Научная статья на тему 'Инструмент социального проектирования в системе работы с молодежью и образовании: практики применения'

Инструмент социального проектирования в системе работы с молодежью и образовании: практики применения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / КОНКУРС / КОНКУРСНЫЙ ОТБОР / SOCIAL DESIGN / YOUTH / COMPETITION / COMPETITIVE SELECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухова Лариса Сергеевна

Опыт проведения всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна моя Россия» (далее Конкурс) (2003-2013 гг.) показывает, что социальное проектирование является одним из эффективных механизмов работы с молодежью как в системе неформального, так и формального образования. Инструмент социального проектирования создает возможности для субъектного участия молодежи в различных видах деятельности, что имеет особую ценность. В данной статье приведены некоторые результаты социологического исследования, в котором приняли участие более пятисот участников очных этапов Конкурса. Анкета опроса состояла из 40 вопросов, в которых были затронуты разнообразные темы. Основное внимание было сосредоточено на следующих аспектах: реализация проектов, представленных на Конкурс; социальная и географическая мобильность участников Конкурса; ценностные установки участников Конкурса, их представления об успехе, ожидания от будущего; представления о роли государства. Опрос был проведен в период: апрель май 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пастухова Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tool design in social work with youth and education: practical applications

Experience of holding the All-Russian competition of the youth author's projects and projects in education aimed at the social and economic development of the Russian territories "My country my Russia" (further the Competition) (2003-2013) shows that social design is one of effective mechanisms of work with youth as in system of informal, and formal education. The instrument of social design creates opportunities for subject participation of youth in different types of activity that has special value. Some results of sociological research in which more than five hundred participants of internal stages of the Competition have taken part are given in this article. The questionnaire of poll consisted of 40 questions in which various subjects have been touched. The main attention has been concentrated on the following aspects: implementation of the projects submitted on the Competition; social and geographical mobility of participants of the Competition; valuable installations of participants of the Competition, their idea of success, expectations of the future; ideas of a role of the state. Survey has been conducted during the period: April May, 2015.

Текст научной работы на тему «Инструмент социального проектирования в системе работы с молодежью и образовании: практики применения»

Л.С. Пастухова

ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ И ОБРАЗОВАНИИ: ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация

Опыт проведения всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия» (далее - Конкурс) (2003-2013 гг.) показывает, что социальное проектирование является одним из эффективных механизмов работы с молодежью как в системе неформального, так и формального образования. Инструмент социального проектирования создает возможности для субъектного участия молодежи в различных видах деятельности, что имеет особую ценность. В данной статье приведены некоторые результаты социологического исследования, в котором приняли участие более пятисот участников очных этапов Конкурса. Анкета опроса состояла из 40 вопросов, в которых были затронуты разнообразные темы. Основное внимание было сосредоточено на следующих аспектах: реализация проектов, представленных на Конкурс; социальная и географическая мобильность участников Конкурса; ценностные установки участников Конкурса, их представления об успехе, ожидания от будущего; представления о роли государства. Опрос был проведен в период: апрель -май 2015 года.

Ключевые слова:

социальное проектирование, молодежь, конкурс, конкурсный отбор.

L. Pastukhova

TOOL DESIGN IN SOCIAL WORK WITH YOUTH AND EDUCATION: PRACTICAL APPLICATIONS

Abstract

Experience of holding the All-Russian competition of the youth author's projects and projects in education aimed at the social and economic development of the Russian territories "My country - my Russia" (further - the Competition) (2003-2013) shows that social design is one of effective mechanisms of work with youth as in system of informal, and formal education. The instrument of social design creates opportunities for subject participation of youth in different types of activity that has special value. Some results of sociological research in which more than five hundred participants of internal stages of the Competition have taken part are given in this article. The questionnaire of poll consisted of 40 questions in which various subjects have been touched. The main attention has been concentrated on the following aspects: implementation of the projects submitted on the Competition; social and geographical mobility of participants of the Competition; valuable installations of participants of the Competition, their idea of success, expectations of the future; ideas of a role of the state. Survey has been conducted during the period: April - May, 2015.

