Научная статья на тему 'РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ В 1988-1997 ГОДЫ'

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ В 1988-1997 ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
188
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПАРХИЯ / RELIGIOUS MOVEMENTS / RELIGIOUS ASSOCIATIONS / RELIGIOUS SITUATION / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / DIOCESE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чемышев Э. В.

Введение . В статье представлены результаты исследования деятельности Русской православной церкви в Марий Эл в 1988-1997 годы. Данный период представляет интерес с точки зрения создания предпосылок для становления современной религиозной ситуации в регионе и выявления особенностей развития Русской православной церкви до принятия нового закона о свободе вероисповедания в 1997 году. Цель исследования заключается в получении объективных исторических знаний о деятельности Русской православной церкви в Марий Эл в 1988-1997 годы. Материалы и методы исследования . Основными методами исследования являются: историко-системный, историко-генетический, историко-сравнительный, контент-анализ периодической печати, метод периодизации. Основой исследования послужили архивные данные, документальные источники и сведения, полученные путем контент-анализа периодической печати. Результаты исследования, обсуждения. В статье последовательно выявляются основные особенности развития Русской православной церкви в Марий Эл в 1988-1997 годы. Заключение. Особенностями развития Русской православной церкви в Марий Эл в изучаемый период являются интенсивная работа по увеличению числа зарегистрированных религиозных организаций и по возвращению, восстановлению культовых сооружений и строительству новых. Событием, способствовавшим усилению роли Русской православной церкви, стало создание отдельной Йошкар-Олинской и Марийской епархии, активно продолжившей начатую в конце 1980-х годов миссионерскую работу с населением, деятельность по возрождению традиций православия путем консолидации роли Русской православной церкви в культурной, общественной и политической жизни края. Характерные черты возрождения Русской православной церкви и распространение ее влияния в Республике Марий Эл в изучаемый период носили объективный характер, связанный с отсутствием устойчивой системы межконфессиональных отношений, норм, регулирующих государственно-церковные отношения. Особенности развития Русской православной церкви обусловлены также ее доминирующей ролью в религиозной жизни региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE REPUBLIC OF MARI EL IN 1988-1997

Introduction. The article presents the results of a study of the Russian Orthodox Church activities in the Republic of Mari El in 1988 - 1997. This period is of interest from the viewpoint of creating prerequisites for the formation of the modern religious situation in the region and revealing the features of the development of the Russian Orthodox Church before the adoption of the new law on religious freedom in 1997. Purpose of the study. The purpose of the study is to obtain objective historical information about the activities of the Russian Orthodox Church in the Republic of Mari El in 1988-1997. Materials and research methods . The main research methods are: historical-systemic, historical-genetic, historical-comparative, content analysis of periodicals, periodization method. The study is based on archival data, documentary sources and information obtained through content analysis of periodicals. Research results, discussions . The article consistently identifies the main features of the development of the Russian Orthodox Church in Mari El in 1988-1997. Conclusion. A feature of the development of the Russian Orthodox Church in the Mari El Republic during the study period was intensive work to increase the number of registered religious organizations and to return, restore religious buildings and build new ones. An event that contributed to the strengthening of the role of the Russian Orthodox Church was the creation of a separate Yoshkar-Ola and Mari diocese, which actively continued missionary work with the population, which began in the late 1980s, and revived the traditions of Orthodoxy by consolidating the role of the Russian Orthodox Church in the cultural, social and political life of the region. The characteristic features of the revival of the Russian Orthodox Church and the spread of its influence in the Republic of Mari El during the period under study were objective in nature, due to the lack of a stable system of interfaith relations and norms regulating state-church relations. The features of the development of the Russian Orthodox Church are also due to its dominant role in the religious life of the region.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ В 1988-1997 ГОДЫ»

УДК 271.2(470.343)

