Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СПЕЦИФИКА, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СПЕЦИФИКА, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / social entrepreneurship / sociological research / small business / social responsibility

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеенок Анна Алексеевна, Радостева Яна Николаевна

Проведен социологический анализ социального предпринимательства в Российской Федерации. Цель данной работы на основе комплексного анализа обосновать специфику, тенденции и перспективы развития социального предпринимательства в Российской Федерации. Эмпирическую основу работы составили результаты исследования отношения студенческой молодежи к социальному предпринимательству и выявления степени заинтересованности в данном бизнес-направлении. В рамках исследования анализируются мотивы предпринимательской деятельности, заинтересованность и потребность в социальном предпринимательстве, необходимость в популяризации данного направления деятельности. В результате резюмировано, что социальное предпринимательство как одно из направлений предпринимательской деятельности несет мощный социальный эффект и нуждается в популяризации среди представителей различных групп населения, в особенности среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION: SPECIFICITY, TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

This work is devoted to the sociological analysis of social entrepreneurship in the Russian Federation. The purpose of this work is to substantiate the specifics, trends and prospects for the development of social entrepreneurship in the Russian Federation on the basis of a comprehensive analysis. The empirical basis of the work was the results of a study of the attitude of student youth to social entrepreneurship and identifying the degree of interest in this business area. The study analyzes the motives of entrepreneurial activity, the interest and need for social entrepreneurship, the need to popularize this area of activity. As a result, it is summarized that social entrepreneurship as one of the areas of entrepreneurial activity has a powerful social effect and needs to be popularized among representatives of various groups of the population, especially among young people.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СПЕЦИФИКА, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

УДК 316.334.23 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-4-25-35

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

СПЕЦИФИКА, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

А.А. Алексеенок, Я.Н. Радостева

Проведен социологический анализ социального предпринимательства в Российской Федерации. Цель данной работы на основе комплексного анализа обосновать специфику, тенденции и перспективы развития социального предпринимательства в Российской Федерации. Эмпирическую основу работы составили результаты исследования отношения студенческой молодежи к социальному предпринимательству и выявления степени заинтересованности в данном бизнес-направлении.

В рамках исследования анализируются мотивы предпринимательской деятельности, заинтересованность и потребность в социальном предпринимательстве, необходимость в популяризации данного направления деятельности. В результате резюмировано, что социальное предпринимательство как одно из направлений предпринимательской деятельности несет мощный социальный эффект и нуждается в популяризации среди представителей различных групп населения, в особенности среди молодежи.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социологическое исследование, малый бизнес, социальная ответственность

Введение

На протяжении всей своей многовековой истории человечество предпринимало множество разнообразных попыток решать социальные задачи и проблемы. Деятельность органов государственной власти также направлена на достижение необходимого уровня благосостояния общества. Однако из-за большого количества проблем, существующих не только в социальной, но и в других сферах жизнедеятельности общества, властные структуры не всегда могут оперативно и качественно решить социальные задачи. Поэтому чаще всего в последнее время одним из институтов для решения социальных проблем стало социальное предпринимательство.

Социальное предпринимательство, сформировавшись в зарубежных странах к концу 80-х годов прошлого столетия, в настоящее время поступательно становится все более известным среди представителей бизнеса, государственных структур и ведомств, населения в целом. Если еще не-

сколько лет назад многие даже не знали о существовании такого направления предпринимательской деятельности, то сейчас интерес к нему проявляется во всех странах, в том числе и в России. Популярность социального предпринимательства можно объяснить повышением социальной активности населения, укреплением гражданского общества и соответственно гражданского сознания населения, совершенствованием новых социальных технологий, динамичностью общественных процессов и явлений.

