Научная статья на тему 'Cоциально-культурное партнерство как механизм непрерывного педагогического образования'

Cоциально-культурное партнерство как механизм непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP / CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна, Скударёва Галина Николаевна

Актуальность поиска эффективных форм, методов, механизмов непрерывного педагогического образования определяется, с одной стороны, действующим федеральным и региональным законодательством в сфере образования; с другой стороны, накопленной отечественной практикой в проектировании систем непрерывного педагогического образования и социокультурными вызовами современной школе. В статье представлены результаты теоретического анализа сущности социально-культурного партнерства с позиции формирования способности и готовности педагога к постоянному профессиональному и личностному росту. Представленный проект Совета по вопросам преемственности образования на ступени «Школа-ВУЗ» является частью системы непрерывного образования на базе Государственного гуманитарно-технологического университета. Представленные результаты могут быть использованы для совершенствования практики непрерывного педагогического образования и расширения направлений социально-культурного партнерства в подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений Московской области, обеспечивая кадровую безопасность региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна, Скударёва Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL PARTNERSHIP AS A MECHANISM FOR CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

The relevance of the search for effective forms, methods, mechanisms of continuous pedagogical education is determined, on the one hand, by the current federal and regional legislation in the field of education; оn the other hand, the accumulated domestic practice in the design of continuous pedagogical education systems and the socio-cultural challenges of the modern school. The article presents the results of a theoretical analysis of the essence of socio-cultural partnership from the standpoint of forming the teacher's ability and readiness for constant professional and personal growth. The presented project of the Council on the issues of continuity of education at the level of "School-Higher Education" is part of the system of continuous education on the basis of the State Humanitarian-Technological University. The presented results can be used to improve the practice of continuous pedagogical education and expand the directions of socio-cultural partnership in the training of teachers for educational institutions in the Moscow region, providing personnel security in the region.

Текст научной работы на тему «Cоциально-культурное партнерство как механизм непрерывного педагогического образования»

24. Практическое занятие «Физическое развитие дошкольников» Практическ ое занятие Май 2019 Кафедра педагогики 1,2 курсы ПОДО Менкиева Б.В., старший преподаватель кафедры педагогики

25. Практический семинар «Физическое развитие дошкольников» Практическ ий семинар Май 2019 МКДОУ № г.Элисты 1,2 курсы ПОДО Менкиева Б.В., старший преподаватель кафедры педагогики

26. Студенческая конференция «Организация образовательной деятельности в детском саду с учетом требований ФГОС Конференц ия Май 2019 Кафедра педагогики 1,2 курсы ПОДО Менкиева Б.В., старший преподаватель кафедры педагогики

Литература:

1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»

2. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / Под ред. А.И. Адамского - М.: эврика, 2006.

3. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2012 г.

4. ФГОС ВО по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 121 от "22" февраля 2018 г.

5. Давыденко Т.М., Пересыпкин А.П., Верзунова Л.В. "Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик" Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Милькевич Оксана Анатольевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г.о. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Скударёва Галина Николаевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г.о. Орехово-Зуево)

ШЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность поиска эффективных форм, методов, механизмов непрерывного педагогического образования определяется, с одной стороны, действующим федеральным и региональным законодательством в сфере образования; с другой стороны, накопленной отечественной практикой в проектировании систем непрерывного педагогического образования и социокультурными вызовами современной школе.

В статье представлены результаты теоретического анализа сущности социально-культурного партнерства с позиции формирования способности и готовности педагога к постоянному профессиональному и личностному росту. Представленный проект Совета по вопросам преемственности образования на ступени «Школа-ВУЗ» является частью системы непрерывного образования на базе Государственного гуманитарно-технологического университета.

Представленные результаты могут быть использованы для совершенствования практики непрерывного педагогического образования и расширения направлений социально-культурного партнерства в подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений Московской области, обеспечивая кадровую безопасность региона.

Ключевые слова: социально-культурное партнерство, непрерывное педагогическое образование.

