Научная статья на тему 'Социальное проектирование как средство социализации школьников'

Социальное проектирование как средство социализации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3977
775
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGNING / SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старкова Валерия Евгеньевна, Довгяло Валерий Казимирович

В статье раскрываются проблемы социализации обучающихся через социальное проектирование как один из методов активизации деятельности обучающихся, а также показаны этапы организации проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DESIGNING AS A MEAN OF SOCIALIZING SCHOOL CHILDREN

The problems of socializing schoolchildren by social designing as one of the methods of activation of pupils’ work and the stages of the project’s organization are risen up.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование как средство социализации школьников»

УДК 37.035

Старкова Валерия Евгеньевна

магистрант 1-го курса факультета правового и социально-педагогического

образования

Довгяло Валерий Казимирович

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой правовых дисциплин и методики преподавания права

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия

614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72, e-mail: pedagog@pspu.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Valeria E. Starkova

Student of Master's Program of the Faculty of Legal and Social-Pedagogical Education

Valery K. Dovgyalo

PhD, Assistant Professor and Head of the Chair of Legal Science and Methods of Teaching Law

Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu. ru

SOCIAL DESIGNING AS A MEAN OF SOCIALIZING SCHOOL CHILDREN

Аннотация. В статье раскрываются проблемы социализации обучающихся через социальное проектирование как один из методов активизации деятельности обучающихся, а также показаны этапы организации проектной деятельности.

Ключевые слова: проектирование; социализация обучающихся; образование.

Abstract. The problems of socializing schoolchildren by social designing as one of the methods of activation of pupils' work and the stages of the project's organization are risen up.

Key words: designing; socialization of schoolchildren; education.

Современное образовательное пространство невозможно модернизировать в новых условиях без применения передовых

© Старкова В.Е., Довгяло В.К., 2015

образовательных технологий. Социальное проектирование является одним из лучших методических приемов не только для активизации деятельности обучающегося, но также и как средство социализации. Претерпев некоторую эволюцию на протяжении длительного времени применения, данный метод не изменил своей сути - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Актуальность проблемы заключается в общественной и научной значимости рассматриваемого вопроса для всех участников образовательного процесса, в плане признания технологии проектного метода в образовании -формировать у обучающихся социальные компетенции, социальную активность.

По мнению Е.С. Полат, проектная деятельность - самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает обучающимся жизненно необходимые знания и умения.

Рассматривая проектную технологию как средство социализации, мы выделили сущность социализации, которую трактуют как сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида (субъект-объектная трактовка Э. Дюркгейма и Т. Парсонса). Воспитание определяется, как целенаправленное «взращивание человека», осуществляемое в семье, школе и других учебных заведениях.

Включение каждого обучаемого в единую социальную целостность и саму структуру общества происходит через процесс, позволяющий каждому человеку стать полноценным членом общества, коим является социализация личности.

Анализ понятия «социализация» показал, что в основном под ним понимается процесс социального обучения. Термин «социализация» начал использоваться в конце XIX в. и понимается как развитие человека на протяжении всей его жизни, заключающееся во взаимодействии с окружающей средой и предполагающее усвоение и воспроизводство им социальных норм и культурных ценностей, саморазвитие и самореализацию личности в обществе, к которому он принадлежит. Данный процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия с окружающим миром, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного процесса - воспитания.

Вместе с тем при запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладываются основы самой социализации. Не может не вызывать тревогу общественности нарушение подростками социальных норм и правил, нежелание их соблюдать. Это уже само по себе является проявлением нарушения процесса социализации.

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена общества, к которому он принадлежит. Процесс этот двусторонний: с

одной стороны, это усвоение обучающимися социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему входящих в нее социальных связей; с другой стороны, это процесс активного воспроизводства системы социальных связей обучающимися за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду.

Отсутствие у подростков жизненного опыта и незнание законов часто является причиной их трагедии. Окружающая действительность непрерывно ставит перед обучающимися проблемы: соотносить свои действия с поступками товарищей, взрослых; самому поступать определенным образом, решительно преодолевать возникающие препятствия или временно отступать перед трудностями; оценивать свои действия и действия своих товарищей. Сталкиваясь с этими проблемами, школьники не знают, как поступить, и нередко нарушают свои и чужие права и обязанности [8, с. 53]. Зачастую именно незнание своих прав и обязанностей ставит школьника в тупик.

