Научная статья на тему 'Этапы становления и современное состояние художественно-проектной деятельности'

Этапы становления и современное состояние художественно-проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / PROJECTION / METHOD OF PROJECTS / ART AND PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Галина Борисовна

Статья посвящена рассмотрению истории возникновения и этапов становления художественно-проектной деятельности, а также ее состояния на данный момент. Обосновывается необходимость ее внедрения в педагогический процесс в учебных заведениях, предоставляющих услуги дополнительного художественного образования. Целью исследования является определение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, отвечающих за эффективность художественно-проектной деятельности учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION AND CURRENT STATE OF ART AND PROJECT ACTIVITY

The article considers the history of the origin and stages of formation of art and project activity and its current state. It also substantiates the necessity of introduction of this method in the pedagogical process at educational institutions of additional art education. The aim of the research is to determine, theoretically substantiate and test an experimental set of pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the development of art and project activity of students.

Текст научной работы на тему «Этапы становления и современное состояние художественно-проектной деятельности»

УДК [371.314.6:74]:371.398

Г. Б. Иванова

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению истории возникновения и этапов становления художественно-проектной деятельности, а также ее состояния на данный момент. Обосновывается необходимость ее внедрения в педагогический процесс в учебных заведениях, предоставляющих услуги дополнительного художественного образования. Целью исследования является определение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, отвечающих за эффективность художественно-проектной деятельности учеников.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, проектирование, метод проектов, художественно-проектная деятельность.

Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня не только происходит множество социально-экономических перемен, но и продолжаются глобальные изменения в системе образования. Осуществляются пересмотр и переоценка качественных показателей образования, их соответствия международным стандартам. Вследствие этого происходит активный поиск все новых эффективных подходов к организации образовательного процесса.

Учитывая происходящие метаморфозы образования, следует принимать во внимание, что сегодня учащийся получает информацию из самых разных источников, так что с этим фактом необходимо считаться. В современном мире родители и учителя уже перестали быть для детей единственными источниками получения достоверных сведений. Соответственно, задачи современного образовательного процесса заключаются в том, чтобы научить их хорошо ориентироваться в мире разнообразных данных и информации, находить ее самостоятельно и использовать правильно, усваивая исключительно нужные им знания, т. е. научить учиться.

Материал и методика исследований. При изучении поставленной проблемы были применены такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых документов, теоретический анализ педагогической, психологической, философской, учебно-методической литературы, диссертационных работ и авторефератов по исследуемому вопросу.

Результаты исследований и их обсуждение. Изменения сегодня в значительной мере затрагивают систему не только базового, но и дополнительного образования, поскольку последним вносится немалый вклад в развитие современных детей. Такие обра-

© Иванова Г. Б., 2018

Иванова Галина Борисовна - студентка III курса направления подготовки магистрантов «Педагогическое образование» (магистерская программа «Декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования») факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.11.2017

зовательные документы, как Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция модернизации российского образования, Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года и др., акцентируют внимание на важности и сущности системы дополнительного образования, способствующей развитию интересов, способностей, талантов современного подрастающего поколения.

Сегодня перед художественной школой стоят задачи воспитания разносторонней личности, обучения ребенка работе в коллективе и повышения мотивации к учебному процессу. Вследствие этого образовательный процесс вынужден изменяться и искать все новые, более эффективные пути для развития творческих способностей у детей, помогая им осваивать и систематизировать знания, необходимые для самообразования и саморазвития. Учитывая возросшие потребности в приобретении обучающимся ребенком знаний и условия современного общества, можно сделать вывод, что всем этим требованиям отвечает в полном объеме именно проектная деятельность.

Изучив и проанализировав материалы по данной проблеме, мы сделали вывод о том, что при изучении художественно-проектной деятельности прежде всего требуется рассмотреть и дать определение понятиям «проект», «проектная деятельность», «проектирование», «метод проектов».

Слово «проект» в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». Ряд словарей содержит варианты толкования, где проект отождествляется с планом, замыслом, текстом или чертежом чего-либо, которые предваряют его создание [8, с. 9], [9].

Методические рекомендации для учителей описывают проект как деятельность, направленную на достижение нового результата за установленное время при учете определенных ресурсов, т. е. имеется описание конкретной ситуации, нуждающейся в улучшении, и определенных методов для ее улучшения. При этом метод проектов является совместной креативной и продуктивной деятельностью преподавателя и учащихся, направленной на поиски разрешения возникших проблем [6]. В словаре для учителей и школьных психологов понятие «проектирование» определяется в качестве деятельности, под которой понимается в максимально сжатой характеристике продумывание того, что должно получиться [7, с. 61].

Проектирование в художественном понимании является особым процессом, в ходе которого в принципе и происходят изготовление определенного продукта и его моделирование в знаковой форме: макете, чертеже, пояснительной записке, модели и т. п. [10], [11], [12], [13].