Annotation. The relevance of the search for effective forms, methods, mechanisms of continuous pedagogical education is determined, on the one hand, by the current federal and regional legislation in the field of education; оп the other hand, the accumulated domestic practice in the design of continuous pedagogical education systems and the socio-cultural challenges of the modern school.

The article presents the results of a theoretical analysis of the essence of socio-cultural partnership from the standpoint of forming the teacher's ability and readiness for constant professional and personal growth. The presented project of the Council on the issues of continuity of education at the level of "School-Higher Education" is part of the system of continuous education on the basis of the State Humanitarian-Technological University.

The presented results can be used to improve the practice of continuous pedagogical education and expand the directions of socio-cultural partnership in the training of teachers for educational institutions in the Moscow region, providing personnel security in the region.

Keywords: social and cultural partnership, continuous pedagogical education.

Введение. Актуальность разработки социально-культурного партнерства в системе непрерывного педагогического образования определяется совокупностью требований со стороны государства, общества, постоянно изменяющейся социально-культурной и педагогической практики. Одновременно следует

подчеркнуть наличие богатого опыта реализации различных моделей и форм непрерывного педагогического образования в отечественной практике подготовки специалистов для образовательных организаций.

С позиции востребованности системы непрерывного педагогического образования в конкретной территории (в частности - в Московской области) значимыми являются следующие положения:

- декларирование государством и субъектами управления образованием в регионе необходимости непрерывного педагогического образования, а также интеграции науки, образования и других социальных институтов в обеспечении педагогическими кадрами образовательных организаций региона;

- обеспечение для жителей конкретной территории широких возможностей выбора профессионального образовательного маршрута; сохранение кадрового потенциала территории и обеспечение ее устойчивого развития;

- востребованность в территории специалистов для учреждений образования;

- реализация имеющихся в ВУЗе научных разработок в области технологий, методов и методик преподавания, организации научно-исследовательской и воспитательной деятельности среди обучающихся, а также накопленной практики организации педагогических классов.

В этом контексте социально-культурное партнерство может рассматриваться как механизм непрерывного педагогического образования, позволяющий эффективно осуществлять профессиональную подготовку будущих педагогов на всех уровнях (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и стадиях профессионального образования (допрофессиональной, профессиональной, постдипломной).

Цель статьи: теоретически обосновать эффективность социально-культурного партнерства как механизма непрерывного педагогического образования, систематизировать и представить к обсуждению опыт ГГТУ в организации непрерывного педагогического образования.

Изложение основного материала статьи. Анализ теоретических положений, представленных в исследованиях последних лет отечественных (В.В.Голуб, Т.В.Горбунова, А.И.Жилина, В.П.Ковалев, Н.А.Лобанов, Н.В.Малышева, Н.В.Ронжина, Г.М.Романцев и др.) позволяет выделить несколько контекстов рассмотрения понятия «непрерывное педагогическое образование»:

- в широком смысле - как перманентный характер преобразований в образовании, постоянное обновление содержания приобретаемых знаний; непрерывность процесса превращения образования в самообразование;

- непрерывное педагогическое образование как система специально организованных педагогических процессов, направленных на обеспечение становления и дальнейшего профессионального роста работников образования в соответствии с их индивидуальными потребностями и социальными требованиями;

- непрерывное образование как феномен практики, отображающий изменения парадигмы образования, характеристики объективной педагогической теории и практики, социокультурной ситуации.

Обозначенные позиции в понимание сущности непрерывного педагогического образования отражают попытки его характеристики как системы (в этом контексте непрерывное педагогическое образование представляется как совокупность учреждений, организаций и программ). Кроме того, исследователи рассматривают педагога как субъекта непрерывного педагогического образования, представляя характеристику компонентов процесса (цель, содержание, формы и др.). Представлена характеристика зависимости непрерывного образования от объективно существующих условий и влияния таких факторов, как экономика, политика государства, действующее законодательство и др.

Следует подчеркнуть, что дискуссионным стал вопрос о возможности интеграции усилий различных социальных институтов, учреждений и организаций в проектировании эффективных моделей непрерывного педагогического образования.

