Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х – 2000-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ МАРИЙ ЭЛ)'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х – 2000-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ МАРИЙ ЭЛ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вооруженные силы Российской Федерации / государственная политика / Йошкар-Олинская и Марийская епархия / правоохранительные органы / Республика Марий Эл / Русская православная церковь / социальное партнерство / armed forces of the Russian Federation / state policy / Yoshkar-Ola and Mari dioceses / law enforcement agencies / Republic of Mari El / Russian Orthodox Church / social partnership

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефремов Евгений Николаевич

В статье рассматривается специфика социального партнерства правоохранительных органов и вооруженных сил РФ с РПЦ в Республике Марий Эл (РМЭ) во второй половине 1990-х – 2000-е гг. В результате установлено, что для решения общественных проблем республики социально-партнерские отношения с Йошкар-Олинской и Марийской епархией устанавливают УФСИН по РМЭ, Военный комиссариат РМЭ, Управление ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по РМЭ и МВД по РМЭ. При этом, взаимодействие органов правопорядка и структур военного управления с республиканской епархией происходило на рабочих площадках межведомственных советов, создаваемых при местных органах власти. Благодаря этому, в Республике Марий Эл осуществлялось духовно-нравственное просвещение осужденных и личного состава правоохранительных органов, патриотическое воспитание призывников, профилактика наркомании среди детей и молодежи и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP OF LAW ENFORCEMENT BODIES AND ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SECOND HALF OF THE 1990S 2000S (THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MARIY EL)

The article is devoted to the specifics of the social partnership of law enforcement agencies and the armed forces of the Russian Federation with the ROC in the Republic of Mari El (RME) in the second half of the 1990s 2000s. As a result, it was concluded that in order to solve the social problems of the republic, social partnership relations with the Yoshkar-Ola and Mari dioceses are established by the Federal Penitentiary Service for the RME, the Military Commissariat of the RME, the Office of the Federal Assembly of the Russian Federation for drug control under the RME and the Ministry of Internal Affairs for the RME. Law enforcement bodies and military administration structures with the republican diocese took place at the working sites of interdepartmental councils created under local authorities. Thanks to this, in the Republic of Mari El, spiritual and moral education of convicts and personnel of law enforcement agencies, patriotic education of conscripts, prevention of drug addiction among children and youth, etc. were carried out.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х – 2000-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ МАРИЙ ЭЛ)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 93/94

DOI: 10.24411/2618-8120-2021-3-6-14

Е. Н. Ефремов

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,

Саранск, Россия, e-mail: een. pravo @gmail .com

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х - 2000-Е ГГ.

(НА ПРИМЕРЕ МАРИЙ ЭЛ)

В статье рассматривается специфика социального партнерства правоохранительных органов и вооруженных сил РФ с РПЦ в Республике Марий Эл (РМЭ) во второй половине 1990-х - 2000-е гг. В результате установлено, что для решения общественных проблем республики социально-партнерские отношения с Йошкар-Олинской и Марийской епархией устанавливают УФСИН по РМЭ, Военный комиссариат РМЭ, Управление ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по РМЭ и МВД по РМЭ. При этом, взаимодействие органов правопорядка и структур военного управления с республиканской епархией происходило на рабочих площадках межведомственных советов, создаваемых при местных органах власти. Благодаря этому, в Республике Марий Эл осуществлялось духовно-нравственное просвещение осужденных и личного состава правоохранительных органов, патриотическое воспитание призывников, профилактика наркомании среди детей и молодежи и т. д.

Ключевые слова: вооруженные силы Российской Федерации; государственная политика; Йошкар-Олинская и Марийская епархия; правоохранительные органы; Республика Марий Эл; Русская православная церковь; социальное партнерство.

