Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровицкая Марина Владимировна

В статье рассматриваются аспекты формирования социальных показателей в управленческом учете, которые выдвигаются на первый план в связи с растущей потребностью заинтересованных пользователей в информации о реализации стратегии устойчивого развития экономическими субъектами. Возникновение и развитие социального управленческого учета тесно связано с растущей потребностью инвесторов и стейкхолдеров в информации о том, насколько успешно ведется бизнес, насколько плодотворно реализуется стратегия устойчивого развития компании. Данная информация в условиях глобализации экономики, является необходимым условием выхода на международный рынок, поскольку для всех участников заинтересованных сторон важно понимать степень влияния результатов деятельности компании на социальную, экономическую и экологическую сферы. В связи с этим, наряду с бухгалтерской, налоговой, статистической отчетностью жизненно необходимым становится для экономических субъектов формирование различных видов внешней и внутренней отчетности, включая социальную отчетность. Авторами в настоящей статье была проанализирована российская практика управленческого учета социальных и трансакционных затрат, ключевых нефинансовых показателей социального управленческого учета. На основе изучения трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов в статье определены понятие и сущность, представлена классификация социальных и трансакционных затрат. По мнению авторов, практически на всех современных предприятиях наблюдается достаточно высокий уровень трансакционных затрат, связанный с неопределенностью рыночной среды и соответственно, рискованностью предпринимательской деятельности, а также рост социальных затрат, связанных с влиянием деятельности предприятия на окружающую среду. Для управленческого учета трансакционных и социальных затрат возможно использование незанятых счетов бухгалтерского учета, согласно, Плана счетов с 35 счета по 37 счет включительно, с введением детальной аналитики по субсчетам, что позволяет более эффективно управлять затратами, анализировать, планировать и прогнозировать данные затраты, получать наиболее емкую и объективную картину об устойчивом развитии организации. Представленные рекомендации по управленческому учету социальных показателей позволят экономическим субъектам усовершенствовать практику учета и предоставлять наиболее полную и объективную информацию о данных показателях в социальной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF SOCIAL INDICATORS IN MANAGEMENT ACCOUNTING

The article deals with the aspects of the formation of social indicators in management accounting, which are brought to the fore in connection with the growing need of interested users for information about the implementation of the sustainable development strategy by economic entities. The emergence and development of social management accounting is closely related to the growing need of investors and stakeholders for information about how successful the business is, how fruitfully the company's sustainable development strategy is being implemented. This information in the context of a globalized economy is a necessary condition for entering the international market, since it is important for all stakeholders to understand the degree of impact of the company's performance on the social, economic and environmental spheres. In this regard, along with accounting, tax, and statistical reporting, it becomes vital for economic entities to form various types of external and internal reporting, including social reporting. The authors of this article analyzed the Russian practice of management accounting of social and transaction costs, key non-financial indicators of social management accounting. Based on the study of the works of leading domestic and foreign scientists-economists, the article defines the concept and essence, presents a classification of social and transaction costs. According to the authors, almost all modern enterprises have a fairly high level of transaction costs associated with the uncertainty of the market environment and, accordingly, the riskiness of business activities, as well as an increase in social costs associated with the impact of the company's activities on the environment. For management accounting of transaction and social costs, it is possible to use unoccupied accounting accounts, according to the Chart of Accounts from account 35 to account 37 inclusive, with the introduction of detailed analytics on sub-accounts, which allows you to more effectively manage costs, analyze, plan and predict these costs, get the most comprehensive and objective picture of the sustainable development of the organization. The presented recommendations on management accounting of social indicators will allow economic entities to improve accounting practices and provide the most complete and objective information about these indicators in social reporting.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ»

Научен вектор на Балканите. 2021. Т. 5. № 1(11) БОРОВИЦКАЯ Марина Владимировна ISSN print: 2603-4840; ISSN online: 2683-1104_к вопросу о формировании социальных ...

