Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал современной школьной библиотеки'

Воспитательный потенциал современной школьной библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1841
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / МИССИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков А. Л.

Исследователем в предлагаемой статье обозначаются воспитательные детерминанты библиотеки современной образовательной организации. Определяются сущностные элементы социализации обучающихся средствами школьной библиотеки. Представлены некоторые направления деятельности школьного библиотекаря как провайдера социализации обучающихся. Подтверждается необходимость рассмотрения данного вопроса в национальном масштабе и создания единого координирующего центра по вопросам воспитания и педагогической социализации будущих граждан Российской Федерации в условиях школьной библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал современной школьной библиотеки»

отношения к людям. Феномен воспитания выносится в сферу «между» воспитателем и воспитанниками, где педагог ориентирован не на заранее определенные цели и выверенные способы работы, а на сегодняшний день ребенка, на со-бытие, живой процесс взаимодействия с ним.

Таким образом, воспитание - это институционально оформленная реальность ценностно-смыслового взаимодействия взрослых и детей, в процессе которого дети осваивают культурные образцы и нормы отношений, постигают общечеловеческие ценности и смыслы, находят новое понимание себя, других людей и мира.

Примечания

1. Караковский В. А. Воспитание для всех. М. : НИИ школьных технологий, 2008. С. 228-229.

2. Демакова И. Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М. : АНО «ЦНПРО», 2013. С. 19.

3. Тубельский А. Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми / под ред. А. Русакова. М. : Первое сентября, 2012. С. 231.

4. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М. : Прогресс, 1994; Rogers C. R., Lyon H. C., Tausch R. (2013) On Becoming an Effective Teacher: Person-centered Teaching, Psychology, Philosophy and Dialogues. Routledge.

5. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М. : Смысл, 1999.

6. Валеева Р. А. Педагогическая концепция и воспитательная практика Януша Корчака. 2-е изд., доп. Казань : КГПУ, 2003.

7. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002.

8. Демакова И. Д. Указ. соч. С. 46.

9. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук (в сокращении) // Бахтин М. М. Собр. соч. Т. 5. М. : Русские словари, 1996. С. 7-10.

10. Buber M. (2013) I and Thou / translated by Ronald Gregor Smith. Bloomsbury revelations edition.

11. Караковский В. А. Указ. соч. С. 53.

12. Газман О. С. Указ. соч. С. 23.

13. Смирнов Д. В. Педагогическое искусство: сюжеты и ассоциации на «заданную» тему // Педагогическое искусство. 2017. № 1. С. 135.

14. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М. : УРАО ИТИП, 2010. С. 142.

А. Л. Третьяков

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Исследователем в предлагаемой статье обозначаются воспитательные детерминанты библиотеки современной образовательной организации. Определяются сущностные элементы социализации обучающихся средствами школьной библиотеки. Представлены некоторые направления деятельности школьного библиотекаря как провайдера социализации обучающихся. Подтверждается необходимость рассмотрения данного вопроса

© Третьяков А. Л., 2017 108

в национальном масштабе и создания единого координирующего центра по вопросам воспитания и педагогической социализации будущих граждан Российской Федерации в условиях школьной библиотеки.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, школьный библиотекарь, обучающиеся, инновации в образовании, миссия и направления деятельности школьной библиотеки.

Роль воспитания как приоритетной сферы социальной жизни определяется направлениями образовательной политики, одним из которых является создание новой целостной системы общества - системы открытой и вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, собирающей воедино современные социально значимые ценности и установки, а также отечественные традиции.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

Есть необходимость в создании единого образовательного пространства путем интеграции разных типов образовательных организаций и их структурных подразделений, оптимального использования их ресурсного потенциала в интересах личности ребенка. Именно в настоящее время школьная библиотека играет неоценимую роль как центр воспитания и педагогических начал современной образовательной организации.

Идея воспитательного пространства, целесообразно организованного, направленного на освоение культурного опыта человечества, возникла в условиях научной школы Л. И. Новиковой. И с каждой попыткой осмысления феномена воспитательного пространства настоящая научная категория обретала свое содержательное наполнение и раскрывалась в многообразии трактовок природы и условий своего развития в исследованиях учеников Людмилы Ивановны Новиковой. Например, среди условий и ресурсов развития воспитательного пространства определяются:

• созидательная, интегрирующая деятельность (Н. Л. Селиванова);

• динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий (Д. В. Григорьев);

• качественные характеристики микросоциума (А. В. Мудрик);

• сочетание источников энергии, способных обеспечить развитие личности в соответствии с определенными целями (А. В. Гаврилин) и др.

Настоящие научные точки зрения подчеркивают трансцендентность природы явления воспитательного пространства, сложность его иерархии и структуры (С. К. Бондырева). И они же раскрывают и доказывают его динамическую сущность.

