Научная статья на тему 'Особенности социального проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза'

Особенности социального проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / SOCIAL DESIGN / EDUCATIONAL PROCESS / SOCIAL PROJECT / SOCIAL DYNAMICS / PROJECT ACTIVITIES / SOCIAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубович Марина Михайловна, Плохова Ирина Анатольевна, Бибикова Надежда Вячеславовна, Еремина Лариса Ивановна

В статье обоснованы особенности социального проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза. Авторы определяют значимость и важность социального проектирования в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Социальное проектирование способствует формированию у студентов исследовательских, коммуникативных, когнитивных, управленческих навыков, мотивационно-ценностных, эмоциональных и личностных особенностей, а также формирует творческую и социальную активность. Образовательный процесс в высшей школе рассматривается как процесс социальной статики и социальной динамики. Авторы статьи выделяют социальную динамику, как одну из особенностей социального проектирования бакалавров педагогического вуза. Социальное проектирование рассматривается как с позиции социально-преобразующей деятельности, так и с позиции изменения изучаемого явления с целью преобразования социального окружения. Авторы статьи отмечают необходимость внедрения социально-проектной деятельности через социальные инновации. Определены критерии социальных инноваций в проектной деятельности. В статье представлен опыт разработки и реализации социальных проектов бакалавров педагогического вуза. Авторами статьи анализируются разнообразные социальные проекты и программы, в основе которых лежит добровольческая социально-преобразующая деятельность студентов. В описании социальных проектов и программ авторы рассматривают цели и задачи, критерии преобразования объекта, комплекс проектных мероприятий, а также результаты внедрения социальных проектов. Авторы статьи отмечают, что многие социальные проекты отличаются высокой степенью социальной значимости и способствуют достижению положительных результатов. В статье сделан акцент на использовании бакалаврами педагогического вуза инновационных форм и методов в процессе разработки и реализации социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шубович Марина Михайловна, Плохова Ирина Анатольевна, Бибикова Надежда Вячеславовна, Еремина Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social design in the process of professional training of bachelors of pedagogical high school

The article substantiates the features of social design in the process of professional training of bachelors of a pedagogical university. The authors determine the significance and importance of social design in the process of professional training of students of pedagogical universities. Social design contributes to the formation of students' research, communication, cognitive, managerial skills, motivational and value, emotional and personal characteristics, as well as forms of creative and social activity. The educational process in higher education is regarded as a process of social statics and social dynamics. The authors of the article single out social dynamics, as one of the features of social designing of bachelors of a pedagogical university. Social engineering is considered from the standpoint of socially transformative activity, as well as from the position of changing the phenomenon under study in order to transform the social environment. The authors of the article note the need to introduce social project activities through social innovations. The criteria for social innovation in project activities are defined. The article presents the experience of developing and implementing social projects for bachelors of a pedagogical university. The authors of the article analyze a variety of social projects and programs, which are based on voluntary social-transforming activities of students. In describing social projects and programs, the authors consider goals and objectives, criteria for transforming an object, a set of project activities, as well as the results of implementing social projects. The authors of the article note that many social projects are distinguished by a high degree of social significance and contribute to the achievement of positive results. The article focuses on the use by bachelors of a pedagogical university of innovative forms and methods in the process of developing and implementing social projects.

Текст научной работы на тему «Особенности социального проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №5, Том 6 / 2018, No 5, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-5-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN518.pdf

DOI: 10.15862/48PDMN518 (http://dx.doi.org/10.15862/48PDMN518)

Статья поступила в редакцию 04.10.2018; опубликована 25.11.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Шубович М.М., Плохова И. А., Бибикова Н.В., Еремина Л.И. Особенности социального проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/48PDMN518

For citation:

Shubovich M.M., Plohova I.A., Bibikova N.V., Eremina L.I. (2018). Features of social design in the process of professional training of bachelors of pedagogical high school. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN518.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/48PDMN518