TTDC 330'657 6 I/-N L©2021 Контент достъпен според лицензиата CC BY-NC 4.0

JJW.OJ/.O |(сс) tXJ This is an open access article uifler theCC BY-NC 4.0 license

DOJ. J(j 34671/SCH SVB 2021 0501 0009 Ifcae2e¡^ehttps://cieativecoinmons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5975-4995 AuthorID: 626492 ORCID: 0000-0002-4277-6872

БОРОВИЦКАЯ Марина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент департамента «Бизнес - аналитики» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (127083, Россия, Москва, улица Верхняя Масловка 15, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматриваются аспекты формирования социальных показателей в управленческом учете, которые выдвигаются на первый план в связи с растущей потребностью заинтересованных пользователей в информации о реализации стратегии устойчивого развития экономическими субъектами. Возникновение и развитие социального управленческого учета тесно связано с растущей потребностью инвесторов и стейкхолдеров в информации о том, насколько успешно ведется бизнес, насколько плодотворно реализуется стратегия устойчивого развития компании. Данная информация в условиях глобализации экономики, является необходимым условием выхода на международный рынок, поскольку для всех участников заинтересованных сторон важно понимать степень влияния результатов деятельности компании на социальную, экономическую и экологическую сферы. В связи с этим, наряду с бухгалтерской, налоговой, статистической отчетностью жизненно необходимым становится для экономических субъектов формирование различных видов внешней и внутренней отчетности, включая социальную отчетность. Авторами в настоящей статье была проанализирована российская практика управленческого учета социальных и трансакционных затрат, ключевых нефинансовых показателей социального управленческого учета. На основе изучения трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов в статье определены понятие и сущность, представлена классификация социальных и трансакционных затрат. По мнению авторов, практически на всех современных предприятиях наблюдается достаточно высокий уровень трансакционных затрат, связанный с неопределенностью рыночной среды и соответственно, рискованностью предпринимательской деятельности, а также рост социальных затрат, связанных с влиянием деятельности предприятия на окружающую среду. Для управленческого учета трансакционных и социальных затрат возможно использование незанятых счетов бухгалтерского учета, согласно, Плана счетов с 35 счета по 37 счет включительно, с введением детальной аналитики по субсчетам, что позволяет более эффективно управлять затратами, анализировать, планировать и прогнозировать данные затраты, получать наиболее емкую и объективную картину об устойчивом развитии организации. Представленные рекомендации по управленческому учету социальных показателей позволят экономическим субъектам усовершенствовать практику учета и предоставлять наиболее полную и объективную информацию о данных показателях в социальной отчетности.

Ключевые слова: социальная отчетность, управленческий учет, социальные затраты, трансакционные затраты, социальная ответственность, устойчивое развитие, нефинансовые показатели деятельности

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF SOCIAL INDICATORS IN MANAGEMENT ACCOUNTING

© The Author(s) 2021

BOROVITSKAYA Marina Vladimirovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of Department "Business Analysts" Financial University under the Government of the Russian Federation (127083, Russia, Moscow, VerkhnayaMaslovka street, 15, e-mail: [email protected]) Abstract. The article deals with the aspects of the formation of social indicators in management accounting, which are brought to the fore in connection with the growing need of interested users for information about the implementation of the sustainable development strategy by economic entities. The emergence and development of social management accounting is closely related to the growing need of investors and stakeholders for information about how successful the business is, how fruitfully the company's sustainable development strategy is being implemented. This information in the context of a globalized economy is a necessary condition for entering the international market, since it is important for all stakeholders to understand the degree of impact of the company's performance on the social, economic and environmental spheres. In this regard, along with accounting, tax, and statistical reporting, it becomes vital for economic entities to form various types of external and internal reporting, including social reporting. The authors of this article analyzed the Russian practice of management accounting of social and transaction costs, key non-financial indicators of social management accounting. Based on the study of the works of leading domestic and foreign scientists-economists, the article defines the concept and essence, presents a classification of social and transaction costs. According to the authors, almost all modern enterprises have a fairly high level of transaction costs associated with the uncertainty of the market environment and, accordingly, the riskiness of business activities, as well as an increase in social costs associated with the impact of the company's activities on the environment. For management accounting of transaction and social costs, it is possible to use unoccupied accounting accounts, according to the Chart of Accounts from account 35 to account 37 inclusive, with the introduction of detailed analytics on sub-accounts, which allows you to more effectively manage costs, analyze, plan and predict these costs, get the most comprehensive and objective picture of the sustainable development of the organization. The presented recommendations on management accounting of social indicators will allow economic entities to improve accounting practices and provide the most complete and objective information about these indicators in social reporting.