Key words:

social design, youth, competition, competitive selection.

В 2015 году всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия» исполнилось 12 лет [1]. Это яркий пример, когда инициатива, рожденная в гражданском обществе, получила широкое тиражирование в регионах Российской Федерации среди молодежи, нашла поддержку органов государственной власти, местного самоуправления и экспертного сообщества. Отметим, что анализ проведения рассматриваемых проектов корре-лируется с научными работами - В.А. Лукова [3; 4; 5], В.И. Ситарова [6; 7; 8], Б.Ф. Усманова [9; 10; 11; 12].

Целью конкурса является привлечение молодежи к участию в развитии российских регионов, городов и сел: разработке и реализации проектов, направленных на развитие экономики и социальной сферы, совершенствование системы управления российскими территориями; а также как один из механизмов подготовки кадрового резерва для органов государственной власти и местного самоуправления, реального сектора экономики и научно - педагогической сферы. Конкурс направлен на выявление лучшего педагогического и управленческого опыта организации проектной работы с обучающимися общеобразовательных организаций, профессиональных организаций и образовательных организаций высшего образования; перспективных региональных и муниципальных моделей управления талантами; лучших практик внедрения новых ФГОС на всех уровнях образования.

В проекте «Моя страна - моя Россия» можно выделить несколько ключевых составляющих: гражданско-патриотическая, образовательная, кадровая. Первая - в самом названии - «Моя страна - моя Россия», которое призывает молодого человека быть ответственным, участвовать в развитии своего города, села, региона, своей страны - России; подчеркивает сопричастность каждого к формированию образа будущего родной страны. И собственно собирательный портрет участника Конкурса - это портрет гражданского активиста (вне зависимости от рода профессиональной деятельности), который осознает свою субъектность в развитии родной территории; портрет пассионария, носителя созидательных перемен.

Вторая (образовательная) уже сформировалась с годами и содержится в подходах, в методологии конкурсных и образовательных мероприятий проекта. Их особенность - в ориентировании молодого человека на воз-

можность практической реализации его проектных задумок в конкретном населенном пункте. Отсюда и критерии оценки работ: актуальность и социальная значимость проекта для территории, кадровое обеспечение (наличие команды, единомышленников), финансово-экономическая обоснованность и др. Уже в ходе подготовки конкурсной работы из своей идеи авторы формируют проект. Какие-то авторы связывают его с профильными региональными целевыми программами, кто-то формирует бизнес-план; разработчики собирают письма поддержки от хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления. Анализируя опыт двенадцатилетней работы, можно констатировать, что проект «Моя страна - моя Россия» фактически предлагает апробированный опыт организации проектной деятельности в средней школе, системе СПО и в образовательных организациях высшего образования, ее методические основы.

В регионах, в образовательных организациях разного уровня сформировались своего рода «точки роста», которые применяют инструмент Конкурса для организации содержательной проектной работы в части междисциплинарной работы со школьниками, дипломного студенческого проектирования, ориентированного на конкретные производственные задачи и задачи территориального развития.

Кадровая составляющая. За годы реализации проекта через него прошло более 35 000 человек. Ежегодно мы проводим мониторинг кадровых траекторий наших выпускников. Среди них - общественные деятели и предприниматели, государственные и муниципальные служащие разного уровня, молодые ученые. С 2008 года в рамках конкурса введена номинация «Реализованные проекты» как механизм мониторинга лучших проектов, получивших практическую реализацию. Эта номинация - одна из самых популярных, и она демонстрирует, что многие авторы - участники и победители Конкурса в дальнейшем делают шаги по практической реализации своих конкурсных задумок. Для многих это становится стартом в профессиональной деятельности и личностном развитии. В 2015 году экспертами проекта начато комплексное исследование на предмет выявления факторов, повлиявших на профессиональное развитие конкурсантов, на успешную реализацию их проектных задумок. Необходимо констатировать, что раннее содержательное вовлечение молодого человека через проектную работу в развитие территории, либо в решение конкретных задач отдельной компании или НКО - зачастую помогает создать для него первое, весьма успешное рабочее

место; не говоря уже о сформированных компетенциях в области коммуникации, командообразования и лидерства - которые помогают и влияют на дальнейшее развитие.

