Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ВЛАСТИ МАРИЙСКОЙ АССР В ГОДЫ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ВЛАСТИ МАРИЙСКОЙ АССР В ГОДЫ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МАРИЙСКАЯ АССР / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ / НАСЕЛЕНИЕ МАРИЙСКОЙ АССР / WORLD WAR II / MARI AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC / BODIES OF STATE POWER AND ADMINISTRATION / POPULATION OF THE MARI AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова К. И.

Введение. Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для СССР. Мобилизующую и организующую роль в ходе войны сыграла государственная власть в системе государственного управления. Она управляла обществом, определяла стратегию, контролировала выполнение поставленных задач перед исполнительными органами. В данной статье рассматривается исполнение социальной политики органов власти по отношению к гражданам Марийской АССР. Цель: анализ социальной политики органов государственной власти и управления в годы войны на территории Марийского края. Материалы и методы. В работе использован широкий круг делопроизводственной документации, позволяющий в полной мере охарактеризовать деятельность государственной власти МАССР и вклад марийского народа в победу над Германией. В статье использованы общенаучные методы (описание) и специально-исторические (историко-сравнительный). Результаты исследования, обсуждения. Изменение функционирования органов государственной власти и управления в условиях чрезвычайной ситуации, обусловили создание внеконституционных органов власти, Государственный Комитет Обороны, а в регионах назначались Уполномоченные ГКО. Верховный Совет и его Президиум МАССР выполняли роль законодательного органа власти. Указы, принимаемые Президиумом Верховного Совета МАССР между сессиями, утверждались Верховным Советом МАССР. Изменения, происходящие на уровне общесоюзного масштаба, проявлялись в регионах. Власть проводила политику по поддержке населения, она выражалась в материальных и нематериальных благах. Заключение. Таким образом, в годы Великой Отечественной войны социальная политика в Марийской АССР была реализована, поддержку от государства получили большинство семей и инвалидов, нуждающихся в помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY OF THE AUTHORITIES OF THE MARI ASSR DURING THE WAR YEARS (1941-1945)

Introduction. The Great Patriotic War became a serious test for the USSR. The mobilizing and organizing role during the war was played by the state power in the system of state administration. It managed the society, determined the strategy, and controlled the implementation of the tasks assigned to the executive bodies. This article discusses the implementation of the social policy of the authorities in relation to the citizens of the Mari ASSR. The purpose of the research is to analyze the social policy of public authorities and government during the war years in the Mari Territory. Materials and methods. The work used a wide range of documentation, which allowed us to fully characterize the activities of the state authority of the Mari ASSR and the contribution of the Mari people to the victory over Germany. The article used general scientific methods (description) and special historical (historical and comparative). Research results, discussions . Changes in the functioning of state authorities and government in emergency situations led to the creation of extra-constitutional authorities, the State Defense Committee, and the Plenipotentiaries of the State Defense Committee were appointed in the regions. The Supreme Council and its Presidium of the MASSR performed the role of the legislative authority. Decrees adopted by the Presidium of the Supreme Council of the MASSR between sessions were approved by the Supreme Council of the MASSR. Changes occurring at the level of the all-Union scale were manifested in the regions. The authorities carried out a policy of supporting the population. It was expressed in tangible and intangible benefits. Conclusion . Thus, during the years of World War II, social policy in the Mari ASSR was implemented. Most families and people with disabilities who needed help, received support from the state.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ВЛАСТИ МАРИЙСКОЙ АССР В ГОДЫ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)»

УДК 94(47).084(470.343)"1941 -1945" DOI: 10.30914/2411 -3522-2020-6-2-163-168

Социальная политика органов власти Марийской АССР в годы войны (1941-1945 гг.)