Статья поддержана внутривузовским грантом

УДК 378 ГРНТИ 14.35.07

Шубович Марина Михайловна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, Россия

Профессор кафедры «Педагогика и социальная работа» Доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=484112

Плохова Ирина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, Россия

Доцент кафедры «Педагогика и социальная работа» Кандидат социологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=568507

Бибикова Надежда Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, Россия

Доцент кафедры «Педагогика и социальная работа» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile. asp?id=274766

Еремина Лариса Ивановна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, Россия

Доцент кафедры «Педагогика и социальная работа» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile .asp?id=650246

Особенности социального проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров

педагогического вуза

https://mir-nauki.com

Аннотация. В статье обоснованы особенности социального проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза. Авторы определяют значимость и важность социального проектирования в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Социальное проектирование способствует формированию у студентов исследовательских, коммуникативных, когнитивных, управленческих навыков, мотивационно-ценностных, эмоциональных и личностных особенностей, а также формирует творческую и социальную активность.

Образовательный процесс в высшей школе рассматривается как процесс социальной статики и социальной динамики. Авторы статьи выделяют социальную динамику, как одну из особенностей социального проектирования бакалавров педагогического вуза. Социальное проектирование рассматривается как с позиции социально-преобразующей деятельности, так и с позиции изменения изучаемого явления с целью преобразования социального окружения. Авторы статьи отмечают необходимость внедрения социально-проектной деятельности через социальные инновации. Определены критерии социальных инноваций в проектной деятельности.

В статье представлен опыт разработки и реализации социальных проектов бакалавров педагогического вуза. Авторами статьи анализируются разнообразные социальные проекты и программы, в основе которых лежит добровольческая социально-преобразующая деятельность студентов. В описании социальных проектов и программ авторы рассматривают цели и задачи, критерии преобразования объекта, комплекс проектных мероприятий, а также результаты внедрения социальных проектов. Авторы статьи отмечают, что многие социальные проекты отличаются высокой степенью социальной значимости и способствуют достижению положительных результатов. В статье сделан акцент на использовании бакалаврами педагогического вуза инновационных форм и методов в процессе разработки и реализации социальных проектов.

Ключевые слова: социальное проектирование; образовательный процесс; социальный проект; социальная динамика; проектная деятельность; социальные инновации

Современный образовательный процесс высшей школы рассматривает несколько задач профессиональной подготовки студента.

В данной статье авторы поставили задачу определить особенности социального проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза и формирования у них практических навыков при разработке и реализации социальных проектов. В образовательном процессе высшей школы используются методы, обеспечивающие системную интеграцию фундаментальных знаний и практической деятельности, среди которых особое место занимает социальное проектирование [1].

Образовательный процесс необходимо рассматривать как процесс социальной статики (где изучаются фундаментальные научные знания) и социальной динамики (где зарождаются, разворачиваются новые образовательные процессы, в которых складываются специфические взаимоотношения). При разработке социального проектирования необходимо учитывать данные направления в образовательном процессе в их совокупности. Особенности социального проектирования проявляются в социально-преобразующую деятельность бакалавров педагогических вузов в аспекте социальной динамики. Социальное проектирование в процессе социально-преобразующей деятельности способствует формированию у студентов исследовательских, коммуникативных, когнитивных, управленческих навыков, а также мотивационно-ценностных, эмоциональных и личностных особенностей [2].

Социальное проектирование рассматривается с точки зрения деятельности, которая имеет непосредственное отношение к преодолению разнообразных социальных проблем. Другие авторы рассматривают социальное проектирование как создание социального объекта с целью преобразования социального окружения. В рамках социального моделирования проектирование рассматривают как одну из форм опережающего отражения социальной действительности [3].

Другими авторами социальное проектирование рассматривается не только с позиции деятельности автора социального проекта, но и с момента определения им версий или вариантов развития или изменения изучаемого явления [4, 5]. Необходимо уточнить, что в данном случае социальное проектирование в большей степени рассматривается не как преобразующая деятельность, а как преобразование некой системы, окружения изучаемого явления.