В своем выступлении на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (2017 г.) Президента РФ В.В.Путин, подчеркивая кадровые преимущества России в сфере цифровой экономики, подчеркнул важность использования имеющегося потенциала страны, участие государства и бизнеса в создании опорной инфраструктуры цифровой экономики. Фактически, речь идет об интенсификации партнерства как механизма решения стратегически значимых задач государства.

Обращение к работам исследователей (Е.Н.Абузярова, В.А.Бурляева, М.Вень, Г.В.Мирзоян, Г.В.Петрук, Н.В.Тюкалова и др.) позволяет утверждать, что социальное партнерство является результатом исторической эволюции отношений между людьми, обществом и государством. Постепенно социальное партнерство стало рассматриваться в контексте производственных отношений, отношений между работодателем и работниками, что породило характеристику социального партнерства как особого типа социально-экономических отношений. Одновременно происходит переосмысление назначения социального партнерства - от урегулирования конфликтов в целях поддержания стабильности и государственности как таковой до удовлетворения потребностей личности в социальной защищенности, в успешной социализации. При этом сохраняется направленность социального партнерства на поддержание равновесия общественных и личных интересов.

В результате анализа теоретических положений партнерства сформулированы его характеристики: общие (наличие нескольких лиц и/или организаций, необходимость согласования потребностей и интересов взаимодействующих сторон, нацеленность на решение социально значимой задачи, признаваемой и принимаемой всеми сторонами) и особенные (сложная, многоуровневая система, пространственно-временное и организационное оформление), определяющие основы проектирования непрерывного педагогического образования на базе вуза.

Анализ научных публикации по проблеме непрерывного педагогического образования (Е.П.Белозерцев, Г.А.Бордовский, Е.В.Бондаревская, М.А.Вейт, В.Г.Воронцова, В.В.Краевский, Н.Ф.Радионова и др.) и теории партнерства (В.А.Бурляева, О.А.Врублевская, П.С.Гуревич, Д.Д.Корнилов, Г.В.Мирзоян, В.В.Нагайцев, В.Г.Смольков, М.В.Чепурский и др.) свидетельствует, что:

- социально-культурное партнерство чаще рассматривается исследователями в узком смысле, как взаимодействие определенных учреждений или специалистов, как условие формирования отдельных качеств личности обучающихся того или иного вида образовательных учреждений, что сужает сущность данного вида партнерства и, следовательно, возможности его применения в системе непрерывного педагогического образования;

- организация на практике данного вида партнерства носит недостаточно системный характер, снижая эффективность решения той или иной социально-значимой проблемы (в частности - организации непрерывного педагогического образования);

- недостаточно разработан алгоритм эффективного построения социально-культурного партнерства как механизма непрерывного педагогического образования.

Как отмечалось в ранее опубликованных работах, сущность социально-культурного партнерства как многоаспектного понятия может быть представлена в совокупности следующих значений: в широком смысле - как своеобразная форма общественного договора в решении той или иной проблемы, удовлетворении социальных потребностей группы людей в рамках новой системы отношений, имеющая определенный культурный каркас (ценности, нормы, традиции); в более узком смысле - как совокупность социальных установок и действий некоторых субъектов, определяющая готовность и способность решения социально-значимых задач посредством совместной деятельности, объединения усилий и ресурсов на фоне четкого осознания ответственности; в узком смысле - как непосредственное взаимодействие субъектов (работников учреждений образования, представителей общественных организаций и др.) в ходе решения определенной социально-значимой задачи.

Опыт организации системы непрерывного педагогического образования на базе государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» представлен такими формами, как: педагогические классы, Школа наставничества для молодых учителей в период постдипломной адаптации к профессии, преемственные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

С позиции реализации социально-культурного партнерства интересным является опыт создания Совета по вопросам преемственности образования на ступени «Школа-ВУЗ». Данный Совет является формой непосредственного участия местного сообщества в обсуждении и реализации наиболее важных функциональных, организационно - управленческих решений по вопросам преемственности общего и профессионального образования. Его цель - осуществление эффективного партнёрства в ходе выявления актуальных проблем современной образовательной политики по вопросам преемственности образования на ступени «Школа-ВУЗ» и поиска эффективных способов их решения.

