пособие / В.Н. Иванченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 314 с.
2. Мещерякова, В.Н. Я люблю английский: развивающая методика преподавания английского языка / В.Н. Мещерякова. - Москва, 2006. - 30 с.
3. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс / Е.Н. Соловова. - Москва: АСТ, 2008. - 257 с.
4. Обзор методик обучения детей дошкольного возраста английскому языку [электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-metodik-obucheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-angliyskomu-yazyku
© Недоводиева Н.М., Закаблукова И. И., Никитина А.С., 2022
УКД 37.1174
Шляховенко Ю.С.
магистрант 2 курса ЮФУ, г. Ростов - на - Дону, РФ Научный руководитель: Абдульманова Л.В.
кандидат педагогических наук, доцент, ЮФУ, г. Ростов - на - Дону, РФ
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Аннотация
Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из приоритетных задач современного общества, потому что здоровое поколение будет активно, творчески включаться в построении своего будущего, а значит и будущего своей страны. Поколение, которое может заботиться о своем здоровье, будет заботиться и о здоровье окружающих его людей, природы и мира в целом.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет направления деятельности дошкольной образовательной организации в области физического развития детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования дает основание ДОО организовывать процесс оздоровления детей, активно включая в этот процесс родителей.
Дошкольная образовательная организация (ДОО) призвана формировать новую систему отношений с родителями для обеспечения здоровьесбережения детей. Важнейшей целью деятельности ДОО является создание эффективных условий сохранения здоровья ребенка, поиск инновационных форм социального партнерства с родителями и формирования у них ответственного отношения и активной позиции в здоровьесбережении ребенка. Актуальность исследования связана с необходимостью разработки форм социального партнерства как педагогического ресурса для обеспечения эффективности здоровьесбережения детей, обусловленной компетенциями, навыками, ценностным отношением родителей к здоровью ребенка. Партнерство понимается как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели (Л.А. Каменщикова).
Цель исследования - научно обосновать, разработать и апробировать педагогические условия социального партнерства дошкольной образовательной организации и родителей в воспитании здорового ребенка.
Для достижения поставленных целей использовались следующие методы:
- научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
- статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация);
- эмпирические методы (сбор диагностических данных, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа).
В проведенном исследовании были изучены особенности отношений родителей к здоровьесбережению ребенка, в формах социального партнерства и выявить его характеристик: нарушение эмоционального комфорта, гиперопека или отчуждение ребенка, смещение ценностей в сторону материальных, нарушение отношений и др.
В рамках педагогического эксперимента, целью которого являлась разработка модели социального партнерства по здоровьесбережнию ребенка, программы и технологий работы с родителями обеспечения эффективности в формировании ответственного отношения родителей к здоровьесбережению детей.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что решение проблемы здоровьесбережения детей эффективно осуществляется на основе социального партнерства и разработанной программы, и технологий работы с родителями.
Ключевые слова
Социальное партнёрство, здоровьесбережение, здоровье, здоровый образ жизни, оздоровительные
технологии, технологии работы с родителями.
В России забота о здоровье детского населения является одним из приоритетных направлений в деятельности как государственных органов, так общественности. Это подчеркивает ценность здоровья, особенно детей дошкольного возраста, потому что в этот период закладываются его основы. Важность воспитания поколения, строящего будущее, в котором принцип здоровьясбережения является основным в организации своего образа жизни является залогом становления здоровой нации. В дошкольном возрасте можно сформировать умения заботиться о своем здоровье, накопить опыт ухода за своим телом, приобрести навыки организации образа жизни, способствующего сохранению здоровья.
Сегодня к сожалению, констатируется показатели ухудшения состояния здоровья детей. Данные по Ростовской области также не утешительны, об этом свидетельствуют данные Ростовстата в которых мы находим сведения о тех заболеваниях, которые распространены среди детей. Изучение структуры заболеваемости показал рост заболеваний органов дыхания, которые стоят на первом месте; «на втором месте - заболевания органов пищеварения; на третьем месте - заболевания нервной системы. «Рост заболеваемости зарегистрирован по классам инфекционных и паразитарных болезней, новообразований, болезней эндокринной системы, болезней глаза и его придаточного аппарата, болезней уха и сосцевидного отростка, болезней системы кровообращения, болезней кожи и подкожной клетчатки, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани. Также увеличилось число травм и отравлений» [13, с.19].
