Научная статья на тему 'Изменение численности и социально-демографических характеристик архиерейского корпуса епархий Русской православной Церкви на юге Западной Сибири в начале XXI в'

Изменение численности и социально-демографических характеристик архиерейского корпуса епархий Русской православной Церкви на юге Западной Сибири в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
116
5
Поделиться
Ключевые слова
RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / АRCHDIOCESE / DIOCESE / BISHOP / THE SOUTH OF WESTERN SIBERIA. / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МИТРОПОЛИЯ / ЕПАРХИЯ / АРХИЕРЕЙ / ЮГ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Овчинников В.А.

В статье на основе анализа нормативных и распорядительных документов, делопроизводственных и справочно-информационных материалов, периодической печати и Интернет-ресурсов, с использованием в качестве основного – метода компаративного анализа, выявлены причины, определены показатели, особенности и результаты процесса изменения численности и характеристик архиерейского корпуса епархий РПЦ на юге Западной Сибири в начале XXI в. Исследуемый процесс был напрямую связан с реформой «дробления» епархий РПЦ в 2011 – 2015 гг., протекал в русле общероссийский тенденций, но имел ряд негативных последствий для епархий региона по причине того, что они в силу «молодости» обладали менее развитой организационно-управленческой структурой и материально-экономической основой по сравнению с епархиями европейской части России. Реформа, имеющая позитивный отложенный эффект для РПЦ, на изучаемом этапе привела к увеличению числа епархий и правящих архиереев с 5 до 18, омоложению архиерейского корпуса с одновременным снижением уровня духовного образования, опыта управления и монашеской жизни. На основании анализа реформы сделан прогноз о влиянии ее результатов на укрепление системы управления и развитие организационной структуры административно-территориальных единиц РПЦ на юге Западной Сибири.

CHANGE OF THE NUMBER AND SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF THE EPISCOPAL DIOCESES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SOUTH OF WESTERN SIBERIA AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

The article is based on the comparative analysis of regulatory and administrative documents, record keeping and information and reference materials, periodicals and Internet resources. The author identifies the causes, determines the performance, features and results of the process of changing the size and characteristics of the Episcopal body of Russian Orthodox Church dioceses in the south of Western Siberia at the beginning of the XXI century. The process in question was directly related to the reform of "splitting" the dioceses of the Russian Orthodox Church in 2011 – 2015. It proceeded in line with national trends, but had a number of negative consequences for the dioceses of the region due to the fact that they being "young" had a less developed organizational and management structure, material and economic basis compared with the dioceses of the European part of Russia. The reform, which has a positive deferred effect on the ROC, at the target stage, led to an increase in the number of dioceses and ruling bishops from 5 to 18, to the rejuvenation of the Episcopal body while reducing the level of theological education, management experience and monastic life. Based on the analysis of the reform the author presupposes what impact the results will have on strengthening the management and development of the organizational structure of the ROC administrative-territorial units in the south of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Изменение численности и социально-демографических характеристик архиерейского корпуса епархий Русской православной Церкви на юге Западной Сибири в начале XXI в»

УДК 94 (571/1)/281.93

ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК АРХИЕРЕЙСКОГО КОРПУСА ЕПАРХИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ЮГЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В НАЧАЛЕ XXI В.

Владислав А. Овчинников1' @

1 Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Россия, 650070, Кемерово, пр. Тухачевского, 38а @ rpcsib@rambler.ru

Поступила в редакцию 18.10.2016. Принята к печати 25.01.2017.

Ключевые слова: Русская православная церковь, митрополия, епархия, архиерей, юг Западной Сибири.

Аннотация: В статье на основе анализа нормативных и распорядительных документов, делопроизводственных и справочно-информационных материалов, периодической печати и Интернет-ресурсов, с использованием в качестве основного - метода компаративного анализа, выявлены причины, определены показатели, особенности и результаты процесса изменения численности и характеристик архиерейского корпуса епархий РПЦ на юге Западной Сибири в начале XXI в. Исследуемый процесс был напрямую связан с реформой «дробления» епархий РПЦ в 2011 - 2015 гг., протекал в русле общероссийский тенденций, но имел ряд негативных последствий для епархий региона по причине того, что они в силу «молодости» обладали менее развитой организационно -управленческой структурой и материально-экономической основой по сравнению с епархиями европейской части России. Реформа, имеющая позитивный отложенный эффект для РПЦ, на изучаемом этапе привела к увеличению числа епархий и правящих архиереев с 5 до 18, омоложению архиерейского корпуса с одновременным снижением уровня духовного образования, опыта управления и монашеской жизни. На основании анализа реформы сделан прогноз о влиянии ее результатов на укрепление системы управления и развитие организационной структуры административно-территориальных единиц РПЦ на юге Западной Сибири.

Для цитирования: Овчинников В. А. Изменение численности и социально-демографических характеристик архиерейского корпуса епархий Русской православной церкви на юге Западной Сибири в начале XXI в. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 50 - 58. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-50-58.

Процесс изменения характеристик архиерейского корпуса Русской православной церкви (далее - РПЦ) в начале XXI в. напрямую связан с реформой «разукрупнения» или «дробления» ее административно-территориальных единиц - епархий, которая неоднозначно оценивается экспертами, в том числе и представителями РПЦ. Наиболее острые дискуссии вызывает появление большого количества молодых и неопытных архиереев, снижение статуса епархиального архиерея, ослабление позиций наиболее влиятельных иерархов Церкви одновременно с ростом значимости патриаршего сана. По мнению «критиков», данные «негативные» изменения не компенсируются «приближением епископа к пастве» и усилением его контроля за деятельностью епархии. В качестве основного результата реформы эксперты отмечают усиление централизац^ власти и сосредоточение всех рычагов управления в руках Патриарха и Синода [1 - 8].

С октября 2011 г. Синод начал последовательно проводить реформу модернизации организационно-территориального устройства РПЦ [9]. В границах одного субъекта РФ вместо одной епархии начали создавать нескольких новых путем дробления существующих. За 2011 - 2012 гг. было образовано 82 новых епархии,

из них 64 - на территории одних и тех же субъектов РФ. В январе 2013 г. действовало 247 епархий РПЦ [10].

