Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КООПЕРАТИВЫ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мурадов Рашад Рауф

Несовершенство рыночной экономики и административных методов управления экономикой порождает идею о переориентации на социально-рыночную модель экономического развития. В США государство как морально, так и финансово активно поддерживает социальное предпринимательство (СП) во всех уровнях власти, что способствует экономии значительных бюджетных средств. В государствах ЕС оно рассматривается как важнейшая сфера социальной политики государства. В странах Азии СП развивается отдельными лицами в виде благотворительной деятельности, морально, а иногда законодательно поддерживаемая государством. Азербайджану следует перенять опыт передовых зарубежных стран по развитию социального предпринимательства, хотя нам предстоит еще преодолеть культурные, экономические и институциональные барьеры на этом пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE WORLD: PROBLEMS AND PROSPECTS

The imperfection of the market economy and administrative methods of economic management gives rise to the idea of reorientation to the social market model of economic development. In the USA, the state, both morally and financially, actively supports social entrepreneurship at all levels of government, which helps to save significant budgetary funds. In the EU states, it is viewed as the most important sphere of state social policy. In Asian countries, joint ventures are developed by individuals in the form of charitable activities, morally and sometimes legally supported by the state. Azerbaijan should learn from the experience of advanced foreign countries in the development of social entrepreneurship, although we still have to overcome cultural, economic and institutional barriers on this path.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 1(11)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_

МУРАДОВ Рашад Рауф ГОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В МИРЕ ...

1©2021 Контент достъпен според лицензиата CC BY-NC 4.0 ч!/ чг? This is ,an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

UDC 330:316 ^^

DOI' 10 34671/SCH HBR 2021 0501 0007 lfcdBMMI(https://creafeeconmions.org/licenses/by-nc/4.0?)

CОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Автор(ы) 2021

ORCiD: 0000-0003-1838-157X

МУРАДОВ Рашад Рауф, докторант кафедры социологии Бакинский государственный университет (1148, Азербайджан, Баку, ул. З.Халилова, 23, e-mail: reshadmuradov2@gmail.com)

Аннотация. Несовершенство рыночной экономики и административных методов управления экономикой порождает идею о переориентации на социально-рыночную модель экономического развития. В США государство как морально, так и финансово активно поддерживает социальное предпринимательство (СП) во всех уровнях власти, что способствует экономии значительных бюджетных средств. В государствах ЕС оно рассматривается как важнейшая сфера социальной политики государства. В странах Азии СП развивается отдельными лицами в виде благотворительной деятельности, морально, а иногда законодательно поддерживаемая государством. Азербайджану следует перенять опыт передовых зарубежных стран по развитию социального предпринимательства, хотя нам предстоит еще преодолеть культурные, экономические и институциональные барьеры на этом пути.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная политика, некоммерческие организации, кооперативы, интеграция

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE WORLD: PROBLEMS AND PROSPECTS

© The Author(s) 2021

MURADOV Rashad Rauf, PhD student, Department of Sociology Baku State University (1148, Azerbaijan, Baku, Z. Halilov St., 23, e-mail: reshadmuradov2@gmail.com)

Abstract. The imperfection of the market economy and administrative methods of economic management gives rise to the idea of reorientation to the social market model of economic development. In the USA, the state, both morally and financially, actively supports social entrepreneurship at all levels of government, which helps to save significant budgetary funds. In the EU states, it is viewed as the most important sphere of state social policy. In Asian countries, joint ventures are developed by individuals in the form of charitable activities, morally and sometimes legally supported by the state. Azerbaijan should learn from the experience of advanced foreign countries in the development of social entrepreneurship, although we still have to overcome cultural, economic and institutional barriers on this path.

Keywords: social entrepreneurship, social policy, non-profit organizations, cooperatives, integration.

Введение

Периодические экономические, финансовые и социальные кризисы, происходящие в мире, демонстрируют неэффективность выбора для социально-экономического развития государства только рыночных или административных методов управления. Всё это порождает идею о переориентации на социально-рыночную модель экономического развития, где ключевую роль играют партнёрские отношения, развиваемые между государством, бизнесом и некоммерческими организациями, выступаемые в виде выработки и осуществления различных социальных проектов. Полагаясь на социальное партнёрство, государство получает возможность сэкономить бюджетные средства, развивать инфраструктуру, обеспечить занятость, развивать предпринимательскую деятельность и добиться высокого качества производимых товаров и оказываемых услуг.