К. И. Федорова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Введение. Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для СССР. Мобилизующую и организующую роль в ходе войны сыграла государственная власть в системе государственного управления. Она управляла обществом, определяла стратегию, контролировала выполнение поставленных задач перед исполнительными органами. В данной статье рассматривается исполнение социальной политики органов власти по отношению к гражданам Марийской АССР. Цель: анализ социальной политики органов государственной власти и управления в годы войны на территории Марийского края. Материалы и методы. В работе использован широкий круг делопроизводственной документации, позволяющий в полной мере охарактеризовать деятельность государственной власти МАССР и вклад марийского народа в победу над Германией. В статье использованы общенаучные методы (описание) и специально -исторические (историко-сравнительный). Результаты исследования, обсуждения. Изменение функционирования органов государственной власти и управления в условиях чрезвычайной ситуации, обусловили создание внеконституционных органов власти, Государственный Комитет Обороны, а в регионах назначались Уполномоченные ГКО. Верховный Совет и его Президиум МАССР выполняли роль законодательного органа власти. Указы, принимаемые Президиумом Верховного Совета МАССР между сессиями, утверждались Верховным Советом МАССР. Изменения, происходящие на уровне общесоюзного масштаба, проявлялись в регионах. Власть проводила политику по поддержке населения, она выражалась в материальных и нематериальных благах. Заключение. Таким образом, в годы Великой Отечественной войны социальная политика в Марийской АССР была реализована, поддержку от государства получили большинство семей и инвалидов, нуждающихся в помощи.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Марийская АССР, органы государственной власти и управления, население Марийской АССР.

Для цитирования: Федорова К.И. Социальная политика органов власти марийской АССР в годы войны (1941-1945 гг.) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 163-168. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-163-168

Social policy of the authorities of the Mari ASSR during the war years (1941-1945)

K. I. Fedorova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Introduction. The Great Patriotic War became a serious test for the USSR. The mobilizing and organizing role during the war was played by the state power in the system of state administration. It managed the society, determined the strategy, and controlled the implementation of the tasks assigned to the executive bodies. This article discusses the implementation of the social policy of the authorities in relation to the citizens of the Mari ASSR. The purpose of the research is to analyze the social policy of public authorities and government during the war years in the Mari Territory. Materials and methods. The work used a wide range of documentation, which allowed us to fully characterize the activities of the state authority of the Mari ASSR and the contribution of the Mari people to the victory over Germany. The article used general scientific methods (description) and special historical (historical and comparative). Research results, discussions. Changes in the functioning of state authorities and government in emergency situations led to the creation of extra-constitutional authorities, the State Defense Committee, and the Plenipotentiaries of the State Defense Committee were appointed in the regions. The Supreme Council and its Presidium of the MASSR performed the role of the legislative authority. Decrees adopted by the Presidium of the Supreme Council of the MASSR between sessions were approved by the Supreme Council of the MASSR. Changes occurring at the level of the all-Union scale were manifested in the regions. The authorities carried out a policy of supporting the population. It was expressed in tangible and intangible

© Федорова К. И., 2020

benefits. Conclusion. Thus, during the years of World War II, social policy in the Mari ASSR was implemented. Most families and people with disabilities who needed help, received support from the state.

Keywords: World War II, Mari Autonomous Soviet Socialist Republic, bodies of state power and administration, population of the Mari Autonomous Soviet Socialist Republic.

For citation: Fedorova K.I. Social policy of the authorities of the Mari ASSR during the war years (1941-1945).

Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2020, vol. 6, no. 2, pp. 163-168. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-163-168 (In Russ.).

В этом году отмечается 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне, победы советского народа над Германией. Невозможно определенный период времени вычеркнуть из мировой истории, эта та война, которая явилась серьезным испытанием для Советского Союза и всего общества в целом.

Начавшаяся война мобилизовала государственную власть в стране на основе принципа приказа и подчинения. Советская государственная система отличается тем, что в условиях войны использовала опыт предшествующих лет в эффективном действии государственного управления.

Изменение геополитического пространства в Европе и нападение Германии на Советский Союз привели к изменениям в функционирования органов государственной власти и управления СССР, в центре и на местах. Вся полнота власти, во время войны, принадлежала Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину. В июне 1941 года был образован Государственный комитет обороны (далее - ГКО), с целью усиления контроля в тылу и на фронте. Постановления, принимаемые Государственным комитетом обороны, обязательны для исполнения всех уровней государственной власти и граждан Советского Союза.

Целью данного исследования является анализ социальной политики органов власти в обозначенный исторический период.

Для достижения цели определены следующие задачи: проанализировать направления деятельности высших государственных органов в аспекте социальной политики и вклад марийского населения в Победу Советского Союза над Германией.

