Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ГИБРИДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ГИБРИДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГИБРИДИЗАЦИЯ / ГИБРИДНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамарская Н.В., Пищелко А.В., Керимова И.А., Баскакова Я.А.

В статье с использованием системно-деятельностного и системно-функционального анализа исследованы социально-педагогические основы и практика применения программно-целевого метода планирования и обеспечения эффективного развития воспитательных систем в условиях транзитивного общества; раскрыто соотношение программно-целевого и проектного подходов к решению общесистемных социально-педагогических задач, в том числе в области социального воспитания в условиях неопределенности социальной среды и формирующегося гибридного пространства. Проектная деятельность в системе социального воспитания в условиях цифровизации и гибридного образовательного пространства имеет многоуровневый характер, отражающий масштабность и взаимодействие различных уровней для достижения различных целей. Реализация федеральных проектов обеспечивается трансформацией их на региональный уровень и на уровни образовательных организаций. Цифровизация и гибридизация образовательного пространства влияют на социализацию и создают условия для социального проектирования. В то же время гибридизация пространства детерминирует расширение возможностей образовательных организаций для включения студентов в проектную деятельность. Проектирование и реализация проектов могут происходить в гибридном пространстве. Приведены результаты эмпирического исследования, демонстрирующие значение проектной деятельности в условиях цифровизации и гибридизации образовательного пространства. Представлен опыт проектной деятельности, реализующийся на основе учета современных особенностей цифрового поколения и отражающий применение новых принципов обучения (принцип визуализации) в учебно-воспитательном процессе. Показано, что эффективность воспитательных систем в условиях цифровизации деятельности и социального взаимодействия ставит задачу проектирования предиктивных воспитательных проектов с учетом особенностей современных детей и молодежи, обеспечивающих социализацию личности в нестабильной и меняющейся социальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тамарская Н.В., Пищелко А.В., Керимова И.А., Баскакова Я.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY IN THE SYSTEM OF SOCIAL EDUCATION IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION AND HYBRID EDUCATIONAL SPACE

In the article, using system-activity and system-functional analysis, the socio-pedagogical foundations and practice of using the program-target method of planning and ensuring the effective development of educational systems in transitive society are investigated, the correlation of program-target and project approaches to solving system-wide socio-pedagogical tasks, including in the field of education, is revealed in the conditions of uncertainty of the social environment and the emerging hybrid space. Project activity in the system of social education in the conditions of digitalization and hybrid educational space has a multi-level character, reflecting the scale and interaction of different levels to achieve different goals. Implementing federal projects is ensured by their transformation to the regional level and the levels of educational organizations. The hybridization of space determines the expansion of educational organizations opportunities to include students in project activities. The results of the empirical study demonstrating the importance of project activities in the conditions of digitalization and hybridization of the educational space are presented. The experience of project activity is presented, implemented on the basis of taking into account the modern features of the digital generation and reflecting the application of new learning principles in the educational process. It is shown that the effectiveness of educational systems in the conditions of digitalization of activities and social interaction poses the task of designing predictive educational projects taking into account the characteristics of modern digital children and youth, ensuring the socialization of personality in unstable and changing social environment.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ГИБРИДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

Научная статья УДК 37.091.398

DOI: 10.20323/1813-145X_2023_3_132_36 EDN: PWUUGT

Проектная деятельность в системе социального воспитания в условиях цифровизации и гибридного образовательного пространства

Нина Васильевна Тамарская1, Александр Валериевич Пищелко2, Изумруд Агаларовна Керимова3, Яна Анатольевна Баскакова4

1 Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет. 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 2Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет. 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 3Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет. 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 4Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет. 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 1nv.tamarskaya@mpgu.su, https://orcid.org/0000-0002-5012-8980 2av.pischelko@mpgu.su, https://orcid.org/0000-0001-6639-83049 3ia.kerimova@mpgu.su, https://orcid.org/0000-0003-3338-3784 Vaa.baskakova@mpgu.su, https://orcid.org/0009-0003-5042-9104