Социальное предпринимательство - это не благотворительность и не безвозмездная помощь слабым и наименее защищенным слоям населения, а особый вид социальных отношений, целью которого является вовлечение в общественно активную деятельность населения, имеющего определенные проблемы физического, психологического и пр. характера, для оптимизации их положения. Улучшение собственного материального положения в этом случае отходит на второй план. Ядром и фундаментом социального предприятия является решение социально значимой задачи помощи лицам с ОВЗ и прочими проблемами, которая решается не в формате благотворительности или патерналистической поддержки, а посредством привлечения их самих к определенного рода деятельности, приносящей реальную материальную прибыль и таким образом повышением материального благополучия данной категории граждан. Самым распространенным примером социального предпринимательства являются развивающие школы дополнительного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, однако объектом данной деятельности, помимо указанной социальной группы, являются пенсионеры, дети, оставшиеся без попечения родителей, рабочие без квалификации, люди с редкими заболеваниями и т.д.

Как правило, предпринимателями, которые становятся «социальными», движет готовность и желание помочь людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, заинтересованность в решении социальных проблем, а также желание быть полезными обществу. Государственные структуры должны поддерживать такое стремление со стороны бизнеса с помощью системы различных мер и поощрений, в том числе финансовой, консультационной и информационной поддержки.

Именно поэтому проблема государственной поддержки социального предпринимательства актуальна на сегодняшний день, когда такое направление только развивается и интегрируется в общество. Многие ученые и исследователи уже затрагивали данный аспект в своих научных трудах, подлежащих более подробному и детальному изучению.

Теоретическая основа исследования

Различные аспекты социального предпринимательства в России ранее уже освещались специалистами не только в области экономики и предпринимательства, но и в области менеджмента, административного управления, социологии.

Определение сущности социального предпринимательства можно найти в трудах таких авторов, как О.В. Анохина, Ю.Н. Арай, Ю.Е. Благов,

[3,4]. Признаки и критерии социального предпринимательства были проанализированы в работах таких ученых, как И.В. Манахова, А.В. Мухин [8]. Ин-ституционализацию малого предпринимательства и факторы препятствующие его функционированию рассматривают в своих работах Алексеёнок А.А., Константинов В.А., Каира Ю.В., Радостева Я.Н. [1,2,11]. История социального предпринимательства в России, его становление и развитие, легли в основу трудов современных ученых, среди которых можно выделить М.С. Волкову, Т.В. Клепикову [6,7]. Влияние трансформации социальной структуры современного российского общества на положение в ней малых предпринимателей отражено в работах Меркулова П.А., Леоновой О.В., Михалева И.В., Шавырина И.В., Демененко И.А., Дивиченко О.И. [9,10,12]. Как одну из форм социальных инноваций социальное предпринимательство рассматривает А.Е. Кисова [5]

Методические основы исследования Эмпирическую основу данной работы составили результаты социологического исследования «Отношение студенческой молодежи к социальному предпринимательству в Российской Федерации». Метод исследования: анкетный опрос. Исследование было проведено в ноябре 2021 г. (Опрошено 395 чел.). Выборочная совокупность репрезентативна по направлению подготовки, курсу обучения, а также половозрастной структуре. Ошибка выборочной совокупности не превышает 2,5 %. Основная цель исследования заключалась в исследовании отношения студенческой молодежи к социальному предпринимательству и выявлении степени заинтересованности в данном бизнес-направлении.

Результаты исследования Блок «Ценностные ориентации и общественная активность» содержит в себе вопросы, ответы на которые позволяют сделать вывод об отношении студентов к предпринимательской деятельности в целом. Ответы респондентов на вопрос о заинтересованности предпринимательством представлены в (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Интересна ли Вам лично пре предпринимательская деятельность?», %

Вариант ответа Все опрошенные, %

Да, данный вид деятельности для меня очень интересен 39 86

Скорее да, чем нет 47

Скорее нет, чем да 13 14

Нет, данный вид деятельности для меня не вызывает никакого интереса 1

В таблице продемонстрировано, что интерес к предпринимательской деятельности присутствует у подавляющего числа респондентов (86 %), в

том числе как к будущему возможному варианту трудоустройства. Это говорит о том, что большинство студентов интересуются бизнесом и хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью, то есть не бояться рисковать, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, готовы попробовать собственные силы на свободном рынке.