Тема, посвященная государственному управлению в годы Великой Отечественной войны, актуальна. Для нас важно рассмотреть в статье перестройку государственного управления [3; 7] в деятельности органов государственной власти

в Марийском крае1 на военный лад. В работе использованы документы Совета Народных Комиссаров, Верховного Совета и его Президиума МАССР в годы Великой Отечественной войны, хранящиеся в фондах Государственного архива Республики Марий Эл2. Постановления, распоряжения и указы, принятые высшим органом власти и управления, отражают тенденцию изменений государственной политики, вызванных условиями военного времени. Экономика страны развивалась за счет предприятий оборонной промышленности и народного хозяйства [1; 2; 4]. В годы Великой Отечественной войны в мобилизационных работах участвовало местное [5; 6] и эвакуированное население3.

Государственная власть в Марийской АССР принадлежала Верховному Совету республики, а исполнительно-распорядительная власть -Совету Народных Комиссаров Марийской АССР.

В условиях войны с образованием ГКО произошли изменения в функционировании высших конституционных органов власти (как на союзном, так и на автономном уровне). Нарушался установленный Конституцией порядок формирования Верховного Совета, очередные выборы состоялись лишь 1947 году. Во время войны сокращался депутатский состав. Большинство из депутатов пополнили ряды Красной армии или были назначены на другие должности. Созыв сессии стал нерегулярным, за годы Великой Отечественной войны Верховный Совет МАССР созывался лишь один раз.

Верховный Совет Марийской АССР в период военного времени принял бюджет республики

1 Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: сб. документов и материалов. Йошкар-Ола, 2005.

2 Государственный архив Республики Марий Эл (далее -ГА РМЭ) Ф. П-1, Р-471, Р-542.

3 Йошкар-Ола и йошкаролинцы в годы Великой Отечественной войны: 70-летию Великой Победы посвящается. Йошкар-Ола, 2015.

на 1944 г. и утвердил указы его Президиума. Утвержденные указы Президиума Верховного Совета республики приобретали статус закона.

Между сессиями Верховного Совета Марийской АССР органом государственной власти становился его Президиум. Заседания Президиума Верховного Совета МАССР проводились нерегулярно в связи с чрезвычайной ситуацией в стране. Его аппарат в годы войны был структурно изменен, и шел процесс сокращения штата управления.

Конституция СССР и Конституция Марийской АССР устанавливали рамки деятельности органов государственной власти в лице Верховного Совета МАССР, а между сессиями руководил его Президиум и исполнительно-распорядительный орган управления - Совет Народных Комиссаров МАССР.

Совет Народных Комиссаров с лета 1941 года менял свою структуру в аппарате управления. На всех уровнях органов государственного управления произошли изменения в увеличении объема и вида работ в решении специальных задач.

Несмотря на военное время, органы государственной власти и управления проводили мероприятия по улучшению благосостояния населения. Особое внимание руководства направлено на патриотическое движение.

За годы Великой Отечественной войны государство провело ряд мер по улучшению социальной поддержки населения. Государственную помощь условно можно разделить на несколько категорий. К первой категории относятся остро-нуждающиеся семьи, те семьи, которые не могут обеспечивать себя личным трудом: одинокие; престарелые родители фронтовиков; многодетные; семьи военнослужащих; семьи, временно впавшие в нужду.

Обеспечение детей продуктами питания и предметами первой необходимости лежало на матери, оставшейся без главы семьи, что представляло особую сложность. Советская семья в предвоенное и военное время состояла из двух взрослых и нескольких детей. Государство поддерживало рост населения в Советском Союзе. Еще в довоенное время, в 1936 году, был принят закон, который запрещал будущей матери прерывать беременность.

Для поддержки населения в Марийском крае Совет Народных Комиссаров Марийской АССР постановил от 25 июля 1941 года утвердить постановления районных исполнительных комите-

тов об установлении государственного пособия по многодетности1. Право на получение государственного пособия имели многодетные семьи. Мать лично писала заявление на предоставление пособия, где указывалась информация на каждого ребенка (возраст, пол и год рождения).

