Научная статья на тему 'Исторические и социально-экономические предпосылки становления и развития профессионально-технического образования в Марийской АССР в 1940-1960 годы'

Исторические и социально-экономические предпосылки становления и развития профессионально-технического образования в Марийской АССР в 1940-1960 годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИЙСКАЯ АССР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / 1940-1960-Е ГГ. МАССР / РАБОЧИЕ КАДРЫ / МОЛОДЕЖЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснева Елена Петровна

В настоящее время профессиональные образовательные организации являются основным источником подготовки образованных, интеллектуально и профессионально развитых, а также конкурентоспособных рабочих кадров, востребованных на рынке труда. С целью повышения эффективности данного процесса необходимо провести анализ, научное осмысление и обобщение исторического опыта профессионально-технического образования Марийской АССР в 1940-1960 годы. Необходимость научного осмысления вопросов теории и практики профтехобразования Марийской АССР в указанный период времени обуславливает исследование исторических и социально-экономических предпосылок, теоретико-методологических проблем общей концепции развития профессионально-технического образования в его диалектических связях с социально-экономическим и политическим развитием общества в целом, с развитием общего образования, научно-технического прогресса. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны промышленных предприятий страны на восток, в частности, в республику, послужила основой развития новых отраслей промышленного производства. Приток на производство молодежи вызвал необходимость срочной подготовки квалифицированных рабочих, способных в кратчайшие сроки развернуть работу эвакуированных предприятий. Активно использовались при их подготовке индивидуальное ученичество, всевозможные курсы, ремесленные училища и школы ФЗО. Таким образом, централизованная планомерная система обеспечения промышленности рабочими кадрами, созданная накануне войны, полностью оправдала себя и доказала жизнестойкость в экстремальных условиях. Исторические и социально-экономические особенности развития республики выступали важным фактором становления и развития профессионально-технического образования, а также стимулом, побуждающим к его изменению. Качественные изменения на производстве влекли за собой соответствующие изменения в содержании и методах обучения. Научно-технический прогресс порождал новые отрасли производства, углубляя его специализацию. Это, в свою очередь, обуславливало появление и развитие новых профессий и в то же время вело к удалению профессий, связанных с исчезающими видами производства. Послевоенное восстановление народного хозяйства потребовало прилива квалифицированных рабочих и позволило вовлечь в профессионально-техническое образование более широкие слои молодежи. Одной из приоритетных задач в послевоенный период была необходимость привлечения молодежи в производство, вооружив ее соответствующими трудовыми умениями и навыками. Следовательно, историко-педагогический анализ становления и развития профессионально-технического образования Марийской АССР в 1940-1960 годы позволяет определить специфические особенности профтехобразования как целостной, динамически сложной системы, в которой осуществляются педагогические, экономические, социальные и производственные процессы, отразить их взаимосвязь и взаимообусловленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and socio-economic prerequisites for the formation and development of vocational education in the Mari ASSR in 1940-1960

At present, professional educational organizations are the main source of training educated, intellectually and professionally developed, competitive workforce in demand on the labor market. In order to increase the efficiency of this process, it is necessary to carry out an analysis, a scientific comprehension and generalization of the historical experience of vocational education of the Mari ASSR in 1940-1960. The necessity of scientific reflection on the theory and practice of professional technical education of the Mari ASSR in this period of time determines the study of historical and socio-economic prerequisites, theoretical and methodological issues the general concept of the development of vocational education in its dialectical connections with the socioeconomic and political development of society in general, with the development of general education, scientific and technological progress. The evacuation of industrial enterprises to the east during the Great Patriotic War, in particular, to the republic, served as the basis for the development of new branches of industrial production. The influx of young people into the production necessitated the urgent preparation of skilled workers who were able to deploy the evacuated enterprises in the shortest possible time. Individual tutoring, courses, vocational and factory schools were actively used in their training. Thus, the centralized planned system of providing the industry with working staff, created on the eve of the war, had fully justified itself and had proved its viability in extreme conditions. Historical and socio-economic features of the development of the republic were an important factor in the formation and development of vocational education, as well as an incentive for changing it. Qualitative changes in production entailed corresponding changes in the content and methods of training. Scientific and technological progress created new branches of production, deepening its specialization. This, in turn, conditioned the emergence and development of new professions and, at the same time, led to the removal of professions associated with the disappearing types of production. The postwar reconstruction of the national economy required skilled workers and involved broader classes of young people in vocational education. One of the priorities in the post-war period was the need to involve young people in production, the transfer of appropriate skills. Consequently, the historical and pedagogical analysis of the formation and development of the vocational education of the Mari ASSR in the 1940s-1960s makes it possible to determine the specific features of vocational education as an integral, dynamically complex system in which pedagogical, economic, social and production processes are carried out, as well as to reflect their interrelationship and interdependence.

