2 Прошина Е. М., Телегина К. И.
| Роль Русской Православной Церкви § в формировании и реализации в молодежной политики Российской Федерации
ш
о Прошина Елена Михайловна
™ Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) cl Профессор кафедры истории и политологии с Кандидат философских наук, профессор х Elena_proshina@mail.ru
х Телегина Ксения Игоревна
^ Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) с Аспирант
telegina.7@mail.ru
РЕФЕРАТ
Эффективная молодежная политика в стране является приоритетным направлением любого государства. Статья посвящена проблемам молодежной политики в Российской Федерации на современном этапе. Особое внимание уделяется изучению роли Русской Православной Церкви в работе с молодым поколением. Затрагивается вопрос понимания «свободы» среди молодежи. В статье рассмотрена деятельность Русской Православной Церкви по основным направлениям молодежного служения (армия, правоохранительные органы и т. д.).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
молодежная политика, Русская Православная Церковь, молодое поколение, свобода и ответственность
Proshina E. M., Telegina K. I.
Role of Russian Orthodox Church in Formation and Realization of Youth Policy of the Russian Federation
Proshina Elena Mikhailovna
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
Professor of the Chair of History and Political Science
PhD in Philosophy, Professor
Elena_proshina@mail.ru
Telegina Kseniya Igorevna
north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian federation) Graduate Student telegina.7@mail.ru
ABSTRACT
The effective youth policy in the country is a priority direction of any state. The article is devoted to problems of youth policy in the Russian Federation at the present stage. The special attention is given studying of a role of Russian Orthodox Church in work on young generation. The question of understanding of "freedom" among youth is mentioned. In the article have been studied the activity of Russian Orthodox Church on the basic directions of youth policy (army, law enforcement bodies, etc.).
KEYWORDS
the youth policy, Russian Orthodox Church, young generation, the freedom and the responsibility
Молодое поколение — это мощная сила, способная влиять на множество процес- о сов в стране, на ее будущее, поэтому положение молодежи является важным ин- ^ дикатором состояния общества. Вопросы молодежной политики приобрели особую ^ актуальность после распада СССР. В 1991 г. был учрежден федеральный орган Е^ исполнительной власти — Государственный комитет Российской Федерации по ^ делам молодежи [5]. В дальнейшем название органа, отвечающего за молодежную политику, многократно менялось, а в 2012 г. он был переименован в Федеральное о агентство по делам молодежи, подотчетное Министерству образования и науки РФ о [там же]. Учитывая современное положение молодежи, главными целями, которые < стоят перед государством, являются формирование мировоззрения и развитие ^ конкурентоспособного молодого поколения1. В Федеральном законе 2013 г. о мо- х лодежной политике государственная молодежная политика характеризуется как 2 «система мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных, н-воспитательных и организационных условий для реализации молодыми граждана- ^ ми своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных от- щ ношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества, с учетом возрастных особенностей»2.
Сложность решения этих задач усугубляется тем, что в настоящее время в России наблюдается снижение уровня образования, нравственности и физического здоровья молодежи. Отдельного внимания требует кризис культурной составляющей молодой семьи, который проявляется в увеличении количества разводов, тенденции к созданию незарегистрированных браков и т. д. Звучат и тревожные прогнозы касательно численности молодых людей. Сегодня в Российской Федерации проживает 33,22 млн граждан в возрасте от 14 до 30 лет3. Согласно сведениям Минобрнауки к 2025 г. общая численность молодежи сократится до 25 млн человек4.
Проблемами молодежной политики в отечественной науке на протяжении многих лет занимается большое количество ученых [1; 3; 6; 7]. В наиболее общем виде молодежная политика трактуется как: 1) отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодежи как социальной группе, а также самой молодежи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества; 2) особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющее целью определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это — на будущее состояние общества5.
Видный теоретик молодежной культуры И. М. Ильинский, анализируя «слабую», по его мнению, государственную молодежную политику 90-х гг. ХХ в., противопоставил ей «общественную молодежную политику». Автор определил ее как «систему
1 Стратегия развития молодежи РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// noyamolod.ru/index (дата обращения: 28.12.2015).
2 Федеральный закон об основах государственной молодежной политики в РФ от 19.04.2013 г. № 428343-4. [Электронный ресурс]. URL: http://vmo.rgub.ru/files/proekt_fz_o_ molod_politeke-146-2.doc (дата обращения: 16.12.2015).
3 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014. Об утверждении основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года. [Электронный ресурс] // Сайт правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 15.01.2016).