«Метод проектов» в переводе с греческого языка означает «путь исследования» [9]. По мнению Н. Ю. Пахомовой, выраженному в ее пособии, метод проектов является системой обучения, которая обеспечивает учащимся приобретение знаний в ходе планирования и реализации практических заданий - проектов, которые постепенно усложняются [8, с. 20]. В исследовании А. В. Бычкова метод проектов рассматривается в качестве системы учебно-познавательных приемов, позволяющих разрешить определенную проблему в результате самостоятельной или коллективной деятельности учащихся с обязательной последующей презентацией итогов их работы [1, с. 4]. М. М. Эпштейн в своей книге отмечает, что метод проектов представляет собой идею, практику, технологию, дающую возможность совместить опыт и проблемы педагогов, работавших в первой трети ХХ в., с исследованиями и практикой современности [14, с. 5].

В большинстве книжных источников утверждается, что зарождение метода проектов произошло во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США на базе теоретических основ «прагматической педагогики». Но после изучения большого объема литературы по данной тематике мы пришли к выводу, что ряд ученых прослеживают использование идеи этого метода еще в XVI в. в древних итальянских архитектурных мастерских.

В этих трудах описана достаточно долгая и эффективная история развития метода и его распространения в мировой практике, делящаяся на несколько последовательных этапов:

1590-1765 гг. - появление проектной деятельности и ее использование в архитектурных мастерских (школах) Европы;

1765-1880 гг. - использование проекта как метода обучения в педагогической практике, его перемещение на Северо-Американский континент;

1880-1915 гг. - использование метода проектов для обучения в общеобразовательных школах, а также в производственном обучении;

1915-1965 гг. - процесс переосмысления метода проектов и его возвращение из американского образования в европейское;

1965 г. и до настоящего времени - открытие заново метода проектов, новый этап его международного развития [2].

Метод проектов пристально изучался и исследуется до сих пор множеством как зарубежных, так и российских ученых. Основатель этого метода обучения - американский педагог и философ Джон Дьюи. Он искал в своих работах новые способы развития, позволяющие ребенку мыслить самостоятельно, помогающие ему в усовершенствовании навыков запоминания и последующего воспроизведения знаний, а также применения полученных им умений на практике. С точки зрения Дьюи, настоящим и значимым может считаться исключительно то, что является полезным для людей, от чего имеется результат и что нацелено на пользу общества в целом [3], [4].

По мнению Дж. Дьюи, детство нельзя сводить лишь к подготовке к дальнейшей взрослой жизни: конечно, ребенку требуются знания, необходимые в будущем, когда он станет взрослым, самостоятельным человеком, но помимо этого ученик любого возраста нуждается в знаниях, навыках и умениях, помогающих ему успешно решать возникающие у него повседневные жизненные проблемы.

Для достижения результатов обучение должно быть направлено на потребности и интересы учеников с учетом их личного опыта. Основной задачей образования является изучение окружающей жизни.

Происходит совместное движение учителя и учеников от одного проекта к другому. Выполняемый проект должен быть интересен детям, вызывать любознательность, увлекать их. Каждый поступок, осуществляемый индивидуально, в группе или при поддержке учителя либо иных людей, ребенок должен самостоятельно спланировать, произвести, выполнить его анализ и дать оценку. Для этого дети должны четко понимать цель данного проекта [3].

Предложенный Джоном Дьюи метод проектов базировался на обучении, комфортном для внутреннего интереса ребенка. Он считал, что очень важно показать детям их личную заинтересованность в приобретении знаний, которые могут пригодиться и, скорее всего, потребуются им в дальнейшей жизни. Поэтому нужна выбранная из реальной жизни проблема, знакомая ребенку и значимая для него, при решении которой ему потребуется приложить уже полученные знания, а также новые знания, которые только предстоит получить [8].

У Дж. Дьюи было множество последователей и учеников. Его идеями в 1884-1916 гг. достаточно широко пользовались в разнообразных учебных заведениях его воспитанники В. Х. Килпатрик и Е. Паркхерст. В их исследованиях, как и у Дьюи, проектное обучение было ориентировано на развитие самостоятельного активного мышления обучаемых. Ученики должны были не только запоминать новую информацию, предоставляемую им образовательным учреждением, воспроизводить ее, но и уметь применять полученные знания на практике. Учебный материал должен находиться в полной согласованности с жизненным опытом учеников, их познавательной и творческой деятельностью в рамках практических проектов во время решения конкретной проблемы [5].