Текст научной работы на тему «Исторические и социально-экономические предпосылки становления и развития профессионально-технического образования в Марийской АССР в 1940-1960 годы»

УДК 377.3(470.343)»1940/1960»

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАРИЙСКОЙ АССР В 1940-1960 ГОДЫ

Е. П. Береснева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

В настоящее время профессиональные образовательные организации являются основным источником подготовки образованных, интеллектуально и профессионально развитых, а также конкурентоспособных рабочих кадров, востребованных на рынке труда. С целью повышения эффективности данного процесса необходимо провести анализ, научное осмысление и обобщение исторического опыта профессионально-технического образования Марийской АССР в 1940-1960 годы. Необходимость научного осмысления вопросов теории и практики профтехобразования Марийской АССР в указанный период времени обуславливает исследование исторических и социально-экономических предпосылок, теоретико-методологических проблем - общей концепции развития профессионально-технического образования в его диалектических связях с социально-экономическим и политическим развитием общества в целом, с развитием общего образования, научно-технического прогресса. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны промышленных предприятий страны на восток, в частности, в республику, послужила основой развития новых отраслей промышленного производства. Приток на производство молодежи вызвал необходимость срочной подготовки квалифицированных рабочих, способных в кратчайшие сроки развернуть работу эвакуированных предприятий. Активно использовались при их подготовке индивидуальное ученичество, всевозможные курсы, ремесленные училища и школы ФЗО. Таким образом, централизованная планомерная система обеспечения промышленности рабочими кадрами, созданная накануне войны, полностью оправдала себя и доказала жизнестойкость в экстремальных условиях. Исторические и социально-экономические особенности развития республики выступали важным фактором становления и развития профессионально-технического образования, а также стимулом, побуждающим к его изменению. Качественные изменения на производстве влекли за собой соответствующие изменения в содержании и методах обучения. Научно-технический прогресс порождал новые отрасли производства, углубляя его специализацию. Это, в свою очередь, обуславливало появление и развитие новых профессий и в то же время вело к удалению профессий, связанных с исчезающими видами производства. Послевоенное восстановление народного хозяйства потребовало прилива квалифицированных рабочих и позволило вовлечь в профессионально-техническое образование более широкие слои молодежи. Одной из приоритетных задач в послевоенный период была необходимость привлечения молодежи в производство, вооружив ее соответствующими трудовыми умениями и навыками. Следовательно, историко-педагогический анализ становления и развития профессионально-технического образования Марийской АССР в 1940-1960 годы позволяет определить специфические особенности профтехобразования как целостной, динамически сложной системы, в которой осуществляются педагогические, экономические, социальные и производственные процессы, отразить их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Ключевые слова: Марийская АССР, профессионально-техническое образование, 1940-1960-е гг. МАССР, рабочие кадры, молодежь в производстве.

HISTORICAL AND SOCIO-ECONOMIC PREREQUISITES FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE MARI ASSR IN 1940-1960

E. P. Beresneva

Mari State University, Yoshkar-Ola

At present, professional educational organizations are the main source of training educated, intellectually and professionally developed, competitive workforce in demand on the labor market. In order to increase the efficiency of this process, it is necessary to carry out an analysis, a scientific comprehension and generalization of the historical experience of vocational education of the Mari ASSR in 1940-1960. The necessity of scientific reflection on the theory and practice of professional technical education of the Mari ASSR in this period of time determines the study of historical and socio-economic prerequisites, theoretical and methodological issues -the general concept of the development of vocational education in its dialectical connections with the socioeconomic and political development of society in general, with the development of general education, scientific

© Береснева Е. П., 2018

and technological progress. The evacuation of industrial enterprises to the east during the Great Patriotic War, in particular, to the republic, served as the basis for the development of new branches of industrial production. The influx of young people into the production necessitated the urgent preparation of skilled workers who were able to deploy the evacuated enterprises in the shortest possible time. Individual tutoring, courses, vocational and factory schools were actively used in their training. Thus, the centralized planned system of providing the industry with working staff, created on the eve of the war, had fully justified itself and had proved its viability in e x-treme conditions. Historical and socio-economic features of the development of the republic were an important factor in the formation and development of vocational education, as well as an incentive for changing it. Qualitative changes in production entailed corresponding changes in the content and methods of training. Scientific and technological progress created new branches of production, deepening its specialization. This, in turn, conditioned the emergence and development of new professions and, at the same time, led to the removal of professions associated with the disappearing types of production. The postwar reconstruction of the national economy required skilled workers and involved broader classes of young people in vocational education. One of the priorities in the post-war period was the need to involve young people in production, the transfer of appropriate skills. Consequently, the historical and pedagogical analysis of the formation and development of the vocational education of the Mari ASSR in the 1940s-1960s makes it possible to determine the specific features of vocational education as an integral, dynamically complex system in which pedagogical, economic, social and production processes are carried out, as well as to reflect their interrelationship and interdependence.

Keywords: Mari ASSR, vocational education, 1940-1960-ies MASSR, working footage, youth in production.

Профессионально-техническое образование, исторические, социально-экономические предпосылки, рабочие кадры, промышленность

Процесс становления и развития профессионально-технического образования Марийской АССР в 1940-1960 годах происходил под влиянием сложной совокупности факторов. Профессионально-техническое образование как институт воспроизводства квалифицированных кадров для производства, выполняющий экономическую функцию, одновременно являясь звеном общей системы образования, представляется как сложный, многогранный объект исследования [1]. В целях формирования целостного представления о данном процессе мы считаем необходимым рассмотрение становления и развития профессионально-технического образования Марийской АССР в 1940-1960 годы с учетом исторических, социально-экономических предпосылок, которые сыграли важную роль в развитии региональной системы профессионального образования.

Исследование исторических предпосылок становления и развития профессионально-технического образования республики в 1940-1960 годы, когда она переживала этапы своего реформирования, позволяет выявить важные исторические закономерности становления и развития профессионально-технических учреждений в республи-

ке. Анализ этих предпосылок, в контексте специфических особенностей региона, может показать особенности осуществления региональной образовательной политики в Марийской АССР.

Становление и развитие профессионально-технического образования необходимо рассматривать во взаимосвязи с развитием общества. Поскольку динамика формирования системы образования обусловлена потребностями прогресса, в ней отражаются общественные процессы во всей их сложности и многообразии. Часто именно система образования играет все возрастающую роль в процессах социально-экономической модернизации, поэтому исторические и социально-экономические предпосылки становления и развития профессионально-технического образования Марийской АССР являются, согласно концепции нашего исследования, наиболее важными для анализа.