В том же 2011 г. Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий: в границах одного субъекта РФ их стали объединять в митрополии, которых только за 2011 - 2012 гг. было создано 33.

На начало 2016 г. РПЦ объединяла уже 293 епархии -на 46 больше, чем в 2013 г., и на 134 больше, чем в 2009 г. За 2013 - 2015 гг. были созданы 24 новых митрополии, и их число достигло 57 [11].

В 2011 - 2013 гг. на основе существовавших на территории юга Западной Сибири пяти епархий РПЦ решениями Синода были образованы: Кузбасская митрополия (26 июля 2012 г.), включающая Кемеровскую, Мариин-скую и Новокузнецкую епархии; Новосибирская митрополия (28 декабря 2011 г.), включающая Искитимскую, Карасукскую, Каинскую и Новосибирскую епархии; Омская митрополия (6 июня 2012 г.), включающая Омскую, Исилькульскую, Калачинскую и Тарскую епархии; Томская митрополия (12 марта 2013 г.), включающая Томскую и Колпашевскую епархии; из состава Барнаульской и Алтайской епархии выделены в самостоятельную Горноалтайскую епархию приходы Республики Алтай (2 ок-

тября 2013 г.). В Барнаульской епархии было выделено Рубцовское викариатство (16 июля 2013 г.) [12 - 22].

5 мая 2015 г. постановлением Св. Синода была образована Алтайская митрополия. Из Барнаульской епархии были выделены три новые: Бийская, Рубцовская и Славгород-ская, все четыре вошли в состав новой митрополии [23].

Таким образом, если в 2013 г. на юге Западной Сибири действовали 15 епархий, из них 13 в составе вновь образованных четырех митрополий, то в начале 2016 г. уже 18 епархий, из них 17 в составе пяти митрополий (что составляло примерно 9 % от числа митрополий и около 6 % от числа епархий РПЦ на январь 2016 г.).

В 2013 г. в границах епархий РПЦ юга Западной Сибири существовало более 1060 приходов, около 30 монастырей и скитов, служило около 900 священнослужителей, что составляло около 3 % от количества приходов, монашеских обителей и священнослужителей епархий РПЦ. Сводные данные подсчитаны нами приблизительно, т. к. на сайтах епархии указаны характеристики за разные годы (от октября 2012 до мая 2014), в ряде случаев в рамках одного документа показатели даны некорректно или несущественно отличаются.

На правящих архиереев - 18 епархий, что составляло в январе 2016 г. менее 6 % от общего количества правящих архиереев РПЦ, были возложены сложные задачи: развитие церковных структур на территории новых епархий и митрополий, открытие приходов во всех населенных пунктах, увеличение числа священнослужителей.

Увеличение епархий РПЦ потребовало срочного рукоположения в епископы за 2011 - 2012 гг. 75 архиереев. Если на начало 2011 г. в РПЦ было всего 215 епископов, то в январе 2013 г. - 290 епархиальных и викарных епископов, из них - 225 правящих, т. е. за два года епископский корпус увеличился на 35 % [10].

За период с 01.02.2013 г. по 01.02.2016 г. Синод РПЦ, Синод Украинской Православной Церкви и Синод Русской Зарубежной Церкви избрали 73 архиерея. Епископат РПЦ стал составлять 354 архиерея, из них правящих архипастырей - 282, что на 57 человек больше, чем в 2013 г., и на 133 человека больше, чем в 2009 г., т. е. за 2009 - 2015 гг. численность правящих архиереев РПЦ возросла почти на 90 % [11].

Подчеркнем, что процесс «дробления» епархий и увеличения численности архиереев РПЦ был характерен и для второй половины XIX - начала XX вв., но он шел более медленно и во многом был связан с присоединением новых территорий к Российской империи в указанный период. Так, во второй половине XIX - начале XX вв. на территории империи возникло 13 новых епархий и 42 викариатства, численность архиерейского корпуса РПЦ возросла более чем в два раза: с 70 до 148 человек [24].

На юге Западной Сибири в 2011 - 2015 гг. количество правящих архиереев увеличилось в три раза - с 5 до 18. Значительной проблемой стало понижение образовательного уровня и отсутствие управленческого опыта претендентов на епископские кафедры, которую частично удалось решить путем введения многоуровнего отбора и проведения курсов повышения квалификации для но-вопоставленных архиереев в общецерковной аспирантуре и докторантуре.

По оценке Д. Руднева, в 2015 г. из 120 правящих и викарных епископов РПЦ в РФ 45 человек приняли монашеский постриг в возрасте до 25 лет, еще 28 человек в возрасте от 25 до 30 лет, что косвенно свидетельствует об их недостаточно зрелом выборе монашества, которое многими воспринимается как неизбежное условие карьеры. В возрасте 35 - 40 лет приняли постриг 7 человек, 41 -45 лет - 3 человека, 46 - 50 лет - 4 человека. У епископов (без учета митрополитов и архиепископов), имеющих кафедры на территории России, в среднем с момента принятия пострига до епископской хиротонии прошло 14 лет. Средний срок нахождения в монастыре (в том числе в качестве простых насельников) до момента хиротонии -около 5 лет. Из изученных биографий 120 епископов следует, что только 55, то есть меньше половины, вообще являлись насельниками монастырей [4]. Таким образом, в начале XXI в. в РПЦ вновь осложнилась проблема, которая остро проявилась в Российской империи еще в конце XIX - начале XX вв., - проблема разногласия между «монахами по призванию» и «монахами по должности», которую описал в своих воспоминаниях товарищ обер-прокурора Синода князь Николай Жевахов [25].