Существует мнение, что преобразование социальных процессов, явлений возможно через социально-педагогические средства. Потенциал социальных проектов в педагогической среде может быть направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. Специфический контекст социального проекта - это отношения социального партнерства, под которым понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности [6].

Таким образом, социальное проектирование возможно рассматривать через такие синонимы как переконструирование, преодоление, изменение, то есть преобразующую деятельность.

Следующей особенностью социального проектирования является применение социальных инноваций. На современном этапе профессиональной подготовки бакалавров в силу социальной динамики образовательного процесса необходимо внедрять социально-проектную деятельность через социальные нововведения или социальные инновации, которые можно рассмотреть как:

• внезапное резкое изменение ситуации;

• выявившееся противоречие между реальностью и изменившимися ожиданиями людей, изменившимися ценностями и ожиданиями потребителей;

• изменения какого-то процесса производства или потребления;

• изменения в структуре народонаселения;

• изменения в общественном сознании;

• новые знания, открытия, технологии, дающие импульс различным нововведениям [7].

Бестужев-Лада И.В. определяет понятие инновации через управленческую деятельность социальным объектом, в результате которого происходит существенное изменение того или иного процесса, явления [8].

Социальные инновации в проектной деятельности принято классифицировать по следующим критериям:

а) продуктные (новая продукция, например, новая технология или новые товары);

б) технологические (новые технологии производства товаров, услуг, знаний);

в) социальные (создание качественно новых экономических, социальных, политических и иных явлений, образований, структур, механизмов общества в целом либо их подсистем);

г) комплексные, сочетающие первые три типа.

При изучении, написании и внедрении социального проектирования необходимо учитывать то, что на первом этапе работы важно осмысление потребности нововведения (для чего, кому, зачем, что?), а затем уже выявление через какие методы и средства возможно нововведение, какие варианты достижения реальны при выборе оптимального решения [9].

Тем не менее, нельзя забывать, что социальное проектирование - это воплощение реальности через индивидуальное видение окружающего явления; это социальное действие, которое конструируется индивидом; это отображение того, что нас окружает [10]. И поэтому, социальное проектирование можно рассматривать как творческий процесс внедрения инноваций, нововведений, в результате чего деятельность должна измеряться со знаком плюс, то есть иметь положительный эффект и результат.

Таким образом, особенности социального проектирования рассматриваются через социальную динамику образовательного процесса и внедрение инновационной деятельности. Данное направление подтверждается разработкой и реализацией социальных проектов студентами педагогических вузов.

На факультете педагогики и психологии УлГПУ им. И.Н. Ульянова в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной работы на протяжении многих лет ведется активная работа по социальному проектированию. Студенты под руководством профессорско-преподавательского состава разрабатывают социальные проекты, в основе которых лежит добровольческая социально-преобразующая деятельность, и реализуют их не только в процессе организации производственной и преддипломной практик, но и в ходе волонтерской деятельности.

Проект «Сердце отдаю детям» является социально-значимым, направлен на решение проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот через формирование их социальной активности посредством проведения комплекса социально-культурных мероприятий. На начальном этапе разработки проекта был осуществлен мониторинг проблем социализации детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья в социальных учреждениях г. Ульяновска и Ульяновской области с целью определения траектории дальнейших проектных действий.

Реализация проекта включала следующие мероприятия с воспитанниками детских домов: «Подарок маме», «Поем песни Победы», «День защиты детей», «Путешествие в Новый год», шоу-программа «Общение в радость», выставка-продажа поделок, выполненных детьми-сиротами и детьми с ограниченными возможностями.

Одним из главных мероприятий проекта стал благотворительный концерт «Сердце отдаю детям», который самостоятельно организовали и провели студенты факультета педагогики и психологии. Важно отметить, что реализация данного проекта способствовала формированию социально-активной позиции детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию социально-проектных умений и навыков студентов в процессе социально-преобразующей творческой деятельности.

