А. Л. Третьяков
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автором в данной статье рассматриваются некоторые специфические особенности педагогической деятельности современного школьного библиотекаря по вопросам правового просвещения подрастающего поколения. Акцентируется внимание на информационно-правовых результатах обучающихся. Поднимается вопрос педагогики и библиотечной педагогики в русле формирования информационно-правовой компетентности обучающихся. Подтверждается необходимость рассмотрения данного вопроса в национальном масштабе и создания единого координирующего центра по вопросам правового просвещения будущих граждан Российской Федерации.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, школьный библиотекарь, правовое просвещение, обучающиеся, система образования.
Прежде чем рассматривать некоторые аспекты специфики деятельности школьного библиотекаря в части правового просвещения обучающихся, на наш взгляд, представляется важным и необходимым акцентировать внимание на тех или иных конкретных понятиях рассматриваемой проблемы.
Отметим, что педагогика - это общее понятие. Термин «педагог» произошёл от греческого слова «pedagogos», означающий «ведущий ребёнка». Позднее значение термина расширилось - педагогом стали называть того, кто сопровождал ребёнка в жизнь, то есть воспитывал и учил. Педагог включает в себя и учителя, и преподавателя. Слово «педагог» соотносится с современным отвлечённым терминологическим понятием педагогика - наука о сущности развития и формировании человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как социально организованного процесса.
Отметим, что педагогику относят к сфере социальных наук и включают в систему гуманитарных знаний, так как она непосредственно обращена к человеку и призвана вооружать специалистов логикой педагогического мышления, методикой организации педагогического процесса, техникой педагогического мастерства. Нельзя забывать, что педагогическая, как и любая другая, деятельность связана с межличностными отношениями, представляет собой единство объективного и субъективного, общего и индивидуального, повторяющегося и неповторимого. Многое в педагогике зависит от интуиции педагога, то есть от его способности оценивать ситуацию и принимать правильное решение сразу, без логических умозаключений. Интуиция, в свою очередь, зависит от знания и опыта, понимания психологии обучающегося. Большое значение в научной и теоретико-методологической разработке педагогических методов имеет их экспериментальная проверка практикой.
Итак, педагогику делят на общую и прикладную. По мнению В. М. Полонского, общая педагогика - это базовая научная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности, принципы, методы обучения, воспитания, образования человека независимо от возраста, пола, национальности, личностных особенностей и разнообразия педагогических ситуаций. В задачи общей педагогики входят изучение опыта педагогической деятельности, разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления образовательными структурами, прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдалённое будущее, внедрение результатов педагогических исследований в практику, разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики [1].
Однако не стоит забывать, что в зависимости от классификационных оснований, положенных в основу деления педагогики, в ней выделяют разные виды, такие как возрастная (педагогика раннего детства, дошкольная, школьного возраста, анд-рагогика, геронтология), внешкольная (дополнительная), коррекционная и многие другие виды. Среди прочих делений есть деления по отраслям педагогики -педагогика социальной работы, семейная, музейная, театральная. Названные выше виды входят в число прикладной педагогики. В этот ряд входит и библиотечная педагогика - интеграционная дисциплина, осуществляемая в условиях библиотеки -информационной, культурной и образовательной организации, сконцентрировавшей в себе документальные источники на традиционных и электронных носителях, в том числе на сетевых, представляющих доступ к внутрибиблиотечным и удалённым ресурсам.
На наш взгляд, необходимо отметить, кто такой школьный библиотекарь и какова его функция по правовому просвещению обучающихся.
Школьный библиотекарь (или педагог-библиотекарь) - это педагог особый. Он выполняет свою педагогическую функцию в условиях библиотеки с помощью уникальных библиотечно-информационных ресурсов и методов. Как педагог, он подчиняется всем законам общей и библиотечной педагогики, то есть его деятельность подчинена образовательным и воспитательным целям. Как библиотекарь, он действует библиотечно-информационными средствами и методами. Как педагог, имеющий дело с обучающимися разных возрастных групп, он должен быть готовым к постоянной смене отношений и ролевых позиций. Особое значение приобретает установка его на отношение к обучающемуся как активному деятелю, ориентация на построение субъект-субъектных отношений - отношений сотрудничества и совместной творческой деятельности в процессе обучения. Развивающий потенциал ведущей деятельности школьного библиотекаря учитывается при проектировании учебно-воспитательного процесса образовательной организации, используется в психолого-педагогической коррекции. В рамках ведущей деятельности педагога-библиотекаря происходят тренировка и развитие всех психических функций ребёнка и последующая их качественная перестройка.
