ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Л. В. Байбородова https://orcid.org/0000-0002-4440-5013 Н. В. Тамарская https://orcid.org/0000-0002-5012-8980
Педагогические технологии для современного поколения школьников
Для цитирования: Байбородова Л. В., Тамарская Н. В. Педагогические технологии для современного поколения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 8-16. DOI 10.20323/1813-145X-2020-3-114-8-16
В статье отмечается актуальность технологического подхода в образовании, подчеркивается необходимость совершенствования педагогических технологий, обусловленная новыми задачами образования, современными запросами общества и производства, особенностями нового поколения обучающихся. Предлагается авторское определение понятия «педагогическая технология»; характеризуется главный субъект образовательного процесса - обучающиеся, принадлежащие к так называемому поколению Z. Рассматриваются некоторые особенности познавательной деятельности школьников, связанные, прежде всего, с процессами цифровизации; анализируются данные зарубежных и российских исследований, которые обосновывают нейрокогнитивные и социально-психологические особенности современного поколения детей. На основе теории о развитии высших психических функций человека Л. С. Выготского дается обоснование поколению Z как рубежному; рассматриваются положительные и проблемные характеристики современного поколения школьников, влияющие на успешность их образования; обосновывается необходимость поиска новых педагогических технологий. Предлагаются гибридная педагогика, геймификация, адекватные особенностям современных детей. Обосновывается целесообразность использования субъектно-ориентированных технологий, называются их признаки, предлагается алгоритм общей субъектно-ориентированной технологии (самодиагностика, самоанализ, самоопределение, самореализация, самооценка, самоутверждение) и частные варианты ее использования. Отмечается целесообразность применения уже известных технологий с учетом изменившихся условий и необходимость использования таких технологий, которые компенсируют дефициты в воспитанности и социализации современных детей. Подчеркивается и объясняется целесообразность изменения характера взаимодействия педагогов и детей, перехода от воздействия к партнерству и диалогу, от технологий обучения и воспитания к технологиям сопровождения. В завершение рассматривается общая характеристика технологий, которые будут успешно решать актуальные проблемы образования и удовлетворять потребности современного поколения обучающихся.
Ключевые слова: современные школьники, поколение Z, педагогическая технология, субъектно-ориентированная технология, нейрокогнитивные исследования школьников.
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
L. V. Baiborodova, N. V. Tamarskaya
Pedagogical technologies for the now generation of schoolchildren
The article notes the relevance of the technological approach in education, emphasizes the need to improve pedagogical technologies due to new tasks of education, modern demands of society and production, peculiarities of the now generation of students. The author's definition of «pedagogical technology» is proposed; the main subject of the educ a-tional process is characterized, the subject is students belonging to the so-called Generation Z. Some peculiarities of schoolchildren's cognitive activity, connected, first of all, with the processes of digitalization, are considered; data of foreign and Russian studies are analysed, which justify neurocognitive and socio-psychological peculiarities of the now generation of children. On the basis of the theory on the development of higher mental functions of man by L. S. Vygotsky the justification of Generation Z as a frontier one is given; the positive and problematic characteristics of
© Байбородова Л. В., Тамарская Н. В., 2020
the now generation of schoolchildren, which influence the success of their education, are considered; the need to find out new pedagogical technologies is justified. Hybrid pedagogy, gamification, adequate to the peculiarities of modern children are offered. The expediency for using subject-oriented technologies is justified, their characteristics are presented, the algorithm of general subject-oriented technology (self-diagnostics, self-analysis, self-determination, self-realization, self-evaluation, self-approval) and private versions of its use are proposed. It is noted that it is advisable to use already known technologies taking into account the changed conditions and the need to use such technologies, which offset deficits in upbringing and socialization of modern children. The expediency for changing the nature of interaction between teachers and children, the transition from influence to partnership and dialogue, from learning and education technologies to support technologies is stressed and explained. In conclusion, the general characteristic of technologies is considered that will solve current problems of education successfully and meet the needs of the modern generation of students.
Keywords: modern schoolchildren, Generation Z, pedagogical technology, subject-oriented technology, neurocogni-tive research of schoolchildren.