Keywords: social reporting, management accounting, social costs, transaction costs, social responsibility, sustainable development, non-financial performance indicators

ВВЕДЕНИЕ

Роль управленческого учета и внутренней управленческой отчетности неумолимо возрастает из года в год. Неоспоримым является факт, что данные внутреннего управленческого учета дают руководству любого

экономического субъекта оперативную, актуальную информацию обо всех происходящих организационно - производственных процессах, столь необходимую для успешного и эффективного руководства.

Растет сфера деятельности управленческого учета,

BOROVITSKAYA Marina Vladimirovna

on the issue of the formation of social indicators ..

Scientific Vector of the Balkans. 2021. Vol. 5. № 1(11)

ISSN print: 2603-4840; ISSN online: 2683-1104

возникают все новые вопросы и аспекты изучения различных показателей деятельности организаций, включая показатели так называемой, социальной отчетности.

Социальные показатели отчетности появились относительно недавно в рамках управленческого учета, и характеризуют, прежде всего, затраты возникающие у общества, социума в целом вследствие деятельности различных экономических субъектов.

Социальный управленческий учет явление достаточно молодое, перспективное, инновационное, возникшее как объективная необходимость урегулирования баланса субъект - объектных отношений, бизнес ответственности за результаты управленческой деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ

Ведущие зарубежные и отечественные экономисты все большее внимание уделяют изучению сущности и роли социальных показателей в отчетности экономических субъектов.

Возникновение и развитие социального управленческого учета тесно связано с растущей потребностью инвесторов и стейкхолдеров в информации о том, насколько успешно ведется бизнес, насколько плодотворно реализуется стратегия устойчивого развития компании.

Данная информация в условиях глобализации экономики, является необходимым условием выхода на международный рынок, поскольку для всех участников заинтересованных сторон важно понимать степень влияния результатов деятельности компании на социальную, экономическую и экологическую сферы.

В связи с этим, наряду с бухгалтерской, налоговой, статистической отчетностью жизненно необходимым становится для экономических субъектов формирование различных видов внешней и внутренней отчетности, включая социальную отчетность.

Крупные отечественные компании, заинтересованные в повышении своей инвестиционной привлекательности и укреплении имиджа, безусловно, формируют социальную отчетность, раскрывая в ней результаты выполнения социально-экологических задач.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для понимания сущности и необходимости корпоративной социальной отчетности, остановимся на понятии корпоративной социальной ответственности, уверенно вошедшей в обиход в последние годы. Под корпоративной социальной ответственностью принято понимать ответственность бизнеса за результаты своей деятельности перед всеми заинтересованными сторонами общественной сферы, включая заказчиков, поставщиков, акционеров, работников данной компании, общества в целом.

Для получения подтверждения о соблюдении выбранной компанией стратегии корпоративной социальной ответственности формируется корпоративный социальный отчет, цели и ключевые показатели которого представлены на рисунке 1[1].

Поскольку четкого законодательно-нормативного регулирования порядка и методологии формирования социальной корпоративной отчетности в РФ не установлено, отечественные компании и организации руководствуются в большинстве случаев, международными разработками в этой области. В частности такие стандарты как МСФО (I AS) 12 «Налоги на прибыль», мСфО (№ RS) 8 «Операционные сегменты», МСФО (IAS) 18 «Выручка» и МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» регламентируют формирование ключевых показателей социальной отчетности [2,3,4,5].