Образование как социальный институт следует рассматривать в аспекте многообразных движений в обществе, определяющих жизнеспособность социума. Оно зависит от уровня развития производительных сил, от существующего общественного разделения труда и социальных отношений. Система образования меняется с изменением социума, с изменением характера и содержания материального производства и соответствующих ему общественных отношений.

Исходя из соответствия системы образования общественным потребностям, необходимо учитывать многоплановость общественной жизни, включающей в себя экономические, политические, социальные и другие аспекты. При этом следует учитывать также и специфические особенности системы образования как социального института, имеющего определенные функции в обществе и находящегося во взаимосвязи с другими общественными структурами.

Общество традиционно вырабатывает социальный заказ, предъявляемый системе образования, что и оказывает влияние на характер, направленность, структуру и содержание профессионально-технических учебных заведений. Это влияние непосредственно связано с воспроизводством социальной структуры общества, с потребностями подготовки кадрового потенциала, а также с развитием социальной структуры.

Изучение состояния воспроизводства трудовых ресурсов в 1940-1960 годах, накопление и анализ информации об основных тенденциях его развития востребовано наукой и практикой. Это необходимо не только для научного осмысления системы профессионального образования, но и создания механизмов ее доступности, мобильности, прогнозирования потребности подготовки рабочих с учетом особенностей рынка труда, развития социального партнерства. В решении этих стратегических задач отправной точкой может стать исторический опыт подготовки квалифицированных рабочих кадров [8].

XVIII съезд ВКП(б) в марте 1939 года принял третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938-1942 годы), определивший задачи развития промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Одним из приоритетных направлений являлось «повышение культурно-технического уровня рабочего класса и сближение его с уровнем инженерно-технических работников» [2].

Особое развитие в 30-е годы в Марийской автономной области получили деревообрабатывающая, лесохимическая, целлюлозно-бумажная, стекольная отрасли промышленности. Основными предприятиями, на базе которых размещались школы фабрично-заводского ученичества (далее -ФЗУ) - основной тип профессиональных учебных заведений в 20-30 годы XX века, являлись: судоремонтный завод «Красный Волгарь» в рабочем поселке Звенигово, Йошкар-Олинский лесопильный завод, Марийский целлюлозно-бу-

мажный комбинат в г. Волжске, Лопатинский деревообрабатывающий комбинат, Красногорский лесопильный завод, стеклозавод «Мариец», предприятия Маркожтреста, треста «Маритранлес»1. Подготовка квалифицированных рабочих кадров осуществлялась в школах ФЗУ, через различные вечерние и молодежные курсы, путем индивидуального и коллективного ученичества. В 1928/29 учебном году в Марийской автономной области функционировали 2 школы ФЗУ (на базе Юрин-ского кожевенного комбината и при стеклозаводе «Мариец») с общим количеством учащихся 95 человек. В 1932 году в области существовало 9 школ ФЗУ с контингентом 1362 учащихся, а в 1937 году - 6 школ ФЗУ и 4 профшколы2.

Учитывая тот факт, что в области преобладал аграрный сектор экономики, большое внимание уделялось подготовке кадров для сельского хозяйства. В 1935 году организуются 3 новые машинно-тракторные станции (Ронгинская, Пара-ньгинская, Куженерская)3, что способствовало повышению уровня механизации сельскохозяйственных работ. Подготовка механизаторов осуществлялась через школы механизации сельского хозяйства, созданные во второй половине 30-х годов. Отчетные документы свидетельствуют, что к 1938 году было подготовлено около 500 трактористов, а также других специалистов для сельского хозяйства республики4.

Однако формы подготовки рабочих, существовавшие в 30-е гг. XX века, не удовлетворяли потребностей производства в квалифицированных рабочих кадрах. Раздробленность учебных заведений между отдельными наркоматами и ведомствами, отсутствие единого государственного органа по руководству профессионально-техническим образованием, непосредственное подчинение школ ФЗУ руководству предприятий и превращение их в своеобразные цеха заводов и фабрик, повлекли за собой ориентацию школ лишь на текущие нужды предприятий, вызвали сужение круга профессий и количества рабочих, подготовляемых школами.

Следовательно, к началу 1940 года школы ФЗУ перестали удовлетворять экономику Марийской АССР как источник организованного пополнения народного хозяйства квалифицированными

1 ГА РМЭ, ф. П-9, оп. 1, д. 386, л. 7.

2 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 1, д. 2, л. 10.

3 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 1, д. 8, д. 26, 42-43.

4 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 1, д. 2, л. 10.

рабочими. Появилась необходимость создания единой государственной системы воспроизводства квалифицированной рабочей силы, обеспечивающей планомерное, расширенное и централизованное пополнение заводов, фабрик квалифицированными рабочими кадрами.

Хронологические рамки процесса становления профессионально-технического образования Марийской АССР, призванного удовлетворить потребности всех отраслей промышленности в квалифицированных рабочих, совпали с периодом Великой Отечественной войны. В соответствии с решением Совета народных комиссаров СССР от 19.03.1941 г. № 731-325 было организовано Марийское республиканское управление трудовых резервов, что и положило начало региональной системы подготовки рабочих массовых профессий для народного хозяйства1.

