуществление, согласно контексту ЮНЕСКО, «во времени и пространстве».

- Литература -

1. Безрогов В.Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях.- М.: Памятники исторической мысли, 2008.

2. Зиновкина М.М. Креативная педагогическая система непрерывного формирования системного мышления и развития творческих способностей учащихся во всех звеньях образования / Идеи, принципы, вопросы разработки // Креативная педагогика. - М., 1998.

3. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход / Педагогика. - 1995. - №3. - С.23-29.

4. Ломакина Т.Ю. Диверсификация профессиональных образовательных программ // Специалист. - 1998. - №12. - С. 18-19.

5. Новиков А.М. Методология научного исследования.- М.: Книжный дом «Ли-броком», 2009.

6. Орешкина А.К. Развитие образовательного процесса в системе непрерывного образования. - М.: Эгвес, 2007.

7. Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. - Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1989.

8. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. -М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.