Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ В 2017 г.: СОЦИАЛЬНЫЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС)'

РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ В 2017 г.: СОЦИАЛЬНЫЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регионы РФ / экономика регионов / бюджеты регионов / социальное положение регионов / социальная защита населения в регионах / региональные рынки труда / демографические показатели / рождаемость / смертность / миграция населения / RF regions / regional economies / regional budgets / social situation in regions / social protection in regions / regional labor markets / demographic indicators / natality / mortality / human migration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Зубаревич, Рамиля Хасанова, Никита Мкртчян

Развитие регионов в 2017 г. (январь-октябрь) было менее проблемным, чем в 2016 г., но экономическая стабилизация не обеспечила позитивной социальной динамики. Рост социальных расходов бюджетов регионов способствовал более заметному увеличению финансирования образования и культуры, однако рост расходов на здравоохранение второй год подряд минимален. Объем пособий населению в сфере социальной защиты практически не изменился, при этом более 40% регионов их оптимизировали. За январь-октябрь 2017 г. в России родилось на 170 тыс. детей меньше, чем в аналогичные месяцы прошлого года. В ноябре был запущен процесс внедрения новых мер стимулирования рождаемости и поддержки семей с детьми. Смертность населения продолжает медленно снижаться, причем от всех основных причин смерти. Однако естественная убыль населения достигла 115 тыс. человек. Миграционный прирост населения в январе-сентябре 2017 г. оказался самым низким с 2010 г. Пока он достаточен для компенсации естественной убыли населения страны, однако при развитии текущих тенденций население России может вновь начать сокращаться. Временная миграция в Россию также продолжает медленно снижаться. В основном работать приезжают мигранты из стран СНГ, в подавляющем большинстве – из Средней Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наталья Зубаревич, Рамиля Хасанова, Никита Мкртчян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Regions in 2017: Social and Demographic Processes

Although the process of development of Russia’s regions in 2017 (January-October) was less problem-ridden than in 2016, the economic stabilization did not bring about any positive social progress. The growth of the portion of regional budgets allocated to social expenditures conduced to a more noticeable increase in the funding of education and culture, but the growth of health care expenditures was extremely insignificant for the second year in a row. The volume of welfare benefits issued to the population in the field of social protection remained practically unchanged, although it should be said that more than 40% of the regions did optimize them. Over the period January-October 2017, Russia registered a 170 thousand decrease in the number of births as compared with the same period of the previous year. In November, Russia initiated the introduction of several new measures designed to boost its birth rate and to support families with children. The mortality rate from all causes of death continued slowly to decline. However the rate of natural population decline rose to 115,000. Over the period January-September 2017, migratory increase was the lowest since 2010. Although for the time being this increase is sufficient to compensate for natural population decline, if the current trends continue, Russia’ population can start shrinking again. Temporary migration to Russia also continues to decline slowly. Most of the migrant workers come to Russia from the CIS countries, the vast majority of them being the natives of Central Asia.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ В 2017 г.: СОЦИАЛЬНЫЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС)»

РОССИИСКИЕ РЕГИОНЫ В 2017 г.: СОЦИАЛЬНЫЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

(по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС)1

Наталья ЗУБАРЕВИЧ

Главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р геогр. наук, профессор. E-mail: zubarevich-nv@ranepa.ru Рамиля ХАСАНОВА

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-mail:

khasanovarr@gmail.com

Никита МКРТЧЯН

Ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. геогр. наук. Е-mail: mkrtchyan-nv@ranepa.ru

Развитие регионов в 2017 г. (январь-октябрь) было менее проблемным, чем в 2016 г., но экономическая стабилизация не обеспечила позитивной социальной динамики. Рост социальных расходов бюджетов регионов способствовал более заметному увеличению финансирования образования и культуры, однако рост расходов на здравоохранение второй год подряд минимален. Объем пособий населению в сфере социальной защиты практически не изменился, при этом более 40% регионов их оптимизировали.

За январь-октябрь 2017 г. в России родилось на 170 тыс. детей меньше, чем в аналогичные месяцы прошлого года. В ноябре был запущен процесс внедрения новых мер стимулирования рождаемости и поддержки семей с детьми. Смертность населения продолжает медленно снижаться, причем от всех основных причин смерти. Однако естественная убыль населения достигла 115 тыс. человек.

Миграционный прирост населения в январе-сентябре 2017 г. оказался самым низким с 2010 г. Пока он достаточен для компенсации естественной убыли населения страны, однако при развитии текущих тенденций население России может вновь начать сокращаться. Временная миграция в Россию также продолжает медленно снижаться. В основном работать приезжают мигранты из стран СНГ, в подавляющем большинстве — из Средней Азии.

Ключевые слова: регионы РФ, экономика регионов, бюджеты регионов, социальное положение регионов, социальная защита населения в регионах, региональные рынки труда, демографические показатели, рождаемость, смертность, миграция населения.

Социально-экономическое развитие регионов

Экономическую ситуацию 2017 г. в России по данным за январь-октябрь можно оценить в диапазоне от стагнации до очень медленного восстановительного роста. Промышленное производство в январе-октябре выросло на 1,6% по сравнению с тем же периодом 2016 г., количество регионов со спадом промышленного производства сократилось до 16. В обрабатывающей промышленности рост еще слабее - на 0,9%.