Промышленный потенциал национальных республик, являющийся составной частью народного хозяйства страны, имел важнейшее военно-экономическое значение. Наличие мощной многоотраслевой промышленности в таких районах, как Поволжье, Урал и Сибирь, их экономические связи с другими районами способствовали созданию на Востоке крупного промышленного производства оборонного значения.

Марийская АССР в начальный период войны стала одним из важнейших тыловых районов размещения эвакуированной промышленности, беспрерывно работающей на нужды фронта. В республику было эвакуировано оборудование 27 промышленных предприятий страны. Уже в начале 1942 г. на территории МАССР вновь вступили в действие семь крупных предприятий союзного значения. К концу 1942 г. выпуск промышленной продукции в республике уже превзошел уровень 1940 г. на 41,5 %, выпуск же продукции машиностроения увеличился к концу войны по сравнению с 1940 г. почти в 12 раз2.

Война вызвала большое перемещение массы населения и рабочей силы по территории страны. В результате эвакуации на Восток и развернувшегося там промышленного строительства значительно выросло число рабочих и служащих в ряде регионов. Но перемещение множества людей в восточные районы отнюдь не устранило нехватку там рабочей силы, так как шло новое

1 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 1, д. 3, л. 4; д. 8, л. 44.

2 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 2, д. 89, л. 7.

строительство, развертывались эвакуированные предприятия. С ними прибывало обычно гораздо меньше рабочих, чем было предусмотрено планами, а квалифицированная их часть не превышала 10-20 % общего состава3.

О численности же и динамике рабочей силы в республике в годы войны в исторической литературе представлены такие сведения. В обобщающем труде по истории рабочего класса СССР, в томе, охватывающем годы войны, сказано: «В Кировской области, Марийской, Чувашской, Мордовской АССР количество рабочих и служащих за годы войны не сократилось, а возросло» [5].

Однако работы по истории Марийской АССР свидетельствуют, что имело место сокращение численности занятых в промышленности автономной республики (при общем росте производства). В 1941-1942 гг. численность рабочих сократилась на 22,5 % [6].

В целом по стране в 1942 году среди молодежи в возрасте до 18 лет, трудившейся в промышленности и строительстве, четвертую часть составляли 16-летние подростки. В 1944 году среди рабочего класса страны насчитывалось 2,5 млн чел. в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков [11].

К концу войны численность рабочих в республике была меньше довоенной на 2,5 %. Снизилось количество рабочих в основных отраслях промышленности: лесозаготовительной, деревообрабатывающей, бумажной, пищевой. В то же время почти в два раза возросло число рабочих машиностроения и металлообработки, в полтора раза - рабочих на предприятиях легкой промышленности. На первом месте по численности все же оставались рабочие лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, на втором -предприятий машиностроения и металлообработки, на третьем - легкой промышленности. В 1945 году на крупных предприятиях МАССР было занято 73,8 % всех рабочих4.

В Марийской республике, характеризовавшейся явным преобладанием сельского населения, оно и стало наиболее массовым источником пополнения рабочих кадров. Всего на постоянную и временную работу в промышленность в годы войны было привлечено более 73 тыс. человек

3 ГА РМЭ, ф. П-1, оп. 5, д. 489, л. 342.

4 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 1, д. 26, л. 56.

(большинство - в лесную промышленность и на торфоразработки)1.

Как и по стране в целом, в Марийской АССР произошло большое увеличение числа женщин и молодежи среди работников промышленности. Как свидетельствуют отчетные документы, молодежь составляла 70-80 % рабочих на предприятиях Марийской АССР, в основном преобладали женщины [7].

Приток на производство молодых людей, учившихся в общеобразовательной школе или в ремесленных училищах и школах ФЗО, был особенно важен для развертывания работы эвакуированных в МАССР оборонных предприятий, испытывавших острую нужду в квалифицированных рабочих. Необходимо было в срочном порядке организовать их подготовку.

В материалах партийно-правительственных органов МАССР, в республиканской печати первых месяцев войны говорилось о притоке молодежи на производство, о том, что обучение новых рабочих нужно вести максимально быстрыми темпами. Предлагалось активно использовать при их подготовке индивидуальное ученичество, всевозможные курсы, школы ФЗО и ремесленные училища2.

В мае 1943 г. в докладе на Йошкар-Олинской городской партийной конференции о работе промышленности Марийской АССР было сказано: «Рост промышленности потребовал новых профессий, в которых до войны не было нужды. Требовались слесари, токари, фрезеровщики и инструментальщики, револьверщики и монтажники. В цеха новых промышленных предприятий бурным потоком влилась молодежь. Новые сложные профессии освоили женщины и девушки, которых работает 57 %»3.

Эвакуированные предприятия оборонной промышленности были сконцентрированы прежде всего в столице автономной республики, в городе Йошкар-Оле. Здесь находились: завод № 297 Наркомата вооружения, завод № 298 Наркомата электропромышленности, завод № 185 или «XIII лет Октября», Государственный оптический институт, Особое конструкторское бюро (ОКБ - 43), Управление военным строительством (УВС - 45).

1 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 2, д. 37, л. 167.

2 ГА РМЭ, ф. П-1, оп. 5, д. 1, л. 73.

3 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 3, д. 123, л. 74.

Завод № 297 создавался на базе одного из московских предприятий, заводов киноаппаратуры («Кинап») из Одессы и Казанского оптического.

В 1941 году работа велась на временных площадях, шло строительство производственных корпусов к западу от Йошкар-Олы, за деревней Коряково. Зимой 1942 г. началось освоение промышленной зоны. Первым на основные площади переехал механический цех № 3. Он осваивался в тяжелейших условиях. В цехе еще не было крыши, а оборудование, станки монтировались и запускались в работу - и это в условиях суровой зимы. К лету 1942 года был построен корпус «Б», куда переехал инструментальный цех № 11, и раз-

4

местились также ремонтный и электрический цеха .