Активную работу в этом направлении ведут и субъекты РФ, закрепляя положения корпоративной социальной ответственности в региональных законах, по развитию малого и среднего предпринимательства.

Ключевая роль в данных нормативных документах отведена механизму социального партнерства в регионах и благотворительной политике.

Рисунок 1 - Цели и показатели корпоративного социального отчета

Данные социальной отчетности тесно взаимосвязаны с показателями бухгалтерской финансовой и управленческой отчетности, и в современных условиях хозяйствования экономических субъектов, существует объективная необходимость формирования в рамках отчетности расширенной системы финансовых и нефинансовых показателей.

В рамках социального управленческого учета во главу угла ставятся учет и анализ социальных и трансакци-онных затрат, что связано с ростом потребности пользователей в информации не только о финансовых, но и нефинансовых показателях.

Основными причинами возникновения социальных и трансакционных затрат можно назвать, возникающие при заключении различного рода сделок, недостаточную определенность прав собственности, а также недостаточную надежность контрактов.

Понятие и виды трансакционных затрат представим на рисунке 2:

Рисунок 2 - Понятие и виды трансационных затрат

Объективная необходимость появления трансак-ционных издержек объясняется тем, что ни один экономический субъект не осуществляет свою деятельность изолированно, обособленно от других субъектов, поскольку вынужден приобретать сырье и материалы для производства, реализовывать результаты своей деятельности, использовать наемный труд. В силу этого экономические субъекты находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Научен вектор на Балканите. 2021. Т. 5. № 1(11) ISSN print: 2603-4840; ISSN online: 2683-1104

БОРОВИЦКАЯ Марина Владимировна к вопросу о формировании социальных ...

Одним из распространенных видов трансакционных затрат можно признать затраты по поиску информации о целях деятельности организации, товарах и услугах. Это связано прежде всего с тем, что каждое предприятие при осуществлении своей производственно - сбытовой деятельности взаимодействует с различными контрагентами, в ходе которых определяет для себя оптимальную систему ценообразования, заключает различного рода договоры, проводит маркетинговые исследования по изучению рынка аналогичных товаров, рынка сырья и материалов, собирает информацию о платежеспособности и благонадежности потенциальных партнеров.

Практически на всех современных предприятиях наблюдается достаточно высокий уровень трансакци-онных затрат, связанный с неопределенностью рыночной среды и соответственно, рискованностью предпринимательской деятельности.

К таким затратам можно отнести затраты, направленные на борьбу с обманом, мошенничеством и сокрытием информации. Это касается, прежде всего, поведения партнеров по бизнесу. На практике зачастую нарушаются принципы этики деловых взаимоотношений и партнеры по бизнесу не выполняют свои обязательства.

В связи с чем, возникают затраты на приобретение приборов для подтверждения подлинности денежных купюр, судебные издержки по решению спорных вопросов бизнеса и взысканию неустоек и пеней при не выполнении контрактов.

Изучив труды ведущих российских и зарубежных экономистов, можно заключить что единого понятия и общепризнанной классификации трансакционных затрат не существует. На рисунке 3 представим основные виды трансакционных затрат.

Г

Рисунок 3 - Классификация трансакционных затрат

Если природа и сущность трансакционных затрат уже достаточно изучена, то социальные затраты понятие сравнительно молодое и инновационное.

Понятие и виды социальных затрат представим на рисунке 4.

Поскольку вышеперечисленные затраты имеют место быть практически на любом предприятии, встает вопрос о том, как их отражать в текущем учете, и в какой отчетности представлять. Данный вопрос в настоящее

время остается дискуссионным и спорным, так как нормативными актами этот аспект не закреплен, и требует основательной проработки.

Рисунок 4 - Понятие и виды социальных затрат

Для управленческого учета трансакционных и социальных издержек возможно использование незанятых счетов бухгалтерского учета, согласно, Плана счетов. Допустим, для учета трансакционных издержек использовать счет 36 «Трансакционные затраты», с открытием необходимых субсчетов для детализации затрат. Для учета социальных затрат, например, счет 37 «Социальные затраты», с открытием субсчетов по необходимости (рисунок 5).