4 ^стема мер по повышению эффективности государственной молодежной политики. [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки РФ. URL: Минобрнауки.рф (дата обращения: 15.01.2016).
5 Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений / под общ. ред. Вал. А. Лукова. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2013/monographs/ State-Youth-Policy.pdf (дата обращения: 16.01.2016).
о идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а также ^ практических действий различных структур гражданского общества, направленных ^ на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных ^ перспектив, одобряемых большинством народа» [2, c. 49].
В государственной молодежной политике субъектом выступает государство (в лице подотчетных органов, связанных с делами молодежи), а субъектом общественной о молодежной политики выступают различные партии, профсоюзы, СМИ, бизнес-со-о общества и т. д. Для достижения наиболее эффективного результата оба вида мо-< лодежной политики должны постоянно взаимодействовать и дополнять друг друга.
В рамках исследуемой нами темы интересен подход отечественных ученых Е. В. Дох бреньковой и С. О. Елишева, которые предлагают выделить «конфессиональную мо-2 дель общественной молодежной политики» в отдельную группу, так как религия н- играет заметную роль в формировании ценностных ориентиров молодых людей1. ^ В данную группу авторы включают молодежную политику, которую «выстраивают» d основные для России конфессии (православие, ислам, буддизм, иудаизм)2. В своих работах Е. В. Добренькова и С. О. Елишев указывают, что «религиозные заповеди — это и есть основа моральных устоев общества»3. Нельзя не согласиться с авторами, что «богатый опыт традиционных конфессий следует использовать в противостоянии чуждым деструктивным ценностям, в идейной консолидации нации, в преодолении социальной диверсификации; «светские» субъекты молодежной политики должны осуществлять совместную деятельность с традиционными конфессиями по социализации молодежи и формированию ее ценностных ориентаций»4.
Представляется, что выделение конфессиональной молодежной общественной политики в отдельную группу является правомерным, так как без участия религии преодолеть духовно-моральный кризис общества крайне сложно.
Именно поэтому важное место в процессе формирования современной российской молодежной культуры занимает Русская Православная Церковь. Характерной особенностью этой деятельности в настоящее время является «соработничество» государственных органов и РПЦ, в соответствии с основным принципом теории «симфонии властей». На пресс-конференции в феврале 2007 г. на вопрос, заданный Президенту РФ, какое место он отводит в будущем России Православию и ядерной стратегии, он ответил: «Обе темы близко связаны между собою, потому что и традиционная конфессия Российской Федерации, и ядерный щит России — те составляющие, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны» [4, с. 399].
Во многих выступлениях Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла четко заявлено о том, что «работа с молодежью является приоритетным направлением для Церкви, которая должна осуществляться строго в рамках законов РФ»5. При этом Патриарх подчеркивает, что «начинания молодых надо поддерживать, но следует
1 Е. В. Добренькова — заведующая лабораторией социальных проблем современного общества социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор социологических наук, профессор; С. О. Елишев — старший научный сотрудник кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Конфессиональная общественная молодежная политика. Журнал «Церковь и время» № 55. [Электронный ресурс]. https://mospat.ru/church-and-time/701 (дата обращения: 16.01.2016).
2 Там же.
3 Е. В. Добренькова, С. О. Елишев. Конфессиональная общественная молодежная политика. [Электронный ресурс]. Журнал «Церковь и время» № 55. https://mospat.ru/church-and-time/701 (дата обращения: 10.01.2016). «Молодежная политика РПЦ в Российской Федерации» и др.).
4 Там же.
5 Выступление Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве 18 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. Сайт московской патриархии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3845271.html (дата обращения: 14.12.2015).
избегать (в отношении молодежи — К. Т.) как патерналистского подхода, так и не- о разумного пиетета»1. Особое внимание РПЦ обращает на моральные пороки опре- ^ деленной части российской молодежи. ^ В цивилизованном обществе, наряду с государственными, конституционными Е^ (правовыми) законами, существуют законы моральные. Для христиан таковыми ^ являются «Десять Заповедей Закона Божьего» и «Заповеди Блаженства» из Нагорной проповеди Христа. Так, в Заповеди «Не убей» говорится о том, что убийцей о
со
считается не только тот, кто напрямую нарушает данную заповедь, но и тот, кто о невоздержанием и различными пороками сокращает собственную жизнь2. <
Анализ целого ряда «цветных революций» (революция в Югославии, 2000 г.; ^ «революция роз» в Грузии, 2003 г.; волнения в Армении, 2008 г., 2015 г.; «оран- х жевая революция» в Украине, 2004 г. и т. д., включая государственный переворот 2 в Украине в 2014 г.) продемонстрировал, что движущей силой всех революционных н-сценариев является молодежь. Именно молодые люди составляют большую часть ^ среди митингующих и учиняющих беспорядки. Энергию и безграмотность молоде- щ жи умело используют в своих целях организаторы революций. Характерно, что особенно часто при этом фигурирует лозунг борьбы за свободу.