Отметим, что возраст принятия пострига является формальным критерием «зрелости выбора монашества», т. к. ряд сибирских архиереев приняли постриг в возрасте до 30 лет, но еще в 1960-е - 1980-е гг., когда, учитывая конфессиональную политику и отношение к монашеству в СССР, такой выбор требовал мужества и решимости пострадать за веру. Например, старейший архиерей юга Западной Сибири - митрополит Омский Владимир (Иким) (1940 года рождения) принял монашеский постриг в 1965 г. в возрасте 25 лет. А к примеру, епископ Калачинский Петр (Мансуров), выпускник Московского государственного университета, кандидат биологических наук - в 58 лет в 2012 г. И эти данные не позволяют сделать вывод о более зрелом выборе какого-либо архиерея. Из 18 правящих архиереев епархий РПЦ юга Западной Сибири в возрасте до 25 лет приняли монашеский постриг 6 человек, в возрасте 25 - 30 лет - 5 человек, 35 -40 лет - 3 человека, 41 - 45 лет - 1 человек, 46 - 50 лет -2 человека, 58 лет - 1 человек. В среднем с момента принятия пострига до епископской хиротонии прошло немногим более 13 лет. Самый маленький временной отрезок у епископа Новоузнецкого Владимира (Агибалова) (дата пострига - 27 июля 2014 г., дата епископской хиротонии - 1 сентября 2014 г.), самый большой разрыв у епископа Бийского Серапиона (Дуная) - 26 лет. Из 18 архиереев 12 несли службу в монастырях и скитах, из них 8 занимали должности наместников монашеских обителей.

Так же как в дореволюционный период в начале XXI в. проявилась проблема нехватки управленческих кадров - в начале 2013 г. в РПЦ по официальным данным 13 вновь образованных кафедр были не заняты. Сравнение количества существующих епархий и правящих архиереев позволяет сделать вывод о 22 пустующих кафедрах, которыми, как правило, временно управляли главы митрополий.

На юге Западной Сибири проблема достаточно быстро была решена за счет вновь избранных епископов,

прошедших курсы повышения квалификации в г. Москва «для новопоставленных архиереев». Отметим, что большинство из них закончили духовные семинарии и академии заочно. В епархиях РПЦ юга Западной Сибири на 1 сентября 2014 г. вакантной оставалась одна вновь созданная епархиальная кафедра - Исилькульская, которой управлял митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким). С 25 июля 2014 г. на нее был назначен епископ Феодосий (Гажу).

В результате реформы произошло значительное омоложение епископского корпуса. Так, из 18 правящих архиереев на 01.05.2016 г. 7 имели возраст 42 - 45 лет, 4 человека - 46 - 50 лет, 4 человека - 51 - 60 лет, 1 человек - 62 года, 1 человек - 68 лет, 1 человек - 76 лет. Самым молодым епископом является Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (Романенко), родившийся 8 августа 1974 г., самым опытным - 76-летний митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким). Приведенные данные свидетельствуют о значительном омоложении архиерейского корпуса в изучаемом регионе.

Примечательно, что пять архиереев являлись коренными сибиряками: митрополит Кузбасский Аристарх (Смирнов) родился в г. Кемерово, где закончил среднюю общеобразовательную школу и Кузбасский политехнический институт; епископ Новокузнецкий Владимир (Аги-балов) родился в г. Томске, в г. Кемерово закончил среднюю общеобразовательную школу и Кемеровский государственный университет; епископ Рубцовский Роман (Корнеев) родился в г. Белово Кемеровской области; епископ Мариинский Иннокентий (Ветров) родился в г. Томске; епископ Тарский Савватий (Загребельный) -уроженец Омской области. Остальные: уроженцы Москвы и Московской области - 4 человека, центральных регионов России - 5 человек, Украинской ССР - 2 человека, Молдавской ССР - 2 человека. Безусловно, приведенные данные доказывают, что в сибирских епархиях постепенно складывается система подготовки собственных управленческих кадров, хотя причиной избрания епископами большинства из них явилась острая нехватка архиереев, возникшая в ходе реформы административно -территориального устройства РПЦ.

Подробно остановлюсь на характеристиках митрополитов (на 01.05.2016 г. возраст: 53, 57, 58, 67, 76 лет). Четверо из них прошли путь монашеского служения в Троице-Сергиевой лавре (далее - ТСЛ) и все пятеро являлись выпускниками Московской духовной академии (далее - МДА), из них четверо - кандидаты богословия. Все архиереи начали церковное служение в советский период, двое (митрополиты Новосибирский и Омский) занимали епископские кафедры до 1991 г. Например, митрополит Новосибирский Тихон (Емельянов) в 1987 г. был назначен наместником Свято-Данилова монастыря, за восстановление которого награжден Патриаршим крестом, а 25 января 1990 г. решением Синода избран епископом Новосибирским и Барнаульским. В 1995 -2000 гг. он являлся председателем Издательского совета РПЦ и главным редактором Издательства МП с титулом епископа Бронницкого, викария Московской епархии.

Два митрополита имели опыт зарубежного служения. Митрополит Омский Владимир (Иким) в 1985 г. был хи-

ротонисан в епископа Подольского викария Московской епархии и поставлен настоятелем подворья РПЦ в Карловых Варах, в 1988 г. назначен заместителем председателя отдела внешних церковных связей (далее - ОВЦС), 20 июля 1990 г. был избран епископом Ташкентским и Среднеазиатским, в 2002 г. возведен в сан митроплита, а в 2011 г. назначен на Омскую кафедру.

К числу старейших служителей РПЦ с богатым послужным списком также относится митрополит Алтайский Сергий (Иванников), кандидат богословия, который в 1986 г. был направлен в Эстонскую епархию. В 1987 -1992 гг. он служил в Пюхтицком монастыре, в 1992 -2000 гг. был настоятелем соборов в г. Нарва, Таллин. 27 июля 2000 г. он был избран членом Синода Эстонской Православной Церкви МП. В 2002 г. он получил гражданство Эстонской Республики. В 2003 г. был назначен сотрудником ОВЦС, в 2004 г. - членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Позже, в 2006 - 2012 гг. он был назначен настоятелем храма в Праге (Чехия). Решением Синода от 16 марта 2012 г. избран епископом Каменским и Алапаевским, 29 мая 2013 г. назначен епископом Барнаульским и Алтайским, 5 мая 2015 г. назначен управляющим новообразованной Алтайской митрополии.