Аннотация. В статье с использованием системно-деятельностного и системно-функционального анализа исследованы социально-педагогические основы и практика применения программно-целевого метода планирования и обеспечения эффективного развития воспитательных систем в условиях транзитивного общества; раскрыто соотношение программно-целевого и проектного подходов к решению общесистемных социально-педагогических задач, в том числе в области социального воспитания в условиях неопределенности социальной среды и формирующегося гибридного пространства. Проектная деятельность в системе социального воспитания в условиях цифровизации и гибридного образовательного пространства имеет многоуровневый характер, отражающий масштабность и взаимодействие различных уровней для достижения различных целей. Реализация федеральных проектов обеспечивается трансформацией их на региональный уровень и на уровни образовательных организаций. Цифровизация и гибридизация образовательного пространства влияют на социализацию и создают условия для социального проектирования. В то же время гибридизация пространства детерминирует расширение возможностей образовательных организаций для включения студентов в проектную деятельность. Проектирование и реализация проектов могут происходить в гибридном пространстве. Приведены результаты эмпирического исследования, демонстрирующие значение проектной деятельности в условиях цифровизации и гибридизации образовательного пространства. Представлен опыт проектной деятельности, реализующийся на основе учета современных особенностей цифрового поколения и отражающий применение новых принципов обучения (принцип визуализации) в учебно-воспитательном процессе. Показано, что эффективность воспитательных систем в условиях цифровизации деятельности и социального взаимодействия ставит задачу проектирования предиктивных воспитательных проектов с учетом особенностей современных детей и молодежи, обеспечивающих социализацию личности в нестабильной и меняющейся социальной среде.

Ключевые слова: социальное воспитание; воспитательные системы; проектная деятельность; цифровизация; гибридизация; гибридное пространство; цифровое поколение

Для цитирования: Тамарская Н. В., Пищелко А. В., Керимова И. А., Баскакова Я. А. Проектная деятельность в системе социального воспитания в условиях цифровизации и гибридного образовательного пространства // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3 (132). С. 36-43. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_3_132_36. https://elibrary.ru/PWUUGT

© Тамарская Н. В., Пищелко А. В., Керимова И. А., Баскакова Я. А., 2023

Original article

Project activity in the system of social education in conditions of digitalization and hybrid educational space

Nina V. Tamarskaya1, Aleksandr V. Pishchelko2, Izumrud A. Kerimova3, Yana A. Baskakova4

1Doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of social pedagogy and psychology, Moscow pedagogical state university. 119991, Moscow, Malaya Pirogovskaya st., 1, building 1

2Doctor of pedagogical sciences, professor of the department of social pedagogy and psychology, Moscow state pedagogical university. 119991, Moscow, Malaya Pirogovskaya st., 1, building 1

3Candidate of psychological sciences, associate professor of the department of social pedagogy and psychology, Moscow pedagogical state university. 119991, Moscow, Malaya Pirogovskaya st., 1, building 1

4Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of social pedagogy and psychology, Moscow pedagogical state university. 119991, Moscow, Pirogovskaya st., 1, building 1 1 nv.tamarskaya@mpgu.su, https://orcid.org/0000-0002-5012-8980 2av.pischelko@mpgu.su, https://orcid.org/0000-0001-6639-83049 3ia.kerimova@mpgu.su, https://orcid.org/0000-0003-3338-3784 Vaa.baskakova@mpgu.su, https://orcid.org/0009-0003-5042-9104

Abstract. In the article, using system-activity and system-functional analysis, the socio-pedagogical foundations and practice of using the program-target method of planning and ensuring the effective development of educational systems in transitive society are investigated, the correlation of program-target and project approaches to solving system-wide socio-pedagogical tasks, including in the field of education, is revealed in the conditions of uncertainty of the social environment and the emerging hybrid space. Project activity in the system of social education in the conditions of digitalization and hybrid educational space has a multi-level character, reflecting the scale and interaction of different levels to achieve different goals. Implementing federal projects is ensured by their transformation to the regional level and the levels of educational organizations. The hybridization of space determines the expansion of educational organizations opportunities to include students in project activities. The results of the empirical study demonstrating the importance of project activities in the conditions of digitalization and hybridization of the educational space are presented. The experience of project activity is presented, implemented on the basis of taking into account the modern features of the digital generation and reflecting the application of new learning principles in the educational process. It is shown that the effectiveness of educational systems in the conditions of digitalization of activities and social interaction poses the task of designing predictive educational projects taking into account the characteristics of modern digital children and youth, ensuring the socialization of personality in unstable and changing social environment.