Интересен замысел разработанной и реализованной комплексной программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Программа включала комплекс мероприятий, направленных на решение проблем адаптации к общественной жизни и социализацию несовершеннолетних с целью минимизации девиантных проявлений.

https://mir-nauki.com

Проблема профилактики девиантного поведения во внеурочной деятельности лежала в основе программы «Счастливое будущее», в задачи которой входило снижение уровня проявления девиантного поведения, повышение уровня правовых знаний о последствиях употребления алкогольной, наркотической, психоактивной продукции, формирование жизнеустойчивых позиций. Автор проекта, применив творческую активность, организовала ряд мероприятий по профилактике девиантного поведения с детьми в процессе внеурочной деятельности: мероприятие «Как победить дракона, или удержись от вредной привычки»; мероприятие «Ценность жизни»; мероприятие «Мы в ответе за свои поступки». В ходе реализации программы значительно снизилось количество несовершеннолетних со склонностью к девиантному поведению, а также повысился уровень правовой грамотности и осведомленности учеников по вопросам последствий своих поступков.

Студенческий проект «Быть здоровым-здорово!» был посвящен актуальной проблеме аддиктивного поведения в подростковой среде, направленный на снижение склонности к зависимому поведению (склонности к употреблению психоактивных веществ, алкогольно-наркотической зависимости, интернет-зависимости). Комплекс проектных мероприятий, проходивших в виде тренинговых упражнений, игр, лекционного цикла, позволили достигнуть положительного результата. Автор проекта считает, что профилактика аддиктивного поведения наиболее эффективна через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетенции студентов, выработку навыков здорового образа жизни, умения сказать «нет», нести ответственность за себя и за свои действия.

Социальная программа по обеспечению социально-педагогического сопровождения детей из неполных семей в общеобразовательной школе «Калейдоскоп дружбы» нацелена на поддержку личности ребенка, на обучение взаимодействию с окружающим миром, на преодоление трудностей в социуме, а также на оказание разносторонней помощи детям, защиту, наблюдение, оказание помощи в сложной ситуации, которая поможет ребенку в индивидуальном развитии личности и успешной социализации в обществе. Студенткой реализованы программные мероприятия с друзьями и сверстниками, направленные на повышение уровней коммуникации, познавательной деятельности и снижения уровня конфликтности: коммуникационная эстафета «Держи ухо востро!»; тренинг «Страна чувств и эмоций»; ролевая игра «Семейная фотография»; игра «Австралийский дождь» и др.

Целью социального проекта «Дорога к семейным ценностям» является формирование семейных ценностей у студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект способствовал успешной адаптации студентов к будущей семейной жизни или в уже созданной семье, повышению уровня семейных ценностей, связанных с супружеством, родительством, деторождением и с родством. Автором проекта предложен комплекс инновационных форм и методов, направленных на формирование семейных ценностей: семейная генограмма, арт-терапевтическая методика «Семья - дом счастья»; квест-игра «Семья - это маленькая Вселенная».

В проекте по профилактике безнадзорности как фактора преодоления социального сиротства под названием «Мы - семья» приняли участие не только дети, и их родители (законные представители), члены семей (родственники). Социально-реабилитационный центр по профилактике семейного неблагополучия «Причал надежды» выступил базовой площадкой для реализации данного проекта. Социальный проект состоял из комплекса мероприятий, направленных на выявление и предупреждение детской безнадзорности, социального сиротства, а также на реализацию методов для укрепления института семьи. Проектные мероприятия направлены на укрепление детско-родительских отношений, улучшение социально-психологического климата семьи. Проект был рассчитан на привлечение добровольцев, включал комплекс разнообразных мероприятий: «Семейные веселые старты»;

семейный праздник «Моя семья - моя радость!»; выставка совместных рисунков «Тепло семьи»; семейная ролевая игра «Остров согласия» и другие. Результатом проектной социально-преобразующей деятельности стало приобретение навыков общения в семье и за ее пределами, улучшение взаимоотношений между родителями и детьми, укрепление семейного микроклимата. В ходе реализации проекта ее участники научились адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы внутри семьи и решать их самостоятельно в соответствии с нормами, сложившимися в социуме, быть устойчивыми к неблагоприятным социальным воздействиям.