Среди епископов опыт зарубежного служения также имеют: епископ Бийский Серапион (Дунай), работавший в Астанайской епархии РПЦ (республика Казахстан) и имеющий награды: орден «За заслуги перед Православной Церковью Казахстана» (2013 г.), бронзовую, серебряную и золотую медали Фонда мира (1994, 1995, 1996 гг.); епископ Исилькульский Феодосий (Гажу) 06.10.2011 г. был избран епископом Бишкекским и Киргизским, но в 2014 г. в результате конфликта с правительством Кыргызстана ему было запрещено ведение религиозной деятельности в республике и, по сути, его заставили покинуть страну [26].

Отметим высокий образовательный уровень правящих архиереев: из 18 человек 13 - выпускники духовных академий (9 - МДА, 3 - КДА, 1 - СПбДА), из них 40 %, в основном новопоставленные епископы, получили заочное образование.

Девять архиереев имеют высшее светское образование (в числе организаций высшего образования: Московский институт электронной техники, Московский авиационный институт, Московский государственный университет, Алтайский политехнический институт, Кузбасский политехнический институт, Кемеровский государственный университет, Калининградский государственный университет, Омское высшее общевойсковое дважды краснознаменное командное училище, Уральская государственная юридическая академия). Из 18 человек пять имеют степень кандидата богословия, один - кандидата биологических наук.

Архиереи являются яркими фигурами, имеющими свои различающиеся взгляды на дальнейшее развитие РПЦ, что тесно связано с ее историей второй половины XX - начала XXI вв. После этапа церковного развития (1959 - 1978), который противники экуменизма назвали «никодимовщиной» (по имени митрополита Никодима (Ротова), в 1959 г. назначенного заместителем председателя ОВЦС, а в 1960 - 1972 гг. возглавлявшем отдел),

совет по делам религий и КГБ проводили политику по изоляции фундаменталистов в монастырях и отдаленных приходах. Никто из последователей данного течения не смог стать епископом вплоть до 1990 - 1991 гг. Начиная с середины 1990-х гг., епископские кафедры начали занимать «духовные дети» старцев-фундаменталистов, начавших «борьбу» с экуменизмом. Последующие изменения кадровой политики заключались в том, что если в 1991 - 1997 гг. епископами избирались во многих случаях монашествующие фундаменталистских обителей и консервативное провинциальное духовенство, то с конца 1990 - 2000 гг. новые назначения на архиерейские кафедры стали получать лица с экуменическими взглядами, среди которых было много учеников постоянных членов Синода и их единомышленников с экуменическим прошлым. Группа фундаменталистов внутри епископата, по мнению Н. Митрохина, практически перестала существовать к 2000 г., в т. ч. благодаря последовательной политике Синода [27, с. 185, 189 - 192], а вместе с избранием Патриархом Кирилла (Гундяева) «экуменический курс» руководства РПЦ окончательно утвердился.

Митрополит Новосибирский Тихон - представитель внутрицерковной фундаменталистской группы (в нее также входили епископ Барнаульский Антоний (Масен-дич), епископ Томский Аркадий (Афонин)). Именно эта группа в середине 1990-х гг. поддержала требования к членам Синода покаяться в «грехе экуменизма», выйти из Всемирного совета церквей, признать святыми Николая II и его семью. При поддержке митрополита Тихона как руководителя Издательского совета МП выходило общественно-политическое обозрение «Радонеж» - одно из влиятельных изданий фундаменталистов. К 2000 г. группа распалась, многие архиереи стали центральными фигурами различных скандалов. Тихон (Емельянов), который занимал пост председателя Издательского совета РПЦ и главного редактора Издательства МП, после недоказанных обвинений в коррупции был возведен в сан архиепископа, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно -нравственных традиций и отправлен на Новосибирскую кафедру, которую занимал ранее в 1990 - 1995 гг. [27, с. 185 - 186, 190, 228, 380; 20]. СМИ активно обсуждали позицию митрополита, который в 2012 г. выступал против выставки «эротических» гравюр Пикассо в краеведческом музее г. Новосибирска, в 2014 г. - за изгнание польской рок-группы Behemoth («Чудище»), поддерживая действия православных активистов по противодействию данным мероприятиям. Несмотря на занимаемую позицию, судя по возрастанию числа приходов, монастырей, усилению кадрового состава, взаимодействию с региональными и городскими властями г. Новосибирска, присутствию Церкви в жизни населения, митрополит эффективно управляет митрополией. Его деятельность положительно оценивается Патриархом и Синодом: в 2008 г. он был награжден орденом прп. Серафима Саровского 2 степени, в 2013 г. за усердное служение и в связи с 65-летием - орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского 2 степени.

В противовес Тихону митрополит Омский Владимир (Иким) - известный и один из наиболее влиятельных иерархов РПЦ, стоящий на экуменических позициях, автор историко-философских трудов по проблемам развития и взаимодействия мировых религий и цивилизаций, постоянный участник Родосского Форума, посвящённого диалогу цивилизаций. Митрополит, сегодня находящийся в полуопальном положении, являлся значимой фигурой в международных делах РПЦ. Об этом свидетельствуют послужной список и перечень наград: орден дружбы ЧССР (ЧССР, 1988), орден Дружбы народов (к 1000-летию Крещения Руси), орден «Дустлик» (Узбекистан, 2000), орден «Данакер» (Киргизия, 2011), медаль «Данк» (Киргизия, 2000), памятный знак «Узбекистон Республи-каси мустакиллигига 20 йил» (Узбекистан, 2011) - за активную и плодотворную деятельность по развитию двустороннего и многостороннего торгово-экономического, инвестиционного, культурного и научно-образовательного сотрудничества с Узбекистаном и в связи с двадцатой годовщиной независимости Республики Узбекистан, международная премия Фонда св. апостола Андрея Первозванного с возложением ордена св. апостола Андрея Первозванного.