Введение. Проблема технологического подхода в образовании и подготовки педагогов к использованию различных технологий разрабатывается с конца прошлого века В. П. Беспалько, Г. К. Селевко, В. А. Сластениным, В. В. Юдиным и др. Изучив определения понятия «педагогическая технология», которые даны разными авторами, можем отметить, что педагогическая технология представляет собой упорядоченную совокупность действий, операций, процедур, обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательного и воспитательного процессов. Не противореча сказанному, педагогическую технологию мы понимаем как алгоритм целенаправленных совместных действий субъектов образовательного процесса, обеспечивающий достижение намеченного результата.
Совершенствование педагогических технологий является важной задачей модернизации образования, определяющей его качество. В настоящее время две тенденции детерминируют поиск эффективных технологий. Первая тенденция связана с будущим образования, зависящим от запросов общества, уровня экономики и производства, а вторая - с особенностями современного поколения. Сегодня важно проанализировать, осмыслить сложившуюся ситуацию и пересмотреть педагогические технологии, установить, соответствуют ли они запросам и особенностям детей, перспективным целевым ориентирам в образовании и обществе.
Цель исследования: определить, обосновать и кратко охарактеризовать педагогические технологии, позволяющие успешно решать задачи обучения и воспитания современного поколения школьников.
Методы и методики исследования. Для выявления типичных характеристик современного поколения школьников мы использовали результа-
ты исследований, проведенных в России и за рубежом. С этой целью применялись теоретические методы исследования: анализ и синтез, классификация, обобщение и систематизация.
Также мы опираемся на результаты анализа материалов организованных нами фокус-групп, различных по содержанию и формам опроса педагогов, родителей, администрации городских и сельских организаций, охватив 10 регионов России и более пяти тысяч респондентов, материалы наблюдений, диагностических ситуаций, продуктов интеллектуальной, творческой и проектной деятельности школьников.
Значительные материалы для анализа исследуемой проблемы, авторские выводы и создание собственных технологий, проверенных на базе инновационных площадок ряда регионов России, Белоруссии и Киргизии, обеспечила многолетняя опытная и опытно-экспериментальная работа.
Обсуждение и дискуссия. При поиске педагогических технологий для современного поколения школьников, прежде всего, необходимо учитывать его особенности. Охарактеризовать то или иное поколение детей - весьма сложная и противоречивая задача. Каждый ребенок неповторим, и попытка выделить что-то типичное даже для конкретной группы людей всегда приводит к некоторому упрощению и формализации выводов. Тем не менее немало ученых в России и за рубежом на основе различных исследований, в том числе и собственных, делают попытки выделить наиболее типичные характеристики молодого поколения.
В целом стремление охарактеризовать молодое поколение оправданно, так как это, по крайней мере, побуждает педагогов проанализировать сложившую ситуацию, найти причины своих личных и профессиональных проблем, попытаться дать объяснение неожиданно возникшим ситуациям и трудностям. Рефлексивно и критично думающему педагогу это может дать толчок к пере-
осмыслению своих действий, принятых и принимаемых решений. Для педагога объективная, пусть даже обобщенная, информация о современном поколении детей и молодых людей - это база, источник для поиска новых идей, подходов и педагогических технологий.
Нынешнее молодое поколение существенно отличается от предыдущего. Сегодня, когда принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье и школе, уже не вызывает сомнений тот факт, что изменилась природа самого ребенка, закономерности его развития. Совершенно очевидно, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад.
Начало XXI в. характеризуется как время применения цифровых средств, цифровых технологий. Существенно меняются познавательные способности человека, цифровая технологическая революция влияет на все сферы человеческой жизни - от экономики до искусства. Все чаще исследователи заявляют о рождении поколения Z, которое воспитывается в активной цифровой среде, существенно отличается от предыдущих поколений.
Авторы социологических и психолого-педагогических исследований (А. Антипов, Е. Шамис [Шамис, 2018], М. Р. Мирошкина [Ми-рошкина, 2014], В. И. Пищик [Пищик, 2011] и др.) устанавливают разные поколенческие временные рамки. В целом исследователи компромиссно утверждают, что дети поколения Z - это дети, которые родились после 2000 г., и условием причисления их к поколению Z является жизнь в цифровом пространстве [Тамарская, 2019].