DOI: 10.30914/2411 -3522-2020-6-2-169-175

Русская православная церковь в Республике Марий Эл в 1988-1997 годы

Э. В. Чемышев

Администрация Главы Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Россия

Введение. В статье представлены результаты исследования деятельности Русской православной церкви в Марий Эл в 1988-1997 годы. Данный период представляет интерес с точки зрения создания предпосылок для становления современной религиозной ситуации в регионе и выявления особенностей развития Русской православной церкви до принятия нового закона о свободе вероисповедания в 1997 году. Цель исследования заключается в получении объективных исторических знаний о деятельности Русской православной церкви в Марий Эл в 1988-1997 годы. Материалы и методы исследования. Основными методами исследования являются: историко-системный, историко-генетический, историко-сравнительный, контент-анализ периодической печати, метод периодизации. Основой исследования послужили архивные данные, документальные источники и сведения, полученные путем контент-анализа периодической печати. Результаты исследования, обсуждения. В статье последовательно выявляются основные особенности развития Русской православной церкви в Марий Эл в 1988-1997 годы. Заключение. Особенностями развития Русской православной церкви в Марий Эл в изучаемый период являются интенсивная работа по увеличению числа зарегистрированных религиозных организаций и по возвращению, восстановлению культовых сооружений и строительству новых. Событием, способствовавшим усилению роли Русской православной церкви, стало создание отдельной Йошкар-Олинской и Марийской епархии, активно продолжившей начатую в конце 1980-х годов миссионерскую работу с населением, деятельность по возрождению традиций православия путем консолидации роли Русской православной церкви в культурной, общественной и политической жизни края. Характерные черты возрождения Русской православной церкви и распространение ее влияния в Республике Марий Эл в изучаемый период носили объективный характер, связанный с отсутствием устойчивой системы межконфессиональных отношений, норм, регулирующих государственно-церковные отношения. Особенности развития Русской православной церкви обусловлены также ее доминирующей ролью в религиозной жизни региона.

Ключевые слова: религиозные движения, религиозные объединения, религиозная ситуация, Русская православная церковь, епархия.

Для цитирования: Чемышев Э.В. Русская православная церковь в Республике Марий Эл в 1988-1997 годы // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 169-175. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-169-175

Russian Orthodox Church in the Republic of Mari El in 1988-1997

E. V. Chemyshev

Administration of the Head of the Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, Russia

Introduction. The article presents the results of a study of the Russian Orthodox Church activities in the Republic of Mari El in 1988 - 1997. This period is of interest from the viewpoint of creating prerequisites for the formation of the modern religious situation in the region and revealing the features of the development of the Russian Orthodox Church before the adoption of the new law on religious freedom in 1997. Purpose of the study. The purpose of the study is to obtain objective historical information about the activities of the Russian Orthodox Church in the Republic of Mari El in 1988-1997. Materials and research methods. The main research methods are: historical-systemic, historical-genetic, historical-comparative, content analysis of periodicals, periodization method. The study is based on archival data, documentary sources and information obtained through content analysis of periodicals. Research results, discussions. The article consistently identifies the main features of the development of the Russian Orthodox Church in Mari El in 1988-1997. Conclusion. A feature of the development of the Russian Orthodox Church in the Mari El Republic during the study period was intensive work to increase the number of registered religious organizations and to return, restore religious buildings and build new ones. An event that contributed to the strengthening of the role of the Russian Orthodox Church was the creation of a separate Yoshkar-Ola and Mari diocese, which actively continued missionary work with the population, which began in the late 1980s, and revived

© Чемышев Э. В., 2020

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». т. 6. № 2. 2020

the traditions of Orthodoxy by consolidating the role of the Russian Orthodox Church in the cultural, social and political life of the region. The characteristic features of the revival of the Russian Orthodox Church and the spread of its influence in the Republic of Mari El during the period under study were objective in nature, due to the lack of a stable system of interfaith relations and norms regulating state-church relations. The features of the development of the Russian Orthodox Church are also due to its dominant role in the religious life of the region.

Keywords: religious movements, religious associations, religious situation, the Russian Orthodox Church, diocese.

For citation: Chemyshev E.V. Russian Orthodox Church in the Republic of Mari El in 1988-1997. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2020, vol. 6, no. 2, pp. 169-175. DOI: 10.30914/24113522-2020-6-2-169-175 (In Russ.).

Введение

Религиозная ситуация в Республике Марий Эл является уникальной: помимо традиционных для большинства регионов Российской Феде -рации религиозных конфессий - православия и ислама - неотъемлемой частью религиозной жизни Республики Марий Эл является марийская традиционная религия, которой придерживается около половины марийскоязычного населения. Богатую палитру религиозной картины региона дополняют различные движения и объединения протестантизма, католицизма, иудаизма, буддизма и так далее. Уникальность ситуации заключается не только в том, что марийская традиционная религия является единственной в Европе дохристианской конфессией, но в том, что как православие, так и ислам, будучи мировыми религиями, имеют в Марий Эл свои особые традиции [5, с. 46].

