Научная статья на тему 'Социальное партнерство как фактор развития непрерывного образования'

Социальное партнерство как фактор развития непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / РЫНОК ТРУДА / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / SOCIAL PARTNERSHIP / CONTINUING EDUCATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / INTERACTION / PARTNERSHIP IN EDUCATION / LABOR MARKET / COMPETENT SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цквитария Татьяна Александровна

В статье рассматривается феномен социального партнерства в качестве современного подхода к совершенствованию системы образования. Автор сравнивает явление социального партнерства на рынке труда и варианты социального партнерства в образовательной сфере. Описаны и проанализированы принципы организации социального партнерства различных социальных институтов. Дано понимание задач, с целью решения которых создаются партнерские объединения образовательных учреждений различных уровней. Представлены участники образовательных взаимоотношений, которые объединяются в партнерские отношения в социальном плане, имеющие ориентир в своей деятельности на достижение общих интересов. Отмечается, что основной задачей социального партнерства является повышение качества и эффективности образования, улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако, на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным обозначается конкретный круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования. В статье акцентируется внимание на том факте, что наиболее успешная реализация процессов воспроизводства конкурентоспособных специалистов, становления гражданского общества и развития социального партнерства видится именно в рамках концепции непрерывного образования. Подчеркивается тот факт, что социальное партнерство в рамках парадигмы непрерывного образования ориентирует образовательные учреждения, работодателей и государство на учет постоянно меняющихся требований производства, практики, экономики, социума и государственного заказа при подготовке конкурентоспособного специалиста. Представлен опыт реализации социального партнерства университетского факультета повышения квалификации с предприятиями, направляющими свих работников на профессиональную подготовку или повышение квалификации. Подведены итоги с тем, что идея социального партнерства в образовании определяется как одно из актуальных направлений развития системы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цквитария Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership as a factor of continuous education development

The article deals with the phenomenon of social partnership as a modern approach to the improvement of the education system. The author compares the phenomenon of social partnership in the labor market and variants of social partnership in the educational sphere. The principles of organization of social partnership of various social institutions are described and analyzed. Given the understanding of the problems, for the purpose of which are created partnerships of educational institutions of different levels. The participants of educational relations are presented, which are United in partnership in social terms, having a reference point in their activities to achieve common interests. It is noted that the main task of social partnership is to improve the quality and efficiency of education, improve the performance indicators for which they were created. However, at each level of the educational process, the priority is given to a specific range of tasks to be solved by the social partnership in the field of education. The article focuses on the fact that the most successful implementation of the processes of reproduction of competitive specialists, the formation of civil society and the development of social partnership is seen in the framework of the concept of continuous education. The author emphasizes the fact that social partnership within the paradigm of continuous education orients educational institutions, employers and the state to take into account the constantly changing requirements of production, practice, economy, society and state order in the preparation of a competitive specialist. The experience of implementation of social partnership of the faculty of advanced training of the University with the enterprises directing their workers on professional training or professional development is presented. The results are summed up that the idea of social partnership in education is defined as one of the actual directions of development of system of continuous education.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как фактор развития непрерывного образования»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN418.pdf

Статья поступила в редакцию 01.08.2018; опубликована 19.09.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Цквитария Т.А. Социальное партнерство как фактор развития непрерывного образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Tskvitariya T.A. (2018). Social partnership as a factor of continuous education development. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN418.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.01.11

Цквитария Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России», Ростов-на-Дону, Россия

Доцент кафедры «Педагогики ФПК и III 1С» Кандидат педагогических наук E-mail: soiskatel2005@yandex.ru