E. N. Efremov

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice

(RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia, e-mail: een. pravo @gmail .com

SOCIAL PARTNERSHIP OF LAW ENFORCEMENT BODIES AND ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SECOND HALF OF THE 1990S - 2000S (THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MARIY EL)

The article is devoted to the specifics of the social partnership of law enforcement agencies and the armed forces of the Russian Federation with the ROC in the Republic of Mari El (RME) in the second half of the 1990s - 2000s. As a result, it was concluded that in order to solve the social problems of the republic, social partnership relations with the Yoshkar-Ola and Mari dioceses are established by the Federal Penitentiary Service for the RME, the Military Commissariat of the RME, the Office of the Federal Assembly of the Russian Federation for drug control under the RME and the Ministry of Internal Affairs for the RME. Law enforcement bodies and military administration structures with the republican diocese took place at the working sites of interdepartmental councils created under local authorities. Thanks to this, in the Republic of Mari El, spiritual and moral education of convicts and personnel of law enforcement agencies, patriotic education of conscripts, prevention of drug addiction among children and youth, etc. were carried out.

Key-words: armed forces of the Russian Federation; state policy; Yoshkar-Ola and Mari dioceses; law enforcement agencies; Republic of Mari El; Russian Orthodox Church; social partnership.

Введение

В постсоветский период во многих регионах Российской Федерации имели место многочисленные социальные проблемы, главными из которых являлись распространение терроризма и экстремизма, деструктивных религиозных течений, высокий уровень преступности и рецидив преступлений, наркомания, незаконное совершение абортов, низкий нравственный и патриотический уровень детей и молодежи и др. В целях преодоления данных социальных зол органы власти большинства субъектов Российской Федерации привлекали и привлекают к социальному партнерству традиционные конфессии, в особенности ведущую из них - православную, исторически определявшую духовный и нравственный уклад жизни российского общества. Решение большинства из обозначенных выше вопросов находилось в юрисдикции правоохранительных органов и государственных структур военного управления. В связи с этим, актуализируется исследование процессов формирования социального партнерства органов правопорядка и вооруженных сил РФ с РПЦ.

Выбор в качестве территориальных рамок исследования Марий Эл обусловлен тем, что данный субъект РФ относится к регионам традиционного распространения православия, которое активно возрождалось в республике после распада СССР. В этой связи, представляет интерес рассмотрение выстраивания социального партнерства обозначенных органов и структур с РПЦ в Марий Эл во второй половине 1990-х - 2000-е гг., когда, в целом, происходило выстраивание конструктивного взаимодействия РФ с религиозными объединениями.

Несмотря на актуальность данной темы, в исторической науке ей не уделено серьезного внимания. Одной из немногих работ, имеющих

непосредственное отношение к исследуемой проблематике, является кандидатская диссертация Г. С. Зеленеевой [4]. В данной работе затрагиваются такие аспекты социального партнерства правоохранительных органов и РПЦ, как патриотическое воспитание сотрудников силовых структур и духовно-нравственное просвещение осужденных исправительных колоний.

Тематически к нашему исследованию примыкают работы Л. А. Башарова [1], Е. Н. Ефремова [3], С. Г. Зубановой [5], А. В. Исаева [6], А. В. Мартыненко [7], Т. Д. Надькина [7], Д. В. Власенко [7], И. Г. Шаркова [8] и др., которые на примере отдельных российских регионов дают понимание особенностей формирования государственно-церковного взаимодействия.

С учетом недостаточной изученности темы исследования, приоритетное значение приобретает определение особенностей социального партнерства правоохранительных органов и вооруженных сил РФ с Йошкар-Олинской и Марийской епархией во второй половине 1990-х - 2000-е гг. Достижение этой цели требует решения следующих задач: выявить основные направления социального партнерства правоохранительных органов и вооруженных сил РФ с Йошкар-Олинской и Марийской епархией в хронологических границах статьи; проанализировать основные формы взаимодействия рассматриваемых социальных институтов в рамках социального партнерства между ними.

Методы

Реализация исследовательских задач была достигнута благодаря анализу архивных документов Государственного архива Республики Марий Эл (ГА РМЭ), материалов газеты Йошкар-Олинской и Марийской епархии «Мироносицкий вестник», а также научных трудов известных российских исследователей (Г. С. Зеленеевой, А. В. Мартыненко и др.). При этом в его основе лежит принцип историзма и связанные с ним сравнительно-исторический, герменевтический и ретроспективный методы.