Keywords: social education; educational systems; project activities; digitalization; hybridization; hybrid space; digital generation

For citation: Tamarskaya N. V., Pishchelko A. V., Kerimova I. A., Baskakova Ya. A. Project activity in the system of social education in conditions of digitalization and hybrid educational space. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (3): 36-43. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_3_132_36. https://elibrary.ru/PWUUGT

Введение

Цифровизация общественной жизни, дигита-лизация социального взаимодействия определяют необходимость переосмыслить содержание и сущность социального воспитания [Мудрик, 2009] в условиях гибридизации образовательного пространства, меняющейся социальной среды.

Современный этап развития российского общества характеризуется социальной неопределенностью и нестабильностью, поиском новых воспитательных и информационных технологий, обеспечивающих индивидуализацию, дифференциацию и гибкость воспитательных систем. Вместе с тем наиболее сложная проблема, на наш взгляд, связана с созданием современных воспи-

тательных систем, адекватных условиям информационного общества [Вербицкий, 2019; Калинина, 2018] и меняющейся социальной среды. Новая информационно-коммуникационная реальность (интернет, СМИ, мобильные технологии и устройства) формирует новый тип личности как субъекта познания, ориентированного на новое электронное социально-культурное пространство. Особое внимание в настоящее время уделяется гибридизации образовательного пространства [Афанасьева, 2020]. Гибридная образовательная среда рассматривается авторами как педагогическая инновация, основанная на синер-гетическом эффекте реализации ее компонентов. Исследование гибридной среды в подготовке пе-

дагога приводит авторов к мысли о том, что она обеспечивает совершенствование профессиональной подготовки учителя.

Исходя из специфики социально-педагогической деятельности новая парадигма воспитания связана с переходом на информационно-технологический уклад, появлением ки-берфизических систем [Левин, 2018] и возможностями их эффективного использования в воспитании. Парадокс информационного общества состоит в следующем: чем больше объем информации, полученной человеком, тем меньше ее значимость для него. В свою очередь, так называемый эффект информационного перенасыщения затрудняет выделение и познание смыслов как основы знаний. Между тем смыслы составляют основу социального проектирования, особенно в системе воспитания.

Переход к построению системы социального воспитания на основе принципов и применения методик проектной деятельности, обозначенный в качестве важнейшей задачи, позволяющей обеспечить достижение поставленных национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации, в полной мере применим и особо значим для решения проблем развития национальной системы образования и воспитания. Впервые в истории человечества социализация личности осуществляется в гибридном пространстве социального взаимодействия, что радикально меняет условия и сущность социального воспитания. Привычные методы социального воспитания теряют свою значимость в условиях автономности и анонимности личности в виртуальной среде, воспринимаются молодежью как декларативные и бессмысленные.

Существенную роль в современном социальном воспитании играют особенности цифрового поколения [Лумпиева, 2013; Плешаков, 2011], которое характеризуется наличием клипового мышления, селективно-визуального внимания [Small, 2008; Sparro, 2011], нелинейного восприятия, визуальной грамотности [Нечаев, 2016; Байбородова, 2020], что необходимо учитывать при организации проектной деятельности.

Методы исследования

Системно-деятельностный, системно-

функциональный анализ, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов проектной деятельности.

Результаты исследования

Приступая к системному исследованию проблем организации проектной деятельности в воспитательном пространстве информационного общества, следует отметить, что проектная деятельность является именно интеллектуальной по своему характеру, призвана до проверки, пробы в реальности исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценивать последствия реализации замыслов, то есть это «...деятельность, изначально направленная на осознание культурно-исторических преобразований, на создание новой возможной деятельности, на расширение горизонтов развития человеческой субъектности» [Саймон, 1972, с. 153].

В ракурсе социально-педагогической герменевтики в наиболее общем виде социально-педагогический проект может рассматриваться как ограниченный временными рамками социально-педагогический процесс, осуществляемый для реализации уникальных, ранее не решавшихся целей и не ставившихся задач, цель реализации которого — необходимое в интересах дальнейшего развития общества социально-педагогическое изменение сущности социального взаимодействия.

Исходя из того, что социально-педагогическое проектирование — это перенос проектантом как творческим субъектом на будущее своих стремлений, своего видения образовательных и воспитательных систем, проектную деятельность в онтологическом аспекте следует понимать как процесс создания прообраза желаемого предполагаемого или возможного состояния образовательно-воспитательных систем. В ракурсе аксиологии проектная деятельность представляет собой ценностно фундированную и ценностно ориентированную деятельность, то есть, с одной стороны, основанную на имеющейся у субъекта деятельности системе социально-педагогических ценностей, поскольку проектант выбирает из множества путей, версий развития объекта именно ту, которая в максимальной степени соответствует шкале его ценностей, предпочтений, замыслов, а с другой, направленную на достижение результата, предполагающего приращение соответствующих ценностей.