Социальное партнерство как фактор развития непрерывного образования

Аннотация. В статье рассматривается феномен социального партнерства в качестве современного подхода к совершенствованию системы образования. Автор сравнивает явление социального партнерства на рынке труда и варианты социального партнерства в образовательной сфере. Описаны и проанализированы принципы организации социального партнерства различных социальных институтов. Дано понимание задач, с целью решения которых создаются партнерские объединения образовательных учреждений различных уровней. Представлены участники образовательных взаимоотношений, которые объединяются в партнерские отношения в социальном плане, имеющие ориентир в своей деятельности на достижение общих интересов. Отмечается, что основной задачей социального партнерства является повышение качества и эффективности образования, улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако, на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным обозначается конкретный круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования. В статье акцентируется внимание на том факте, что наиболее успешная реализация процессов воспроизводства конкурентоспособных специалистов, становления гражданского общества и развития социального партнерства видится именно в рамках концепции непрерывного образования. Подчеркивается тот факт, что социальное партнерство в рамках парадигмы непрерывного образования ориентирует образовательные учреждения, работодателей и государство на учет постоянно меняющихся требований производства, практики, экономики, социума и государственного заказа при подготовке конкурентоспособного специалиста. Представлен опыт реализации социального партнерства университетского факультета повышения квалификации с предприятиями, направляющими свих работников на профессиональную подготовку или повышение квалификации. Подведены итоги с тем, что идея социального партнерства в образовании определяется как одно из актуальных направлений развития системы непрерывного образования.

Ключевые слова: социальное партнерство; непрерывное образование; дополнительное профессиональное образование; система образования; взаимодействие; партнерство в образовании; рынок труда; компетентный специалист

Социальное партнерство рассматривается как один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с основными сферами жизни общества: политикой, экономикой, культурой и социумом. Понятие социального партнерства принадлежит таким сферам современной действительности, как экономика, государственная политика и социология. Из официальных источников удается почерпнуть информацию о том, что социальное партнерство выступает в качестве системы взаимоотношений между заинтересованными сторонами, например, между работниками и работодателями; органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.1 Также этот феномен рассматривается как тип социального взаимодействия, который характеризуется способом регулирования общественных, отношений между большими группами и слоями населения, и государством2. Социальное партнерство предполагает равноправное сотрудничество и интеграцию интересов всех участвующих сторон. В экономическом отношении социальное партнерство предполагает материальное и моральное стимулирование заинтересованности наемных работников в росте производительности труда.

Основными принципами социального партнерства являются законодательно закрепленные позиции:

• равноправие участвующих сторон;

• уважение и учет интересов сторон;

• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• полномочность представителей сторон;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине

" 3

коллективных договоров, соглашений.3

1 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.07.2018) - [электронные текстовые данные]. - URL: http://base.garant.ru/12125268/74d7c78a3a1e33cef2750a2b7b35d2ed/.

2 Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина. 2001.

3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.07.2018) - [электронные текстовые данные]. - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/1c24608b876dff0b95c5c4598520a79298a07de7/.

Таким образом, идея социального партнерства основана на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены Трудовым кодексом РФ и относятся к взаимоотношениям «работники - работодатель» с возможностью участия в них государственных органов. Современное общество испытывает воздействие глобализационных процессов, происходящих в мире, возникают глоболокальные социальные сообщества, характерна многомерность социальных связей во всех сферах жизни. Как следствие этого, феномен социального партнерства расширяет свои границы и становится актуальным не только для сферы труда. Одним из принципов развития гражданского общества представляется многогранность потребностей и стремление к их максимальному учету при принятии решений. Так как учет различных, зачастую разновекторных, интересов является миссией довольно сложной, государство, создавая требуемые условия, стимулирует самих граждан, социальные сообщества и социальные институты (как трансляторов этих интересов) самостоятельно решать возникающие в обществе проблемы путем объединения и взаимодействия на партнерских основаниях.

Анализ научных трудов в области педагогики позволяет констатировать тот факт, что сегодня понятие социального партнерства все больше интересует педагогов-исследователей и педагогов-практиков.

Очевидно, что в сфере образования термин социального партнерства подразумевает несколько иные взаимодействующие стороны, но реализуется по схожим принципам. Социальное партнерство в образовании подразумевает конструктивное взаимодействие всех общественных секторов по развитию системы образования в стране, созданию благоприятных условий для различных видов образования, включая самообразование [1]. Рассматриваемый феномен в сфере образования транслирует идею добровольного взаимовыгодного сотрудничества для решения общих задач через следующие подходы:

• равноправие участников;

• взаимное уважение;

• заинтересованность в результатах;

• свобода обсуждения интересующих вопросов;

• добровольность принятия на себя обязательств;

• ответственность.

