Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛАССЕ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА "PROУЧИТЕЛЬСТВО"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева А. А.

В статье рассмотрены основные пути повышения мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности в процессе обучения школьников в педагогических классах. Раскрыта специфика допрофессиональной подготовки обучающихся в педагогических классах, проанализированы принципы их работы. Определены направления деятельности в педагогических классах по повышению мотивации обучающихся к выбору педагогической профессии. Представлен опыт работы региональной педагогической школы «ProУчительство», проанализированы наиболее эффективные формы и методы работы. Прокомментированы результаты диагностики мотивации к осуществлению профессионально-педагогической деятельности у обучающихся данного педагогического класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE MOTIVATION FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES IN A PEDAGOGICAL CLASS

The article considers the main ways to increase motivation for future professional pedagogical activity in the process of teaching schoolchildren in pedagogical classes. The specifics of pre-professional education of students in pedagogical classes has been revealed, the principles of their work have been analyzed. The directions of activity in pedagogical classes to increase the motivation of students to choose a pedagogical profession have been determined. The work of the regional pedagogical school «ProUchitelstvo» has been presented, the most effective forms and methods of work have been analyzed. The results of diagnostics of motivation for the implementation of vocational and pedagogical activity in students of this pedagogical class were elaborated on.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛАССЕ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / GENERAL PEDAGOGY, HISTORY _OF PEDAGOGY AND EDUCATION_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.122.42

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛАССЕ

Научная статья

Сергеева А.А.1' *

1 ORCID : 0000-0003-3331-2548;

1 Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (zayac8607[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассмотрены основные пути повышения мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности в процессе обучения школьников в педагогических классах. Раскрыта специфика допрофессиональной подготовки обучающихся в педагогических классах, проанализированы принципы их работы. Определены направления деятельности в педагогических классах по повышению мотивации обучающихся к выбору педагогической профессии. Представлен опыт работы региональной педагогической школы «РгоУчительство», проанализированы наиболее эффективные формы и методы работы. Прокомментированы результаты диагностики мотивации к осуществлению профессионально-педагогической деятельности у обучающихся данного педагогического класса.

Ключевые слова: педагогический класс, обучающиеся, допрофессиональная подготовка, мотивация к профессиональной педагогической деятельности, обучение, будущий педагог, педагогическая школа «РгоУчительство».

WAYS TO INCREASE MOTIVATION FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES IN A PEDAGOGICAL CLASS

Research article

Sergeeva A.A.1' *

1 ORCID : 0000-0003-3331-2548;

1 Tula State Pedagogical University, Tula, Russian Federation

* Corresponding author (zayac8607[at]mail.ru)

Abstract

The article considers the main ways to increase motivation for future professional pedagogical activity in the process of teaching schoolchildren in pedagogical classes. The specifics of pre-professional education of students in pedagogical classes has been revealed, the principles of their work have been analyzed. The directions of activity in pedagogical classes to increase the motivation of students to choose a pedagogical profession have been determined. The work of the regional pedagogical school «ProUchitelstvo» has been presented, the most effective forms and methods of work have been analyzed. The results of diagnostics of motivation for the implementation of vocational and pedagogical activity in students of this pedagogical class were elaborated on.

Keywords: pedagogical class, students, studying, pre-professional education, motivation for professional pedagogical activity, training, future pedagogue, pedagogical school «ProUchitelstvo».

Введение

Допрофессиональная подготовка обучающихся ориентирована на те запросы, которые ставит перед общеобразовательной школой современное общество. Неслучайно в рамках данного направления необходимо подготовить подрастающее поколение к осознанному выбору профессии, формированию стойкой мотивации к занятию тем или иным видом деятельности в течение всей взрослой жизни. Анализ ряда исследований в области педагогики, психологии и социологии последних лет [1], [2], [3], [4] позволил нам сформулировать следующие актуальные цели допрофессиональной подготовки обучающихся общеобразовательных организаций:

1) формирование ценностных и смысловых ориентиров, а также социальной компетентности, которая выражается в проявлении лидерских и коммуникативных качеств у обучающихся;

2) формирование готовности молодых людей к осуществлению профессионального самоопределения, являющегося результатом процесса личностного поиска обучающегося и проявляющегося как выбор и приобретение профессии;

3) развитие у обучающихся мотива самообразования и самопознания, совершенствование навыков самообразования и самооценивания деятельности.

