Научная статья на тему 'Просветительская деятельность православного молодежного движения в Поволжье в 2000-2012 гг'

Просветительская деятельность православного молодежного движения в Поволжье в 2000-2012 гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
205
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЕПАРХИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ORTHODOX YOUTH ASSOCIATION / CONCEPT OF YOUTH SERVICE / EDUCATION / DIOCESE / INTERNET / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Короплясова Екатерина Валерьевна

В статье проведен анализ молодежной работы Русской Православной Церкви в тех епархиях, которые находятся на территории второго по численности региона в стране Поволжья. Регион разнообразен по этноконфессиональному составу, в ряде субъектов в большом количестве проживает мусульманское население, но в целом отмечается преобладание православноориентированного населения. Статья написана с применением историко-сравнительного метода исследования. Более подробному анализу была подвержена информационно-издательская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Короплясова Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational activity of Orthodox youth movement in the Volga region in 2000-2012

In the paper, an analysis is made of youth work of Russian Orthodox Church in those dioceses which are in the territory of the second in number Volga region. The region is various in ethnoconfessional structure: in a number of subjects the Muslim population lives in a large number, but in general prevalence of the Orthodoxy oriented population is noted. The paper is written with application of a historical and comparative method of research. The information publishing activities are analyzed in more detail.

Текст научной работы на тему «Просветительская деятельность православного молодежного движения в Поволжье в 2000-2012 гг»

УДК 281.2 ББК 86.372 К 68

Е.В. Короплясова,

аспирант кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, тел.: +79639628490, e-mail: Kev9@list.ru

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОВОЛЖЬЕ В 2000-2012 ГГ.

(Рецензирована)

Аннотация. В статье проведен анализ молодежной работы Русской Православной Церкви в тех епархиях, которые находятся на территории второго по численности региона в стране - Поволжья. Регион разнообразен по этноконфессиональному составу, в ряде субъектов в большом количестве проживает мусульманское население, но в целом отмечается преобладание православноориентированного населения. Статья написана с применением историко-сравнительного метода исследования. Более подробному анализу была подвержена информационно-издательская деятельность.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, православное молодежное объединение, Концепция молодежного служения, просвещение, епархия, интернет, социальные сети.

E.V. Koroplyasova,

Post-graduate student of the Department of Management in the Sphere of the Interethnic and Interfaith Relations, Lomonosov Moscow State University, Moscow, ph.: +79639628490, e-mail: Kev9@list.ru

EDUCATIONAL ACTIVITY OF ORTHODOX YOUTH MOVEMENT IN THE VOLGA REGION IN 2000-2012

Abstract. In the paper, an analysis is made of youth work of Russian Orthodox Church in those dioceses which are in the territory of the second in number Volga region. The region is various in ethnoconfessional structure: in a number of subjects the Muslim population lives in a large number, but in general prevalence of the Orthodoxy oriented population is noted. The paper is written with application of a historical and comparative method of research. The information publishing activities are analyzed in more detail.

Keywords: Russian Orthodox Church, orthodox youth association, Concept of youth service, education, diocese, Internet, social networks.

Русская Православная Церковь (далее РПЦ) считает важным для будущего Церкви заниматься вопросами православного воспитания молодых людей. Именно об этом говорил Патриарх Кирилл в своем Слове после интронизации:

«Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем

спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям...» [1]. Особое внимание проблеме воспитания подрастающего поколения вызвано также и необходимостью передачи духовных ценностей в русле традиций православия, воспитания не только физически, но и духовно здорового поколения.

Русская Православная Церковь в начале 90-х гг. ХХ века оказалась в условиях, когда религиозные организации в России приобретают гораздо больше свободы в своей деятельности. В обществе растет интерес к религии. К 2000 году, согласно некоторым исследованиям, свыше половины респондентов в России относят себя к «последователям православия» [2]. В конце ХХ века все больше молодежи приходит в Церковь. Отечественный исследователь молодежной политики РПЦ С.В. Алексеев отмечает, что «деятельность представителей РПЦ на межличностном уровне сводится к возрождению духовно-нравственных преобразований в российском обществе» [3]. И перед Церковью в России появилась важная задача по созданию механизма воспитания духовно-нравственных установок в молодежной среде. Этим механизмом стала система организация деятельности православных молодежных объединений (далее ПМО). Это добровольные, действующие с «благословения» (разрешения, попечения) священноначалия некоммерческие формирования, созданные православными молодыми людьми, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Такие объединения в настоящий момент существуют в каждой епархии РПЦ.