Взаимодействующие стороны, в таком случае, формируются в зависимости от предполагаемых к решению задач. Как правило, в качестве партнеров выступают учебное заведение и потребитель образовательных услуг. С расширением задач, решаемых в ходе социального партнерства, расширяется и количество сторон, заинтересованных в социальном сотрудничестве. Существует несколько вариантов возникновения социального партнерства в образовательной сфере с позиции инициативы: в дошкольном образовательном учреждении инициатором обычно становится само учреждение; в случае со средним образованием, являющейся промежуточной ступенью между дошкольным образованием и профессиональным образованием, им может выступать как школа, так и другие заинтересованные стороны; в партнерских отношениях с учреждением профессионального образования появляется заинтересованность у государственных органов, работодателей, службы занятости, школ, и они могут стать их инициатором. В логике развития взаимодействия системы образования и социальных партнеров зарождаются иные позиции по поводу выбора профиля обучения, с других «углов зрения» осуществляется профессиональное

ориентирование населения. Партнерские отношения в социальном плане в образовательной сфере ориентированы на достижение общих интересов:

• обеспечение партнерства, направленного на повышение конкурентного статуса образовательных учреждений;

• формирование компетенций у обучающихся, позволяющих профессионально грамотно, мобильно решать практические задачи и уметь адаптироваться к условиям рынка труда [2].

Участники образовательных взаимоотношений объединяются с целью социального партнерства для решения, как правило, следующих задач:

• осуществление совместной взаимовыгодной деятельности по совершенствованию системы образования;

• создание нормативно-правовой основы социального партнерства как платформы формирования рынка труда и образовательных услуг;

• повышение социальной защищенности обучающихся, создание структур содействия трудоустройству молодых специалистов [3].

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства является повышение качества и эффективности образования, улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако, на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным обозначается конкретный круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования. Эффективное партнерство, в данном случае, способствует успешной адаптации и целенаправленному переходу обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, помимо этого, заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, поэтому значимым высвечивается социальное партнерство учебных заведений и работодателей. Наиболее успешная реализация процессов воспроизводства конкурентоспособных специалистов, становления гражданского общества и развития социального партнерства видится именно в рамках концепции непрерывного образования.

Непрерывное образование ныне признано основным принципом осуществления реформ образования и находится в центре внимания исследователей [4]. В этом ключе правомерно обратить внимание на развитие системы неформального и информального образования, в том числе и на развитие системы дополнительного профессионального образования как части формального образования. Современные вызовы времени обостряют потребность реальной практики в компетентных специалистах, владеющих не только специальными знаниями, готовых и способных к конкуренции, профессиональной мобильности, но и, в определенном смысле, универсальными, т. е. способными быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и совмещать различные трудовые функции. Важнейшим, при этом, является удовлетворение образовательных потребностей личности в течение всей жизни, создание условий для трудовой и социальной адаптации в современном мире, обеспечение экономики востребованными компетентными специалистами [5]. Социальное партнерство в рамках парадигмы непрерывного образования ориентирует образовательные учреждения, работодателей и государство на учет постоянно меняющихся требований производства, практики, экономики, социума и государственного заказа при подготовке конкурентоспособного специалиста.

Стоит отметить, что социальное партнерство в условиях непрерывного образования осуществляется не только между образовательными учреждениями разного уровня и потенциальным работодателем. Тесное сотрудничество реального практического сектора

экономики осуществляется с институтами повышения квалификации и с факультетами дополнительного профессионального образования, приводит к качественным результатам и открывает следующие дополнительные возможности:

• постоянное информирование обучающей стороны о рынке труда;

• учет требований работодателей при разработке учебных программ;

• реализация новых совместных коммерческих проектов для пополнения внебюджетного фонда образовательного учреждения [6].

