Научная статья на тему 'Отношение молодежи к волонтерской деятельности: опыт фокус-группового исследования'

Отношение молодежи к волонтерской деятельности: опыт фокус-группового исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1658
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОКУС-ГРУППА / ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ВОЛОНТЕРА / ЭКОЛОГИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FOCUS GROUP / VOLUNTEERING / VOLUNTEER ACTIVITY / PERSONAL QUALITIES OF VOLUNTEER / ECOLOGY / DIRECTIONS OF VOLUNTEER ACTIVITY / STATE SUPPORT OF VOLUNTEER ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна, Алексеёнок Анна Алексеевна

Представлены результаты авторского исследования студенческой молодежи областного центра, которые позволили определить отношение студентов к волонтерской деятельности; способы участия в волонтерской деятельности; основные направления волонтерской работы; препятствия, возникающие в ходе волонтерской деятельности. Удалось выявить оценку роли государства в волонтерской деятельности, а также направления по повышению уровня вовлеченности молодежи в волонтерскую деятельность. Ключевой вывод состоит в том, что в студенческой среде доминируют представления о необходимости волонтерской работы и вовлечения в ряды волонтеров не только молодежи, но и всего населения в целом. Для увеличения числа волонтеров и привлечения внимания к данному виду деятельности были обозначены следующие мероприятия: концерты и массовые мероприятия, где будут представлены своеобразные отчеты о волонтерской деятельности; широкое освещение волонтерской деятельность в федеральных и региональных средствах массовой информации; популяризация данного вида деятельности в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна, Алексеёнок Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG PEOPLE S ATTITUDE TO VOLUNTEER ACTIVITIES: EXPERIENCE OFFO- CUS-GROUP RESEARCH

The article presents the results of the author 's study of student youth of the regional center, which allowed to determine the attitude of students to volunteer activity; Ways to participate in volunteer activities; Main directions of volunteer work; Obstacles encountered in the course of volunteer activities. It was possible to identify an assessment of the role of the State in volunteer activities, as well as directions to increase the level of youth involvement in volunteer activities. The key conclusion is that the student environment is dominated by perceptions of the need for volunteer work, and the involvement of not only young people but the general population in the ranks of volunteers. In order to increase the number of volunteers and draw attention to this type of activity, the following events were identified: concerts and mass events, where unique reports on volunteer activities will be presented; Wide coverage of volunteer activities in federal and regional media; Popularization of this type of activity in social networks.

Текст научной работы на тему «Отношение молодежи к волонтерской деятельности: опыт фокус-группового исследования»

УДК 316.454.3

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ФОКУС-ГРУППОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Н.В. Проказина, А.А. Алексеенок

Представлены результаты авторского исследования студенческой молодежи областного центра, которые позволили определить отношение студентов к волонтерской деятельности; способы участия в волонтерской деятельности; основные направления волонтерской работы; препятствия, возникающие в ходе волонтерской деятельности. Удалось выявить оценку роли государства в волонтерской деятельности, а также направления по повышению уровня вовлеченности молодежи в волонтерскую деятельность.

Ключевой вывод состоит в том, что в студенческой среде доминируют представления о необходимости волонтерской работы и вовлечения в ряды волонтеров не только молодежи, но и всего населения в целом. Для увеличения числа волонтеров и привлечения внимания к данному виду деятельности были обозначены следующие мероприятия: концерты и массовые мероприятия, где будут представлены своеобразные отчеты о волонтерской деятельности; широкое освещение волонтерской деятельность в федеральных и региональных средствах массовой информации; популяризация данного вида деятельности в социальных сетях.

Ключевые слова: фокус-группа, волонтерство, волонтерская деятельность, личностные качества волонтера, экология, направления волонтерской деятельности, государственная поддержка волонтерской деятельности.

Актуализация исследований феномена волонтерского движения обусловлена множеством факторов: от повышенного государственного интереса к данной проблематике как фактора, обеспечивающего «социальную интеграцию и устойчивость общественной жизни» [1] до «утилитарных» характеристик этой деятельности для самих волонтеров, проявляющейся в «самовыражении, чувстве принадлежности к общности, духовном росте» [2].

Природа добровольческой деятельности предполагает активную жизненную позицию участников, подкрепленную эмоциями, высоким уровнем эмпа-тии и толерантности, разнонаправленности осуществляемой деятельности. В связи с этим использование именно качественных методов исследования позволит расширить общие представления о добровольческих/волонтерских настроениях, представлениях, мотивах и ценностях.

