Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / SOCIAL PARTNERSHIP / VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION / VOCATIONAL EDUCATION / STUDENTS / TEACHERS / VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM / MECHANISM OF SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Алешугина Елена Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна

Различные области жизни социума современного мира постоянно развиваются, сфера образования не является исключением. На фоне коренных преобразований, связанных с новыми потребностями государства и общества появились условия, требования, продиктованные новыми Федеральными государственными образовательными стандартами с целью повышения уровня образования выпускников. И образовательные учреждения, действуя в рамках этих требований, стремятся изыскивать способы, наиболее подходящие для развития профессионального учреждения, вывода его на новый уровень конкурентоспособности. Одним из таких способов является социальное партнерство. Статья посвящена вопросам изучения социального партнерства в сфере образования. Авторы раскрывают сущность и роль социального партнерства в профессиональных образовательных учреждениях. На основе анализа научной литературы авторами были выделены субъекты социального партнерства в профессиональном образовании. К ним относятся органы власти в области образования, труда и занятости, граждане (студенты и их родители, сотрудники образовательного учреждения), система профессионального образования и рынок труда.Для построения социального партнерства, его участникам необходимо пройти несколько этапов. Авторы раскрывают три обязательных этапа для успешной организации социального партнерства. Также в статье подробно освещены все потенциально возможные социальные партнеры профессиональных образовательных учреждений и раскрыты их ключевые роли в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Алешугина Елена Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP IN PROFESSIONAL EDUCATION

Various areas of social life in the modern world are constantly evolving, the sphere of education is no exception. Against the background of radical transformations related to the new needs of the state and society, conditions and requirements dictated by the new Federal State Educational Standards in order to increase the level of education of graduates have emerged. And educational institutions, acting within the framework of these requirements, seek to find ways that are most suitable for the development of a professional institution, bringing it to a new level of competitiveness. One of these ways is social partnership. The article is devoted to the study of social partnership in the field of education. The authors reveal the essence and role of social partnership in professional educational institutions. Based on the analysis of scientific literature, the authors identified the subjects of social partnership in vocational education. These include authorities in the field of education, labor and employment, citizens (students and their parents, employees of an educational institution), the system of vocational education and the labor market. To build a social partnership, its participants need to go through several stages. The authors reveal three mandatory stages for the successful organization of social partnership. Also in the article all potential social partners of professional educational institutions are covered in detail and their key roles in this process are revealed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

педагогические науки

Петровский Александр Михайлович, Алешугина Елена Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ...

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0001

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2019

Петровский Александр Михайлович, заместитель директора по внеучебной работе

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина, 24), e-mail: pposdf@mail.ru) Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru)

Аннотация. Различные области жизни социума современного мира постоянно развиваются, сфера образования не является исключением. На фоне коренных преобразований, связанных с новыми потребностями государства и общества появились условия, требования, продиктованные новыми Федеральными государственными образовательными стандартами с целью повышения уровня образования выпускников. И образовательные учреждения, действуя в рамках этих требований, стремятся изыскивать способы, наиболее подходящие для развития профессионального учреждения, вывода его на новый уровень конкурентоспособности. Одним из таких способов является социальное партнерство. Статья посвящена вопросам изучения социального партнерства в сфере образования. Авторы раскрывают сущность и роль социального партнерства в профессиональных образовательных учреждениях. На основе анализа научной литературы авторами были выделены субъекты социального партнерства в профессиональном образовании. К ним относятся органы власти в области образования, труда и занятости, граждане (студенты и их родители, сотрудники образовательного учреждения), система профессионального образования и рынок труда.Для построения социального партнерства, его участникам необходимо пройти несколько этапов. Авторы раскрывают три обязательных этапа для успешной организации социального партнерства. Также в статье подробно освещены все потенциально возможные социальные партнеры профессиональных образовательных учреждений и раскрыты их ключевые роли в этом процессе.

Ключевые слова: социальное партнерство, профессиональное образовательное учреждение, профессиональное образование, обучающиеся, педагоги, система профессионального образования, механизм социального партнерства.