Объектом исследования является деятельность Русской православной церкви в Марий Эл в 1988-1997 годы. Основанием для выделения данного хронологического периода в деятельности Русской православной церкви в Марий Эл является:

- оживление религиозной жизни региона и страны в целом в связи с празднованием в 1988 году 1000-летия Крещения Руси;

- вступление в силу в 1900 году Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий»1;

- вступление в силу 1 октября 1997 г. Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»2, явившимся переломным не только для Русской православной церкви, но и для религиозных дви-

1 Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. С. 284-292.

2 Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных

объединениях» // Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Справочник нормативных актов. М., 1999. С. 7.

жений и объединений иного толка и всей религиозной ситуации как региона, так и страны в целом.

Как справедливо отмечает исследователь М. М. Мчедлова, религия как глубинный фактор, более долговременный, чем политические или идеологические убеждения, определяет устойчивые формы и основания социального устроения, его культурную специфику, то есть представляется одним из наиболее значимых критериев в определении цивилизационной принадлежности и одной из констант в иерархии идентично-стей [3, с. 161]. Понимая важность религии в жизни общества и выделенного периода в становлении Русской православной церкви в постсоветском пространстве, исследователи неоднократно обращались к данной теме3 [7, 8, 9, 1], но на данный момент нет специального исследования, посвященного историко-системному описанию деятельности Русской православной церкви в Марий Эл, начиная с ее возрождения в 1988 году и заканчивая рубежным 1997 годом, внесшим свои коррективы в дальнейшее развитие религиозной ситуации в целом.

Цель исследования

Цель исследования заключается в получении объективных исторических знаний о деятельности Русской православной церкви в Марий Эл в 1988-1997 годы.

Материалы и методы исследования

Основными методами исследования являются: историко-системный, историко-генетический,

3 Зеленеева Г.С. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Казань, 2011. 23 с.; Козлов В.П. Религиозные объединения республик Среднего Поволжья (первая половина 1990-х гг.): дис. ... канд. истор. наук. Казань, 1999. 174 с.

историко-сравнительный, контент-анализ периодической печати, метод периодизации.

Основой исследования послужили архивные данные, документальные источники и сведения, полученные путем контент-анализа периодической печати.

Результаты исследования, обсуждения

В 1988-1997 годы в Республике Марий Эл православие было представлено:

1) объединениями Русской православной церкви;

2) религиозными движениями старообрядчества:

а) объединениями Русской православной старообрядческой церкви (2 организации);

б) Древлеправославной церковью («беспоповцы», 1 организация);

3) Российской православной свободной церковью (в настоящее время не существует).

По сравнению с двумя последними направлениями самой крупной по числу верующих в Республике Марий Эл является Русская православная церковь, изучению деятельности которой посвящено исследование.

Начиная с 1988 года, православная религия переживает религиозный ренессанс. Н. В. Петрова, опираясь на социологические исследования (ВЦИОМ), пишет, что динамика религиозности кардинальным образом изменилась с начала 80-х годов XX века (если в 70-х годах уровень религиозности в городах составлял от 10-15 %, а в сельской местности - от 20 % до 30 %, однако уже в 1995 г. - 60,8 %) [4].

В новом российском обществе, получив полную свободу на самовыражение, люди стали открыто выражать свою религиозность. Причинами массового обращения людей к религии, небывалого роста авторитета церкви некоторые исследователи называют и ухудшение экономической, политической, социальной, нравственной обстановки в стране, вызвавшие у значительной части населения недоверие к власти, неуверенность в завтрашнем дне, неверие в собственные силы [6, с. 83].

Принятие Верховным Советом РСФСР Закона «О свободе вероисповеданий» 25 октября 1990 г., который позволил населению страны беспрепятственно отправлять свои религиозные потребности в культовых местах и объединяться по конфессиональному признаку, стало отправной точкой для возрождения религиозных объедине-

ний, в том числе и православных. В соответствии с данным законом религиозные объединения были приравнены к общественным организациям и практически могли приступать к деятельности1.

Изученный фактологический материал наглядно свидетельствует о том, что для развития Русской православной церкви в Марий Эл в изучаемый период характерны:

- рост числа зарегистрированных религиозных организаций;

- возвращение, восстановление культовых сооружений и строительство новых;

- возрождение традиций православия;

- повышение роли православных религиозных движений и объединений в культурной, общественной и политической жизни республики;

- активная миссионерская работа с населением региона;

- усиление роли Русской православной церкви за счет создания отдельной епархии в регионе.