Министерство просвещения России в последние годы ведет активную работу по популяризации педагогической профессии. Одним из направлений данной деятельности является организация педагогических классов как особых форм допрофессиональной педагогической подготовки как на базе общеобразовательных школ, так и в формате дополнительного образования [5], [6].

Деятельность педагогических классов направлена на решение ряда воспитательных и образовательных задач:

• формирование профессиональных ориентаций, позволяющих осознать значимость общекультурных, нравственных и гражданских ценностей и их связь с осуществлением социально-полезной деятельности;

• выявление и развитие у обучающихся мотивов и способностей к профессионально-педагогической деятельности;

• приобретение обучающимися опыта педагогической деятельности посредством участия в практикумах, социально-педагогических проектах, специально организованных профессиональных пробах и иных формах профориентационной работы;

Отметим также, что решение данных задач в полной мере возможно только при условии учета индивидуальных особенностей всех субъектов, участвующих в процессе допрофессиональной подготовки: самих обучающихся, их родителей и педагогов [7], [8]. Важным условием эффективного функционирования педагогических классов также является педагогизация образовательной среды, которую можно определить как специальную работу по созданию эффективных условий решения задач обучения и воспитания, направленных на осуществление профессионально-педагогического самоопределения обучающихся [9].

Деятельность педагогических классов на сегодняшний день базируется на ряде основополагающих принципов:

1) принцип профессионально-педагогической направленности деятельности, который предполагает усиление педагогической составляющей в деятельности обучающихся, а также овладение школьниками педагогических ориентиров образования;

2) принцип формирования положительной мотивации к осуществлению профессионально-педагогического выбора, реализация которого позволяет осознать обучающимся свои возможности к осуществлению педагогической деятельности, увидеть свои профессиональные перспективы;

3) принцип формирования навыков самообразования и саморазвития, заключающийся в определении обучающимися собственных личностных и профессиональных затруднений, препятствующих эффективному обучению и саморазвитию, а также овладению начальными профессионально-педагогическими умениями;

4) принцип свободного выбора, связанный с учетом индивидуальных образовательных и профессиональных запросов обучающихся за счет создания вариативного комплекса программ профессионально-педагогического характера [10].

В Тульском регионе функционирует система педагогических классов:

• на базе общеобразовательных организаций региона успешно работают профильные десятые и одиннадцатые классы психолого-педагогической направленности, помощь в профессионально-педагогическом самоопределении в которых реализуется за счет реализации специально созданных элективных курсов («Основы педагогики» и «Основы психологии»);

• на базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ИПКиППРО) Тульской области в рамках дополнительного образования обучающихся успешно работает педагогическая школа «РгаУчительство», в рамках занятий которой также оказывается помощь в профессионально-педагогическом самоопределении обучающихся десятых и одиннадцатых классов школ региона.

Особый интерес представляют именно занятия в рамках педагогической школы «РгаУчительство», поскольку она дает возможность всем заинтересованным обучающимся Тульского региона участвовать в образовательном процессе, организованном в гибридном формате. Подобная сетевая форма взаимодействия позволяет добиться большего охвата обучающихся, заинтересованных в получении знаний о профессионально-педагогической деятельности, желающих участвовать в специально организованных профессиональных пробах и иных формах профориентационных мероприятий.

В рамках работы педагогической школы при ИПКиППРО Тульской области используется ряд специально разработанных инструментов организации образовательного процесса:

• разработка и последующая реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся педагогической школы, построение которых происходит с учетом уровня сформированности мотивации к осуществлению будущей профессионально-педагогической деятельности;

• разработка и реализация дополнительного комплекса профориентационных мероприятий с участием организаций общего, среднего профессионального и высшего профессионального педагогического образования, что позволяет сформировать понимание многоаспектности педагогической деятельности в современной социальной ситуации;

• организация педагогических проб, позволяющих обучающимся оценить свои способности в профессионально-педагогической сфере.