Применительно к социально-педагогической сфере, где верификация пробных систем управления социально-педагогическими процессами связана со значительными затратами, ошибками и угрозами, применение методик проектной деятельности весьма предпочтительно, что во мно-

гом и предопределило познавательный интерес, демонстрируемый авторами к указанной научной проблеме.

Следует исходить из того, что, с учетом требований системотехники и современной методологии, дальнейшее исследование предполагает обязательное применение инструментария системного и деятельностного подходов.

Системный подход определяет проект как систему действий, взаимосвязанных по цели и времени, направленных на достижение уникального, определенного планом действий результата. Предложенный системный подход позволяет выделить основные характерные признаки проекта: разовость и уникальность, инновационность, результативность, а также временную локализацию, предполагающую ограниченность четкими временными рамками. Сущностным признаком проекта является наличие запланированной даты завершения.

Крайне важно понимать, что указанные характеристики проекта взаимосвязаны и задают определенные рамки проекта, его измерения, критерии, на основе которых формируются индикаторы исполнения и задаются контрольные точки, по которым оценивается его результативность (эффективность).

Деятельностный подход позволяет рассматривать проект как деятельность субъекта по переводу объекта из наличного, имеющегося на момент начала проекта состояния, в состояние желаемое, заданное в соответствии с представлениями о потребностях общественного развития. Таким образом, проект в широком смысле может пониматься как творческая, разумная, целепола-гающая деятельность субъекта. Сущность любого проекта заключается в деятельности. Проектная деятельность носит двойственный характер. С одной стороны, это деятельность идеальная, поскольку она связана с планированием будущего, осмысливанием того, что должно быть. С другой стороны, проектная деятельность — это деятельность технологическая, так как она отражает процессы реализации того, что задумано. Важное значение имеет проектная деятельность с позиций корреляции общественных ожиданий и личных стремлений молодежи [Леванова, 2020].

Анализ уровня и динамики достижения целевых индикаторов обеспечивает предоставление актуальной аналитической информации о ходе реализации национального проекта «Образова-

ние» для формирования решений по корректировке мер, направленных на ее реализацию.

Исследование социально-правовых основ и практики применения программно-целевого метода проектирования воспитательных систем в условиях гибридного пространства социального взаимодействия показало необходимость дальнейшей научной проработки указанных вопросов. Так, по результатам анализа теоретических основ построения воспитательных систем выявлены противоречия и недостатки в реализации федеральных проектов «Социальная активность», «Социальные лифты для молодежи», «Патриотическое воспитание».

Ситуации неопределенности становятся трендом сегодняшнего дня и реальностью, которая прогнозируется в различных форсайт-проектах. Форсайт-проектирование (форсайт-проекты «Образование 2030», «Компетенции 2030» и др.) — одно из важнейших прогнозных мероприятий, благодаря которому неопределенность, с одной стороны, становится предметом осмысления. С другой стороны, форсайты продуцируют новые траектории движения социума, образования и его институтов и основных направлений, которые необходимо соотносить с реальностью. Дефиниция «неопределенность», по утверждению Г. М. Андреевой [Андреева, 2009], определяется как понимание того, что человеку приходится ориентироваться на постоянную иннова-ционность, скорость принятия решений, дифференциацию последствий, правильность интерпретации. Г. М. Андреева указывает, что задачи, связанные с многофакторностью явлений, моделирующих процессы в мире, должны решаться за счет компетенций, позволяющих человеку быть адаптивным, осознанным, «инсайтным».

Цифровизация [Кабанов, 2016; Мелюхин, 1999; Химченко, 2014], гибридизация пространства, неопределенность как характеристики сегодняшнего времени требуют поиска средств подготовки к жизни в такой ситуации. Очевидно, что для молодого поколения важно, чтобы воспитательные системы обеспечивали формирование качеств, способствующих адаптации к жизни в этих ситуациях и успешному взаимодействию с новыми ситуациями, требующими нетипичных, нестереотипных действий и реакций.