В исследованиях выделены факторы, которые отрицательно сказываются на детское здоровье. Среди них на первом месте стоит уровень благосостояния общества, которые сегодня является достаточно низким. Авторы выделяют среди значимых показателей, связанные с содержанием и технологиями воспитания здорового ребенка. И, пожалуй, самых важный фактор - это недостаточно высокий профессиональный уровень компетенций педагогов в вопросах воспитания здорового ребенка (В.П.Озеров, Н.К.Смирнов, Н.О.Тимошенко, Л.М.Фридман)
Перед дошкольной образовательной организацией встает проблема поиска инновационных подходов к воспитанию здорового ребенка с учетом тех принципов, условий, особенно психолого - педагогических которые нам предъявляет стандарт дошкольного образования. Ответственность за воспитание здорового ребенка не должна сегодня ложиться только на дошкольную образовательную организацию. В детский сад ребенок приходит уже со сложившимися основами образа жизни, и он далеко не является здоровьесберегающим. Большую часть времени ребенок проводит дома, и родители являются примером в
организации как гигиенических процедур, питания, так и в других оздоровительных мероприятиях. Семья несет особую ответственность за сохранение и преумножение здоровья своего ребенка. Поэтому работа дошкольной образовательной организации по воспитанию здорового ребенка должна выстраиваться на основе новой системы отношений с родителями. Совместные усилия дошкольной образовательной организации и семьи в решении вопросов оздоровления детей должны принести существенные изменения в состоянии здоровья детей, а также сформировать у детей основы здорового образа жизни.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что необходимо осуществить научный поиск форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по созданию эффективных условий сохранения здоровья ребенка. Одной из инновационных форм такого взаимодействия является организация социального партнерства с семьей по формированию у детей навыков ухода за собой, своим телом, опыта оздоровления, самостоятельности и активности в построении здорового образа жизни.
В исследованиях «партнерство понимается как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели» (Л.А.Каменщикова). В нашем исследовании социальное партнерство рассматривается как объединение усилий педагогов и родителей в решении вопросов оздоровления детей, распределение между ними ответственности за качественное выполнение поставленной цели. Содержание партнерских отношений включает не только разделение ответственности, но и объединение усилий, направленных на организацию различных видов оздоровительной деятельности. Социальное партнерство предполагает согласованные действия, их четкую координацию, что позволяет констатировать эффективность и успешность решения поставленных задач. Организация социального партнерства возможно, если у родителей есть потребность во взаимодействии, потребность совместно решать проблему, связанные с оздоровлением детей, ставить совместные цели и задачи, проявлять инициативу в выборе оздоровительных технологий, создавать условия, используя все доступные ресурсы.
Мы согласны с мнением О.В. Шнейдер, которая подчеркивает, что «..приходится констатировать, что механизмы развития социального партнерства в деятельности учреждений образования еще не достаточно отработаны: имеются недостаточно устойчивые связи между учреждениями образования и социальными партнерами, отсутствует единое образовательное пространство, отношения иногда возникают спонтанно, представляются фрагментарно, наблюдается частичный набор субъектов взаимодействия»^,^ 9].
Сегодня актуальным остается поиск новых форм реализации социального партнерства для решения вопросов воспитания здорового ребенка, инновационных технологий, позволяющих родителям активно включаться в процесс оздоровления детей на основе партнерских отношений. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели и задачи, формулируются принципы, определяются условия, направленные на воспитание здорового ребенка, его физическое развитие. Учет этих направлений является стратегическим для дошкольной образовательной организации:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Цель исследования - научно обосновать, разработать и апробировать педагогические условия организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и родителей в воспитании здорового ребенка.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и целесообразности внедрения и использования социального партнерства как ресурса формирования ответственности и активности родителей по здоровьесбережению детей; определено понятие «социальное
партнерство как ресурс, определяющий ответственность за качество воспитания здорового ребенка».
Практическая значимость исследования состоит в разработке содержательно-тематического цикла форм организации социального партнерства, технологий работы с родителями, которые могут быть использованы в деятельности дошкольной организации как консолидированный ресурс формирования ответственности и активности родителей по воспитанию здорового ребенка.
