СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
В РЕГИОНАХ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2018 г.
(по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС)1
Наталья ЗУБАРЕВИЧ
Главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р геогр. наук, профессор. E-mail: zubarevich-nv@ranepa.ru Рамиля ХАСАНОВА
Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-mail:
khasanovarr@gmail.com
Юлия ФЛОРИНСКАЯ
Ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. геогр. наук. Е-mail: jflorin@yandex.ru
Экономика и социальная сфера медленно выходят из стагнации. В большинстве субъектов РФ продолжается снижение доходов населения. Однако состояние бюджетов регионов улучшилось — в основном благодаря существенному росту поступлений НДФЛ и трансфертов. Значительный рост социальных расходов был обусловлен президентскими выборами и выборами губернаторов в 1/4 регионов.
Естественная убыль населения России усилилась и достигла за январь-июль 2018 г. 170,5 тыс. человек. Число умерших превысило аналогичный показатель предыдущего года на 1,4%, а количество рожденных детей (928,8 тыс.) оказалось на 4,2% меньше, чем годом ранее.
В первом полугодии 2018 г. миграционный прирост составил 75,4 тыс. человек, однако 2/3 регионов, многие из которых расположены в восточной части страны, продолжают испытывать миграционный отток населения. В целом показатель миграционного прироста демонстрирует тенденцию к снижению с начала 2010-х годов. Временная миграция в Россию в последние годы также медленно сокращается. Наблюдавшийся в последние два года рост доли легализующихся трудовых мигрантов приостановился, а число вновь оформленных разрешительных документов даже несколько сократилось по сравнению с 2017 г.
Ключевые слова: региональный анализ, расходы бюджетов, социальные показатели, рождаемость, смертность, миграция.
Социально-экономическое развитие и бюджеты регионов
По сравнению с весной нынешнего года динамика экономики ко второй половине лета 2018 г. изменилась несущественно. Сохранился рост промышленного производства (3% в январе-июле), самый значительный вклад в который внесли Ямало-Ненецкий автономный округ (рост на 13%) - за счет увеличения добычи и переработки газа, Москва и Ростовская область (на 15-16%) - за счет предприятий ВПК и пищевой отрасли. Однако количество субъектов РФ со спадом увеличилось до 29, среди которых - более половины регионов Дальнего Востока, почти весь Северный
Кавказ, треть регионов Приволжского федерального округа.
Объем инвестиций за первое полугодие 2018 г. вырос относительно аналогичного периода предыдущего года на 3%; количество регионов с отрицательной динамикой сократилось до 36 (в 2017 г. их было более 50). Из регионов с большим объемом инвестиций сильно сократились инвестиции в Ямало-Ненецком автономном округе (-30%) после завершения строительства комплекса по сжижению газа и в С.-Петербурге (-20%). Быстрее всего росли инвестиции в Чеченской Республике и в Республике Крым (1,9-2,3 раза). Главные инвестиционные приоритеты не измени-
1 Расширенная версия опубликована онлайн на сайте ИНСАП РАНХиГС. 11Р1_: https://www.ranepa.ru/social/informatsionno-апа1Ис1^ку-Ьуи1^еп: Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения: 2015 г. -сентябрь 2018 г. / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М. Малевой. 2018.
лись: на Тюменскую область с автономными округами пришлось в рассматриваемый период более 14% всех инвестиций в стране, на Москву - более 12%. Кроме того, доля Крыма с г. Севастополем выросла до 2,3%; такую же долю инвестиций получает весь Северо-Кавказский федеральный округ.
Ввод жилья в январе-июле 2018 г. вырос относительно сопоставимого периода предыдущего года незначительно (1,9%), в 38 регионах сохранялся спад. Рост был сконцентрирован во внешних зонах столичных агломераций (Московская область - 29%, Ленинградская - 18%) благодаря возросшему спросу жителей федеральных городов и мигрантов из других регионов, а также более низкой стоимости жилья. На пристоличные области пришлась почти пятая часть ввода жилья в стране: доля Московской области выросла до 13%, Ленинградской - превысила 5%. По сравнению со своими пригородами доля федеральных столиц была существенно ниже - по 3-4%. В Москве жилищное строительство выросло на 15%, прежде всего за счет новых территорий с более дешевым жильем, а в С.-Петербурге ввод жилья за первые семь месяцев текущего года сократился на 40%.
Во всех других регионах со значительными объемами ввода жилья (Краснодарский край, республики Татарстан и Башкортостан, Ростовская, Свердловская, Тюменская, Новосибирская и Челябинская области) продолжались спад или стагнация; лучше была динамика только в Самарской (16%) и Нижегородской (8%) областях. Самые высокие темпы роста ввода жилья были отмечены в Севастополе (4,5 раза) и в Крыму (2,3 раза): в меньшей степени это объясняется эффектом низкой базы (в двух субъектах введено 1,3% от всего жилья в стране, что близко к их доле в населении) и в большей - быстрорастущим спросом на жилье у теплого моря, которое покупают жители других регионов.
Регионы-лидеры по жилищному строительству также обеспечили львиную долю заключенных в январе-июне 2018 г. договоров
участия в долевом строительстве (ДДУ) - Москва (45 тыс.), Московская область (41,4 тыс.), С.-Петербург (38,4 тыс.), Краснодарский край (22,7 тыс.), Ленинградская (14,8 тыс.), Новосибирская (11,6 тыс.) и Ростовская (11,5 тыс.) области. Наибольший прирост по количеству зарегистрированных ДДУ по сравнению с январем-июнем 2017 г. был достигнут в Тюменской области (на 80%), Алтайском крае (60%), Свердловской (60%), Ростовской (53%), Иркутской (50%) областях, С.-Петербурге (50%) и в Москве (45%).