Инвестиции за первый-третий кварталы 2017 г. выросли к тому же периоду 2016 г. на

4,2%. Максимальными темпами роста данного параметра выделялись геополитически приоритетные регионы - Республика Крым (4,2 раза) и г. Севастополь (2,4 раза); доля бюджетных инвестиций в этих субъектах РФ превышала 80%. Однако общий рост был обеспечен в основном за счет Москвы (+20%) и Ханты-Мансийского автономного округа (+17%). Столица сконцентрировала в рассматриваемый период 11,5% всех инвестиций в стране, а два важнейших нефтегазодобывающих автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий) - почти 15%. Территориальная

1 Расширенная версия опубликована онлайн на сайте ИНСАП РАНХиГС. 11Р1_: http://www.ranepa.ru/social/ Могт^юппоапаИс1^ку-Ьуи1^еп. Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения: 2015 г. — ноябрь 2017 г. / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М. Малевой. 2017.

структура инвестиций усиливает, таким образом, сырьевой характер российской экономики и преимущества столицы. Если взять за 100% весь объем инвестиций, получаемых Москвой, то 27% их поступает из сверхбогатого столичного бюджета, тогда как в среднем по регионам доля инвестиций, поступающих из их бюджетов, составляет только 6% всех инвестиций. Значительная часть инвестиций из московского бюджета идет на развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство городской среды.

Динамика жилищного строительства остается проблемной - ввод жилья за январь-октябрь 2017 г. сократился относительно аналогичного периода предыдущего года на 4,3%. Спад в этом секторе отмечался более чем в половине регионов, в том числе в Москве (-11%). Среди регионов со значительными объемами ввода жилья положительная динамика была зафиксирована в Московской области (+6%), Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Республике Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областях. Рост ипотечного кредитования в 2017 г. будет способствовать восстановлению жилищного строительства, но с лагом в год-два.

Оборот розничной торговли начал расти со второго квартала 2017 г. и за январь-октябрь увеличился относительно того же периода

2016 г. на 0,8%. Основным фактором такой динамики стал рост потребительского кредитования. Различия в объемах розничной торговли по регионам трудно объяснимы, но в целом здесь заметна тенденция к улучшению: в январе-октябре 2017 г. оборот розничной торговли увеличился почти в 2/3 субъектах РФ; более высокими темпами роста исследуемого показателя отличались Северо-Кавказский (+2,6%), Дальневосточный и Центральный (по +1,9%) федеральные округа.

Ситуация на региональных рынках труда в

2017 г. изменилась несущественно. Доля занятых неполное рабочее время сократилась в третьем квартале 2017 г. до 2,6% по сравнению с 3,1% в конце 2016 г. Регионов с повы-

шенной неполной занятостью стало меньше - это Республика Крым (6,2%), г. Севастополь (4,8%), Ульяновская область (5%), Пермский край, Кировская, Нижегородская и Томская области, С.-Петербург (более 4%). Для этих регионов была характерна повышенная неполная занятость в течение всего периода кризиса.

Объем просроченной задолженности по заработной плате в 2017 г. в целом по стране был относительно невелик и почти не менялся в течение года. Как и в предыдущие годы, наиболее значительная просроченная задолженность по заработной плате на одного среднесписочного занятого наблюдалась в регионах Дальнего Востока - Приморском крае, к которому в ноябре 2017 г. приблизился по этому показателю Хабаровский край; ухудшилась ситуация и в Амурской области. Значительной была просроченная задолженность по зарплате в республиках Северная Осетия и Коми, а также в Бурятии, Кемеровской области и в г. Севастополе. В Бурятии это связано с сильным спадом промышленного производства в 2017 г., а в Кемеровской области, как и в Приморском крае, это накопленная задолженность предыдущих лет. В 11 регионах просроченная задолженность отсутствует, еще в 10 регионах она минимальна. В целом проблема просроченной задолженности по заработной плате в период последнего кризиса не была острой и касалась только отдельных предприятий.

Уровень безработицы по методологии МОТ остается низким и даже сократился до 5,0% в августе-октябре 2017 г. по сравнению с 5,3% за аналогичный период предыдущего года. Региональная дифференциация относительно стабильна все последние годы; заметное снижение уровня безработицы в 2017 г. произошло только в некоторых экономически слаборазвитых республиках (Калмыкии, Карачаево-Черкесии), в Ивановской, Свердловской и Томской областях, г. Севастополе, Ненецком автономном округе.

Негативный тренд 2017 г. - продолжение спада реальных денежных доходов населения:

за январь-сентябрь они сократились относительно того же периода 2016 г. на 0,8%. Однако спад перестал быть тотальным - в 18 субъектах РФ реальные доходы выросли, и сильнее всего - в Республике Крым и г. Севастополе, а также в республиках Алтай, Ингушетия и Дагестан. Если верить региональной статистике, то среди регионов с растущими денежными доходами населения преобладают высокодотационные и слаборазвитые - в них кризисный спад доходов населения завершается быстрее.

Это можно объяснить влиянием нескольких факторов. Во-первых, в менее развитых регионах повышена доля занятых в бюджетном секторе, где в последние годы более устойчиво росли зарплаты вследствие выполнения майских (2012 г.) указов Президента о повышении заработной платы в социальных отраслях. Во-вторых, в таких регионах повышена доля занятых в неформальном секторе экономики, поэтому на динамику доходов населения здесь сильнее влияют методы дооценки заработков в неформальном секторе, которые вряд ли можно считать точными. В-третьих, слаборазвитые регионы менее активно проводят оптимизацию расходов своих бюджетов в сфере социальной защиты и выплат пособий населению (доля социальных выплат достигла 20% всех доходов населения). Результирующим вектором всех названных факторов и оказалась лучшая динамика доходов населения в менее развитых регионах.

В целом социально-экономическое развитие регионов в 2017 г. было менее проблемным, чем в 2016 г., однако адаптация к кризису в большинстве субъектов РФ и переход от спада к стабилизации не обеспечивают в них устойчивого экономического роста и позитивной динамики социального развития.

