Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ'

СТРАТЕГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОВЕТНИК РУКОВОДИТЕЛЯ / ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Татьяна Николаевна, Тамарская Нина Васильевна, Стремилова Ольга Владимировна, Батаева Мария Дмитриевна

В статье рассматриваются стратегические направления компетентностного развития специалистов по работе с молодежью, детерминированные современными тенденциями развития общества и запросами государства на организацию деятельности с молодежью. Показано, что, поскольку молодежь как одна из наиболее проблемных и социально уязвимых групп населения требует и организации деятельности, направленной на формирование ее социально значимых потребностей, траекторий самосовершенствования, и самореализации, развития ее творческого потенциала в интересах общества и государства, введен профессиональный стандарт специалиста по работе с молодежью. Приведены целевые ориентиры данного профессионального стандарта, рассмотрены возможности дополнительного содержания образования для специалистов по работе с молодежью, претендующих на должность советника руководителя образовательной организации по воспитательной работе и работе с детскими объединениями. Обозначены наиболее перспективные направления компетентностного развития специалиста, связанные с совершенствованием знаний и умений в сфере молодежной политики, социально-психологического развития современного цифрового поколения, геймификации образовательного процесса, проектной деятельности. В связи с этим в содержании дополнительного образования необходим акцент на проблемах киберсоциализации, особенностях социализации урбанизированной молодежи, знаниях о юногогике. Показано, что для специалиста, разрабатывающего стратегию воспитательной работы, необходимы также современные знания о нейрокогнитивных особенностях цифрового поколения, связанных с таким понятийным рядом, как веб-серфинг, селективно-визуальное внимание, клиповое мышление, симультанное восприятие, трансактивная память. Наряду с нейрокогнитивными особенностями, цифровое поколение обладает особым ценностно-смысловым восприятием информации и действительности, что также должно быть учтено в компетентностном развитии специалистов в сфере работы с молодежью, претендующих на новые должности в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахарова Татьяна Николаевна, Тамарская Нина Васильевна, Стремилова Ольга Владимировна, Батаева Мария Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE DEVELOPMENT STRATEGIES FOR YOUTH WORKERS

The article examines the strategic directions of the competence development of specialists in work with youth, determined by modern trends in the development of society and the state's requests for organizing activities with youth. It is shown that, since young people, as one of the most problematic and socially vulnerable groups of the population, require appropriate organization of activities aimed at the formation of their socially significant needs, trajectories of self-improvement and self-realization, the development of their creative potential in the interests of society and the state, a professional standard of a specialist in work with youth. The target guidelines of this professional standard are given, the possibilities of additional educational content for specialists in working with youth, applying for the position of adviser to the head of an educational organization for educational work and work with children's associations, are considered. The most promising areas of competence development of a specialist related to improving knowledge and skills in the field of youth policy, socio-psychological development of the modern digital generation, gamification of the educational process, project activities are indicated. In the content of additional education, an emphasis is needed on the problems of cyber socialization, the peculiarities of socialization of urbanized youth, and knowledge of young science. It is shown that for a specialist developing a strategy for educational work, modern knowledge about the neurocognitive features of the digital generation is also needed, associated with such a conceptual series as web surfing, selective visual attention, clip thinking, simultaneous perception, and transactive memory. Along with the neurocognitive features of the digital generation, it has a special value-semantic perception of information and reality, which should also be taken into account in the competence development of specialists in the field of working with youth, applying for new positions in the education system.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ»

УДК 37

Т. Н. Сахарова https://orcid.org/0000-0001-9688-2674 Н. В. Тамарская https://orcid.org/0000-0002-5012-8980 О. В. Стремилова https://orcid.org/0000-0002-1207-9102 М. Д. Батаева https://orcid.org/0000-0002-2568-2322

Стратегии компетентностного развития специалистов по работе с молодежью

Для цитирования: Сахарова Т. Н., Тамарская Н. В., Стремилова О. В., Батаева М. Д. Стратегии компетентностного развития специалистов по работе с молодежью // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 26-32. DOI 10.20323/1813-145Х-2021-2-119-26-32