Пособие каждой семье предоставлялось один раз в год, сумма около 2000 рублей. В дальнейшем для получения пособия от государства многодетная мать заново оформляла документы.

К категории остронуждающихся наряду с многодетными семьями относились и семьи военнослужащих. В 1943 году при СНК МАССР был образован специальный Отдел по государственному обеспечению и бытовому устройству. В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 30 января 1943 года № 1022 семьям военнослужащих предоставлялись единовременные пособия и пенсии, трудоустройство, помощь в удовлетворении материально-бытовых нужд.

Материальная помощь оказывалась через различные фонды, колхозы, предприятия и учреждения. Государство в годы войны поддерживало социальную политику в отношении материнства и детей.

В годы Великой Отечественной войны в социальной структуре выделяется отдельная категория граждан - инвалиды войны. Изувеченные люди после фронта проходили процесс социализации. Государство поддерживало мероприятия по их трудоустройству. На территории Марийской АССР Народный комиссариат социального обеспечения вел точный учет всех инвалидов Отечественной войны, организовывал подготовку и их переобучение различным профессиям. Они имели преимущественное положение на зачисление на работу во все государственные предприятия и учреждения по отношению к другим гражданам республики. Не все инвалиды Великой Отечественной войны могли работать, перед трудоустройством они проходили врачебно-трудовую экспертизу, после которой комиссия выдавала заключение о пригодности для этой работы.

Органы государственного управления контролировали выполнение социальной политики возложенного на Народный комиссариат социального обеспечения. При проверке их деятельности СНК

1 ГА РМЭ Ф. Р-542. Оп. 4. Д. 48. Л. 30.

2 ГА РМЭ Ф. Р-542. Оп. 4. Д. 173. Л. 314.

МАССР обязало: «сохранить выплату пенсий инвалидам Отечественной войны, работающим на предприятии и в учреждении независимо от размера заработной платы, а работающим в колхозах независимо от размера их дохода, к сверхурочным работам их не привлекать»1. В марийской республике в годы войны инвалиды, имеющие положительное заключение от вра-чебно-трудовой экспертизы, уклонялись от выполнения работ. Если они в течение двух месяцев отсутствовали на рабочем месте без уважительных причин, то органы социального обеспечения в этом случае снимали с их пенсии определенные суммы денег.

Инвалиды Великой Отечественной войны различной категории тяжести проходили оздоровление в доме инвалидов. К 1943 году в Марийской АССР их реорганизовали в интернаты: общего типа (трудовая) и больничного типа (нуждающиеся в посторонней помощи).

Большинство инвалидов (относилось к 3-й группе) Отечественной войны после переобучения оставались работать в промышленных предприятиях оборонного комплекса или обустраивались после войны по месту жительства. В Марийском крае велся учет инвалидов, как в городе, так и в другом населенном пункте, руководство было обязано им предоставлять работу.

Эвакуированное население в тыловых регионах нашей страны расселено в городских и районных центрах. В деятельность исполкомов райсоветов включалось предоставление эвакуированным рабочих мест, поддержка в улучшении бытовых условий.

СНК МАССР проводило проверку за своевременным предоставлением услуг, необходимых для эвакуированного населения. Особое внимание уделялось начислению и выдаче заработной платы, в предоставлении продуктов питания в виде овощей, молочной продукции и хлеба.

Эвакуированные в Марийском крае работали в колхозах и совхозах, а также участвовали в мобилизационных сезонных работах. За годы чрезвычайной ситуации в стране органы государственной власти и управления по мере возможности выполняли установленные требования.

Во время войны органы государственной власти сохранили право на присвоение почетных званий Марийской АССР работникам науки,

1 ГА РМЭ Ф. Р-542 Оп-4 Д. 174. Л. 225.

искусства, народного образования и здравоохранения Марийской АССР.

Награждались почетной грамотой Президиума Верховного Совета Марийской АССР передовики промышленности, сельского хозяйства, транспорта и работники культурного строительства Марийской АССР2. Передовиков стахановского движения заносили на Доску почета газет «Марий коммуна» и «Марийская правда». Руководство принимало меры по поощрению активных работников в своем коллективе, тем самым увеличивая желание каждого из них отличиться в деле.