Это объясняет, почему так часто, почти в каждом выступлении или интервью Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла поднимается тема молодежи и свободы. В речах Патриарха звучит серьезная озабоченность за судьбу молодого поколения, которое ищет свободы, независимости, часто не задумываясь о подлинном смысле этих понятий.
На примере событий, происходящих сегодня в Украине и в мире, можно наблюдать, как может быть опасна и разрушительна свобода молодых людей без ответственности и твердых нравственных устоев. Нельзя не согласиться с утверждением протоиерея Александра Захарова: «Свободы, понимаемой как «ни от кого не зависимости», «ни перед кем не ответственности», «никому не обязанности» — такой свободы нет и быть не может»3.
Границы свободы устанавливает и Конституция Российской Федерации, где сказано: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц»4.
Тема нравственного воспитания молодежи настолько актуальна, что в военной доктрине, утвержденной Президентом Российской Федерации, к основным внутренним военным опасностям причисляется «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества»5. Одним из способов защиты населения от негативного информационного воздействия явилось недавнее решение Совета Федерации России о создании «стоп-листа» для некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа6.
1 Выступление Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве 18 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. Сайт московской патриархии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3845271.html (дата обращения: 14.12.2015).
2 Закон Божий. М., 1995. С. 580.
3 Протоиерей Александр Захаров. Кому будем служить. СПб., 2007. С. 22.
4 Конституция РФ. Гл. 2, ст. 55. [Электронный ресурс]. http://www.constitution.ru/10003000/ 10003000-4.htm (дата обращения: 19.12.2015).
5 Военная доктрина РФ. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Российской газеты. URL: http://www.rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html.
6 Список НКО. В него вошли 12 зарубежных неправительственных организаций (фонд Сороса, Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт, Всемирный конгресс украинцев и др.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/452158 (дата обращения: 15.12.2015).
о В настоящее время в РПЦ вырабатывается единая церковная политика в отно-
^ шении молодежи. Создаются условия для объединения молодежи на всех уровнях
^ церковной жизни. С 2000 г. Синодальный отдел по делам молодежи осуществляет
ЕЗ организацию миссионерской работы среди молодежи, подготовку педагогов по
^ воспитанию детей и юношей, проведение общецерковных и международных программ, форумов, лагерей и т. д.1 При отделе работают общественные объединения
о православной молодежи «Всероссийское православное молодежное движение»
о и «Братство православных следопытов»2.
< Основными направлениями «Братства» являются:
1. Краеведение и гражданское воспитание. Изучаются история и традиции Отече-
х ства. У молодого человека формируется стремление служить Родине и ближним.
2 2. Следопыты осваивают жизненно важные навыки и умения, приобретают знания,
н- необходимые в повседневной жизни, учатся руководить и работать в коллективе.
^ 3. Социальное служение. Члены Братства оказывают помощь пенсионерам, больным
О 3
с и воспитанникам интернатов и детских домов3.
Основными документами, которыми Русская Православная Церковь руководствуется в деле молодежного служения, являются:
1) Концепция молодежного служения РПЦ (2000 г.);
2) Документ об организации молодежной работы (2011 г.).
В настоящее время работа с молодежью в РПЦ осуществляется на четырех уровнях: Общецерковный; Епархиальный; Благочинный; Приходской. Но далеко не во всех епархиях такая работа ведется плодотворно и успешно. Например, во многих приходах до сих пор отсутствуют молодежные группы.
Большая и кропотливая работа в Церкви проводится по адаптации юношей из детских домов, с наркозависимыми и трудными подростками. По данным мониторинга 2014 г., в России действует свыше 60 церковных реабилитационных центров для наркозависимых4. Причем помощь оказывается не в ходе общих программ и мероприятий, а адресно.
Много дискуссий и споров вызвало предложение Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла вывести аборты из Фонда обязательного медицинского страхования и запретить свободную продажу средств медикаментозного прерывания беременности, которое он высказал во время выступления в Государственной Думе 22 января 2015 г.5. Показательно, что из 194 стран мира аборты разрешены только в 556.