Основной традиционный ресурс школьной библиотеки - это её книжные и журнальные фонды, сосредоточившие в себе огромный информационно-образовательный, воспитательный, гуманистический, культурный и правовой потенциал, реализуемый в интересах обучающихся педагогом-библиотекарем, носителем культуры, в том числе информационно-правовой культуры, владеющим уникальной библиотечно-информационной методикой работы с книгой, не дублирующей методы ни педагога, ни воспитателя.
Отметим, что педагогическая деятельность школьного библиотекаря по правовому просвещению обучающихся - это специфическая часть библиотечной педагогики и разновидность педагогической деятельности в целом. Её специфика определяется тем, что школьная библиотека - это структурное подразделение образовательной организации и, в отличие от детских библиотек Министерства культуры Российской Федерации, принадлежит к сфере образования. В условиях развития информационного общества школьная библиотека становится информационно-ресурсным и содержательным центром информационно-образовательного процесса, в том числе правового. На образовательный процесс направлена преимущественно и педагогическая деятельность школьного библиотекаря. Библиотека в школе становится ресурсной инновационной и информационно-правовой площадкой, местом, где идёт работа обучающихся и преподавателей с разного рода информацией, в том числе правовой - печатной, электронной, мультимедиа, интернет-ресурсами, где
библиотекарь курирует выполнение проектов, консультирует обучающихся и педагогов, формирует информационно-правовую грамотность и культуру [2].
Пользуясь присущими библиотеке ресурсами и библиотечно-информационными методами, школьный библиотекарь как педагог участвует вместе с педагогическим коллективом образовательной организации во всех видах педагогической деятельности, в том числе в информационно-правовой и в реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также формировании информационно-правовых образовательных результатов. Она раскрывает закономерности и информационно-образовательного и информационного правового процесса, изучает процессы информационно-правовой социализации, гуманизации и индивидуально-правового развития личности, распространяет основные положения современной отечественной педагогики - отношение к обучающемуся как равноправному партнёру, утверждение отношений сотрудничества, взаимодействия, учение без принуждения, идеи свободы выбора и индивидуально-личностного подхода, использование средств и способов сбережения физического и духовного здоровья обучающихся.
Наряду с этим важно подчеркнуть деятельность школьного библиотекаря по формированию информационно-правовых компетенций у обучающихся.
Рассмотрим требования к предметным результатам освоения базового курса права, которые должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях [3].
На наш взгляд, именно школьный библиотекарь в партнёрстве с педагогическим коллективом образовательной организации должен достигать информационно-правовых образовательных результатов обучающихся посредством различных форм и методов информационно-правового просвещения.
Педагогическая деятельность школьного библиотекаря в соответствии со статусом педагога-библиотекаря - это составная часть библиотечной педагогики, сопровождающая образование и воспитание обучающихся, в том числе формирование информационно-правовых компетенций на протяжении всех лет обучения в образовательной организации.
Педагогическая деятельность - ведущая деятельность педагога-библиотекаря, обеспечивающая возможность познавательного, личностного и деятельностного
развития ребёнка, один из видов социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, в том числе информационно-правового, подготовку обучающихся к выполнению определённых социальных ролей в обществе, создание условий для развития и саморазвития их личности и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения [4]. До принятия статуса школьного библиотекаря как педагога-библиотекаря этот специалист по роду профессии тоже занимался педагогической деятельностью, так как вся школьная библиотечная система, помогающая средствами своих ресурсов обучающимся учиться, так или иначе осуществляет педагогические функции, в том числе информационно-правовые. Однако профессионально школьный библиотекарь не числился в штате педагогов и аттестовался как библиотекарь без учёта выполнения им педагогической деятельности. Неадекватность выполняемой работы её официальному статусу отрицательно влияла на профессиональное сознание школьного библиотекаря.