Проблема воспитания настоящего гражданина, умеющего ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной для любой страны. Для Российской Федерации она приобретает особую значимость, так как активное строительство нового демократического общества ведется в сложных социально-экономических и политических условиях, когда меняются прежние отношения человека с государством и вырабатываются новые политико-правовые нормы. Это процесс длительный и весьма сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по-прежнему является одним из самых действенных из них. При этом следует иметь в виду особенности регионального

решения данной проблемы, а также расширение профессиональных, культурных и образовательных возможностей.

Вхождение человека в период развития информационного общества, со стремительно возрастающими объемами новых знаний и информации, повлекло за собой смену парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию непрерывного самообразования, саморазвития и самоанализа. Образование превращается в непрерывный процесс и далеко выходит за рамки традиционного формального. Перед школой ставится задача формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. В учебном процессе возрастает доля самостоятельной работы с широким репертуаром современных информационных продуктов и услуг. Эффективность процесса обучения теперь во многом определяется качеством обеспечения информационных потребностей педагогов и школьников, а это, несомненно, требует значительной поддержки со стороны библиотек.

Л. Н. Толстой считал: «Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» [2].

Происходящий в современной России процесс реформирования системы образования активизировал интерес к проблеме восстановления целостности образовательного пространства. Решение этой задачи тесно связано с осознанием актуальности воспитательной и педагогической компоненты в образовательной практике.

Воспитание детей - это проблема особой сложности, кардинальная функция любого здорового общества. Изменения социокультурной ситуации в Российской Федерации способствовали тому, что в отечественной педагогике постепенно утверждается гуманистический идеал образования (обучения, воспитания, развития), а проблема воспитания подрастающего поколения в российском обществе выходит сегодня на первый план.

На наш взгляд, формирование данных качеств в условиях современной образовательной организации можно спроецировать и на деятельность школьной библиотеки.

Библиотеки, осуществляющие информационно-библиотечное обслуживание системы образования, находятся в подчинении двух министерств: культуры и образования. Если первые - самостоятельные учреждения, выбирающие сами приоритеты своей деятельности, то вторые - структурные подразделения образовательных организаций, призваны ориентироваться на потребности обслуживаемой организации и рассматривают свою деятельность как часть педагогического и воспитательного процесса. Поэтому публикации, связанные с библиотечной поддержкой образования, идут в изданиях и библиотековедческой, и педагогической тематики. Однако специалисты и той и другой отрасли выделяют в качестве особо важного направления работу с учащейся молодежью. «Жизнь диктует необходимость новых подходов в библиотечно-библиографической и информационной деятельности библиотек, работающих с подрастающим поколением, создание нового образа детской, юношеской и школьной библиотек» [3].

Многие проблемы современной образовательной ситуации характеризуются новизной и динамичностью развития, новым видением содержания образования и его ожидаемых результатов. На международном уровне эксперты выявили и представили пять тенденций, которые на период с 2015 по 2020 г. будут влиять на процессы, происходящие в образовании. Эти тенденции касаются информационных технологий, расширяющих возможности обучения; информационной культуры как

условия для успеха во всех сферах деятельности; ценности инноваций и творчества; неформальных направлений в образовании; изменений учебной среды.

На международном уровне выделены четыре основные образовательные компетенции: учиться получать знания (learning to know); учиться применять эти знания (learning to do); учиться жить вместе (learning to live together); учиться быть личностью, несущей ответственность за общие судьбы (learning to be). Первая составляющая - умения, навыки, стратегии работы с информацией - предполагает получение и обработку знаний из книги, учебника; вторая составляющая - умение их использовать; третья - умение жить вместе, то есть применение коммуникативной методики обучения, использование речевых, социальных и культурных компонентов общения; четвертая составляющая определяет психолого-педагогический аспект обучения, нацелена на формирование личности обучающегося, адекватной самооценки, толерантности, уважения к другим людям, иной культуре, языку, обычаям, ценностям.

В Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек, созданном Тове Пеммер Сэтре и Гленис Уилларс (под эгидой Секции школьных библиотек и ресурсных центров ИФЛА), миссия школьных библиотек в самом общем виде выглядит следующим образом: «Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами» [4].

Миссия библиотеки в настоящее время является определяющей для деятельности школьной библиотеки как составной части школы и для ее концепции. В качестве таковой она оказывает влияние на содержание нормативных и регулирующих документов библиотеки. Это «документальный фасад» библиотеки. Миссия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей библиотеки. Одной из задач создания миссии является эмоциональное и дисциплинирующее воздействие на учащихся и педагогический коллектив. Роль миссии состоит в том, что она ориентирует в едином направлении интересы и ожидания людей, которые пользуются библиотекой.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи для успешной учебы пользователей, их социализации в современном мире, которая строится на информации и знаниях.