Важно, что ряд ученых, осознающих цифрови-зацию как этап технологической революции, понимают, что необходимы нейрокогнитивные исследования родившегося в этот период поколения - поколения Ъ, причем эти исследования должны проводиться естественно-научными методами. Рядом авторов актуализировано понятие «нейрокогнитивный подход», согласно которому исследование, в частности проблемы детей поколения Z, осуществляется через изучение нейронной активности и познавательного поведения, которое определяется влиянием информационных технологий на организацию и реализацию когнитивных процессов [Голубинская, 2016].
Исследователи подтверждают, что в мозге человека под влиянием постоянного применения информационных технологий существенно меня-
ются нейронные пути. Именно это отличает данное поколение, родившееся в двух реальностях одновременно, от всех других предыдущих поколений [Chelazzi, 2013; Small, 2008]. Эти две реальности сосуществуют в сознании молодых людей, дополняя друг друга и не конфликтуя.
Исследования цифровой компетентности [Цифровая компетентность ... , 2013] школьников показывают, что таковой можно считать «основанную на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности». Очевидно, что цифровой компетентностью в информационном обществе может овладеть каждый его член, но отличие поколения Z от всех других поколений, также живущих в современном обществе, состоит в том, что все другие поколения, как считают многие исследователи, являются «цифровыми иммигрантами», а «коренными жителями» цифрового мира (Г. Смолл) могут быть признаны лишь представители поколения Z. Именно это поколение [Антипов, 2017; Гаврилова, 2016; Лумпиева, 2018] является «рубежным»: на него не похожи все предыдущие поколения и будут похожи все последующие.
Особенности цифрового поколения, которые сегодня очевидны, требуют не столько поведенческого исследования (разница в поведении с предыдущим поколениями очевидна), но детерминируют нейрокогнитивные исследования, поскольку, как утверждал Л. С. Выготский в своей культурно-исторической теории развития высших психических функций, новые орудия труда меняют у цифрового поколения познавательные способности (В. Д. Нечаев, Е. Е. Дурнева) [Нечаев, 2016]. Авторы обращают внимание на то, что современные информационные технологии как новые культурно-исторические орудия настолько глубоко проникли во все сферы жизни, что создали прецедент глобальной цифровизации и существования параллельной «цифровой реальности». Можно по-разному относиться к осознанию этого факта, но отвергать его бессмысленно.
В результате социологического исследования, проведенного в 2016 г. Сбербанком и Vаlidata [30 фактов ... ], установлены факты, свидетельствующие о том, что у нового поколения есть особенности, в том числе и в способах обработки ин-
формации, которые подтверждаются исследованиями нейрокогнитивного характера [Herther, 2009; Minihan, 2012].
Важным фактом, установленным в обозначенном исследовании, является то, что дети поколения Z родились «с кнопкой на пальце». Полученные данные позволяют говорить о том, что Интернет для современных школьников является обыденной и неотъемлемой частью жизни. Большинство подростков используют его для поиска самого разного рода интересной информации. На втором месте, как показали исследования, по популярности у подростков стоит поиск информации для учебы. В целом интерес подростков к использованию Интернета в учебных целях достаточно высок: учебной деятельности в Интернете подростки отводят больше времени, чем отдельно общению, поиску друзей и играм. Подростки стремятся к тому, чтобы их интернет-деятельность была достаточно разнообразна, и используют разные ее виды [Цифровая компетентность ... , 2013].
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что у современного поколения имеются возможности для успешного обучения. Во-первых, это быстрый и простой доступ к большому объему информации, находящейся на просторах Интернета; во-вторых, это способность достаточно быстро и пластично адаптироваться к бесконечно меняющимся процессам и условиям жизни; в-третьих, достаточная адаптивность и принятие дистанционного обучения, умение работать с разнообразной информацией в режиме многозадачности, быстрота реакции.
Кроме положительных моментов, связанных с особыми способностями детей поколения Z в сфере компьютеризации и информационных технологий, следует выделить проблемные аспекты, которые связаны с возникающей интернет-зависимостью, перенасыщением мультимедийной средой. Наличие клипового мышления у современных детей ведет к негативным проявлениям: снижению способности к критичности и анализу информации, гиперстимуляции головного мозга информационной средой, что вызывает гормональные нарушения и проблемы психологического порядка.