Рисунок 5- Счета для учета социальных и трансакционных затрат

Ряд экономистов предлагают отражать в управленческом учете и неявные трансакционные затраты, или так называемую упущенную выгоду. Для этого возможно использование либо забалансового счета 015 «Транзакционные затраты в разрезе договоров и подразделений», либо выделение в рамках управленческого учета отдельной статьи затрат. В частности Лебедева Т.Н. рекомендует распределять трансакционные затраты между договорами одним из двух методов:

- относить сразу в момент возникновения на соответствующий договор;

- распределять пропорционально затраченному времени, количеству или стоимости договоров, то есть затраченному времени с учетом уровня квалификации.

ВЫВОДЫ

Весьма полезным, по нашему мнению, является использование макета управленческого учета трансакци-онных затрат, предложенного Крохичевой В.В., состоящий из четырех блоков с использованием свободных счетов бухгалтерского учета - с 35 по 37 (рисунок 6) [11].

Все вышеперечисленные способы учета трансакци-онных затрат позволяют более эффективно управлять ими, анализировать, планировать и прогнозировать данные затраты, получать наиболее емкую и объективную

BOROVITSKAYA Marina Vladimirovna

on the issue of the formation of social indicators

Scientific Vector of the Balkans. 2021. Vol. 5. № 1(11) ISSN print: 2603-4840; ISSN online: 2683-1104

картину влияния этих затрат на себестоимость, и в конечном итоге на финансовый результат.

Рисунок 6 - Макет управленческого учета трансакционных затрат

Все большее внимание в части формирования социальных показателей деятельности экономического субъекта в последние годы, стало уделяться вопросам договорного регулирования трудовых отношений, устанавливающих определенный уровень социальных гарантий. Каждое предприятие в зависимости от своих финансовых возможностей и уровня социальной ответственности топ-менеджмента, формирует социальный пакет для своих сотрудников, что непосредственно влечет за собой определенные затраты, которые принято относить к социальным. Эти затраты связаны с выдачей сотрудникам беспроцентных ссуд, скидками при продаже своим сотрудникам продукции собственного производства, компенсациями за питание, оплатой обучения сотрудников и их детей, оплатой аренды жилья сотрудников, негосударственным медицинским страхованием своих сотрудников, компенсацией проезда до места работы, и прочими социальными выплатами. Тщательный и своевременный учет всех перечисленных льгот и гарантий соответственно влечет за собой определенный перечень мероприятий по организации управленческого учета.

Это касается в первую очередь, документирования всех понесенных затрат по реализации социального пакета. Целесообразно в карточки сотрудников вносить данные об услугах, оказанных в рамках его социального пакета, а также сформировать график документооборота предприятия по однородным видам услуг.

Во-вторых, не менее важна детализация счетов бухгалтерского учета, расширение аналитики счетов касательно учета операций по обеспечению социального пакета сотрудников (по возрастам, половой принадлежности, профессиональным качествам). Причем необходимы счета не только для отражения фактических показателей, но и плановых, прогнозных.

В- третьих, необходимо разработать формы внутренней социальной отчетности, содержащей определенный перечень показателей, отражающих уровень выполнения условий коллективного договора касательно социального пакета гарантий. Данная отчетность должна предоставлять возможность анализа изменений показателей, как в статике, так и в динамике.

Выполнение всех перечисленных мероприятий гарантирует формирование объективной и необходимой информации заинтересованным пользователям о достижении экономическими субъектами показателей социальной ответственности бизнеса, что, несомненно, повышает как инвестиционную привлекательность экономических субъектов, так и способствует росту показателей эффективности их деятельности.

Возможно выделение в отдельную ветвь учета - социальный бухгалтерский учет, на основании данных которого и будет формироваться социальная отчетность.

REFERENCES:

1. Alekseeva I.V. Osipova R.G. Korporativnaya social'naya otchet-

nost' v usloviyah ustojchivogo razvitiya ekonomiki. //Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. 2015. № 41 s 32-41.