Розничная торговля за январь-июль текущего года выросла относительно того же периода предыдущего на 2,5%, и динамика здесь по сравнению с весной 2018 г. почти не изменилась. Рост сохранялся в подавляющем большинстве регионов - из крупных быстрее расширялась розничная торговля в Московской области, а также в Тюменской с автономными округами (на 6-7%). Статистика показывает сохранение спада только в семи регионах, причем три из них - республики Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Чечня) с низкой достоверностью данных. Россияне увеличили потребление за счет быстрого роста потребительского кредитования в 2018 г. при слабом повышении реальных доходов -«жизнь взаймы» усиливает риски для многих домашних хозяйств.
Состояние рынков труда в регионах остается стабильным. Рост неполной занятости во втором квартале 2018 г. по сравнению с первым связан с увеличением численности находящихся в отпусках без сохранения заработной платы, что типично для летних месяцев. По другим видам неполной занятости, которые лучше сигнализируют о проблемах (отпуска по инициативе работодателя, по соглашению сторон, простои), численность почти не изменилась, а их доля не превысила 2,8% от списочной численности работников. Повышенный уровень неполной занятости уже не первый год сохраняется в Республике Крым (7%) и Севастополе (4,5%), в С.-Петербурге и Чувашии (5%), в Томской области и Пермском
крае (более 4%) за счет работников промышленных предприятий.
К началу августа 2018 г. численность работников, перед которыми имеется задолженность по заработной плате, увеличилась по сравнению с январем 2018 г. на 1/4 (с 40 до 50 тыс. человек), но аналогичный рост происходит ежегодно; при этом показатель августа 2018 г. оказался ниже относительно августа 2017 г. (64 тыс. человек). Уровень задолженности минимален (0,1% от списочной численности работников), и проблемных регионов здесь немного: Ненецкий автономный округ (1,5%), Республика Карелия (1,1%), Хабаровский край (1%), республики Бурятия, Тыва и Хакасия (0,7-0,8%). Летом 2018 г. резко выросла задолженность по заработной плате в Республике Ингушетия (2,5% от списочной численности работников). По федеральным округам наихудшая ситуация в этом отношении наблюдалась на Дальнем Востоке (0,4%).
Уровень безработицы по методологии МОТ сократился в мае-июле 2018 г. до 4,7% по сравнению с 5,1% за тот же период 2017 г. В подавляющем большинстве регионов безработица за год снизилась - ухудшились показатели только в республиках Карелия, Коми (8%), Калмыкия (11%) и Тыва (21%) и в Томской области (9%). В летние месяцы уровень безработицы всегда снижается по сравнению с зимой, но в вышеперечисленных регионах, за исключением Карелии, тренд был противоположным, что указывает на проблемы их рынков труда.
Самой неблагополучной остается динамика доходов населения. По данным Росстата, в целом по стране рост реальных доходов в первом полугодии 2018 г. в годовом выражении составил 2,2% (с учетом единовременной выплаты в январе 2017 г.). Однако региональные данные показывают совсем иную картину: по федеральным округам реальные доходы населения за январь-июнь 2018 г. выросли отно-
сительно аналогичного периода предыдущего года только в Южном (1,8%), не изменились в Центральном (0,1%) и снизились во всех остальных федеральных округах, сильнее всего - в Северо-Западном (-2,2%), Дальневосточном и Уральском (-1,5-1,6%).
Сокращение доходов в первом полугодии продолжалось в 63 регионах, наиболее значительное - в Магаданской и Вологодской областях. Только в семи регионах, в основном некрупных, темпы роста реальных доходов оказались выше средних по стране, среди них лидировал г. Севастополь. Даже с учетом относительной достоверности региональных данных трудно понять, каким образом рост доходов населения в целом по стране так существенно опережал их динамику в подавляющем большинстве субъектов РФ, в том числе в крупнейших по численности населения. Так, в Москве и С.-Петербурге роста реальных доходов практически не было (+0,4 и -0,2% соответственно); темпы роста в Московской области, Краснодарском крае, Ростовской области и Татарстане (1,2-1,7%) были ниже средних по стране, а в Свердловской области и Башкортостане продолжался спад (-1-3%).
Состояние консолидированных бюджетов регионов в первом полугодии 2018 г. было относительно благополучным. Как уже отмечалось в предыдущем Мониторинге ИНСАП2, важным фактором при этом стали президентские выборы. Доходы бюджетов выросли на 10% к тому же периоду 2017 г.; значительно увеличились поступления двух важнейших налогов - на прибыль (9%) и НДФЛ (12%), последний существенно вырос благодаря предвыборному повышению зарплат бюджетников. Еще выше был рост поступлений НДФЛ в Москве (14%), С.-Петербурге, Севастополе и в республиках Крым (17%) и Дагестан (18%). Причина - в федеральных городах больше высокооплачиваемых рабочих мест в бюджетной сфере, а регионам Крыма щедро помога-
2 Зубаревич Н., Мкртчян Н., Третьякова Е. Социально-экономическая динамика и демография регионов (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС) // Экономическое развитие России. 2018. № 7. С. 69-81.
ет федеральный бюджет, как и Дагестану. Стремительный рост поступлений НДФЛ, на 44%, в Тюменской области сложно объяснить - разве что там стали платить налог топ-менеджеры «СИБУРа» и нефтегазодобывающих компаний из автономных округов.
