ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Н. В. Тамарская
Тенденции демократизации школьной жизни
В статье рассматриваются некоторые направления развития образования, обозначенные в форсайт-проектах «Образование 2030», «Компетенции 2030», и вероятное будущее образования на основе этих прогностических материалов. Представлены тенденции демократизации школьной жизни, детерминированные будущим образования (привлечение родителей к получению системных знаний в области организации образовательной деятельности школьника; к сбору и осмыслению портфолио как средства развития конкурентоспособности школьника; тенденция смыслообразующего взаимодействия педагогов и родителей; смещение центра интересов образовательной организации в государственно-общественном взаимодействии с материальных на социокультурные). Рассмотрены принципы государственно-общественного взаимодействия в деятельности управляющих советов (принцип субъектности, принцип интеграции и распределения социальной ответственности), реализация которых способствует демократизации школьной жизни за счет формирования готовности участников образовательного процесса к демократическому взаимодействию и совместной деятельности по эффективному решению, прежде всего, социокультурных задач, стоящих перед образовательной организацией.
Ключевые слова: демократизация школьной жизни, будущее образования, демократические тенденции в образовании, государственно-общественное взаимодействие, форсайт-проекты.
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
N. V. Tamarskaya
Tendencies of School Life Democratization
In the article here are regarded some directions of education development, designated in the foresight-projects «Education 2030», «Competences 2030» and possible future of education on the basis of these predictive materials. The tendencies of democratization of school life are presented, determined by the future of education (involvement of parents to obtaining system knowledge in the field of the organization of educational activity of the school student; involvement of parents to collecting and understanding of the portfolio as a development means of the school student's competitiveness; a tendency of sense making interaction of teachers and parents; a shift of the center of educational organization interests from material to sociocultural ones in state and public interaction). Here are considered the principles of the state and public interaction in activity of management boards (the principle of subjectivity, the principle of integration and distribution of social responsibility), which realization promotes school life democratization due to formation of readiness of participants of the educational process for democratic interaction and joint activities for the effective solution, first of all, of the sociocultural tasks facing the educational organization.
Keywords: school life democratization, the future of education, democratic tendencies in education, state and public interaction, forsight-projects.
Направления развития образования и его будущее активно исследуются наукой и являются предметом разработки в виде таких прогностических материалов, как форсайт-проекты. В настоящее время созданы и обсуждаются форсайты «Образование 2030», «Компетенции 2030» и др. Форсайт - это карта вероятных событий, которые могут произойти в образовании в ближайшем и отдаленном будущем и которые важно учитывать при принятии решений в настоящем. Вероят-
ность воплощения в жизнь инноваций, представленных в форсайт-проектах, достаточно высока, поскольку они создаются на основе, прежде всего, анализа современных тенденций развития образования, мировых инновационных процессов в образовании, запросов общества к системе образования. Авторы форсайт-проектов считают, что успешные предсказания (а есть и провальные) основаны на понимании того, какие наиболее существенные социальные и технологиче-
© Тамарская Н. В., 2017
ские процессы (тренды) настоящего обладают наибольшим потенциалом в создании нашего будущего. Вероятностный характер форсайт-проектов усиливается непосредственной связью образования и социокультурного развития общества, несмотря на то, что образование считается достаточно консервативной сферой.
Настойчивое продвижение форсайт-проектирования определяется тем, что на сегодняшний день философско-социологический концепт смещается от представлений о предопределенности развития личности и общества к размышлениям о создании такой реальности, которую хотелось бы видеть в будущем. Форсайт-проектирование отличается от проектирования тем, что к разработке проектов и их обсуждению привлекается максимально возможное количество субъектов деятельностей, которые затронуты в проектировании.
Очевидно, что данный тезис детерминирует демократические тенденции в образовании и стимулирует активную и потенциально активную родительскую общественность к продуктивной совместной деятельности с образовательной организацией, в которой учится школьник. Тенденции демократизации школьной жизни усиливаются также самим содержанием инноваций форсайт-проектов.
Рассмотрим некоторые инновационные направления будущего образования, основанные на уже зарождающихся или идущих в настоящее время процессах в образовании страны и мира в целом и их влияние на процессы демократизации школьной жизни.
Важным направлением развития школьного образования является индивидуализация обучения: классно-урочная система как стержень обучения со времен Яна Амоса Коменского в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Возможность выбора образовательных сервисов под индивидуальные потребности ребенка, определенной системы дополнительного образования в значительной степени смещает приоритеты в сторону несистемного образования и повышает ответственность родителей за образовательную траекторию ребенка. На родителей ложится ответственность за целостный подход к образованию ребенка, что заставляет задуматься о повышении их квалификации в сфере организации образовательной деятельности. Данное направление детерминирует такую тенденцию демократизации школьной жизни, как привлечение родителей к
получению системных знаний в области организации образовательной деятельности школьника.