Представляет интерес проанализировать результаты практической реализации проектов конкурсантов во временной динамике. В результате первичного изучения данного вопроса, можно сказать, что большинство проектов оказались востребованы обществом (диаграмма 1). 16% проектов уже реализованы, а более половины - 53% - находятся в процессе воплощения (т.е. под них найдено финансирование, сформирована команда, есть первые результаты) [2]. Отметим, что конкурсные номинации отражают весь спектр социально-экономического развития российских территорий.

Диаграмма 1. Реализация проектов

Успешными, по результатам исследования, оказались проекты, связанные с продвижением русского языка - большинство проектов данного направления реализуются в настоящее время, причем в двух случаях из трех (67%) под руководством автора проекта. Образовательные проекты в целом продолжают реализовывать 60% опрошенных, а еще 11% утверждают, что их проекты продолжаются без их участия. Схожим образом

обстоят дела и с проектами, связанными с патриотическим воспитанием молодежи - 63% этих проектов воплощаются на практике (51% - при непосредственном участии автора), а 17% уже завершены. И наконец, еще одна успешная группа проектов по профильной теме - профориентация детей и молодежи - здесь реализуется 62% проектов, а еще19% завершены. Таким образом, четыре наиболее успешные группы непосредственно находятся в сегменте образования и молодежной политики.

Диаграмма 2. Реализация проектов разных типов

Социальное развитие города или региона Образовательный проект Стратегия развития города (села), региона Гражданско-патриотическое воспитание...

Развитие и сохранение русского языка

Разработка в области 1Т, инженерии Предпринимательство Профориентация Творческий проект

■ Не реализован ■ Продолжается с участием автора

■ Продолжается без участия автора ■ Проект завершен

■ Затрудняюсь

Обращает на себя внимание, что пока не началась реализация 38% проектов, связанных с социальным развитием конкретных территорий. Это самый большой показатель среди всех тематических групп проектов. В близкой группе «стратегия развития города/региона» не дошли до реализации 27% проектов, а еще 21% - напротив уже завершены, что для данной группы проектов выглядит далеко не оптимистичным результатом. Сложно предположить, что буквально за 2-3 года, прошедших после окончания Конкурса для большинства участников, удалось написать и воплотить комплексную стратегию развития конкретной территории. Ско-

рее всего, «завершенность» проекта здесь отражает ту ситуацию, когда проект «стратегического характера» остался на бумажном уровне, и не перешел в практическую плоскость. В этой группе самая низкая доля конкурсантов, продолжающих свое участие в проекте - только 24%.

И наконец, третья группа проектов, которую можно выделить, это проекты, ориентированные на самостоятельную деятельность участника - творческие и предпринимательские проекты. Они отличаются не очень большой масштабностью (почти четверть из них уже завершены), и относительно высокой долей нереализованных проектов - 22% и 28% соответственно.

В конкурсе могут принимать участие, как школьники, так и студенты, а также работающая молодежь или занимающаяся собственным бизнесом (возрастные рамки от 14 до 25 лет).

Неудивительно, что у студентов больше проектов, в которых они продолжают участие (35% против 25% у школьников), а среди школьных проектов больше тех, которые переданы в другие руки (25% против 18%).Очевидно, что многие школьники с момента участия в Конкурсе сменили место учебы или даже место жительства для получения профессии. Важно отметить, что доля реализуемых проектов у школьников и студентов практически одинакова (50% и 53% соответственно), что, вероятно, свидетельствует о высоком уровне подготовки школьных проектов, существующих эффективных практиках проектной деятельности в школах.

Проекты более взрослых участников Конкурса чаще реализуются на практике, чем проекты студентов и школьников, что неудивительно. Высокая доля таких проектов, у авторов - среди государственных и муниципальных служащих (52%), среди общественных деятелей (55%).