Результаты

Стоит отметить, что рассматриваемое социальное партнерство начинает формироваться с декабря 1995 г., когда в целях духовно-нравственного исправления заключенных УФСИН по РМЭ привлекает во все исправительные учреждения республики священнослужителей Йошкар-Олинской и Марийской епархии [2, д. 694, л. 44].

Для этого, например, в исправительно-трудовом учреждении ОШ-23/3, расположенном в пос. Медведево Медведевского района РМЭ, священник местного прихода А. Малюта регулярно осуществлял не только духовное окормление осужденных, но и проводил с ними занятия по изучению основ православного вероучения1.

Отсутствие в республиканских следственных изоляторах и тюрьмах помещений, приспособленных для совершения православных богослужений, поставило на повестку дня вопрос об организации молельных комнат либо строительстве отдельных храмов при исправительных учреждениях.

1 Мироносицкий вестник. № 2 (22). февраль 1998 г. С. 5.

В местной исправительной колонии строгого режима № 3 (ИК-3), например, руководством учреждения было принято решение о реконструкции под церковь одного из корпусов колонии. «Помещение для будущего храма было практически полностью перестроено: переложены стены, заменен пол, заново оштукатурены и побелены потолки. Все это сделали сами прихожане -заключенные. Своими руками они устроили алтарь, поставили резной иконостас, сделали престол и жертвенник, изготовили рамы для икон». В итоге 7 февраля 1998 г. епископом Иоанном, главой Йошкар-Олинской и Марийской епархии, на территории ИК-3 п. Медведево был освящен первый в Республике Марий Эл тюремный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли мои Печали»2.

Сложившиеся направления социального партнерства между УФСИН по РМЭ и Йошкар-Олинской и Марийской епархией были закреплены заключенным 3 марта 2000 г. соглашением о сотрудничестве. Благодаря данному договору была продолжена работа по исправлению и ресоциализации осужденных в период отбывания наказания путем их духовно-нравственного воспитания. Для достижения этих целей в 2000-е гг. в ИК-5 была построена часовня «Казанской иконы Божьей Матери», в Новотроицкой воспитательной колонии для несовершеннолетних открыт храм, в остальных исправительных учреждениях РМЭ организованы молельные комнаты3 [2, д. 1391, л. 70].

Взаимодействие УФСИН по РМЭ и Йошкар-Олинской и Марийской епархии развивалось также на площадке образованного 26 марта 2001 г. Министерством образования РМЭ координационного совета по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних. На заседаниях данного совещательного органа, в частности, принимаются решения об обучении осужденных Новотроицкой воспитательной колонии для несовершеннолетних религиоведческим курсам школьной программы, главным из которых был «Основы православной культуры» [Там же, л. 105].

Продолжением развития социального партнерства правоохранительных органов РМЭ с местной епархией РПЦ стало подписание 25 октября 2005 г. соглашения между Управлением ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по РМЭ и Йошкар-Олинской и Марийской епархией, предусматривающее объединение усилий в борьбе с распространением наркомании в республике. Во второй половине 2000-х гг. в рамках реализации данного соглашения православные священнослужители проводили в республиканском наркологическом диспансере просветительские беседы о вреде наркомании и алкоголизма [Там же, д. 1007, л. 91].

Вместе с этим, при содействии местного Управления наркоконтроля в 2006 г. Марий Эл посетил руководитель Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского иеромонах А. Берестов. В период своего визита в республику он встречался со студентами вузов г. Йошкар-Олы,

2 См.: Там же.

3 Мироносицкий вестник. № 7 (123). июль 2006 г. С. 4.

выступил в цикловой антинаркотической радиопередаче «Доза», принял участие в телевизионной программе «Преображение». Кроме того, по итогам визита А. Берестова была достигнута договоренность о возможности создания в Республике Марий Эл православного реабилитационного центра для наркозависимых [Там же, д. 1391, л. 106].