Во все времена перед педагогами стоит острая проблема: как «разрушительную энергию» подростков направить в иное русло, сделать ее созидательной. Технология, мощный рычаг, который помогает решить эту наиважнейшую проблему, - социализация через проектирование.

Проектирование - это деятельностный процесс социализации. Социализация в этом смысле является стратегической линией развития личности, стержнем ее становления, способом ее реализации.

Проективный характер социализации проявляется в том, что личность обучается знаковому кодированию; приводит в соответствие языковый комплекс с объектами внешнего мира; формирует навыки абстрагирования признаков и связей, имеющих необходимый характер; учится соотносить потребности, мотивации и поступки. Понятия «жизненный путь» и «жизненный цикл» закрепляют социальные знаки развития личности. Деятельностный характер социализации раскрывается в процессе формирования структур мотиваций, потребностей, интересов и ценностей, обусловленных влиянием общества на личность.

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности. Инновация - это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта [ 4, с. 8].

Почти каждый день с экранов телевизоров мы слышим о реформе образования, в основе стратегии модернизации которого лежит компетентностный подход. В него заложена идеология содержания образования, которая меняет образовательную парадигму на современную, соответствующую требованиям современности. Именно проектная деятельность обладает возможностью охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем.

Проектная деятельность способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания.

В основу метода проектов положена идея прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Признание за человеком права активно воздействовать на социальное окружение и на себя самого как частицу общественного организма составляет морально-философское основание социального проектирования [ 2]. В современном меняющемся мире взаимосвязь «качество образования -качество жизни» является стимулом к изменению образования.

Социальное проектирование является формой, объединяющей обучение и воспитание, оно развивает навыки критического мышления, анализа работы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения. Данная форма вовлекает ребенка в практическую деятельность, он становится непосредственным участником правовых отношений. В проекте важно не только выделять острые социальные проблемы, но и предлагать реальные пути их решения [4, с. 13].

Ценностная ориентация социального проектирования выдвигает на заметное место в современных теориях проблему идеала. Идеал - наивысшее мыслительное выражение желаемого и должного. Он конструируется и облекается в образную форму по измерениям своего времени и наиболее ясно выражает тенденции эпохи, доминирующие жизненные концепции. Различие эпох в социокультурном смысле - это различение присущих им идеалов, которые могут выражаться в нравственных образцах и моде, философских воззрениях и представлениях об общественном устройстве [ 1].

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

Предмет социального проектирования - создание ценности. В ходе проектирования обучающийся приобретает опыт. Социальный опыт - это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром - самостоятельный или при поддержке наставника [2; 3; 4]. Овладеть социальным миром - значит не просто усвоить сумму сведений, знаний,

умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является. Опыт деятельности обучающихся в сфере ответственности социально-трудовой компетенции формируется в деловых, ролевых и имитационных играх, социальных практиках и проектах.

Таким образом, основными задачами социального проектирования являются:

- формирование умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;

- развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;

- развитие исследовательских умений и навыков учащихся, аналитического и критического мышления;

- содействие повышению личной значимости у каждого участника проекта;

- формирование у каждого человека уверенности в собственных способностях и компетентности.

Обоснование проекта характеризует его реализацию в правовом, экономическом, организационном отношениях [3; 4]. Поэтому социальное проектирование - это поиск новых смыслов общественных явлений, отношений и обстоятельств в результате предвидения их инновационного облика и выбора способов конструктивного преобразования [6, с. 5].

Исследователи проблемы выделяют следующие этапы работы над социальным проектом [3; 6; 7]:

1. Подготовка к работе.

2. Выбор проблемы.

3. Сбор информации.

4. Разработка вариантов.

5. План действий.

6. Составление портфолио.

7. Презентация.

8. Рефлексия.

В основе реализации социального проектирования лежат следующие принципы:

1. Доступность: проект должен содержать минимальный объем ресурсов, для удобства школьников.