Завод № 298 Наркомата электропромышленности СССР планировался первоначально как филиал Московского прожекторного завода, но был выделен затем в самостоятельное предприятие и 1 ноября 1941 г. вступил в строй действующих. В сентябре-ноябре прибывали люди и оборудование с московского завода, и в Йошкар-Оле, по соседству с заводом № 297, срочно создавалось предприятие по производству электротехнического оснащения для Вооруженных сил. «Завод № 298 эвакуирован из Москвы с количеством работающих 492 человек», - отмечалось в одной из отчетных справок5.

Производственные мощности завода в конце 1941 г. размещались в корпусе «А», где находились механический, жестяно-штамповочный, каркасно-сварочный, инструментальный, электроремонтный и малярный цехи и участки; в корпусе «Б» - кузница, деревообрабатывающий цех, участки гальваники и пластмасс. Несколько позже на основной площадке был введен корпус № 5, где разместились сборочный цех, испытательная станция6.

Завод «XIII лет Октября», получивший номер 185, до войны был киевским заводом Наркомата торговли и производил самую мирную продукцию - кассовые аппараты. По прибытии в Йошкар-Олу, в сентябре 1941 г., небольшой коллектив завода был размещен в здании музыкального училища на ул. К. Маркса (в бывшем доме купца Пчелина), начал монтаж оборудования, набор рабочих, и вскоре стал давать военную продукцию - корпуса снарядов и авиабомб.

Государственный оптический институт (ГОИ) прибыл из Ленинграда в Йошкар-Олу через

4 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 2, д. 58, л. 6.

5 ГА РМЭ, ф. П-1, оп. 5, д. 333, л. 131; ф. Р-46З, оп. 1, д. 8, л. 26.

6 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 2, д. 73, л. 133-137.

полтора месяца после начала войны и разместился в зданиях Лесотехнического института. В коллективе ГОИ были такие видные ученые, как С. И. Вавилов, И. В. Гребенщиков, А. И. Тудо-ровский, Т. П. Кравец и другие. Научные работники ГОИ в годы войны провели важные исследования, создали свыше 70 образцов различных оптических приборов1.

Особое конструкторское бюро Наркомата Вооружения (ОКБ-43), также эвакуированное из Ленинграда, выполняло опытно-конструкторские работы в области артиллерийско-стрелкового вооружения и некоторые другие2.

Предприятия прибывали в Йошкар-Олу, имея административный, инженерно-технический состав и костяк квалифицированных рабочих. Основную массу рабочих и многих служащих приходилось набирать на месте. Если завод «XIII лет Октября» обходился числом рабочих менее двухсот, то для наиболее крупных заводов требовалось более тысячи-полутора тысяч рабочих. Кроме того, оборонным предприятиям со сложным производством необходимо было иметь значительное число инженерно-технического персонала и служащих3.

В справке о работе оборонных предприятий в 1943 г., в разделе «Кадры», отмечалось, что в связи с увеличением плана работ много внимания уделялось подготовке кадров. «Укомплектование велось за счет набора и обучения местного населения, преимущественно молодежи. В 1943 году по линии индивидуального и бригадного ученичества подготовлено только в цехах завода ОКБ-43 -42 человека по специальностям: токари, слесари, фрезеровщики и строгальщики, которым присвоены 3-4 разряды. Кроме того, в 1943 г. переданы в мастерские ОКБ-43 - 19 учеников Ремесленного училища № 1, прошедших производственную

4

практику в цехах данного предприятия» .

Управление военного строительства № 45 (УВС-45) осуществляло стройку оборонных предприятий. В отчете о работе Управления за первое полугодие 1943 г. затрагивался и вопрос о молодых рабочих. Указывалось, что на строительстве «нашло широкое применение индивидуальное обучение рабочих. К квалифицированному рабочему, как правило, прикрепляется 2-3 ученика, кото-

1 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 2, д. 6, л. 1.

2 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 2, д. 37, л. 175-176.

3 ГА РМЭ, ф. П-1, оп. 5, д. 600, л. 25.

4 ГА РМЭ, д. 3, л. 3: д. 7, л. 29-30.

рые в очень короткий срок отвечали требованиям 3-4 разряда строительной профессии. Из молодежи было набрано 138 человек, не имевших решительно никакой профессии, и в результате обучения они получили квалификацию»5.

Завод № 168 Наркомата авиационной промышленности был перебазирован в 1941 г. из Рязани в Марийскую АССР, размещен на территории древкомбината в г. Волжске, и с 1942 г. начал выпуск продукции авиастроения. Однако это предприятие просуществовало на марийской земле до 1944 года, после чего было реэвакуировано и покинуло пределы Марийской республики6.

Марийский целлюлозно-бумажный комбинат в городе Волжске являлся результатом развития промышленности Марийской АССР довоенного периода. В феврале 1938 года была пущена в эксплуатацию первая очередь этого самого крупного промышленного предприятия республики, на базе которого рос новый город.

В декабре 1942 г. на собрании республиканского партийного актива парторг Марбумкомбината отмечал, что «за прошедший период комбинат выполнял программу при наличии 59 % рабочих от планового количества, и большинство этих рабочих составляли молодые кадры, прошедшие через ремесленное училище и заводское обучение»7.

В то же время работникам комбината, наряду с выпуском традиционной продукции, пришлось осваивать производство специальных видов продукции для военных целей.