Налог на совокупный доход, который платит малый бизнес, вырос за исследуемый период на 18%, а в Москве и С.-Петербурге - на 24-27%. Его вклад в доходы бюджетов регионов был невелик (в среднем 4%), важно другое - значительный рост поступлений по данному налогу показывает, что не происходит массового ухода малого предпринимательства «в тень». Кроме того, выросли поступления налога на имущество (на 10%) - его доля в доходах бюджетов регионов была более существенной (11%).
Первое полугодие 2018 г. отличается рекордным ростом трансфертов регионам (12%). Он начался еще в 2017 г. (9%) и ускорился в период президентских выборов. Значительную прибавку трансфертов перед губернаторскими выборами, которые проводились в сентябре в 22 регионах (и еще в четырех губернаторы избирались парламентами), получили не все из них. Здесь выделяются Магаданская и Омская области (рост трансфертов на 52-53%), Якутия (39%), Чукотский автономный округ и Ивановская область (3033%), Алтайский край (28%), Воронежская, Новосибирская и Амурская области (21-24%). Для снижения напряженности в период президентских выборов помогли и проблемным регионам, в которых недавно избраны новые губернаторы: трансферты Новгородской области увеличились на 61%, Карелии -на 38%, Удмуртии - на 25%. Однако быстрее всего росли трансферты геополитически приоритетным г. Севастополю (в 2,2 раза) и Республике Крым (35%). Сократились трансферты 16 регионам - среди них были и регионы-доноры (Москва, С.-Петербург, Ямало-Ненецкий авто-
номный округ, Самарская область), и высокодотационные республики Ингушетия и Чечня, однако в целом за год динамика здесь может измениться.
Расходы консолидированных бюджетов регионов выросли за первое полугодие текущего года относительно аналогичного периода предыдущего на 9% -это самые значительные темпы роста с 2012 г.3. Еще быстрее росли расходы бюджетов в Тюменской и Магаданской областях (24-25%), в Москве, Московской, Воронежской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областях, Алтайском крае (1214%), где в сентябре проходили выборы губернаторов. Лидерами роста были также Крым и Севастополь (22-27%), получившие большую добавку трансфертов. Сократились расходы только у республик Татарстан, Марий Эл и Ингушетия (в последней это было обусловлено снижением трансфертов).
Приоритет социальных расходов в предвыборный период всегда усиливается, и властям регионов приходится делать «бюджетный маневр», изыскивая дополнительные средства. По этой причине темпы роста расходов бюджетов регионов на национальную экономику, рассчитанные без учета Москвы, оказались в рассматриваемый период ниже (6,7%), чем рост всех расходов их бюджетов. Москва с ее огромным бюджетом может позволить себе опережающий рост расходов на национальную экономику (15%): в последние годы на эти цели идет более 1/4 столичного бюджета, из них более 2/3 - на транспорт. Такими же темпами повышались расходы на национальную экономику в Калининградской области, но за счет трансфертов из федерального бюджета на поддержку особой экономической зоны. Еще выше оказался рост расходов в Крыму (71%) и Севастополе (49%) - также за счет увеличения трансфертов. Доля расходов на национальную экономику в Крыму достигла 43% всех расходов бюджета региона в пер-
3 2017: Социальные итоги и уроки для экономической политики /под ред.Т.М. Малевой. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018. (Научные доклады: социальная политика).
вом полугодии текущего года - это намного больше, чем в других субъектах РФ.
Чаще всего регионы экономят на расходах на поддержку ЖКХ, накапливая долги. В исследуемый период расходы на ЖКХ увеличились только на 1%, без учета Москвы они сократились на 8%. Сокращение произошло в 50 субъектах РФ, в том числе во всех регионах Приволжского федерального округа, в большинстве регионов Северо-Запада, в половине регионов Центра и Урала. Наоборот, в Москве расходы на ЖКХ выросли на 18% из-за увеличения расходов на благоустройство на 22%: в первом полугодии 2018 г. доля расходов на благоустройство превысила 12% всех расходов столичного бюджета, что сопоставимо с суммарными расходами на общее (школы) и дошкольное образование, тогда как в других регионах страны она не превышала 1-3%.
Динамику социальных расходов бюджетов регионов в первом полугодии 2018 г. лучше рассматривать отдельно для Москвы и остальных регионов. (См. рис. 1.) Расходы бюджета столицы в этот период отражали два приоритета. Первый был связан с выборами мэра в сентябре, поэтому наиболее значительно вы-
росли расходы на социальную защиту населения (в основном это были выплаты пособий); также опережающим был рост расходов на образование и здравоохранение (вместе с ТФОМС) после их оптимизации в 2014-2016 гг., что вызвало недовольство москвичей. Второй приоритет -расходы на благоустройство столицы к чемпионату мира по футболу (основная часть расходов на ЖКХ) и расходы на экономику, в основном на транспорт.
У Москвы хватает денег на все, остальные же регионы более значимо увеличили расходы только на здравоохранение и культуру, поскольку в этих отраслях нужно было сильнее «подтягивать» заработные платы занятых к средним по региону для выполнения майских (2012 г.) указов Президента к выборам. Рост расходов на социальную защиту населения был относительно небольшим - дополнительных денег на этот традиционный предвыборный инструмент у большинства регионов немного.