Доходы и расходы бюджетов регионов

Динамика доходов консолидированных бюджетов регионов в 2017 г. улучшилась по сравнению с предыдущим годом (данные за ян-

варь-сентябрь) благодаря росту поступлений налога на прибыль, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и трансфертов. (См. табл. 1.) Максимальные темпы роста доходов бюджета отмечались в Республике Крым (59%) и Ненецком автономном округе (57%). Среди лидеров здесь также Кемеровская область (23%) и Ямало-Ненецкий автономный округ (22%). Доходы бюджетов сократились только в 15 регионах, и сильнее всего - в республиках Ингушетия и Кабардино-Балкария, Еврейской автономной области вследствие сокращения трансфертов, а также в Сахалинской, Томской областях и Ханты-Мансийском автономном округе из-за резкого снижения поступлений налога на прибыль.

Расходы бюджетов регионов выросли в январе-сентябре 2017 г. к аналогичному периоду предыдущего года на 6,3%, что значительно лучше их динамики за тот же период 2016 г. Сократились расходы бюджетов только в 16 регионах. Быстрее всего повышались расходы на национальную экономику, но в 2017 г. стали приоритетными и расходы на образование и культуру, поскольку их увеличение способствует развитию человеческого капитала в регионах. Количество регионов, где сократились расходы на образование, уменьшилось вдвое по сравнению с 2016 г. Наиболее негативной динамикой в этом отношении отличались республики Тыва, Ингушетия, Удмуртия и Курганская область - для властей этих субъектов РФ инвестиции в человеческий капитал менее значимы из-за бюджетных проблем.

Динамика расходов бюджетов регионов на здравоохранение и социальную политику несопоставима с предыдущими годами, так как в 2017 г. произошли изменения в бюджетном классификаторе. В 80 субъектах РФ страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения были перенесены из статьи «Здравоохранение» в статью «Социальная политика». Чтобы измерить динамику расходов по этим двум статьям, страховые взносы на ОМС неработающего населения были исключены из статьи «Социальная поли-

тика» и добавлены в статью «Здравоохранение». При пересчете (с добавлением расходов на страховые взносы в ОМС за неработающее население) расходы бюджетов регионов на здравоохранение в январе-сентябре 2017 г. увеличились на 2,8%, что ниже динамики расходов на образование и культуру. С учетом инфляции в 2017 г. (около 4%) финансирование услуг здравоохранения сократилось - население это чувствует и негативно реагирует на снижение доступности медицинских услуг.

Расходы на социальную политику (социальную защиту населения) в январе-сентябре 2017 г. выросли минимально, а расходы на пособия населению в сфере социальной защиты остались на прошлогоднем уровне. Ранее пособия населению были «священной коровой», на которую власти не рисковали покушаться, понимая их электоральную значимость. Но в 2017 г. они перестали быть приоритетным направлением расходов - многие регионы оптимизировали социальные выплаты населению, пересматривая правила «входа в систе-

му» для получателей пособий с целью ограничения к ним доступа и отказываясь от индексации некоторых или многих пособий.

На политику регионов в этой области повлияли требования Минфина России сбалансировать расходы и доходы бюджетов для получения бюджетных кредитов или пролонгации их возврата, что заставило регионы более жестко оптимизировать расходы. Кроме того, Минтруд России разработал методику выплат пособий населению с учетом нуждаемости, в связи с чем регионы должны были пересмотреть критерии выплат. Результат оказался ожидаемым - электоральные приоритеты были заменены фискальными.

Региональная картина с пособиями населению очень разная. В 36 субъектах РФ объем пособий в январе-сентябре 2017 г. (без учета страховых взносов на ОМС неработающего населения) сократился по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Сильнее всего уменьшили выплаты пособий Самарская, Астраханская, Ростовская, Волгоградская, Амур-

Таблица 1

Динамика доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов (январь-сентябрь в % к аналогичному периоду предыдущего года)

и количество регионов со снижением доходов/ра сходов консолидированного бюджета

Динамика доходов Количество регионов, сокративших доходы/ расходы

2016 г. 2017 г. 2016 г. : 2017 г.

Доходы - всего 3,2 7,9 23 15

в том числе:

НДФЛ 7,7 7,8

Налог на прибыль 3,4 8,8 23 21

Трансферты -8,2 7,9 2 5

Расходы - всего 3,9 6,3 19 16

в том числе:

Национальная экономика 9,5 11,7 22 33

Образование -0,3 4,7 25 12

Здравоохранение 1,9 2,8* 38 37*

Культура 5,0 12,2 40 10

Социальная политика 5,7 2,2** 13 35**

в том числе пособия населению 4,6 0,2 17 37

* - С добавлением страховых взносов на ОМС неработающего населения для сопоставимости расчетов. ** - Без учета страховых взносов на ОМС неработающего населения для сопоставимости расчетов. Источник: расчеты по данным Федерального казначейства.

ская области, Республика Кабардино-Балкария и Ханты-Мансийский автономный округ. Примерно в десяти субъектах РФ пособия населению продолжали быстро наращивать, опасаясь социальных протестов. В трети регионов рост пособий был минимальным, а еще в десяти регионах их объем сохранился на прежнем уровне.

В целом динамика социальных расходов бюджетов регионов неоднозначна. Позитивные тренды роста финансирования образования и культуры, обеспечивающих развитие человеческого капитала, неустойчивы. Проблемы минимального роста расходов на здравоохранение в последние два года, а также фискальной оптимизации пособий населению в сфере социальной защиты в 2017 г. сохранялись.