SOCIAL PARTNERSHIP IN PROFESSIONAL EDUCATION

© 2019

Petrovsky Alexander Mikhailovich, deputy director for extracurricular work

Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Minin st., 24, e-mail: pposdf@mail.ru) Aleshugina Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ilinskaya, 65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru) Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru)

Abstract. Various areas of social life in the modern world are constantly evolving, the sphere of education is no exception. Against the background of radical transformations related to the new needs of the state and society, conditions and requirements dictated by the new Federal State Educational Standards in order to increase the level of education of graduates have emerged. And educational institutions, acting within the framework of these requirements, seek to find ways that are most suitable for the development of a professional institution, bringing it to a new level of competitiveness. One of these ways is social partnership. The article is devoted to the study of social partnership in the field of education. The authors reveal the essence and role of social partnership in professional educational institutions. Based on the analysis of scientific literature, the authors identified the subjects of social partnership in vocational education. These include authorities in the field of education, labor and employment, citizens (students and their parents, employees of an educational institution), the system of vocational education and the labor market. To build a social partnership, its participants need to go through several stages. The authors reveal three mandatory stages for the successful organization of social partnership. Also in the article all potential social partners of professional educational institutions are covered in detail and their key roles in this process are revealed.

Keywords: social partnership, vocational educational institution, vocational education, students, teachers, vocational education system, mechanism of social partnership.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день профессиональные образовательные учреждения действуют в рамках требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов. В этой связи учреждения должны готовить компетентных конкурентоспособных специалистов. Поэтому, для создания необходимых, более результативных условий образовательным учреждениям необходимы дополнительные инструменты. На наш взгляд

таковым инструментом является социальное партнерство. Развивая данный процесс, учреждение сможет решить многие задачи, например, такие как привлечение новых лиц к образовательному процессу, обеспечение мест практики для студентов [1]. Социальное партнерство помогает четко ориентироваться на запросы работодателей, предоставляя студентам трудоустройство [2]. На современном этапе развития экономики профессиональные образовательные организации должны быстро реагировать на изменения рынка труда. Система соци-

Petrovsky Alexander Mikhailovich, Aleshugina Elena Anatolyevna, Vaganova Olga Igorevna pedagogical

SOCIAL PARTNERSHIP IN PROFESSIONAL ... sciences

ального партнерства отвечает данному запросу. Такой тип взаимодействия учреждений профессионального образования с субъектами и институтами рынка труда способствует полному удовлетворению и согласованию их интересов [3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Среди ученых, занимавшихся разработкой идеи социального партнерства, можно отметить как отечественных, так и зарубежных. Данной теме были посвящены работы Дж. Хоманса, П. Блау, П. Сорокина, А.Н. Аверина, Г.П. Зинченко, М.А. Будановой, однако, несмотря на достаточно большое количество работ в этой области, возникает множество неразрешенных вопросов, связанных с взаимодействием социальных партнёров, поскольку сфера образования - это динамичная сфера, и требует постоянного внимания, поэтому на сегодняшний день тема социального партнерства в области профессионального образования является все еще недостаточно раскрытой [4].

В современной международной практике социальное партнерство в профессиональном образовании понимают как взаимодействие с субъектами экономической жизни и сферы труда для повышения результативности профессионального образования и удовлетворения спроса на профессиональные компетенции специалистов на рынке труда [5]. Активными исследователями социального партнерства в сфере образования также являются В.И. Байденко, Т.М. Глушанок, А. А. Муравьева, В.Г. Зарубин, В.А. Щеголев.

Авторы по-разному раскрывают понятие социального партнерства. На наш взгляд наиболее точным и полным будет следующее определение [6]. Социальным партнерством в сфере образования считается взаимодействие предприятий (работодателей), общественных организаций, государственных органов власти (сферы образования, труда и занятости), учреждений, профессионального образования, профессионально-педагогического сообщества и граждан, которые желают получить или же уже получают профессиональное образование, получившие профессиональное образование, действующее на основе взаимовыгодных интересов и учета потребностей каждой стороны в целях увеличения результативности профессионального образования и удовлетворения потребностей обучающихся [7].

По мнению большинства исследователей сущность социального партнерства в сфере образования состоит в модернизации последнего для повышения соответствия текущим и перспективным запросам и потребностям, а также в подготовке конкурентоспособных специалистов, способных придать экономическому развитию страны необходимую устойчивость [8-14].