В изучаемый период наблюдается рост численности православных объединений Русской православной церкви в Марий Эл с 10 общин в 1990 году до 52 объединения на конец 1996 года. В 1997 году регистраций не было.

Широкое распространение православных объединений позволило Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и Священному Синоду Русской православной церкви в 1993 году образовать самостоятельную Йошкар-Олинскую и Марийскую епархию. По данным исследователя В. П. Козлова, инициатива образования епархии исходила от Президента Республики Марий Эл В. М. Зотина2. Это факт наглядно свидетельствует об уже складывающихся тесных взаимоотношениях епархии с органами государственной власти республики, которые получили интенсификацию после принятия нового закона о вероисповедании.

Для изучаемого периода вопросы передачи культовых зданий были одними из главных во взаимоотношениях государства с религиозными объединениями, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В немалой степени активизации церковной жизни способствовало Постановление Совета Министров СССР 1990 г.

1 Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. С. 284-292.

2 Козлов В.П. Религиозные объединения республик Среднего Поволжья (первая половина 1990-х гг.): дис. ... канд. исторических наук. Казань, 1999. С. 88.

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». т. 6. № 2. 2020

о безвозмездной передаче религиозным организациям предметов культа1. По всей стране, в том числе и в Марийской республике, храмы начали передавать религиозным организациям. Однако эти культовые здания требовали реставрационных работ. При этом в разных местах процесс протекал по-разному. Если в одних приходах верующие сами выступали инициаторами восстановления зданий церквей и направляли личные сбережения на реставрации, то в других это было невозможно без участия и значительной финансовой помощи республиканских властей. Например, в п. Юрино после передачи здания Михай-ло-Архангельской церкви прихожанам начатые реставрационные работы прекратились. Для того чтобы продолжить работы в 1990 году Министерству культуры республики пришлось оказать большую финансовую помощь2. В 1989 году началось строительство нового здания церкви Святителя Николая в г. Волжске. Отсутствие средств грозило превратить строительство в очередной долгострой. Для успешного завершения строительства потребовалась «непосредственная помощь руководства республики»3.

Контент-анализ периодической печати показывает, что большую помощь в восстановлении церквей в изучаемый период оказывали различные предприятия и организации. Например, ремонтные и реставрационные работы Свято-Никольской церкви г. Козьмодемьянска начались еще в начале 1990 году. Средства на ремонт храма поступали от трудовых коллективов, а также из личных сбережений граждан. По словам настоятеля храма архимандрита Варлаама, «держал на контроле вопросы реставрации и ремонта народный депутат СССР А. В. Оборин, который входил в комиссию горсовета по передаче культовых сооружений верующим» .

Процесс передачи церковных храмов верующим иногда проходил весьма болезненно, не обходилось и без конфликтных ситуаций. Например,

1 Постановление Совета Министров СССР от 21 декабря 1990 г. № 1324 «О безвозмездной передаче религиозным организациям предметов культа» // Библиотека нормативно -правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_17834.htm (дата обращения: 11.05.2020).

2 Колонкин В. Черкым олмыктат (Церковь реставрируют) // Марий коммуна. 1990. 2 октября.

3 Еракаева С. Вера, распятая социализмом // Республика. 1991. 4 октября.

4 Банников Н. Республика. 1992. 1 июня.

в здании Смоленского собора г. Козьмодемьян-ска на момент регистрации религиозной общины этого собора 27 мая 1991 г. находился Художественно-исторический музей имени А. В. Григорьева со знаменитой во всем Среднем Поволжье картинной галерей. 28 декабря 1990 г. на сессии Козьмодемьянского городского Совета народных депутатов было принято решение считать музей неотъемлемой частью муниципальной собственности города, передать верующим Смоленский собор только после предоставления музею здания, соответствующего условиям хранения музейных экспонатов и художественных ценностей. Верующие стали настаивать на немедленной передаче им собора. Очередная сессия городского Совета народных депутатов приняла решение передать собор верующим в течение года. Горожане начали высказывать свое недовольство через средства массовой информации, проводить собрания, собирать подписи в защиту музея. Работники музея официально объявили Дни прощания с музеем. За два дня (прощания) в нем побывало более 2000 горожан. Вскоре Президиум Верховного Совета Марийской ССР отменил решение городского совета как незаконно принятое. Ответная реакция со стороны верующих была незамедлительной (угрозы верующих о покушении на музей, организации демонстраций и т. д.)5.