Феномен социального предпринимательства Общим для обычного и социального предпринимательства является предпринимательская деятельность субъектов. Различие же между ними заключается в ценностных ориентациях. Для обычного предпринимателя ценностью выступает извлечение прибыли, хотя, в отличие от бизнесмена, он прикладывает к этому немалую долю новаторства, инициативы и риска. Социальное предпринимательство же - это деятельность, которая направлена на смягчение или решение социальных проблем, производство товаров, предоставление социальных услуг населению [4].

Социальное предпринимательство в США Рассмотрим вопрос о проблемах и перспективах социального предпринимательства в странах мира, где оно получило своё развитие.

Можно задаться вопросом: почему именно США стали той страной, где третий сектор стал так активно развиваться? Дело в том, что в США традиционно гражданское общество было крепкой и имело глубокие демократические традиции в области решения, как политических, так и социально-экономических вопросов [8].

Экскурс в историю показывает, что основателем первого социального предприятия был американский профессор и успешный менеджер Уильям Дрейтон, создавший НКО под названием «Ашока: новаторы для общества». Его идея и этика бизнеса (например, забота об окружающей среде) были для тогдашней Америки неординарными. Позже, в 1980 г. организация была преобразована в Фонд «Ашока». Сегодня данная организация имеет своих филиалов в более чем 25 странах мира, где ведёт деятельность социальной направленности. Главной же её деятельностью является финансовая и консалтинговая поддержка социальным предпринимателям путём создания необходимой инфраструктуры для развития этого сектора экономики.

Начиная с 1980-х годов, социальное предпринимательство активно вторгается в общественную жизнь страны [3, с. 31-32]. Причиной этого было стремление устранить недостатки, как государственного управления, так и пробелы рыночной экономики. Следует отметить, что социальное предпринимательство в это время преследовало две цели: широкое внедрение инноваций в деятельности и укрепление финансовой независимости социального предпринимательства. Всё это привело к размыванию различий между тремя - государственным, частным и некоммерческим секторами и взаимодополнению их социальных и экономических функций [6].

В США инфраструктурная поддержка МСП развита очень широко, и она осуществляется как государством (например, Администрация малого бизнеса), так и филантропическими организациями в лице различных фондов и общественных организаций. Правительство оказывает развитию социального предпринимательства большое внимание, которое охватывает ряд направлений, включающие в себе стимулирование социальных инноваций и инициатив, диссеминацию информации об успешной предпринимательской деятельности и т.д. Государство не только морально, но и финансово активно поддерживает социальное предпринимательство во всех уровнях власти (муниципальном, региональном и

MURADOV Rashad Rauf

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE WORLD ...

Humanitarian Balkan Research. 2021. Vol. 5. № 1(11)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090

федеральном). В определенных случаях от самих социальных предпринимателях также исходят действенные идеи относительно решения актуальных социальных проблем. Одним из плюсов этих инициатив является помощь государству в экономии значительных бюджетных средств: социальные предприниматели хорошо осведомлены о положении дел в различных группах общества и хорошо знают, куда направлять государственную помощь [3, с. 38].

Социальное предпринимательство в Западной Европе

В странах Европы НКО развиты в меньшей степени, чем в США, что объясняется уже сформировавшейся там надёжной моделью социальной защиты населения. Однако в этом плюсе кроются и недостатки. Дело в том, что социальная защита в странах Европы требует больших бюджетных расходов государства, колеблясь между 30 и 60 процентами валового национального продукта этих стран. Естественно, такой груз социальных затрат все больше становится непосильным для их экономики, углубляемый продолжающимся и сегодня мировым финансово-экономическим кризисом [7]. Отсюда социальное предпринимательство в странах Евросоюза рассматривается как важнейшая сфера социальной политики государства [5, с. 2]. В них на социальное предпринимательство возлагаются решение задач в областях образования, медицинской и социальной помощи, экологии и т.д. Можно утверждать, что основное отличие американской модели социального предпринимательства от европейской заключается именно в этом: первичным здесь является социальный эффект этой деятельности, а вторичным - её финансовая отдача.