Следующий вопрос касался не только личной прибыли, но и готовности принимать участие в решении социальных проблем региона. В данном вопросе также большинство респондентов (88 %) от общего числа студентов, интересующихся предпринимательской деятельностью и рассматривающих сферу бизнеса как возможный вариант деятельности, хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью, которая решала бы социальные проблемы региона, а не только приносила прибыль своему владельцу.

Высокая заинтересованность студенческой молодежи предпринимательством обусловила вопрос, связанный с мотивами занятия данным видам деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Наиболее важные лично для Вас мотивы занятия предпринимательской деятельностью» (можно выбрать не более трех вариантов ответа), в %

Мотивы занятия предпринимательством Все опрошенные, %

Получение материальной прибыли 83

Возможность проявить себя, развить определенные личностные качества 68

Стремление к самостоятельности и независимости 64

Получение материальной выгоды одновременно с решением определенных общественных проблем 23

Быть полезным для социума 19

Изменение мира в лучшую сторону 17

Стремление повышения собственного авторитета в субъективных оценках окружающих 13

Достаточно очевидным является тот факт, что в предпринимательскую сферу, связанную с постоянными рисками, постоянным напряжением, отсутствием стабильности люди стремятся в первую очередь за материальной прибылью. Респонденты данного опроса не составили исключение и превалирующим мотивом назвали рост материального благосостояния (83 %). В предприниматели идут люди, стремящиеся к независимости от формальных организационных структур, не боящиеся ответственности и готовые самостоятельно принимать решения. Данные мотивационные предпочтения отметили 64 % респондентов. В то же время наряду с праг-

матическими мотивами респонденты отметили такие аспекты, как «приносить пользу обществу», «желание изменить этот мир в лучшую сторону». Данные варианты выбрала пятая часть опрошенных.

Выяснив отношение молодежи к предпринимательству в целом, можно сфокусироваться на частном направлении - социальном предпринимательстве. Вопросы следующего блока «Оценка практического опыта взаимодействия с социальным предпринимательством» позволяют оценить отношение студенческой молодежи к социальному предпринимательству. О том, что слышали о данном направлении предпринимательской деятельности заявили чуть больше половины опрошенных (57 %), но даже они не смогли четко описать его содержание.

Студентам, заявившим, что они разбираются в сущности данного вида деятельности, был задан открытый вопрос об ее основных содержательных аспектах.

Многие студенты выделили следующие основные характеристики:

- предпринимательская деятельность в социальной сфере, приносящая прибыль (51 %);

- решение социально-экономических проблем в процессе деятельности (41 %);

- развитие общества с помощью бизнеса (38%);

- удовлетворение общественных потребностей с выгодой для предпринимателя (20 %).

Таким образом, студенты считают, что социальное предпринимательство - это не просто предпринимательская деятельность в классическом понимании. Это такое предпринимательство, которое:

- во-первых, не ставит главной целью получение прибыли;

- во-вторых - стремится решить какие-либо социальные проблемы, существующие в обществе.

Таким образом, данный вид предпринимательской деятельности дает возможность принести пользу обществу и одновременно получить личную выгоду.

В качестве примеров социального предпринимательства студентами были названы следующие проекты:

- студенческий проект команды Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС «В гостях у бабушки» (2018-2019 гг.);

- португальская некоммерческая организация «Adaptsш"f», которая способствует социальной интеграции людей с ОВЗ и равным возможностям и доступу к досугу, культуре и спорту посредством прямого контакта с природой;

- Центр помощи и адаптации людей с ОВЗ «Равные» (г. Орел);

- российская компания «Веселый войлок», которая выпускает игрушки, украшения, аксессуары из войлока, валенки;

- семейный российский бренд безопасной и натуральной, экологичной косметики и бытовых чистящих средств «Mi&Ko»;

- проект партнерского дома «Больше, чем покупка!»