Как показывает практика организации образовательного процесса в педагогической школе «РгаУчительство», далеко не все ее обучающиеся обладают сформированной мотивацией к осуществлению профессионально-педагогической деятельности. Результаты анкетирования, проведенного среди поступивших в педагогическую школу в сентябре 2021 года, показывает, что лишь 18% опрошенных достаточно знакомы со спецификой профессионально-педагогической деятельности на современном этапе (см. рисунок 1), менее половины обучающихся (42%) планируют поступление в учреждения среднего и высшего педагогического образования (см. рисунок 2), практически каждый третий десятиклассник (32%) не осведомлен о путях профессионально-педагогического совершенствования и перспективах карьерного роста в данной сфере (см. рисунок 3).

74%

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ обладаю полной информацией о специфике педагогической деятельности

■ имею посредственные знания о специфике педагогической деятельности

■ практически не знаком со спецификой педагогической деятельности

■ затрудняюсь ответить

Рисунок 1 - Осведомленность обучающихся о специфике педагогической деятельности и роли педагогической

профессии в современном мире DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.122.42.1

14% 8%

4%

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5%

36%

30%

22%

12%

I планирую поступать в педагогический ВУЗ I планирую поступать в педагогический ССУЗ I планирую поступать в непедагогический ВУЗ или ССУЗ не определился с выбором профессионального заведения

Рисунок 2 - Профессиональные намерения обучающихся DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.122.42.2

60%

52%

32%

1ЬУо

■ имею представление о путях получения пед.образования и перспективах карьерного роста

■ не осведомлен о путях получения пед.образования и перспективах карьерного роста

■ затрудняюсь ответить

Рисунок 3 - Осведомленность обучающихся о путях получения педагогического образования, перспективах совершенствования и карьерного роста в данной профессиональной сфере DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.122.42.3

Очевидно, что образовательный процесс в педагогическом классе, реализованный на базе школы «РгоУчительство», должен строиться с учетом выявленных индивидуальных особенностей обучающихся и быть ориентированным на формирование стойкой мотивации к получению профессионального педагогического образования и осуществлению данного вида деятельности в будущем. С этой целью классы, создаваемые в педагогической школе, начали работать в гибридном формате, сочетая в себе как традиционные формы организации обучения непосредственно в аудиториях, так и модели сетевого взаимодействия в формате видео-конференц-связи.

Наибольший интерес у обучающихся вызывает анализ видеосюжетов психолого-педагогического характера (фрагментов художественных фильмов, мультфильмов, документальных и новостных сюжетов и т.д.), видеолекции в формате «встречи с интересными людьми» (педагогами школ, преподавателями вузов, студентами старших курсов педагогического университета и т.п.), самодиагностика своих профессиональных намерений.

Анализируя видеосюжеты, обучающиеся сначала работают по заранее составленному алгоритму анализа, который содержит ряд вопросов для обсуждения. Им необходимо определить проблему, понять, с какими педагогическими явлениями она связана, проанализировать вариант решения, предложенный в сюжете, либо предположить, каким образом должен действовать педагог. Просмотр видеосюжетов всегда дополнен взаимным оцениванием, что способствует обмену ответами между обучающимися, формированию у них умений анализа и отбора информации, навыков рефлексии.

Использование данных форм и методов работы способствует осознанию и принятию обучающимися значимости профессионально-педагогической деятельности, пониманию путей овладения педагогической профессией.

Отметим также, что обучающиеся педагогической школы «РгоУчительство» принимают участие в региональных и всероссийских мероприятиях психолого-педагогической направленности (Всероссийская психолого-педагогическая олимпиада школьников им. К.Д. Ушинского, Межрегиональный лагерь по подготовке вожатых «Смена мечты», Профильный лагерь «Лаборатория профессионального выбора», Всероссийская конференция школьников «Познание» и др.). При подготовке исследовательских работ и проектов школьники не просто проводят анализ психолого-педагогической литературы, но и посещают уроки ведущих учителей школ и преподавателей вузов региона, осознают значимость педагогической деятельности, необходимость профессионального совершенствования и карьерного роста.