Принято считать, что в Европе Италия стала первой страной, поддержавшей социальное предпринимательство. Это произошло на основе развития кооперативного движения здесь в начале 1980-х годов. После этого государство уже в 1991 году утвердило организационно-правовую форму социального кооператива [9, с. 101].

Важной задачей для итальянских социальных предприятий стала вовлечение к рынку труда исключенных групп населения. Эти кооперативы действовали по принципу сатисфакции потребностей еще более широкого круга лиц, нежели только своих членов, что и объяснял смысл социальной интеграции общества.

Согласно закону, социальным кооперативом могло называться предприятие, которое оперировало ограниченным распределением прибыли, развивало собственные активы, которое включало в себя слабо защищенные слои общества, составляющие треть её участников [2]. Здесь также определялись общественно «полезные» сферы отрасли, куда входили такие области, как соцо-беспечение населения, здравоохранение, образование, экология, наука, культура, социальный туризм и другие [1, с. 36].

Вслед за Италией инициативу по развитию социального предпринимательства подхватили и другие европейские страны - Португалия, Греция, Франция и другие. Так, в 1998 и 1999 году соответственно в Португалии и Греции принимаются законы о о социальных кооперативах с ограниченной ответственностью.

Чуть позже, в 2003 году финский парламент принимает Закон о социальных предприятиях. Они признаются рыночно ориентированными кооперативами, хотя основными их задачами определяются трудоустройства инвалидов и безработных. Еще одним важным моментом в этом законе являлось то, что безработным гражданам позволялось создавать кооперативы и принимать в них участие без уменьшения пособия по безработице [10].

Итак, какие первоначальные выводы можно было бы сделать относительно создания социальных предприятий в странах Западной Европы? Первое это то, что они создаются в форме некоммерческой организации и второе - в виде кооператива. На основе чего же дела-

ется этот выбор? Некоммерческую форму организации предпочитают страны, где предпочтения отдается реализации произведенных товаров и реализации услуг. В тех же странах, где положение некоммерческих объединений не в очень хорошем состоянии, предпочтение отдаётся кооперативам. К последним можно отнести такие страны, как Испания, Финляндия, Швеция и др. [9, с. 104].

Тут следует отметить, что европейское законодательство имеет свои преимущества, коим можно отнести регулирование режима управления социальных предприятий с точки зрения права. Органы управления социальных предприятий, члены которых состоят из представителей органов государственного и муниципального управления, заинтересованных групп и волонтёров, обязательно используют формально демократический стиль управления, что не является обязательным в американских социальных предприятиях. Здесь важным является также форма управления организацией наряду с выполнением её миссии. Это еще одно отличие европейских социальных предприятий от американских, где акцент делается на формальном соблюдении данной организацией своей функции, связанной с некоммерческой деятельностью. В частности, в итальянском законе «О социальных кооперативах» особое внимание обращается на трудоустройство социально уязвимых слоёв общества.

Однако в британском законодательстве внимание концентрируется на рыночных показателях социальных предприятий, что сближает их с подобными организациями в США. В частности, здесь от социального предприятия требуется, чтобы хотя бы половина его дохода образовывался от продажи товаров и услуг. Отсюда получается, что в Великобритании, в отличие от континентальной Европы, социальное предприятие рассматривается как организация, которая ведёт коммерческую деятельность в интересах определенных социальных групп общества.

Следовательно социальное предриятие в Великобритании - по существу некоммерческая организация и поэтому инвесторы не должны ориентироваться на получение прибыли как основу их деятельности. Компания здесь может быть создана для осуществления деятельности в интересах определенной социальной группы, но не для извлечения материальной выгоды, хотя не отрицается получение определенных дивидендов от деятельности. Главным условием для функционирования компании является соответствие её деятельности общественным интересам [3, с. 43].