Диаграмма 3. Реализация проектов в зависимости от статуса участника

1_

Школьник

Студент

Предприниматель

Государственный служащий

Общественный деятель

J

Данные свидетельствуют, что девушки оказались несколько настойчивее юношей в реализации своих проектов: у них ниже как доля нереализованных проектов (21% против 29%), так и проектов, из которых они вышли до его завершения - 16% против 23%. Соответственно, выше у девушек и доля завершенных проектов - 19% против 11%. Однако, в данном случае, уместнее говорить о том, что девушки чаще, чем молодые люди представляют (и впоследствии реализуют) проекты, связанные с системой образования (а как было представлено выше именно данные проекты чаще реализуются на практике).

Важным фактором, влияющим на реализацию конкурсных проектов, оказалось место жительства участников. В целом, прослеживается тенденция, что чем скромнее по размерам населенный пункт, тем больше шансов, что проект участника перейдет в стадию реализации, а участник сохранит к нему интерес. Если в селах не реализуется только 10% проектов участников финального этапа, то в областных центрах и городах - миллионниках этот показатель достигает 29%, а в Москве и вовсе составляет 33%. Также у сельских участников заметно выше доля относительно краткосрочных проектов, уже завершенных к моменту опроса. Она достигает 30%, в то время как в миллионниках этот показатель ниже - 16%, а в Москве - 8%.

Диаграммы. Реализация проектов в зависимости от места жительства

25% 8%

Миллионники

Областной центр < 1 млн

Крупный город > 100 тыс

Малый город, пгт

19% 8%

12% 21%

Одним из ключевых факторов, влияющих на реализацию проекта, является его поддержка. Большинство участников проектов в той или иной мере рассчитывали на поддержку со стороны представителей органов государственной власти и местного самоуправления, некоммерческих

организаций и/или бизнеса. Больше всего участники рассчитывают на помощь чиновников - 56%, реже всего - на помощь представителей НКО - лишь 30%. В целом, в большинстве случаев ожидаемая поддержка была оказана, однако обращает на себя внимание и значительная доля проектов, оставшихся без внимания. Отметим, что речь идет об уже отобранных экспертами, высоко оцененных проектах, представленных на федеральном очном этапе Конкурса.

Диаграмма. Содействие в реализации проектов

Ваш проект был связан с тем населенным пунктом, в котором Вы родились, более крупным или менее крупным?

и

Гражданско-патриотаческое воспитание

Разработка в области 1Т, инженерии или..

Развитие и сохранение русского языка

Социальное развитие города

Стратегия развития города

Образовательный проект

Предпринимательство

3%

3%

{

Профориентация, профессиональное...

J

■ С тем, в котором я родился

■ С менее крупным

■ С более крупным

■ Затрудняюсь ответить

В рамках промежуточных результатов проведенного исследования, можно отметить, что ключевыми факторами реализации конкурсных проектов являются сфера, к которой относится проект, и тип населенного пункта, в котором проживает конкурсант. Больше всего шансов на воплощение и устойчивый интерес самого участника имеют проекты, относящиеся к сфере образования и молодежной политики, которые предполагается реализовывать в селах и малых городах. Кроме того, большая роль и значение в практической реализации проектных задумок могут быть отданы личной харизме/инициативе автора.

Экспертами отмечено, что чем взрослее участник финального этапа Конкурса, тем выше вероятность того, что его проект будет реализован. Но принципиальная граница пролегает не между школьниками и студентами, а между обучающимися и теми, кто уже приобрел профессиональный, самостоятельный статус к моменту участия в Конкурсе.

Тематическая группировка проектов показала, что степень их реализации зависит от аудитории, на которую эти проекты направлены. Высокий процент реализации у проектов, нацеленных на подростковую (или младше) аудиторию. С наибольшими трудностями сталкиваются проекты, содержащие комплексные предложения по социально-экономическому развитию российских территорий, ориентированные на участие органов власти.

Анализ работы региональных организационных комитетов Конкурса, а также экспертный опрос наставников конкурсантов показывает, что

практическая реализация конкурсных задумок авторов также зависит от эффективности подходов образовательных организаций к вопросам организации проектной деятельности с обучающимися; к работе с непосредственными заказчиками (муниципалитет, предприятия).