Появление и развитие православных молодежных объединений в России принято связывать с решением Священного Синода в декабре 1990 года о создании единой молодежной церковной организации

и проведении съезда православной молодежи, который состоялся 25 января 1991 года. По итогам его работы было создано «Всецерковное православное молодежное движение» (далее ВПМД). Региональные отделения ВПМД были созданы в разных епархиях (Московской, Санкт-Петербургской, Смоленской, Костромской, Рязанской, Тульской, Ставропольской, Новосибирской и др.) [4; 3]. Но в 1990-х гг. главным образом открывали воскресные школы при приходах, где могли изучать основы церкви любые желающие. Строго молодежных школ не было практически, в основном взрослые или детские. Иногда открывали специализированные курсы - курсы псаломщиков в Чебоксарах (с 1992 г.), курсы по изучению истории православия, основ катехизиса, литургики и богословия (Саратов, 2006 г., обучение - 3 года), курсы сестер милосердия (Саратов, 2006 г., обучение - 3 года; Йошкар-Ола, с 1997 года, обучение - 2 года), Школа православных журналистов (Йошкар-Ола, 1996 г.), школа инициативной молодежи (Казань, 2015 г.) и др.

В 2000 году решением Архиерейского собора был принят первый официальный документ «Концепции молодежного служения РПЦ», декларирующий политику Церкви в отношении молодого поколения, находящего в лоне Церкви и вне ее границ. Согласно этому документу, просветительская деятельность включает в себя совокупность информационно-образовательных мероприятий по распространению православного мировоззрения и нравственно-патриотических идей через обращение к молодежной аудитории через средства массовой информации, организацию различных мероприятий и проектов.

Ярким примером могут служить просветительские встречи студентов вузов и ссузов со священнослужителями: встреча иерея Олега Булыгина со студентами в Самаре

(колледж строительства и предпринимательства), еженедельные встречи со студентами Самарского аэрокосмического университета [5; 3], подобные же встречи в Астраханском государственном техническом университете [6; 2], в г. Казань со студентами педагогического университета, встреча со школьниками с. Параты Йошкар-Олинской области [2; 3]. В епархиях региона организуют семинары или съезды православной молодежи (в республике Марий Эл - с 2003 г., Самара

- с 2004 г., Ульяновск - с 2006 г., Уфа - с 2008 г., Йошкар-Ола - с 2010 г., Пенза - с 2010 г., Оренбург

- с 2012 г.). Количество участников, как правило, - от 50 до 150 человек. Проводят конференции по проблемам современной молодежи. Например, «Выход из демографического кризиса на основе духовно-нравственного возрождения молодежи» в Ульяновском государственном университете (г. Ульяновск, 2005 г.) [7; 1-2], «Молодёжь XXI века - будущее Великой России» (г. Самара, 2009 г.). Формат этих мероприятий позволяет наладить совместное сотрудничество, обменяться опытом. В последние годы Синодальным отделом по делам молодежи РПЦ акцент делается на подготовке специальных кадров для работы с молодежью на приходах, проводятся программы, направленные на развитие и повышение «квалификации» православных молодых активистов. А именно, в 2013 г. в Казанской епархии была проведена первая Межепархиальная школа православного молодежного актива «Вера и дело», собравшая участников со всего Приволжского федерального округа, в 2014 г. была организована епархиальная школа православного лидера, а 27-30 мая 2016 г. в г. Димитров-град состоялся Межрегиональный образовательный форум для православной молодежи Приволжского федерального округа «Ме-лекесский рассвет», посвященный

святым равноапостольным Кириллу и Мефодию [8].