В последние годы в социологических исследованиях качественные методы находят все более широкое применение, порой даже заменяя количественные, а не являясь их дополнением, как было ранее. Это объясняется как сложной природой объектов исследований, так и новыми методологическими принципами и подходами, характерными для изучения социальных процессов и явлений.

В настоящих исследованиях начинают превалировать экологические ценности, набирают популярность исследования национальной культуры, патрио-

тизма, народности, этнического сознания и единства, милосердия и «человеческого процветания». Одним из предназначений качественных методов становится воссоединение «духовности» с «научностью» и продвижение социологических исследований к свободе и самодетерминации [3].

Самым популярным качественным методом в социологии является фокус-группа.

Фокус-группа представляет собой качественный метод сбора социологической информации, проводимый в однородных группах, в ходе которого участники методом «мозгового штурма» ищут решение какой-либо проблемы. Фокус-группа своего рода групповая дискуссия, в ходе которой выясняется отношение участников к определенному процессу или явлению действительности. Ценность получаемой информации заключается в том, что независимые собеседники под умелым руководством модератора методом «мозгового штурма» находят неординарные решения поставленных задач.

Групповая дискуссия предусматривает создание благоприятных условий для общения всех участников, проходящего в атмосфере комфорта и доброжелательности.

Основными характеристики данного метода являются:

- численность участников групп - составляет от шести до десяти человек, и как правило, не превышает двенадцать участников;

- состав группы - формируется с учетом целей исследования;

- продолжительность по времени - полтора-два часа и не превышает трех часов;

- организованный характер - дискуссия проходит под руководством модератора, в роли которого выступает опытный социолог или психолог.

Технологически в процессе проведения дискуссии необходимо создавать благоприятные условия для искреннего выражения мнений респондентов, спонтанного проявления эмоций, которые в процессе интерпретации и обработки результатов исследования помогут более корректно обосновать полученные данные и сформулировать основные выводы.

Целью проведенной фокус-группы было выяснить отношение студенческой молодежи к волонтерству, определить проблемы, связанные с волонтерской деятельностью, выявить основные направления повышения эффективности волонтерства, расширения количества его участников и привлечения к нему внимания общественности.

В беседе приняли участие студенты старших курсов четырех вузов Орла (Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, ОГУ, ОГИИК и ОГАУ). Все они в той или иной степени имеют отношение к волонтерской деятельности. Этот критерий был одним из основных на этапе рекрутирования участников.

В начале беседы на этапе «растопки льда» участникам было предложено представиться и сказать, что лично они понимают под волонтерской деятельно-

стью. По данному вопросу участники довольно единодушно ответили, что считают волонтерство бескорыстной помощью нуждающимся.

Участникам было предложено написать на листе бумаги три слова, с которыми у них ассоциируется волонтерство. Среди ответов преобладали такие понятия, как «доброта», «забота», «бескорыстность», «милосердие», «помощь», «радость». Таким образом, эмоциональная составляющая волонтерской деятельности является одной из базовых для ее осуществления.

Необходимо отметить, что почти половина участников беседы акцентировала внимание на том, что помощь должна оказываться не только населению из определенных социальных слоев, но и животным и природе. Это свидетельствует о том, что молодежь волнуют экологические проблемы и они готовы заботиться об окружающей среде. В этой связи модератор решил развить данную тему и предложил высказаться о наиболее важных направлениях волонтерской деятельности, конкретизировав вопрос «Какое направление волонтерской деятельности в Орловской области нуждается в развитии на данный момент?»

Помимо помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, участники единодушно отметили, что необходимо заботиться об окружающей среде, экологии.

«... И помощь в уборке территорий, потому что на данный момент с этим плохо справляются, люди сами за собой не следят».

«. Необходимо облагораживать и обустраивать дворовые территории. В настоящий момент во дворах много мусора, плохое освещение, нет оборудованных детских площадок, ходит много голодных бездомных животных».

Данные высказывания являются свидетельством того, что дворовые территории в городе находятся не в лучшем состоянии. Результаты фокус-группы подтверждают данные, полученные в ходе исследования «Социальная напряженность в регионе», проводимого на кафедре «Социология и информационные технологии» в октябре 2018 г. и мае 2014 г. Респондентам предлагалось выявить проблемы, на решение которых должны быть направлены действия областной администрации в первую очередь. Среди прочих ответов респонденты указывали экологические проблемы, проблемы освещения улиц и дворов, грязь на улицах города. В 2014 году данные проблемы выделили 7,9 %, а в 2018 -11,2 % [4]. Это говорит о том, что проблема не только не решается, а, напротив, начинает привлекать внимание большего числа граждан региона.