Формирование целей статьи (постановка задания). Изучение сущности социального партнерства с целью разработки процесса его внедрения в профессиональное образовательное учреждение.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исходя из выделенного нами определения, мы можем сказать, что субъектами социального партнерства в профессиональном образовании являются государство (органы власти в области образования, труда и занятости), граждане (студенты и их родители, сотрудники образовательного учреждения), система профессионального образования и рынок труда. Среди основных форм (областей) социального партнерства выделяют:

- анализ потребностей в обучении;

- разработка содержания обучения;

- организация практики для обучающихся образовательного учреждения;

- участие сотрудников предприятий в проведении семинаров и занятий в учебном заведении;

- трудоустройство выпускников;

- прохождение преподавателями стажировок на предприятии;

- предоставление учебному заведению материалов и оборудования; профориентация и консультирование [15].

Образовательные организации имеют достаточно высокую мотивацию к развитию различных форм и механизмов социального взаимодействия. Развивая его, они достигают следующих целей и задач:

- развитие интеллектуального, технологического и имущественного потенциала профессионального образования [16];

- расширение имущественной и финансовой основы профессионального образования за счет привлечения внебюджетных источников финансирования [17];

- повышение конкурентоспособности образовательной организации;

- создание новых актуальных направлений подготовки в соответствии с запросами рынка труда [18];

- удовлетворение спроса на рынке труда [19].

Кроме того, повышение уровня требований к квалификации будущих выпускников делает необходимым постоянное обновление и развитие учебно-материальной базы профессионального образовательного учреждения, что достигается посредством развития социальных связей [20].

Система партнерских отношений выстраивается в несколько этапов. Для того чтобы социальное партнёрство приносило выгоду всем его участникам мы предлагаем следующие.

Первый этап - подготовительный. Здесь определяется круг задач, которые будет решать коллектив. Для этого выделяют круг проблем, которые может решить развитие социального партнерства, того, кто именно может стать социальным партнёром, что образовательная организация сможет предложить своим потенциальным партнёрам. Результатом первого этапа становится готовность коллектива к социальному партнерству, создание базы социальных партнёров по категориям существующих и потенциальных форм сотрудничества с ними, сформированная база существующих образовательных программ.

Второй этап - это организация. На данном этапе происходит установление устойчивых долгосрочных связей с социальными партнёрами:

- подготовка договоров о сотрудничестве;

- отработка технологии взаимодействия с различными категориями партнеров;

- создание элементов будущей схемы взаимодействия;

- определяется форма и модель партнерства (участниками социального диалога могут быть государство, местное самоуправление, коммерческий или некоммерческий сектор, предприятия, учреждения других ведомств, родители) [21]. Установление контактов - это сложный трудоемкий процесс, требующий тщательной подготовки [22]. Конечным результатом второго этапа являются подписание договоров о сотрудничестве, создание основных структурообразующих элементов будущей системы социального партнерства [23]. Последствием плохо налаженного взаимодействия может выступать нехватка информации о потребностях рынка труда, о наиболее перспективных направлениях и новых тенденциях и тогда актуальность дальнейшего развития партнерства теряет смысл. Более того, уровень подготовки выпускников становится ниже [24].

Третий этап - системообразующий. На данном этапе должны быть объединены уже имеющиеся и создающиеся элементы социального партнерства [25]. Взаимодействие с партнёрами должно быть устойчивым и постоянным, поддержка контактов - функциональная обязанность участников. Взаимодействие всех заинтересованных сторон на данном этапе выходит на технологический уровень.

педагогические науки

Петровский Александр Михайлович, Алешугина Елена Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ...

Результатами третьего этапа становятся:

- готовые должностные инструкции различных категорий специалистов по работе с социальными партнерами [26];

- разработанный план работы организации с включенными в него мероприятиями по социальному партнерству;

- разработанные типовые документы (договора, положения о программах, учебно-методических комплексах, других ресурсах) [27];

- готовый пакет экспертных оценок и определение направлений дальнейшей совместной деятельности.

Данные этапы помогут создать устойчивое взаимодействие социальных партнеров. Ранее нами уже были выделены субъекты социального партнерства. Выбирая партнера, образовательное учреждение должно четко определить для себя, каких именно целей необходимо достичь за счет данного взаимодействия. Отметим, что государство выступает в качестве партнера, преследуя цель усиления прозрачности информационных потоков на рынке труда и образовательных услуг, рассмотрения ситуации с трудоустройством выпускников, рейтинге образовательных учреждений [28-31].

Муниципальные органы управления образованием и экономикой потенциально полезны в вопросах кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений. Данная работа должна организовываться следующим образом. Во-первых, создается перечень профессий, востребованных на местном рынке труда, далее корректируется содержание образовательных программ с помощью совместного рецензирования их с участием работодателей, в-третьих формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более высокого уровня подготовки будущих выпускников.

Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству разные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профессиональной ориентации, службы трудоустройства), а также финансируют подготовку и переподготовку специалистов [32].

Объединения трудящихся и профсоюзов также имеют интерес к социальному партнерству. С одной стороны они предоставляют образовательному учреждению место для прохождения студентами практики и будущего трудоустройства, с другой - чем качественнее профессиональная подготовка и переподготовка сотрудников, тем меньше окажется социальных проблем и конфликтов с работодателем, снизится социальная напряженность.

От парильного выбора социального партнера зависит успех деятельности образовательной организации. Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Мы можем сказать, что формирование процесса социального партнерства в современных социально-экономических условиях достаточно длительный и сложный процесс, состоящий из множества аспектов, зависящий от объективных и субъективных причин, от которого, однако, зависит успешность развития многих учебных заведений, поэтому данный способ повышения уровня формирования компетентности выпускников и конкурентоспособности профессионального учебного заведения необходимо постоянно дорабатывать. В процессе работы нами была достигнута поставленная цель - изучена сущность социального партнерства и на этой основе разработан процесс его внедрения в профессиональное образовательное учреждение. А именно нами были предложены этапы внедрения социального партнерства. Соблюдая, предложенную нами этапность построения социального партнерства, учреждения могут выстроить достаточно устойчивое взаимодействие. Также мы можем сказать, что механизм организации социального партнерства наиболее результативен, если

руководство обладает значительными знаниями в области социологии, маркетинга, менеджмента, экономики. Тогда построение открытой модели образовательной деятельности становится наиболее действенным. Сущность социального партнерства состоит в создании новых и более мощных конкурентных преимуществ взаимодействующих сторон. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2

2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //ВестникМининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

3. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.

4. Кутепов М.М., Ваганова О.И, Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

5. Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования //Глобальный научный потенциал. 2015. № 6 (51). С. 19-21.

6. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

7. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.

8. Пайгина Е.С. Социальное взаимодействие как основа построения содержательных и процессуальных сторон профессиональной деятельности бакалавра социальной работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 118-120.

9. Озина А.М., Чернышов А.Н. Методология и инструментарии создания региональной системы социального партнерства в здравоохранении и образовании //Вестник НГИЭИ. 2017. № 11 (78). С. 120-129.

10. Прасолов В.И., Ткаченко И.В., Кожухова Ю.Э. Обзор лучших российских практик социального предпринимательства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 237-239.

11. Денисов М.В. Ресурсная интеграция как фактор развития социального партнерства в сфере профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 83-87.

12. Фардзинова З.А. Участие лидеров общественного мнения в процессах совершенствования социальной политики в области патриотического воспитания на муниципальном уровне // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 392-396.

13. Синенко П.В. Власть и бизнес: роль социального партнерства в развитии северных территорий Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 260-262.

14. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

15. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

16. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

17. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.

18. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.

19. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

20. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)

21. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

22. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M.,

Petrovsky Alexander Mikhailovich, Aleshugina Elena Anatolyevna, Vaganova Olga Igorevna SOCIAL PARTNERSHIP IN PROFESSIONAL ...

pedagogical sciences

Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

23. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Толчина М.А. Особенности реализации технологии дискуссионного обучения при изучении педагогических дисциплин //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 34-39.

24. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 175-178.

25. Ваганова О.И., Лапшова А.В., Колтохина О.П. Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 43-46.

26. Макеева А.В. Проектирование содержание курса «Математика» для студентов-психологов в вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/А.В. Макеева. Нижний Новгород, 2005. -18 с.

27. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 1. С. 43-48.

28. Мартышенко Н.С. Формирование образа профессии на пути будущего трудоустройства выпускников вузов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 179-183.

29. Голобоков А.С., Шлемен Д.С. Особенности и перспективы трудоустройства молодых специалистов на дальнем востоке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 359-361.

30. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация технологии «перевернутого урока» в высшей школе //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 4. С. 29-34.

31. Медведева Л.М., Скворчинский М.Д. Трудоустройство молодежи как многофакторный процесс кадрового обеспечения российского Дальнего Востока // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 196-199.

32. Самерханова, Э. К. Проектирование единого информационно-образовательного пространства в вузе: подходы и принципы: монография/Э. К. Самерханова, А. В. Макеева. -Нижний Новгород: НГПУ, 2011. -107 с.

Статья поступила в редакцию 27.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.