Отдельно можно отметить досугово-развлекательные мероприятия - большая работа по популяризации православных традиций и истории. Это, прежде всего, ежегодные Рождественские, Пасхальные фестивали и популярные среди молодежи балы, которые также приурочены к главным христианским праздникам: Рождественский спектакль (в общеобразовательной школе, городской фестиваль «Великий царь»), ежегодный Пасхальный хоровой фестиваль (Саратов, 1992 г., 2001-2006 гг., Самара, 2009 г.), Фестиваль творчества православной молодежи «Сретение-2003» (Казань, 2003 г.), Сретенский бал православной молодежи (в Чувашии - с 2013 г., Казани - с 2006 г., Во-ткинске - в 2013 г., Пензе - в 2015 г., Нижнем Новгороде, Ульяновске и Оренбурге - в 2016 г.), Рождественский бал (Саратов, 2011 г.), Пасхальный бал (Пермь, 2015 г.), Бал под открытым небом (Ижевск, 2015 г.) и др.

Информационно-издательская деятельность широко представлена практически во всех епархиях и митрополиях региона. Основные епархиальные издания создавались в разное время с начала 90-х гг. ХХ века, например, «Астраханский православный собеседник» (с 1991 года), «Православный собеседник» (издание Чебоксарской епархии - с 1991 г.), «Уфимские епархиальные ведомости» (с 1991 г.), «Вятский епархиальный вестник» (с 1992 г.), «Казанские епархиальные ведомости» (с 1995 г.), «Мироносицкий вестник» (издание Йошкар-Олинской епархии - с 1996 г.) и другие. Помимо информации о епархии, праздничных посланиях епархиального архиерея, истории различных приходов и их проблемах, новостях епархии или патриархии, печатались и рассказы для детей или статьи, посвященные различным вопросам, волнующим

современную молодежь. Это поучительные беседы священников с молодежью - о семейных ценностях, сексуальных отношениях, а также о пагубных воздействиях на молодежь в виде алкоголизма, наркомании, интернет-зависимости, проблемах абортов и др.

Печатались издания, ориентированные только на молодежь: «Крепость духа» - православная газета для подростков (Тольятти, с 1999 г.), «Остров татианинцев» - газета молодежного клуба «Татианинцы» при Самарскому государственном университете (Самара, с 2009 г.), «Возрождение» - газета православного студенческого клуба при храме святой мученицы Татьяны (ПГТУ), издание Йошкар-Олинская епархии с 2010 г.). Отдельно можно выделить епархиальную газету «Альфа», учредителем которой является именно молодежная организация «Союз православной молодежи Мордовии» (с 2008 г.). Основная информация о деятельности православных молодежных клубов и центров, т.к. они работают в основном при отдельных приходах, содержится на сайте епархий. Нечасто создаются собственные сайты православных молодежных объединений, так как это требует времени и специальных знаний. Поэтому наиболее распространенной формой деятельности ПМО в интернете является деятельность в социальных сетях, таких как УкопЬакЬе, ЕаееЬоок, Ыуе;)оигпа1 и др. И для крупных официальных объединений и небольших объединений, существующих в рамках одного прихода, создание и модери-рование групп удобно и не требует больших затрат.

Различные православные молодежные объединения, как правило, сочетают в себе несколько направлений. Между собой они также могут отличаться по набору приоритетных сфер деятельности, но провозглашают широкий список задач, направленных

на реализацию просветительских целей. Можно привести пример православного молодежного клуба «Омофор», действующего в Чебоксарской епархии (ныне Чувашская митрополия) с 25 ноября 2009 г. при приходе Покровско-Татианинского собора г. Чебоксары. Деятельность клуба направлена на реализацию таких задач, как: расширение возможностей молодежи для развития их способностей; разработка и осуществление приходских молодежных проектов; привлечение добровольцев для участия в молодежных проектах и программах и другие. Данное объединение проводит работу по следующим направлениям: издательская; проектная; социальное служение и творческая деятельность. Примером такой деятельности служат официально зарегистрированные организации, объединяющие более мелкие ПМО епархии, «Союз православной молодежи земли Пензенской» является центральной организацией Пензенской митрополии, который объединяет всех православных молодых людей и православные молодежные организации области [9; 1]. Также «Союз православной молодежи Мордовии» объединяет более десяти ПМО, например, клуб рукопашного боя «Архистратиг», мультклуб «Китеж», группа «Доброделание» и другие, в Самарское движение православной молодежи входят несколько молодежных клубов: «Та-тьянинцы», «Точка возвращения», «Преображение», «Ника», «Альфа и Омега» и другие. Работа в разных направлениях молодежным объединением осуществляется в зависимости от возможностей, может быть систематической или ограничиваться единичными акциями.