Еще одним приоритетом стал рост расходов на физкультуру и спорт в связи с чемпионатом мира по футболу, однако доля этих расходов во всех расходах бюджетов регионов
Рис. 1. Динамика расходов консолидированных бюджетов регионов в первом полугодии 2018 г., в % к первому полугодию 2017 г.
30
15 —&
-15
-30
-45
i о 11 I
х X
си О пз О
Ю О
CO CK fU
Q. О-
X 5
^ s -О и
ПЗ Ш
S О ^ s
=г с о и m s е
□ Все регионы ■ Москва ■ Регионы без Москвы
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.
была невелика (1-3%) и только в некоторых регионах проведения мундиаля она была выше, достигнув максимума в Мордовии (6%).
Динамика социальных расходов по отдельным регионам в первом полугодии 2018 г. также показательна: расходы на образование сократили только Ненецкий автономный округ и Кабардино-Балкария, расходы на здравоохранение (бюджеты вместе с ТФОМС) - только Новгородская, Псковская области и Чеченская Республика. Сокращение расходов на социальную защиту населения (статья «Социальная политика») произошло в 11 регионах - в основном из-за дефицита средств в их бюджетах. Одновременно есть примеры мощного роста расходов на социальную защиту населения в электоральный период -на 80% в Чечне, на 56% в Псковской области и на 43% в Магаданской.
Итоги первой половины 2018 г. в социально-экономическом развитии и состоянии бюджетов регионов различаются. Экономика и социальная сфера медленно выходят из стагнации, но в большинстве субъектов РФ продолжалось снижение доходов населения. Со-
стояние бюджетов регионов стало лучше - в основном благодаря существенному росту поступлений НДФЛ и трансфертов, заметно увеличились социальные расходы, но в значительной мере это было обусловлено электоральным циклом - президентскими выборами и выборами губернаторов в 1/4 регионов.
Демография
За январь-июль 2018 г. естественная убыль населения России усилилась и составила 170,5 тыс. человек, или 2%о (за аналогичный период 2017 г. - 114,4 тыс. человек, или 1,3%). Такая тенденция была обусловлена как продолжившимся сокращением числа рождений, так и ростом числа умерших.
За истекший период 2018 г. максимальное значение убыли населения было зафиксировано в марте (36,5 тыс. человек). Затем ситуация начала улучшаться - естественная убыль с каждым месяцем снижалась и в июле составила 6,9 тыс. человек. (См. рис. 2.) (В 20162017 гг. наблюдалась такая же тенденция снижения естественной убыли населения в летние месяцы, в июне-октябре 2016 г. и в июле-августе 2017 г. отмечался естественный при-
Рис. 2. Число родившихся, умерших и естественный прирост (убыль) населения в январе 2016 - июле 2018 гг., тыс. человек
200 150 100 50 0 -50 -100 -150 -200
2!мМ
¡8Е2!ЕМ
111111111111111_111_11_11_111_11111
ю ю ш ю ю
ю ю ю ю
\ \ \ \
Ю N СО 01
О о о о
Г"» Г-- Г-»
Г-.Г--Г--.Г--\ \ \ \ -1Л Ю Г^ СО 01
Г-; Г- Г-; 00 00
о ;= гм ^ г\Г
| I Родившиеся по месяцам Умершие по месяцам
Источник, оперативная информация Росстата и ЕМИСС.
о ^ ^ «- О
Естественный прирост (убыль)
оо оо оо гп" ^ ^
00 00 и~Г из"
ООО
рост населения, однако в июле 2018 г. его уже не было.)
За первые семь месяцев 2018 г. естественная убыль населения наблюдалась в большинстве регионов России, но есть субъекты РФ, где отмечался его естественный прирост (19 регионов), а в Республике Татарстан и в Забайкальском крае коэффициент естественной убыли (прироста) населения за этот период был равен нулю.
Наиболее существенное естественное сокращение населения в январе-июле 2018 г. произошло4 в Псковской, Тверской, Тульской, Тамбовской, Смоленской, Ивановской областях. В Чеченской Республике, республиках Ингушетия, Тыва, Дагестан, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах был зафиксирован естественный прирост населения.
В январе-июле 2018 г. родилось 928,8 тыс. детей - на 4,2% меньше, чем в январе-июле 2017 г. (969,3 тыс.). С начала 2018 г. максимальное число рождений пришлось на июль, когда на свет появилось 146,1 тыс. детей, - вместе с тем число родившихся в этот месяц оказалось на 1,5% меньше, чем годом ранее.
Общий коэффициент рождаемости сократился за исследуемый период на 4,4% и составил по его итогам 10,9 рождений на 1000 населения (за аналогичный период 2007-2018 гг. число рождений на 1000 населения было столь же низким лишь в 2007 г. (10,9%о)).
За первые семь месяцев 2018 г. почти во всех регионах5 снизился показатель рождаемости в расчете на 1000 населения; исключением стали Республика Калмыкия, где был отмечен рост коэффициента на 3,9% (10,7%), Республика Ингушетия и Еврейская автономная область, где коэффициенты рождаемости остались на уровне аналогичного периода 2017 г. (15,6% и 11,7% соответственно). Больше всего общий коэффициент рождаемости сократился в Республике Коми (на 10,4%, 10,3
4 Оперативная информация Росстата.
5 ЕМИСС и оперативная статистика Росстата.
%), Вологодской области (на 10,3%, 10,5%), Севастополе (на 10%, 9,9%), Магаданской (на 9,3%, 9,7%) и Тверской (на 9,1%, 9%) областях.