В России действует целая сеть фондов и организаций по поддержке и развитию социального предпринимательства. Некоторые из фондов являются организаторами различных форумов и конкурсов с социальной направленностью. Организуют их и некоторые другие организации, в том числе образовательные. Подобные мероприятия являются важной частью просветительской кампании, способствующей популяризации данного бизнес-направления.

Респонденты, знакомые с социальным предпринимательством, выделили следующие конкурсы, проекты и форумы, связанные с данным направлением предпринимательской деятельности:

- Всероссийский акселератор социальных инициатив RAISE (РАН-ХиГС);

- Международный конкурс «Мой первый бизнес» (Автономная некоммерческая организация «Россия - страна возможностей»);

- Всероссийский форум по социальному предпринимательству (Агентство стратегических инициатив).

Указанные организации и конкурсы являются одними из самых популярных и масштабных мероприятий, проводимых нашей стране. Как показали результаты проводимого исследования в подобных конкурсах, проектах и форумах, связанных с социальным предпринимательством, подавляющее большинство респондентов (93 %) не принимало участие. Такие результаты должны стать основой для проведения мероприятий по популяризации данного направления предпринимательской деятельности. И следующий вопрос касался возможных мотивов к занятию социальным предпринимательством (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Что побудило бы лично Вас заняться социальным предпринимательством?» (можно было выбрать

лишь один вариант ответа), %

Мотивы занятия социальным предпринимательством Все опрошенные, %

Стремление внести личный вклад в улучшение окружающего мира, не рассчитывая на помощь государственных структур 39

Стремление создать рабочие места для социальной категории незащищенных слоев населения 31

Стремление принять непосредственное участие в социальной инновации (социальном изменении) 30

Анализ данных, представленных в табл.3, позволяет сделать вывод о том, что первостепенной целью в создании и развитии социального предпринимательства студенты видят стремление внести личный вклад в улучшение окружающего мира, не рассчитывая на помощь извне (39 %). Каждый третий начал бы заниматься социальным предпринимательством в равной степени с целью создания рабочих мест для социальной категории незащищенных слоев населения (31 %) и осуществления какой-либо социальной инновации (30 %).

Также необходимо определить готовность студенческой молодежи к участию в реализации результатов деятельности социальных предприятий. На вопрос «Стали бы Вы приобретать товар (услугу) по цене чуть выше среднего, но от социального предприятия, зная, что все средства пойдут на решение социально значимых проблем и поддержку незащищенных слоев населения?» были получены следующие варианты ответов (табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Стали бы Вы приобретать товар (услугу) по цене чуть выше среднего, но от социального предприятия, зная, что все средства пойдут на решение социально значимых проблем и поддержку незащищенных слоев населения?», %

Вариант ответа Все опрошенные, %

Да, ведь таким образом я помогаю незащищенным слоям населения 17 62

Скорее да, чем нет 45

Скорее нет, чем да 32 38

Нет, я не обязан переплачивать мои личные средства для решения чужих проблем 6

В таблице продемонстрировано, что несмотря на то что более трети опрошенных скептически относятся к предприятиям и организациям занимающимся социальным предпринимательством (38 %), только 6 % дают крайне отрицательный ответ. Более половины респондентов (62 %) готовы приобрести товар или услугу по цене, превышающей среднюю, зная, что средства пойдут на помощь незащищенным слоям населения.

Заключительный блок опросного листа включает в себя вопросы, позволяющие оценить актуальность и перспективность социального предпринимательства, по мнению студенческой молодежи.