Реализация данной тенденции основывается на преобразовании планов работы школы с родителями и использовании этих планов не только как средства выполнения
информационной функции, но и как функции развития родительского сообщества. Функцию развития родительского сообщества для образовательной организации нельзя назвать абсолютно новой (некоторые аспекты этой деятельности имеют место в продвинутых школах), однако приходится констатировать ее начальную стадию и реализацию только в отдельных образовательных организациях. Так, в гимназиях и школах города Калининграда эта функция проявляется в беседах и привлечении родителей к осознанной и целенаправленной деятельности по развитию индивидуальности школьника (МАОУ «Гимназия № 32»), системной работе по вовлечению родителей в процесс достижения и оценки результатов обучения и развития школьника (МАОУ СОШ № 7).
Индивидуализация обучения расширяет спектр организаций, участвующих в образовании школьника, и предполагает, что его успехи определяются не только достижениями в учебной и внеклассной работе, но и в различных видах дополнительного образования. В связи с этим для полноты представления о развитии ребенка и его профессиональной направленности может создаваться портфолио, играющее существенную роль в создании целостного представления у родителей и педагогов о направленности личности школьника, его предпочтениях и конкретной деятельности по реализации способностей.
Конкурентоспособное портфолио
(Н. В. Тамарская, Д. В. Шестакова) структурно отражает понятие конкурентоспособности, которая рассматривается как интегративное личностное качество, представленное совокупностью ключевых компетенций когнитивно -
профессионального, индивидуально-личностного и социального характера, обеспечивающих выпускнику образовательной организации успешное трудоустройство и эффективную профессиональную деятельность в социуме. Если ориентироваться на данное определение, то конкурентоспособное портфолио должно быть трехкомпо-нентным и представлять собой подтверждения достижений школьника в таких аспектах, как когнитивно-профессиональный (компетенции в
сфере обучения и профессиональной направленности), индивидуально-личностный (достижения в личностном росте и развитии индивидуальности), социальный (достижения во взаимодействии с социумом). Таким образом, на основе будущего образования выделяется такая тенденция демократизации школьной жизни как привлечение родителей к сбору и осмыслению порт-фолио как средства развития конкурентоспособности школьника.
Необходимость реализации данной тенденции подтверждается и таким направлением будущего образования, как внедрение портфолио компетенций вместо дипломов квалификаций. Предполагается, что портфолио компетенций, предъявляемое работодателю, будет вытеснять диплом об образовании. Объективность данного направления подтверждается тем, что уже сегодня школьники и студенты, еще не закончившие вуз, обладая высокооплачиваемыми и уникальными компетенциями (в основном, в сфере информационных технологий и робототехники), уже являются востребованными на рынке труда. Анализ характера образовательных услуг показывает, что наиболее востребованные компетенции предлагаются и будут предлагаться, прежде всего, в системе дополнительного образования.
В форсайте «Образование 2030» выделяется такая важная проблема школьного образования, как старение педагогических кадров. Требования к системе образования, повышающиеся с каждым годом, невозможно выполнить, если педагоги не являются активными участниками глобального контекста и ситуацию можно охарактеризовать словами: «цифровые дети - нецифровые учителя». Данное противоречие формулируется как запрос на обновление кадрового состава, существенное и разностороннее изменение стандартов подготовки кадров.
Реализация этого направления в форсайте предполагает, что к 2025 г. будут преобладать два типа учителей: тьюторы, отвечающие за целостное развитие, самоопределение школьников, индивидуальные образовательные траектории, и интеграторы, подбирающие образовательный контент под конкретные запросы школы, класса или школьника.
Важным для осуществляющейся в настоящее время модернизации является понятие «образовательная услуга», которое в сфере образования имеет экономический контекст и призвано стимулировать этот аспект профессиональной дея-
тельности педагога. В данном контексте педагог рассматривается как специалист, предоставляющий определенный вид услуг. Между тем в будущем образования прогнозируются такие функции педагога, которые связаны с ценностно-смысловой ориентацией и ответственностью педагога за мотивацию и самоопределение школьника. Такое содержание деятельности в значительной мере активизирует миссионерскую составляющую труда педагога и смыслообразую-щую функцию, реализация которой обязательна для тьютора.