Отдельного внимания в деле укрепления сотрудничества Церкви и государства заслуживает совместное проведение следующих праздников: День славянской письменности и культуры (24 мая); День народного единства (4 ноября); День крещения Руси (28 июля); День российского студенчества («Татьянин день», 25 января, православные в этот день вспоминают великомученицу Татиану); День семьи, любви
1 Создание Синодального отдела по делам молодежи (август 2000 г.). Сайт Московской Патриархии. [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/65961.html (дата обращения: 10.12.2015).
2 Всероссийское православное молодежное движение действует с 2000 г., Братство православных следопытов с 1991 г. [Электронный ресурс]. URL: http://bydgotov.com (дата обращения: 10.12.2015).
3 Там же.
4 Мониторинг реабилитационных центров для наркозависимых. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4135133.html (дата обращения: 14.12.2015).
5 Законопроект «о внесении изменений в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323 от 21.11.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://sovetnik.consultant.ru/abort/ pravitelstvo_protiv_vyvoda_abortov_iz_oms (дата обращения: 9.12.2015).
6 Врачи и представители общественности выступают за выведение абортов из системы ОМС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.diaconia.ru/vrachi-i-predstaviteli-obshhestvennosti-vystupayut-za-vyvedenie-abortov-iz-sistemy-oms (дата обращения: 12.12.2015).
и верности (8 июля); День победы русских полков во главе с князем Дмитрием о Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (21 сентября)1. ^
Значительным направлением церковного служения является взаимодействие ^ с армией и силовыми структурами. Православная Церковь всегда считала защиту Е^ отечества священным делом. Служение в армии или правоохранительных структу- ^ рах государства требует от человека цельного мировоззрения, основанного на ясной и последовательной иерархии ценностей, только в этом случае стране могут о быть гарантированы законность, мир и порядок. Деятельность Русской Православ- о ной Церкви в Вооруженных Силах и правоохранительных учреждениях приобрета- < ет огромную важность. При РПЦ создан Синодальный отдел по взаимодействию ^ с Вооруженными Силами и правоохранительными органами2. При Отделе работа- х ет официальное издание — журнал «Вестник военного и морского духовенства».
Пять лет назад в Вооруженных Силах произошло историческое событие — был н-учрежден (а по сути — восстановлен) институт штатного военного духовенства. ^ В настоящее время он насчитывает более 150 священнослужителей, в их числе щ 2 мусульманских имам-хатыба и 1 буддийский лама3. Перед РПЦ и другими традиционными конфессиями России стоит важнейшая задача нравственно-патриотического воспитания военнослужащих.
Особой задачей Церкви является попечение о лицах, находящихся в исправительных учреждениях. Для работы с заключенными в 2010 г. при РПЦ был создан Синодальный отдел по тюремному служению4. Данный отдел ведет деятельность по ресоциализации заключенных за полгода до освобождения и после выхода на свободу, реадаптация женщин, освобождающихся из мест лишения свободы, работа с детскими воспитательными колониями, работа с письмами заключенных5.
Подписание соглашения Синодального отдела по тюремному служению с Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации позволило практически во всех исправительных учреждениях создать условия для духовного развития лиц, находящихся в местах лишения свободы6. И здесь особое внимание уделяется нравственному воспитанию молодых заключенных. В настоящее время в Российской Федерации на территории исправительных учреждений совместными усилиями епархий, заключенных и сотрудников колоний построено и оборудовано около 1000 храмов и молитвенных комнат7.
18 июля 2015 г., выступая в день памяти преподобного Сергия Радонежского, Патриарх Кирилл отметил, что воцерковление молодежи и создание прочных молодежных церковных движений по-прежнему является одним из приоритетов в служении Церкви, так как без молодежи Церковь ущербна8.
1 Федеральный закон о днях воинской славы и памятных датах России. № 115 от 10.07.2012 г.
2 Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, дата основания октябрь, 1995 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/65957.html (дата обращения: 12.12.2015).
3 Взаимодействие Вооруженных Сил России с религиозными объединениями: современное развитие традиции.[Электронный ресурс]. URL: http://pobeda.ru (дата обращения: 10.12.2015).
4 Синодальный отдел по тюремному служению, дата создания 5 марта 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141716.html (дата обращения: 10.12.2015).
5 Там же.
6 Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью. Подписано 22 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1414718.html (дата обращения: 17.12.2015).
7 Правовое положение тюремных храмов и молитвенных комнат. Основные направления работы и деятельности Синодального отдела по тюремному служению. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1492496.html (дата обращения: 12.12.2015).