В контексте исследуемых событий 8 ноября 2005 г. соглашение о социальном партнерстве с Йошкар-Олинской и Марийской епархией заключает МВД по РМЭ. Предпосылки для этого договора были заложены еще в годы первой чеченской кампании, в период которой священники епархии принимали активное участие в реабилитации марийских милиционеров, участвовавших в боевых действиях на Северном Кавказе.

На основании рассматриваемого соглашения при учебном центре МВД РМЭ была открыта молельная комната, где во второй половине 2000-х гг. проходили встречи слушателей со священником А. Бачуриным, возглавлявшим отдел Йошкар-Олинской и Марийской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Данные мероприятия имели целью повышение патриотического и духовно -нравственного уровня личного состава сотрудников органов внутренних дел республики. Также в рамках обозначенного сотрудничества МВД по РМЭ приняло на себя обязательства по охране памятников и хозяйственных объектов Йошкар-Олинской епархии4 [2, д. 1391, л. 107].

Взаимодействие МВД по РМЭ и Йошкар-Олинской и Марийской епархии происходило также на заседаниях республиканского, районных и городских советов по взаимодействию с религиозными объединениями, где обсуждались, в частности, проблемы вовлечения несовершеннолетних в деятельность религиозных сект, подростковая преступность, ресоциализация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, и т.п. [Там же, д. 1201, л. 158-160].

Начало формирования социального партнерства Вооруженных сил РФ с Йошкар-Олинской и Марийской епархией также получило развитие во второй половине 1990-х гг. Так, в 1997 г. по просьбе командного состава базирующейся в Марий Эл ракетной дивизии епископ Йошкар-Олинский и Марийский совершил чин освящения командного пункта и боевого знамени дивизии. В дальнейшем, духовенством епархии с военнослужащими-ракетчиками стали проводиться регулярные беседы о ратном долге, мужестве и отваге воинов, прославленных РПЦ в лике святых5.

10 ноября 2003 г. вступает в силу соглашение о сотрудничестве Военного комиссариата РМЭ и Йошкар-Олинской и Марийской епархии, главная цель которого заключалась в патриотическом и нравственном воспитании, а также духовном просвещении призывников и несовершеннолетних.

Во исполнение соглашения создается Совет по вопросам духовно-православного воспитания призывников, сопредседателями которого

4 Мироносицкий вестник. № 12 (128). декабрь 2006 г. С. 2.

5 Мироносицкий вестник. № 80. декабрь 2002 г. С. 4.

выступили начальник отделения морально-психологической и информационной работы Военного комиссариата РМЭ Е. В. Болмосов и руководитель отдела Йошкар-Олинского епархиального управления по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами А. Бачурин. Также в состав совета включаются офицеры и гражданский персонал Военного комиссариата РМЭ, непосредственно связанные с военно-патриотическим воспитанием и подготовкой молодежи к военной службе.

С конца 2003 г. по 2009 г. результатом деятельности данного совета стало открытие на всех призывных пунктах Марийской Республики православных молельных комнат. В эти годы традиционным становится посещение православным духовенством мероприятий по отправке призывной молодежи для несения службы в составе вооруженных сил РФ [2, д. 1391, л. 245].

Проблемы военно-патриотического воспитания несовершеннолетних обсуждались, например, в ходе состоявшейся 27 сентября 2006 г. в г. Волжске научно-практической конференции «Вера, Надежда, Любовь - наши добродетели», в работе которой наряду с представителями учреждений культуры, образования и молодежи принял участие военный комиссар РМЭ А. Самсонов и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. В итоге, в принятой резолюции конференции Военный комиссариат РМЭ и Йошкар-Олинская и Марийская епархия в целях совершенствования военного и патриотического воспитания детей и молодежи выразили намерения о популяризации изучения ими основных этапов героической борьбы нашего народа по защите Отечества от нашествия многочисленных врагов [Там же, л. 246].