Максимальное значение коэффициента рождаемости в январе-июле 2018 г. было зафиксировано в Республике Тыва (20,3%), Чеченской Республике (19,7%), республиках Ингушетия (15,6%), Алтай (15,4%), Дагестан (15,3%). Наихудшие показатели наблюдались в Ленинградской (7,8%), Тамбовской (8,1%), Тульской (8,3%), Смоленской (8,5%) областях, Республике Мордовия (8%).
Число умерших за рассматриваемый период. составило 1099,4 тыс. человек - на 15,6 тыс. больше, чем за аналогичный временной интервал 2017 г. Общий коэффициент смертности равнялся 12,9%, что на 1,6% выше, чем в 2017 г. (12,7%).
За первые семь месяцев текущего года больше всего смертей было зарегистрировано в марте (169 тыс.), меньше всего - в июне (148 тыс.). Но если в январе-феврале и июне 2018 г. помесячные показатели смертности населения были ниже, чем в 2017 г., то в марте-мае и июле 2018 г. абсолютное число умерших превысило соответствующие показатели за предыдущий год. Поскольку ежемесячная статистика смертности характеризуется значительными колебаниями, то для более глубокого ее анализа необходимо дождаться годовых данных.
По оперативным данным Росстата, за январь-июль 2018 г. разрыв между максимальным и минимальным значениями общего коэффициента смертности в регионах России составил 15,2%, что немногим выше соответствующего показателя 2017 г. (15%). Максимальные значения общего коэффициента смертности наблюдались во Владимирской (16,5%), Ивановской (16,5%), Тульской (16,6%), Новгородской (17,2%), Тверской
(17,7%), Псковской (18%) областях. Как уже было отмечено в предыдущих публикациях6, общий коэффициент смертности зависит от возрастной структуры населения, и высокие его значения в указанных регионах могут быть объяснены как повышенной смертностью в них населения, так и относительно «старой» его структурой. Минимальные показатели смертности на 1000 населения отмечались в регионах со сравнительно «молодой» структурой населения: Ханты-Мансийском автономном округе (6,4%), Республике Дагестан (5%), Ямало-Ненецком автономном округе (4,8%), Чеченской Республике (4,5%) и Республике Ингушетия (2,8%).
За рассматриваемый период (по сравнению с аналогичным временным отрезком 2017 г.), по оперативным данным Росстата, рост общего коэффициента смертности (с 0,6 до 22%) наблюдался в 55 регионах, в семи он остался на уровне 2017 г., в остальных - снизился (с 0,6 до 6,7%). Максимальный рост общего коэффициента смертности был отмечен в Чукотском (на 21,7%) и Ненецком (на 7,5%) автономных округах, в Забайкальском крае (на 5,9%), Сахалинской области (на 5,7%), Республике Марий Эл (на 4,7%). Наибольшее снижение показателя было зафиксировано в республиках Ингушетия (на 6,7%) и Калмыкия (на 4,8%), г. Севастополе (на 4,4%), Чеченской (на 4,3%) и Карачаево-Черкесской (на 4,2%) республиках.
Общий коэффициент смертности населения дает возможность оперативно, но очень приблизительно, оценить тенденции смертности населения. Поскольку интенсивность смертности в большой степени зависит от возраста и пола, значение общего коэффициента смертности также меняется в зависимости от возрастного состава населения.
Тенденция снижения младенческой смертности в России продолжается: за январь-июль
2018 г. она составила 5,2 на 1000 живорожденных детей - это на 1,9% ниже аналогичного показателя за 2017 г. Продолжает сокращаться разрыв между максимальным и минимальным значениями младенческой смертности в регионах: в январе-июле 2018 г. он равнялся 8% (в январе-июле 2017 г. - 10%). К регионам с минимальным уровнем младенческой смертности относятся: Сахалинская (2,2%), Тамбовская (2,4%), Ярославская (2,4%), Ивановская (2,5%), Калининградская (2,5%) области, Республика Мордовия (2,5%). Наибольший коэффициент смертности детей до 1 года в январе-июле 2018 г. наблюдался в Чукотском автономном округе (10,7%), Республике Тыва (9,8%), Еврейской автономной области (9%), республиках Дагестан (8,7%), Алтай (8,5%). Только в Ненецком автономном округе за исследуемый период не была зафиксирована младенческая смертность7.
В 42 регионах коэффициент младенческой смертности повысился. Максимальный рост в этом отношении наблюдался в Томской (на 45,7%, 5,1%), Кировской (на 43,2%, 5,3%), Смоленской (на 42,9%, 7%) областях, Чукотском автономном округе (на 42,7%, 10,7%), Республике Марий Эл (на 38,3%, 6,5%). Сокращение младенческой смертности было зафиксировано в 41 регионе. Максимальное снижение показателя было зарегистрировано в Брянской (на 62,8%, 3,5%), Ярославской (на 52,9%, 2,4%), Сахалинской (на 48,8%, 2,2%) областях, Республике Мордовия (на 46,8%, 2,5%), Тульской области (на 44,1%, 3,3%). Несмотря на снижение смертности детей до 1 года на 2%, которое произошло в основном за счет сокращения смертности младенцев от состояний, возникающих в перинатальном периоде (на 4,4%), врожденных аномалий (на 3,5%), болезней органов дыхания (на 4,3%), в январе-июле 2018 г. выросла смертность детей от внешних причин (на
6 2014-2015 годы: экономический кризис - социальное измерение: научный доклад. Под ред. Т.М. Малевой. - М., Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2016; 2016: Социально-экономическое положение населения -продолжающийся кризис или новая реальность? / под ред. Т.М. Малевой. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2017. (Научные доклады: социальная политика).
