Научная статья на тему 'Социальное проектирование как способ формирования созидательной активности студенческой молодежи'

Социальное проектирование как способ формирования созидательной активности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2508
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / SOCIAL PROJECT PLANNING / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Галина Владимировна

Рассматривается вопрос социального проектирования в работе со студенческой молодежью. Приведена классификация проектов и структура текстового оформления проекта. Перечислены умения, формирующиеся у исполнителей в процессе проектной деятельности. Раскрыто понятие «социальный проект» и его роль в становлении созидательной активности молодежи. Приведены примеры практического использования метода социального проектирования в работе со студенческой молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROJECT PLANNING AS A METHOD OF FORMING THE CREATIVE ACTIVITY OF STUDENT

The article highlights the issue of social project planning in working with students. The author introduces the classification of projects and the structure of project drafts. The skills being formed during the project activities are described as well. The article discloses the concept of «social project» and its role in the development of creative activity. Examples are given to show the use of social and project activities in working with students.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование как способ формирования созидательной активности студенческой молодежи»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I 7

УДК 378.14

I СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Г.В. Кузнецова*

Аннотация. Рассматривается вопрос социального проектирования в работе со студенческой молодежью. Приведена классификация проектов и структура текстового оформления проекта. Перечислены умения, формирующиеся у исполнителей в процессе проектной деятельности. Раскрыто понятие «социальный проект» и его роль в становлении созидательной активности молодежи. Приведены примеры практического использования метода социального проектирования в работе со студенческой молодежью.

Ключевые слова: социальное проектирование, студенческая молодежь, метод проектов, социальная активность.

SOCIAL PROJECT PLANNING AS A METHOD OF FORMING THE CREATIVE ACTIVITY OF STUDENT

G.V. Kuznetsova

Abstract. The article highlights the issue of social project planning in working with students. The author introduces the classification of projects and the structure of project drafts. The skills being formed during the project activities are described as well. The article discloses the concept of «social project» and its role in the development of creative activity. Examples are given to show the use of social and project activities in working with students.

Keywords: social project planning, students, method of projects, social activities.

Научная специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

В настоящее время основным приоритетом для Правительства Российской Федерации в области реализации государственной молодежной политики является развитие потенциала молодежи. И это объяснимо. Исследования последних лет, проведенные в Российской Федерации, показали, что молодежь в XXI в. в основном занята удовлетворением своих индивидуальных жизненно-важных потребностей. Однако именно в этом возрасте молодые люди должны использовать свои возможности для активного участия в создании своего будущего и будущего своей страны.

Важнейшим методом осуществления созидательной активности молодежи считается метод разработки

и использования социальных проектов [3, с. 47]. Это отражено в ряде стратегических документов, раскрывающих содержание и направленность государственной молодежной политики, что позволяет утверждать о необходимости дальнейшего развития и внедрения проектирования в практическую деятельность в работе с молодежью [1; 2].

Проектирование относится к разряду инновационной, конструктивной деятельности, так как оно предполагает и влечет за собой изменение существующей реальности. Проектная деятельность строится на базе соответствующей технологии, которую необходимо освоить, возможно унифицировать и усовершенство-

© Кузнецова Г.В., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* КУЗНЕЦОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА,

методист Отдела социальной политики, культуры и спорта Администрации городского округа Лосино-Петровский,

ассистент кафедры психологии Московского института экономики, политики и права

Контакты: ул. Ленина, д. 3, Лосино-Петровский, Московская обл., Россия, 141150

Тел. 8 (496) 567-42-46

E-mail: gk.8040700@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

§

вать. С точки зрения получения результата, проектирование является процессом создания проекта.

В зависимости от различных оснований проекты можно классифицировать по:

• типу (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;

• классу проекта (по составу и структуре проекта и его предметной области): монопроект (отдельный проект различного типа, вида, масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий многопроектного управления), мега-проект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающий в состав ряд моно- и мультипроектов);

• длительности проекта: краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (более пяти лет);

• виду проекта (по характеру предметной области проекта): инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный;

• масштабу проекта (по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир): межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты отдельной организации [4, с. 21].

В настоящее время метод проектов стал активно применяться в практике работы с молодежью на федеральном и региональном уровнях, в деятельности общественных движений и организаций, а также в образовательных организациях различного уровня. Проектная работа в высших учебных заведениях всегда ориентирована на самостоятельную деятельность: индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие умения:

1. Рефлексивные: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний; умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Исследовательские: умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение

находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности: внешняя оценка; самооценка.

4. Умение работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействия с разными партнерами; умение взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские: умение проектировать процесс или изделие; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми; вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки устного опроса, интервьюирования и т.д.

7. Презентационные: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта; умение отвечать на незапланированные вопросы.