Повторная диагностика профессиональных намерений и мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности, проведенная с обучающимися педагогической школы в мае 2022 года, подтвердила эффективность осуществляемой работы. Так, к окончанию учебного года значительно увеличилось число обучающихся, знакомых со спецификой профессионально-педагогической деятельности на современном этапе (см. рисунок 4).

Рисунок 4 - Осведомленность обучающихся о специфике педагогической деятельности и роли педагогической

профессии в современном мире DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.122.42.4

Изменилось и число обучающихся, которые планируют поступление в учреждения среднего и высшего педагогического образования (см. рисунок 5).

Рисунок 5 - Профессиональные намерения обучающихся DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.122.42.5

Можно утверждать, что проведенная работа способствовала расширению представлений обучающихся педагогической школы о путях профессионально-педагогического совершенствования и перспективах карьерного роста в данной сфере (см. рисунок 6).

80%

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

сентябрь 2021г. май 2022г.

■ имею представление о путях получения педобразования и перспективах карьерного роста

■ не осведомлен о путях получения педобразования и перспективах карьерного роста

■ затрудняюсь ответить

Рисунок 6 - Осведомленность обучающихся о путях получения педагогического образования, перспективах совершенствования и карьерного роста в данной профессиональной сфере DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.122.42.6

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что систематическая и планомерная работа по формированию положительной мотивации к профессиональной педагогической деятельности в будущем будет успешна, если рационально сочетать многообразие форм и методов работы в педагогическом классе, привлекать обучающихся к самостоятельному поиску решений предлагаемых педагогических ситуаций, в формате «встреч с интересными людьми» знакомить их с ведущими педагогами региона, привлекать к выполнению исследовательских работ и проектов.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Байбородова Л.В. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: Опыт и традиции / Л.В. Байбородова, МД. Батаева, В.В. Белкина и др.; Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. - Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. - 339 с.

2. Ильин М.В. Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников - перспективное направление развития учреждений профессионального образования / М.В. Ильин, Э.М. Калицкий, П.Н. Сидорович // Профессиональное образование. - 2018. - № 3(33). - С. 3-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кузьмина И.Л. Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников на базе учреждений профессионально-технического образования / И.Л. Кузьмина, С.И. Клишанец // Профессиональное образование. -2016. - № 2(24). - С. 19-25.

4. Чернявская А.П. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в современных условиях / А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова, И.В. Головина и др. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2021. - № 6(159). - С. 4-10.

5. Король А.И. Допрофессиональная подготовка школьников / А.И. Король // Профессиональное образование. -2018. - № 2(32). - С. 38-42.

6. Байбородова Л.В. Формы допрофессиональной педагогической подготовки школьников / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников, Н.В. Тамарская // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2021. - № 4(58). - С. 23-28. - DOI 10.46845/2071-5331-2021-4-58-23-28.

7. Грачев К.Ю. Педагогический класс в системе непрерывного педагогического образования: концептуальные основы и содержание курса "Педагогический старт" / К.Ю. Грачев, Е.Е. Чудина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3(136). - С. 11-15.

8. Бермус А.Г. Компетентностно-ориентированная стратегия развития профильных педагогических классов в муниципальном образовательном пространстве / А.Г. Бермус // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2019. - № 2. - С. 16-26.

9. Перекальский С.А. Теоретические и практические аспекты использования проектной деятельности в подготовке учащихся профильных педагогических классов к инновационной деятельности / С.А. Перекальский // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 3. - С. 54-59.