Задачами деятельности Совета являются:

- определение перспективных направлений совместной деятельности в части развития и совершенствования непрерывного образования на ступени «Школа-ВУЗ»;

- повышение эффективности взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждения высшего профессионального образования;

- привлечение в целях развития и совершенствования непрерывного образования на ступени «Школа-ВУЗ» общественных объединений, благотворительных организаций, иных граждан, заинтересованных и содействующих повышению эффективности преемственности общего и высшего образования.

Направлениями деятельности Совета по преемственности выступают:

- Повышение качества подготовки обучающихся к поступлению в вуз (содействие их профессиональной ориентации и самоопределению, развитию их творческой активности и самообразовательной культуры, сохранению и приумножению интеллектуального потенциала).

- Обсуждение и разработка мероприятий, Программ развития школ и перспективных направлений развития вуза в части обеспечения непрерывного образования школьников.

- Участие в партнерских программах, нацеленных на повышение уровня профессионализма и квалификации педагогов школ и профессорско - преподавательского состава ГГТУ (открытие дискуссионных и экспериментальных площадок по актуальным проблемам образования; создание фонда инновационных идей, разработок, технологий; экспертиза и обобщение передового педагогического опыта с дальнейшим научным обоснованием и обеспечением информационной открытости).

- Обеспечение участия представителей ГГТУ в подготовке процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров.

- Организация деятельности тьюторов - будущих учителей для разработки и реализации, совместных с педагогами и учащимися старших классов школ, социально значимых проектов, молодежных инициатив, в том числе, экологических проектов и акций с участием волонтеров, с целью молодежного сотрудничества и раскрытия лидерского потенциала студентов и школьников.

- Привлечение учащихся школ к участию в ежегодных студенческих научно-практических конференциях «День Науки», а также к различным формам научно - исследовательской деятельности (предметным олимпиадам, конкурсам и др.) и иным мероприятиям довузовской профориентационной направленности.

- Обеспечение научного сопровождения организации учебно-методического процесса в образовательных организация, работы проблемных, творческих и исследовательских групп учителей и научного общества учащихся.

- Организация научно-просветительской работы с учащимися в различных формах (лекции, беседы, экскурсии в лаборатории, на кафедры и другие структурные подразделения института) в целях реализации профессиональных намерений и планов школьников в рамках их непрерывного образования на ступени «Школа - ВУЗ».

- Создание систематической мониторинговой базы данных по профессиональному самоопределению учащихся.

- Привлечение студентов - старшекурсников для проведения занятий с высокомотивированными учащимися по подготовке к участию в интеллектуальных конкурсных мероприятиях и исследовательских творческих проектах различного уровня.

- Предоставление возможности педагогам и учащимся школ использовать материально-технические ресурсы института (фонды библиотек, учебные аудитории, лаборатории, агрономическую биологическую станцию, медиа-центр и др.).

- Привлечение профессорско-преподавательского состава вуза к взаимодействию с родителями учащихся по вопросам профессиональной ориентации.

- Рассмотрение предложений граждан по вопросам повышения эффективности мер по обеспечению преемственности образования.

Партнерами по реализации деятельности Совета и решению поставленных задач выступают руководители территориальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений Орехово-Зуевского муниципального района и других близлежащих административных территорий, представители органов местного самоуправления (совета депутатов, местной администрации), представители общественности (научной, культурной, деловой и др.), руководители структурных подразделений университета, представители ректората. По решению Совета в его состав также могут быть приглашены и включены граждане, чья профессиональная и (или) общественная деятельность, знания, опыт и возможности могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию непрерывного образования на ступени «Школа-ВУЗ».