По мнению Т. М. Ковалевой, тьютор - это педагог, который работает в соответствии с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы. Процесс построения учащимся своей индивидуальной образовательной программы совместно с педагогом усиливает возможности педагогического влияния и личностного воздействия на обучающегося. Таким образом, образование будет становиться все более личностным и смыслоформирующим, что повышает уровень демократизации образования в целом и школьной жизни в частности. Такой вывод актуализирует тенденцию смыслообразующего взаимодействия педагогов и родителей.
Проблемы взаимодействия педагогов и родителей находятся в поле зрения многих исследователей (Л. В. Байбородова, М. Ю. Рожков и др.), однако взаимодействие педагога-предметника с учителем и взаимодействие тьютора и родителя имеют определенные различия, состоящие в том, что, если для первого взаимодействия, как правило, предметом является степень успешности ребенка в освоении программы конкретного предмета, то для второго - судьбоносные решения по выбору траектории развития школьника.
В целом, авторы форсайт-проектов считают, что именно «компетентное эффективное родительство» может стать серьезной силой, способной повлиять на демократизацию системы образования и его развитие в целом.
Важным направлением развития образования является усиление государственно-общественного взаимодействия в реализации планов совершенствования деятельности образовательных организаций. Ретроспективный аспект, содержание и формы общественного участия в управлении образованием исследованы Н. Поздняковым, В. И. Гусаровым, Н. В. Акинфиевой. Проводя теоретический анализ понятий, связанных с проблемой государственно-общественного управления
образованием, мы акцентировали внимание на том, что действия партнеров должны определяться общностью в понимании, единым смыслом действий, солидарностью, согласием. Все эти понятия тесно связаны с проблемами демократизации и проясняют ценность государственно-общественного взаимодействия. Авторы акцентируют внимание на высоком потенциале образования как ресурсе развития гражданского общества. Государственно-общественное взаимодействие предполагает открытость образовательных институтов, прямое участие родителей в обсуждении и принятии решений по актуальным для образовательной организации вопросам.
Важнейшей формой государственно-общественного взаимодействия является управляющий совет. Задачей, существенным образом влияющей на эффективность деятельности управляющих советов, является задача повышения уровня демократической культуры участников образовательного процесса [2; 3]. В настоящее время во многих образовательных организациях управляющие советы успешно выполняют свои функции, однако следует констатировать, что проблема эффективности их деятельности актуализирует необходимость обеспечения готовности участников образовательного процесса к совместной деятельности по управлению образовательной организацией.
В исследовании определены принципы, реализация которых влияет на эффективность государственно-общественного взаимодействия. Остановимся на тех из них, которые отражают процессы демократизации образования и школьной жизни. Принцип субъектности выявляет и конкретизирует субъектов государственно-общественного взаимодействия в деятельности управляющих советов (школьники, педагоги, администрация, родители, представители учредителя, общественные представители) и устанавливает характер их взаимодействия с учетом психологических особенностей и особенностей целе-ориентирования. Полисубъектность актуализирует такие важные социально-психологические аспекты, как конфликт интересов субъектов государственно-общественного взаимодействия, приоритеты в целеориентации, основанные на различиях ценностей, характер мотивации участия в деятельности управляющего совета. Реализация принципа субъектности позволяет моделировать характер и процесс государственно-общественнного взаимодействия с учетом моти-вационных и ценностных различий субъектов.
Принцип интеграции и распределения социальной ответственности детерминирован тем, что образовательная организация - это социальная система, деятельность которой предполагает взаимодействие с социумом.
Принципом интеграции и распределения социальной ответственности регулируются вопросы социального партнерства с различными представителями социума для достижения целей, связанных не только с оснащением и материальным обеспечением образовательной организации, но и c социализацией школьников, их профессиональной ориентацией, расширением социокультурного воспитания, формированием гражданской позиции, воспитанием социальной и личной ответственности. Смещение центра интересов образовательной организации в государственно-общественном взаимодействии с материальных на социокультурные является тенденцией демократизации школьной жизни, детермирнирован-ной будущим образования.
Подводя итоги, следует акцентировать внимание на следующем: прогнозные материалы являются стимулом развития образования в заданных направлениях и позволяют в настоящем создавать условия для реализации наиболее эффективных траекторий развития образования; определенные направления развития образования, обозначенные в форсайт-проектах «Образование 2030», «Компетенции 2030», детерминируют тенденции демократизации школьной жизни: привлечение родителей к получению системных знаний в области организации образовательной деятельности школьника; к сбору и осмыслению портфолио как средства развития конкурентоспособности школьника; смыслообразующее взаимодействие педагогов и родителей; смещение центра интересов образовательной организации в государственно-общественном взаимодействии с материальных на социокультурные. Обоснованные в исследовании принципы государственно-общественного взаимодействия в деятельности управляющих советов (принцип субъектности, принцип интеграции и распределения социальной ответственности) запускают механизмы демократизации школьной жизни и формирования готовности участников образовательного процесса к демократическому взаимодействию и совместной продуктивной деятельности по эффективному решению, прежде всего, социокультурных задач, которые стоят перед образовательной организацией и могут способствовать развитию демократической культуры участ-
ников процесса государственно-общественного взаимодействия.