Митрополит Владимир (Иким) - последователь митрополита Никодима (Ротова), работал с 1969 г. референтом ОВЦС, в 1972 г. назначен членом ОВЦС, в 1988 г. -заместителем председателя. Он входил в круг близких к Патриарху Пимену служителей РПЦ, которые при Алексее II подверглись опале. Митрополит всегда устанавливал хорошие отношения с руководством государств, в которых служил, последовательно поддерживает государственную политику в религиозной сфере. Он отстаивает уважительное отношение к исламу, считая, что ислам и христианство исповедуют веру в Бога, но идут к цели разными путями [28]. Разделяем оценку Н. Митрохина, которая была дана в начале XXI в. митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру (Икиму): «По своим личным качествам митрополит Владимир - высокоэффективный церковный менеджер, возможно, один из самых богатых архиереев РПЦ, с амбициями, простирающимися далеко за пределы Центральной Азии» [27, с. 547]. В настоящее время, по нашему мнению, наряду с другими факторами возраст является основным ограничителем восхождения митрополита по иерархической лестнице РПЦ (год рождения - 1940 г.).

На фоне внутрицерковной дискуссии 1995 - 2002 гг. в РПЦ сформировалась группа в основном молодых по возрасту епископов и свщеннослужителей, выступивших оппонентами консерваторам и фундаменталистам, считающих необходимым активное привлечение в РПЦ образованной и «продвинутой» молодежи путем использования понятного ей языка, форм миссионерской и катехизаторской работы (в т. ч. интернет-форумов, рок-фестивалей, туристических и скаутских объединений). Это стало почвой для появления епископов и митрополитов, которые заняли центристскую позицию. Будучи выходцами из братии ТСЛ, сторонниками консервативного толкования монашества, они поддерживают экуменическую позицию Патриарха и руководствуются прагматизмом в управлении своими митрополиями, привлекая мо-

лодых священников и епископов, используя нововведения в работе с верующими, поддерживая баланс между традиционными и новыми формами и методами работы в РПЦ. По нашему мнению, центристские позиции занимают митрополит Томский Ростислав и митрополит Кемеровский Аристарх, несмотря на значительную разницу в их взглядах на вопросы внутрицерковной жизни, стилях управления и личных характеристиках.

Митрополит Ростислав, назначенный в 1993 г. на Магаданскую кафедру, стал одним из самых молодых епископов РПЦ. Будучи епископом Магаданским и Чукотским с 17.07.1997 г. по 29.03.1998 г. он исполнял обязанности временно управляющего Петропавловской и Камчатской епархией. С 23 декабря 1998 г. - епископ Томский и Асиновский, в 2013 г. в связи с образованием Томской митрополии возведен в сан митрополита. Он отличается личной скромностью, нестяжательством, образованностью, его проповеди характеризуются глубиной и ясностью. За время правления Томской епархией (с 2013 г. митрополией) он смог решить внутренние проблемы, наладить эффективное взаимодействие с региональной властью и, что для г. Томска немаловажно, с научно-преподавательским сообществом и образовательными организациями различного уровня. По мнению ряда верующих и священнослужителей, он, благодаря личным качествам и центристской позиции, может стать фигурой, примерившей различные группировки и течения РПЦ [29].

Митрополит Аристарх имеет значительный опыт преподавательской и управленческой работы. Он более 12 лет преподавал в МДА, одновременно занимал должности помощника инспектора Московских духовных школ, старшего помощника проректора по воспитательной работе МДАиС с 1 января 1991 г. до июня 2001 г., когда был переведен в ТСЛ, где нес послушание руководителя архитектурного отдела Патриаршего архитектурно-реставрационного центра, затем - заместителя эконома обители. На Кемеровскую кафедру он был избран в 2006 г. с должности келаря объединенного хозяйства ТСЛ и Московских духовных школ, на которую был назначен 8 октября 2002 г. указом Патриарха Алексия II. Его консервативная позиция в отношении монашества проявилась при обсуждении проекта «Положения о монастырях и монашествующих». Вместе с тем митрополит сумел наладить устойчивое взаимодействие с региональной властью, творческим и научно-педагогическим сообществами, обеспечив устойчивую комплексную поддержку РПЦ. В митрополию были привлечены священнослужители, закончившие МДА и СПбДА. Из-за сотрудничества с представителями иных конфессий (в первую очередь, католиками и мусульманами) он подвергается обвинениям со стороны фундаменталистов в «экуменической ереси» [30].

Подчеркнем, что большинство правящих архиереев -выпускники Московских духовных школ (МДС и МДА) (4 митрополита и Горноалтайский епископ - выходцы из братства ТСЛ), часть из них - «духовные дети» известных старцев - сторонников консервативного подхода к монашеству, стоявших на антиэкуменической позиции. Сторонниками экуменизма были сотрудники ОВЦС, вы-

пускники Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии. Представителей Санкт-Петербургских духовных школ до 2015 г. не было среди правящих архиереев епархий РПЦ юга Западной Сибири. 5 мая 2015 г. епископом Славгородским стал Всеволод (Понич), закончивший Ленинградскую духовную семинарию (1984 г.), Санкт-Петербургскую духовную академию (1999 г.), служивший до назначения в Ростовской епархии.

Несмотря на значительные различия, правящие архиереи в основном являются сторонниками или лояльны по отношению к Патриарху и его политике. В свою очередь, для центра основную роль, наряду с лояльностью, при назначении архиереев и определении отношения к ним играют: их опыт административно-хозяйственной работы, эффективность управления вверенными епархиями и митрополиями, налаживание отношений с региональной властью, обеспечение административной и финансовой поддержки со стороны последней.

Таким образом, обострение проблем, связанное с «дроблением» епархий РПЦ и изменением характеристик архиерейского корпуса, имеет временный характер. Решив в сжатые сроки задачи централизации власти, ослабления оппозиции и конкурентов, руководство РПЦ сознательно пошло на временное снижение качественных характеристик архиерейского корпуса в обмен на быстрый ход начального этапа реформы, которая, несомненно, будет иметь и качественный «отложенный результат» в перспективе. Негативные стороны процесса ярко проявились и при проведении реформы в епархиях РПЦ на юге Западной Сибири, которые являются более «молодыми» и обладают исторически менее развитой организационной и управленческой структурой по сравнению с епархиями центральной части России. Отсутствие региональной системы «выращивания» архиереев приводит к приходу молодых архиереев - уроженцев центральной России, не понимающих местной специфики (в т. ч. взаимодействия с региональной властью) и особенностей развития православия в Сибири.

