Научная статья на тему 'К вопросу формирования педагогической системы проектно-технологического типа'

К вопросу формирования педагогической системы проектно-технологического типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ / PEDAGOGICAL SYSTEM OF THE PROJECT-TECHNOLOGICAL TYPE / ORGANIZATIONAL CULTURE / WORK OF THE PROJECT-TECHNOLOGICAL TYPE / THE CONTINUITY OF PEDAGOGICAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орешкина А. К.

В статье представлены теоретические основы формирования педагогической системы проектно-технологического типа организационной культуры как ведущей формы организации человеческой деятельности, характерной для постиндустриального этапа развития общества. Раскрыта сущность проектно-технологического типа организационной культуры деятельности в условиях «уровневого перехода» школа-вуз как проектной деятельности, обеспечивающей профессиональную и жизненную адаптацию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орешкина А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования педагогической системы проектно-технологического типа»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА

А.К. ОРЕШКИНА,

заведующая лабораторией теоретико-методологических основ Центра теории непрерывного образования, кандидат педагогических наук, доцент Учреждение Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики»

Аннотация. В статье представлены теоретические основы формирования педагогической системы проектно-технологического типа организационной культуры как ведущей формы организации человеческой деятельности, характерной для постиндустриального этапа развития общества. Раскрыта сущность проектно-технологического типа организационной культуры деятельности в условиях «уровневого перехода» школа—вуз как проектной деятельности, обеспечивающей профессиональную и жизненную адаптацию личности.

Ключевые слова: педагогическая система проектно-технологического типа, организационная культура, деятельность проектно-технологического типа, преемственность педагогических систем.

ON ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL SYSTEM OF PROJECT-TECHNOLOGICAL TYPE

A.K. ORESHKINA,

establishment of the Russian Academy of Education «The Institute of Theory and History of Pedagogy»,

head of the Laboratory of theoretical and methodological foundations Center for the theory of lifelong education, candidate of pedagogical sciences, docent

The summary. The article presents theoretical basis of organization of project-technological type pedagogical system, the organization culture as the main form of human activities which is indicative for postindustrial society. The author shows the essence of project-technological type organization culture of activity in contexts «level transition» school-university, as project activity which guarantee professional and life adaptation of a person.

Key words: pedagogical system of the project-technological type, organizational culture, work of the project-technological type, the continuity of pedagogical systems.

В качестве актуальной методологической проблемы развития системы образования на современном этапе выступает формирование преемственности педагогических систем, согласующейся с понятием преемственности образовательного процесса, которая может быть рассмотрена как процесс и результат проявления систематичности и последовательности освоения образовательных программ и как условие структурирования системы непрерывного образования. Это обусловливает целесообразность представления методологической системы преемственности образовательного процесса как совокупности взаимосвязанных способов организации познавательной деятельности, учитывающих имеющуюся дискретность в образовательном процессе от дошкольного образования до образования взрослых.

Решение задачи сокращения «разрывов» в преемственности образовательного процесса в подсистемах образования целесообразно рассмотреть с позиции формирования преемственности организационной культуры проектно-технологического типа как основной формы организации человеческой

деятельности постиндустриального этапа развития общества. Под организационной культурой понимается тип формы организации деятельности, которая определяется современными исследователями понятием «организационная культура».

С позиции становления новой организационной культуры деятельности проектно-технологического типа целесообразно представление процесса формирования преемственности образовательных программ по всем образовательным линиям (общее, профессиональное, политехническое); по организационно-образовательным структурным компонентам (общее, профессиональное, самообразование, дополнительное образование); по основным компонентам образовательного процесса (теоретическое обучение, практическое обучение, учебное проектирование).