Завод им. Бутякова в рабочем поселке Звени-гово входил с систему Наркомата речного флота, выполнял судоремонтные работы и до Отечественной войны был единственным крупным предприятием металлообрабатывающего профиля в МАССР. Завод назывался ранее «Красный Волгарь» и получил новое наименование в честь своего бывшего рабочего, Героя Советского Союза С. Н. Бутякова, погибшего в советско-финскую войну (1939-1940 гг.).

С началом Отечественной войны заводу пришлось, наряду с судоремонтными работами, осваивать выпуск военной продукции (авиабомбы, аэросани).

Следовательно, эвакуация оборонных промышленных предприятий страны на Восток, в частности, в Марийскую АССР послужила основой

5 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 1, д. 10, л. 9.

6 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 1, д. 10, л. 13.

7 ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 1, д. 25, л. 129.

развития новых отраслей промышленности, востребованных в военное время. Кроме того, она способствовала подготовке квалифицированных рабочих тех профессий, которые являлись приоритетными при перестройке промышленности на военный лад для предприятий, на базе которых располагались ремесленные училища и школы ФЗО.

К 1945 году на территории Марийской АССР имелось 238 различных предприятий1.

В военные годы лесозаготовительная отрасль, являвшаяся основной в довоенный период, испытывала серьезные трудности. Тысячи кадровых лесных рабочих ушли на фронт. Резко упала механизация лесных работ, значительно вырос объем конно-ручных. Они выполнялись в основном сезонной рабочей силой и колхозным гужевым транспортом. Привлечение сезонников на лесозаготовки производилось, начиная с 1942 г., в порядке трудовой повинности. В сезон подлежало мобилизации в среднем до 10 тысяч человек сельского населения2.

Следует отметить, что в годы войны возросло внимание к лесозаготовительной промышленности. Это объясняется тем, что оккупация северозападных лесных районов СССР, а также Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов, с одной стороны, и промышленное строительство на Востоке, с другой стороны, резко увеличили спрос на строительную древесину и дрова. От обеспечения страны лесом во многом зависела бесперебойная работа транспорта, промышленных предприятий и ряда учреждений.

В этих условиях лесозаготовительная промышленность республики в военное время получила дальнейшее развитие, учебные заведения продолжали готовить рабочих соответствующих профессий. Всего за годы войны республика дала стране 13900 тысяч кубометров древесины, в том числе деловой - 5200 тысяч кубометров. Значительная часть леса была отправлена за пределы Марийской АССР.

В марте 1946 года первой сессией Верховного Совета СССР был принят пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. В ходе реализации плана предполагалось восстановить пострадавшие районы страны, поднять уровень промышленности и добиться его увеличения [3].

'ГА РМЭ, ф. П-1, оп. 5, д. 440, л. 23.

2ГА РМЭ, ф. П-1, оп. 5, д. 443, л. 3.

В Марийской АССР осуществление перестройки промышленных предприятий на мирный лад имело свои специфические особенности: осваивался выпуск новой продукции (кино- и фотоаппаратуры, холодильных шкафов и торговых весов, новых сортов бумаги и других изделий), при этом использовался потенциал эвакуированных предприятий, специализировавшихся на выпуске данных видов продукции в довоенное время. Существенный вклад в развитие традиционных и освоение новых отраслей промышленности внесли ремесленные училища и школы ФЗО, которые разработали и перестроили учебные планы и программы в соответствии с потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах.

50-60 годы XX века были, как считают специалисты в области экономической истории, весьма динамичным периодом в функционировании советской экономики; с точки зрения показателей экономического роста «был создан определенный инвестиционный и научный капитал, позволивший осуществить ряд социальных программ и перейти к ускоренной индустриализации» [4].

Начиная со второй половины 50-х годов, в Марийской АССР быстрыми темпами развивалась промышленность, происходило наращивание индустриального потенциала. Следствием этого стало значительное увеличение числа рабочих мест в промышленности.

Основные задачи развития народного хозяйства страны на период пятой пятилетки были определены XIX съездом партии (октябрь 1952 г.). В соответствии с решениями съезда по Марийской АССР на 1951-1955 гг. намечался дальнейший подъем следующих отраслей промышленности: металлообрабатывающей, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, бумажной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этот период были пущены в эксплуатацию новые крупные промышленные предприятия республики: завод силикатного кирпича, завод железобетонных изделий, Йошкар-Олинский хлебозавод и другие. К концу 60-х годов объем капитальных вложений по республике увеличился по сравнению с 50-ми годами на 40,4 %. В июле 1956 года была подготовлена и пущена в эксплуатацию первая полуавтоматическая линия на Волжском деревообрабатывающем комбинате3.

В связи с этим в профессионально-техническом образовании наблюдалась востребованность

3ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 1, д. 8, д. 26, 42-43.

многих профессий, да и в целом в системе образования обращалось серьезное внимание на возрастающее значение специальных знаний в области профессиональной подготовки. Изменения, происходящие в экономике республики в 50-60 годы XX века, стали настоящим индустриальным переворотом, в ходе которого был создан промышленный комплекс, достигнут новый, значительно более высокий уровень участия в хозяйственной жизни страны.

Однако промышленное развитие Марийской АССР несколько отставало от аналогичных процессов, протекавших на большей части территории СССР значительно раньше - в 1930-1950 гг. В силу этого решающая роль в Марийской АССР принадлежала центральным государственным органам, использующим исторический опыт первого этапа индустриализации.

Послевоенное восстановление народного хозяйства потребовало прилива квалифицированных рабочих и позволило вовлечь в профессиональное образование более широкие слои молодежи. Одной из приоритетных задач в послевоенный период была необходимость привлечения большего количества молодежи в производство.

