Social design as a method of development of leadership skills of the teenager in children's public association Bubyakina A. (Russian Federation)
Социальное проектирование как метод развития лидерских качеств подростка в
детском общественном объединении Бубякина А. Е. (Российская Федерация)
Бубякина Алина Егоровна /Bubyakina Alina - магистрант, педагогический институт,
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития лидерских качеств подростка в детском общественном объединении. Делается попытка обосновать актуальность социального проектирования как одного из условий развития лидерских качеств подростка в детском объединении.
Abstract: in article questions of development of leadership skills of the teenager in children’s public association are considered. Attempt to prove relevance of social design as one of conditions of development of leadership skills of the teenager in children’s association becomes.
Ключевые слова: лидерские качества подростка, детское общественное объединение, воспитание, социальное проектирование.
Keywords: leadership skills of the teenager, children’s public association, education, social design.
В современном обществе происходят процессы социальных, экономических и культурных преобразований. Это привело к тому, что стали предъявляться повышенные требования к человеку, личность которого должна быть не только творческой, способной к саморазвитию, но и к самосовершенствованию. Нужно подчеркнуть, что нынешнему обществу нужны члены, способные повести за собой, увидеть проблемы под иным углом, найти новое решение. Поэтому формирование и развитие лидерских качеств личности становится объектом пристального внимания как психологов, так и педагогов.
Таким образом, мной выявлена следующая проблема: определить условия для наиболее эффективного формирования и развития лидерских качеств подростков.
В данном аспекте интерес представляют работы А. Н. Лутошкина, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, Л. И. Уманского, О. С. Газмана, и др., посвященные различным аспектам лидерства, теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций. Вопросы развития лидерских качеств подростков затрагиваются лишь в контексте изучения школьного коллектива (Т. Е. Вежевич) [1] или в условиях временного детского коллектива (A. B. Уманский, О. А. Павлова) [8].
Разделяя взгляды А. Н. Лутошкина, М. И. Рожкова, я считаю, что лидерские качества - это совокупность определенных свойств, черт, позволяющая члену детского общественного объединения выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях [3].
Опыт работы в детских общественных объединениях «Новая волна» и «Алые паруса» СОШ № 31 в течение двухлетнего периода показал, что лидер-подросток должен обладать следующими качествами: компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность, организованность.
Возможности подростков для развития лидерских качеств гораздо шире в детском общественном объединении за счет:
• динамизма и включения в разнообразные виды деятельности;
• разнообразия реализуемых социальных ролей (позиций);
• расширения круга общения, наличия межвозрастного общения;
• существующего элемента соревновательности, соперничества.
В современном обществе активно расширяются задачи детского объединения, совершенствуется их деятельность. В связи с посланием Президента РС(Я) Егора Борисова от 23 января 2013 г. о создании детских общественных движений и переходом на новые образовательные стандарты, возникла необходимость найти новые приемы организации деятельности учащихся, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными, сделав акцент на социальные проекты [6]. Социальное проектирование ориентировано на практический результат деятельности детей. Работа над социальным проектом позволит почувствовать учащимся значимость своей деятельности, откроет новые возможности, соответственно возрастает значимость школы как фактора и среды социализации [5].
В средней общеобразовательной школе № 31 г. Якутска с 2013 года учащиеся вовлекаются в различную проектную деятельность социальной направленности:
1) социальные проекты, предлагаемые обществом.
- Реализация проектов в рамках деятельности сетевого взаимодействия с городским детским движением «Юный горожанин» - «Якутск - родной мой край!», «Азбука лидера», «Лидер - общение», «Лидер -практика», «Игра - инструмент лидера», «Имею право!».
- Реализация программы Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур») под эгидой Главы РС(Я) - «Я - рыцарь пера», «Я - наследник земли Олонхо», «Я - кузнец творчества», «Я - творец добра», «Я - юный правовед», «Я - юный предприниматель», «Я - вожатый».
2) социальные проекты, разработанные подростками в ДОО.
- Реализация проектов «Дети - детям», педагогический отряд «Штурманы детства»», «Тепло сердец», «Ветеран живет рядом», телестудия «31 кадр» и другие.
С целью выявления степени сплоченности коллектива школьного детского объединения в процессе участия в социальных проектах была проведена методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив». Анализ проведенного анкетирования позволил сделать ряд выводов:
1. В подростковом возрасте характерно стремление к лидерству.
2. Более 50 % опрошенных членов детских общественных объединений готовы стать организаторами различных дел, взять на себя ответственность, при этом объективно оценивая свои возможности и способности.
3. Многие отметили, что в детских общественных объединениях не всегда есть условия для реализации лидерских устремлений подростков. Причину этого я вижу в том, что любая коллективная деятельность предполагает активность в достижении общей цели, что не всегда позволяет каждому желающему подростку реализовать свои лидерские качества.
4. Для повышения эффективности формирования лидерских качеств необходимо создавать ситуации успеха как для группы, так и для отдельной личности в ходе работы над проектом.
Таким образом, процесс развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении будет эффективным, если:
- систематически вовлекать подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;
- использовать в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации себя;
- систематически осуществлять педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств подростков.
В рамках реализации данного направления деятельности лидер приобретает такие знания, как: основы психологии, технология проектирования, сплоченности коллектива при реализации проекта, знакомство с общечеловеческими ценностями и т. п. Кроме того, подростки-лидеры принимают активное участие в реализации разработанных ими проектов.
Использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора) является необходимым условием эффективного развития лидерских качеств подростка в детском общественном объединении. Таким образом, процесс социального проектирования обладает большим педагогическим потенциалом для развития лидерских качеств, вовлеченных в него подростков - членов районного детского общественного объединения.
Литература
1. Вежевич Т. Школа лидера - школа патриота [Текст] / Т. Вежевич // Народное образование. - 2009. - № 3.
- с. 194-197.
2. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера [Текст] / М. Емельянова // Воспитание школьников. - 2006. -№ 5. - с. 23-25.
3. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. / Под ред. Вульфова. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.
4. Новикова Л. И. Воспитание в кризисном обществе: как выходить из тупика? // Народное образование. -2001. - № 4, - с. 147-151 с.
5. Панова О. В. Роль социального проектирования в воспитании школьников [Текст] / О. В. Панова // Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - с. 31-34.
6. Программа Единого детского движения «Стремление» (Дьулуур) под эгидой президента РС(Я) / серия «Детское движение Якутии: программы и методики». - 2014. - 65 с.
7. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. -М.: Владос, 2002. - 16 с.
8. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности. - М., 1980.