Следующий вопрос касался качеств, которыми должен обладать волонтер.

Участники назвали такие качества, как доброту, сострадание, бескорыстность, милосердие, заботу.

Мнения участников разделились по поводу такого качества, как коммуникабельность. Одни считали, что волонтер должен иметь сторонников, с которыми он может связаться для оказания помощи. «Волонтеры должны иметь тесные связи и держаться друг друга. Иногда один не может оказать помощь и

обращается за помощью к другим... Например, помощь при передержке животных...».

Некоторые респонденты под коммуникабельностью понимали тактичность: «Волонтерам в процессе своей работы приходится сталкиваться со стариками, инвалидами и необходимо очень осторожно подбирать слова, которые могут ранить человека, находящегося в трудном положении, и вместо пользы нанести психологическую травму».

Некоторые участники беседы, напротив, отметили, что волонтер не должен быть коммуникабельным: «... Это должен быть человек с открытой душой, не обязательно коммуникабельным, потому что не всегда нужно общаться с людьми, чтобы оказывать помощь».

Такая неоднозначность оценки качеств, которыми должен обладать волонтер, обусловила следующий вопрос фокус-группы: «По вашему мнению, должен ли волонтер быть специально обученным человеком»?

В ответах на данный вопрос мнения респондентов совпали. Они сошлись на том, что уровень квалификации зависит от характера деятельности. Так, если речь идет о помощи животным, об уборке территории или помощи, не связанной с непосредственным общением (уборка помещения, покупка продуктов, помощь на огороде), то от волонтера требуется только желание и его непосредственная деятельность и включенность. Если речь идет об организации Олимпиады, Чемпионата мира по футболу (где было задействовано много волонтеров), то от участников необходимо знание иностранного языка, при оказании помощи пострадавшим от стихийных бедствий требуются навыки оказания первой медицинской помощи, при работе с пожилыми людьми, подростками, людьми с ограниченными возможностями здоровья - основы психологии. «... Определенно навыки нужны... Это не обязательно должно быть профессиональное образование, но какие-то небольшие курсы, обучающие определенного рода деятельности». «. Если человек будет оказывать первую медицинскую помощь, не имея о ней ни малейшего представления, то он, скорее, может нанести вред, чем пользу. И нельзя забывать о причинении морального ущерба, который может быть нанесен некорректными словами волонтера людям из неблагополучных категорий населения (детям-сиротам, беженцам и т.п.)» [5].

Участников попросили нарисовать животное, с которым у них ассоциируется волонтер. Большинство посчитали, что волонтёр ассоциируется с собакой - верным и преданным другом и помощником человека, а также с дятлом -санитаром леса.

На вопрос «Что, на Ваш взгляд, сегодня выступает главным мотивом участия молодежи в волонтерской деятельности?», были получены интересные ответы. Помимо того, что многими волонтерами движет желание помогать людям, достаточно большое количество делает это «за компанию». «.Некоторые идут просто вслед за кем-то (друзья, знакомые), и так собирается необходимое количество людей». «.Я очень надеюсь, что людей, которые действительно хотят помочь кому-то безвозмездно, больше, чем остальных, но я также думаю,

что люди идут заниматься волонтерством за компанию». Из этого можно сделать вывод, что численность волонтеров можно увеличить за счет популяризации данного вида деятельности и привлечения в ряды волонтеров людей, которые в последующем приведут за собой знакомых и друзей.

Но были названы и другие причины участия молодежи в волонтерской деятельности. Несколько необычно прозвучало заявление, что молодежь может рассматривать волонтерскую деятельность в качестве социального лифта, канала восходящей вертикальной мобильности. «.Возможно, есть люди, которые видят в этом некий социальный лифт и могут как-то пробиться наверх, где он уже не является волонтером, но может стать членом организации, которая организовывает непосредственно мероприятия, может встретить там людей с необходимыми связями, завести полезные знакомства».

Установив мотивы, по которым молодежь участвует в волонтерской деятельности, было логично поинтересоваться, по каким причинам она, напротив, отказывается от участия. На вопрос «По каким причинам, на Ваш взгляд, молодежь не принимает сегодня участие в волонтерской деятельности?» участники фокус-группы отвечали следующим образом.