Процесс изменений численности и характеристик архиерейского корпуса в митрополиях РПЦ юга Западной Сибири развивается в русле общероссийских традиций: идет рост численности и омоложение состава епископов, во главе митрополий поставлены «надежные» архиереи с большим опытом церковного служения, кроме управления митрополиями, они занимают самые значимые епископские кафедры митрополий, вырос уровень общего и духовного образования (что связано как с развитием системы духовного образования, так и с ужесточением требований к уровню духовного образования священнослужителей РПЦ).

В перспективе проводимая реформа должна привести к укреплению системы управления и развитию организационной структуры административно-территориальных единиц РПЦ на юге Западной Сибири, что в свою очередь является необходимым условием эффективного решения задач при достижении основной цели РПЦ как религиозной организации - укрепление веры адептов и распространение православия среди населения Сибири.

Таблица. Правящие архиереи митрополий РПЦ юга Западной Сибири на 01.02.2016 г. Table. The ruling hierarchs of the Metropolis of the Russian Orthodox Church of the South of Western Siberia (01.02.2016)

Наименование митрополии/митрополит Наименование епархии/правящий архиерей

1. Алтайская митрополия (обр. 05.05.2015 г.) митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников) Барнаульская епархия, митрополит Сергий (Иванников)

Рубцовская епархия, епископ Рубцовский и Алейский Роман (Корнеев)

Славгородская епархия, епископ Славгородский и Каменский Всеволод (Понич)

Бийская епархия, епископ Бийский и Белокурихинский Се-рапион (Дунай)

2. Кузбасская митрополия (обр. 26.07.2012 г.) митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх (Смирнов) Кемеровская епархия, митрополит Аристарх (Смирнов)

Мариинская епархия, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий (Ветров)

Новокузнецкая епархия, епископ Новокузнецкий и Ташта-гольский Владимир (Агибалов)

3. Новосибирская митрополия (обр. 28.12.2011 г.) митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) Новосибирская епархия, митрополит Тихон (Емельянов)

Каинская епархия, епископ Каинский и Барабинский Фео-досий (Чащин)

Карасукская епархия, епископ Карасукский и Ордынский Филипп (Новиков)

Искитимская епархия, епископ Искитимский и Черепанов-ский Лука (Волчков)

4. Омская митрополия (обр. 07.06.2012 г.) митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким) Омская епархия, митрополит Владимр (Иким)

Исилькульская епархия, епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий (Гажу)

Тарская епархия, Епископ Тарский и Тюкалинский Савва-тий (Загребельный)

Калачинская епархия, епископ Калачинский и Муромцев-ский Петр (Мансуров)

5. Томская митрополия (обр. 12.03.2013 г.) митрополит Томский и Асиновский Ростислав (Девятов) Томская епархия, митрополит Ростислав (Девятов)

Колпашевская епархия, епископ Колпашевский и Стрежев-ский Силуан (Вьюров)

Горноалтайская епархия (обр. 2.10.2013 г.), епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (Романенко)

Примечание: составлена нами на основании данных, размещенных на официальных сайтах митрополий и епархий

РПЦ, территориально расположенных на юге Западной Сибири.

Литература

1. Дробление епархий Русской православной церкви. Зачем и почему? // Фома. 10.08.2011. Режим доступа: http://foma.ru/droblenie-eparxij-russkoj-pravoslavnoj-czerkvi.html (дата обращения: 02.08.2016).

2. Михаил (Чепель), иеромонах. О некоторых вопросах организации административного управления Русской православной церкви в связи с разукрупнением епархий // На пути к гражданскому обществу. 2015. № 3 (19). С. 26 - 32. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/4665929.html (дата обращения: 02.08.2016).

3. От разукрупнения к местной соборности. Эксперты о главных потенциалах церковной жизни // Сайт Свято -Филаретовского православно-христианского института. 01.03.2016. Режим доступа: http://sfi.ru/sfi-today/article/ot-razukrupneniya-k-mestnoj-sobornosti.html (дата обращения: 03.08.2016).

4. Руднев Д. Кадровый разнос // Совершенно секретно. 16.06.2015. № 21/350. Режим доступа: http://www.-sovsekretno.ru/articles/id/4847/ (дата обращения: 03.08.2016).

5. Руднев Д. Период полураспада // Совершенно секретно. 26.05.2015. № 18/347. Режим доступа: http://-www.sovsekretno.ru/articles/id/4806/ (дата обращения: 03.08.2016).

6. Руднев Д. Православная реформация, или русский поп все стерпит // Правая.ги. Радикальная ортодоксия. 20.07.2015. Режим доступа: http://pravaya.ru/look/23850/ (дата обращения: 03.08.2016).

7. Руднев Д. С клира по нитке // Совершенно секретно. 02.06.2015. № 19/348. Режим доступа: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4823/ (дата обращения: 03.08.2016).

8. Шевченко М. Разукрупнение епархий пойдет на пользу // Православие и мир. 11.08.2011 г. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/maksim-shevchenko-razukrupnenie-eparxij-pojdet-napolzu/ (дата обращения: 03.08.2016).

9. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви // Русская православная церковь: сайт. 04.02.2011. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1402551.html (дата обращения: 02.08.2016).

10. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года) // Русская православная церковь: сайт. 03.02.2013. Режим доступа: http://www.-patriarchia.ru/db/text/2770923.html (дата обращения: 02.08.2016).

11. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2016 года) // Русская православная церковь: сайт. 02.02.2016. Режим доступа: http://www.-patriarchia.ru/db/text/4366063.html (дата обращения: 02.08.2016).

12. Официальный сайт Барнаульской епархии. Режим доступа: http://altai.eparhia.ru (дата обращения: 03.08.2016).

13. Официальный сайт Горноалтайской епархии. Режим доступа: http://eparhia-gorniyaltay.ru (дата обращения: 03.08.2016).

14. Официальный сайт Каинской епархии. Режим доступа: kainsk-eparhia.ru (дата обращения: 03.08.2016).

15. Официальный сайт Калачинской епархии. Режим доступа: kalachinsk-eparhia.ru (дата обращения: 03.08.2016).