В статье рассматриваются стратегические направления компетентностного развития специалистов по работе с молодежью, детерминированные современными тенденциями развития общества и запросами государства на организацию деятельности с молодежью. Показано, что, поскольку молодежь как одна из наиболее проблемных и социально уязвимых групп населения требует и организации деятельности, направленной на формирование ее социально значимых потребностей, траекторий самосовершенствования, и самореализации, развития ее творческого потенциала в интересах общества и государства, введен профессиональный стандарт специалиста по работе с молодежью. Приведены целевые ориентиры данного профессионального стандарта, рассмотрены возможности дополнительного содержания образования для специалистов по работе с молодежью, претендующих на должность советника руководителя образовательной организации по воспитательной работе и работе с детскими объединениями. Обозначены наиболее перспективные направления компетентностного развития специалиста, связанные с совершенствованием знаний и умений в сфере молодежной политики, социально-психологического развития современного цифрового поколения, геймификации образовательного процесса, проектной деятельности.

В связи с этим в содержании дополнительного образования необходим акцент на проблемах киберсоциализации, особенностях социализации урбанизированной молодежи, знаниях о юногогике. Показано, что для специалиста, разрабатывающего стратегию воспитательной работы, необходимы также современные знания о нейрокогнитивных особенностях цифрового поколения, связанных с таким понятийным рядом, как веб-серфинг, селективно-визуальное внимание, клиповое мышление, симультанное восприятие, трансактивная память. Наряду с нейрокогнитивными особенностями, цифровое поколение обладает особым ценностно-смысловым восприятием информации и действительности, что также должно быть учтено в компетентностном развитии специалистов в сфере работы с молодежью, претендующих на новые должности в системе образования.

Ключевые слова: компетентностное развитие, молодежная политика, ценностно-смысловые ориентации, профессиональная подготовка, советник руководителя, цифровое поколение.

T. N. Sakharova, N. V. Tamarskaya, O. V. Stremilova, M. D. Bataeva

Competence development strategies for youth workers

The article examines the strategic directions of the competence development of specialists in work with youth, determined by modern trends in the development of society and the state's requests for organizing activities with youth. It is shown that, since young people, as one of the most problematic and socially vulnerable groups of the population, require appropriate organization of activities aimed at the formation of their socially significant needs, trajectories of self-improvement and self-realization, the development of their creative potential in the interests of society and the state, a professional standard of a specialist in work with youth. The target guidelines of this professional standard are given, the possibilities of additional educational content for specialists in working with youth, applying for the position of adviser to the head of an educational organization for educational work and work with children's associations, are considered. The most promising areas of competence development of a specialist related to improving knowledge and skills in the field of youth policy, socio-psychological development of the modern digital generation, gamification of the educational process, project activities are indicated. In the content of additional education, an emphasis is needed on the problems of cyber socialization, the peculiarities of socialization of urbanized youth, and knowledge of young science. It is shown that for a specialist developing a strategy for educational work, modern knowledge about the neurocognitive

© Сахарова Т. Н., Тамарская Н. В., Стремилова О. В., Батаева М. Д., 2021

features of the digital generation is also needed, associated with such a conceptual series as web surfing, selective visual attention, clip thinking, simultaneous perception, and transactive memory. Along with the neurocognitive features of the digital generation, it has a special value-semantic perception of information and reality, which should also be taken into account in the competence development of specialists in the field of working with youth, applying for new positions in the education system.

Keywords: competence development, youth policy, value and semantic orientations, professional training, advisor to the head of organization, digital generation.

Актуальность

Приоритеты государства и общества в настоящее время консолидированы и определяются повышенным вниманием к проблемам молодежи, что с необходимостью актуализирует психолого-педагогические акценты и социальные ориентации подготовки специалистов в сфере организации работы с молодежью. Очевидно, молодежь как одна из наиболее проблемных и социально уязвимых групп населения требует соответствующей организации деятельности, направленной на формирование ее социально значимых потребностей, траекторий самосовершенствования и самореализации, что предполагает развитие ее творческого потенциала и создание условий для его реализации в интересах общества и государства.