Обсуждение

Таким образом, анализируемое сотрудничество началось во второй половине 1990-х гг. и состояло в взаимодействии УФСИН по РМЭ, МВД по РМЭ и местной ракетной дивизии с объединениями республиканской епархии. Причем, наиболее тесные контакты в этот период сложились между РПЦ и УФСИН по РМЭ, которые, развивая храмовое строительство при исправительных учреждениях, способствовали духовно-нравственному исправлению осужденных.

С 2000 по 2005 г. рассматриваемое социальное партнерство переходит в русло договорных отношений, когда соответствующие соглашения о сотрудничестве с Йошкар-Олинской и Марийской епархией заключает УФСИН по РМЭ, Военный комиссариат РМЭ, Управление ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по РМЭ, МВД по РМЭ.

Так, благодаря сотрудничеству РПЦ и УФСИН по РМЭ в 2000 гг. в Марий Эл продолжилось строительство церквей и открытие молельных комнат в исправительных учреждениях республики, осужденными Новотроицкой воспитательной колонии для несовершеннолетних изучался религиоведческий курс «Основы православной культуры».

Во второй половине 2000-х гг. на основании заключенного договора молельная комната функционировала и при учебном центре МВД, где

повышался патриотический и духовно-нравственный уровень милиционеров. Вместе с этим, представители республиканской епархии и МВД по РМЭ на заседаниях советов по взаимодействию с религиозными объединениями обсуждали проблемы вовлечения несовершеннолетних в деятельность религиозных сект, подростковую преступность, вопросы ресоциализации бывших осужденных.

Результатом сотрудничества Госнаркоконтроля и РПЦ в Марий Эл в 2005-2009 гг. стало проведение православными священнослужители в учебных заведениях и республиканском наркологическом диспансере просветительских бесед о вреде наркомании и алкоголизма. В этот период также имело место участие представителей РПЦ в теле- и радиопередачах антинаркотической направленности.

Социальное партнерство вооруженных сил РФ и РПЦ в Марий Эл было представлено только действовавшим с конца 2003 г. соглашением о сотрудничестве Военного комиссариата РМЭ и Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Итогами выполнения данного соглашения стало участие православных священнослужителей в духовном окормлении призывников, их нравственном и патриотическом воспитании.

Заключение

Таким образом, Республика Марий Эл является показательным регионом, где в постсоветский период эффективно развивалось социальное партнерство правоохранительных органов и вооруженных сил РФ с Йошкар-Олинской и Марийской епархией. Вместе с этим, во второй половине 1990-х - 2000-е гг. в Марий Эл преимущественно развивалось социальное партнерство епархии и правоохранительных органов.

Установлено, что Йошкар-Олинской и Марийской епархией эффективно развивалось социальное партнерство с УФСИН по РМЭ, Военным комиссариатом РМЭ, Управлением ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по РМЭ и МВД по РМЭ. Основными направлениями данного социального партнерства стали духовно-нравственное просвещение осужденных и личного состава правоохранительных органов, патриотическое воспитание призывников и противодействие употреблению наркотиков в молодежной среде. Указанные направления реализовывались посредством взаимодействия правоохранительных органов и структур военного управления с Йошкар-Олинской и Марийской епархией на рабочих площадках общественно-консультационных советов, главными из которых были республиканский, городские и районные советы по взаимодействию с религиозными объединениями, а также действовавший при Министерстве образования РМЭ координационный совет по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Башаров Л. А. Исламо-православный диалог : состояние и перспективы // Вестник Московского исламского университета. 2009. № 1. С. 18-27.

2. ГА РМЭ. Ф. Р-1240. Оп. 3.

3. Ефремов Е. Н. Русская Православная церковь и российская умма : основные направления социального партнерства и межконфессионального диалога в постсоветский период : монография. Саранск, 2014. 184 с.

4. Зеленеева Г. С. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл на рубеже XX-XXI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07. Йошкар-Ола, 2011. 200 с.

5. Зубанова С. Г. Характер государственно-церковных отношений в исторической ретроспективе и правовая основа социальной практики РПЦ // Общество : философия, история, культура. 2016. № 2. С. 50-57.