Одним из показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) предметно - пространственной среда. Однако анализ образовательной деятельности педагогов показал недостаточную интенсификацию оборудования для решения задач, связанных с сохранением здоровья детей; фактически не используется оборудование для совместной деятельности педагогов и родителей по оздоровлению детей; фактически отсутствует при наличии оборудования в залах возможность самостоятельного их использования детьми для удовлетворения своих двигательных потребностей. Эта дает основания для поиска новых форм социального партнерства по оздоровлению детей.
Требования ФГОС ДО направлены на создание условий, сохраняющих здоровье для всех участников образовательного процесса, которые:
- гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивают эмоциональное благополучие детей;
- создают условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивают открытость дошкольного образования;
- создают условия для участия родителей и социальных партнёров в образовательной деятельности.
Однако, у педагогов выявлен недостаточно высокий уровень компетенций в вопросах использования
оборудования для организации различных форм работы по воспитанию здорового ребенка на основе социального партнерства.
Выявленные слабые стороны позволяют актуализировать деятельность педагогов в данном направлении и разрабатывать новые модели социального партнерства.
Формы социального партнерства с помощью анализа документации позволило установить, что при наличии достаточно удовлетворительных средовых и методических условиях взаимодействия с родителями ограничилось родительскими собраниями, тематика которых по здоровьесбережению зафиксирована 1 раз в год, индивидуальными консультациями и информацией в «уголке родителей». Анализ образовательной практики подтвердил актуальность темы исследования и выявил острую проблему, требующую разрешения.
С помощью теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В.Столин) позволило виявить особенности родительского отношения к воспитанию здорового ребенка. Данный тест предусматривает психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к здоровью ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к здоровью ребенку, поведенческих стереотипов родителей, особенностей восприятия и понимания ценности здоровья ребенка (некоторые утверждения были нами модифицированы относительно показателя отношения родителей к воспитанию здорового ребенка).
Изучая отношения родителей к здоровьесбережению ребенка, установлено несколько категорий родителей:
-объективно оценивающие проблемы здоровья детей и пытаются понять причины их возникновения - 10%;
-объективно оценивающие проблемы здоровья детей, но не понимающие причины нарушений - 15%;
-скрывающие проблемы здоровья ребенка- 30%;
-имеющих потребность изучать средства здоровьесбережения - 30%;
-небрежно относящихся к здоровьесбережению ребенка - 15%.
Эксперимент показал, что в 60% семей имеют неустойчивый характер отношений к здоровьесбережению детей, могут быть и негативными, и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02,
05, 07, 08, 10); у 40% семей отношения позитивные, стабильные со скрытыми признаками непонимания (04,
06, 09); у 10% семей отношения негативные (03).
При обобщении результатов исследования, установлена зависимость состояния здоровья ребенка от отношения и позиции родителей к нему, представленная в таблице (см. таблицу 1).
Таблица 1
Матрица соотношения здоровья ребенка и отношения к нему родителей
Код 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Х 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1
У 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1
Z 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1
Источник: разработано автором
где Х - это тревожность как показатель физического и психологического нездоровья ребенка, у - это неадекватное отношение родителей к здоровью ребенку, Ъ - негативные отношения родителей, 1 - наличие признака, 0 - отсутствие признака. По таблице видно, что, в среднем, по 70% показатели совпадают.
Исходя из этого, можно заключить, что, несмотря, на многообразие характера отношений родителей к здоровью ребенка, степень проявленности факторов риска здоровья, позиции и отношения родителей играют весьма значимую роль в психическом, эмоциональном, физическом здоровье ребенка.
Содержание программы реализуется тематическими циклами, формами организации социального партнерства и технологиями работы с родителями:
- просветительские формы организации социального партнерства: мастер-класс, круглый стол, выпуск газет, консультации, организация тематических выставок, совместные детско-взрослые события, тренинг, неделя открытых дверей;
- событийно - коммуникативные технологии: «мозговой штурм», дискуссии, проблемные ситуации, деловая игра; совместное проектирование, рефлексия родителями ответственного отношения и активной позиции в здоровьесбережении детей.