Соревнования в МАССР проходили между бригадами в выполнении и перевыполнении государственного плана. Также проходили соцсоревнования между соседними регионами. Участниками выступали АССР с одинаковой экономикой. В социалистическом соревновании в 1942 г. участвовали Марийская и Чувашская АССР, а редакция журнала «Социальное земледелие» стала арбитром на лучшее проведение плана сельскохозяйственных работ и развития животноводства.

Социалистические соревнования объединяли коллективную работу бригад, руководители составляли план реализации поставленных задач. Итогом соревнования становится результат работы каждого участника, его вклад в развитие своей республики.

Меры государственной поддержки населения в качестве денежных пособий, присвоении почетных званий и грамот особо ценились для каждого человека и семьи в целом в условиях войны.

Население МАССР стало инициатором создания фонда помощи для Красной армии. Интересная информация содержится в статистических сведениях о количестве собранных вещей для нужд фронта. Население 19 районов Марийского края с января по май 1942 г. сдавало собранные вещи в склад, которые сразу отправлялись в Казань. В фонд помощи Красной армии население сдавало самые необходимые вещи: полушубки, валенки, варежки, чулки, ватные куртки, шапки, свитеры и другое.

В годы войны комсомольские организации МАССР развернули сбор теплых вещей для эвакуированных детей. Положительная динамика этой работы представлена в Сернурском районе,

2 ГА РМЭ Ф. Р-471. Оп. 2. Д. 340. Л. 1.

где за короткое время собрано 9 пар валенок, 9 пар варежек, а также носки и другие вещи. Кроме вещей, население марийской республики жертвовало в фонд помощи деньги. Так, например, артистка Марийского государственного театра Клавдия Петровна Ларина сдала в фонд обороны страны облигации на сумму 300 рублей, а коллектив прокуратуры МАССР решил ежемесячно вносить однодневный заработок.

В летний период времени трудоспособное население добровольно выходило на прополочные работы и сеноуборку. Работали не только колхозники и колхозницы, но и население: служащие государственных и общественных учреждений, учащиеся 6-10 классов, студенты техникумов и вузов. График летних прополочных работ длился с июня по июль. Населению, занятому в прополочных работах и сеноуборке, предоставлялся обед за счет колхозов и совхозов. В конце летних уборок выдавались денежные вознаграждения.

Население Марийского края было вовлечено во всех сферах деятельности: сельское хозяйство, промышленность, строительство железнодорожной сети, ремонт дорог, строительство плотин и др. нуждались в людских ресурсах. При отборе устанавливался возрастной лимит: женский пол от 16 до 50 лет, мужской пол от 14 до 55 лет. От работ освобождались выпускники высших учебных заведений и техникумов, беременные и матери с малолетними детьми.

Социальная политика органов власти Марийской АССР в годы войны (1941-1945 гг.) была реализована. Государственная социальная поддержка состояла в создании условий для существования граждан в военное время. Условно население марийской республики в годы Великой Отечественной войны можно разделить на несколько категорий. К первой из них относятся многодетные семьи, военнослужащие, родители фронтовиков. Это те люди, которые нуждались в помощи от государства. Для них власть утверждала указы, постановления о мере социальной поддержки, которая выражалась в выдаче денежных пособий, помощь в материально-бытовых предметах первой необходимости.

Следующая категория граждан в марийской республике - инвалиды Великой Отечественной войны. Человек, получивший увечья от боевых действий, нуждался в психологической и мораль-

ной помощи от власти и от общества. В Марийской АССР в 1941 году был открыт эвакуационный госпиталь для раненных солдат Красной армии. Они проходили реабилитацию. Местное население д. Кожла-Сола в качестве моральной поддержки устраивали концерты в эвакогоспиталях для раненых и больных солдат.

После реабилитации пригодные для службы возвращались на фронт, а инвалиды оставались в республике. Инвалиды 3-й группы проходили переобучение и продолжали работать на благо Родины. Государство сохранило за ними пенсию.

Третью категорию составляли эвакуированные граждане из различных приграничных регионов нашей страны. Они в силу своих объективных причин не могли в условиях войны и в преддверии зимы обеспечить себя всем необходимым. Эвакуированные семьи распределялись по свободным домам, а некоторые укомплектовывались в семьях. Проблемы решались по мере поступления.