Таким образом, работая над социальными проектами, студенты (авторы проектов) на разных этапах реализации проектов - от осознания проблемы и сбора информации до осуществления конкретных действий - активно взаимодействовали с большим количеством людей, по-разному относящихся к идее и методам реализации студенческих проектов. Авторам приходилось контактировать с этими людьми, понимать и принимать их мотивы, убеждать активно включаться в проектную деятельность. Как показывает практика, все вышеописанные особенности социального проектирования применимы и значимы для профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арон И.С. Социальное проектирование как технология формирования социально-личностных компетенций студентов вуза: учебное пособие [Текст] / Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. - 108 с.

2. Бибикова Н.В., Гринева Е.А., Давлетшина Л.Х., Шубович М.М. Педагогическое проектирование: социально-экологический аспект: учебно-методическое пособие [Текст] - Ульяновск: УлГПУ имени И.Н. Ульянова, 2016. - 84 с.

3. Плохова И.А. Социальное проектирование: духовно-нравственный аспект [Текст] // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 5. С. 178-183.

4. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие [Текст] / Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 416 с.

5. Чайкина Ж.В., Смирнова Ж.В., Швецова Ю.В., Антонова Е.В. Социальное проектирование как средство активизации образовательной деятельности обучающихся высшей школы // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN318.pdf.

6. Еремина Л.И Социальное проектирование в профессиональной подготовке студентов [Текст] // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 3. С. 23-28.

7. Социальное проектирование: Учеб. пособие - 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / -М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.

8. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование [Текст] / М.: Педагогическое общество России 2002. - 392 с.

9. Луков В.А., Миневич Я.В. Социализация студентов и социальное проектирование: Применение технологии социального проектирования для развития социальных умений будущих специалистов [Текст] - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. - 54 с.

10. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

Shubovich Marina Mihailovna

Ulyanovsk state pedagogical university named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

E-mail: [email protected]

Plohova Irina Anatolievna

Ulyanovsk state pedagogical university named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

E-mail: [email protected]

Bibikova Nadezhda Vyacheslavovna

Ulyanovsk state pedagogical university named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

E-mail: [email protected]

Eremina Larisa Ivanovna

Ulyanovsk state pedagogical university named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

E-mail: [email protected]

Features of social design in the process of professional training of bachelors of pedagogical high school

Abstract. The article substantiates the features of social design in the process of professional training of bachelors of a pedagogical university. The authors determine the significance and importance of social design in the process of professional training of students of pedagogical universities. Social design contributes to the formation of students' research, communication, cognitive, managerial skills, motivational and value, emotional and personal characteristics, as well as forms of creative and social activity.

The educational process in higher education is regarded as a process of social statics and social dynamics. The authors of the article single out social dynamics, as one of the features of social designing of bachelors of a pedagogical university. Social engineering is considered from the standpoint of socially transformative activity, as well as from the position of changing the phenomenon under study in order to transform the social environment. The authors of the article note the need to introduce social project activities through social innovations. The criteria for social innovation in project activities are defined.

The article presents the experience of developing and implementing social projects for bachelors of a pedagogical university. The authors of the article analyze a variety of social projects and programs, which are based on voluntary social-transforming activities of students. In describing social projects and programs, the authors consider goals and objectives, criteria for transforming an object, a set of project activities, as well as the results of implementing social projects. The authors of the article note that many social projects are distinguished by a high degree of social significance and contribute to the achievement of positive results. The article focuses on the use by bachelors of a pedagogical university of innovative forms and methods in the process of developing and implementing social projects.

Keywords: social design; educational process; social project; social dynamics; project activities; social innovations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.