Доступ к разнообразной информации через всемирные компьютерные сети, с одной стороны, сделал современных детей более думающими, самостоятельно мыслящими, реализующими свою субъектную позиции. С другой стороны, стихийный поток информации при неумении ее отбирать,
критически осмысливать и перерабатывать ведет к ошибочным выводам, решениям, негативным действиям, которые наносят ребенку вред. С одной стороны - свобода в выборе любой информации, с другой - зависимость от нее, часто ведущая к искаженным представлениям о реальном окружающем мире.
Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) различных источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Так, например, современные школьники технически подкованны, легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но в то же время порой не знают самого элементарного и оказываются абсолютно беспомощными в ряде житейских ситуаций.
Учитывая потребности, преимущества и проблемы современного поколения в условиях информатизации и цифровизации, для развития педагогических технологий можно предложить идеи гибридной педагогики, характеризующейся тем, что в ней сбалансированно применяются как традиционные формы обучения, так и информационные технологии с их виртуальной реальностью. В средствах гибридной педагогики используются такие принципиально новые форматы обучения [Тамарская, 2019], как массовые, открытые он-лайн-курсы (МООС или МООК), видеоуроки, видеоконференции и др. В дистанционном формате они доступны на сайтах университетов, на различных платформах как зарубежных, так и российских вузов, которые таким образом пытаются решить в том числе и маркетинговые задачи.
Современные образовательные онлайн-сервисы существенно меняют технологическое обеспечение образовательного процесса и направлены на совершенствование технологий обучения поколения Z. Использование адаптивного подхода к обучению школьников предполагает необходимость в процессе обучения учитывать множество деталей. К таким комплексно анализируемым деталям можно отнести все, начиная от уровня академической подготовки обучающегося и заканчивая его эмоциональным состоянием. Эти образовательные онлайн-сервисы уже используются в обучении, и особенности их состоят в том, что они (в частности Knewton) подстраиваются под характер восприятия обучающимся учебного материала и подбирают соответствующий контент: текст или видео. В результате экспресс-анализа определяют пробелы в знаниях, устанавливают степень и уровень сложности предлагаемых задач.
В таких технологиях учитывается «клиповость» сознания, и на основании этого определяются продолжительность и способ подачи информации, происходит стимулирование внимания за счет видео, тестов и других контрольно-диагностических процедур. Гибридная педагогика располагает целым арсеналом средств, которые способствуют объединению двух реальностей, что отвечает потребностям современного поколения детей.
Кроме особенностей, связанных с обработкой информации, современное поколение школьников отличается такой обозначенной в социологическом исследовании Сбербанка и Vаlidata особенностью, как ориентация на гедонизм, которая ярко выражена у значительной части молодых людей. «Быть счастливым» считается у современного поколения нормой, причем данная формулировка предполагает, что это главный запрос от жизни, который связан с наслаждением жизнью, получением удовольствия, желанием ощущать ценность мгновения «здесь и теперь», любовью к себе. «Счастье - это и есть успех», - так формулирует это поколение свою гедонистическую позицию, что отличается от формулы счастья всех предыдущих поколений, которые считают, что «успех -это счастье».
Для них характерна потребность быть успешным, потребность в признании. По их мнению, стать счастливым можно только тогда, когда найдешь свой путь. Но если возникают реальные трудности, это означает, по мнению поколения Z, что выбран неверный путь, нужно искать другой.
Если оценивать ориентацию на гедонизм как особенность поколения Z, можно отметить ее положительный потенциал для успешного обучения, который характеризуется отсутствием стрессового мировосприятия, нацеленностью на самосовершенствование и самореализацию. В то же время потребность школьников в постоянном признании, успехе и социальной популяризации предполагает столкновение с трудностями и наличие способности преодолевать их. Но готовы ли к этому современные дети? Как показывают исследования, значительная часть школьников отказывается от своих намерений, меняет планы, если возникают препятствия, что связано с отсутствием воли, настойчивости в достижении поставленных целей.
Какие технологии могут учитывать указанную выше особенность современного поколения и научить школьников преодолевать трудности, добиваться намеченных целей? Как показывают исследования и практическая педагогическая дея-
тельность, такие технологии позволяют осуществить идею о том, что «учеба - не тяжкий труд, а напряженное развлечение», которая может с успехом реализовываться в технологиях геймифика-ции [Тамарская, 2018].