Обзор литературы

Проблемы молодежи являются предметом исследования в различных науках - социологии, политологии, социальной психологии и педагогике и др. Молодежные проблемы исследуются с различных сторон и разных аспектах. Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов по работе с молодежью рассматривает С. Н. Фомина; проблемы подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики исследованы А. В. Василенко; становление и развитие системы образования кадров для работы с молодежью в России (1919-2010 гг.) изучено Н. Д. Бобковой; управление использованием творческого потенциала молодежи в научно-инновационной сфере рассмотрено

Ю. Ю. Шленовой.

Постановка проблемы

Важным шагом в признании значимости организации работы с молодежью явилось принятие профессионального стандарта «Специалист по работе с молодежью» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2020 г.). Данный шаг подтверждает актуальность направления работы и ориентирует образовательные организации на поиск стратегий и средств, способных обеспечить эффективную и

соответствующую запросам времени подготовку специалистов в сфере работы с молодежью.

Профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодежью» предполагает, что главная цель такого специалиста - «разработка и реализация программ и проектов, а также мероприятий, в том числе международных, в сфере молодежной политики, взаимодействие с молодежными и детскими общественными объединениями» [Профессиональный стандарт ... , 2020]. Реализация данной цели позволяет решать разнообразные задачи молодежной политики в самых различных сферах (право, политика, наука и образование, культура и спорт, коммуникации, здравоохранение, взаимодействие с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями).

В настоящее время в системе образования появился запрос на специалиста, обладающего самыми современными знаниями по организации работы с молодежью. Образовательными организациями востребована должность советника руководителя образовательной организации по воспитательной работе и работе с детскими объединениями.

В дискуссионных обсуждениях педагоги пытаются осмыслить введение в образовательных организациях в опытно-экспериментальном режиме должности «советник директора по воспитательной работе и работе с детскими объединениями». Среди различных мнений можно выделить как положительные, так и отрицательные. Анализ мнений показывает, что положительные мнения основываются на понимании изменившегося содержания воспитательной работы и стратегических задач общества и государства в воспитании молодежи; отрицательные, как правило, связаны с осмыслением соподчиненности различных должностей в связи с возникновением новой должности и распределением функциональных обязанностей.

Результаты и дискуссия

Наиболее адекватно задачи, стоящие перед таким специалистом как советник директора по воспитательной работе и работе с детскими объ-

единениями, коррелируют с компетенциями специалиста по работе с молодежью. Между тем, и для данной категории специалистов, чтобы соответствовать запросам системы образования в полной мере, необходимо расширение диапазона содержания образования для компетентностного развития.

Рассмотрим более конкретно, какие стратегические направления компетентностного развития специалистов по работе с молодежью могут позволить им соответствовать новой в сфере образования должности советника директора по воспитательной работе и работе с детскими объединениями.

Важными детерминантами, определяющими стратегии компетентностного развития специалистов по работе с молодежью, являются особенности развития современного общества и специфика современного поколения.

Особенности развития общества реализуются в содержании образования специалистов по работе с молодежью в модуле, касающемся молодежной политики и тенденций ее развития. Компетент-ностное развитие специалистов по работе с молодежью, приращение компетенций связано с отбором такого содержания, которое является наиболее актуальным. В настоящее время события, происходящие в обществе, акцентируют внимание не столько на самой молодежной политике, сколько на условиях ее реализации. Реализовывать молодежную политику в настоящее время невозможно без акцента на проблемах киберсоциализа-ции (В. А. Плешаков), роли Интернета в профессиональном развитии молодежи, социализации креативной части молодого поколения - урбанизированной молодежи (А. Н. Тесленко, Н. В. Тамарская), юногогики (М. И. Рожков, А. Н. Тесленко), деятельности детских объединений [Основы социокинетики ... , 2009].