В связи с этим проектная деятельность активно развивается не только на уровне государства, но и на уровне образовательных организаций — в вузах, колледжах, школах. Эффективность и качество проектной деятельности в образова-

тельных организациях зависит от характера решаемых проблем, их социальной направленности, учета особенностей цифрового поколения, вовлеченности в нее субъектов.

Возможность эффективного решения в процессе проектной деятельности социальных проблем зависит от понимания психолого-педагогической природы процесса проектирования. С этой точки зрения можно констатировать наличие интеллектуального и эмоционально-творческого аспектов. Интеллектуальном аспект акцентирует внимание на том, что неявные (tacit) знания [Тимофеева, 2010] составляют ту ценность, от которой зависят целостность проекта, его конкурентоспособность, реализуемость. Эмоционально-творческий аспект позволяет понять природу инсайтного знания и объясняет си-нергетический эффект проектной деятельности. Развитие проектной деятельности в образовательной организации [Тамарская, 2020] имеет большое значение: во-первых, реализуется конкретная общественно полезная деятельность; во-вторых, будущими профессионалами приобретаются знания, которые составляют основу компетентности современного специалиста, компетенции будущего — проектной компетенции. Работа-проект в настоящее время постепенно будет вытеснять работу-функцию, что потребует от специалиста знаний и умения как участвовать в проектах, так и руководить ими.

Проведенные исследования по изучению отношения и участия студентов в проектной деятельности позволяют говорить в целом о положительной тенденции в развитии проектной деятельности в вузе. Так, из 210 опрошенных студентов Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» более 82 % относятся к проектной деятельности осознанно и принимают участие как в проектной деятельности непосредственно в вузе, так и за его пределами, участвуя в волонтерских акциях и в деятельности молодежных организаций. Респонденты ответили, что их собственные знания позволяют самостоятельно или с поддержкой написать проект и принять участие в его реализации. Инициировать проект способны 61 % студентов, поскольку это возлагает на них определенную управленческую ответственность, к реализации которой готовы не все. Между тем более 60 % студентов обладают достаточно детальными знаниями как о структуре проекта, так и способах управления им. Осведомленность показали студенты в знании суще-

ствующих молодежных программ и грантов, стремлении изучить и выбрать для себя наиболее подходящие. Однако их интерес к федеральному уровню проектной деятельности оказался невелик, непосредственное участие респонденты связывали с региональным уровнем и уровнем образовательной организации. Структурируя социальные проблемы, требующие решения, студенты акцентировали внимание на молодежных проблемах, проблемах пожилых и инвалидов. Относительно того, насколько оперативно и своевременно поступает информация о возможности участвовать в тех или иных проектах, студенты ответили, что пользуются достаточно большим количеством каналов поступления информации. Этому способствуют цифровизация и гибридизация образовательного пространства, однако студенты хотели бы на уровне образовательной организации чаще иметь возможность соотноситься с тематикой проектов и формами ее реализации. В положительном аспекте студенты рассматривают предоставляемую им возможность встречаться с приглашаемыми сотрудниками и руководителями проектов «Росмолодежь» по направлениям «Карьера», «Бизнес» и получать интересующую их информацию об участии в этих и других проектах. Более половины студентов достаточно четко сформулировали значимость проектной деятельности для их личностного и профессионального совершенствования за счет трансформации федеральных проектов и реализации разработанных на их основе проектов в образовательной организации.

Достаточно эффективно работающие образовательные организации общего среднего образования (МАОУ СОШ № 7 г. Калининграда, директор Л. Н. Вольвач) успешно и целенаправленно используют проектную деятельность с учетом особенностей цифрового поколения. Опираясь на принцип визуализации, трансформировавшийся из принципа наглядности [Байбородова, 2020], образовательная организация осуществила проект «Литературная мастерская», который возник из насущной потребности найти такие активные взаимодополняющие формы организации учебной и внеучебной деятельности, которые, с учетом способности детей к визуализации, способствовали бы развитию читательской грамотности, креативного мышления, функциональной грамотности через визуализацию литературных образов. Очевидным является тот факт, что ученики испытывают затруднение при осмысленном прочтении текста, не умеют выделять главную