7 Оперативная информация Росстата.
17,4%), от болезней органов пищеварения (на 33%), прочих болезней (на 2,6%).
В структуре причин смерти населения России за январь-июль 2018 г. по-прежнему преобладали болезни системы кровообращения (46,6%); далее по убыванию идут: новообразования (15,7%), другие классы причин (11,4%), внешние причины (7,2%), болезни нервной системы (6,4%), болезни органов пищеварения (5%), болезни органов дыхания (3,4%), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (2,4%), инфекционные и паразитарные болезни (1,8%).
Повышение смертности населения за рассматриваемый период на 1,4% произошло за счет таких причин, как: новообразования (на 3,2%), болезни органов пищеварения (на 2,7%), болезни нервной системы (на 22,4%), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (на 19,3%). Коэффициенты смертности населения от болезней системы кровообращения (на 0,2%), болезней органов дыхания (на 0,7%), внешних причин (на 1,9%) и других классов болезней (на 4,5%) за январь-июль 2018 г. показали снижение, а от инфекционных и паразитарных болезней - остались на уровне аналогичного периода 2017 г. Несмотря на то что по перечисленным классам болезней показатели смертности населения снизились, внутри классов имелись причины, демонстрирующие их рост: другие инфекционные и паразитарные болезни (на 4,5%), ишемическая болезнь сердца (на 0,5%), другие болезни системы кровообращения (на 1,9%), пневмония (на 2,8%), случайные утопления (на 13,3 %), прочие внешние причины (на 1,7%).
Новообразования занимают второе место в структуре причин смерти населения России. В Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. поставлена цель: до 2024 г. снизить показатель смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения). На сегодняшний день (январь-июль 2018 г.) общий коэффициент смертно-
сти от новообразований на 3,2% превышает аналогичный показатель за 2017 г. (195,9 случая на 100 тыс. населения) и равен 202,1 случая на 100 тыс. населения (в том числе от злокачественных новообразований - 198,3 случая на 100 тыс. населения).
За первые семь месяцев 2018 г. коэффициент смертности населения от новообразований вырос в 58 регионах. (См. рис. 3.) Максимальный рост показателя был зафиксирован в Чукотском автономном округе (на 53%), в Красноярском крае (на 41,6%), Ненецком автономном округе (на 21,3%), Республике Северная Осетия-Алания (на 16,1%), Ханты-Мансийском автономном округе (на 13%). В то же время Республика Калмыкия (на 20%), Карачаево-Черкесская Республика (на 13%), Волгоградская (на 9%) и Ленинградская (на 8%) области, Республика Хакасия (на 7,8%) продемонстрировали максимальное снижение коэффициента смертности населения от новообразований.
К регионам с наибольшим показателем смертности от рака относятся Орловская (271,1 случая на 100 тыс. населения), Тверская (265), Тульская (265,3), Псковская (264,), Курганская (255,2) области, г. С.-Петербург (255,1). Минимальные коэффициенты были зарегистрированы в республиках Ингушетия (51 на 100 тыс. населения), Дагестан (76,8), Чеченской Республике (81,9), Ямало-Ненецком автономном округе (91,2).
Данные помесячной статистики не позволяют делать основательных выводов (в том числе без половозрастного распределения) о смертности населения. Оперативные данные о смертности населения в трудоспособном возрасте за первые шесть месяцев года свидетельствуют о ее снижении (на 0,6%) с 480,6 в
2017 г. до 477,9 случая на 100 тыс. населения в
2018 г. Смертность мужского населения сократилась на 1,2% (722 на 100 тыс. населения), а среди женщин в трудоспособном возрасте -выросла на 1,4% (210,3 на 100 тыс. населения). Ряд причин дали рост показателя смертности от них по сравнению с первым полугодием
2017 г.: отравления и воздействие алкоголем с неопределенными намерениями (на 4,5%), болезни органов дыхания (на 2,7%), органов пищеварения (на 2%), системы кровообращения (на 0,8%), инфекционные и паразитарные болезни (на 0,6%).
Коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте по итогам января-июня текущего года вырос по сравнению с тем же периодом 2017 г. в 39 субъектах Федерации. «Лидерами» негативной динамики стали Карачаево-Черкесская Республика (на 12%), Республика Северная Осетия-Алания (на 10,8%), Республика Карелия (на 10%). Наибольшее снижение смертности трудоспособного населения зафиксировано в Ненецком автономном округе (на 18,2%), Республике Ингушетия (на 11%) и Кабардино-Балкарской Республике (на 8,5%).
7 мая 2018 г. вышел Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 г.», где демографическим целям уделено особое внимание. На сегодняшний день в рамках его реализации разрабатывается и обсуждается национальный проект «Демография», который включает в себя пять направлений: финансовая поддержка семей с детьми, содействие занятости и создание дополнительных мест в детских садах, поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения, содействие здоровому образу жизни и развитие физической культуры8.
Миграция
В первом полугодии 2018 г. миграционный прирост населения России составил 75,4 тыс. человек, по сравнению с первым полугодием прошлого года снизившись на 26,8 тыс. человек, или на 26,2%. Относительно января-июня 2011-2013 гг. миграционный прирост сократился почти наполовину; начиная с 2011 г. он последовательно снижался все годы, кроме
Рис. 3. Коэффициент смертности населения от новообразований в разрезе регионов (на 100 тыс. населения) в январе-июле 2018 г.