Очевидно, что для специалиста, разрабатывающего стратегию воспитательной работы в образовательной организации, необходимы также самые современные знания о нейрокогнитивных особенностях цифрового поколения, связанных с таким понятийным рядом, как веб-серфинг [Meet your iBrain ... , 2008], и его влиянием на гормональную систему ребенка, определяющим селективно-визуальное внимание, клиповое мышление, симультанное восприятие, визуальная грамотность, трансактивная память [Google effects on memory ... , 2011]. Владение такого рода понятиями дает возможность специалистам разрабатывать и реализовывать в обучении и воспитании

новые принципы [Трансформация ... , 2020] и технологии [Педагогические технологии .... , 2020].

Наряду с нейрокогнитивными особенностями цифрового поколения, оно обладает особым ценностно-смысловым восприятием информации и действительности, что также должно быть учтено в компетентностном развитии специалистов в сфере работы с молодежью, претендующих на новые должности в системе образования.

Проблема ценностных ориентаций исследована различными учеными - философами, социологами, психологами, педагогами. Исследования в аспекте поколенческой теории, проведенные Сбербанком и Validata (2016), установили определенные факты, свидетельствующие о том, что цифровое поколение имеет специфические поко-ленческие ценности, на которые можно опираться, выстраивая стратегию воспитательной работы в образовательной организации.

Рассмотрим некоторые ценности цифрового поколения, которые связаны с самореализацией и профессиональным самоопределением. Цифровое поколение отмечает, что главное - это найти свой путь. Беседы со школьниками и анализ их деятельности подтверждают эту направленность и наличие такой ценностной ориентации.

Профессиональное самоопределение детерминируется внешними и внутренними факторами. В качестве внешних факторов доминируют пространство (крупный город, сельская местность и др.), традиции, различные социокультурные и экономические факторы, востребованность профессий и рейтинг их престижности. Внутрилич-ностные факторы связаны с соответствием психофизиологических особенностей личности требованиям профессий, сферой интересов и удовлетворенностью от реализации определенных видов деятельности. Для цифрового поколения профессиональное самоопределение тесно связано гедонизмом (от греч. «наслаждение, удовольствие»). Аксиологическое учение, центральным звеном которого является гедонизм, предполагает, что удовольствие есть благо и смысл жизни, терминальная ценность, определяющая и обосновывающая еще одну ценностную формулировку, принадлежащую цифровому поколению, «счастье - это и есть успех». Данная формулировка вступает в противоречие с аналогичной ценностной формулировкой предыдущих поколений -«успех - это счастье», что заставляет, познавая особенности цифрового поколения, учитывать различия в ценностных ориентациях. «Успеш-

ность - это когда ты радуешься жизни, чем бы ни занимался, у тебя в душе гармония, если ты работаешь за 20 тысяч, но при этом счастлив, нет внутри конфликтов, ты успешный человек», - так цифровое поколение определяет понятие «успешность» [30 фактов ... , 2016].

Как показывает исследование, по мнению цифрового поколения, поиск и обретение своего пути - непременное и обязательное условие счастья, причем в выборе нельзя ошибиться: если на профессиональном пути возникают трудности, скорее всего, он выбран неверно. Представители цифрового поколения ориентируются на саморазвитие и справедливо считают, что в эпоху технологической революции и жизни в неопределенности саморазвитие является обязательным условием счастья. Саморазвитие, в их понимании, сопряжено с разнообразием жизни, к которому они стремятся, с желанием получить признание, с расширением контактов, активности. Очевидно, что саморазвитие - это формирование универсальных компетенций, компетенций будущего, которые позволяют адаптироваться к ситуации неопределенности, успешно работать в команде. Стремление к саморазвитию детерминирует навыки системного мышления, управленческие умения, способности обучения в течение всей жизни.