16. Официальный сайт Колпашевской епархии. Режим доступа: svjatoynarym.ru (дата обращения: 03.08.2016).

17. Официальный сайт Кузбасской митрополии. Режим доступа: http://mitropolit.info (дата обращения: 03.08.2016).

18. Официальный сайт Мариинской епархии. Режим доступа: mariinsk-eparhia.ru (дата обращения: 03.08.2016).

19. Официальный сайт Московского Патриархата. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru (дата обращения: 03.08.2016).

20. Официальный сайт Новосибирской митрополии. Режим доступа: http://nskmitropolia.ru (дата обращения: 03.08.2016).

21. Официальный сайт Омской митрополии. Режим доступа: http://omsk-eparhiya.ru (дата обращения: 03.08.2016).

22. Официальный сайт Томской епархии. Режим доступа: http://pravoslavie.tomsk.ru (дата обращения: 03.08.2016).

23. Официальный сайт Алтайской митрополии. Режим доступа: http://www.altai-eparhia.ru (дата обращения: 03.08.2016).

24. Конюченко А. И. Православное духовенство России во второй половине XIX - начале XX века: автореф. ... д-ра ист. наук. Челябинск, 2006. 48 с.

25. Жевахов Н. Д., князь. Воспоминания: в 2-х т. М.: Родник, 1993.

26. Без епископа осталась Бишкекская и Кыргызская епархия // Аргументы недели. Кыргызстан. 27.06.2014. Режим доступа: http://www.aif.kg/novosti/obschestvo/7594-bez-episkopa-ostalas-bishkekskaya-i-kyrgyzstanskaya-eparhiya. html (дата обращения: 02.08.2016).

27. Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Изд. 2-е. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 656 с.

28. Иким В. З. А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество? М.: ВАГ-РИУС, 2001. 25 с.

29. Навстречу Поместному собору. Православный форум ИПЦ Калужской епархии. Сообщение от 27.12.2008. Режим доступа: http://www.forum.izglubinki.ru/index.php?action=printpage;topic=355.0 (дата обращения: 02.08.2016).

30. Митрополит Аристарх - проповедник ереси экуменизма? // livejournal.com. 06.04.2013. Режим доступа: http://rocorrus.livejournal.com/152726.html (дата обращения: 02.08.2016).

CHANGE OF THE NUMBER AND SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF THE EPISCOPAL DIOCESES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SOUTH OF WESTERN SIBERIA AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

Vladislav A. Ovchinnikov1' @

1 Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development, 38a, Tukhachevskogo Ave., Kemerovo, Russia, 650070 @ rpcsib@rambler.ru

Received 18.10.2016. Abstract: The article is based on the comparative analysis of regulatory and adminis-

Accepted 25.01.2017. trative documents, record keeping and information and reference materials, periodi-

cals and Internet resources. The author identifies the causes, determines the performance, features and results of the process of changing the size and characteristics of Keywords: the Russian Orthodox the Episcopal body of Russian Orthodox Church dioceses in the south of Western Church, Archdiocese, diocese, Bish- Siberia at the beginning of the XXI century. The process in question was directly op, the South of Western related to the reform of "splitting" the dioceses of the Russian Orthodox Church in

Siberia. 2011 - 2015. It proceeded in line with national trends, but had a number of negative

consequences for the dioceses of the region due to the fact that they being "young" had a less developed organizational and management structure, material and economic basis compared with the dioceses of the European part of Russia. The reform, which has a positive deferred effect on the ROC, at the target stage, led to an increase in the number of dioceses and ruling bishops from 5 to 18, to the rejuvenation of the Episcopal body while reducing the level of theological education, management experience and monastic life. Based on the analysis of the reform the author presupposes what impact the results will have on strengthening the management and development of the organizational structure of the ROC administrative-territorial units in the south of Western Siberia.

For citation: Ovchinnikov V. A. Izmenenie chislennosti i sotsial'no-demograficheskikh kharakteristik arkhiereiskogo korpusa eparkhii Russkoi pravoslavnoi tserkvi na iuge Zapadnoi Sibiri v nachale XXI v. [Change of the Number and Socio-demographic Characteristics of the Episcopal Dioceses of the Russian Orthodox Church in the South of Western Siberia at the Beginning of the XXI Century]. Bulletin of Kemerovo State University, 2017; (1): 50 - 58. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-50-58.

References

1. Droblenie eparkhii Russkoi pravoslavnoi tserkvi. Zachem i pochemu? [The subdivision of dioceses of the Russian Orthodox Church. And why?]. Foma = Foma, 10.08.2011. Available at: http://foma.ru/droblenie-eparxij-russkoj-pravoslavnoj-czerkvi.html (accessed 02.08.2016).

2. Mikhail (Chepel'), priestmonk. O nekotorykh voprosakh organizatsii administrativnogo upravleniia Russkoi pravoslavnoi tserkvi v sviazi s razukrupneniem eparkhii [About some questions of the organization of administrative management of the Russian Orthodox Church in connection with the unbundling of the dioceses]. Na puti k grazhdanskomu obshchestvu = On the way to a civil society, no. 3(19) (2015): 26 - 32. Available at: http://www.bogoslov.ru/-text/4665929.html (accessed 02.08.2016).

3. Ot razukrupneniia k mestnoi sobornosti. Eksperty o glavnykh potentsialakh tserkovnoi zhizni [From the unbundling of the local catholicity. Experts about the main potentials of Church life]. 01.03.2016. Available at: http://sfi.ru/sfi-today/article/ot-razukrupneniya-k-mestnoj -sobornosti.html (accessed 03.08.2016).

4. Rudnev D. Kadrovyi raznos [Personnel separation]. Sovershenno sekretno = Top secret, no. 21/350 (16.06.2015). Available at: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4847/ (accessed 03.08.2016).

5. Rudnev D. Period poluraspadka [The period of polarizada]. Sovershenno sekretno = Top secret, no. 18/347 (26.05.2015). Available at: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4806/ (accessed 03.08.2016).