Следовательно, профессионально-техническое образование является одним из важнейших ресурсов социально-экономических преобразований. Взаимосвязь науки, производства и образования определяется, на наш взгляд, тем, что рост потребности в квалифицированных рабочих кадрах непосредственно обусловливает изменения в характере образования. Повышался спрос на квалифицированных рабочих, способных управлять сложной техникой и имеющих достаточный уровень общенаучной и политехнической подготовки, что способствовало расширению масштабов общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи.

Преобразование производительных сил общества в связи с НТР постепенно выравнивали техническую оснащенность различных отраслей производства, а тем самым и производственно-технические требования к уровню образованности работников».

Потребности материального производства в квалифицированной рабочей силе возникали на основе технической модернизации, которая являлась двигателем развития и совершенствования системы профессионально-технического образования. Адаптивность системы профессионального

образования - это ее способность меняться в соответствии с конъюнктурой рынка труда [10].

Осуществлявшееся в 1950-60-е годы ускоренное развитие производства, применение электроники, развитие электрификации, а также другие достижения науки и техники коренным образом изменяли характер труда рабочих и колхозников, который все более приближался по своему содержанию к труду инженеров, техников, агрономов и других специалистов1. Развитие производства требовало от квалифицированных рабочих умения работать со сложными станками, измерительными приборами, осуществлять точные технические расчеты и чертежи. Разностороннее политехническое образование стало насущной социально-экономической потребностью, которую удовлетворяли за счет профессионально-технических учебных заведений. Системой профессионально-технического образования готовилось для нужд промышленности и сельского хозяйства свыше 50 % квалифицированных рабочих.

Таким образом, возникнув перед самым началом Великой Отечественной войны и развиваясь в последующие годы, профессионально-технические учебные заведения Марийской АССР становились основной базой профессиональной подготовки молодежи. Централизация и функционирование профессионально-технического образования в условиях системы государственных трудовых резервов обеспечили стабильность, преемственность, плановость подготовки кадров [9]. Распространение профессионально-технического образования в республике было вызвано социально-экономическими предпосылками. Основными тенденциями становления и развития профессионально-технического образования республики, которые были вызваны требованиями экономики, являлись:

- расширение сети профессионально-технических учебных заведений и придание им приоритетного статуса;

- ориентация профессионально-технических учебных заведений на потребности экономики;

- организация и проведение профориентаци-онной работы среди молодежи в пользу выбора рабочих профессий;

- участие руководителей базовых предприятий в обеспечении деятельности учреждений профессионально-технического образования.

1ГА РМЭ, ф. П-8, оп. 1, д. 370, л. 215, 218.

Социально-экономические особенности развития республики выступали важным фактором развития профессионально-технического образования, а также стимулом, побуждающим к его изменению. Качественные изменения на производстве влекли за собой соответствующие изменения в содержании и методах обучения. Научно-технический прогресс порождал новые отрасли производства, углубляя его специализацию. Это, в свою очередь, обусловливало развитие новых профессий и в то же время вело к удалению профессий, связанных с исчезающими видами производства.

Становление и развитие профессионально-технического образования происходило под воздействием изменений общественной жизни, характера и содержания материального производства и соответствующих ему общественных отношений. Социальный заказ, предъявляемый системе образования, оказывал влияние на характер, направленность, структуру и содержание образования республики. Утвердилась тенденция прагматической направленности профессионально-технических учебных заведений, призванная ориентировать их на потребности экономики.

На основе изложенного мы пришли к следующим выводам. Исторические и социально-экономические предпосылки имели большое значение в процессе становления и развития профессионально-технического образования Марийской АССР. Размещение и введение в эксплуатацию эвакуированных промышленных предприятий, использование их потенциала в послевоенный период, появление новых и развитие традиционных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства увеличили потребность в подготовке квалифицированных рабочих кадров. Выполняя социальный заказ, профессионально-техническое образование осуществляло основную функцию - воспроизводство квалифицированной рабочей силы, обеспечивающей планомерное, расширенное пополнение народного хозяйства квалифицированными рабочими в соответствии с требованиями экономики и научно-технического прогресса.

Объективные потребности развития экономики вызвали количественный рост профессиональных учебных заведений и количество подготавливаемых в них рабочих.

Литература

1. Атаева Д. З., Мугаджирова А. М. История профессионально-технического образования и современность // Об-

разование: традиции и инновации: материалы VIII международной научно-практической конференции, Прага, Чешская Республика. 27 апреля 2015 года. С. 55-58. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23665031_56359231.pdf

2. Булгаков А. А. Профессионально-техническое образование в СССР на современном этапе. М.: Высш. шк., 1977. 311 с.

3. Веселов А. Н. Профессионально-техническое образование в СССР. М.: Профиздат, 1961. 435 с.

4. Воеводский П. В. Из истории профессионального образования Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2003. 63 с.

5. Захарова М. С. Основные тенденции развития экономики МАССР в 1956-1970 гг. и их влияние на социальную структуру // Марийский архивный ежегодник. 2003. С. 58-60.

6. Захарова С. П. Изменения в составе кадров рабочих промышленности Марийской АССР в 1946-1955 гг. // Вопросы истории рабочего класса Марийской АССР. Йошкар-Ола, 1969. 203 с.

7. Кириллов Г. И. Молодежь и подростки Марийской республики на производстве в годы войны (1941-1945) / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2005. 220 с.