Перспективы социальной политики регионов зависят от состояния их бюджетов. В январе-сентябре 2017 г. сбалансированность бюджетов улучшилась, дефицит бюджета был зафиксирован только у трети регионов (за аналогичный период 2016 г. - у более чем 50). Дефицит бюджета был максимальным в республиках Мордовия (23%), Кабардино-Балкария (14%), Хакасия (12%), г. Севастополе (19%), Еврейской автономной области (17%), Костромской области (10%). Для этих регионов приоритеты социального развития явно отходят на второй план. Следует также учитывать, что количество регионов с дефицитом бюджета вырастет к концу года, поскольку на декабрь приходятся основные расходы по оплате госконтрактов. Однако их все равно будет меньше по сравнению с 2016 г.

Итоги года пока подводить рано, но вполне вероятно, что к его концу сохранятся тренд стагнации бюджетных расходов на социальную защиту населения и минимальная динамика расходов на здравоохранение, а рост расходов на образование вряд ли будет существенно выше темпов инфляции. В результате 2017 г. станет еще одним годом оптимизации расходов на чело-

веческий капитал, что усилит проблемы социального развития регионов России.

Рождаемость и смертность

В течение 15 лет в России наблюдалась вполне устойчивая тенденция к росту числа рождений, переломившаяся с середины 2016 г. А в 2017 г. в полную силу развернулась обратная тенденция: за январь-октябрь число родившихся составило всего 1418,1 тыс. человек -это на 170 тыс. человек меньше, чем за тот же период прошлого года. Общий коэффициент рождаемости составил 11,6%о (в 2016 г. -13%о). Сезонные колебания показателей сохраняются, однако в октябре разрыв между ними сократился, и этот месяц для рождаемости в 2017 г. можно считать удачным. (См. рис. 1.)

Негативный тренд в отношении числа рождений почти целиком определяется возрастной структурой населения страны. Новая «демографическая яма» продолжает колебания, берущие начало с Великой Отечественной войны. Она также усилена эффектом 1990-х годов, когда провал в численности нового поколения усугубился коренной перестройкой модели рождаемости и тяжелыми социально-экономическими условиями. Сейчас сокращение числа рождений прогнозируется не менее чем на пятнадцатилетний период. Пока нет никаких официальных данных о суммарном коэффициенте рождаемости в 2017 г., однако ряд экспертов2 прогнозируют и его снижение.

Неблагоприятные прогнозы в сфере рождаемости привели к созданию планов по «перезагрузке демографической политики». В ходе заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, состоявшегося 28 ноября 2017 г., Президентом России были выдвинуты предложения, основным содержанием которых является «поддержка многодетных семей, семей со скромными доходами, создание дополнительных стимулов для рож-

2 Презентация экспертно-аналитического доклада Центра стратегических разработок «Демографические вызовы России». Москва, ноябрь 2017 г. URL: gnments/orders/56263

дения второго и третьего ребёнка., особое внимание молодым семьям».

В развитие этих предложений сейчас готовятся два законопроекта3.

«Первый законопроект предусматривает продление программы материнского капитала на три года - по 31 декабря 2021 г. включительно, а также предоставление возможности направления средств материнского капитала на оплату дошкольного образования ребенка с его двухмесячного возраста, а не с трехлетнего, как сейчас». В словах Президента прозвучало уточнение о направлении средств «на оплату услуг дошкольного образования, а точнее, на уход и на присмотр за ребенком».

Смысл его заключается в том, что ранее оплата средствами материнского семейного капитала (МСК) детского сада ограничивалась только «образовательными организациями». Именно получение лицензии на образовательную деятельность было трудной задачей для коммерческих детских садов и ограничивало возможности оплаты их услуг средствами МСК. Уход и присмотр - нелицензируемые виды деятельности, и снижение возрастного порога до двух месяцев должно было бы привести

к допустимости оплачивать услуги ясельных организаций без образовательной лицензии. Однако в тексте нового законопроекта4 этого нет - он ограничивается предоставлением возможности «направлять средства материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, а также на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов» до достижения ребенком трехлетнего возраста. Это означает, что число доступных для оплаты средствами МСК мест в яслях увеличится ненамного и эффект от данной меры окажется небольшим.

Вторым законопроектом5 предлагаются два новых вида выплат -ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в случае, если ребенок рожден (усыновлен) после 1 января 2018 г. Выплата на второго ребенка будет осуществляться из средств МСК. Обе выплаты будут предоставляться семьям со среднедушевым доходом, не превышающим 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе (за второй квартал

Рис. 1. Ежемесячное число родившихся в январе 2015 - октябре 2017 гг., тыс. человек

200

100

--2015 г. -2016 г. -2017 г.

Источник ЕМИСС, оперативная информация Росстата.

О

3 Поручения по итогам заседания см.: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/56263

4 Текст законопроекта см.: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/333971-7

5 Текст законопроекта см.: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/333958-7

года, предшествующего году обращения за ее назначением), до достижения ребенком полутора лет, а размер каждой из этих выплат будет равен прожиточному минимуму для детей в конкретном регионе (за тот же период). В региональных практиках выплат аналогичного пособия на третьего ребенка, как правило, расчет среднедушевого дохода семьи производится исходя из суммы доходов членов семьи до вычета налогов за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления на получение выплаты6. В новом законопроекте период учета доходов расширен до 12 месяцев. Кроме того, в отличие от региональных практик, в состав семьи не включаются дети до 23 лет, обучающиеся по дневной форме обучения.

Помимо этого, будут ослаблены критерии предоставления федеральной помощи регионам на выплату пособий за третьего ребенка. Также на заседании Координационного совета было сообщено о запуске специальной программы ипотечного кредитования для семей, в которых второй или третий ребенок родится после 1 января 2018 г., - процентные ставки сверх 6% годовых будут субсидироваться (в течение ограниченного количества лет). Наконец, еще раз было сказано о необходимости расширять сеть государственных яслей (достижение к 2021 г. 100-процентной доступности дошкольного образования для детей ввоз-расте от 2 месяцев до 3 лет), а также повышать доступность медицинского обслуживания детей7. Положительный эффект субсидирования государством процентной ставки сверх 6% годовых будет ограничен платежеспособным спросом семей с детьми на покупку жилья в новом фонде и его объемом, фактической доступностью нового фонда в городах с низкими темпами строительства.