Четвертая категория - это трудоспособное население, которое могло себя и свою семью обеспечивать всем необходимым для военного времени. Они в свою очередь оказывали помощь государству в образовании фонда помощи Красной армии, фонд сбора подарков для солдат. В фонд обороны страны поступали добровольные пожертвования населения. Сборы и пожертвования шли на обеспечение больниц, детских домов и интернатов.

Существенные изменения произошли в сфере занятости населения. Великая Отечественная война изменила ситуацию на рынке труда, поскольку большинство мужчин были призваны в ряды Красной армии. Некоторые девушки хорошо справлялись со своей работой в промышленности, становились бригадирами и печатались на Доске почета. Все женское население в домашних условиях выполняло тяжелую мужскую работу. Но мужской и женский труд отличался длительностью и качеством производства.

Особое внимание уделяется детскому труду, который использовался в колхозах и совхозах. В домашних условиях дети выполняли ту же работу, что и взрослые. Сейчас мы их называем «дети войны», именно они после войны станут поднимать страну, заново восстанавливать города, села и деревни, промышленность и экономику родного края и всей страны в целом.

Литература

1. Васенин Д.В. Материально-бытовые условия рабочих Марийской АССР (1941-1945) // Марийский архивный ежегодник. 2005. № 15. С. 19-28.

2. Васенин Д.В., Кошкина О.А. Экономика Марийской АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Йошкар-Ола, 2018.

3. Ильясова М.К. Высшие органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Дагестанского Государственного университета. Вып. 3. Махачкала, 2005. С. 11-13.

4. Кошкина О.А. Оборонительный рубеж на территории Марийской АССР в 1941 году. Йошкар-Ола, 2013.

5. Кошкина О.А. Эвакуированное население в Марийской АССР в годы Великой Отечественной войны // Марийский археографический вестник. 2015. № 25. С 17-23.

6. Филонова А.Б. Женщины Марийской АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в историко-крае-ведческой литературе // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 3 (11). С. 55-60.

7. Черепанов В. Власть и война. Сталинский механизм государственного управления в Великой Отечественной войне // Известия, 2006.

1. Vasenin D.V. Material'no-bytovye usloviya rabochikh Mariiskoi ASSR (1941-1945) [Material and living conditions of workers of the Mari ASSR (1041-1945)]. Mariiskii arkhivnyi ezhegodnik = Mari Archival Yearbook, 2005, no. 15, pp. 19-28. (In Russ.).

2. Vasenin D.V., Koshkina O.A. Ekonomika Mariiskoi ASSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941-1945) [Economics of the Mari Autonomous Soviet Socialist Republic during the Great Patriotic War (1941-1945)]. Yoshkar-Ola, 2015. (In Russ.).

3. Iliyasova M.K. Vysshie organy gosudarstvennoi vlasti i upravleniya SSSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Supreme bodies of state power and administration of the USSR during the Great Patriotic War]. Vestnik Dagestanskogo Gosudarstvennogo universiteta = Herald of Dagestan State University, Makhachkala, 2005, vol. 3, pp. 11-13. (In Russ.).

4. Koshkina O.A. Oboronitel'nyi rubezh na territorii Mariiskoi ASSR v 1941 godu [Defensive line on the territory of the Mari ASSR in 1941]. Yoshkar-Ola, 2013. (In Russ.).

5. Koshkina O.A. Evakuirovannoe naselenie v Mariiskoi ASSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Evacuated population in the Mari ASSR during the Great Patriotic War]. Marijskii arheograficheskii vestnik = Mari Archaeographic Bulletin, 2015, no. 25, pp. 17-23. (In Russ.).

6. Filonova A.B. Zhenshchiny Mariiskoi ASSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941-1945) v istoriko-kraevedcheskoi literature [Women of the Mari ASSR during the Great Patriotic War (1941-1945) in the historical-local literature]. Vestnik Mariis-kogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki» = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2017, no. 3 (11), pp. 55-60. (In Russ.).