В условиях перехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотек общеобразовательных учреждений. Миссия школьной библиотеки XXI в. заключается в формировании информационной культуры личности.

Безусловно, школьная библиотека - активный участник педагогического и воспитательного процессов, происходящих в образовательной организации.

Школьная библиотека - это особая среда, где разнообразными формами и методами осуществляется воспитательная деятельность. Ранее школьные библиотеки рассматривались как учебно-вспомогательные подразделения, обеспечивающие литературой и информацией образовательный процесс. Изменившиеся подходы к обучению, использование проектно-исследовательских методик, развивающих у школьников навыки самостоятельного мышления и социальной адаптации, способствуют активной включенности в этот процесс и школьной библиотеки. Также в связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта повышается роль школьной библиотеки. Это не только место для выдачи учебной и художественной литературы,

но и библиотечное пространство, «обеспечивающее доступ к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видеоматериалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся» [5].

Таким образом, школа имеет в лице библиотеки достойного, равноправного и надежного партнера, способного оказать помощь в учебной, внешкольной и воспитательной работе.

Социальная роль российских школьных библиотек в обществе определяется следующими направлениями их деятельности:

• концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;

• приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга; содействием в получении навыков самообразования школьников;

• формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе.

Препятствием в реализации этой важнейшей социальной роли школьных библиотек являются следующие проблемы:

1) несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных организаций;

2) недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной структуры; низкий уровень интеграции школьных библиотек в образовательное пространство школы, принижение их роли в осуществлении задач обучения и воспитания подрастающего поколения;

3) невключённость школьных библиотек в федеральные и региональные образовательные проекты и программы;

4) низкое качество книжных фондов школьных библиотек;

5) несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования;

6) нескоординированность деятельности школьных библиотек в рамках муниципальных образований, регионов и на федеральном уровне из-за отсутствия адекватной системы управления деятельностью школьных библиотек;

7) низкий уровень социального престижа, социальной и экономической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы.

Сущность современной школьной библиотеки как социального института заключается в вовлечении юных граждан в мир культуры, расширении круга представлений ребенка о его собственном культурном наследии, закладывании основ для осознания разнообразия существующих в мире культур.

Работа школьной библиотеки заключается:

• в реализации информационного обеспечения образовательного процесса в школе в условиях внедрения ФГОС, содействии самообразованию участников образовательных отношений;

• содействии развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;

• организации библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения;

• обеспечении ориентации и организации доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;

• организации информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, выполнения критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т. п.);

• интеграции усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитании и закреплении у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.

Итак, основными условиями развития воспитательного потенциала школьной библиотеки могут выступать:

• обеспечение в процессе деятельности движения от аккумулирования возможностей к их реализации;

• развитие информационных, образовательных, культурных функций;

• осуществление гармонизации процессов образования и личностного развития;

• формирование образовательных компетенций обучающихся;

• обеспечение множественности и вариативности условий образования в зоне реализации педагогического потенциала.

Таким образом, школьная библиотека как феномен открытого образования является реальным провайдером воспитательных и педагогических компонент в общеобразовательном процессе современной школы [6].

В условиях интеллектуальной агрегации и консолидации библиотечно-информационных ресурсов роль гуманитарного знания стремительно возрастает. В реальных условиях школьная библиотека выступает жизненно важным воспитательным и педагогическим пространством вследствие ее зонированности и неакадемичности. Школьная библиотека является центром методического сопровождения педагогических работников и осуществляет адресное информирование (в том числе избирательное распространение информации и дифференцированное обслуживание руководства).

Школьная библиотека - это воспитательное пространство, а также социокультурный центр для ребёнка, для учителя и для родителя. Школьный библиотекарь является лидером в современной общеобразовательной организации и агентом воспитания и педагогической социализации обучающихся.

Примечания

1. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция). URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.06.2017).

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/docs/18312/, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.06.2017).

3. Третьяков А. Л. Современная школьная библиотека как социальный институт и правовое просвещение обучающихся: теоретико-методологический и организационный аспекты // Инновации в науке и образовании: молодёжные

инициативы, исследования, трансфер технологий : сб. ст. к Междунар. науч.-практ. форуму (18 ноября 2016 г.). Оренбург, 2016. С. 258-261.

4. Третьяков А. Л. Школьная библиотека как центр формирования информационно-правового образования обучающихся // Вестник Тюменского областного государственного института развития регионального образования. 2016. № 1. С. 396-400.

5. Третьяков А. Л. Эволюция образовательной парадигмы в России: правовое воспитание как основа формирования личности // Библиотечное дело. 2016. № 14. С. 14-17.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования : утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.