С
45.0 35,0
95.1 139,0 139,1 183,1 183,1 227,1 227,1 271,1
Источник: оперативная информация Росстата.
8 О национальных проектах «Демография» и «Культура». Ш1_: http://government.ru/news/33352/
2016 г. (См. табл. 1.) Такие низкие значения миграционного прироста за первое полугодие не наблюдались в России с начала 2000-х годов (до пересмотра этих значений по результатам Всероссийской переписи 2010 г.).
Миграционный прирост сокращается на фоне роста прибытий в Россию и еще более быстрого роста выбытий. Методика учета миграции, действующая в стране с 2011 г., привела сначала к резкому росту прибытий в нее, а затем, с лагом запаздывания в один-два года, к увеличению выбытий. В качестве долговременных мигрантов учитываются получающие регистрацию на срок 9 месяцев и более, по окончании этого срока происходит автоматическая фиксация выбытий в обратном направлении.
По сравнению с первым полугодием 2017 г. увеличился миграционный прирост с большинством стран СНГ, кроме Украины, Узбекистана, Казахстана (именно эти страны традиционно являлись основными миграционными донорами России) и Молдовы. Миграционный
прирост с Украиной в 2018 г. снизился до небывало низких значений - по-видимому, это отложенный эффект резкого роста числа прибывших из этой страны в 2015-2016 гг. Подобная ситуация наблюдалась в 2015 г. в миграции с Узбекистаном, когда миграционный прирост с этой страной стал отрицательным. Позже приток населения из Узбекистана возобновился, но уровня 2011-2013 гг. он так и не достиг.
Относительно 2011-2013 гг. увеличился миграционный прирост с Беларусью и Таджикистаном; с остальными странами отмечено снижение этого показателя. В наибольшей степени уменьшился миграционный прирост со странами дальнего зарубежья, но данные о нем ненадежны, поскольку выезд из России недоучитывается.
Снижение миграционного прироста населения России в последние годы происходит на фоне возобновления естественной убыли населения страны - в первом полугодии международная миграция только на 46% компен-
Таблица 1
Миграционный прирост населения России за счет международной миграции в 2011-2018 гг., тыс. человек
2011-201 Згг.-в среднем за первые полугодия 2014-2016 гг. -в среднем за первые полугодия Первое полугодие 2017 г. Первое полугодие 2018 г.
Международная миграция - всего 139,9 121,9 102,3 75,4
в том числе:
С государствами-участниками СНГ 128,4 117,1 101,0 74,4
Азербайджан 9,1 5,8 3,2 3,8
Армения 15,3 9,5 5,5 8,8
Беларусь 3,4 2,6 4,9 5,2
Казахстан 17,0 18,0 15,0 14,0
Киргизия 14,0 6,1 7,7 8,3
Молдова 8,8 7,7 3,8 3,8
Таджикистан 14,6 7,8 13,9 16,5
Туркмения 1,5 0,9 0,7 1,0
Узбекистан 26,7 4,7 6,7 4,1
Украина 18,1 54,1 39,6 8,9
Со странами дальнего зарубежья 11,5 4,8 1,3 1,1
Источник: Информация о социально-экономическом положении России. Статистический бюллетень за 2012-2018 гг. / Росстат.
сировала естественную убыль. Обычно параметры естественного движения миграции во втором полугодии более благоприятны, но если по итогам текущего года ситуация не выправится, население России впервые с 2008 г. сократится.
Число внутрироссийских мигрантов в первом полугодии 2018 г. увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 87,6 тыс. человек, или на 4,7%. В целом, начиная с 2013 г., число долговременных внутрироссийских мигрантов стабильно превышает 4 млн. человек, испытывая от года к году небольшие колебания.
Падение миграционного прироста привело к сокращению числа регионов России, увеличивающих свое население за счет миграции: в первом полугодии их насчитывалось 28, тогда как в первом полугодии 2017 г. - 30. Значительный и устойчивый миграционный прирост отмечался, как и ранее, в Москве с Московской областью, С.-Петербурге с Ленинградской областью, Краснодарском крае, Республике Крым и в г. Севастополе, Калининградской, Белгородской, Тюменской, Новосибирской областях и в Республике Татарстан. В других регионах миграционный прирост был незначителен или нестабилен -
например, в Воронежской области он составил 0,9 тыс. человек против 9,5 тыс. в первом полугодии 2017 г.
Продолжают терять население в результате внутрироссийской миграции регионы Приволжского, Сибирского, Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов. Миграционная убыль населения Дальневосточного федерального округа в первом полугодии 2018 г. уменьшилась до 7,4 тыс. человек против 9,7 тыс. за соответствующий период прошлого года, но пока это нельзя назвать тенденцией к прекращению оттока населения из данного округа: несмотря на то что в отдельных его регионах в последние годы наблюдался миграционный прирост, приток населения в них был мал и, что важнее, неустойчив.
