УДК 37.017.4.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
С.И. Куликова
Аннотация. В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования при построении учебно-воспитательной работы с детьми старшего школьного возраста. Представлены этапы социального проектирования. Доказано, что проектная деятельность является активной технологией формирования гражданской ответственности школьников, позволяющая им полноценно участвовать в решении социально-значимых задач общества; проявить свои знания, умения и навыки в практической деятельности, позволяющей сформировать навыки социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Раскрыта актуальность проблемы исследования через решение определенных целей, обусловленных политическими, экономическими, культурными и социальными условиями общества.
Ключевые слова: проект, социальное проектирование, гражданское воспитание, гражданская ответственность, нравственные ценности.
IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGY OF SOCIAL
DESIGNING IN THE COURSE OF FORMING OF THE
CIVIL RESPONSIBILITY OF SCHOOL STUDENTS
S. Kulikova
Abstract. In article the possibilities of technology of social designing in case of creation of teaching and educational work with children of the advanced school age are considered. Stages of social designing are provided. It is proved that project activities are active technology of forming of the civil responsibility of school students, allowing pupils to participate fully in the solution of socially important tasks of society, to show the knowledge, skills in the practical activities allowing to create skills of social practice with deep assimilation of fundamentals of social sciences. Relevance of the solved problem through the solution of the particular purposes caused by certain political, economic, cultural and social conditions of society is shown.
Keywords: project, social planning, civic education, civil responsibility, moral values.
Требования сегодняшнего дня к формированию гражданских качеств личности школьников заставляют педагогов искать новые формы работы с подростками, сместить акцент преподавания с пассивных методик на активные и интерактивные методики и технологии. Традиционная система построения учебно-воспитательной работы не позволяет в полной мере сформировать социально-значимые качества личности школьников; среди них можно выделить: активную гражданскую позицию, стремление к здоровому образу жизни, толерантность, познавательную потребность, стремление к профессиональному
самоопределению, активную творческую самореализацию, ценностное отношение к социальному окружению и действительности.
Практика социального проектирования с целью развития детской социальной инициативы используется на уроках в школах, во внеурочной деятельности или в системе дополнительного образования и представляет на сегодняшний день
наиболее интересное педагогическое направление.
Термин «проектирование» произошел от лат. «projectus» - как «брошенный вперед»; в ходе написания проекта создается прототип, прообраз предлагаемого или моделируемого объекта или состояния, специфической деятельности, в результате которой появляются варианты развития нового процесса или явления.
Американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 - 1952) был основоположником теоретической концепции «прагматической педагогики», на которой был основан метод проектов, который зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США.
В настоящее время при исследовании проблемы формирования гражданской ответственности школьников в трудах многих ученых: Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, С.Н. Иконниковой, В.А. Караковского, В.Е. Мусиной, К.Л. Мурай, М.Б. Насыровой, И.П. Николаевой, В.И. Червонюка, Р.М. Салиховой, А.М. Юдинских, И.Ф. Яруллина и др.
поднимаются вопросы воспитания гражданских качеств, гражданственности, гражданской позиции, гражданской ответственности. У всех этих терминов прослеживается примерно одинаковый смысл служения Отечеству, наличие у членов общества качеств активности и ответственности, гражданских чувств и гражданского долга, умения адаптироваться в конкретной социальной среде и умения принимать решения.
Возможности метода социального проектирования исследовали Алексеев Н.А., Афанасьева Г.В., Балабанов П.И., Берестова Л.И., Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Войцеховский С.Н., Зерчанинова Т.Е., Крюкова Е.А., Левина ЛИ., Луков В.А., Мазур З.Ф., Марача В.Г., Монахов В.М., Поличка Н.П., Радионов В.Е., Розин В.М., Сафронова В.М., Сидоренко В.Ф., Хилл П., Яковлева Н.О., Яруллин И.Ф. Передовой педагогический опыт доказывает, что в процессе социального проектирования у учащихся происходит развитие умений анализировать ситуацию, находить необходимую информацию, моделировать собственное поведение, разрабатывать стратегию деятельности; формируется комплекс знаний о правах и обязанностях, законах и других нормативных актах [2].
По мнению Л.И. Аманбаевой, гражданское воспитание не должно сводиться к только одной форме общественного сознания, например, политическому или правовому, так как наследием тоталитарного прошлого является сведение вопросов гражданской культуры к явлениям политического или правового познания. Гражданская культура сегодня характеризуется как явление, где находятся во взаимодействии духовные, нравственные, правовые,
политические, эстетические ценности, позволяющие человеку осознать гражданские права и обязанности [1].