Еще одной особенностью социального предприятия в Великобритании является возможность блокировки активов, в результате которой активы компании могут быть разморожены лишь при условии встречного вознаграждения, которое в свою очередь может быть направлена на удовлетворение потребностей самого сообщества. Имущество компании контролируется лицом, имеющий статус доверительного управляющего и все сделки, касающиеся имущества предприятия, осуществляются с его участием. При определенных условиях некоторые социальные предприятия могут увеличить принадлежащий им акционерный капитал, основываясь на решениях в соответствии с Положением о выпуске акций. Тут возникает вопрос о масштабе дивидендов, который лимитируется верхним пределом распределяемой прибыли. Тут тоже есть определенная последовательность: вначале ограничение устанавливается Государственным секретарём, а в дальнейшем его полномочия передаются члену регулятивного органа.

Расширение Европейского Союза после распада социалистического лагеря привело к дальнейшему совершенствованию как социального предприятия, так и законодательства в этой области [7].

Одной из стран постсоциалистического пространства является Польша, опыт которой для нас не может

Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 1(11)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_

МУРАДОВ Рашад Рауф ГОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В МИРЕ ...

не представлять интерес. Специфика здесь заключается в том, что польская модель реализует итальянскую идею социального предприятия, хотя и не пренебрегает национальной спецификой. Так, кооператив здесь создается в двух целях: а) для повторной социальной интеграции, подразумевающей активное участие в жизни местного комьюнити, выполнение социальных ролей в месте трудоустройства, проживания или пребывания; б) для повторной профессиональной интеграции своих членов, включающее в себе ведение самостоятельной трудовой деятельности.

Относительно процедурных вопросов отметим, что во время регистрации социальное предприятие имеет льготу в том плане, что оно освобождается от уплаты государственной пошлины. К целям социального предприятия здесь можно отнести также деятельность, охватывающую социальную и культурно-просветительскую работу для членов предприятия, что предусматривается законом «Об общественно полезной деятельности и во-лонтерстве» (2003 год) [6].

В Европе законодательства о социальном предпринимательстве и социальных предприятиях имеют ту особенность, что они развиваются на основе законодательных инициатив, выдвигаемых парламентами стран и Европейским Экономическим Сообществом. Начиная с 90-х годов, здесь появляются специальные государственные программы, обеспечивающие государственной помощью социальные предприятия. В связи с этим отметим, что созданный при Министерстве торговли Великобритании отдел социальных предприятий занимается реализацией стратегической программы их развития («Социальные предприятия: стратегия успеха»). Данный отдел занимается административными и налоговыми вопросами управления этих предприятий, поддержкой различных учебных и исследовательских программ. Получив статус компании общественных интересов, социальное предприятие в этой стране может претендовать на государственную поддержку в финансовом, организационном и техническом планах.

Социальное предпринимательство в Азиатских странах

Социальное предпринимательство получило определенное развитие и в ряде азиатских стран. Самой известной из них является действующая в странах Азии банк <^гатееп». Основателем этого банка является Мухаммад Юнус родом из Бангладеша. Его можно считать первым в мире человеком, осуществившим принципы социального предпринимательства. В чём же заключается специфика этого банка? Данный банк занимается кредитованием беднейших слоёв общества. Сам М. Юнус, который и является автором концепции <^гатееп», считает, что выдаваемые банковские кредиты должны быть расходованы на производство товаров, часть доходов от продажи которого будут использованы на оплату полученных кредитов. Концепция <^гатееп» нашло широкую поддержку и сегодня этот банк имеет более пятидесяти партнёров в 22 странах мира, оказывая помощь 12 миллионам человек не только в Азии, но и в Африке и обеих Америках. Отсюда мы можем утверждать, что он является автором идеи микрокредитования в банковскую практику и основателем компании, поддерживающую самые низы общества услугами связи. Заслуги Мухаммада Юнуса в области социального предпринимательства не остались незамеченными. В 2006 году он был удостоен нобелевской премии мира.

Относительно возможности применения мирового опыта социального предпринимательства к азербайджанским условиям нам бы хотелось высказать некоторые свои мысли. Согласно многим социологическим опросам, инерция советского мышления всё еще остается доминирующим у большинства нашего населения. Так, люди считают, что предоставление социальных услуг - это прерогатива государства и отдельные граждане не должны проявить инициативу в решении социальных

проблем общества. Это мы назавём культурным аспектом вопроса. Это касается вопросов муниципального управления, советов многоэтажных домов и т.д. В них, так же как и во многих подобных организациях, граждане неохотно берутся за решение инфраструктурных вопросов, возлагая ответственность на государственные или частные структуры управления.

