Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАВЫК / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбальченко Ю.С.

В статье освещен вопрос социализации студентов посредством социального проектирования как одного из методов совершенствования студенческой деятельности, обозначены этапы организации проектной деятельности. Цель статьи изучить специфику использования социальных проектов как компонента социализации. Задачи статьи изучение типов проектов, структуры проектной деятельности и ее содержания. Статья включает описательные и аналитические методы. Результаты: рассматриваются понятие и основные виды проектов, конструкции, этапы и содержание проектной деятельности, значение социального проектирования и вовлечения молодежи в социальную проектную деятельность в формировании социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбальченко Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DESIGN AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF PERSONALITY

The article highlights the issue of socialization of students through social design as one of the methods of improving student activity, the stages of organizing project activities are outlined. The purpose of the article is to study the specifics of using social projects as a component of socialization. The objectives of the article are to study the types of projects, the structure of project activities and its content. The article includes descriptive and analytical methods. Results: the concept and main types of projects, designs, stages and content of project activity, the importance of social design and the involvement of young people in social project activities in the formation of socialization of personality are considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

профессионального образования

Thorium and methods of vocational education

УДК 378.1

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Рыбальченко Ю.С.

аспирант 3 курса

Сургутский государственный университет Сургут, Российская Федерация ORCID ID: 0009-0005-2795-4941, SPIN-код: 1399-6603, AuthorID: 1213407 E-mail: vus_83@mail.ru

Аннотация. В статье освещен вопрос социализации студентов посредством социального проектирования как одного из методов совершенствования студенческой деятельности, обозначены этапы организации проектной деятельности.

Цель статьи изучить специфику использования социальных проектов как компонента социализации. Задачи статьи изучение типов проектов, структуры проектной деятельности и ее содержания.

Статья включает описательные и аналитические методы.

Результаты: рассматриваются понятие и основные виды проектов, конструкции, этапы и содержание проектной деятельности, значение социального проектирования и вовлечения молодежи в социальную проектную деятельность в формировании социализации личности.

Ключевые слова: социальное проектирование, социальный, проектирование, проект, деятельность, навык, развитие

Современное образовательное пространство требует модернизации в новых условиях, и одним из ключевых факторов для этого является применение передовых образовательных технологий. Одна из таких технологий - социальное проектирование, которое не только активизирует деятельность обучающихся, но также является средством социализации. Социальное проектирование прошло через эволюцию в течение длительного времени, но его суть осталась неизменной - побуждать интерес обучающихся к очевидным проблемам и продемонстрировать практическое использование по-

лученных знаний посредством проектной деятельности. Эта методика призвана развивать социальные компетенции и активность учащихся. Проектная технология имеет большую актуальность в образовательном процессе, так как она способствует формированию социальных навыков и компетенций у обучающихся. Е.С. Полат отмечает, что проектная деятельность развивает социальный аспект личности, включая ее в различные виды деятельности и прививая необходимые знания и умения. Рассматривая проектную технологию как средство социализации, которое представляет собой сочета-

ние адаптации и обособления человека в обществе. Баланс между этими двумя аспектами определяет становление индивида. Воспитание, в свою очередь, является целенаправленным процессом «взращивания человека», который осуществляется в семье и образовательных учреждениях.

Социализация личности следствие включения каждого обучаемого в единую социальную целостную структуру общества. Данный процесс позволяет каждому человеку быть полноценным членом общества. Анализ понятия "социализация" показывает, что оно включает в себя процесс социального обучения и развития человека на протяжении всей его жизни. Важным аспектом социализации является взаимодействие с окружающей средой и усвоение социальных норм и культурных ценностей. В современном образовательном пространстве применение проектной технологии становится все более значимым. Она помогает учащимся не только получать знания, но и применять их на практике, развивая при этом социальные навыки и компетенции. Проектная деятельность позволяет учащимся реализо-вывать свои идеи, работать в команде, принимать решения и разбирать реальные проблемы, что способствует их личностному и социальному развитию. Проектная технология также способствует развитию критического мышления, творческого потенциала и самостоятельности учащихся. Обучающиеся учатся анализировать информацию, искать пути решения, оценивать свои результаты и взаимодействовать с другими участниками проекта. Все это формирует не только знания и умения, но и важные социальные навыки, которые пригодятся в будущей жизни. Таким образом, применение проектной технологии в образовательном процессе является не только эффективным методом обучения, но и средством социализации. Она помогает формировать социальные компетенции, активность и самостоятельность учащихся, подготавливая их к успешной адаптации в современном обществе.