«Все максимально просто. Волонтерство - оказание бескорыстной помощи. Большинство людей эгоистичны и корыстны. Они не хотят работать бесплатно, предпочитая клубные тусовки и прочие развлечения.».

«.Возможно, у молодых людей нет времени, потому что учеба, если заниматься ей добросовестно, отнимает очень много сил и времени. Помимо занятий, которые нужно посещать, к ним надо готовиться».

«.Также некоторые виды волонтерства отнимают достаточно много времени, подготовки и прочего. Люди считают, что лучше потратить это время на себя, сделать в первую очередь себе полезное для себя, а не для общества. Я лучше пойду подрабатывать и не буду «сидеть на шее» у родителей, которые уже находятся в пожилом возрасте. Так что идти помогать чужим, в ущерб своим собственным близким людям не волонтерство, а ханжество».

«.Соглашаясь с тем, что студентам катастрофически не хватает времени, замечу, что я, например, начал встречаться с девушкой и то небольшое время, что остается после учебы и работы я предпочитаю проводить на романтических свиданиях в кино или кафе, или просто гуляя по городу, а не разгребая свалки мусора».

Из сказанного выше можно сделать вывод, что основная причина, по которой молодежь не занимается волонтерством - это отсутствие времени:«. Мне кажется, что из-за нехватки времени. Даже если вы хотите, его можно не найти, потому что работа, учеба, дом. ».

В то же время некоторые студенты считают, что время найти можно. Отдых, который, несомненно, требуется, может быть и активный. Проблема в том, что не все знают, когда и кому предложить свою помощь, из-за отсутствия рекламы и слабой освещенности СМИ данного вида деятельности. «.Если захотеть - время найти можно. Я допустим, пошла бы заниматься уборкой террито-

рий, мне это нравится, причина, по которой я этого не делаю — я не знаю, как, самой пойти это делать. Нет каких-либо групп, в том же ВКонтакте, которые освещали бы эти проблемы. У меня не такое сильное желание, искать информацию самостоятельно, но, если бы я увидела информацию - я бы пошла».

Из сказанного следует, что существует определенная группа молодежи, готовая заняться волонтерством, при официальной или даже неофициальной, но централизованной организации данного вида деятельности [6]. В этой связи участникам фокус-группы был задан вопрос: «Как Вы считаете, должно ли государство поддерживать активность молодежи в волонтерской деятельности или ее уровень должен быть естественным, не надо вмешиваться?». По данному вопросу мнения респондентов разделились. Некоторые полагали, что государство оказывает поддержку волонтерам и даже был объявлен год волонтера. «.Насколько я знаю Правительство итак поддерживает волонтерство, дает льготы, билеты в театр, кино, скидки на что-то. В принципе, это уже неплохая помощь для волонтеров. Конечно же, людям хотелось бы побольше, но тогда пропадает вся суть волонтерства. Все должно оставаться так, как уже есть. В этом плане, как не странно, все неплохо».

Позиции участников исследования относительно помощи государства волонтерам разделились. С одной стороны, были те, кто отстаивал мнение о том, что есть определенные направления волонтерской деятельности, которые нуждаются в государственной помощи. «Есть такие места, в которые женщины могут приходить, если у них какие-то проблемы, допустим в их семье проблемы с мужем, а у них есть дети. Я слышала в каком-то интервью, как организатор такого центра содействия говорила, что они бы хотели получать помощь от государства, она как бы есть, но она маленькая, они бы хотели расшириться (в большем количестве городов находились эти центры). В этом случае государство не просто может, оно должно помочь, так как это серьезная проблема» [7].

С другой стороны, прозвучала идея об абсурдности помощи волонтерам. «Я не считаю, что государство должно помогать волонтерам. Я считаю, что государство должно помогать тем же людям, которым помогают волонтеры»; «. государство должно поддерживать незащищенные слои населения».

Значительная часть участников еще раз озвучили идею о том, что от государства требуется привлечение внимания к волонтерству посредством большего включения социальной рекламы, повышения информированности и популяризации в СМИ и социальных сетях.

«Я думаю, что государство не обязано, но может помочь поддержать во-лонтерство. Например, как говорили участники, из-за неосведомленности люди не идут заниматься волонтерством, в пропаганде, в рекламе этой деятельности государство может помочь, а в остальном волонтерство развивается своим чередом».

«.Помощь государства отчасти должна заключаться в информировании населения о волонтерских организациях, потому что кто-то хочет помочь, но не знает как.»

