Научная статья на тему 'Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования'

Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ПАРТНЁРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байжанова С. А.

В данной статье понятие социального партнерства предполагает взаимовыгодные отношения сотрудничества и социальный диалог. Социальное партнерство в образовании направлено на совместную выработку решений и реализацию ответственности в сфере подготовки кадров технического и профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования»

Вестник «врлеу^-kst

ü

Байжанова С.А.,

кандидат педагогических наук, директор ЧУ «Колледж Зерек»

Нег1зг1 свздер: бткт1 маман-дар, кэсттж ц^зыреттжк, ецбек нарыгы, сержтестж царым-цаты-нас, тэж1рибел1к цызметтщ мо-делъдеу1, элеуметтж сержтестер

Ключевые слова: квалифицированные специалисты, профессиональная компетентность, рынок труда, партнёрские отношения, моделирование практической деятельности, социальные партнёры.

Keywords: qualified specialists, professional competence, labour market, partnership, practical activities modelling, social partners.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Б^л мацалада элеуметтж сержтестж TYCiHiri элеуметтж диалог жэне ынты-мактастыцтыц езара тиiмдi цатынасы жай-лы т^спалдайды. Бiлiм берудеп элеуметтж серiктестiк техникалыц жэне кэсштж бiлiм кадрларын даярлау саласындаFы жауапкер-шiлiктi iске асыру мен шешiмдердi бiрлесе ецдеуге баFытталFан.

Аннотация

В данной статье понятие социального партнерства предполагает взаимовыгодные отношения сотрудничества и социальный диалог. Социальное партнерство в образовании направлено на совместную выработку решений и реализацию ответственности в сфере подготовки кадров технического и профессионального образования.

Annotation

In this article the concept social parthership supposes a beneficial cooperation and social dialogue. The social partnership in Education is dedicated to the common working out decisions and realising responsibility in the sphere of training specialists with technical and professional education. <

CD

PQ

Основным фундаментом, на который о

должна опираться стратегия Казахстана, б

является целенаправленное развитие глав- w

ного из всех ресурсов экономики — чело- о

веческого капитала. А профессиональные ^

учебные заведения города, области и всего 3

Казахстана - начальная ступень к осущест- g

влению этой цели — подготовке квалифици- &

рованных специалистов, конкурентных на ^

рынке [1]. g Результативность и эффективность ра-

щЦ

Вестник «Oрлеу»-kst

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

т

о

X

боты учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

В условиях параллельного существования государственного и негосударственного образования складывается конкуренция за качество выпускаемых специалистов, способных занять достойное место на рынке труда. Профессиональная компетентность специалиста обеспечивается не только реформированием содержания профессионального образования, но и реформированием организационных методик, когда очевидна необходимость формирования устойчивой взаимосвязи образования с производством. Именно эта взаимосвязь позволяет обеспечить развитие среднего профессионального образования адекватного потребностям производства. В развитии технического и профессионального образования в настоящее время наблюдаются тенденции, отрицательно сказывающиеся на трудоустройстве специалистов, мотивации к учебе и труду, самопроявлению потенциальных профессиональных возможностей личности [2].

Это обусловлено следующими факторами: юридической непроработанностью договорных отношений между учебными заведениями и работодателями; отсутствием или слабым уровнем прогнозирования потребностей в кадрах как на ведомственном уровне так и на уровне предприятий и организаций; возникновением проблемы подготовки специалиста для конкретного рабочего места; противоречивостью профессиональных и личностных ка-

честв, предъявляемых к выпускникам со стороны работодателей; снижением роли структурных подразделений предприятий в организации практической подготовки студентов-практикантов; слабым влиянием работодателей на содержание профобразования и отсутствием методик совместной с учебным заведением подготовки специалистов.

Эффективность подготовки специалистов в учреждениях технического и профессионального образования и соответствие её требованиям работодателей может быть обеспечена созданием системы партнерских отношений учебного заведения с работодателями, которая базируется на совместных организационных мероприятиях по практическому обучению на всех его стадиях: формирования учебного плана и рабочих программ, контроля знаний и умений, курсового и дипломного проектирования, итоговой государственной аттестации, а также применением педагогических технологий моделирования производственной деятельности на базе учебного заведения [3].

Частное учреждение «Колледж Зе-рек» существует на рынке образовательных услуг Костанайской области с 2010 года и ведет подготовку таких специальностей, как «Учитель начального образования», «Учитель английского языка начального образования», «Учитель самопознания», «Дошкольное воспитание и обучение», «Дизайн». Ежегодно проводятся на базе колледжа «круглые столы» с представителями районных отделов образования на тему «О проблемах сотрудничества с социальными партнерами». Целенаправленная работа ведется по профориентации на педагогическую профессию, повышению имиджа учителя, закреплению студентов на прак-

Вестник «Oрлеу»-kst

И

тику в районных школах, дальнейшему трудоустройству по месту жительства.

В «Колледже Зерек» уделяется внимание формированию системы требований к специалистам со стороны партнеров — школ области, созданию моделирования практической деятельности колледжа; осуществлению обмена опытом социального партнерства между колледжем и детскими садами, школами области; созданию рабочих программ практики членами рабочих групп- участников эксперимента; проведению совместных мероприятий педагогов и обучающихся со школами города.

Заместителями директора Бекмаган-бетовой М.Т., Омаровой М.С., Жарбу-ловым И.А., Ниязовой Г.Е. внедряется методика проектирования содержания рабочих программ практической подготовки студентов колледжа, сквозного тематического планирования практического обучения, междисциплинарной координации теоретического и практического обучения, итогового контроля практической подготовки специалистов, востребованности и закрепления выпускников на местах.

В настоящее время апробирована и внедрена в практику методика оценки качества практического обучения: на экзамены приглашаются социальные партнеры, в процесс методической разработки экзаменационных материалов включены учителя школ области. Создан сквозной тематический план практического обучения будущих учителей на весь период обучения. Разработана экспериментальная программа взаимодействия колледжа с работодателями. Например, совместно с администрацией основной школы № 21 города Костаная для преподавателей и студентов, родителей проводятся коучинги по новейшим технологиям, методам обучения.

Опыт организации проведения и методика подготовки к итоговому контролю в форме экзамена и во время проведения оценки уровня профессиональной подготовленности обучающихся с участием учителей школ и методистов детских садов повысил объективность оценки, ответственность обучающих сторон - партнеров и самих студентов. Эта связь служит ориентиром изменений на рынке труда, следовательно побуждает учебные заведения к системному планированию подготовки будущих учителей, отбору содержания профессионального образования, творческой реализации профессиональных образовательных стандартов.

Таким образом, полученные результаты позволили заключить, что экспериментальная программа взаимодействия колледжа с работодателями эффективна и способствует включению выпускников в активную трудовую деятельность, формирует навыки закрепления в школе или детском саду, поиска работы, адаптации в период производственной практики, а также развивает значимые качества, позволяющие им быть конкурентоспособными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Министра образо- й вания и науки РК А.Б. Саринжипова на ^ научно-практической конференции в Сенате Парламента РК. // Образованная ^ страна. № 9, 21 октября 2014г. С.4. 2

2. Глушанок Т.М. Социальное пар- ^ тнерство как средство повышения ка- ^ чества профессионального образовани- ^ я[Текст]/Т.М.Глушанок //Современные щ проблемы науки и образования. — 2008. щ

- № 6. - С. 80-83 ^

К

3. Закон РК «О социальном пар- ¡^ тнерстве в Республике Казахстан» от т 18.12.2000 года № 129-2. §

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.