Русские педагоги заинтересовались проектным методом в начале 20-х гг. прошлого века. Этот метод использовался и в школьном образовании, и в вузах. Метод проектов в практике применялся многими педагогами, однако его основоположником в России считается П. П. Блонский. Высказанные им теоретические идеи попытался реализовать на практике другой ученый-педагог - С. Т. Шацкий. По его мнению, школа должна не только обучать грамоте, но и подготавливать учеников к жизни. Он считал, что воспитание человека должно проходить в ходе творческой деятельности его самостоятельности [2]. Под его руководством в 1905 г. была организована группа из нескольких сотрудников, пытавшихся активно применять метод проектов и преподавать с его помощью.

Но в 1931 г. проектный метод был осужден постановлением ЦК ВКП(б), по мнению которого он был «чуждым советской школе» и не способствовал формированию у учащихся теоретических знаний. Так что вплоть до середины 80-х гг. XX в. в отечественной педагогической практике данный метод не применялся.

Хотя в пределах внеурочной общественно полезной деятельности и организовывались в целом подходящие для реализации различных проектов мероприятия [2], можно утверждать, что в педагогике данный метод за время правления советской власти полноценно не использовался. Проектный метод успешно и активно развивался за границей.

Возвращение метода произошло только после начала изменения положения в российском образовании. Сегодня метод проектов часто и повсеместно применяется в школах России как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

Методом проектов всегда предполагается решение определенной проблемы, которая, с одной стороны, предусматривает применение разных методов и средств для обучения, а с другой - интегрирование всех знаний и умений из разнообразных отраслей техники, науки, технологии, а также из творческой сферы. Итог выполненных проектов всегда должен быть осязаемым, т. е. при теоретической проблеме должно быть выведено ее конкретное решение, а при практической - конкретный, готовый к внедрению результат.

С помощью проектной деятельности происходит преобразование процессов обучения в самообучение, а также каждому ученику дается возможность ощутить себя в качестве компетентного и способного человека. Проектный метод всегда ориентируется на самостоятельную деятельность учеников (индивидуальную, парную или групповую), выполняемую на протяжении определенного временного отрезка. Данный подход органично сочетается с групповым подходом в обучении.

Проектная деятельность учащихся важна для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, включая образовательные. В современной педагогике она должна применяться, не заменяя классно-урочную систему обучения, а одновременно с ней, в качестве компонента системы образования, и на уроках, и во внеурочной ученической деятельности.

Проектный метод основывается на практической направленности на результат, который можно увидеть, применить в реальной практической деятельности, переосмыслить. Сегодня метод проектов - один из наиболее популярных в мире, т. к. именно он позволяет совместить теоретические знания с их практическим применением.

Термин «художественно-проектная деятельность» более сложен и емок. Именно поэтому мы провели столь подробный анализ производных понятий «проект», «проектная деятельность», «проектирование», «метод проектов», дающий нам возможность вывести полноценное определение художественно-проектной деятельности, являющееся базовым в нашем исследовании.

Изучив и проанализировав множество определений и терминов, можно сделать вывод о том, что художественно-проектная деятельность является одним из видов обучающей деятельности, связанным с изучением, практическим освоением, а также художественным преобразованием реальности, когда ученик имеет возможность саморазвиваться и самореализовываться.

На основании этого определения можно прийти к выводу, что главной целью, стоящей перед художественно-проектной деятельностью в образовании, является формирование художественно-эстетических образов реальных объектов, обладающих объективной или субъективной новизной, социальной или личной значимостью.

Резюме. В результате изучения и анализа истории появления, развития и применения в педагогической науке, а также на практике художественно-проектной деятельности в России и за границей мы пришли к выводу, что этот метод в истории развития образования кардинально новым вовсе не является, однако при этом он и сегодня своей привлекательности не утратил. Кроме того, благодаря проанализированным сведениям определились дальнейшие педагогические условия, способствующие эффективному формированию у детей в ходе занятий умений художественно-проектной деятельности.

Приведенный в статье материал направлен на отражение сущности проектной деятельности. Из него следует, что внедрение этого метода обучения в педагогические процессы дополнительного образования будет способствовать улучшению качества и эффективности образования вследствие того, что при этом объединяются активные методы и формы обучения, обеспечивается связь между обучением и жизнью, а также реализация полученных навыков, знаний и умений в учебно-творческой деятельности, значимой для учащихся. Художественно-проектная деятельность может способствовать профессиональному самоопределению учеников детских художественных школ после выпуска, повышать уровень их художественно-практических, интеллектуальных и исследовательских способностей. Из этого следует, что она представляет собой инновационный компонент предпрофессиональной подготовки учеников художественных школ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 47 с.

2. Гилева Е. А. История развития метода проектов в российской школе [Электронный ресурс] // Наука и школа. - 2007. - № 4. - Режим доступа : http://nauka-i-shkola.ru/2007-4.html.

3. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. - М. : Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.

4. Дьюи Дж. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. - М. : Карапуз, 2009. - 155 с.