Восстановительные, строительные и реставрационные работы церкви вызвали определенный резонанс в обществе. Например, реставрационные работы имели противоречивые отклики. Так, по мнению общественности г. Йошкар-Олы, профессиональных архитекторов, завершение реставрации зданий Вознесенского собора, Церкви Тихвинской Иконы Божьей Матери явно не соответствовало своему прототипу. По их мнению, «судьбы объектов общенационального культурного наследия были отданы на откуп епархии».6 В свою очередь духовенство епархии (о. Евгений и др.) отмечало, что нет реальной помощи со стороны общественности в восстановлении храмов и средства на эти цели собирались по кру-пицам7. Однако документы свидетельствуют, что и администрация Йошкар-Олы, и различные предприятия и организации, а также простые

5 Красильников О. Храм или музей? // Марийская правда. 1991. 29 октября.

6 Республика. 1992. 15 апреля.

7 Там же.

граждане оказывали значительную финансовую и другую помощь в реконструкции церквей.1

В августе 1996 года епископом Иоанном был освящен престол храма Ежово-Мироносицкого женского монастыря. Следует отметить, что кроме епархиальных вкладов и частных пожертвований, в восстановление Ежово-Мироносицкого женского монастыря активно участвовали различные организации, в частности АО «Железобетон» и другие2.

Анализ материалов, посвященных строительству и восстановлению православных храмов в Марий Эл, показывает, что Русская православная церковь получала реальную поддержку со стороны не только органов власти региона, но и общественности. Очевидность поддержки религиозных объединений РПЦ Республики Марий Эл со стороны должностных лиц в первой половине 1990-х годов отмечают и другие исследователи3.

В изучаемый период духовенство Йошкар-Олы проводило активную миссионерскую работу среди населения.

Особенно нужно отметить в этот период работу организованной осенью 1990 г. при Церкви Воскресения Вознесенского собора воскресной школы для детей и взрослых. Основной упор школа делала на семейное воспитание. Детская группа была организована для детей прихожан, участников воскресных утренних служб.

Важным событием изучаемого периода в развитии Русской православной церкви в Марий Эл стал выпуск в 1996 г. первого номера газеты «Мироносицкий вестник», учредителем которого выступило Йошкар-Олинское епархиальное

4

управление .

Приведем оценку деятельности Русской православной церкви в республике епископа Иоанна в апреле 1997 года. Он отмечает, что «...зарегистрировано 52 прихода, служба ведется в 33 храмах. Началось строительство мужского монастыря в Килемарском районе. Существует библиотека

1 Республика. 1992. 15 апреля.

2 Савельев М. Возрождение. В Ежово освящен престол храма Мироносицкого монастыря // МП. 1996. 30 августа; Иванов С. У тусым налын Ежово храм (Храм в Ежово преобразился) // Марий Эл. 1996. 5 сентября.

3 Козлов В.П. Религиозные объединения республик Среднего Поволжья (первая половина 1990-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань, 1999. С. 86.

4 Королева А. Светлой Пасхи вам! // Марийская правда.

1996. 12 апреля.

при Вознесенском соборе. Немало литературы продается в киосках. Продается церковная утварь. Прибыль внутренняя от сострадальцев не облагается налогами. Ведется статистика по совершаемым в приходах епархии церковным обрядам, связанными с крещением, венчанием, отпеванием и так далее. И если проследить динамику, то церковных обрядов стало совершаться гораздо больше. У епархии сложились неплохие отношения с властями. Об этом лучше всего свидетельствует строительство новых и восстановление старых храмов. Просьбы о передаче культовых зданий решаются без проволочек. Приходится участвовать в заседаниях Синода в Москве. Президенту на инаугурации дал напутствие от имени верующих. А благословление и вручение иконы было совершено еще до этого. При вступлении в должность мэр получил благословение и икону-защитницу Йошкар-Олы во время церемонии»5. Таким образом, оценка деятельности Русской Православной Церкви в республике изучаемого периода руководством епархии не противоречит данным исследования.