Для обозначения вида профессиональной деятельности, основным содержанием которой является информационно-правовое воспитание, обучение, образование и развитие обучающихся, существует более точное определение -профессионально-педагогическая правовая деятельность. Именно её мы будем иметь в виду, говоря о педагогической деятельности школьного библиотекаря, так как она значится в настоящее время узаконенной составной частью его профессии.
Нельзя не отметить тот факт, что специфика педагогического туда школьного библиотекаря состоит системообразующим элементом современной образовательной организации, генерирующей питательную интеллектуальную информационно-правовую среду для профессионального роста учителей и развития обучающихся.
Школьная библиотека, развиваясь, подстраивается под быстрое изменение социума, окружающего образовательную организацию. Новые модели образования, в том числе информационно-правового образования, требуют и новых моделей школьных библиотек.
Перевод обучающегося в субъектную позицию становится возможным в педагогическом процессе, если педагог выступает в нём, прежде всего, как организатор умения ребёнка учиться.
Итак, гуманистический потенциал педагогической деятельности школьного библиотекаря по правовому просвещению заключается в создании возможностей для развития и личностного роста самого педагога-библиотекаря, удовлетворения его собственных базовых информационно-правовых потребностей в самореализации своего творческого потенциала как предпосылки развития творческого потенциала всего школьного сообщества.
Таким образом, описанные выше некоторые специфические особенности педагогической деятельности школьного библиотекаря по правовому просвещению обучающихся являются уникальными по своей природе, так как правовым просвещением в настоящее время занимаются не многие школьные библиотеки Российской Федерации, что подталкивает на дальнейшие исследования в рассматриваемой области и создание теоретико-методологических оснований и методических рекомендаций по организации правового просвещения в современной школьной библиотеке в условиях модернизации российской системы образования.
Однако нельзя забывать тот факт, что в современных условиях необходимо правовое просвещение и для самих школьных библиотекарей, что является на сегодняшний день также весьма актуальной проблемой современной системы образования и культуры.
Примечания
1. Образование для процветания: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / И. И. Комарова [и др.]. М. : Изд-во Агентства стратегических инициатив, 2014. 320 с.
2. Третьяков А. Л. Современная школьная библиотека как социальный институт и правовое просвещение обучающихся: теоретико-методологический и организационный аспекты // Инновации в науке и образовании: молодёжные инициативы, исследования, трансфер технологий : сб. ст. к Междунар. науч.-практ. форуму (18 ноября 2016 г.). Оренбург, 2016. С. 258-261.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413. Электрон. дан. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/336, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.11.2016).
4. Третьяков А. Л. Школьная библиотека как центр формирования информационно-правового образования обучающихся // Вестник Тюменского областного государственного института развития регионального образования. 2016. № 1. С. 396400.
Е. В. Востроилова
РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С УЧЁТОМ ПАТРИОТИЗМА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВУЗА
В данной статье показана роль духовно-нравственного становления личности с учётом патриотизма в воспитательной работе конкретного вуза. Идеи, отражённые в стратегических правительственных документах Российской Федерации, послужили ориентиром при разработке проблемы. Учтено такое новое направление, как соработничество церкви и государства.
Ключевые слова: духовно-нравственное становление личности, воспитательная работа, сора-ботничество церкви и государства.
В современной отечественной педагогической науке продолжается теоретико-практический процесс осмысления роли духовно-нравственного становления личности с учетом патриотизма в воспитательной работе вуза. Актуальность данной научной проблемы определена задачами воспитания как социального явления, отраженными в стратегических документах Российской Федерации в области образования: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р); ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р и т. д.
Современные взгляды на поставленную проблему нашли отражение в опубликованных сборниках по результатам таких научно-практических конференций, как «XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Традиция и новации: культура, общество, личность» (Москва, январь 2016 г.), Ежегодные Митрофа-новские церковно-исторические чтения «1917-2017: Уроки столетия» (Воронеж, декабрь 2016 г.), «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в кон-