Какими возможностями обладают технологии геймификации для удовлетворения потребностей поколения Z и решения педагогических задач? Как известно, игра позволяет действовать в ситуации неопределенности, что делает ее важной технологией обучения и воспитания в современных непредсказуемых обстоятельствах. Благодаря игре педагог может решить многие воспитательные и образовательные проблемы ребенка, сделать неинтересное увлекательным и созидательным. В игровой ситуации ребенок учится преодолевать трудности, у него успешнее формируются волевые качества, при этом он получает удовольствие, особенно если сам становится автором или одним из авторов, создающих игру.
Таким образом, геймификация является важным направлением в технологическом совершенствовании современного образовательного процесса, о чем говорится в форсайте «Образование 2030». Одной из современных и востребованных технологий, актуализирующих деятельность в ситуации неопределенности, является технология квестов.
Однако жизнь - это не только игра. Применение современных технологий должно обеспечивать формирование качеств, которые позволят молодому человеку быть востребованным, конкурентоспособным в обществе, умеющим мобильно перестраиваться, нести ответственность за результаты своей деятельности, за свой дом, семью, создавать нужное и полезное для людей, своей страны, быть самостоятельным и инициативным гражданином. Для этого нужны технологии, которые обеспечивают субъектную позицию обучающихся в образовательном процессе, позволяют школьнику принципиально по-новому взаимодействовать с окружающим миром и другими субъектами, предоставляют им возможность самим принимать решения и брать на себя ответственность за свое образование, поставленные цели и полученные результаты.
В условиях новых экономических, технических возможностей общества и образования современное поколение обучающихся требует от педагогов формирования принципиально новых компетенций, необходи мых молодым людям XXI в. для успешной жизни и карьеры (4 «К»): креативность, коммуникативность, критическое
мышление, командная работа, готовность к изменениям, а также технические и технологические компетенции (роботизация), что нужно учитывать при разработке и использовании соответствующих педагогических технологий.
Важно применять педагогические технологии, которые позволяют компенсировать дефициты в воспитанности молодых людей, формировать нравственные ценностные ориентации, общительность, открытость, коммуникативность, целеустремленность, творчество вопреки индивидуализму, прагматизму, агрессивности.
В то же время при выборе педагогических технологий важно учитывать стремление современных детей к независимости, самостоятельности, их потребность в признании своей неповторимости.
Вышеизложенное подводит к выводу о том, что способствовать решению современных и перспективных задач общества и образования могут субъ-ектно-ориентированные технологии. Разработанная нами общая субъектно-ориентированная технология [Байбородова, 2018] обеспечивает
— проявление и развитие как индивидуальности, так и личности обучающегося;
— возможность обучающемуся удовлетворить свои интересы и потребности;
— самостоятельность и осознанность в постановке обучающимся образовательных задач и поиске путей их решения;
— право ребенка выбирать темп, объем, сложность, вид и форму работы, роль, позицию в деятельности, способы взаимодействия с другими субъектами (учителями, одноклассниками);
— удовлетворенность собственной деятельностью и ее результатами;
— рефлексивное отношение обучающегося к собственной деятельности;
— диалоговый, партнерский характер взаимодействия педагогов и обучающихся.
Алгоритм общей субъектно-
ориентированной технологии можно представить следующим образом [Байбородова, 2018, с. 13-14]:
— самодиагностика - осознание себя: «какой я?», «что я знаю?», «что я умею?», и наоборот: «чего не знаю?», «чего не умею?» и т. п.;
— самоанализ - поиск ответов на вопросы: «что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и т. п.;
— самоопределение - постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достиже-
ния: «к чему стремиться и почему?», «каким должен быть результат?», «как этого добиться?», «какими должны быть мои действия?», «кто может мне помочь?» и др.;
— самореализация - самостоятельный поиск учащимися способов решения задач, принятие самостоятельных решений;
— самооценка - сопоставление достигнутого результата с планируемым, выявление и обоснование причин успехов и недостатков: «в какой мере мне удалось решить поставленные задачи?», «что мне удалось и почему?», «что не удалось и почему?» и др.;
— самоутверждение - вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действии: «в какой мере поставленные цели и задачи были правомерны, адекватны моим возможностям?», «что необходимо учесть при целеполага-нии в дальнейшем?», «что изменить в последующих моих действиях?» и др.