Если учитывать то обстоятельство, что по результатам социологического исследования 1994 г. около 35 % православных составляли марийцы (и это при том, что в отличие от русскоязычного населения республики все марийцы-православные были прихожанами Русской православной церкви), то в качестве недостатков в работе Марийской епархии в 1988-1997 годы можно выделить пассивность в работе с марийскоязычной паствой церкви. В рассматриваемый период лишь один раз небольшим тиражом был издан православный молитвослов на марийском языке6. Анализ источ-никового материала показывает, что на том этапе руководство Марийской епархии не ставило также цели подготовки священнослужителей для марийскоязычных приходов епархии.

Описание деятельности Русской православной церкви в регионе будет неполным без анализа уровня религиозного сознания населения в изучаемый период.

По данным проведенного в 1994 г. отделом социологии ГБНУ при Правительстве Республики Марий Эл «Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

5 Макаров Е. Придите в храм, поставьте тихо свечку // Марийская правда. 1997. 26 апреля.

6 Щипков А.В. Во что верит Россия: курс лекций. СПб., 1998. с. 122.

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». т. 6. № 2. 2020

им. В.М. Васильева (МарНИИЯЛИ)» социологического исследования «Религиозное сознание населения Республики Марий Эл», 40 % опрошенных в той или иной степени считали себя религиозными людьми, 29,2 % - колебались между верой и неверием, 16,1 % считали себя нерелигиозными, 2,3 % - атеистами, остальные затруднились ответить, не дали ответа на поставленный вопрос [2, с. 101-102]. Из опрошенных респондентов 38,9 % отметили свою приверженность к православию (14,7 % - МТР, 4,3 % - ислама, 0,6 % - другой религии, 7 % не смогли определить свою принадлежность к той или иной религиозной традиции, остальные не ответили)1.

Заключение

Возрождение Русской православной церкви в Марий Эл в первой половине 1990-х гг. происходило наравне с другими религиями, но вместе с тем она являлась доминирующим институциональным элементом религиозной ситуации региона. Особенности развития Русской православной церкви в Марий Эл обусловлены ролью до-доминанты религиозной жизни региона.

1 Научно-рукописный фонд МарНИИЯЛИ. Религиозное сознание населения РМЭ, 1994 г. Отдел социологии. Папка № 4.

В первой половине 1990-х годов главные усилия Русской православной церкви в Республике Марий Эл были направлены на регистрацию объединений и возвращение культовых зданий от государства, дальнейшее восстановление ранее не функционировавших храмов. Русская православная церковь в Республике Марий Эл старалась использовать все возможные способы для решения своих хозяйственных проблем, в частности, путем привлечения средств частных спонсоров и поддержки представителей государственной власти.

Учреждение Йошкар-Олинской и Марийской епархии стало мощной предпосылкой усиления позиции Русской православной церкви в Марий Эл.

Активная миссионерская деятельность среди населения Русской православной церкви привела к укреплению ее позиции в республике и расширению сфер деятельности.

В изучаемый период Русская православная церковь начинает активно участвовать в общественной, культурной жизни региона, также делаются шаги по привлечению научно-образовательного потенциала республики в миссионерскую деятельность и взаимодействию с органами государственной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Буркова Г.А. Этнологическое содержание межконфессиональных процессов в Республике Марий Эл: их влияние на духовную культуру общества // Философские науки. 2015. № 12. С. 81-92.

2. Исанбаев С.Н. Религиозное сознание населения РМЭ (по данным социологических опросов) // Христианское просвещение и русская культура: материалы научно-богословской конференции, 23-24 мая 1998 г. Йошкар-Ола, 1998. С. 101-102.

3. Мчедлова М.М. Религиозная ситуация в России и в ее регионах // Этническое и религиозное многообразие России / под ред.: В.А. Тишкова, В.В. Степанова. М. : ИЭА РАН,2018. С. 161-190.

4. Петрова Н.В. Современная религиозная ситуация в России // Нефтегазовое дело, 2005. № 1. URL: http://ogbus.ru/files/ ogbus/authors/Petrova/Petrova_1.pdf (дата обращения: 10.01.2008).

5. Рокина Г.В., Сутырина О.Н. Национальное самосознание и конфессиональные предпочтения студенческой молодежи города Йошкар-Олы. Йошкар-Ола, 2013. 160 с.