Таким образом, предлагаемые меры развивают поддержку семей с детьми и могут иметь положительный эффект как для поддержания рождаемости, так и для снижения рисков бедности семей с детьми.

Уменьшение числа родившихся запустило процесс естественной убыли населения: за первые десять месяцев 2017 г. она составила 115 тыс. человек, или 0,9%. Убыль наблюдалась в 58 субъектах РФ, максимальная - в Псковской, Тульской, Тверской, Новгородской, Тамбовской, Смоленской областях и в смежных с ними регионах с такой же возрастной структурой населения.

В январе-октябре 2017 г. в России сохранялась тенденция к снижению смертности населения: по предварительным данным Росстата, число умерших за данный период составило 1533 тыс. человек - это на 2,2% меньше, чем за аналогичный период 2016 г. Общий коэффициент смертности населения составил 12,5%. Уровень смертности населения за октябрь 2017 г. был выше, чем в октябре 2016 г. (на 3%), но ниже по сравнению с аналогичным периодом 2014 и 2015 гг. Ежемесячная статистика смертности характеризуется значительными колебаниями.

Разрыв между минимальным и максимальным значениями общего коэффициента смертности населения в регионах России за январь-октябрь 2017 г. составил 14,5%. Наименьший показатель был зарегистрирован в Республике Ингушетия (3,2%), наивысший - в Псковской области (17,7%). Такая его дифференциация связана как с различиями в интенсивности смертности населения, так и с особенностями половозрастного состава населения региона. В январе-октябре 2017 г. в регионах с высокой долей населения старших возрастов (Псковская, Новгородская, Тверская, Тульская области)

6 Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

7 По результатам качественного исследования, проведенного ИНСАП РАНХиГС, доступность медицины вошла сейчас в число наиболее острых проблем для семей с детьми. См.: Малева Т.М., Макаренцева А.О., Третьякова Е.А. Пронаталистская демографическая политика глазами населения: десять лет спустя // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 6. С. 1-24.

фиксировался высокий общий коэффициент смертности (от 16,7 до 17,7%о), а наименьшие коэффициенты наблюдались в регионах с более молодой структурой населения - в Республике Ингушетия (3,2%), Чеченской Республике (4,5%), Ямало-Ненецком автономном округе (4,9%), Республике Дагестан (5%), Ханты-Мансийском автономном округе (6,2%).

В то же время по сравнению с первыми десятью месяцами 2016 г. за тот же период 2017 г. в 6 регионах России общий показатель смертности населения повысился (в Республике Калмыкия - на 3%, Хабаровском крае и Калининградской области - на 1,7%, в Алтайском крае

- на 0,7%, в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия-Алания - на 1%), в 5 - остался на том же уровне. Наиболее значительное снижение показателя за рассматриваемый период было отмечено в Республике Тыва (на 11% - до 8,8%) и в Еврейской автономной области (на 10% - до 13,5%).

Младенческая смертность в России за январь-октябрь 2017 г. составила 5,3 случая на 1000 живорожденных - это на 10% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Региональный разрыв в значениях коэффициента младенческой смертности за рассматриваемый период составил 8,1%, снизившись с 16,1%, зафиксированных в январе-октябре

2016 г. Вместе с тем за первые десять месяцев

2017 г. в 23 регионах отмечалось повышение этого показателя (от 1 до 420%), а в 7 он остался на прежнем уровне. Наибольший его рост наблюдался в Ненецком автономном округе (на 420% - до 6,3%), Республике Адыгея (на 40% - до 6,3%), Сахалинской области (на 34% - до 4,3%), Мурманской области (на 25% - до 5%), Ярославской области (на 19%

- до 5,7%), Республике Башкортостан (на 17%

- до 6,8%). Максимальное снижение младенческой смертности было отмечено в Липецкой (на 61% - до 3%) и Ивановской (на 48% - до 3,3%) областях, Чукотском авто-

номном округе (на 50% - до 8,8%), Тамбовской области (на 45% - до 2,3%). Наибольший абсолютный показатель младенческой смертности в январе-октябре 2017 г. был зарегистрирован в Еврейской автономной области (10,4%), Чукотском автономном округе (9,8%), республиках Алтай (9,7%) и Тыва (9,1%), Чеченской Республике (8,8%), наименьший - в Тамбовской (2,3%), Липецкой (3,1%), Ивановской (3,3%) областях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение смертности населения в январе-октябре 2017 г. затронуло практически все основные причины смерти: от внешних причин она сократилась на 10,4%, от болезней органов дыхания - на 10,8%, от болезней органов пищеварения - на 5%, от новообразований - на 2%, от болезней системы кровообращения - на 4%, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней - на 0,5%. Продолжается рост вклада в общий показатель «других причин смерти»: вместе с классами «Болезни нервной системы» и «Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ» смертность в данной группе причин повысилась на 6,7% (с января 2017 г. из «других классов болезней» были выделены классы «Болезни нервной системы» и «Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ»). Число умерших от болезней перечисленных классов и «других классов причин» в сумме за январь-октябрь 2017 г. составило 299 тыс. человек.