Общая субъектно-ориентированная технология охарактеризована в виде алгоритма действий школьника. Каждый этап этой технологии конкретизируется педагогическими средствами, методами и приемами. Технология и используемые при этом средства, приемы и техники могут применяться в самых различных и конкретных ситуациях, в учебном процессе, при проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий. Данная технология может быть стержнем, основой при проектировании и проведении самых различных форм воспитательной деятельности [Байбородова, 2014; Байбородова, 2018].
Очевидно, многие педагогические технологии, которые сегодня используются в образовательных организациях, не утратили своего значения и могут успешно решать задачи воспитания и обучения молодого поколения. К ним, в частности, можно отнести проектную деятельность, коллективные и групповые способы обучения, технологии развития критического мышления, коллективную творческую деятельность и др.
Однако использование современных технологий требует совершенно иных способов взаимодействия участников образовательного процесса, взрослых и детей. По данным различных исследований, обозначенных выше, это обусловлено тем, что, в сравнении с предыдущими поколениями, современные дети по-другому воспринимают взрослых и педагогов. Взрослые для них не являются безусловным авторитетом, какой бы профессиональный статус они ни имели, какие бы долж-
ности ни занимали. Дети откликаются на предложения взаимодействовать только с теми, кого они уважают, признают для себя значимыми. Причем такое отношение сохраняется до тех пор, пока взрослый, в том числе и педагог, является для ребенка авторитетным, способен взаимодействовать с ним, не прибегая к принуждению. В значительной мере данная ситуация обусловлена тем, что нынешние дети, даже с дошкольного возраста, лучше владеют информационными технологиями. Это дает им основание полагать, что в известных сферах жизни они имеют определенное превосходство перед взрослыми. Дети ценят педагога, уважительно относятся к нему, если он открыто подчеркивает, что учится у своих учеников. Надо признать, что, если педагог стремится быть востребованным, ему важно научиться строить партнерские отношения с детьми. Вероятно, поэтому, мы сегодня чаще говорим не о технологиях воспитания и обучения, а о технологиях сопровождения.
Выводы. Таким образом, важным фактором совершенствования педагогических технологий является ориентация на особенности нового поколения и учет этих особенностей при разработке технологического обеспечения современного образовательного процесса. Цифровое поколение существенно отличается от предыдущих поколений и имеет характерные для него когнитивно-психологические и социально-психологические особенности, которые необходимо учитывать при разработке и отборе педагогических технологий: клиповое мышление, потребность в персонификации, гиперактивность, интровертированный индивидуализм, прагматизм, мультимедийность восприятия, преобладание виртуальной коммуникации, виртуализация творчества и др.
В то же время современные технологии должны формировать такие качества, которые позволят молодому человеку быть востребованным, успешным, конкурентоспособным в обществе, развивать интерес у школьников к непрерывному образованию, способность мобильно перестраиваться в новых условиях. Необходимы технологии, которые обеспечивают субъектную позицию обучающихся в образовательном процессе, предоставляют им возможность самим принимать решения и брать ответственность за свое образование, будущее своей семьи, страны. Использование таких технологий предполагает нравственно-ценностное наполнение содержания образования и принципиально иной характер взаимодействия педагогов и обучающихся.
В завершение обобщенно охарактеризуем педагогические технологии для современного поколения школьников, которые должны быть
— человеко-ориентированными (индивидуализированными, персонифицированными), обеспечивающими удовлетворение запросов, потребностей детей, их самореализацию, успешность и признание их достижений;
— ценностно-смысловыми, предусматривающими созидательную, социально значимую, преобразовательную деятельность ребенка;
— субъектно-ориентированными, то есть обеспечивать проявление и формирование субъектной позиции ребенка, осознанное целеполага-ние и принятие им самостоятельных решений на всех этапах и уровнях обучения;
— рефлексивными, способствующими осознанной образовательной деятельности школьников;
— диалоговыми, предусматривающими равноправный обмен информацией, партнерскую позицию участников образовательного процесса, партнерский стиль взаимодействия педагогов и учащихся;
— коммуникативными, формирующими умение работать в команде;
— творческими, способствующими развитию креативности, гибкости, системности, критичности мышления.
Мы остановились лишь на некоторых педагогических технологиях для современного поколения молодежи, использование которых обусловлено влиянием многих факторов, но прежде всего, технологической революцией, социально-экономическими запросами, преобразованиями и перспективами. Естественно, для анализа использован не весь массив имеющихся данных различных исследований, но даже те положения, которые зафиксированы в этой статье, на наш взгляд, являются убедительным подтверждением необходимости критичного переосмысления, а также активного поиска и применения новых педагогических технологий при обучении и воспитании современного поколения школьников.