Просветительская работа православных молодежных объединений развивается в русле общецерковной молодежной политики. Однако молодежные объединения чаще всего действуют только в крупных городах. Проекты,

которые инициируются православными молодежными объединениями, осуществляются в русле гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, направлены на развитие лидерских качеств и творческого потенциала молодежи. Также они способствуют профилактике экстремальных течений, в частности, больше внимание уделено проблеме абортов, алкоголизма, наркомании и других негативных тенденций в молодежной среде. Информационно-издательская деятельность, несмотря на то, что в каждой епархии региона в 90-е гг. ХХ в. имелись епархиальные издания, в 2000-е гг. активно начали использовать интернет-пространство, развита не в полной мере. Информация для молодежи или о молодежном движении иногда представлена в общем виде или неактуальна.

Наиболее активно развитие просветительского направления молодежного движения в указанный период времени происходит в таких городах, как Саранск, Саратов, Пермь, Чебоксары, Йошкар-Ола и Татарстан. Это говорит о том, что более активно работа развивалась в регионах, где население более разнообразно по своему этническому составу и конфессиональной принадлежности. Но в целом можно сказать, что в епархиях на территории Приволжского федерального округа в настоящий момент молодежное движение РПЦ достаточно хорошо развивается. В большинстве епархий действует не одно молодежное объединения с большим потенциалом. Сама по себе просветительская работа особенно необходима в таком полиэтничном и поликонфессиональном регионе для утверждения в обществе принципов согласия.

Примечания:

1. Слово Святейшего Патриарха Московского и Все Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/547287.html (дата обращения: 04.05.2016).

2. Ларионов В. Школа и Церковь // Мироносицкий вестник. Марий Эл, 1997. № 7 (17).

3. ММНПОО «Православная молодежь Прикамья». URL: http://pmp.perm. ru/ (дата обращения: 31.05.2016).

4. Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Всецерковного православного молодежного движения Московского Патриархата: материалы Юбилейного Архиерейского собора, 13-16 августа 2000 года URL: https:// mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/375.html (дата обращения: 25.04.2016).

5. Благовест: издание Самарской епархии. 1994. № 5.

6. Беломоин В.В. Татьянин день в университетском городке // Свет православия: издание Астраханской епархии. 2000. № 2.

7. Без духовности не решить проблему // Православный Симбирск. 2005. № 20 (172).

8. Отдел по делам молодежи Саранской епархии URL: http://sarep.ru/ (дата обращения: 31.05.2016).

9. Тащаев А. Церковь, власть и молодежь: курс на сближение // Православный Симбирск. 2006. № 12 (188). С. 2-3; Церковь и молодежь - нам по пути // Православный Симбирск. 2006. № 11 (187).

References:

1. Address of His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia Kirill, after the enthronement of February 1, 2009 in the Cathedral of Christ the Savior [Electronic resource]. Access: URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/547287.html (date of access: 04.05.2016).

2. Larionov V. School and Church // Mironositsky Vestnik: Mari El. 1997. No. 7 (17).

3. MMNPOO "Orthodox youth of Prikamye" [Electronic resource]. - Access: http://pmp.perm.ru/ (date of access: 31.05.2016).

4. Report of Archbishop Alexander of Kostroma and Galich, the Chairman of Church-wide Orthodox youth movement of the Moscow Patriarchate. Proceedings of the Jubilee Bishops' Council of 13-16 August 2000 [Electronic resource]. -Access: https://mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/375.html (date of access: 25.04.2016).

5. Blagovest: the publication of the Samara diocese. - 1994. - No. 5.

6. Belomoin V.V. St. Tatiana's Day on campus // Light of Orthodoxy: the publication of the Astrakhan diocese. 2000. No. 2.

7. It's impossible to solve the problem without spirituality // Orthodox Simbirsk. 2005. No. 20 (172).

8. Department of youth affairs of Saransk diocese [Electronic resource]. Access: http://sarep.ru/ (date of access: 31.05.2016).

9. Tashchaev A. Church, power and youth: a course of rapprochement // Orthodox Simbirsk. 2006. No. 12 (188). P. 2-3; Church and young people: we are on the same way // Orthodox Simbirsk. 2006. No. 11 (187).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.