6. Соловьев В.С. Национальный вопрос и свобода совести // Русские в Среднеповолжском полиэтническом регионе: материалы научно-практич. конф. 19-20 декабря 1997 г. Йошкар-Ола, 1998. С. 83.

7. Чемышев Э.В. Религиозная жизнь русских в Республике Марий Эл // Христианское просвещение и русская культура: Материалы третьей научно-богословской конференции, 23-25 мая 2000 г. Йошкар-Ола : Йошкар-Олинское епархиальное управление, 2001. С. 74-77.

8. Чемышев Э.В. Православие в Марий Эл: опыт взаимодействия с марийским язычеством (история и современность) // Платоновские чтения. Материалы Всероссийской конференции молодых историков г. Самара 7-8 декабря 2001 г. Самара : Самарский университет, 2002. С. 223-225.

9. Чемышев Э.В. Межконфессиональные и государственно-религиозные отношения в Республике Марий Эл (по материалам социологического опроса 2004 года) // Тезисы секционных докладов Х Международного конгресса финно-угроведов: Фольклористика и этнология. Литературоведение. Археология, антропология, этническая история. III часть. Йошкар-Ола : МарГУ, 2005. С. 270-272.

References

1. Burkova G.A. Etnologicheskoe soderzhanie mezhkonfessional'nykh protsessov v Respublike Marii El: ikh vliyanie na du-khovnuyu kul'turu obshchestva [Ethnological content of interfaith processes in the Republic of Mari El: their impact on the spiritual life of society]. Filolosofskie nauki = Russian Journal of Philosophical Sciences, 2015, no. 12, pp. 81-92. (In Russ.).

2. Isanbaev S.N. Religioznoe soznanie naseleniya Respubliki Mari El (po dannym sotsiologicheskikh oprosov) [Religious consciousness of the population of the Republic of Mari El (according to sociological surveys)]. Khristianskoeprosveshchenie i russkaya kul'tura: materialy nauchno-bogoslovskoi konferentsii, 23-24 maya 1998 g. = Christian education and russian culture: Materials of the Scientific and theological conference, May 23-24, 1998, Yoshkar-Ola, 1998, pp.101-102. (In Russ.).

3. Mchedlova M.M. Religioznaya situatsiya v Rossii i v eyo regionakh [The religious situation in Russia and in its regions]. Etnicheskoe i religioznoe mnogoobrazie Rossii, pod red.: V.A. Tishkova, V.V.Stepanova = Ethnic and Religious Diversity of Russia, ed. by V.A. Tishkov, V.V. Stepanov, Moscow, IEA RAS Publ., 2018, pp. 161-190. (In Russ.).

4. Petrova N.V. Sovremennaya religioznaya situatsiya v Rossii [The current religious situation in Russia]. Neftegazovoe delo = Oil and Gas Business, 2005, no. 1. Available at: http://ogbus.ru/files/ogbus/authors/Petrova/Petrova_1.pdf (accessed 01.10.2008). (In Russ.).

5. Rokina G.V., Sutyrina O.N. Natsional'noe samosoznanie i konfessional'nye predpochteniya studencheskoi molodyozhi goroda Yoshkar-Oly [National identity and confessional preferences of students of the city of Yoshkar-Ola].Yoshkar-Ola, 2013, 160 p. (In Russ.).

6. Solovyev V.S. Natsional'nyi vopros i svoboda sovesti [The national question and freedom of conscience]. Russkie v Srednepo-volzhskom polietnicheskom regione: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii 19-20 dekabrya 1997 g. = The Russians in the Middle Volga polyethnic region. Materials of the Scientific and practical conference, December 19-20, 1997, Yoshkar-Ola, 1998, 83 p. (In Russ.).

7. Chemyshev E.V. Religioznaya zhizn' russkikh v Respublike Marii El [Religious life of Russians in the Republic of Mari El]. Khristianskoe prosveshchenie i russkaya kul'tura: Materialy III nauchno-bogoslovskoi konferentsii, 23-25 maya 2000 g. = Christian education and Russian culture: Materials of the III Scientific and theological conference, May 23-25, 2000, Yoshkar-Ola, Yoshkar-Ola Diocesan Administration, 2001, pp. 74-77. (In Russ.).