Подавляющее число респондентов (96 %) заявляет о необходимости развивать социальное предпринимательство, хотя не имеет четкого пред-

ставления о содержательном направлении данного вида деятельности. В данной связи респондентам был задан вопрос о социальном предпринимательстве, в котором респондентам предлагалось выбрать наиболее близкий им вариант ответа касающийся основных характеристик этого направления (табл. 5).

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос: «Выберите наиболее близкое к Вашему мнению утверждение», %

Вариант ответа Все опрошенные, %

Социальное предпринимательство - это отличный способ самостоятельно решить социальные проблемы. Я поддерживаю и поощряю данное направление и социальных предпринимателей. Возможно, когда-то я внесу вклад в развитие данного направления. 61

Социальное предпринимательство - это важно и полезно. Поддерживать я могу, покупая товары, но лично заниматься я бы не стал(а). 31

Я не считаю социальное предпринимательство полезным и эффективным для общества и для меня лично. Бизнес должен приносит в первую очередь деньги, а не работать в убыток/в ноль. 8

Три из пяти респондентов считают социальное предпринимательство отличным способом решить социальные проблемы (61 %). Данные респонденты также отмечают, что в будущем они готовы внести вклад в развитие социального предпринимательства. Эту часть опрошенных можно назвать потенциальными социальными предпринимателями

В то же время каждый третий студент отмечает важность социального предпринимательства, но в то же время отсутствие желания лично заниматься подобной деятельностью (31 %). Каждый тринадцатый студент не считает социальное предпринимательство полезным и эффективным как для общества в целом, так и для него лично (8 %). Такие респонденты уверены, что бизнес-организация должна приносить прибыль, а не работать в убыток, как это иногда бывает у социальных предпринимателей, которые, как было отмечено ранее, не ставят получение прибыли и личной выгоды на первый план.

В заключении был задан вопрос «Как Вы считаете, кто должен решать проблемы незащищенных социальных групп (лица с ОВЗ, пенсионеры, малоимущие и т.д.)?» (табл.5).

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, кто должен решать проблемы незащищенных социальных групп (лица с ОВЗ, пенсионеры, малоимущие и т.д.)?», 0%

Вариант ответа Все опрошенные, %

Федеральные, региональные и местные органы власти 53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представители бизнеса и/или общественные объединения 2

Каждая группа населения самостоятельно должна решать свои проблемы 2

Все указанные группы совместными усилиями 43

Почти половина студентов ответили, что подобные проблемы должны решаться совместно органами власти разных уровней (федеральный, региональный, местный) и общественными объединениями, в том числе бизнес-организациями (43 %). Только слаженная и совместная работа данных субъектов позволит решить социальные проблемы.

Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, стоит отметить, что результаты, полученные в ходе проведенного социологического исследования, подтверждают мысль о том, что социальное предпринимательство как одно из направлений предпринимательской деятельности несет мощный социальный эффект и нуждается в популяризации среди представителей различных групп населения, в особенности среди молодежи. Так считают не только представители данного бизнес-направления, но и непосредственно студенческая молодежь, в том числе та ее часть, которая до проведения исследования не взаимодействовала с этим направлением предпринимательской деятельности.

Также результаты исследования подтвердили, что студенческая молодежь заинтересована в развитии социального предпринимательства, несмотря на низкую осведомленность об этом направлении предпринимательской деятельности. Это приводит к выводу о том, что значимость социального предпринимательства подтверждена на практике, следовательно, данное бизнес-направление нуждается в развитии.

Список литературы

1. Алексеёнок А.А., Константинов В.А., Каира Ю.В. Институциона-лизация малого предпринимательства в условиях принудительных расходов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2019. № 2. С. 72-77.

2. Алексеёнок А.А., Каира Ю.В. Влияние экономической и политической ситуации в регионе на уровень социальной напряженности // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 2. С. 196-209.

3. Анохина О.В. Модель социального предпринимательства и модель жизненного цикла социального предпринимательства // Социально-экономические и правовые аспекты современного предпринимательства. Омск: Омский государственный технический университет, 2016. С. 244-253.