8. Коган Е. Я., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н. Ю., Прудникова В. А. Ориентация региональных систем профессионального образования на рынок труда (на примере Приволжского федерального округа) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 18-25. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 23501206_17469003.pdf

9. Марченков А. В. История развития профессионального образования в России (1917 - конец 1950-х гг.) // Тенденции развития науки и образования. 2016. № 11. С. 42-47. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25604108_86930062.pdf

10. Орлов В. В. К вопросу о советском опыте подготовки молодых рабочих кадров // Экономические, правовые, организационно-управленческие аспекты развития трудовых ресурсов в современных условиях глобальных рисков: сборник материалов Международной научно-практич. конф., Чебоксары. 10 февраля 2016 года. Часть 2. С. 190-195. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29003363_49540841.PDF

11. Парамонов В. Н. Социальное положение рабочей молодежи на предприятиях РСФСР в 1941-1945 годах // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. 2015. № 4 (34). С. 150-162. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_25277937_98707406.pdf

References

1. Ataeva D. Z., Mugadzhirova A. M. Istoriya profession-al'no-tekhnicheskogo obrazovaniya i sovremennost' [History and modernity of vocational education]. Obrazovanie: traditsii i innovatsii: materialy VIII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Praga, Cheshskaya Respublika. 27 aprelya 2015 goda = Education: traditions and innovations: materials of the VIIIth International scientific and practical conference, Prague, Czech Republic. April 27, 2015, pp. 55-58. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23665031_56359231 .pdf

(In Russ.)

2. Bulgakov A. A. Professional'no-tekhnicheskoe obrazovanie v SSSR na sovremennom etape [Vocational and technical

education in the USSR at the present stage]. Moskow: Vyssh. shk., 1977, 311 p. (In Russ.)

3. Veselov A. N. Professional'no-tekhnicheskoe obrazovanie v SSSR [Vocational and technical education in the USSR]. Moskow: Profizdat, 1961, 435 p. (In Russ.)

4. Voevodskii P. V. Iz istorii professional'nogo obrazovani-ya Respubliki Marii El [History of professional education of the Republic of Mari El]. Ioshkar-Ola, 2003, 63 p. (In Russ.)

5. Zakharova M. S. Osnovnye tendentsii razvitiya ekonomiki MASSR v 1956-1970 gg. i ikh vliyanie na sotsial'nuyu strukturu [Main trends in the development of the economy of the MASSR in 1956-1970 and their impact on the social structure]. Mariiskii arkhivnyi ezhegodnik = Mari archive yearbook, 2003, pp. 58-60. (In Russ.)

6. Zakharova S. P. Izmeneniya v sostave kadrov rabochikh promyshlennosti Mariiskoi ASSR v 1946-1955 gg. [Changes in the staff of workers in the industry of the Mari ASSR in 1946-1955]. Voprosy istorii rabochego klassa Mariiskoi ASSR = Issues of the history of the working class of the Mari ASSR, Ioshkar-Ola, 1969, 203 p. (In Russ.)

7. Kirillov G. I. Molodezh' i podrostki mariiskoi respubliki na proizvodstve v gody voiny (1941-1945) [Youth and adolescents of the Mari Republic in production during the war (1941-1945)]. Mar. gos. un-t, Ioshkar-Ola, 2005, 220 p. (In Russ.)

8. Kogan E. Ya., Kuteinitsyna T. G., Postalyuk N. Yu., Prudnikova V. A. Orientatsiya regional'nykh sistem profession-al'nogo obrazovaniya na rynok truda (na primere Privolzhskogo federal'nogo okruga) [Orientation of regional vocational education systems on the labor market (on the example of the Volga Federal district)]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Vocational education in Russia and abroad, 2015,

no. 1 (17), pp. 18-25. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_23501206_17469003.pdf (In Russ.)

9. Marchenkov A. V. Istoriya razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Rossii (1917 - konets 1950-kh gg.) [History of the development of vocational education in Russia (1917 - end of the 1950s)]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the development of science and education, 2016, no. 11, pp. 42-47. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_25604108_86930062.pdf (In Russ.)

10. Orlov V. V. K voprosu o sovetskom opyte podgotovki molodykh rabochikh kadrov [Issues of the Soviet experience in training young working staff]. Ekonomicheskie, pravovye, or-ganizatsionno-upravlencheskie aspekty razvitiya trudovykh resursov v sovremennykh usloviyakh global'nykh riskov: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-praktich. konf., Cheboksary. 10 fevralya 2016 goda. Chast' 2 = Economic, legal, organizational and managerial aspects of the development of labor resources in modern global risks: a collection of materials of the International scientific and practical conference, Cheboksary. February 10, 2016. Part 2, pp. 190-195. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29003363_49540841 .PDF (In Russ.)

11. Paramonov V. N. Sotsial'noe polozhenie rabochei mo-lodezhi na predpriyatiyakh RSFSR v 1941-1945 godakh [Social status of working youth at the enterprises of the RSFSR in 1941-1945]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya = Bulletin of Volgograd State University. Chapter 4. History, 2015, no. 4 (34), pp. 150-162. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25277937_98707406.pdf (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 19.11.2017 г.

Submitted 19.11.2017.

Для цитирования: Береснева Е. П. Исторические и социально-экономические предпосылки становления и развития профессионально-технического образования в Марийской АССР в 1940-1960 годы // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 25-34.

Citation for an article: Beresneva E. P. Historical and socio-economic prerequisites for the formation and development of vocational education in the Mari ASSR in 1940-1960. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 25-34.

Береснева Елена Петровна, кандидат педагогических наук, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

eberesneva@yandex. т

Elena B. Beresneva, Ph. D. (Pedagogy), Mari State University, Yoshkar-Ola,

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.