Библиографический список
1. Акинфиева, Н. В. Отличительные признаки государственно-общественных отношений и взаимодействий в образовательных система // Государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании [Электронный ресурс] : сб. науч. трудов / под ред. Н. В. Акинфиевой. - Саратов : Изд-во Сарат. унта, 2002. - 128 с.: ил. - РеЬжим доступа: ttp://lineburg.ru/pedagogika/akinfieva_n_v__gosudarstve nnoobhhestvennye_otnoshenija_i_vzaimodejstvija_v_obr azovanii_Saratov_2002_128_s.html 9 (Дата обращения 15.09.2015).
2. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса : Опыт региональной инновационной площадки [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 1013. - 178 с.
3. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина // European Journal of Contemporary Education. - 2013. - Vol.(8). - № 2. - P. 84-93.
4. Гусаров, В. И. Государственно-общественное образование [Электронный ресурс] / В. И. Гусаров. -Режим доступа http://www.ifap.ru/library/book111.pdf (дата обр. 21.11.2015).
5. Тамарская, Н. В., Черняева, М. Г. Возможности государственно-общественного взаимодействия в профессиональной ориентации детей-сирот [Текст] / Н. В. Тамарская, М. Г. Черняева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный рецензируемый журнал / под ред. д-ра пед. наук, проф. Г. А. Бокаревой. - Калининград : Изд-во БГАРФ, 2013. - № 4 (26).
6. Тамарская, Н. В. Принципы государственно-общественного взаимодействия в деятельности управляющих советов образовательных организаций [Текст] / Н. В. Тамарская // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования) : научный рецензи-
руемый журнал. - Калининград : Изд-во БГАРФ, 2015. - № 4.
Bibliograficheskij spisok
1. Akinfieva, N. V Otlichitel'nye priznaki gosudarstvenno-obshhestvennyh otnoshenij i vzaimodejstvij v obrazovatel'nyh sistema // Gosudarstvenno-obshhestvennye otnoshenija i vzaimodejstvij a v obrazovanii [Jelektronnyj resurs] : sb. nauch. trudov / pod red. N. V Akinfievoj. - Saratov : Izd-vo Sarat. un-ta, 2002. - 128 s.: il. - Rehzhim dostupa: ttp://lineburg.ru/pedagogika/akinfieva_n_v__gosudarstve nnoobhhestvennye_otnoshenija_i_vzaimodejstvija_v_obr
azovanii_saratov_2002_128_s.html 9 (Data
obrashhenija 15.09.2015).
2. Bajborodova, L. V., Belkina, V. V Vospitanie demokraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa : Opyt regional'noj innovacionnoj ploshhadki [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / L. V Bajborodova, V. V Belkina. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 1013. - 178 s.
3. Bajborodova, L. V, Belkina, V. V Vospitanie dem-okraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Tekst] / L. V. Bajborodova, V. V Belkina // European Journal of Contemporary Education. - 2013. -Vol.(8) - № 2. - P. 84-93.
4. Gusarov, V. I. Gosudarstvenno-obshhestvennoe obrazovanie [Jelektronnyj resurs] / V. I. Gusarov. -Rezhim dostupa http://www.ifap.ru/library/book111.pdf (data obr. 21.11.2015).
5. Tamarskaja, N. V., Chernjaeva, M. G. Vozmozhnosti gosudarstvenno-obshhestvennogo vzaimodejstvij a v professional'noj orientacii detej-sirot [Tekst] / N. V Tamarskaja, M. G. Chernjaeva // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki (teorija i metodi-ka professional'nogo obrazovanija): nauchnyj recen-ziruemyj zhurnal / pod red. d-ra ped. nauk, prof. G. A. Bokarevoj. - Kaliningrad : Izd-vo BGARF, 2013. -№ 4 (26).
6. Tamarskaja, N. V Principy gosudarstvenno-obshhestvennogo vzaimodejstvija v dejatel'nosti upravlja-jushhih sovetov obrazovatel'nyh organizacij [Tekst] / N. V. Tamarskaja // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki (teorija i metodika profession-al'nogo obrazovanija) : nauchnyj recenziruemyj zhurnal. -Kaliningrad : Izd-vo BGARF, 2015. - № 4.