Литература

1. Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия»: сборник материалов. М., 2015.

2. Информационно-аналитические материалы по итогам мониторинга базы данных авторов Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия» за 2005-2014 гг. М., 2015.

3. Луков В.А. Социальное проектирование. М., 2009.

4. Луков В.А. Воспитание // Знание. Понимание. Умение. 2015. №3.

5. Луков В.А. Кентавр-проблемы // Знание. Понимание. Умение. 2015. №4.

6. Ситаров В.А. Формирование духовно-творческого потенциала студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. №11.

7. Ситаров В.А., Романюк Л.В., Луговой М.В. Жизнеспособность «Концепция воспитания жизнеспособных поколений» // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1.

8. Ситаров В.А. Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя» // Педагогика. Общество. Право. 2012. №3(3).

9. Тегин В.А., Усманов Б.Ф. Краудсорсинг в генерации инновационных идей // Мир транспорта. 2012. Т. 10. №6(44).

10. Усманов Б.Ф. Электоральное поведение и социальные технологии // Знание. Понимание. Умение. 2012. №1.

11. Усманов Б.Ф. Социализационная компетентность в семейном воспитании: программно-целевой подход // Знание. Понимание. Умение. 2011. №3.

12. Усманов Б.Ф. Краудсорсинг: инновационные технологии для местной инициативы // Знание. Понимание. Умение. 2013. №3.

13. Шумилов А.В., Шумилова О.В. Образовательное пространство и особенности формирования гражданской идентичности в России // Университетское образование в полиэтничных регионах Поволжья: к 50-

летию чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (VI Арсентьевские чтения) Сборник статей. Чебоксары, 2015.

References

1. Vserossiiskii konkurs molodezhnykh avtorskikh proektov i proektov v sfere obrazovaniya, napravlennykh na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie ros-siiskikh territorii «Moya strana - moya Rossiya»: sbornik materialov. M., 2015.

2. Informatsionno-analiticheskie materialy po itogam monitoringa bazy dannykh avtorov Vserossiiskogo konkursa molodezhnykh avtorskikh proektov i proektov v sfere obrazovaniya, napravlennykh na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie rossiiskikh territorii «Moya strana - moya Rossiya» za 2005-2014 gg. M., 2015.

3. Lukov V.A. Sotsial'noe proektirovanie. M., 2009.

4. Lukov V.A. Vospitanie // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2015. №3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lukov V.A. Kentavr-problemy // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2015. №4.

6. Sitarov V.A. Formirovanie dukhovno-tvorcheskogo potentsiala stu-dencheskoi molodezhi // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2008. №11.

7. Sitarov V.A., Romanyuk L.V., Lugovoi M.V. Zhiznesposobnost' «Kon-tseptsiya vospitaniya zhiznesposobnykh pokolenii» // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2007. №1.

8. Sitarov V.A. Problemy realizatsii zapovedi «Vozlyubi blizhnego kak sa-mogo sebya» // Pedagogika. Obshchestvo. Pravo. 2012. №3(3).

9. Tegin V.A., Usmanov B.F. Kraudsorsing v generatsii innovatsion-nykh idei // Mir transporta. 2012. T. 10. №6(44).

10. Usmanov B.F. Elektoral'noe povedenie i sotsial'nye tekhnologii // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. №1.

11. Usmanov B.F. Sotsializatsionnaya kompetentnost' v semeinom vos-pitanii: programmno-tselevoi podkhod // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. №3.

12. Usmanov B.F. Kraudsorsing: innovatsionnye tekhnologii dlya mest-noi initsiativy // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013. №3.

13. Shumilov A.V., Shumilova O.V. Obrazovatel'noe prostranstvo i osobennosti formirovaniya grazhdanskoi identichnosti v Rossii. Universitetskoe obrazovanie v polietnichnykh regionakh Povolzh'ya: k 50-letiyu chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I.N. Ul'yanova (VI Arsent'evskie chteniya) Sbornik statei. Cheboksary, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.