Апробация модели социального партнерства, программы и технологий работы с родителями позволила выявить динамику становления ответственного отношения родителей к здоровьесбережению детей и форм социального партнерства.
До начала апробации модели социального партнерства использовалась методика «Обусловленное общение», которая позволила изначально предупредить возможные конфликты в процессе взаимодействия и реализации здоровьесберегающей деятельности. Первые беседы с родителями позволили выявить, что они хотели, чтобы их дети были здоровы, но не хотели вкладывать собственный ресурс в этот процесс. Однако, в процессе общения и установленных правил коммуникаций, были преодолены межличностные противоречия в суждениях и высказываниях родители и педагоги ДОО пришли к единому мнению, что объединение ресурсов позволит эффективно осуществлять здоровьесбережение детей как в ДОО, так и в семье. На наш взгляд, эти упреждающие виды общения положили начало эффективной совместной деятельности социальных партнеров в образовании. Метод «Обусловленное общение» позволил создать в семье ситуацию игры и осуществить коррекцию нарушений в отношениях. Такой метод позволил замедлить процесс коммуникации и сделать его наблюдаемым для членов семьи. Обращаясь разноцветными карточками друг к другу по различным вопросам, дети и родители научились понимать состояния друг друга.
Поскольку в модели социального партнерства на протяжении всего периода педагогического эксперимента повторялись формы организации деятельности с различным содержательным контентом, то это позволило обнаруживать новообразования или изменения в отношении родителей к здоровьесбережению детей, их компетенциям и позиции.
Чтобы проследить динамику становления отношений родителей к здоровьесбережению детей, мы использовали следующие статистические показатели динамических рядов:
1. Средний показатель (СП), определяемый нами по формуле (1):
СП= a+2b+3c /100 (1)
где, а, b, с - выраженное в процентах количество родителей, находящихся соответственно на низком, среднем и высоком уровнях отношений к здоровьесбережению детей.
2. Коэффициент эффективности (КЭ), который отражает эффективность экспериментального исследования. Он рассчитывался по формуле (2):
КЭ = СП(ЭГ)/СП(КГ) (2)
где СП (ЭГ) - значение среднего показателя экспериментальной группы; СП (КГ) - значение среднего показателя контрольной группы.
Абсолютный прирост показателя (G) отражает разность начального и конечного значения исследуемого показателя. Он рассчитывается по формуле (3):
G = П (к) - П (н), (3)
где П (н) - начальное значение показателя; П (к) - конечное значение показателя.
Приводимая количественная оценка результатов эксперимента позволяет судить об эффективности апробации программы и технологий работы с родителями как социальными партнерами по здоровьесбережению детей. Приведенные критерии оценки результатов эксперимента будут эффективными лишь при достаточно ярко выраженном соотношении количественного (процентного) перехода родителей с одного уровня на другой; если процентное отношение невелико, то оценка результата может не отражать реальный рост уровня отношений родителей по здоровьесбережению детей по отдельным критериям. Это происходит вследствие невозможности количественными методами установить динамику роста внутри каждого интервала.
По результатам исследования определены перспективы дальнейшего изучения проблемы, в частности, индивидуализация программ здоровьесбережения отношений в семье как условия сохранения здоровья ребенка.
Список используемой литературы:
1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. - Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Педагогика, 2001.
3. Ахвердова О.А., Боев И.В. Медико-психологическое сопровождение здоровьесберегающего образования // Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края / Под ред. Г.М.Соловьева. - Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
5. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997.
6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: «Теория и практика физической культуры», 2000.
7. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
8. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2007.
9. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М., 2005.
10.Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. М., 2005.
11.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
12. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. - С. 443-463.
13. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 114-117.
14.Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Метод.пособие [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
15.Глушкова Г. Здоровье и физическая культура // Ребёнок в детском саду. - 2003. - № 2. - С. 5-8.
16.Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. М, Новая школа, 2007.
17.Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? - Минск, 2007.
18.Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.60.
19.Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2007
20.Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.
21. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст]. - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
22.Зебзеева В.А.Организация режимных процессов в ДОУ. М., 2006
23.3мановский Ю.Ф., Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века». - Москва: АРКТИ, 2001
24.Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях" /А.М. Сивцова //Методист. - 2007.