2. Добровольность: желание участия в проекте должно исходить от учеников.

3. Диалектность с учетом возрастных особенностей: проблемы, рассматриваемые в работе, должны быть доступными для понимания или опираться на жизненный опыт школьников.

4. Самостоятельность: дать школьникам возможность самостоятельно продумывать варианты решения проблемы.

В процессе реализации социального проекта важным является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться, в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Формы и методы работы над социальным проектированием:

1. Мастер-классы или обучающие занятия, для корректного и толерантного проведения сбора информации.

2. Социальный опрос.

3. Интервьюирование.

4. Анализ СМИ и других источников.

5. Портфолио мероприятия по его итогам.

6. Презентация для передачи опыта.

7. Рефлексия, при которой обязательным является обсуждение и анализ «слабых» и «сильных» сторон проекта и дальнейшие пути взаимодействия и реализации других проектов.

Ожидаемые результаты социального проектирования:

1. Совершенствование общественно -практической активности учащихся.

2. Развитие и становление активной гражданской позиции.

3. Развитие творческой активности личности.

4. Приобретение навыков организаторской работы.

5. Умение анализировать и подводить итоги.

6. Формирование толерантности, коммуникативности, адаптированности к социуму, патриотизма, умения поисковой работы.

Только погружая ребенка в активный процесс овладения гражданскими и правовыми знаниями и навыками, можно воспитать активную личность [5, с. 30].

Многие общеобразовательные учреждения дают возможность учащимся заниматься волонтерской деятельностью, и это, конечно, является важным подспорьем в воспитании будущего гражданина. Но нельзя ограничиваться несколькими направлениями социального проектирования, необходимо расширять деятельность старшеклассников в этом направлении.

Возможные виды деятельности по социальным проектам:

1. Выпуск информационного издания.

2. Проведение классных часов и мероприятий для младших классов на правовые темы.

3. Проведение выездных экскурсий.

4. Принятие активного участия в олимпиадах, конкурсах с правовой и гражданской тематикой.

5. Прохождение социальных практик.

Таким образом, исследование показывает, что в процессе реализации социального проектирования у обучающихся повышается интерес к изучаемым дисциплинам, социальная и личная значимость своей предметно-преобразующей деятельности. Кроме этого, формируется социально -трудовая компетенция, которая является необходимым условием для самореализации личности. Социальное проектирование может стать той инновационной деятельностью, которая способна помочь школьнику социализироваться в современном обществе. Вовлекая ребенка в данную форму взаимодействия, учитель вовлекает его в те отношения, которые ждут обучающегося по выходе из учебного заведения. Вместе с тем в процессе реализации социального проекта важны роль и позиция педагога.

Список литературы

1. Казанцева С.И. Формирование гражданственности школьников посредствам организации социальных практик // Пермский педагогический журнал. - 2011. - № 2.

2. Косолапова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования // Вестник ПГГПУ. - Пермь: АСТЕР-ДИДЖИТАЛ, 2010. - С. 67.

3. Лебедева Г.А., Мальсагова Г.Н. Социальное проектирование: пособие для студентов вузов, организаторов и участников социальных проектов / Соликам. гос. пед. ин-т. - Соликамск, 2008. - 104 с.

4. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. - 6-е изд., испр. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та: Флинта, 2006. - 240 с.

5. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование: теория и практика». - М.: Новый учебник, 2003. - 416 с.

6. Педагогика. Социальное проектирование в школе (в помощь студенту -практиканту): метод. пособие / авт.-сост. В.Б. Сбитнева; Перм. гос. ун-т. -Пермь, 2007. - 43 с.

7. Правовое воспитание и социальная активность населения // [Н.И. Козюбра, В.П. Зенин, В.А. Чехович и др. ; ред. кол.: Б.М. Бабий (отв. ред.) и др.]. - Киев : Наук. думка, 1979. - 327 с.

8. Правовое воспитание учащихся: (Из опыта работы) // сост. Г.П. Давыдов, А.Ф. Никитина, В.М. Обухов. - М.: Просвещение, 1979. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.