2. Mezhdunarodnyj standart finansovoj otchetnosti (IAS) 12 «Nalogi napribyl'». (vveden v dejstvie na territorii Rossijskoj Federacii Prikazom Minfina Rossii ot 28.12.2015 N217n).

3. Mezhdunarodnyj standart finansovoj otchetnosti (IFRS) 8 "Operacionnye segmenty" (vveden v dejstvie na territorii Rossijskoj Federacii Prikazom Minfina Rossii ot 28.12.2015 N 217n).

4. "Mezhdunarodnyj standart finansovoj otchetnosti (IAS) 18 "Vyruchka" (vveden v dejstvie na territorii Rossijskoj Federacii prikazom Minfina Rossii ot 28.12.2015 N217n) (red. ot 27.06.2016)

5. Mezhdunarodnyj standart finansovoj otchetnosti (IAS) 19 "Voznagrazhdeniya rabotnikam" (vveden v dejstvie na territorii Rossijskoj Federacii prikazom Minfina Rossii ot 28.12.2015 N 217n) (red. ot 12.07.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2021)

6. Eggertsson T. Ekonomicheskoe povedenie i instituty. M.:, Delo. 2001.407 s.

7. Panzhenskaya I.G. Metodicheskoe obespechenie finansovogo i up-ravlencheskogo ucheta transakcionnyh izderzhek. // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika. 2009. Vypusk 1. S 9198

8. Gudenica O.V. Metodicheskoe obespechenie strategicheskogo ucheta i audita sobstvennosti kommercheskih organizacij pri reorgani-zacionnyhprocedurah : avtoreferat dis. ... kandidata ekonomicheskih nauk : 08.00.12 /Rost. gos. ekonom. un-t. - Rostov-na-Donu, 2005. - 27 s.

9. Varlamova V.V. Upravlencheskij uchet transakcionnyh izderzhek // Ekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. T.6., №1, s 222-225.

10. Lebedeva T.N. Upravlencheskij uchet transakcionnyh izderzhek or-ganizacii. // DISKURS №95. 2016.

11. Krohicheva V.V. Upravlencheskij uchet transakcionnyh izderzhek/ V.V. Krohicheva// Ekonomicheskij vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta .-2008.- №1.- s 183-185.

12. Kommons Dzhons. Institucional'naya ekonomika./Ekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta.-2007.-№4,T5.S-60.

13.Aushev A. Y., Samojlova L. B. Transnacional'nye korporacii: rol' transakcionnyh izderzhek v dihotomii vybora — proizvodit' samim ili pok-upat' nastorone //Molodoj uchenyj. — 2012. — №1. T.1. — S. 87-91.

14. Nikolaeva E.V. Vliyanie struktury korporacii na uroven' eyo transakcionnyh izderzhek. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 5 (186). Ekonomika. Vyp. 25.

15. Iskoskov M.O. Ocenka transakcionnyh izderzhek v korporativnyh strukturah. Vektor nauki TGU.№2(16), 2011

16. Potokina E.S. Upravlencheskij uchet transakcionnyh izderzhek v zernovom holdinge. /Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2020. № 5. 146-151.

17. VoronovaE.Y. Upravlencheskij uchet. Lyubercy: YUrajt. 2016. 428s.

18. YUr'eva L.V., Dolzhenkova E.V., Kazakova MA. Upravlencheskij uchet zatrat na promyshlennyh predpriyatiyah v usloviyah innovacionnoj ekonomiki. - M.:Knorus. 2015. -191S.

19. Glushchenko A.V., YArkova I.V. Strategicheskij uchet: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata, specialiteta i magistratury.-M.: Izdatel'stvo YUrajt. 2019. -240s.

20. Sushkova. I.N. Sistema ucheta dogovorov //http://www. mihailow@ kodeks.ru

Received date: 12.12.2020 Revised date: 29.01.2020 Accepted date: 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.