Для изучения проблемы формирования гражданской ответственности школьников опытно-экспериментальной площадкой было выбрано муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Набережные Челны «Городской дворец творчества детей и молодежи №1». Исследование осуществлялось с волонтерами 12 - 16 лет детской общественной организации «Детский орден милосердия» (ДОМ), работающей на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «ГДТДиМ №1» с 1991 года. ДОМ в сферу своей деятельности включает различные формы содружества и сотворчества детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.
Создается единое творческое пространство для детей с ОВЗ и их здоровых сверстников, когда ребята, помогая друг другу, решают общие задачи. Через взаимодействие разных категорий детей - здоровых школьников и детей, имеющих отклонение в развитии, проявляет себя «саморазвивающийся социум». В работе общественной организации учитывается мотивация здоровых волонтеров на участие в делах социальной значимости, и желание детей с аномалиями развития проявить собственную инициативу, самостоятельность. Создаются условия для обеспечения их адаптации в окружающую среду и интеграции в независимую жизнь, через удовлетворение своих потребностей и интересов. Основное внимание уделяется детской социально-значимой инициативе, направленной на оказание реальной помощи и поддержки ровесникам - инвалидам в процессе социализации. Дети-инвалиды имеют
возможность для раскрытия своих внутренних резервов, реализации творческого потенциала, могут ощутить собственную независимость и устойчивость. Такое взаимодействие во многом обогащает здоровых детей и полезно детям с ОВЗ.
Результат взаимодействия детей с ОВЗ и школьников - волонтеров можно оценить с двух сторон: во-первых социализация детей с ОВЗ в общество здоровых сверстников; во-вторых, для здоровых школьников на первый план выходит добровольное принятие и исполнение обязанностей по преобразованию социальной действительности, оказание помощи людям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах, и является формой общественной активности и позитивной самореализации [4].
Опыт работы в системе дополнительного образования показал, что при написании социальных проектов у учащихся формируются определенные духовно-нравственные ценности. А.М. Князев рассматривал гражданственность в терминологии акмеологической науки [3]. Вершиной идеальной модели гражданственности является интегрированная, социально, культурно, исторически обусловленная гражданская зрелость человека, состоящая из: личностной ответственности за благополучие, развитие и безопасность государства и гражданского общества; гражданского долга личности перед государством и обществом за предоставление возможности развития и условий жизнедеятельности; активной гражданской позиции как ценностного способа жизни личности, направленного на достижение собственных жизненных целей; относительной
устойчивости системы сформированных гражданских отношений; патриотизма как любви к Родине.
Социальный проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата или цели, создание определенного уникального продукта при заданных ограничениях по ресурсам и срокам. Реализация проекта предполагает активное участие подростков в общественной жизни через практическое разрешение выделенных в проекте социальных проблем. Очень важным этапом в проектной деятельности является выделение проблемы и причин ее возникновения. Основная цель социального проектирования - это создание условий, которые способствую формированию у школьников собственного мнения и активной позиции для решения поставленных вопросов. Происходит индивидуальная или коллективная рефлексия деятельности. Поэтому метод имеет не только учебное, но и личностное значение. Проектирование основано на принципах: добровольности, учета возрастных, творческих, психологических возможностей школьников, особенностей региона, истории края, интеграции учебных знаний и воспитательных программ, системности и последовательности.
Технология социального проектирования предполагает последовательность прохождения ряда этапов: подготовку и мотивацию школьников к работе над проектом; выделение проблемы и причин ее появления, определение цели и задачи; определение правовой базы, проведение социологических исследований, изучение вопросов по проблеме в СМИ; изучение мнения специалистов по данному вопросу; прописка актуальности проблемы социального проекта, и предложение собственной программы действия. Далее следует реализация проекта. Школьники могут реализовать свой проект через непосредственное участие: путем сбора средств, организации ярмарок солидарности, проведения концертов, привлечения спонсорской поддержки. После соответствующей подготовки к защите проекта, подготовки демонстрационного и документального материала проводятся презентация проекта и рефлексия [5].
Результаты проведённого нами эксперимента показали, что процесс социального проектирования формирует у школьников комплекс знаний законов, прав и обязанностей граждан; знания о нормативных актах, возможностях самоуправления; использования средств массовой информации. Занятия социальным проектированием развивают умения анализировать ситуации, помогают в поиске
необходимой информации, моделировании собственного поведения, обучают принять ответственное и осознанное решение, формируют коммуникативные навыки в проведении социологических исследований, развивают умение работать с текстом и документацией.
В соответствии с построенной нами моделью эксперимента процесс формирования гражданской ответственности школьников в условиях волонтерской деятельности происходит через социальное проектирование как одного из интенсивных методов социальной практики с настоящим социальным эффектом, имеющим реальное влияние на окружающую действительность.
Приведем в качестве примеров несколько детских социальных инициатив.