8. Информационные умения и навыки: обучение работе на ПК (MS Office, Power Point); обучение работе в сети Интернет; создание базы данных полезных ссылок в Интернет по темам для облегчения поиска необходимой информации; использование возможностей Интернет для поиска интересующей информации, анализ и использование полученной информации; составление и использование программ, моделирующих результат с помощью использования современных информационных технологий; оформление результата с использованием возможностей современной компьютерной техники; возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности и обмен мнениями и опытом; участие в телеконференциях, конференциях, предоставление возможности участия в грантовых проектах, проводимых в сети Интернет [7, с. 61].

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. При помощи данной методики можно успешно решать не только учебные, но и воспитательные задачи. В работе со сту-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I 7

денческой молодежью достаточно эффективно может применяться социальное проектирование.

По мнению В.А. Лукова, социальный проект — это сконструированное инициатором социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование — вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Эти технологии формируют в участниках проектов понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей. Наряду с этим, бесспорно, что социальное проектирование — это процесс развития мышления, формирования особых умений целеполагания в деятельности, а также механизм организации взаимодействия субъектов общественных отношений [4, с. 13].

Социальные проекты активно способствуют самостоятельности в разрешении самых разных жизненных ситуаций, влияют на формирование зрелого мировосприятия, и наряду с этим, имеют позитивную направленность в оценке результатов деятельности участников. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания участниками своей малой оодины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост травматизма, содействуют здоровому образу жизни молодежи, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта. Проекты культурно-массового направления направлены на организацию творческого общения, содействие развитию творческого потенциала молодежи, активизацию форм досуга молодежи, имеющую культурологическую основу. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем и т.д.

Назначение любого социального проекта — изменение социальной среды, осуществление инноваций, которые предполагают не просто обновление, а сознательную деятельность по созданию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Любой социальный проект (в том числе в работе с молодежью) имеет определенную структуру текстового описания.

В первом разделе проекта содержится его название, которое должно отражать его основную идею.

Второй раздел — актуальность проекта. Раздел включает, во-первых, характеристику проблем, решаемых с помощью данного проекта (т.е. обозначение противоречий, недостатков, сложностей, проблем в той или иной сфере социальной жизни); во-вторых, определение приоритетных направлений и видов социальной деятельности в данном направлении. В совокупности это и есть обоснование актуальности проекта, то есть ответ на вопрос «почему?». В этом же разделе дается полная характеристика избранной проблемы, потребностей, интересов, особенностей этой категории (ответ на вопрос «для кого?»).

Третий раздел — цель и задачи инновационного молодежного проекта (ответ на вопрос «зачем?»). Цель, как правило, фиксирует желаемое состояние проблемы, которое необходимо достичь в результате реализации проекта. Задачи — это более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно обеспечить (решить) соответствующими мероприятиями.

Четвертый раздел — форма реализации инновационного проекта. В зависимости от замысла, содержания деятельности и имеющихся ресурсов, формы его реализации могут быть разнообразными.

Пятый раздел — содержание проекта. Ответ в рамках проекта на вопрос «как?» может быть представлен по следующей схеме: направления деятельности, содержание деятельности, база реализации, исполнители и соисполнители, сроки реализации. Направления деятельности — это конкретные шаги по решению основных задач проекта, они зависят как от характера проблемы и основной идеи проекта, так и от возможностей (потенциала, ресурсов) соответствующей проектной области.

Шестой раздел—необходимые ресурсы и источники их получения. Кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение, назначение их расходования.

Седьмой раздел — предполагаемые результаты реализации инновационного проекта для молодежи [7, с. 44].

Использование социального проектирования в работе с молодежью позволяет развивать социальную активность, организационные навыки у молодежи, способ-

6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

§

ность осознанно и целенаправленно преобразовывать собственную жизнь и окружающий микросоциум.

В целом технология социального проектирования активно используется в деятельности различных молодежных объединений и некоммерческих организаций с целью реализации студенческих проектов. Опыт подобной деятельности многообразен как по масштабу, так и по содержанию.

Так, Московским студенческим центром с 2006 г. проводится конкурс «Студенческий актив». С 2013 г. он стал называться «Всероссийский конкурс в сфере развития органов студенческого самоуправления «Студенческий актив». Ежегодно участники со всей России представляют в оргкомитет конкурса более тысячи реализованных проектов. В 2014 г. на конкурсе представлено 480 вузов из 67 регионов России и 1000 реализованных проектов, из них более 100 столичных вузов, представляющих более 540 студенческих проектов [10]. Номинации вузовских проектов представлены в широкой палитре: «Лучший проект в сфере популяризации здорового образа жизни, физкультуры и спорта, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде», «Лучший проект в сфере организации студенческого досуга и культурно-массовой работы», «Лучший проект в сфере гражданско-патриотического воспитания», «Лучший студенческий социальный проект в сфере добровольчества», «Лучший проект, направленный на укрепление дружбы между народами России», «Лучший проект в сфере развития научно-исследовательской деятельности студентов» и др. [9, с. 2].