6. Rudnev D. Pravoslavnaia reformatsiia, ili russkii pop vse sterpit [Reformation Orthodox, or Russian pop all endure]. Pravaia.ru. Radikal'naia ortodoksiia = Prevage. Radical Orthodoxy, 20.07.2015. Available at: http://pravaya.ru/look/23850/ (accessed 03.08.2016).

7. Rudnev D. S klira po nitke [With clergy on a string]. Sovershenno sekretno = Top secret, no. 19/348 (02.06.2015). Available at: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4823/ (accessed 03.08.2016).

8. Shevchenko M. Razukrupnenie eparkhii poidet na pol'zu [The breaking up of the dioceses will benefit]. Pravoslavie i mir = Orthodoxy and the world, 11.08.2011. Available at: http://www.pravmir.ru / maksim-shevchenko-razukrupnenie-eparxij-pojdet-napolzu/ (accessed 03.08.2016).

9. Opredelenie Osviashchennogo Arkhiereiskogo Sobora Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi «O voprosakh vnutrennei zhizni i vneshnei deiatel'nosti Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi» [The definition of the Consecrated Synod of bishops of the Russian Orthodox Church "On matters of internal life and external activities of the Russian Orthodox Church"]. Adopted on 4 February

2011, the Council of bishops of the Russian Orthodox Church. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/1402551.html (accessed 02.08.2016).

10. Doklad Patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Kirilla na Arkhiereiskom Sobore Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (2 fevralia 2016 goda) [The report of the Patriarch of Moscow and all Russia Kirill at the Council of bishops of the Russian Orthodox Church (2 February 2016)]. 03.02.2013. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/2770923.html (accessed 02.08.2016).

11. Doklad Patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Kirilla na Arkhiereiskom Sobore Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (2 fevralia 2016 goda) [The report of the Patriarch of Moscow and all Russia Kirill at the Council of bishops of the Russian Orthodox Church (2 February 2016)]. 02.02.2016. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/4366063.html (accessed 02.08.2016).

12. Ofitsial'nyi sait Barnaul'skoi eparkhii [Official site of the Barnaul diocese]. Available at: http://altai.eparhia.ru (accessed 03.08.2016).

13. Ofitsial'nyi sait Gornoaltaiskoi eparkhii [Official website of the diocese Gornoaltay]. Available at: http://eparhia-gorniyaltay.ru (accessed 03.08.2016).

14. Ofitsial'nyi sait Kainskoi eparkhii [Official website Kansk diocese]. Available at: kainsk-eparhia.ru (accessed 03.08.2016).

15. Ofitsial'nyi sait Kalachinskoi eparkhii [Official website of the diocese of Kalachinsk]. Available at: kalachinsk-eparhia.ru (accessed 03.08.2016).

16. Ofitsial'nyi sait Kolpashevskoi eparkhii [Official website of the diocese Kolpashevo]. Available at: svjatoynarym.ru (accessed 03.08.2016).

17. Ofitsial'nyi sait Kuzbasskoi mitropolii [Official site of the Kuzbass Metropolia]. Available at: http://mitropolit.info (accessed 03.08.2016).

18. Ofitsial'nyi sait Mariinskoi eparkhii [Official site of the Mariinsk diocese]. Available at: mariinsk-eparhia.ru (accessed 03.08.2016).

19. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata [The official website of the Moscow Patriarchate]. Available at: http://www.patriarchia.ru (accessed 03.08.2016).

20. Ofitsial'nyi sait Novosibirskoi mitropolii [Official website of the Novosibirsk Metropolitan]. Available at: http://nskmitropolia.ru (accessed 03.08.2016).

21. Ofitsial'nyi sait Omskoi mitropolii [Official site of Omsk Metropolia]. Available at: http://omsk-eparhiya.ru (accessed 03.08.2016).

22. Ofitsial'nyi sait Tomskoi eparkhii [Official site of Tomsk diocese]. Available at: http://pravoslavie.tomsk.ru (accessed 03.08.2016).

23. Ofitsial'nyi sait Altaiskoi mitropolii [Official site of the Altai metropolis]. Available at: http://www.altai-eparhia.ru (accessed 03.08.2016).

24. Koniuchenko A. I. Pravoslavnoe dukhovenstvo Rossii vo vtoroi polovine XIX - nachale XXveka. Avtoref. diss. doktora ist. nauk [The Orthodox clergy of Russia in the second half of XIX - early XX century. Dr. hist. Sci. Diss. Abstr.]. Cheliabinsk, 2006, 48.

25. Zhevakhov N. D. Vospominaniia [Memory lane]. Moscow: Rodnik, 1993.

26. Bez episkopa ostalas' Bishkekskaia i Kyrgyzskaia eparkhiia [Without the Bishop left the Bishkek and Kyrgyz eparchy]. Argumenty nedeli. Kyrgyzstan = The case of the week. Kyrgyzstan, 27.06.2014. Available at: http://www.-aif.kg/novosti/obschestvo/7594-bez-episkopa-ostalas-bishkekskaya-i-kyrgyzstanskaya-eparhiya.html (accessed 02.08.2016).

27. Mitrokhin N. A. Russkaia pravoslavnaia tserkov': sovremennoe sostoianie i aktual'nye problemy [Russian Orthodox Church: contemporary condition and current problems]. 2nd ed. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2006, 656.

28. Ikim V. Z. A druzei iskat' na Vostoke. Pravoslavie i Islam: protivostoianie ili sodruzhestvo? [And to look for friends in the East. Christianity and Islam: confrontation or cooperation?]. Moscow: VAGRIUS, 2001, 25.

29. Navstrechu Pomestnomu soboru. Pravoslavnyi forum IPTs Kaluzhskoi eparkhii. Soobshchenie ot 27.12.2008 [Meet local Cathedral. Orthodox forum the CPI in the Kaluga diocese. A message from 27.12.2008]. Available at: http://www.forum.izglubinki.ru/index.php?action=printpage;topic=355.0 (accessed 02.08.2016).

30. Mitropolit Aristarkh - propovednik eresi ekumenizma? [Metropolitan Aristarkh - preacher heresy of ecumenism?]. livejournal.com, 06.04.2013. Available at: http://rocorrus.livejournal.com/152726.html (accessed 02.08.2016).