5. Килпатрик В. Х. Основы метода / пер. с англ. Н. Н. Ильина ; введение С. С. Моложавого ; излож. Н. Н. Ильиных. - М. ; Л. : Наркомпрос РСФСР, 1928. - 114 с.

6. Метод проектов и его применение в образовательном процессе : методические рекомендации / сост. Ю. В. Желтова. - Ростов н/Д. : Детский эколого-биологический центр, 2015. - 38 с.

7. Новые ценности : тезаурус для школьных психологов и учителей. Вып. 1 / под ред. Н. Б. Крыловой. -М. : Инноватор, 2000. - 110 с.

8. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательных учреждениях : пособие для студентов и учителей педагогических вузов. - М. : АРКТИ, 2003. - 110 с.

9. Пахомова Н. Ю. Что такое метод проектов? // Школьные технологии. - 2004. - № 4. - С. 93-96.

10. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия : взгляд теоретика и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.raop.ru/index.php?id=127.

11. Проект и проектная деятельность (методические рекомендации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pdf.knigi-x.ru.

12. Рунге В. Ф. История дизайна, науки, техники. Книга 1 : учебное пособие. - М. : Архитектура-С, 2006. - 368 с.

13. Эм Л. Ф. Проектная деятельность как творческий процесс на уроках изобразительного искусства в условиях ФГОС. - Нижневартовск : Б. и., 2016. - 15 с.

14. Эпштейн М. М. На исторических перекрестках. Метод проектов. - СПб. : Образовательный центр «Участие», 2011. - 56 с.

UDC [371.314.6:74]:371.398

G. B. Ivanova

STAGES OF FORMATION AND CURRENT STATE OF ART AND PROJECT ACTIVITY

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article considers the history of the origin and stages of formation of art and project activity and its current state. It also substantiates the necessity of introduction of this method in the pedagogical process at educational institutions of additional art education. The aim of the research is to determine, theoretically substantiate and test an experimental set of pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the development of art and project activity of students.

Keywords: project, project activity, projection, method ofprojects, art and project activity.

REFERENCES

1. Bychkov A. V. Metod proektov v sovremennoj shkole. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 2000. - 47 s.

2. Gileva E. A. Istorija razvitija metoda proektov v rossijskoj shkole [Jelektronnyj resurs] // Nauka i shkola. -2007. - № 4. - Rezhim dostupa : http://nauka-i-shkola.ru/2007-4.html.

3. D'juiDzh. Demokratija i obrazovanie / per. s angl. - M. : Pedagogika-Press, 2000. - 384 s.

4. D'jui Dzh. Ot rebenka - k miru, ot mira - k rebenku. - M. : Karapuz, 2009. - 155 s.

5. Kilpatrik V. H. Osnovy metoda / per. s angl. N. N. Il'ina ; vvedenie S. S. Molozhavogo ; izlozh. N. N. Il'inyh. - M. ; L. : Narkompros RSFSR, 1928. - 114 s.

6. Metod proektov i ego primenenie v obrazovatel'nom processe : metodicheskie rekomendacii / sost. Ju. V. Zheltova. - Rostov n/D. : Detskij jekologo-biologicheskij centr, 2015. - 38 s.

7. Novye cennosti : tezaurus dlja shkol'nyh psihologov i uchitelej. Vyp. 1 / pod red. N. B. Krylovoj. — M. : Innovator, 2000. - 110 s.

8. Pahomova N. Ju. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah : posobie dlja studentov i uchitelej pedagogicheskih vuzov. - M. : ARKTI, 2003. - 110 s.

9. Pahomova N. Ju. Chto takoe metod proektov? // Shkol'nye tehnologii. - 2004. - № 4. - S. 93-96.

10. Polat E. S. Metod proektov. Sovremennaja gimnazija : vzgljad teoretika i praktika [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.raop.ru/index.php?id=127.

11. Proekt i proektnaja dejatel'nost' (metodicheskie rekomendacii) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://pdf.knigi-x.ru.

12. Runge V. F. Istorija dizajna, nauki, tehniki. Kniga 1 : uchebnoe posobie. - M. : Arhitektura-S, 2006. - 368 s.

13. Jem L. F. Proektnaja dejatel'nost' kak tvorcheskij process na urokah izobrazitel'nogo iskusstva v uslovijah FGOS. - Nizhnevartovsk : B. i., 2016. - 15 s.

14. Jepshtejn M. M. Na istoricheskih perekrestkah. Metod proektov. - SPb. : Obrazovatel'nyj centr «Uchastie», 2011. - 56 s.

© Ivanova G. B., 2018

Ivanova, Galina Borisovna - Third-year Master's Degree Student of «Pedagogical Education» Training Programme (Master's Programme «Applied and Decorative Arts in the System of Continuous Art Education»), Faculty of Arts and Music Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on November 15, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.