7. Cherepanov V. Vlast' i voina. Stalinskii mekhanizm gosudarstvennogo upravleniya v Velikoi Otechestvennoi voine [Power and war. Stalin's mechanism of government in the Great Patriotic War]. Izvestiya = News, 2006. (In Russ.).

References

Статья поступила в редакцию 23.05.2020 г.; принята к публикации 25.07.2020 г.

Submitted 23.05.2020; revised 25.07.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Федорова Кристина Игоревна

аспирантка, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия,

kristina-ingvar@mail. т

About the author Kristina I. Fedorova

Postgraduate student, Mari State University, Yosh-kar-Ola, Russia, kristina-ingvar@mail.ru

УДК 271.2(470.343)

DOI: 10.30914/2411 -3522-2020-6-2-169-175

Русская православная церковь в Республике Марий Эл в 1988-1997 годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э. В. Чемышев

Администрация Главы Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Россия

Введение. В статье представлены результаты исследования деятельности Русской православной церкви в Марий Эл в 1988-1997 годы. Данный период представляет интерес с точки зрения создания предпосылок для становления современной религиозной ситуации в регионе и выявления особенностей развития Русской православной церкви до принятия нового закона о свободе вероисповедания в 1997 году. Цель исследования заключается в получении объективных исторических знаний о деятельности Русской православной церкви в Марий Эл в 1988-1997 годы. Материалы и методы исследования. Основными методами исследования являются: историко-системный, историко-генетический, историко-сравнительный, контент-анализ периодической печати, метод периодизации. Основой исследования послужили архивные данные, документальные источники и сведения, полученные путем контент-анализа периодической печати. Результаты исследования, обсуждения. В статье последовательно выявляются основные особенности развития Русской православной церкви в Марий Эл в 1988-1997 годы. Заключение. Особенностями развития Русской православной церкви в Марий Эл в изучаемый период являются интенсивная работа по увеличению числа зарегистрированных религиозных организаций и по возвращению, восстановлению культовых сооружений и строительству новых. Событием, способствовавшим усилению роли Русской православной церкви, стало создание отдельной Йошкар-Олинской и Марийской епархии, активно продолжившей начатую в конце 1980-х годов миссионерскую работу с населением, деятельность по возрождению традиций православия путем консолидации роли Русской православной церкви в культурной, общественной и политической жизни края. Характерные черты возрождения Русской православной церкви и распространение ее влияния в Республике Марий Эл в изучаемый период носили объективный характер, связанный с отсутствием устойчивой системы межконфессиональных отношений, норм, регулирующих государственно-церковные отношения. Особенности развития Русской православной церкви обусловлены также ее доминирующей ролью в религиозной жизни региона.

Ключевые слова: религиозные движения, религиозные объединения, религиозная ситуация, Русская православная церковь, епархия.

Для цитирования: Чемышев Э.В. Русская православная церковь в Республике Марий Эл в 1988-1997 годы // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 169-175. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-169-175

Russian Orthodox Church in the Republic of Mari El in 1988-1997

E. V. Chemyshev

Administration of the Head of the Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, Russia

Introduction. The article presents the results of a study of the Russian Orthodox Church activities in the Republic of Mari El in 1988 - 1997. This period is of interest from the viewpoint of creating prerequisites for the formation of the modern religious situation in the region and revealing the features of the development of the Russian Orthodox Church before the adoption of the new law on religious freedom in 1997. Purpose of the study. The purpose of the study is to obtain objective historical information about the activities of the Russian Orthodox Church in the Republic of Mari El in 1988-1997. Materials and research methods. The main research methods are: historical-systemic, historical-genetic, historical-comparative, content analysis of periodicals, periodization method. The study is based on archival data, documentary sources and information obtained through content analysis of periodicals. Research results, discussions. The article consistently identifies the main features of the development of the Russian Orthodox Church in Mari El in 1988-1997. Conclusion. A feature of the development of the Russian Orthodox Church in the Mari El Republic during the study period was intensive work to increase the number of registered religious organizations and to return, restore religious buildings and build new ones. An event that contributed to the strengthening of the role of the Russian Orthodox Church was the creation of a separate Yoshkar-Ola and Mari diocese, which actively continued missionary work with the population, which began in the late 1980s, and revived

© Чемышев Э. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.