Перед педагогами всегда стоит актуальная проблема: направить энергию обучающихся в «нужное» русло, сделать ее организованной. Технология- социализация посредством проектирования, движущая сила, которая помогает в разрешении жизненно важных проблем. Проектирование - это действие, направленное на создание нового продукта или услуги. Она предполагает постановку цели, планирование действий, реализацию плана и оценку полученных результатов. В контексте социализации проектирование выступает как деятельностный процесс развития личности. В процессе проектирования студент приобретает следующие навыки и умения:

- знаковое кодирование: способность выражать свои мысли и идеи в различных формах, включая письменные, устные и визуальные;

- абстрагирование: способность выделять существенные признаки и связи из окружающей действительности;

- планирование: способность ставить цели и разрабатывать пути их достижения;

- реализация плана: способность воплощать свои идеи в жизнь;

-оценка результатов: способность анализировать свои действия и полученные результаты.

Социализация является стратегической линией развития личности, стержнем ее становления, способом ее реализации. Социальное проектирование предусматривает определенные социальные изменения. Эти изменения разработаны, обоснованы и запланированы. Другими словами, социальное проектирование — это вид инновационной деятельности. Инновация - это сознательное генерирование новой вещи и внедрение ее в повседневную жизнь путем изменения прошлого опыта. [2]. В контексте социализации инновационная деятельность направлена на создание новых социальных условий, способствующих развитию личности [7].

В реформе образования за основу стратегии модернизации лежит компетентност-ный подход. В него заложена идеология содержания образования, которая меняет

образовательную парадигму на современную, соответствующую требованиям современности. Именно проектная деятельность обладает возможностью охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. Проектная деятельность способствует развитию следующих компетенций, обучающихся:

- познавательные навыки: опыт самостоятельного конструирования собственных знаний и умений ориентироваться в информационном просторе, расширение критического и творческого мыслительного процесса;

- коммуникативные навыки: умения работать в команде, вести переговоры, защищать свою точку зрения;

- личностные навыки: умения ставить цели и достигать их, умение работать в стрессовых ситуациях.

Социальное проектирование - это метод обучения, основанный на решении конкретной социальной проблемы. За основу метода взята идея прагматического направления на результат, который можно извлечь при разрешении той или иной практически или теоретически существенной проблемы. Полученный результат можно представить, осмыслить, использовать на практике [0]. Цели социального проектирования можно разделить на две группы: Образовательные:

- развитие критического мышления,

- навыки исследовательской работы,

- участие в дискуссиях,

- выбор альтернативного решения,

- навыки работы в команде,

- навыки презентации результатов работы.

Социальные:

- решение социальной проблемы,

- повышение качества жизни,

- развитие социальной активности личности.

Социальное проектирование имеет определенные особенности, которые отличают его от других методов обучения:

- практическая направленность: социальный проект должен решать конкрет-

ную социальную проблему, а не быть абстрактным исследованием;

- комплексность: социальный проект должен учитывать различные аспекты социальной проблемы, включая её причины, последствия и возможные пути решения;

- партнерство: социальный проект может осуществляться как индивидуально, так и в команде. В случае командного проекта важно, чтобы все участники были заинтересованы в решении проблемы и разделяли общие цели;

- этапность: социальный проект проходит ряд этапов, включая постановку проблемы, разработку решения, реализацию проекта и оценку результатов. Социальное проектирование применимо в разнообразных сферах жизни, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру и экологию [1, с. 13]. Вот несколько примеров социальных проектов:

- проект по созданию инклюзивной среды в университете;

- проект по развитию волонтерского движения;

- проект по сохранению культурного наследия;

- проект по защите окружающей среды. Социальное проектирование является важным инструментом, направленным на развитие участников проекта и решение социальных проблем. Оно включает в себя ряд задач, таких как формирование умения объективно оценивать себя и свои действия, развитие способностей в определенной сфере деятельности, работа в команде, аналитическое и критическое мышление, а также повышение личной значимости каждого участника проекта и уверенности в своих способностях. Одной из ключевых составляющих успешной реализации социального проекта является обоснование его в правовом, экономическом и организационном аспектах [1, 0]. Социальное проектирование олицетворяет собой процесс поиска новых смыслов в общественных явлениях и отношениях, а также выбора способов их конструктивного преобразования.