Рост смертности от «других причин смерти» связан с увеличением смертности от болезней нервной системы,болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезней мочеполовой системы начиная с 2012 г. и к 2016 г. достигшей своего максимума. Видимо, ради улучшения региональной статистики смертности населения от основных причин, упомянутых в майском указе8, часть таких смертей фикси-

8 В 2012 г. вышел Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», в котором в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения

руется в категории «Прочие болезни», в том числе «Прочие болезни нервной системы». Это можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами, влияющими на мониторинг реализации мер политики по снижению смертности. Анализ стандартизованного коэффициента смертности9 от прочих причин за 2016 г. в регионах России показывает значительный региональный разброс его значений. (См. рис. 2.)

К регионам с максимальным показателем смертности населения от этих причин в 2016 г. относятся Республика Мордовия (389 на 100 тыс. населения стандарта), Ивановская (329 на 100 тыс. населения) и Амурская (307 на 100 тыс. населения) области. Низкий стандартизо-

ванный коэффициент смертности был зафиксирован в Республике Северная Осетия-Алания (47 на 100 тыс. населения), Еврейской автономной области (47 на 100 тыс. населения), г. Санкт-Петербурге (42 на 100 тыс. населения). В случае, когда органы власти требуют снижения показателя смертности от болезней системы кровообращения до запланированных уровней, региональный разрыв в значениях показателя смертности от этих причин может увеличиться.

В настоящий момент снова набирает остроту проблема вакцинации детей. Она распадается на две части: неполная доступность препаратов вакцинирования и популярность антипрививочных настроений. Ограничения

Рис. 2. Стандартизованный коэффициент смертности от других (неосновных) причин смерти в регионах России в 2016 г.

Источник: расчеты авторов по данным Росстата.

было постановлено обеспечить к 2018 г. снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения, снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения, снижение смертности от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс. населения, снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения.

9 Применяется прямой метод стандартизации. В качестве стандарта выступает возрастная структура населения России в целом.

по доступности препаратов касаются импортных вакцин вне зависимости от существования хотя бы их приблизительных аналогов отечественного производства. Минздрав России считает приоритетом отечественное производство вакцин для национального календаря профилактических прививок, но критикует их качество10.

Основные причины отсутствия вакцин связаны не с ограничениями их закупок, а с перебоями в поставках: вакцина может быть на перерегистрации (например, препарат против клещевого энцефалита перерегистрируется второй год) или весь закупленный Россией объем передан государственным поликлиникам. Второй фактор, в частности, привел к резкому снижению доступности важной вакцины Пентаксим11. Кроме того, в связи с новым законом о лекарственных препаратах, в том числе иммунобиологических12 (иммунобиологические препараты могут отпускать только аптеки и аптечные киоски и только по рецепту), возможность выбора вакцины и процесс ее покупки в аптеке усложняются.

Вместе с тем за последние годы расширился и был оптимизирован национальный календарь профилактических прививок (последний его пересмотр состоялся в 2017 г.)13. В него была введена прививка HIB от гемо-фильной палочки типа b, которая ранее но-

сила рекомендательный характер. Наряду с менингококком HIB очень часто является причиной менингитов у детей, детских пневмоний, ОРЗ, бронхитов и т.д. У детей до 5 лет не формируется иммунитет к HIB, поэтому они могут переболеть возбужденными ге-мофильной палочкой заболеваниями несколько раз. Анализ данных по многим странам (США, Великобритании, Франции, Канаде и др.), где прививают данную вакцину, за десять лет показал снижение заболеваемости в 4-10 раз по сравнению с непривитыми детьми, особенно среди посещающих детские сады.

Данные Роспотребнадзора об инфекционных и паразитарных заболеваниях за январь-октябрь 2014-2017 гг. говорят о снижении заболеваемости почти от всех заболеваний, профилактика которых достигается вакцинацией14, однако в 2017 г. некоторые показатели оказались хуже, чем в 2016 г. (например, по кори)15. С 2014 г. выросла заболеваемость эпидемиологическим паротитом (вакцинация в 12 месяцев и в 6 лет): в 2014 г. было зафиксировано 215 случаев таких заболеваний (0,11 на 100 тыс. населения), тогда как в 2017 г. - 1948 случаев (6,5 на 100 тыс. населения), и заболеваемость гриппом (в 2017 г. она была на 3% выше, чем в 2014 г.). Одновременно повысилась заболеваемость по причине «поствакцинальных осложне-

10 Заседание Координационного совета в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий при Минздраве России с профильными комиссиями РСПП и Комитетом ТПП РФ. URL: http://xrro1aabe.xrrp1ai/cc/news/49/12264. Принятые решения: http://media.rspp.rU/document/1/f/8/f842993f076cfa4dc324ba80c68aaa58.pdf, http://media.rspp.ru/document/ 1/5/d/5dde39887e504d782f874bde280ab36d.pdf

11 Пентаксим (Франция) — комплексная вакцина против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и HIB гемофильной палочки. В составе Пентаксима коклюш расщеплен и с него удалена оболочка — это снижает риски постпрививочных осложнений. Частичным аналогом Пентаксима выступает АКДС — российская вакцина из трех компонентов: убитых палочек коклюша, инактивированных токсинов дифтерии и столбняка. Она относится к цельноклеточным вакцинам и из-за присутствия убитого коклюшного компонента считается самой опасной по рискам развития осложнений.

12 Приказ Минздрава России № 403н от 11 июля 2017 г. «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» (в ред. от 22.09.2017 г.).

13 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 51н от 31 января 2011 г. «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» с изменениями в соответствии с приказом Минздрава России от 16 июня 2016 г. № 370н и приказом Минздрава России от 13 апреля 2017 г. № 175н.