8 Выступление Патриарха Кирилла в день памяти Сергия Радонежского. [Электронный ресурс]. URL: http://foma.ru/bez-molodezhi-tserkov-ushherbna-patriarh-kirill.html (дата обращения: 10.12.2015).
о Еще 10 лет назад на Всецерковном съезде православной молодежи Патриарх
^ Московский и Всея Руси Алексий II заявил: «Пришла пора объединить усилия всех
^ тех, кто ощущает в душе острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы
^ немедленно сообща не примемся за кропотливый труд учителей и наставников
g молодежи, если мы не найдем новые действенные подходы в воспитании, мы потеряем страну»1. И речь идет отнюдь не о потере влияния Православной Церкви
о на страну, а о потере России, ее места в цивилизационном пространстве мира,
m 1-1
о в том случае, если она утратит свои традиционные ценности, среди которых Пра-< вославие является одним из важнейших.
Молодежная политика должна быть приоритетным направлением деятельности х социальных и политических институтов государства, в том числе религиозных, ведь 2 молодежь — это строители и хранители настоящей и будущей России.
о Литература
с
1. Гневашева В. А., Фальковская Г. И. Эффективность молодежной политики: проблема определения критериев (результаты экспертного опроса) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www. zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Gnevasheva~Falkovskaia_Youth_Policy_Efficiency (дата обращения: 10.12.2015).
2. Ильинский И. М. О молодежной политике российского политического центризма. М. : Институт молодежи, 1999. С. 49.
3. Крикунова В. А. Молодежная политика в современной России: понятие, субъекты, факторы формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 101. С. 277-283.
4. Кугай А. И. Православие и суверенитет России в условиях глобализации // Православие и власть: традиция и современность. СПб., 2007.
5. Медведева Л. М., Полозов М. И. Государственная молодежная политика: приоритеты и инструменты реализации // Известия Восточного института. 2014. № 2 (24). С. 36-44.
6. Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента // Научно-просветительский журнал «Скепсис» [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_110.html (дата обращения: 12.12.2015).
7. Харченко К. В. Настольная книга специалиста по молодежной политике: учеб. пособие. М., 2013.
References
1. Gnevasheva V. A., Falkovskaya G. I. Efficiency of youth policy: problem of definition of criteria (results of expert poll) [Effektivnost' molodezhnoi politiki: problema opredeleniya kriteriev (rezul'taty ekspertnogo oprosa)] // Information humanitarian portal «Knowledge. Understanding. Ability» [Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie»]. 2011. N 6. [Electronic resource]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Gnevasheva~Falkovskaia_Youth_Policy_Efficiency (date of the address: 10.12.2015). (rus)
2. Ilyinsky I. M. On youth policy of the Russian political centrism [O molodezhnoi politike rossiisk-ogo politicheskogo tsentrizma]. M. : Institute of youth [Institut molodezhi], 1999. P. 49. (rus)
3. Krikunova V. A. Youth policy in modern Russia: concept, subjects, formation factors [Molodezhnaya politika v sovremennoi Rossii: ponyatie, sub"ekty, faktory formirovaniya] // News of the Herzen Russian State Pedagogic University [Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena]. 2009. N 101. P. 277-283. (rus)
4. Kugay A. I. Orthodoxy and sovereignty of Russia in the conditions of globalization [Pravoslavie i suverenitet Rossii v usloviyakh globalizatsii] // Orthodoxy and the power: tradition and present [Pravoslavie i vlast': traditsiya i sovremennost']. SPb., 2007. (rus)
1 Русская Православная Церковь. Архив официального сайта московской патриархии 19972009 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://mospat.ru/archive/2002/02/nr202272/ (дата обращения: 12.12.2015).
5. Medvedeva L. M., Polozov M. I. State youth policy: priorities and instruments of realization o [Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: prioritety i instrumenty realizatsii] // News of East ™ Institute [Izvestiya Vostochnogo instituta]. N 2 (24), 2014. P. 36-44. (rus) ^
6. Tarasov A. Youth as object of class experiment [Molodezh' kak ob"ekt klassovogo eksperi- < menta] // Scientific and Educational Journal Scepsis [Nauchno-prosvetitel'ii zhurnal «Skepsis»] > [Electronic resource]. URL: http://scepsis.net/library/id_110.html (date of the address: 12.12.2015). o
(rus) m
7. Harchenko K. V. Reference book of the expert in youth policy [Nastol'naya kniga spetsialista po o molodezhnoi politike]: tutorial. M., 2013. (rus) §
CO
<
X —
X
O