Для этого необходимо пройти через несколько этапов, включающих подготовку к работе, выбор проблемы, подбор информации, разработку вариантов, составление плана действий, создание портфо-лио, презентацию и рефлексию. Реализация социального проектирования основана на нескольких принципах. Во-первых, проект должен быть доступным для обучающихся и требовать минимального объема ресурсов. Во-вторых, участие в проекте должно быть добровольным, и каждый участник должен проявлять желание принять в нем участие. В-третьих, необходимо учитывать возрастные особенности участников и предлагать им проблемы, которые будут понятны или основаны на их жизненном опыте. В-четвертых, важно дать возможность участникам самостоятельно разрабатывать варианты решения проблемы. Помимо этого, важную роль в социальном проектировании играет наставник. Педагог должен занимать позицию соучастника, сотрудничества и совместной деятельности. Однако его роль и позиция могут изменяться на разных этапах проекта, в зависимости от потребностей и ожиданий участников, а также особенностей социальной и педагогической ситуаций.

Социальное проектирование имеет особое значение для развития участников проекта и решения социальных проблем. Оно способствует формированию ключевых навыков и компетенций, а также помогает участникам увеличить самооценку и уверенность в себе. Поэтому внедрение социального проектирования в образовательные программы и другие сферы деятельности может принести значительные пользу обществу в целом. Для воспитания активной позиции у будущих граждан необходимо погрузить их в активный процесс освоения граждан-

ских и правовых знаний и навыков [4, с. 30]. Хотя многие образовательные учреждения предоставляют возможность заниматься волонтерской деятельностью, это только одно из направлений социального проектирования, и его деятельность следует расширять.

Существует несколько видов деятельности, которые могут быть связаны с социальными проектами. Первый вид - выпуск информационного издания, который может быть посвящен актуальным социальным и правовым темам. Второй вид -проведение мероприятий, направленных на повышение осведомленности о праве. Третий вид - организация выездных экскурсий, которые позволят обучающимся познакомиться с различными социальными и правовыми институтами. Четвертый вид - активное участие в олимпиадах и конкурсах, связанных с правовой и гражданской тематикой. Пятый вид -прохождение социальных практик, которые помогут обучающимся применять имеющиеся знания в действительности. Исследования показывают, что социальное проектирование способствует повышению интереса обучающихся к изучаемым дисциплинам и придает социальную и личную значимость их деятельности [6]. Кроме того, оно способствует формированию социально-трудовой компетенции, которая является необходимым условием для самореализации личности. Социальное проектирование может стать инновационной деятельностью, которая поможет молодому поколению успешно социализироваться в современном обществе. Вовлекая обучающихся в социальное проектирование, мы подготавливаем их к взаимодействию с реальным миром после окончания учебы. Это позволяет им ощутить себя частью общества и развить навыки, необходимые для успешной адаптации в современной среде.

Литература

1. Гаманенко Н.П. Организация самостоятельной работы студентов в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования // Вестник ПГГПУ. Пермь, 2014. С. 224-231

2. Гатиева А.М. Социальное проектирование как элемент воспитательной работы вуза в аспекте формирования социально-политических ориентаций студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 04. С. 7274.

3. Павлов В.Ю. Технологии социальной коммуникации, социокультурного проектирования и соучастия как условия компетентности специалиста социальной сферы // Отечественный журнал социальной работы. 2019. № 1 (76). С. 244-252.

4. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже 20-21 веков // Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование: теория и практика». М.: Новый учебник, 2003. 416 с.

5. Розин В.М. Социальное проектирование и социальные технологии // Тренды и управление. 2019. № 3. С. 1-14.

6. Семено А.А. Социально педагогическое проектирование как технология профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: автореф. дис. ... к.п. наук. Шуя, 2010. С. 22

7. Чудова С.Г. Социальное проектирование как инновационная практика социальной работы // Теория и практика социальной работы: история и современность. Сборник научных трудов электронное издание. Под общей редакцией: Ю.А. Калинина, С.Г. Чудова. Барнаул, 2015. С. 262-266.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Рыбальченко Ю.С. Социальное проектирование как средство социализации личности / Ю.С. Рыбальченко // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том . № 9. С. 5-11.