мысль и, соответственно, решать поставленную задачу. Среди множества факторов, влияющих на снижение читательской грамотности, мотивации обучения современные исследования отмечают клиповое мышление у современных детей. Поток информации, получаемый из разных источников, не становится личностно значимым. Мозг «перенасыщается», возникает усталость, теряются нравственные ориентиры, снижается эмоциональный интеллект. Поэтому главной идеей проекта стала организация деятельности, которая обеспечивала бы визуализацию литературных образов в ходе изучения программных произведений русской литературы. В ходе реализации проекта обучающимся была предоставлена возможность попробовать себя в роли «соавторов» произведений, дополнить классические литературные образы плодами своего творчества. Для изучения были определены программные произведения: 5-е классы — «Бородино» М. Ю. Лермонтова; 6-е — русские былины;

7-е — «Капитанская дочка» А. С. Пушкина;

8-е — «Василий Теркин» А. Т. Твардовского. По этим и другим произведениям проведены театральные уроки, библиотечные встречи; заключительным мероприятием стала выставка-инсталляция декоративно-прикладного и художественного творчества учащихся по страницам литературных произведений. По отзывам обучающихся, проект «Литературная мастерская» им очень понравился, потому что можно было проявить творчество и включить воображение, проект произвел вдохновляющее действие и пробудил желание читать произведения. Педагоги отметили, что в методике преподавания литературы реализация таких проектов может занять достойное место.

Заключение

Исследованы социально-педагогические основы и практика применения программно-целевого метода планирования и обеспечения эффективного развития воспитательных систем в условиях транзитивного общества с использованием методик системно-деятельностного и системно-функционального анализа; раскрыто соотношение программно-целевого и проектного подходов к решению общесистемных социально-педагогических задач, в том числе, в области социального воспитания в условиях неопределенности социальной среды и формирующегося гибридного пространства.

Проектная деятельность в системе социального воспитания в условиях цифровизации и ги-

бридного образовательного пространства имеет многоуровневый характер, отражающий масштабность и взаимодействие различных уровней для достижения различных целей. Реализация федеральных проектов обеспечивается трансформацией их на региональный уровень и уровни образовательных организаций.

Цифровизация и гибридизация образовательного пространства влияют на социализацию и создают условия для социального проектирования. Гибридизация пространства детерминирует расширение возможностей образовательных организаций для включения студентов в проектную деятельность. Проектирование и реализация проектов может происходить в гибридном пространстве.

Обеспечение эффективности воспитательных систем в условиях цифровизации деятельности и социального взаимодействия ставит задачу проектирования предиктивных воспитательных проектов с учетом особенностей современных «цифровых» детей и молодежи, обеспечивающих социализацию личности в нестабильной и меняющейся социальной среде.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология: векторы новой парадигмы. URL: https ://psystudy. ru/index.php/num/article/view/1000 (дата обращения: 08.02.2023).

2. Байбородова Л. В. Педагогические технологии для современного поколения школьников / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 8-16.

3. Байбородова Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская // Педагогика. 2020. № 7. С. 22-30.

4. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы. URL: http ://j ournal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 08.02.2023).

5. Владимирова Т. Н. К вопросу обеспечения реализации воспитательных функций сферы образования / Т. Н. Владимирова, Н. Ю. Лесконог, Ю. С. Трофимова, Л. Ф. Шаламова // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 55-65.

6. Гибридная образовательная среда в профессиональной подготовке учителя / О. Ю. Афанасьева, М. В. Смирнова, М. Г. Федотова, Ю. Г. Радюк // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 7-18

7. Кабанов К. В. Трансформация идентичности подростков в социальных сетях как проблема их психологической безопасности // Прикладная юридиче-

41

ская психология. 2016. № 4. С. 83-87.

8. Калинина С. Д. Цифровая педагогика: революционный сдвиг педагогической парадигмы или новое видение современной образовательной сферы // Педагогические науки. 2018. № 5. C. 32-36.

9. Леванова Е. А. Проектная деятельность студентов: особенности и принципы управления / Е. А. Леванова, Н. В. Тамарская, О. В. Стремилова // Известия БГАРФ. 2020. № 3. С. 51-54.

10. Леванова Е. А. Проектная деятельность студентов: особенности и принципы управления / Е. А. Леванова, Н. В. Тамарская, О. В. Стремилова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 3 (53). С. 7-10.

11. Левин Б. А. Киберфизические системы в управлении транспортом / Б. А. Левин,

B. Я. Цветков // Мир транспорта. 2018. Т. 16, № 2 (75).

C. 138-145.

12. Лумпиева Т. П. Поколение Z: психологические особенности современных студентов / Т. П. Лумпиева,

A. Ф. Волков // Проблеми i шляхи вдосконалення нау-ково-методично! та навчально-виховно! роботи в ДонНТУ : збiрка праць V науково-методично! конференций Донецк : ДонНТУ 2013. С. 3-8.

13. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1999. С. 205-207.

14. Мудрик А. В. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность / А. В. Мудрик, Е. А. Никитская // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 224-229.

15. Мудрик А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. 736 с.

16. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 7-е изд., доп. Москва : Изд. центр «Академия», 2009. 240 с.

17. Нечаев В. Д. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы /

B. Д. Нечаев, Е. Е. Дурнева // Педагогика. 2016. № 1.

C. 36-45.

18. Плешаков В. А. Киберпедагогика : методология, теория и практика / В. А. Плешаков, В. К. Маркова, О. И. Воинова // Вестник МГОУ Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 6-20

19. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека : монография / Моск. пед. гос. ун-т. Москва : Homo Cyberus. 2011. 397 с.

20. Саймон Г. Науки об искусственном. Москва : Мир, 1972. 153 с.

21. Сочивко Д. В. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения : учебно-методическое пособие / Д. В. Сочивко, Н. А. Полянин. Москва : МПСИ, 2009. 264 с.

22. Трифонова С. Д. Психолого-педагогический аспект проектной деятельности / С. Д. Трифонова, В. В. Тимофеева, М. Г. Черняева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2010. № 2 (12). С. 70-75.

23. Химченко А. И. Вопросы правового обеспечения формирования глобального информационного общества в России в условиях глобализации // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 1. С. 214-219.

24. Small G. Meet your iBrain / G. Small, G. Vorgan // Scientific American Mind. 2008. Vol. 19. № 5. P. 40-49

25. Sparrow B., Liu J., Wenger D. M. Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips // Science. Vol. 333. № 6043. 2011. P. 776-778.

Reference list

1. Andreeva G. M. Social'naja psihologija: vektory novoj paradigmy = Social psychology: vectors of the new paradigm. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1000 (data obrashhenija: 08.02.2023).

2. Bajborodova L. V. Pedagogicheskie tehnologii dlja sovremennogo pokolenija shkol'nikov = Pedagogical technologies for the modern generation of schoolchildren / L. V Bajborodova, N. V. Tamarskaja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 3 (114). S. 8-16.

3. Bajborodova L. V Transformacija didakticheskih principov v uslovijah cifrovizacii obrazovanija = Transformation of didactic principles in the context of education digitalization / L. V. Bajborodova, N. V. Tamarskaja // Pedagogika. 2020. № 7. S. 22-30.

4. Verbickij A. A. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy = Digital learning: challenges, risks and perspectives. URL: http ://j ournal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (data obrashhenija: 08.02.2023).

5. Vladimirova T. N. K voprosu obespechenija real-izacii vospitatel'nyh funkcij sfery obrazovanija = On the issue of ensuring the implementation of educational functions in the field of education / T. N. Vladimirova, N. Ju. Leskonog, Ju. S. Trofimova, L. F. Shalamova // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2021. № 4. S. 55-65.

6. Gibridnaja obrazovatel'naja sreda v professional'noj podgotovke uchitelja = Hybrid educational environment in teacher training / O. Ju. Afanas'eva, M. V. Smirnova, M. G. Fedotova, Ju. G. Radjuk // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2020. № 6 (159). S. 7-18.

7. Kabanov K. V. Transformacija identichnosti po-drostkov v social'nyh setjah kak problema ih psiholog-icheskoj bezopasnosti = Transforming teenagers' social media identities as a problem with their psychological safety // Prikladnaja juridicheskaja psihologija. 2016. № 4. S. 83-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kalinina S. D. Cifrovaja pedagogika: revoljucionnyj sdvig pedagogicheskoj paradigmy ili no-

voe videnie sovremennoj obrazovatel'noj sfery = Digital pedagogy: a revolutionary shift in the pedagogical paradigm or a new vision of the modern educational sphere // Pedagogicheskie nauki. 2018. № 5. C. 32-36.

9. Levanova E. A. Proektnaja dejatel'nost' studentov: osobennosti i principy upravlenija = Project activities of students: peculiarities and principles of management / E. A. Levanova, N. V. Tamarskaja, O. V Stremilova // IzvestijaBGARF. 2020. № 3. S. 51-54.