Отметим, что деятельность Совета позволила решить комплекс задач, значимых с позиции деятельности вуза и обеспечения кадровой безопасности региона:

- выстроена система профориентационной работы на ступени «школа-вуз», обеспечивающая успешный набор абитуриентов в университет на направление Педагогическое образование;

- обеспечена возможность для выпускников школ в продолжении образования и получении качественного педагогического образования;

- сформировано социально-культурное сообщество, готовое и способное на основе партнерских отношений решать задачи стратегического развития территории;

- поддержан имидж университета как полноправного, успешного партнера в реализации социально-значимых инициатив в развитии территории.

Построение системы социально-культурного партнерства в реализации задачи непрерывного педагогического образования (на примере деятельности Совета по преемственности на ступени «Школа-вуз») включало в себя следующие этапы:

- подготовительный - изучение состояния проблемы непрерывного педагогического образования в территории, имеющихся ресурсов университета, поиск потенциальных партнеров и возможных форм сотрудничества;

- организационный - согласование направлений и содержания партнерских отношений между различными организациями, учреждениями, социальными структурами; разработка и согласование нормативно-правовых оснований партнерских отношений; распределение полномочий с учетом имеющегося потенциала, накопленного опыта, специфики деятельности партнеров;

- деятельностный - реализация системы мероприятий по построению системы непрерывного педагогического образования, проведение встреч, различных форм сотрудничества, продвижения идеи непрерывного педагогического образования;

- итоговый - оценка результатов деятельности Совета по преемственности, удовлетворенности запроса территории в построении системы непрерывного педагогического образования и подготовке педагогических кадров.

Выводы. Представленный опыт социально-культурного партнерства в организации непрерывного педагогического образования является результатом длительного научного поиска и практики применения. Обозначенные содержание и алгоритм социально-культурного партнерства могут служить основой для разработки системы непрерывного педагогического образования другими профессиональными учебными заведениями. Значимым является подтверждение широких возможностей социально-культурного партнерства как механизма непрерывного педагогического образования, позволяющего решать не только задачи деятельности университета, подготовки специалистов, адекватных требованиям современного учреждения образования, но и формирования специфического сообщества, понимающего и принимающего вызовы социокультурной ситуации.

Литература:

1. Абузярова Е.Н. Социально-культурное партнерство как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей: дисс... кандидата пед.наук. Челябинск, 2009. - 206 с.

2. Бурляева В.А. Культура социального партнерства как условие модернизационных процессов современного российского общества: Состояние и перспективы развития. Автореферат дисс. доктора социологических наук. Майкоп, 2010. - 272 с.

3. Вень М., Петрук Г.В. Наука, образование и бизнес: зарубежный и отечественный опыт интеграционного взаимодействия // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. -№ 2 (19). - С. 216-219.

4. Голуб В.В. Методологический анализ эволюционного развития феномена непрерывного образования в зарубежных педагогических исследованиях // Среднее профессиональное образование. - 2017. -№ 5. - С. 5-11.

5. Жилина А.И. Модель управления непрерывным педагогическим образованием в современных условиях развития образования в России // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. -2012. - № 5. - С. 37-44.

6. Ковалев В.П., Горбунова Т.В. Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 8. - С. 98-106.

7. Лобанов Н.А. К проблеме совершенствования федерального законодательства о непрерывном образовании в Российской Федерации // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - №1. - С. 108 - 116.

8. Малышева Н.В. Апробация в сетевой форме модели повышения готовности педагогов к инновационной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 123-136.

9. Мирзоян Г. В.Социальное партнерство в российском обществе: социально-философский анализ: диссертация ... доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2010. - 271 с.

10. Ронжина Н.В., Романцев Г.М. Методология и актуальный понятийный аппарат практико-ориентированного научного исследования в условиях непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 1. - №1 (35). - С. 42-50.

11. Тюкалова Н. В. Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества начального профессионального образования: дисс... кандидата пед. наук. Ижевск, 2010. - 202 с.