4. Благов Ю.Е. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу) / // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Менеджмент». 2010. № 3. С. 109-114.

5. Волкова М.С. Становление социального предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 5. С. 24-29.

6. Кисова А.Е. Социальное предпринимательство как одна из форм социальных инноваций // The Scientific Heritage. 2020. № 44-3 (44). С. 24-27.

7. Клепикова Т.В. Развитие социального бизнеса в России // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4 (99). С. 282-286.

8. Манахова И.В. Социальное предпринимательство как экономическое явление // Вестник Поволжского института управления. 2011. № 4. С. 166-174.

9. Информационный бюллетень социологической лаборатории. Орел, 2021. / П.А.Меркулов, А.А. Алексеенок, О.В. Леонова, И.В. Михалев / Вып. 9 Трансформация социальной структуры современного российского общества. Результаты социологических исследований 2019-2020 гг., проведенных в Орловской области.

10. Меркулов П.А., Алексеенок А.А. Новая геополитическая реальность в субъективных оценках россиян: социологический анализ // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17. № 1. С. 15-36.

11. Радостева Я.Н., Каира Ю.В. Вынужденные расходы как фактор, препятствующий развитию социального предпринимательства // Вестник Поволжского института управления. 2021. Т. 21. № 3. С. 70-77.

12. Шавырина И.В., Демененко И.А., Дивиченко О.И. Социальное предпринимательство в системе социально-экономического развития общественных отношений // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 3. С. 254-259.

Алексеенок Анна Алексеевна, д-р. социол. наук, проф., alekseenok-aa@yandex.ru, Россия, Орёл, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Радостева Яна Николаевна, аспирант, yana.r98@mail.ru, Россия, Орёл, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION: SPECIFICITY, TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

A.A. Alekseyonok, Ya.N. Radosteva

This work is devoted to the sociological analysis of social entrepreneurship in the Russian Federation. The purpose of this work is to substantiate the specifics, trends and prospects for the development of social entrepreneurship in the Russian Federation on the basis of a comprehensive analysis. The empirical basis of the work was the results of a study of the

attitude of student youth to social entrepreneurship and identifying the degree of interest in this business area.

The study analyzes the motives of entrepreneurial activity, the interest and need for social entrepreneurship, the need to popularize this area of activity. As a result, it is summarized that social entrepreneurship as one of the areas of entrepreneurial activity has a powerful social effect and needs to be popularized among representatives of various groups of the population, especially among young people.

Keywords: social entrepreneurship, sociological research, small business, social responsibility

Alekseyonok Anna Alekseevna, doctor of sociological sciences, professor, alekseenok-aa@yandex.ru, Russia, Oryol, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Radosteva Yana Nikolaevna, postgraduate, yana.r98@mail.ru, Russia, Oryol, Russian Academy of National Economy and Public Administration

УДК 316.354 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-4-35-44

СРАВНЕНИЕ ФЕНОМЕНОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А.А. Атанасова

Выявляются социальные причины возникновения социального предпринимательства и сравниваются феномены предпринимательства и социального предпринимательства. Социальное предпринимательство появилось вследствие трех возможных причин: из-за сокращения бюджетов некоммерческих организаций, вынужденных каким-то образом искать заработок; из-за невозможности рыночных сил удовлетворять социальную потребность в общественных благах; вследствие становления, развития и эволюции личности социального предпринимателя. Социальное предпринимательство и предпринимательство отличаются в следующих сферах: финансы, управление персоналом, связи с общественностью, маркетинг, взаимодействие с государством, инвестиции, этические и ценностные ориентиры предпринимателей.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, предпринимательство, отличия и сходства, причины зарождения социального предпринимательства.

Согласно подходу З.Т. Голенковой и Е.Д. Игитханян социальная структура представляется «как совокупность взаимосвязанных элементов, то есть классов (групп), а социальная группа - как относительно стабиль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.