Статистика временного пребывания иностранных граждан на территории России за первые семь месяцев 2018 г.9 не показывает сколько-нибудь заметных изменений в тенденции последних трех лет: иностранцев, находящихся в течение года в РФ, становится меньше, но сокращение их численности происходит очень плавно, без резких колебаний. Рост показателя в весенне-летний период сохраняется, однако разрыв в численности иностранцев между началом года и летним пи-
Таблица 2
Пребывание иностранных граждан из СНГ в РФ в 2014-2018 гг., человек
На 04.08.2014 На 01.08.2015 На 01.08.2016 На 01.08.2017 На 01.08.2018
Азербайджан 605 612 553 511 515 783 555 508 624427
Армения 536 620 534928 528 399 518 864 516123
Беларусь 458 782 588 467 727 679 686 756 637 355
Казахстан 580 046 704 934 597 204 568 135 497 057
Киргизия 555 003 518719 576 020 622 949 630 048
Молдова 591 719 539 380 491 817 430 803 364 052
Таджикистан 1170403 987 148 978 527 1077 208 1129 771
Узбекистан 2551 309 2133 494 1827 962 1975 506 2036 077
Украина 2090 845 2645 076 2541 664 2325 384 2014722
СНГ - всего 9140 339 9205 657 8785 055 8761 113 8449 632
Источник: данные ФМС РФ, ГУВМ МВД РФ.
9 Данные ФМС РФ и ГУВМ МВД РФ.
ком значительно уменьшился по сравнению с 2013-2014 г. (тогда он достигал 1,5 млн., а сейчас составляет 0,8 млн. человек). На 1 августа 2018 г. в России находилось 9,95 млн. иностранцев (на 1 августа 2017 г. - 10,2 млн.).
Граждане СНГ по-прежнему составляют подавляющее большинство среди пребывающих в России иностранцев - на 1 августа 2018 г. их насчитывалось почти 8,5 млн. (85%). В лидерах здесь - представители стран Средней Азии и Украины. (См табл. 2.)
По сравнению с семимесячным периодом 2017 г. выросла численность пребывающих в России граждан Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Киргизия при этом остается единственной страной-членом ЕАЭС, численность граждан которой в России продолжает расти. Быстрыми темпами снижается численность граждан Молдовы и Украины. Впервые за последние четыре года временная миграция граждан Украины уступила по численности показателю Узбекистана. В то же время рост временной миграции из Узбекистана пока не позволил достичь ей значений 2013-2014 гг., и вряд ли это будет возможным в ближайшие годы.
В пребывании в России иностранных граждан из развитых стран Запада никаких «сюр-
призов» не случилось - их число в 2018 г. продолжает сокращаться. Небольшим исключением стали показатели по Франции и США, но их рост на 1 августа 2018 г. по сравнению с аналогичной датой 2017 г. был совсем небольшим10 (1,5 и 3 тыс. соответственно) и вряд ли устойчивым. По сравнению с показателями докризисного 2013 г. граждан из западных стран стало в среднем в 2,5-3 раза меньше, а по отдельным странам (Испании, США, Великобритании) - в 4-7 раз. Сокращение коснулось всех категорий независимо от целей пребывания.
На 1 августа 2018 г. в РФ пребывало 4,17 млн. трудовых мигрантов - иностранцев, указавших при въезде цель «Работа по найму» (на 1 августа 2017 г. их было чуть больше - 4,22 млн.). Доля граждан стран СНГ среди всех трудовых мигрантов уже достигла 97%. Численность официально заявляющих о себе как о трудовых мигрантах растет из всех стран СНГ, за исключением Украины и Молдовы.
К концу июля 2018 г. около 70% мигрантов данной категории имели на руках действительные документы для работы в России (патент или разрешение на работу) или обладали правом работать без таких документов (граждане стран-членов ЕАЭС) (показатель не изменился по сравнению с концом июля 2017 г.).
Таблица 3
Оформление разрешительных документов для работы мигрантов в РФ в 2014-2018 гг., человек
Январь-июль Январь-июль Январь-июль Январь-июль Январь-июль
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Разрешения на работу для ИГ* 802 775 109 273 77 059 79 524 65 867
в том числе:
Разрешения на работу для КС* 55 962 11 170 7049 9466 10470
Разрешения на работу для ВКС 17912 21 850 17034 13345 14101
Патенты** 1643 589 1261794 987 279 1074799 1036 685
Итого 2446 364 1371 067 1064338 1154 323 1102 552
Примечание. ИГ - иностранные граждане, КС - квалифицированные специалисты, ВКС - высококвалифицированные специалисты. * - С 1 января 2015 г. выдаются только ИГ из визовых стран.
** - С 1 января 2015 г. выдаются ИГ из безвизовых стран для работы как у физических, так и у юридических лиц. Источник: данные ФМС РФ, ГУВМ МВД РФ.
10 Данные ФМС РФ и ГУВМ МВД РФ.
Численность трудовых мигрантов, официально оформивших документы для работы в России за первые семь месяцев 2018 г., несколько сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Сокращение пока небольшое, однако вполне возможно, что это тревожный сигнал о реакции трудовых мигрантов на рост стоимости патента в 2018 г. Впрочем, на итоговую численность оформленных патентов могла повлиять и приостановка их выдачи во многих регионах на время чемпионата мира по футболу (часть мигрантов была вынуждена покинуть Россию в связи с невозможностью официально оформить свое пребывание и трудоустройство). В целом ито-
говый показатель оформленных разрешительных документов в 2018 г. более чем в два раза отстает от уровня 2014 г. (См. табл. 3.)
Несмотря на небольшое сокращение числа оформленных патентов, сумма, перечисляемая трудовыми мигрантами в региональные бюджеты в виде ежемесячных платежей за патент, выросла: за первые семь месяцев 2018 г. было перечислено 34,53 млрд. руб. (в 2017 г. за тот же период - 28,96 млрд. руб.). Эти платежи по-прежнему обеспечиваются в основном мигрантами из Узбекистана и Таджикистана (ими оформлено за рассматриваемый период 88% патентов, тогда как годом ранее - 86%). ■