14 Статистические материалы по инфекционной заболеваемости см.: http://www.rospotrebnadzor.ru/activities/statistical-materials/statistic_detail.php?ID=9284&sphrase_id=1169517

15 Инфекционная заболеваемость в Российской Федерации за январь-октябрь 2017 г. URL: http://www.rospotrebnadzor.ru/ activities/statistical-materials/statictic_details.php?ELEMENT_ID=9284

ний»16: в январе-октябре 2017 г. относительно аналогичного периода 2014 г. число поствакцинальных осложнений возросло на 49% и составило 206 случаев (0,14 на 100 тыс. населения), в том числе 187 - в возрасте 0-17 лет (0,65 на 100 тыс. населения). Это значительно ниже уровня заболеваемости по причинам, подлежащим профилактике вакцинацией, а рост здесь, кроме прочих оснований, может объясняться также улучшением регистрации, повышением обращаемости родителей.

В целом ситуация с вакцинацией в России остается не вполне благополучной. Для ее улучшения необходимо прежде всего обеспечить фактическую доступность качественных и безопасных вакцин.

Долговременная миграция

В январе-сентябре 2017 г. население России продолжало прирастать за счет международной миграции, но масштабы этого прироста были ниже, чем в соответствующие периоды 2011 — 2016 гг.: за первые девять месяцев 2017 г. миграционный прирост населения сократился по сравнению с аналогичным периодом прошло-

го года на 40,3 тыс. человек. (См. рис. 3.) Если в последнем квартале года показатели миграции не претерпят существенных изменений, то по его итогам миграционный прирост, по нашей оценке, составит порядка 220 тыс. человек. Этого пока достаточно, чтобы компенсировать возобновившуюся естественную убыль населения страны, но рост населения будет при этом незначительным.

Основным миграционным донором России остается Украина, но за январь-сентябрь 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года миграционный прирост за счет этой страны сократился на 47,9%. Миграционный прирост с Узбекистаном так и не восстановился до уровня 2012—2013 гг. Вторым по значимости миграционным партнером России стал Таджикистан. Увеличение прироста отмечено в миграции с Беларусью, Киргизией, Арменией (все эти страны входят в ЕАЭС) и Туркменией, но в абсолютном выражении показатели 2017 г. не превысили значений докризисного уровня. (См. табл. 2.)

Миграционный прирост со странами дальнего зарубежья в рассматриваемый период

Рис. 3. Изменение численности населения России по компонентам в январе-сентябре 2010-2017 гг., тыс. человек

300

200

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Годы

ш Естественный прирост/убыль Миграционный прирост/убыль -Общий прирост/убыль

Источник: Социально-экономическое положение России. Доклады за 2010—2017 гг. / Росстат.

16 Перечень основных заболеваний см в: Расследование поствакцинальных осложнений: Методические указания. — М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. Перечень основных заболеваний в поствакцинальном периоде, подлежащих регистрации и расследованию, см.: ИИр://го5ро1геЬпасЬог.ги/с1оситеп15/с1е1а115.рИр?Е1ЕМЕМТ_Ю=4739

был, как всегда, невелик, поскольку выезд из России в этом направлении сильно недоучитывается отечественной статистикой, о чем говорит сравнение с данными основных принимающих стран17.

Данные за 2017 г. показывают, что в перспективе миграционный прирост населения страны может снизиться. Приток мигрантов из стран - основных миграционных доноров России (Узбекистана и других стран Центральной Азии, Украины) нестабилен, а значимых миграционных доноров за пределами постсоветского пространства не просматривается. Серьезных резервов увеличения миграционного прироста населения России за последние годы не появилось. В условиях возобновления естественной убыли населения и возможного ее возрастания в будущем уменьшение миграционного прироста может привести к устойчивому сокращению населения страны уже в ближайшие годы.

Численность внутристрановых мигрантов в России в последние годы находится на стабильном уровне. В январе-сентябре 2017 г. по

сравнению с аналогичным периодом прошлого года она увеличилась на 0,7 тыс. человек (+0,02%).

Число регионов с положительным миграционным приростом сократилось с 38 в январе-сентябре 2016 г. до 30 за тот же период 2017 г. Это стало следствием снижения миграционного прироста за счет международной миграции, которая в большинстве регионов компенсирует отток местного населения в основные межрегиональные центры притяжения мигрантов. Состав последних не изменился: лидируют здесь Москва и Московская область, далее следуют такие крупнейшие центры, как Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край. Кроме них значительный миграционный прирост населения наблюдался в Республике Крым и г. Севастополе, Воронежской, Тюменской, Калининградской, Новосибирской областях.

В то же время миграционная убыль отмечена в большинстве регионов Дальневосточного, Сибирского, Северо-Кавказского и Приволжского федеральных округов. Миграцион-

Таблица 2

Прирост/убыль в международной миграции России в январе-сентябре 2012-2017 гг., тыс. человек

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Международная миграция - всего 217,5 214,0 185,1 169,1 196,5 156,2 в том числе:

С государствами-участниками СНГ 197,6 199,3 179,6 165,1 191,9 152,4

Азербайджан 13,7 12,8 10,0 8,1 7,9 5,7

Армения_23,6_25,2_18,6_15J_8,9_9,6

Беларусь 8,7 2,1 5,1 3,2 1,6 7,7

Казахстан 25,9 29,5 28,8 24,9 25,6 22,2

Киргизия 19,2 14,2 11,7 5,6 9,3 12,6

Республика Молдова 13,1 15,0 12,3 12,5 10,6 6,7

Таджикистан 22,9 24,2 13,7 5,8 19,4 23,5

Туркмения 2,5 2,3 1,4 1,3 0,8 1,3

Узбекистан_41,7_47,0_30,7_-17,2_14,2_14,6

Украина 26,4 26,9 47,3 105,2 93,6 48,8

Со странами дальнего зарубежья 20,0 14,8 5,5 4,0 4,5 3,8 Источник: Социально-экономическое положение России. Доклады за 2010-2017 гг. / Росстат.