8. Chemyshev E.V. Pravoslavie v Marii El: opyt vzaimodeistviya s mariiskim yazychestvom (istoriya i sovremennost') [Orthodoxy in Mari El: the experience of interaction with the Mari paganism (history and modernity)]. Platonovskie chteniya Materialy Vserossiskoi konferentsii molodykh istorikov, g. Samara, 7-8 dekabrya 2001 g. = Platonov Readings. Materials of the All-Russian conference of young historians, December 7-8, 2001. Samara, Samara University Publ. house, 2002, pp. 223-225. (In Russ.).

9. Chemyshev E.V. Mezhkonfessional'nye i gosudarstvenno -religioznye otnosheniya v Respublike Marii El (po materialam sotsiologicheskogo oprosa 2004 goda) [Interfaith and state-religious relations in the Republic of Mari El (based on the 2004 sociological survey)]. Tezisy sektsionnykh dokladov X Mezhdunarodnogo kongressa finno-ugrovedov: Fol'kloristika i etnologiya. Literaturovedenie. Arkheologiya, antropologiya, etnicheskaya istoriya. Chast' III = Abstracts of section reports of the X International Congress of the Finno-Ugric Studies: Study of Folklore and Ethnology. Literary Criticism. Archeology, Anthropology, Ethnic History. Part II, Yoshkar-Ola, MarSU Publ., 2005, pp. 270-272. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 12.05.2020 г.; принята к публикации 15.07.2020 г.

Submitted 12.05.2020; revised 15.07.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Чемышев Эдуард Валерьевич

About the author Eduard V. Chemyshev

Head of the Secretariat of the First Deputy Prime Minister of the Republic of Mari El M.Z.Vasyutin, Yoshkar-Ola, Russia, eduard.chemyshev@mail.ru

руководитель секретариата Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл М. З. Васютина, г. Йошкар-Ола, Россия,

eduard. chemyshev@mail. гы

Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки»

m

Т. 6. № 2, 2020

Vol. 6, no. 2, 2020

Юридические науки Law

УДК 342.55

йО!: 10.30914/2072-6783-2020-6-2-176-181

Трансформации в местном самоуправлении и общественный контроль

Д. С. Михеев

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Введение. Местное самоуправление в новейшей истории России находится в постоянной трансформации. Множество изменений в базовый закон о местном самоуправлении свидетельствуют о поиске оптимальной модели организации местной власти. Появившийся с недавних пор институт общественного контроля получил широкое распространение и в местном самоуправлении. Характерно, что некоторые новые направления деятельности местных органов не могут быть реализованы без участия и контроля общества. Цель исследования заключается в научном анализе, оценке и обосновании общественного контроля в сфере местного самоуправления как необходимого элемента муниципальной демократии. Методы. Методологическая основа исследования охватывает совокупность общих и специальных способов познания. В их числе - анализ, синтез и аналогия. Однако главным образом применялись специальные правовые методы (формально-юридический, системно-структурный, сравнительный). Результаты исследования, обсуждения. Выявлено, что на местном уровне появились новые задачи, которые органы местного самоуправления могут решить лишь совместно с населением. На население также возлагается в этом случае и осуществление общественного контроля. Примером послужил один из национальных проектов - «Формирование комфортной городской среды», к реализации которого необходимо привлечение населения. Анализ показал, что отбор дворовых территорий и общественных пространств, включаемых в перечень для приоритетного благоустройства муниципального образования, происходит только после процедуры общественного обсуждения жителями. Далее жители путем рейтингового голосования определяют конкретные территории, подлежащие благоустройству. Местное сообщество также осуществляет и общественный контроль на всех этапах реализации проекта. Заключение. В результате исследования выработано предложение по совершенствованию законодательства в части закрепления общественного контроля в качестве новой формы муниципальной демократии.

Ключевые слова: местное самоуправление, общественный контроль, комфортная городская среда.

Для цитирования: Михеев Д.С. Трансформации в местном самоуправлении и общественный контроль // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 176-181. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-176-181

Introduction. Local self-government in the modern history of Russia is in constant transformation. Many changes to the basic law on local self-government testify to the search for an optimal model for organizing local authorities. The institution of public control that has appeared recently has become widespread in local self-government. New areas of activity of local authorities cannot be implemented without the participation and control of society. The purpose of the study is the scientific analysis, evaluation and justification of public control in the field of local self-government as a necessary element of municipal democracy. Methods. The methodological basis of the study covers the totality of general and special methods of cognition. Among them are analysis, synthesis

Local self-government transformations and public control

D. S. Mikheev

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

© Михеев Д. С., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.