10. Перекальский С.А. Особенности проектной деятельности обучающихся профильных педагогических классов в процессе подготовки к инновационной деятельности / С.А. Перекальский // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : Сборник научных статей и материалов VII международной научно-практической конференции. - Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2020. - С. 426-430.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Bajboradova L.V. Doprofessional'naja pedagogicheskaja podgotovka shkol'nikov: Opyt i tradicii [Pre-professional pedagogical training of schoolchildren: Experience and traditions] / L.V. Bajborodova, MD. Bataeva, V.V. Belkina et al.; Yaroslavl State Pedagogical University. K.D. Ushinsky. - Jaroslavl' : Yaroslavl State Pedagogical University. К. D. Ushinsky, 2021. - 339 p. [in Russian]

2. Il'in M.V. Doprofessional'naja i professional'naja podgotovka shkol'nikov - perspektivnoe napravlenie razvitija uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija [Pre-vocational and vocational training of schoolchildren - a promising direction of development of vocational education institutions] / M.V. Il'in, Je.M. Kalickij, P.N. Sidorovich // Professional'noe obrazovanie [Vocational Education]. - 2018. - № 3(33). - P. 3-8. [in Russian]

3. Kuz'mina I.L. Doprofessional'naja i professional'naja podgotovka shkol'nikov na baze uchrezhdenij professional'no-tehnicheskogo obrazovanija [Pre-vocational and vocational training of schoolchildren on the basis of vocational education institutions] / I.L. Kuz'mina, S.I. Klishanec // Professional'noe obrazovanie [Vocational Education]. - 2016. - № 2(24). - P. 1925. [in Russian]

4. Chernjavskaja A.P. Doprofessional'naja pedagogicheskaja podgotovka shkol'nikov v sovremennyh uslovijah [Pre-professional pedagogical training of schoolchildren in modern conditions] / A.P. Chernjavskaja, L.V. Bajborodova, I.V. Golovina et al. // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University]. - 2021. - № 6(159). - P. 4-10. [in Russian]

5. Korol' A.I. Doprofessional'naja podgotovka shkol'nikov [Pre-vocational training of schoolchildren] / A.I. Korol' // Professional'noe obrazovanie [Vocational Education]. - 2018. - № 2(32). - P. 38-42. [in Russian]

6. Bajborodova L.V. Formy doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov [Forms of pre-professional pedagogical training of schoolchildren] / L.V. Bajborodova, L.N. Serebrennikov, N.V. Tamarskaja // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of Baltic State Academy of Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences]. - 2021. - № 4(58). - P. 23-28. - DOI 10.46845/2071-5331-2021-458-23-28. [in Russian]

7. Grachev K.Ju. Pedagogicheskij klass v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija: konceptual'nye osnovy i soderzhanie kursa "Pedagogicheskij start" [Pedagogical class in the system of continuous pedagogical education: conceptual foundations and content of the course "Pedagogical Start"] / K.Ju. Grachev, E.E. Chudina // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University]. - 2019. - № 3(136). - P. 11-15. [in Russian]

8. Bermus A.G. Kompetentnostno-orientirovannaja strategija razvitija profil'nyh pedagogicheskih klassov v municipal'nom obrazovatel'nom prostranstve [Competence-oriented strategy for the development of profile teaching classes in the municipal educational space] / A.G. Bermus // Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika [Proceedings of Tula State University. Pedagogy]. - 2019. - № 2. - P. 16-26. [in Russian]

9. Perekal'skij S.A. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty ispol'zovanija proektnoj dejatel'nosti v podgotovke uchashhihsja profil'nyh pedagogicheskih klassov k innovacionnoj dejatel'nosti [Theoretical and practical aspects of using project activities in preparing students of profile pedagogical classes for innovative activities] / S.A. Perekal'skij // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. - 2019. - № 3. - P. 54-59. [in Russian]

10. Perekal'skij S.A. Osobennosti proektnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja profil'nyh pedagogicheskih klassov v processe podgotovki k innovacionnoj dejatel'nosti [Peculiarities of project activity of students of profile pedagogical classes in preparation for innovative activity] / S.A. Perekal'skij // Obrazovatel'noe prostranstvo detstva: istoricheskij opyt, problemy, perspektivy [Educational space of childhood: historical experience, problems, perspectives] : Collection of scientific articles and materials of VII International Scientific-Practical Conference. - Kolomna : State Social-Humanitarian University, 2020. -P. 426-430. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.