Библиографический список
1. Антипов А. Времена года и времена жизни // Russian Valley. URL: http://rugenerations. su/2009/04/ЗО/времена-года-и-времена-жизни (Дата обращения: 22.01.2018).
2. Арцимович И. В. Современное поколение: вызовы обществу или времени // Интерактивная наука. 2017. № 12. C. 119-121.
3. Байбородова Л. В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза : монография / Л. В. Байбородова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. 260 с.
4. Байбородова Л. В. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе / Л. В. Байбородова, В. Н. Белкина, М. В. Груздев, Т. Н. Гущина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Том 8. № 5. С. 7-21.
5. Гаврилова А. В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия, психология, педагогика». 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 58-63.
6. Голубинская А. В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т. 1. № 1. С. 161-167.
7. Лумпиева Т. П. Поколение Z: психологические особенности современных студентов / Т. П. Лумпиева, А. Ф. Волков. ШЬ: Шр://еа.аоппШ.ощ:8080/Ьапа1е/123456789/21748 (Дата обращения: 22.01.2018).
8. Мирошкина М. Р. Разные поколения - разный педагогический подход // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 8-20.
9. Нечаев Н. Н. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы / Н. Н. Нечаев, Е. Е. Дурнева // Педагогика. 2016. № 1. С. 36-45.
10. Пищик В. И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 80-88.
11. Тамарская Н. В. Родителям поколения Z. Как перестать беспокоиться и помочь своему ребенку в эпоху стремительных перемен / Н. В. Тамарская, О. В. Белова, М. Г. Черняева. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. 110 с.
12. Тамарская Н. В. Геймификация образования для поколения Z // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 4 (46). С. 27-29.
13. Ханников А. А. Техника: от древности до наших дней. Москва : 2011. иКЬ: https://history1ib.org/historybooks/A1eksandr-A1eksandrovich-KHanшkov_Tekhшka-ot-drevnosti-do-nashikh-dney/
14. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У! Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. Москва : Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
15. Шамис Е. Теория поколений / Е. Шамис, А. Антипов. ИЯЬ: https://www.psycho.ru/1ibrary/2581 (Дата обращения: 19.01.2018).
16. 30 фактов о современной молодежи. URL: https://historylib.org/historybooks/Aleksandr-Aleksandrovich-KHannikov_Tekhnika-ot-drevnosti-do-nashikh-dney/https://www.sberbank. ru/common/ img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf
17. Chelazzi L., Perlato A., Santandrea E., Della Libera C. Rewards teach visual selective attention // Vision Research. 2013. Vol. 85. P. 58-72.
18. Herther N. K. Digital Natives and Immigrants: What Brain Research Tells Us // An anthology of arguments. Digital Literacies. Minneapolis, MN: University of Minnesota Libraries. 2009. P. 419-425.
19. Minihan M. Transmedia Storytelling for the Digital Generation: A Guide for Self-Publication with the Adobe ® Digital Publishing Suite. Johnson City, TN: East Tennessee State University, 2012.
20. Small G., Vorgan G. Meet your iBrain // Scientific American Mind. 2008. Vol. 19. № 5. P. 40-49.
Reference list
1. Antipov A. Vremena goda i vremena zhizni = Seasons and times of life // Russian Valley. URL: http://rugenerations. su/2009/04/30/vremena-goda-i-vremena-zhizni (Data obrashhenija: 22.01.2018).
2. Arcimovich I. V. Sovremennoe pokolenie: vyzovy obshhestvu ili vremeni = Modern generation: challenges to society or time // Interaktivnaja nauka. 2017. № 12. C. 119-121.
3. Bajborodova L. V Individualizacij a i soprovozhde-nie v obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza = Individualization and support in the educational process of a pedagogical university : monografija / L. V. Bajborodova, L. N. Artem'eva, M. P. Krivun'. Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2014. 260 s.
