Научная статья на тему 'Социальное проектирование в опыте студентов - будущих социальных работников'

Социальное проектирование в опыте студентов - будущих социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишкова Лариса Викторовна

Статья содержит анализ организации совместной проектной деятельности студентов будущих социальных работников на примере изучения дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе». Показано, как в контексте лабораторного практикума такая деятельность успешно сочетается с прогнозированием и моделированием в социальной сфере. Представлены основные исторические вехи развития проектного метода, рассмотрена его связь с другими современными педагогическими технологиями. На конкретном примере (case-задании) описан опыт разработки и реализации социального проекта. Библ. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишкова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в опыте студентов - будущих социальных работников»

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 4 (18), 2016 УДК 371.315.7

Л.В. Ишкова

Сибирский государственный индустриальный университет

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОПЫТЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ

СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Качество и эффективность обучения студентов во многом определяются тем, насколько высок уровень интерактивности методов и технологий обучения. В середине прошлого века австрийский биолог Людвиг фон Берта-ланфи сформулировал основные положения обобщенной системной концепции под названием "Общая теория систем". В ней автор, в частности, выделил три уровня интерактивности взаимодействия субъектов деятельности [1]. В соответствии с этой теорией в современной педагогике могут быть выделены методы и технологии обучения, ориентированные на тот или иной уровень интерактивности субъектов: нулевой, первый и второй.

Методы нулевого уровня интерактивности, когда отсутствует всякое взаимодействие между субъектами образовательного процесса (элиминирована обратная связь), противоречат современной парадигме гуманистического образования и применяются в современной педагогической практике все реже. Методы первого уровня интерактивности ориентированы на равноправное творческое диалоговое взаимодействие студентов только с преподавателем, но в отсутствие взаимодействия между самими студентами эти методы мало способствуют формированию опыта социального взаимодействия в обучении.

Иначе выглядит ситуация с применением методов и технологий второго уровня интерактивности. К ним относятся методы, построенные на диалоговом взаимодействии студентов с учебно-информационной средой вуза (персональные компьютеры, электронные и традиционные учебники шаговой доступности, образовательные сайты Интернета и др.) в контексте диалоговых взаимодействий друг с другом и с преподавателем при доминировании творческой деятельности студентов. Только такие методы и технологии в полной мере соответствуют задачам организации эффективной деятельности.

Одной из таких технологий, обеспечивающих формирование не только профессиональных компетенций студента, но и опыта социального взаимодействия, является метод про-

ектов, так как он «вбирает» в себя практически все другие современные технологии обучения и сотрудничества.

Проектная деятельность отражает практически все направления обновления образовательного процесса в вузе: формирует у студентов вариативное мышление, учит эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций, готовит к творческой профессиональной деятельности. Кроме того, положительная специфика этой технологии заключается в том, что она основывается на самостоятельной работе студентов, побуждает их к поиску новой информации из любых доступных для них источников.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных и экономических школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 - 1952 гг.). Согласно его воззрениям, «...истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества» [2]. В толкование автором характера развития личности была заложена идея о том, что в онтогенезе человек повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884 - 1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком. Метод проектов и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века (С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и многие другие). Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. После провала идеи Н.К. Крупской организовать обучение в профессиональной школе на основе особого вида проектов - профессиональных комплексов, в отечественной педагогике метод проектов долго не применялся вообще. И только в 80-е годы XIX века в

педагогическую практику нашей страны метод проектов вернулся, будучи обогащенным компьютерными технологиями. И не только. Идеи метода проектов проросли в современные психолого-педагогические подходы в обучении и воспитании студентов. В частности, широко применяемый сегодня в высшей школе дея-тельностный подход предполагает именно то, что в полной мере представлено в проектной деятельности:

- связь обучения и воспитания студентов с жизнью;

- развитие социальной активности студентов в учебной и внеучебной деятельности;

- развитие у студентов умения адаптироваться к рыночной экономике, к рынку труда;

- умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Трудно переоценить роль проектного метода при формировании опыта социального взаимодействия у студентов - будущих социальных работников. Практика показывает, что процесс этот наиболее эффективен, если проект является социальным по своей сути.