Практика подтверждает, что подавляющее большинство образовательных организаций высшего образования в воспитательной работе со студентами в настоящее время с успехом используют методику социального проектирования.

Например, в Московском институте экономики, политики и права студентами на протяжении нескольких лет реализуется проект «Юридическая консультация» для пенсионеров и малообеспеченных граждан г. Москвы. В 2014 г. волонтеры из числа студентов-психологов создали проект «Улыбка», направленный на организацию досуга детей, находящихся на лечении в «Российском онкологическом научном центре им. Н.Н. Блохина».

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого студенты при содействии университетского Геронтологического образовательного центра разработали социальный проект «Алло, бабуля». Участники проекта — учащиеся школ и пожилые люди — взаимодействуют через телефонную связь. В процессе такого общения молодые люди получают советы опытных пожилых людей: учителей, врачей, юри-

стов, которые не могут выходить из своих квартир по состоянию здоровья, но хотели бы быть полезными другим людям, молодежи. Таким образом решается важная социальная задача — пожилые люди превращаются из объекта социальной работы в ее субъект, обретают второе дыхание, интерес к жизни.

В Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС (Институт) в 2004 г. был создан благотворительный проект «Помоги ребенку», в рамках которого до настоящего осуществляется шефская поддержка детских домов.

Анализируя опыт социального проектирования в вузах г. Москвы и других регионах, мы видим, что молодежь в процессе проектирования устанавливает крепкие социальные связи с другими людьми, приобретает важный опыт социально-деловой ответственности, гуманизации взглядов на окружающую природную среду.

В своей работе «Социальное проектирование в работе с молодежью» Г.А. Гриценко пишет: «Социальное проектирование является не только средством формирования умений нахождения целей, а также является способом поиска оптимальных путей использования доступных ресурсов молодежи для осуществления своих собственных планов. Необходимо заметить, что социальное проектирование позволяет в полной мере развить те или иные умения и навыки, а также умение оценить результаты своей деятельности» [3, с. 13].

Актуальность развития деятельности в сфере социального проектирования для молодежи подтверждается многими действующими и разрабатываемыми концептуальными документами, определяющими содержание и направленность социальной работы с молодежью. Примером этому может служить Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [1], в п. 2.2.1, 2.2.2 и 2.2.3 которой мы находим информацию о проектах, реализуемых во всех субъектах нашей страны с 2006 по 2016 гг. в рамках данной Стратегии. В данных проектах подавляющее большинство участников — это студенческая молодежь.

Большие возможности для студенческой молодежи в плане социального проектирования открывает проводимый уже 10 лет «Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна — моя Россия». Организатором конкурса выступает Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийский союз общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы». Конкурс проводится при поддержке: Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Феде-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ! 77

рального агентства по делам молодежи, Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Проекты конкурса могут быть представлены в десяти номинациях [8, с. 6]. Конкурс проводится в целях привлечения молодежи к участию в развитии российских регионов, городов и сел: разработке и реализации проектов, направленных на развитие экономики и социальной сферы, совершенствование системы управления российскими территориями; а также как один из механизмов подготовки кадрового резерва для органов государственной власти и местного самоуправления, реального сектора экономики и научно-педагогической сферы.

Сегодня мы отмечаем значительную активизацию инновационной социальной проектной деятельности со стороны как отдельных представителей молодежи и образовательных организаций, так и общественных объединений и движений, а главное, — со стороны управленческих структур, занимающихся реализацией молодежной политики на практике.

Подводя итог, мы можем с уверенностью сказать, что социально-проектная деятельность — это мощный фактор самореализации молодежи, деятельность, способствующая формированию созидательной позиции и ответственности за результат своего труда. Социально-проектная деятельность развивает социальную активность молодых людей и пробуждает в них способность осознанно изменять свои собственные представления о жизни и окружающем человека обществе.

Молодежь России составляет 25—28% трудоспособного населения страны. В основном она проживает в мегаполисах и обучается в вузах, где инновационное социальное проектирование в настоящее время является чрезвычайно престижным. Обладая высоким образовательным потенциалом, значительным уровнем активности, ответственной гражданской позицией, при условии успешной организации социально проектной деятельности, молодое поколение нашей страны будет способно решать самые трудные управленческие задачи.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст. 7185.

2. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. III). Ст. 5622 (документ утратил силу с 29 ноября 2014 г. в связи с изданием Распоряжения Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.).

3. Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью. М., 2009.

4. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. М., 2009.

5. Маоков А. Т., Бирженюк П.И. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1997.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. Е.С. Полат. М., 2001.

7. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико-ориентирован-ные технологии / Авт.-сост. М.В. Русинова. Волгоград, 2011.

8. Положение о «Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна — моя Россия». URL://https://www.moyastrana.ru

9. Положение о «Всероссийском конкурсе в сфере развития органов студенческого самоуправления «Студенческий актив». URL://http://www.press.sportedu.ra/sites/press.sportedu.ra/ffles/pol_2013.pdf

10. URL://http://www.mscenter.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.