Например, факультет повышения квалификации Ростовского государственного медицинского университета осуществляет свою деятельность в качестве социального партнера с предприятиями, направляющими своих работников на профессиональную подготовку или повышение квалификации. Одним из методологических подходов, по которым организовано взаимодействие является учет личностных и профессиональных потребностей обучающихся, формирование специалиста в онтогенезе средствами системы непрерывного медицинского образования; реализации компетентностного подхода; партнерства с учетом межотраслевого подхода к идеям модернизации системы последипломного образования. Работа ведется по следующим направлениям:

• обеспечение академического комплекса образовательного содержания с научным и исследовательским компонентами;

• создание партнерских объединений между медицинскими образовательными учреждениями различного типа: колледж - вуз - факультет повышения квалификации;

• системное качественное повышение квалификации преподавателей высших и средних медицинских учебных заведений в части педагогической подготовки;

• создание и реализация образовательных программ психолого-педагогической направленности для преподавателей профильных дисциплин медицинского университета [7, 8].

Итак, идея социального партнерства в образовании определяется как одно из актуальных направлений развития системы непрерывного образования, ориентированных на будущее [9]. Расширение и укрепление социальных партнерских связей в дополнительном профессиональном образовании можно рассматривать и как фактор стабилизации регионального рынка труда; и как способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства с целью позитивных социально-экономических изменений; и как технологию взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; и как определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилова И.Н. Социальное партнерство и образование. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/4_.

2. Стенякова Н.Е., Груздова О.Г. Кластерная модель организации партнерства образовательных учреждений // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN517.pdf.

3. Захарова С.М. Социальное партнерство и качество образования // Высшее образование в России. 2013. №3. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/sotsialnoe-partnerstvo-i-kachestvo-obrazovaniya.

4. Хоронько Л.Я., Цквитария Т.А. Компетентностный подход и непрерывность как базовые императивы модернизации современного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-1. С. 305309.

5. Чванова Марина Сергеевна, Храмова Марина Викторовна, Молчанов Анатолий Анатольевич Социальное партнерство - один из механизмов совершенствования социально-инновационной деятельности вуза // ОТО. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-odin-iz-mehanizmov-sovershenstvovaniya-sotsialno-innovatsionnoy-deyatelnosti-vuza.

6. Тарасенко Л.В. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 3-4. С. 45-48.

7. Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А. Роль факультета повышения квалификации медицинского университета в педагогической подготовке преподавателей // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5. https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN517.pdf.

8. Khoronko L., Tskvitariya T. The role of the chair of pedagogy in realization the strategy of vocational and educational training of medical university teachers // Modern European Researches. 2014. № 2. С. 50-53.

9. Федотова О.Д., Катичева М.А. Человек будущего и проблемы образования в прогностическом дискурсе основателя Римского Клуба А. Печчеи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 9. С. 25-31.

Tskvitariya Tatyana Aleksandrovna

Rostov state medical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: soiskatel2005@yandex.ru

Social partnership as a factor of continuous education development

Abstract. The article deals with the phenomenon of social partnership as a modern approach to the improvement of the education system. The author compares the phenomenon of social partnership in the labor market and variants of social partnership in the educational sphere. The principles of organization of social partnership of various social institutions are described and analyzed. Given the understanding of the problems, for the purpose of which are created partnerships of educational institutions of different levels. The participants of educational relations are presented, which are United in partnership in social terms, having a reference point in their activities to achieve common interests. It is noted that the main task of social partnership is to improve the quality and efficiency of education, improve the performance indicators for which they were created. However, at each level of the educational process, the priority is given to a specific range of tasks to be solved by the social partnership in the field of education. The article focuses on the fact that the most successful implementation of the processes of reproduction of competitive specialists, the formation of civil society and the development of social partnership is seen in the framework of the concept of continuous education. The author emphasizes the fact that social partnership within the paradigm of continuous education orients educational institutions, employers and the state to take into account the constantly changing requirements of production, practice, economy, society and state order in the preparation of a competitive specialist. The experience of implementation of social partnership of the faculty of advanced training of the University with the enterprises directing their workers on professional training or professional development is presented. The results are summed up that the idea of social partnership in education is defined as one of the actual directions of development of system of continuous education.

Keywords: social partnership; continuing education; additional professional education; education system; interaction; partnership in education; labor market; competent specialist

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.