Социальный проект - наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность студента предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего (как минимум в ближайшем социальном окружении) социально значимого продукта. Этот продукт деятельности должен послужить средством разрешения противоречия между социальным затруднением, проблемой, воспринимаемых студентами как лич-ностно значимые, и потребностью тех людей, которые переживают эту социальную трудность. При этом сама проектная деятельность студентов выступает в роли моста в социальное взаимодействие.

На кафедре социальной работы, психологии и педагогики СибГИУ накоплен определенный опыт проектной деятельности при изучении курса "Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе". Например, в основу одного из учебных проектирований был положен кейс (ситуация), связанный с разрешением противоречия в проблеме подготовки к труду детей-инвалидов детского дома-интерната: затрачиваемые средства и методы работы не оправдывали себя, были неэффективны. Специалистами учреждения была разработана экспериментальная методика формирования у детей трудовых профессиональных навыков, но неразрешимой проблемой для них оказалась задача оценки ее качества и эффективности.

Студентам было предложено оценить качество и эффективность экспериментальной методики трудовой реабилитации детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Сделать это было необходимо на основе собранной статистической информации о динамике изменения числа правильно выполняемых детьми трудовых операций (у) в процентах от общего их числа в среднем по каждому месяцу наблюдения (всего наблюдение работы детей по экспериментальной методике длилось 12 месяцев). Статистический ряд зависимости числа правильно выполненных детьми-инвалидами трудовых операций по экспериментальной методике от времени наблюдения выглядит следующим образом:

г, месяцы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 у, % 16 24 19 15 26 17 14 29 11 28 15 21

В рассматриваемой ситуации в качестве социальной проблемы были рассмотрены недостатки в осуществлении трудовой подготовки детей-инвалидов, а в качестве средства разрешения противоречия, т. е. в качестве продукта проектной деятельности, выступила модель парной линейной регрессии.

Проектное задание. На основе собранной статистической информации:

1) убедиться в том, что собранная статистическая информация адекватна задаче построения модели парной линейной регрессии (методом выявления систематических смещений на графике статистического ряда);

2) вычислить основные статистические характеристики ряда (математическое ожидание в ряду числа правильно выполненных трудовых операций, дисперсию (разброс) в ряду);

3) вычислить параметры модели по статистическим формулам на основе метода наименьших квадратов;

4) построить модель парной линейной регрессии зависимости качества выполнения детьми трудовых операций от времени работы по опытной методике;

5) оценить статистическую значимость (качество) построенной модели (методом поворотных точек с применением графика ряда остатков модели);

6) на основе построенной модели осуществить прогнозирование социального процесса трудовой реабилитации детей-инвалидов на 5 единиц времени вперед;

7) принять решение о качестве и эффективности экспериментальной методики;

8) в случае полученных позитивных результатов написать рекомендации по внедрению экспериментальной методики обучения в практику.

В помощь студентам разработаны и опубликованы методические рекомендации [3]. На первом этапе работа предполагает выполнение общего для всех студентов группы case-задания путем совместной деятельности, перекрестных консультаций и обсуждения результатов. Второй этап связан с закреплением полученных навыков, разработкой индивидуальных проектов и их защитой по завершению курса.

Выводы. Исследования, проводимые на кафедре социальной работы, психологии и педагогики СибГИУ, позволяют обнаружить не только высокий уровень заинтересованности студентов в осуществлении социального про-

ектирования, но и вполне удовлетворительные результаты совместной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Б е р т а л а н ф и Л ю д в и г фон. Общая теория систем - обзор проблем и результатов // Системные исследования. Ежегодник. - М.: Наука, 1969. С. 30 - 54.

2. Дь юи Джо н. Школы будущего // Народное образование. 2000. № 8. С. 244 -269.

3. И ш к о в а Л.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: материалы к изучению дисциплины. - Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2015. - 36 с.

© 2016 г. Л.В. Ишкова Поступила 17 октября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.