4. Bajborodova L. V. Kljuchevye idei sub#ektno-orientirovannoj tehnologii individualizacii obra-zovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze = Key ideas of subject-oriented technology of individualization of the educational process in pedagogical university / L. V. Bajborodova, V. N. Belkina, M. V. Gruzdev, T. N. Gushhina // Vestnik Novosibirskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. Tom 8. № 5. S. 7-21.
5. Gavrilova A. V. Social'no-psihologicheskie osoben-nosti mental'nosti novogo pokolenija = Socio-psychological features of the mentality of the new generation // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija «Filosofi-ja, psihologija, pedagogika». 2016. T. 26. Vyp. 2. S. 58-63.
6. Golubinskaja A. V Nejrokognitivnyj podhod k is-sledovaniju pokolenija Z = Neurocognitive approach to research generation Z // Mezhdunarodnyj zhurnal so-cial'nyh i gumanitarnyh nauk. 2016. T. 1. № 1. S. 161-167.
7. Lumpieva T. P. Pokolenie Z: psihologicheskie oso-bennosti sovremennyh studentov = Generation Z: psychological features of modern students / T. P. Lumpieva, A. F. Volkov. URL: http://ea.donntu.org:8080/ handle/123456789/21748 (Data obrashhenija: 22.01.2018).
8. Miroshkina M. R. Raznye pokolenija - raznyj ped-agogicheskij podhod = Different generations - different pedagogical approach // Shkol'nye tehnologii. 2014. № 2. S. 8-20.
9. Nechaev N. N. Cifrovoe pokolenie: psihologo-pedagogicheskoe issledovanie problemy = Digital generation: psychological and pedagogical study of the problem / N. N. Nechaev, E. E. Durneva // Pedagogika. 2016. № 1. S. 36-45.
10. Pishhik V. I. Pokolenija: social'no-psihologicheskij analiz mental'nosti = Generations: socio-psychological analysis of mentality // Social'naja psi-hologija i obshhestvo. 2011. № 2. S. 80-88.
11. Tamarskaja N. V Roditeljam pokolenija Z. Kak perestat' bespokoit'sja i pomoch' svoemu rebenku v jepo-hu stremitel'nyh peremen = To parents of Generation Z. How to stop worrying and help your child in the era of rapid change / N. V Tamarskaja, O. V Belova, M. G. Chernjaeva. Kaliningrad : Izd-vo BFU im. I. Kanta, 2019. 110 s.
12. Tamarskaja N. V Gejmifikacija obrazovanija dlja pokolenij a Z = Generation Z education gamification // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii ry-bopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018. № 4 (46). S. 27-29.
13. Hannikov A. A. Tehnika: ot drevnosti do nashih dnej = Technique: from antiquity to the present day. Moskva, 2011. URL: https://historylib.org/historybooks/ Ale-ksandr-Aleksandrovich-KHannikov_Tekhnika-ot-drevnosti-do-nashikh-dney/
14. Cifrovaja kompetentnost' podrostkov i roditelej. Rezul'taty vserossijskogo issledovanija = Digital competence of adolescents and parents. Results of the All-Russian study / G. U. Soldatova, T. A. Nestik, E. I. Rasskazova, E. Ju. Zotova. Moskva : Fond Razvitija Internet, 2013. 144 s.
15. Shamis E. Teorija pokolenij = Theory of generations / E. Shamis, A. Antipov. URL: https://www.psycho.ru/library/2581 (Data obrashhenija: 19.01.2018).
16. 30 faktov o sovremennoj molodezhi = 30 facts about modern youth. URL: https://historylib.org/historybooks/ Aleksandr-Aleksandrovich-KHannikov_Tekhnika-ot-drevnosti-do-nashikh-
dney/https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/file s/pdf/youth_presentation.pdf
17. Chelazzi L., Perlato A., Santandrea E., Della Libera C. Rewards teach visual selective attention // Vision Research. 2013. Vol. 85. P. 58-72.
18. Herther N. K. Digital Natives and Immigrants: What Brain Research Tells Us // An anthology of arguments. Digital Literacies. Minneapolis, MN: University of Minnesota Libraries. 2009. P. 419-425.
19. Minihan M. Transmedia Storytelling for the Digital Generation: A Guide for Self-Publication with the Adobe ® Digital Publishing Suite. Johnson City, TN: East Tennessee State University, 2012.
20. Small G., Vorgan G. Meet your iBrain // Scientific American Mind. 2008. Vol. 19. № 5. P. 40-49.