Компетентностное развитие специалистов по работе с молодежью, расширяющих свой диапазон применения в сфере образования, предполагает, что такой специалист способен выстраивать траектории развития талантливой молодежи как в сфере искусства, так и в сфере науки; владеет техниками самоменеджмента и саморазвития; обладает знаниями в области «позитивной психологии», которая дает множество рекомендаций по поиску своего пути и получению на этом пути радости и удовольствия.

К важнейшим особенностям развития современного общества следует отнести факторы неопределенности, детерминированные постоянными изменениями практически во всех сферах жизни, что заставляет человека действовать в ситуации неопределенности, спонтанности, неявности. Как важнейшая детерминанта современного мира неопределенность заставляет обратиться к переосмыслению роли и значения геймификации и проектной деятельности [Проектная деятельность ... , 2020] в содержании образования и ком-петентностного развития специалистов по работе с молодежью.

По утверждению Г. М. Андреевой, согласно результатам анализа исследований дефиниции «не-

определенность» [Социальная психология . , 2009], понятие «неопределенность» сопряжено с целым рядом аналогичных понятий, основой которых является понимание того, что человеку приходится ориентироваться на многозадачность, постоянную инновационность, усложнение задач, скорость принятия решений, дифференциацию последствий, адекватность оценки ситуации, правильность интерпретации. Г. М. Андреева также акцентирует внимание на том, что задача осознания той реальности, которая «здесь и теперь», и понимание многофакторности явлений, конструирующих окружающий мир, моделирующих процессы, в нем происходящие, должна решаться за счет компетенций, позволяющих человеку быть адаптивным, осознанным, «инсайтным» [Социальная психология . , 2009].

Ориентация на неопределенность как тренд заставляет рассмотреть компетентностное развитие специалистов по работе с молодежью в двух направлениях. Во-первых, специалистам по работе с молодежью необходимы компетенции для жизни в ситуации неопределенности [Проектная деятельность ... , 2020], с другой - им также необходимы компетенции по подготовке молодежи к жизни в ситуации неопределенности.

Очевидно, что оба эти направления могут быть реализованы благодаря геймификации [Геймифи-кация образования ... , 2018] как методу и содержанию, обеспечивающему и самим специалистам по работе с молодежью, и молодежи, с которой работают данные специалисты, компетенции для жизни в ситуации неопределенности. Результативными формами геймификации являются форсайт-проекты. Как действенное прогнозное мероприятие форсайт-проектирование детерминирует сценарии развития новой реальности и траектории индивидуального развития. В форсайт-проектировании проектируемые сценарии и траектории подвержены рискам неопределенности, хотя сам процесс проектирования создает обучающую ситуацию и является содержанием, способствующим адаптации, успешному взаимодействию с новыми вызовами, требующими нетипичных, спонтанных, нестереотипных действий и реакций, что является основой подготовки к жизни в неопределенности.

Геймификация как содержание и средство является особым видом деятельности, представленным условными и неопределенными конструктами по воссозданию, осознанию, присвоению обладающего неопределенностью контента и социального опыта. Важным потенциалом геймифика-

ции являются ее возможности в удовлетворении запроса цифрового поколения на новое понимание работы как «напряженного развлечения».

Существенное значение геймификация приобретает также в аспекте своего потенциала, связанного с неопределенными и вариативными действиями по установлению интерактивного взаимодействия, что, как правило, является основой геймификации. Организационно-деятельностные игры (Г. П. Щедровицкий), условием реализации которых является коллективная мыследеятель-ность [Щедровицкий, 2016], детерминируют коммуникации, социальную активность, структурную неопределенность, вариативность, быстроту реакции, свободный поиск, изменения. В целом все эти атрибуты характерны для ситуации неопределенности и реакции на нее. Геймификация инициирует также систему интеракций, которая порождает ценностно-смысловую проблематизацию, осознанность, свободу мышления и выбора, позволяет опробовать новые, динамичные и ранее не используемые модели поведения, что создает вариативность, обогащает опыт быстрого реагирования и расширяет его диапазон.