Педагогика

УДК:378.172

кандидат педагогических наук, доцент Миронова Светлана Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье выявлены объект, предмет, цель мониторинга состояния физической подготовленности студентов; определена структура информационного обеспечения управления физическим воспитанием на основе мониторинга. Под мониторингом состояния физической подготовленности студентов понимается технологизированная система мероприятий по научно-обоснованному наблюдению, сбору, первоначальной обработке, систематизации и последующему анализу с помощью компьютерной программы, хранению и распространению информации о процессе физического воспитания в вузе как целостной системе, а также об отдельных ее элементах (состоянии физического здоровья студентов, уровне развития кондиционных физических качеств и т.п.), ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить об уровне физической подготовленности студентов в любой момент времени, проводить направленную коррекцию отстающих физических качеств.

Ключевые слова: мониторинг состояния физической подготовленности студентов, мониторинг состояния физического здоровья, управление физическим воспитанием.

Annotation. This article is about an object, a subject, the purpose of monitoring of a condition of physical fitness of students; the structure of information support of management of physical training on the basis of monitoring is determined. Monitoring of a condition of physical fitness of students is understood as tekhnologizirovanny system of actions for scientifically based observation, collection, initial handling, systematization and the subsequent analysis by means of the computer program, to storage and distribution of information on process of physical training in higher education institution as to complete system, and also about its separate elements (a condition of physical health of students, the level of development of standard physical qualities, etc.), oriented to information support of management, allowing to judge the level of physical fitness of students at any moment, to carry out directed correction of the lagging behind physical qualities.

Keywords: monitoring of a condition of physical fitness of students, monitoring of a condition of physical health, management of physical training.

Введение. Актуальность исследования основных понятий и проблемных вопросов управления физическим воспитанием на основе комплексной системы мониторинга состояния физической подготовленности студентов обусловлена особой значимостью развития физических качеств, от состояния которых зависит как состояние здоровье, так и будущая успешная профессиональная деятельность. По данным научных исследований только 5 % выпускников средних школ можно считать практически здоровыми [4, с. 17]. Ежегодно в вузы поступают до 30 % студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Данные медицинского обследования студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета показывают, что 14,5 % студентов 1 - 3-го курсов имеют хронические заболевания, а более 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья.

В этих условиях мониторинг состояния физической подготовленности студентов может рассматриваться как микромониторинг - этап многоуровневой иерархической системы, так как он является составной частью макромониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи, частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. По мнению Л. П. Матвеева, физическое здоровье главным образом обусловлено полноценным физическим развитием индивида. В наиболее полной трактовке физическое развитие - это закономерный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума естественных морфофункциональных свойств его организма и основанных на них, так называемых, физических качеств [2]. Таким образом, из приведенного определения следует, что физическое развитие определяется, во-первых, антропометрическими показателями и функциональным состоянием основных систем организма, во-вторых, - показателями физических качеств, развитие которых обусловлено морфофункциональным состоянием. Физические качества являются одними из основных показателей физического развития.

Обобщая существующие толкования физических качеств, можно дать следующее определение: физические качества - это основные стороны возможностей человека, обеспечивающие осуществление двигательной деятельности различной направленности. По существующей на сегодняшний день классификации, физические качества подразделяются на кондиционные и координационные. Кондиционные качества обусловливаются морфофункциональными возможностями организма человека, благодаря которым возможна его двигательная активность. К этим качествам относятся основные (сила, выносливость, быстрота, гибкость) и производные (силовая выносливость, скоростная выносливость, скоростно-силовые способности) качества. Именно развитие кондиционных физических качеств составляет основу одной из главных специфических задач физического воспитания - оздоровительной.

Таким образом, уровень кондиционной физической подготовленности является одним из основных критериев определения состояния физического здоровья студентов; грамотно организованная физкультурно-спортивная деятельность должна способствовать развитию кондиционных физических качеств, улучшение которых можно отслеживать, используя известные тестовые методики.

Понятие «мониторинг» не имеет однозначного толкования, так как изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности [5, с. 20]. Сложность формулировки данного понятия связана с принадлежностью его одновременно сферам науки и практики. Мониторинг может рассматриваться как метод исследования реальности, используемый в различных науках, так и как способ обеспечения эффективности управления в разных видах деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.