25.Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Владос, 2000.
26.Казин, Э.М., Блинова, Н.Г., Литвинова, Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
27.Касимов Р.А. Формирование регионального здоровьесберегающего пространства: монография. -Вологда, 2007. - 164 с.
28.Касимов Р.А., Разварзина И.Н. Апробация модели формирования регионального здоровьесберегающего пространства на муниципальном уровне / Р.А.Касимов, И.Н.Разварзина // Общественное здоровье и здравоохранение. 2014. №5(35). - С. 222-237.
29.Кириллова Ю.А. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Подвижная игра как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 9. - С. 21-22.
30.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: ВАКО, 2007.
31.Корепанова М.В. Программа развития ДОУ. М., 2007.
32.Корепанова М.В., Липчанская И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ, М.: 2005.
33.Крылов Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. - Волгоград: «Учитель», 2009. - 218 с. 6. Управление ДОУ: научно-практический журнал. ООО ТЦ «Сфера», 2006(1). - 128 с.
34.Кучма В.Р. Здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации / В.Р.Кучма, М.И.Степанов. - М., 2004. С.31-37.
35.Лободин В.Т., Лавренова Г.В., Лободина С.В. Как сохранить здоровье педагога: Метод. пособие. - М. ЛИНКА - ПРЕСС, 2005. - 136 с.
36. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
37.Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование, перспективы. М., 2006.
38.Медведникова, Л.Ф. Алгоритм разработки образовательной программы ДОУ// Справочник старшего воспитателя № 12, 2009. С. 32-36.
39.Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
40. Нуртдинова А. Некоторые аспекты становления социального партнерства в России //Проблемы теории и практики управления. 1995. №3. С. 22-28.
41.Овчаров Е.А. Здоровье: аксиологический, медико-социальный и экологический анализ: Учеб. пособие [Текст]. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2002.
42. Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных
учреждениях: Монография [Текст]. -СПб.: КАРО, 2006.
43. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.И.Орла и С.Н.Агаджановой. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
44.Олейникова О.Н., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 25-28.
45.Оплетин А.А. Педагогическая система саморазвития личности средствами физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. №4(37). - С. 136-144.
46. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ: приложение к журналу «Управление ДОУ». - М.: ТЦ «Сфера», 2006.
47.Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
48.Петрова С.Н., Преснякова Е.Б. Современный руководитель ДОУ: основы управления, Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010.
49. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
50.Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.
51.Скоролупова О.А. Дошкольное образование: перспективы развития. Администратор образования. №14, 2008.
52.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006.
53.Смирнов, Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике: Технологии здоровьесберегающего образования: Метод. пособие для педагогов. - М.: АРКТИ, 2008.
54.Соколова И. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования. Дошкольное воспитание. № 2, 2009.
55.Соломенко Л.Д. Концепция валеологического образования // Завуч. 2003. №7. - С. 133-140.
56.Столяров А. Модели социального партнерства в сфере образования / А.Столяров. // Человек и труд. -2007. - № 3. - С. 52-55.
57.Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2005. - № 4. - С. 61-65.
58.Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник [Текст]. - М.: Флинта: Наука, 2002.
59. Тюкалова Н.В. Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества начального профессионального образования. Ижевск - 2010. 17 с.
60.Управление дошкольным образованием //Под ред. Р.М.Чумичевой. М., 2014.
61. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
62.Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства// Педагогическое обозрение, 2008, № 4 (79). С. 7-8.
63.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
64.Шабунова А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография / А.А.Шабунова. -Вологда, 2010. - 408 с.
65.Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4.
66.Шигабетдинова Г.М. Культура партнёрства в контексте образования // Г.М. Шигабетдинова. [Электронный ресурс]: http://www.rusnauka.com/4_SND_2014/Pedagogica/2_158498.doc.htm.
67.Широкова Г.А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2009.
68.Шнейдер О.В. Социальное партнерство: проблемы и перспективы// Педагогическое обозрение, 2008, № 4 (79). С. 9-17.
69.Штыркина А.И. Социальное партнерство: виды и уровни /А.И.Штыркина // [Электронный ресурс]: http://pandia.ru/text/78/407/32883.php.
© Шляховенко Ю.С., 2022