Важнейшими признаками новых моделей образования в настоящее время являются переход к управлению проектами, возрастание проектно-командного характера работ, ориентация на задачи стратегического характера. Таким образом, еще одним содержанием, детерминирующим компе-тентностное развитие специалистов по работе с молодежью, является проектная деятельность. Данное содержание не является новым для этой специальности, однако следует отметить, что традиционно проектная деятельность рассматривается как средство, а в настоящее время акценты сместились с проектной деятельности как средства на проектную деятельность как содержание.

Проектная деятельность представляется как взаимодействие двух деятельностей: проектирование и управление этим процессом, что ориентирует на подготовку специалистов к осуществлению этих двух видов деятельности. Следует отметить сопряженность этих видов деятельности и их общее содержание, связанное с реализацией управленческих функций.

Психолого-педагогический взгляд на процесс проектирования вычленяет интеллектуальный и эмоционально-творческий аспекты. В интеллектуальном аспекте интерес представляет тот факт (В. В. Тимофеева, С. Д. Трифонова, М. Г. Черняева), что именно неявные (tacit) знания передаются в процессе проектирования и представляют

наибольшую ценность. Они же являются и источником конкурентного преимущества, и условием создания эффективного проекта. В эмоционально-творческом аспекте проектная деятельность опирается на синергию и продуцирует инсайт, озарение, вдохновение, что и обеспечивает создание конкурентного продукта [Психолого-

педагогический аспект ... , 2010]. Рассмотрение проектной деятельности именно с таких позиций обогащает спектр ее применения и придает ей статус содержания, формирующего компетенции для жизни в ситуации неопределенности. Как показали исследования отношения студентов к проектной деятельности, их понимания ее значения для жизни в современном мире, проведенные в Институте педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», только 14 % студентов (респонденты - 102 человека) способны увидеть в проектной деятельности содержание, способствующее адаптации к жизни в состоянии неопределенности и сформулировать некоторые компетентностные характеристики, формируемые в процессе разработки и реализации проектов. Исследуя представления студентов о расширяющейся роли проектной деятельности и ее влиянии на личностное развитие, следует отметить, что в ответах студентов не дается четких формулировок компетенций, формируемых в проектной деятельности, хотя достаточно успешные попытки сделаны почти четвертью опрошенных.

Выводы

В целом запрос системы образования на новых специалистов в сфере воспитательной работы может удовлетворояться за счет комптентностного развития специалистов по работе с молодежью, обусловленного особенностями развития современного общества и цифрового поколения.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология: векторы новой парадигмы // Психологические исследования. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.03.2021).

2. Байбородова Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская // Педагогика. 2020. № 7. С. 22-30.

3. Байбородова Л. В. Педагогические технологии для современного поколения школьников / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 8-16.

4. Бобкова Н. Д. Специальность «Организация работы с молодежью»: миссия и перспективы. URL:

https://cyberleninka. ru/article/n/spetsialno st-organizatsiya-raboty-s-molodezhyu-missiya-i-perspektivy/viewer (Дата обращения: 22.01.2020).

5. Василенко А. В. Особенности подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-spetsialistov-sotsialnoy-raboty-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-sfere-molodezhnoy-politiki/viewer (Дата обращения: 22.01.2020).

6. Леванова Е. А. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза как средство корреляции общественных ожиданий и личных стремлений молодежи / Е. А. Леванова, Н. В. Тамарская, Д. В. Попова // III Чтения памяти В. Т. Лисовского : сборник научных трудов / под редакцией Т. К. Ростовской. Москва : Экон-Информ, 2020. С. 152-155.

7. Лумпиева Т. П. Поколение Z: психологические особенности современных студентов / Т. П. Лумпиева, А. Ф. Волков. URL: http://ea.donntu.org:8080/handle/123456789/21748 (Дата обращения: 22.01.2020).

8. Основы социокинетики детства / сост., ред.: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. Москва : Изд-во Ассоциации исследователей детского движения, 2009. 528 с.

9. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека : монография. Москва : МПГУ, 2011. 400 с.

10. Профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодежью». URL: https://classinform.ru/profstandarty/03.015-spetcialist-po-rabote-s-molodezhiu.html (Дата обращения: 22.01.2020).

11. Рожков М. И. Юногогика: педагогика молодежной работы : монография / М. И. Рожков,

A. Н. Тесленко. Москва : Канцлер, 2020. 354 с.

12. Леванова Е. А. Проектная деятельность студентов: особенности и принципы управления / Е. А. Леванова, Н. В. Тамарская, О. В. Стремилова // Известия БГАРФ. 2020. № 3. С. 51-54.

13. Тамарская Н. В. Геймификация образования для поколения Z // Известия БГАРФ. 2018. № 3. № 4 (46). С. 27-29.

14. Трифонова С. Д. Психолого-педагогический аспект проектной деятельности / С. Д. Трифонова,

B. В. Тимофеева, М. Г. Черняева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2010. № 2 (12). С. 70-75.

15. 30 фактов о современной молодежи. URL: https://www. sberbank. ru/common/img/uploaded/files/pdf/ youth_presentation.pdf (Дата обращения: 22.01.2020).

16. Щедровицкий Г. П. Ситуация появления ОДИ. URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/49/ (Дата обращения: 20.05.2016)

17. Chelazzi L., Perlato A., Santandrea E., Delia Libera C. Rewards teach visual selective attention // Vision Research. 2013. Vol. 85. P. 58-72.

18. Gladwell M. The Tipping Point: How Little Things Can Make Big Differences. New York, NY : Little Brown & Company, 2000.

19. Herther N. K. Digital Natives and Immigrants: What Brain Research Tells Us // An anthology of arguments. Digital Literacies. Minneapolis, MN: University of Minnesota Libraries. 2009. P. 419-425.

20. Minihan M. Transmedia Storytelling for the Digital Generation: A Guide for Self-Publication with the Adobe ® Digital Publishing Suite. Johnson City, TN: East Tennessee State University, 2012.

21. Small G., Vorgan G. Meet your iBrain // Scientific American Mind. 2008. Vol. 19. № 5. P. 40-49.

22. Small G., Vorgan G. iBrain: Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind. New York, NY: Harper Collins, 2009. P. 256

23. Sparrow B., Liu J., Wenger D. M. Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips // Science. Vol. 333. № 6043. 2011. P. 776-778.

Reference list

1. Andreeva G. M. Social'naja psihologija: vektory novoj paradigmy = Social psychology: vectors of a new paradigm // Psihologicheskie issledovanija. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru (data obrashhenija: 15.03.2021).

2. Bajborodova L. V Transformacija didakticheskih principov v uslovijah cifrovizacii obrazovanija = Transformation of didactic principles in conditions of education digitalization / L. V. Bajborodova, N. V. Tamarskaja // Pedagogika. 2020. № 7. S. 22-30.

3. Bajborodova L. V. Pedagogicheskie tehnologii dlja sovremennogo pokolenija shkol'nikov = Pedagogical technologies for the modern generation of schoolchildren / L. V Bajborodova, N. V. Tamarskaja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 3 (114). S. 8-16.

4. Bobkova N. D. Special'nost' «Organizacija raboty s molodezh'ju»: missija i perspektivy = Speciality «Organization of work with young people»: mission and prospects. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnost-organizatsiya-raboty-s-molodezhyu-missiya-i-perspektivy/viewer (data obrashhenija 22.01.2020).

5. Vasilenko A. V Osobennosti podgotovki specialis-tov social'noj raboty k professional'noj dejatel'nosti v sfere molodezhnoj politiki = Special features of training social workers for professional activities in the field of youth policy. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-spetsialistov-sotsialnoy-raboty-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-sfere-molodezhnoy-politiki/viewer (data obrashhenija 22.01.2020).