6. Исаев А. В. Социально-политическое партнерство органов государственной власти и Русской Православной Церкви в современной России : проблемы и пути оптимизации // Средне-русский вестник общественных наук. 2011. № 1 (18). С. 103-110.

7. Мартыненко А. В., Надькин Т. Д., Власенко Д. В. Образовательная и культурно-просветительская деятельность Русской православной церкви на территории Мордовии в постсоветский период // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017. № 4 (44). С. 73-81.

8. Шарков И. Г. Социальное партнерство государства и Русской православной церкви как фактор развития благотворительной деятельности // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 2. С. 233-241.

References

1. Basharov L. A. Islamo-pravoslavnyy dialog: sostoyanie i perspektivy (Islamic-Orthodox dialogue: state and prospects) // Bulletin of the Moscow Islamic University. 2009. No. 1. S. 18-27.

2. GA RME. F. R-1240. Op. 3.

3. Efremov E. N. Russkaya Pravoslavnaya tserkov' i rossiyskaya umma: osnovnye napravleniya sotsial'nogo partnerstva i mezhkonfessional'nogo dialoga v postsovetskiy period: monografiya (The Russian Orthodox Church and the Russian Ummah: the main directions of social partnership and interfaith dialogue in the postSoviet period: monograph). Saransk, 2014. 184 s.

4. Zeleneeva G. S. Mezhnatsional'nye i mezhkonfessional'nye otnosheniya v Respublike Mariy El na rubezhe XX-XXI vv.: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk: 07.00.07 (Interethnic and interfaith relations in the Republic of Mari El at the turn of the XX-XXI centuries. : thesis of a candidate of historical sciences: 07.00.07). Yoshkar-Ola, 2011. 200 s.

5. Zubanova S. G. Kharakter gosudarstvenno-tserkovnykh otnosheniy v istoricheskoy retrospektive i pravovaya osnova sotsial'noy praktiki RPTs (The nature of state-church relations in historical retrospective and the legal basis of social practice of the Russian Orthodox Church) // Society: philosophy, history, culture. 2016. No. 2. S. 50-57.

6. Isaev A. V. Sotsial'no-politicheskoe partnerstvo organov gosudarstvennoy vlasti i Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v sovremennoy Rossii: problemy i puti

optimizatsii (Socio-political partnership of state authorities and the Russian Orthodox Church in modern Russia: problems and ways of optimization) // Sredne-Russian Bulletin of Social Sciences. 2011. No. 1 (18). S. 103-110.

7. Martynenko A. V., Nad'kin T. D., Vlasenko D. V. Obrazovatel'naya i kul'turno-prosvetitel'skaya deyatel'nost' Russkoy pravoslavnoy tserkvi na territorii Mordovii v postsovetskiy period (Educational and cultural and educational activities of the Russian Orthodox Church on the territory of Mordovia in the post-Soviet period) // News of higher educational institutions. Volga region. Humanitarian sciences. 2017. No. 4 (44). S. 73-81.

8. Sharkov I. G. Sotsial'noe partnerstvo gosudarstva i Russkoy pravoslavnoy tserkvi kak faktor razvitiya blagotvoritel'noy deyatel'nosti (Social partnership of the state and the Russian Orthodox Church as a factor in the development of charitable activities) // Humanitarian of the South of Russia. 2018.Vol. 7. No. 2. S. 233-241.

Сведения об авторе

Ефремов Евгений Николаевич - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Занимается изучением государственной политики, проводимой в отношении РПЦ и мусульманской общины на рубеже XX - XXI вв. Автор более 50 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2384-4698 E-mail: een.pravo@gmail.com

About the author

Efremov Evgeniy Nikolaevich - Candidate of Sciences in History, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law of the Middle Volga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia). The author is studying Russian state policy towards the Russian Orthodox Church and the Muslim community at the turn of the 20th - 21st centuries. Efremov E.N. is the author of over 50 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2384-4698 E-mail: een.pravo@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.