Сегодняшний уровень развития социальных институтов также не позволяет полномерно перенять зарубежный опыт относительно развития социального предпринимательства. Тут есть проблемы, связанные с финансовым обеспечением, образовательной стороной проблемы и недостаточным уровнем развития нормативно-правовой базы.

Наконец, учитывая тот факт, что социальное предприятие как экономический субъект деятельности не приносит достаточного дохода, оно размещается на границе между филантропией и предпринимательством. Этим и определяется низкий интерес к этой сфере деф-тельности: очень мало предпринимателей готовы вкладывать в дело с невысокой экономической выгодой и реализовать «абстрактную» социальную миссию.

Вышеперечисленные аспекты существенно тормозят развитие института социального предпринимательства в Азербайджане, не позволяют перенести и адаптировать к отечественным условиям богатый арсенал имеющейся мировой практики в области смягчения социальных проблем.

Для достижения качественно значимых результатов в области развития социального предпринимательства необходимо не только совершенствование институциональных рамок (законы, формы и механизмы), но и развитие определенных норм, ценностей, правил поведения

- культуры управления, проявляемой у руководителей социальных предприятий.

Заключение. Таким образом, в США, странах Европы и Азии в целом существуют различные субъекты социального предпринимательства, имеющие разные формы организации и направленность. Сферы их деятельности различны: производство товаров, оказание услуг населению и учреждениям воспитательного характера, интернет-порталы по микрокредитованию, а так же предприятия, которые помогают населению возродить народные ремесла и одновременно уменьшают безработицу.

В США государство как морально, так и финансово активно поддерживает социальное предпринимательство во всех уровнях власти, что способствует экономии значительных бюджетных средств.

Социальное предпринимательство в странах Евросоюза рассматривается как важнейшая сфера социальной политики государства. Первичным здесь является социальный эффект этой деятельности, а вторичным

- её финансовая отдача. Здесь важным является также форма управления организацией наряду с выполнением её миссии.

Сегодняшний уровень развития культурных, экономических и социальных институтов в Азербайджане в будущем создаст возможности для полономерного применения зарубежного опыта по развитию социального предпринимательства.

REFERENCES:

1. Bogatykh EA Civil and commercial law: textbook. allowance. 2nd ed., Add. and revisedM.: Jurid. firm "Contract", 2000.

2. Kerlin J. A. Social enterprises in the US and Europe: understand the differences and learn from them. URL: http://www.nb-forum.ru/th-law_365_133 (date accessed: 09/27/2014).

3. Safarov S.M. Fundamentals of Social Entrepreneurship. - Ivanovo. Rocha Publishing House, 2014. - 295 p.

4. Selin M.A. Social entrepreneurship: trends, problems and prospects for distribution in modern Russia. https://opuo.ru/wp-content/uploa-ds/2016/04/Soc.-predprinimatelstvopdf

5. Slyshchenkov VA Methods of comparative jurisprudence: remarks on the culturological approach to comparative law // Yearbook of Comparative Law. 2011 / ed. D. V. Dozhdva. M.: Statute, 2011.

6. Socialization of entrepreneurship on the example of Great Britain and the USA. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/docu-ment_r_CCB010CA-DAEC40C2-9BB4-C0462737937D.html (access date

MURADOV Rashad Rauf

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE WORLD ..

Humanitarian Balkan Research. 2021. Vol. 5. № 1(11)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090

08.16.2014).

7. Comparative legal study of social entrepreneurship in America and Europe. URL: http://territoriaprava.ru/topics/49465 (date of access: 03.10.2014).

8. Yurmanova EA Reforming the cooperative sector in post-socialist countries: realities and prospects. URL: http://nbuv.gov.ua/portal/soc_ gum/vchu/N151/N151p024033.pdf (date of treatment 08/12/2014).

9. Defourny J., Nyssens M. Conceptions of Social Enterprise in Europe: Recent Trends and Developments // EMES WP. 2010. No. 08/01.

10. Wilda M. Vanek. Italian Social Cooperatives. URL: http://www. caledonia.org.uk/papers/Italian_Social_Cooperatives.doc (date accessed: 11.08.2014).

Received date: 09.12.2020 Revised date: 13.01.2021 Accepted date: 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.