6. Levanova E. A. Proektnaja dejatel'nost' v obra-zovatel'nom processe vuza kak sredstvo korreljacii ob-shhestvennyh ozhidanij i lichnyh stremlenij molodezhi = Project activity in the educational process of the university as a means of correlating social expectations and per-

sonal aspirations of youth / E. A. Levanova, N. V. Tamarskaja, D. V. Popova // III Chtenija pamjati V. T. Lisovskogo : sbornik nauchnyh trudov / pod redakciej T. K. Rostovskoj. Moskva : Jekon-Inform, 2020. S. 152-155.

7. Lumpieva T. P. Pokolenie Z: psihologicheskie oso-bennosti sovremennyh studentov = Generation Z: psychological features of modern students / T. P. Lumpieva, A. F. Volkov. URL: http://ea.donntu.org:8080/handle/123456789/21748 (data obrashhenija 22.01.2020).

8. Osnovy sociokinetiki detstva = Fundamentals of sociokinetics of childhood / sost., red.: T. V. Truhacheva, A. G. Kirpichnik. Moskva : Izd-vo Associacii issledovate-lej detskogo dvizhenija, 2009. 528 s.

9. Pleshakov V. A. Teorija kabersocializacii chelove-ka = Human cabersocialization theory : monografja. Moskva : MPGU, 2011. 400 s.

10. Professional'nyj standart «Specialist po rabote s molodezh'ju» = Professional standard «Specialist in working with youth». URL: https://classinform.ru/profstandarty/03.015-spetcialist-po-rabote-s-molodezhiu.html (Data obrashhenija 22.01.2020).

11. Rozhkov M. I. Junogogika: pedagogika mo-lodezhnoj raboty = Yunogogics: pedagogy of youth work : monografija / M. I. Rozhkov, A. N. Teslenko. Moskva : Kancler, 2020. 354 s.

12. Levanova E. A. Proektnaja dejatel'nost' studen-tov: osobennosti i principy upravlenija = Project activities of students: peculiarities and principles of management / E. A. Levanova, N. V. Tamarskaja, O. V. Stremilova // IzvestijaBGARF. 2020. № 3. S. 51-54.

13. Tamarskaja N. V. Gejmifikacija obrazovanija dlja pokolenija Z = Generation Z education gamification // Izvestija BGARF. 2018. № 3. № 4 (46). S. 27-29.

14. Trifonova S. D. Psihologo-pedagogicheskij aspekt proektnoj dejatel'nosti = Psychological and peda-

gogical aspect of project activity / S. D. Trifonova, V. V Timofeeva, M. G. Chernjaeva // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: Psi-hologo-pedagogicheskie nauki (teorija i metodika profes-sional'nogo obrazovanija) : nauchnyj zhurnal. 2010. № 2 (12). S. 70-75.

15. 30 faktov o sovremennoj molodezhi = 30 facts about modern youth. URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/ youth_presentation.pdf (data obrashhenija 22.01.2020).

16. Shhedrovickij G. P. Situacija pojavlenija ODI = The situation of the ODI appearance.URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/49/ (data obrashhenija 20.05.2016)

17. Chelazzi L., Perlato A., Santandrea E., Della Libera C. Rewards teach visual selective attention // Vision Research. 2013. Vol. 85. P. 58-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Gladwell M. The Tipping Point: How Little Things Can Make Big Differences. New York, NY : Little Brown & Company, 2000.

19. Herther N. K. Digital Natives and Immigrants: What Brain Research Tells Us // An anthology of arguments. Digital Literacies. Minneapolis, MN: University of Minnesota Libraries. 2009. P. 419-425.

20. Minihan M. Transmedia Storytelling for the Digital Generation: A Guide for Self-Publication with the Adobe ® Digital Publishing Suite. Johnson City, TN: East Tennessee State University, 2012.

21. Small G., Vorgan G. Meet your iBrain // Scientific American Mind. 2008. Vol. 19. № 5. P. 40-49.

22. Small G., Vorgan G. iBrain: Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind. New York, NY: Harper Collins, 2009. P. 256.

23. Sparrow B., Liu J., Wenger D. M. Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips // Science. Vol. 333. № 6043. 2011. P. 776-778.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.