И в заключение участникам было предложено определить способы повышения уровня вовлеченности молодежи в волонтерскую деятельность? Какие меры лично Вас бы побудили стать волонтером?

Для увеличения числа волонтеров и привлечения внимания к участию в добровольческом движении в ходе дискуссии были выявлены следующие мероприятия: концерты, где будут представлены отчеты о волонтерской деятельности, широкое освещение волонтерской деятельность в федеральных и региональных средствах массовой информации, привлечение известных людей, политических лидеров к волонтерской деятельности, а также популяризация данного вида деятельности в социальных компьютерных сетях [7].

«Это определенно освещенность волонтерства в СМИ и соцсетях, потому что много молодежи, которая не задумывается о данном виде деятельности, а так бы увидели и сказали «почему бы и нет?». Второе — это личное участие, например, Президента, других политических лидеров. Должен быть всегда личный пример. Клычков А.Е. (Губернатор Орловской области) пришел в детдом, раздал игрушки. Есть люди более/менее известные, они должны заниматься волонтерской деятельностью, и о это должно освещаться в СМИ».

«Необходимо шире информировать населения о волонтерах. У человека может возникнуть ощущение, что он занимается этим один. А так он станет частью большой группы единомышленников».

«Устраивать концерты, фестивали, в ходе которых информировать население о волонтерской деятельности. Билеты на данные мероприятия должны быть бесплатными или стоить чисто символически. Это будет своеобразный вклад артистов, певцов, музыкантов в волонтерство».

«Пропаганда и информирование. Под пропагандой я не имею в виду призыв к деятельности. Важно говорить о том, что это хорошо, это важно, это кому-либо поможет, сделает этот мир лучше. То есть в адекватном ключе больше говорить об этом».

Таким образом, информация, полученная от участников фокус-группы, подтвердила гипотезу о повышенном интересе к волонтерской деятельности в молодежной студенческой среде, а также в целесообразности привлечения в ряды волонтеров разновозрастных и статусных групп населения в целом.

Список литературы

1. Проказина Н. В., Бобылева Н. Ю., Хатнюк Н. Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т.5. № 2. С. 47-56.

2. Певная М. В. Волонтерство как социологическая проблема // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 114.

3. Алексеёнок А.А. Особенности изучения социального самочувствия различных категорий населения // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 52- 56.

4. Проказина Н. В., Алексеенок А.А., Каира Ю.В. Оценка населением основных сфер общественной жизни региона (на материалах Орловской области) // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 5. С. 226-235.

5. Алексеенок А.А., Домбровская А.Ю. Инвалиды в структуре российского общества // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-3. С. 656- 659.

6. Батанина И.А., Константинова Л.А. Социальная дистанция через призму религиозных установок молодежи // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 2. С. 223.

7. Каира Ю.В., Кузнецов Д.Н. Анализ основных направлений государственного регулирования снижения уровня бедности в России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. Вып. 3. С. 87-95.

Проказина Наталья Васильевна д-р социол. наук, доц., зав. кафедрой, nvprokazi-na@,mail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Алексеёнок Анна Алексеевна д-р социол. наук, доц., проф., alexaconstarambler.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

YOUNG PEOPLE 'S ATTITUDE TO VOLUNTEER ACTIVITIES: EXPERIENCE OFFO-

CUS-GROUP RESEARCH

N. V. Prokazina, A.A. Alexeenok

The article presents the results of the author 's study of student youth of the regional center, which allowed to determine the attitude of students to volunteer activity; Ways to participate in volunteer activities; Main directions of volunteer work; Obstacles encountered in the course of volunteer activities. It was possible to identify an assessment of the role of the State in volunteer activities, as well as directions to increase the level of youth involvement in volunteer activities.

The key conclusion is that the student environment is dominated by perceptions of the need for volunteer work, and the involvement of not only young people but the general population in the ranks of volunteers. In order to increase the number of volunteers and draw attention to this type of activity, the following events were identified: concerts and mass events, where unique reports on volunteer activities will be presented; Wide coverage of volunteer activities in federal and regional media; Popularization of this type of activity in social networks.

Key words: focus group, volunteering, volunteer activity, personal qualities of volunteer, ecology, directions of volunteer activity, state support of volunteer activity.

Prokazina Natalia Vasilievna, doctor of sociological sciences, assistant professor, Head of the Department, nvprokazina@mail.ru, Russia, Orel, RANEPA,

Alekseеnok Anna Alekseevna, doctor of sociological sciences, assistant professor, professor, alexaconst@rambler.ru, Russia, Orel, RANEPA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.