10. Levanova E. A. Proektnaja dejatel'nost' studen-tov: osobennosti i principy upravlenija = Project activities of students: peculiarities and principles of management / E. A. Levanova, N. V. Tamarskaja, O. V Stremilova // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii ry-bopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki.

2020. № 3 (53). S. 7-10.

11. Levin B. A. Kiberfizicheskie sistemy v upravlenii transportom = Cyberphysical systems in transport management / B. A. Levin, V. Ja. Cvetkov // Mir transporta. 2018. T. 16, № 2 (75). S. 138-145.

12. Lumpieva T. P. Pokolenie Z: psihologicheskie osobennosti sovremennyh studentov = Generation Z: psychological features of modern students / T. P. Lumpieva, A. F. Volkov // Problemi i shljahi vdoskonalennja nauko-vo-metodichnoï ta navchal'no-vihovnoï roboti v DonNTU : zbirka prac' V naukovo-metodichnoï konfer-enciï. Doneck : DonNTU, 2013. S. 3-8.

13. Meljuhin I. S. Informacionnoe obshhestvo: istoki, problemy, tendencii razvitija = Information society: origins, challenges, development trends. Moskva : Izd-vo Mosk. un-ta, 1999. S. 205-207.

14. Mudrik A. V. Vospitanie v kontekste socializacii cheloveka: retrospektiva i pedagogicheskaja real'nost' = Education in the context of human socialization: retrospective and pedagogical reality / A. V. Mudrik, E. A. Nikitskaja // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry.

2021. № 2. S. 224-229.

15. Mudrik A. V. Socializacija cheloveka = Socialization of man: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. 3-e izd., ispr. i dop. Moskva : Izd-vo Mos-kovskogo psihologo-social'nogo in-ta, 2011. 736 s.

16. Mudrik A. V Social'naja pedagogika = Social pedagogy: uchebnik dlja stud. ped. vuzov / pod red.

V. A. Slastenina. 7-e izd., dop. Moskva : Izd. centr «Akademija», 2009. 240 s.

17. Nechaev V. D. Cifrovoe pokolenie: psihologo-pedagogicheskoe issledovanie problemy = Digital generation: psychological and pedagogical research of the problem / V D. Nechaev, E. E. Durneva // Pedagogika. 2016. № 1. S. 36-45.

18. Pleshakov V. A. Kiberpedagogika : metodologija, teorija i praktika = Cyberpedagogy: methodology, theory and practice / V A. Pleshakov, V. K. Markova, O. I. Voinova // Vestnik MGOU. Serija: Pedagogika. 2021. № 4. S. 6-20

19. Pleshakov V A. Teorija kibersocializacii cheloveka = Human cybersocialization theory : monografija / Mosk. ped. gos. un-t. Moskva : Homo Cyberus. 2011. 397 s.

20. Sajmon G. Nauki ob iskusstvennom = Sciences on artificial things. Moskva : Mir, 1972. 153 s.

21. Sochivko D. V Molodezh' Rossii: obra-zovatel'nye sistemy, subkul'tury, ispravitel'nye uchrezhdenija = Youth of Russia: educational systems, subcultures, correctional institutions : uchebno-metodicheskoe posobie / D. V. Sochivko, N. A. Poljanin. Moskva : MPSI, 2009. 264 s.

22. Trifonova S. D. Psihologo-pedagogicheskij aspekt proektnoj dejatel'nosti = Psychological and pedagogical aspect of project activities / S. D. Trifonova, V. V Timofeeva, M. G. Chernjaeva // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psi-hologo-pedagogicheskie nauki. 2010. № 2 (12). S. 70-75.

23. Himchenko A. I. Voprosy pravovogo obespeche-nija formirovanija global'nogo informacionnogo ob-shhestva v Rossii v uslovijah globalizacii = Issues of legal support to form a global information society in Russia in the context of globalization // Vestnik Udmurtskogo uni-versiteta. 2014. № 1. S. 214-219.

24. Small G. Meet your iBrain / G. Small, G. Vorgan // Scientific American Mind. 2008. Vol. 19. № 5. P. 40-49.

25. Sparrow B., Liu J., Wenger D. M. Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips // Science. Vol. 333. № 6043. 2011. P. 776-778.

Статья поступила в редакцию 20.03.2023; одобрена после рецензирования 24.04.2023; принята к публикации 19.05.2023.

The article was submitted 20.03.2023; approved after reviewing 24.04.2023; accepted for publication 19.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.