Сведения об авторе Рыбальченко Юлия Сергеевна

аспирант 3 курса

Сургутский государственный университет Сургут, Российская Федерация ORCID ID: 0009-0005-2795-4941, SPIN-код: 1399-6603, AuthorID: 1213407 E-mail: vus_83@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 9, pp. 5-11.

SOCIAL DESIGN AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF PERSONALITY

Rybalchenko Yu.S.

3rd year postgraduate student

Surgut State University

Surgut, Russian Federation

ORCID ID: 0009-0005-2795-4941,

SPIN-^: 1399-6603, AuthorID: 1213407

E-mail: vus_83@mail.ru

Abstract. The article highlights the issue of socialization of students through social design as one of the methods of improving student activity, the stages of organizing project activi-

ties are outlined.

The purpose of the article is to study the specifics of using social projects as a component of socialization. The objectives of the article are to study the types of projects, the structure of project activities and its content.

The article includes descriptive and analytical methods.

Results: the concept and main types of projects, designs, stages and content of project activity, the importance of social design and the involvement of young people in social project activities in the formation of socialization of personality are considered.

Keywords: social design, social, design, project, activity, skill, development J|5 References

1. Gamanenko N.P. Organizaciya samostoyaternoj raboty" studentov v sisteme garantij kachestva professional"noj podgotovki specialista v obrazovatel"ny"x organizaciyax vy"sshego i srednego professional"nogo obrazovaniya // Vestnik PGGPU. - Perm": ASTER-DIDZhlTAL, 2014. - S. 224-231 https://elibrary.ru/item.asp?id=23221671

2. Gatieva A. M. Social"noe proektirovanie kak e"lement vospitatel"noj raboty" vuza v aspekte formirovaniya social"no-politicheskix orientacij studentov // Sovremennaya nauka: aktual"ny"e problemy" teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarny"e nauki. -2023. -№04. -S. 72-74 DOI 10.37882/2223-2982.2023.4.13 https://elibrary.ru/item.asp?id=54132227

3. Pavlov V.Yu. Texnologii social"noj kommunikacii, sociokul"turnogo proektirovaniya i souchastiya kak usloviya kompetentnosti specialista social"noj sfery"// Otechestvenny"j zhurnal social"noj raboty". 2019. № 1 (76). S. 244-252. https://elibrary.ru/item.asp?id=37751188

4. Pevczova E.A. Pravovaya kul"tura i pravovoe vospitanie v Rossii na rubezhe XX-XX1 vekov // Rossijskij fond pravovy"x reform. Proekt «Pravovoe obrazovanie: teoriya i praktika». - M.: No-vy"j uchebnik, 2003. - 416 s.

5. Rozin V.M. Social"noe proektirovanie i social"ny"e texnologii//Trendy" i upravlenie. 2019. № 3. S. 1-14. https://elibrary.ru/item.asp?id=41086177

6. Semeno A.A. Social"no -pedagogicheskoe proektirovanie kak texnologiya professional"noj podgotovki social"ny"x pedagogov v vuze

avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Shujskij gosudarstvenny"j pedagogicheskij universitet. Shuya, 2010- S. 22 https://elibrary.ru/item.asp?id=19323233

7. Chudova S.G. Cocial"noe proektirovanie kak innovacionnaya praktika social"noj raboty"/ V sbornike: Teoriya i praktika social"noj raboty": istoriya i sovremennost". sbornik nauchny"x trudov e"lektronnoe izdanie. Pod obshhej redakciej: Yu.A. Kalinina, S.G. Chudova. Barnaul, 2015. S. 262266. https://elibrary.ru/item.asp?id=25824626

Information about the author Rybalchenko Yuliya Sergeevna

3rd year postgraduate student

Surgut State University

Surgut, Russian Federation

ORCID ID: 0009-0005-2795-4941,

SPIN-^: 1399-6603, AuthorID: 1213407

E-mail: vus_83@mail.ru

Поступила в редакцию 09.09.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликова-

нию 20.09.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.