В рамках реализации социального проекта «Полет во сне и наяву» школьниками была организована экскурсия для 17 детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребята с ОВЗ мечтали увидеть настоящие самолеты и познакомиться с работой сотрудников аэропорта. Именно в таких нетрадиционных, достаточно креативных делах и создается среда активного взаимодействия больных и здоровых детей; снимается напряженность взаимоотношений; нет места формальности.
Проект «Свой талант подари детям» был разработан с целью создания максимально возможных условий для активной жизни детей инвалидов и формирования в общественном сознании отношения к ним как к равным членам общества. Активисты проекта, умеющие рисовать, обучили группы волонтёров художественному творчеству; далее проводился «Волонтерский десант» по организации совместных занятий волонтеров и детей с ОВЗ. В завершении проекта была организована большая выставка творческих работ. В процессе реализации проекта 90 здоровых школьников провели 16 творческих встреч для 24 детей-инвалидов.
Проект «Серебряный возраст» был направлен на обучение людей преклонного возраста работе с компьютером, с дальнейшей передачей полученных знаний детям с ограниченными возможностями здоровья. Проект направлен на помощь людям старшего поколения; он ломает представления о «возрасте-покое», давая возможность пожилым людям реализовать себя в волонтерской практике. В проекте приняли участие 7 пожилых людей, 10 детей с ОВЗ и 15 волонтеров.
В рамках проекта «Живая память» были созданы два набора открыток с информацией о жизни и подвиге 32 челнинцев, погибших в
период военных действий на Северном Кавказе: в Республике Чечня, Дагестане, Абхазии, Грузии, и 35 солдат, погибших в Республике Афганистан, имена которых высечены на стене Памяти обновленного мемориального комплекса «Родина-Мать» в городе Набережные Челны. В ходе реализации проекта на средства, собранные волонтерскими отрядами, на фасадах образовательных учреждений были установлены мемориальные плиты с именами погибших солдат.
Нами проведен анализ результатов исследования личностного критерия
сформированности гражданской ответственности школьников в процессе волонтерской деятельности. В эксперименте использовался тест по изучению уровня развития гражданской ответственности И.Ф. Яруллина, по результатам ответов на вопросы теста определялся высокий, средний и низкий уровни гражданской ответственности у 79 школьников контрольной группы, и у 81 подростка 12 - 14 лет экспериментальной группы. Уровень
гражданской ответственности в
экспериментальной группе в ходе эксперимента вырос в целом по группе с 56,32% до 76,97%, а в контрольной группе с 56,24% до 66,95%, что подтверждает направленность подготовки волонтеров на формирование личности ответственного гражданина, способного оказать помощь другому человеку. После проведения эксперимента в экспериментальной группе уровень гражданской ответственности школьников снизился с 29,63% до 0%; средний
уровень понизился с 70,37% до 45,68%; высокий уровень развития гражданской ответственности школьников изменился от 0% в начале эксперимента до 54,32% в конце его проведения. В контрольной группе содержание низкого уровня до эксперимента составляло 29,11%, а в конце эксперимента снизилось до 5,06%, средний уровень повысился от 70,37% до 75,95%; высокий уровень повысился с 0% до 18,99% в конце эксперимента. Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют об эффективности реализации предложенной нами модели, где наряду с прохождением программ учебных занятий волонтерской направленности, участием в воспитательных мероприятиях, направленных на проявление гражданской зрелости, школьники на протяжении всего эксперимента занимались социальным проектированием.
Таким образом, проектная деятельность является активной технологией формирования гражданской ответственности школьников, позволяющей учащимся полноценно участвовать в решении социально-значимых задач общества, проявить свои знания, умения и навыки в практической деятельности, позволяющей сформировать навыки социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. В ходе решения социальных вопросов школьники имеют возможность углубиться в вопросы национальных приоритетов и традиций, подробно изучить местные особенности жизни людей, выделить проблему и найти пути ее верного решения.
1. Аманбаева Л.И. Теоретические основы гражданского воспитания учащейся молодежи в новых социальных условиях / Л.И. Аманбаева. - М., 2001. -342 с.
2. Гуляева И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности // И.Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия; сост. Тихомиров С.А. - Вологда: Книжное наследие, 2011. - 686 с.
3. Князев А.М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования: автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Князев Александр Михайлович. - М., 2008. - 321 с.
4. Морова Н.С. Детский орден милосердия: вопросы теории и практики. - М.,1997. - 143 с.
5. Яруллин И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов / И.Ф. Яруллин. - Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2011. - 183 с.
Сведения об авторе:
Куликова Светлана Ивановна (г. Набережные Челны, Россия), аспирант ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», старший преподаватель УВО «Университет управления «ТИСБИ», e-mail: [email protected]
Data about the author:
S. Kulikova (Naberezhnye Chelny, Russia), graduate student Kazan (Volga region) Federal University, senior teacher UVO «University of management «TISBI», e-mail: [email protected]