Понимая под преемственностью эволюционный процесс, при котором каждая последующая стадия в развитии зависит от предыдущей, которую она отрицает и вместе с тем сохраняет, целесообразно в качестве аргументации привести суждение об идее непрерывности образования, представленное Я.А. Ко-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

менским, который считал, что «у человека нет другой цели, кроме учебы, нужно лишь определить, к чему способен человек в каждом возрасте». Причем идея проектной деятельности в учении отражена в «Великой дидактике» в представлении о том, что «людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, то есть чтобы они исследовали и познавали сами предметы , а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

В контексте такого подхода общей теории педагогических систем, представленного в работах В.П. Бес-палько, А.М. Новикова, В.С. Лазарева и других исследователей, охарактеризованы основные свойства, дано определение этого понятия. Так, по определению В.П. Беспалько, под «педагогической системой понимается совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами». «Педагогическая система — очень устойчивое и прочное объединение элементов. Структура любой педагогической системы (античной или средневековой, буржуазной или социалистической) представляется следующей взаимосвязанной совокупностью компонентов: учащиеся, цели воспитания и образования (общие и частные), содержание (воспитания и образования), процессы, учителя, организационные формы» [2].

В данной статье за основу принято определение педагогической системы, представленное А.М. Новиковым. «Под педагогической системой традиционно понимают концепцию воспитания личности, основанную и развитую тем или иным ученым педагогом — И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушинского, В.А. Су-хомлинского и др. Вместе с тем, с позиции системного подхода педагогическую систему можно рассматривать в виде совокупности взаимосвязанных элементов, функционирующих для достижения единой цели». Вследствие этого под «педагогической системой можно понимать и такой сложный объект, как образовательное учреждение того или иного типа, так как оно состоит из множества связанных между собой элементов, упорядоченных по отношениям и характеризующихся единством общих целей функционирования». Любой тип образовательного учреждения «характеризуется наличием административной, педагогической, производственной, хозяйственной и других компонент. Педагогическую компоненту можно считать педагогической системой, выделив в ней: цели образования, содержание образования, методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагоги, обучаемые».

Развитие педагогической системы, понимаемой как преемственность целей, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания, направлено на адаптацию к особенностям постиндустриального этапа развития общества, основной формой организации

труда в котором является проектно-технологический тип деятельности.

В контексте эволюционного становления педагогической системы в качестве ее основных признаков выступают: функциональность (система создается для определенных целей и задач, выполнения полезных функций); структурность (система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов); организация (элементы взаимосвязаны друг с другом в рамках преемственной связи в пространстве и времени в условиях структурно-уровневой и социально-институциализированной организации); системные качества, сводящиеся к тому, что каждая система в целом обладает особым качеством, которое не равно простой сумме ее составляющих элементов.

Данный тип педагогической системы обусловливает: 1) надситуативность как постоянно формируемую потребность в сфере самостоятельного добывания знаний, осуществляемого в логике научного поиска теоретической и экспериментальной проверки рефлексии коррекции полученного результата; 2) способность личности к организации собственной деятельности как умение упорядочить ее в систему способов приобретения информации, оперировать, отбирать, структурировать, анализировать и обобщать; 3) способность творчески обрабатывать информацию с позиции целевой установки проектирования, ориентированной на решение конкретных задач учебной деятельности; 4) формирование устойчивой мотивации к самообразованию и самостоятельной деятельности, проявляющейся в умении апробировать результаты учебной деятельности в практической деятельности и новых учебных ситуациях.

В современной практике педагогическая система проектно-технологического типа способствует оптимальной связи образовательного процесса «уровневого перехода» школа—вуз в рамках научно-образовательных программ для молодежи и школьников. Это обусловливает: формы публичной защиты научно-исследовательских работ; интеграцию учебной, исследовательской, практической, производственной деятельности; исследовательские лабораторные практикумы; летние практики и другие формы. Вместе с тем необходимо отметить, что с позиции общенаучного принципа процесс формирования нового теоретического знания не происходит на основе прямой смены одних теорий другими, наличие в практике педагогических систем проектно-технологического типа не противоречит возможности сосуществования с другими типами педагогических систем.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977.

3. Назаров А.В., Цибизова Т.Ю. Профильное обучение: сделано в России. — М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.