17 Демографические вызовы России. Экспертно-аналитический доклад ЦСР. Москва, ноябрь 2017 г. 96 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 24 • № 12 • ДЕКАБРЬ 2017 - ЯНВАРЬ 2018

ный отток из регионов восточной части страны продолжается, а по сравнению с 2016 г. он даже усилился. Но если в предыдущие годы основной отток приходился на регионы Дальнего Востока, то в 2017 г. на первое место по абсолютному масштабу убыли населения вышел Сибирский федеральный округ.

Наблюдение за внутрироссийской миграцией на протяжении длительного времени показывает, что ее объемы практически не реагируют ни на кризисные явления в экономике, ни на экономический рост. Направления миграции также не претерпевают изменений, так как за многие годы значимых центров притяжения мигрантов практически не появилось.

Временная миграция

Объемы временной миграции в 2017 г. продолжают отставать от показателей 2016 г., хотя разрыв с прошлогодними данными незначителен. В то же время по сравнению с 20132015 гг. сокращение объемов временной миграции было весьма существенным. На 1 ноября 2017 г. на территории РФ пребывало 9,9 млн. иностранцев, что на 3% ниже показателя на ту же дату 2016 г. и на 15% - 2014 г.

Все в большей степени временная миграция в Россию обеспечивается выходцами из стран СНГ: в начале ноября 2017 г. на территории РФ находилось 8,5 млн. граждан этих государств - 86% всей численности пребывавших на территории страны иностранцев. При этом доля мигрантов из стран СНГ в общем объеме миграции растет, а их численность падает (но численность мигрантов из дальнего зарубежья падает более быстрыми темпами).

Сравнение аналогичных данных за последние годы позволяет увидеть следующие закономерности. Показатели пребывания в РФ граждан из стран-членов ЕАЭС находятся на высоком уровне, однако дальнейший рост миграции из них маловероятен (единственное исключение -Киргизия: численность временных мигрантов из этой страны продолжит увеличиваться). Сокращение в кризисный период

численности мигрантов из Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана в 2017 г. сменилось ее ростом, тем не менее миграция из последних двух стран пока не вернулась к объемам 2014 г. В 2017 г. продолжилось снижение численности иностранных граждан из Молдовы и Украины (хотя численность украинских граждан в РФ все еще выше показателей 2013 г., наблюдавшихся до начала военных действий на юго-востоке Украины).

Позитивная миграционная динамика по-прежнему отсутствует в сегменте пребывания на территории России иностранцев из развитых стран дальнего зарубежья: по сравнению с уровнем докризисного 2013 г. этот показатель снизился в 2,6 раза, а по отдельным странам (США, Испании, Великобритании) - в 5-7 раз. Сокращение пребывания в РФ коснулось всех категорий иностранцев из развитых стран независимо от целей въезда. Сильнее всего (более чем в 3 раза) уменьшилось число туристов, пребывающих на территории страны с деловыми (сокращение в 2,2 раза) и служебными (сокращение в 2,1 раза) целями.

На 1 ноября 2017 г. в России находилось 3,9 млн. иностранцев, въехавших с целью «Работа по найму» (из них 3,7 млн. были трудовыми мигрантами из стран СНГ и 160 тыс. - из стран дальнего зарубежья), это выше показателя 2016 г. (3,83 млн.), но ниже 2015 г. (3,99 млн.) на ту же дату. В целом единовременное количество пребывающих в РФ трудовых мигрантов колеблется около отметки в 4 млн. человек уже третий год подряд; к этой цифре мы оценочно прибавляем от 0,5 до 1 млн. нелегальных трудовых мигрантов (въехавших в Россию с другими целями, например частной, но работающих).

Действительными документами для работы (патентами или разрешениями на работу) на 1 ноября 2017 г. обладали 1,7 млн. мигрантов, еще почти 1 млн. были выходцами из стран ЕАЭС, т.е. имели право официально трудоустраиваться без разрешительных документов. Таким образом, почти 70% трудовых мигрантов имели потенциальную возможность легально работать в России.

Стремление мигрантов легализоваться растет: за январь-октябрь 2017 г. ими было оформлено 1,5 млн. разрешительных документов, что выше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. (хотя по-прежнему этот показатель заметно отстает от соответствующих значений 2015 г. и, особенно, 2014 г.). (См. табл. 3.)

Ежемесячные платежи мигрантов за патенты становятся весомой статьей доходов региональных бюджетов: сумма этого налога, по-

ступившего за первые десять месяцев 2017 г., составила 42,8 млрд. руб. (за тот же период 2015 и 2016 гг. - соответственно 26 и 39 млрд. руб.). Все большая часть таких платежей обеспечивается мигрантами из Узбекистана и Таджикистана: в 2017 г. 86% патентов было оформлено выходцами из этих стран, тогда как на долю граждан Украины пришлось только 8% оформленных патентов, а на долю мигрантов из Азербайджана и Молдовы - по 3%. ■

Таблица 3

Оформление разрешительных документов для работы мигрантов в РФ в январе-октябре 2014-2017 гг., человек

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Разрешения на работу для иностранных граждан* 1094172 150 084 107 111 112 635

в том числе:

Разрешения на работу для квалифицированных специалистов* 118 777 17 556 10012 13810

Разрешения на работу для высококвалифицированных специалистов 25 659 33 832 21 727 17 627

Патенты** 2059491 1581 086 1301 574 1416681

Итого 3153 663 1731 170 1408 685 1529 316

* - С 1 января 2015 г. выдаются только иностранным гражданам из визовых стран.

** - С 1 января 2015 г. выдаются иностранным гражданам из безвизовых стран для работы как у физических,

так и у юридических лиц.

Источник: ГУВМ МВД РФ (форма 1 -РД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.