Научная статья на тему 'Социальное обеспечение граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний, на региональном уровне'

Социальное обеспечение граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний, на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2016
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / ТРУДОВОЕ УВЕЧЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ / ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / WORKPLACE ACCIDENT / WORK-RELATED DISEASE / LABOR INJURY / SOCIAL SECURITY / SOCIAL RISKS / GUARANTEES AND SERVICE CREDITS / SOCIAL INSURANCE FUND / INSURANCE INDEMNITY / MEDICAL CARE / PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахантьева Н.В., Скрябина О.В.

В России интенсивно идет процесс формирования государства, политика которого имеет правовую, социальную и демократическую направленность. Это влечет за собой определенные последствия, такие как повышение интереса к правовому регулированию социальных отношений. Особое место занимают отношения, которые связаны поддержкой со стороны государства людей, подвергшихся воздействию таких социальных рисков, как несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания и с их социальной защитой. Актуальность данной статьи обусловлена еще и тем, что в России ежегодно большое количество граждан подвергаются данным социальным рискам. Поэтому перед государством в последнее время все острее встает вопрос защиты этой категории населения, а также устранение проблем, связанных с ее осуществлением.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахантьева Н.В., Скрябина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n Russia, a state formation process is in full swing, with its policies of legal, social and democratic nature. That entails certain consequences such as increased interest in the juridical control of social relations. A particular focus is put on relations linked to the support of the state for people who have been exposed to such social risks as industrial accidents and occupational diseases and to their social protection. This Article is also relevant given the fact that a large part of citizens of our country are exposed to similar social risks every year. For this reason the state has recently been facing the issue of protection of this population group and eliminating problems related to its further execution.

Текст научной работы на тему «Социальное обеспечение граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний, на региональном уровне»

ТРУДОВОЕ ПРАВО

УДК 364:331.46/47

Н. В. Ахантьева, О. В. Скрябина

Социальное обеспечение граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний, на региональном уровне

В России интенсивно идет процесс формирования государства, политика которого имеет правовую, социальную и демократическую направленность. Это влечет за собой определенные последствия, такие как повышение интереса к правовому регулированию социальных отношений. Особое место занимают отношения, которые связаны поддержкой со стороны государства людей, подвергшихся воздействию таких социальных рисков, как несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания и с их социальной защитой. Актуальность данной статьи обусловлена еще и тем, что в России ежегодно большое количество граждан подвергаются данным социальным рискам. Поэтому перед государством в последнее время все острее встает вопрос защиты этой категории населения, а также устранение проблем, связанных с ее осуществлением.

In Russia, a state formation process is in full swing, with its policies of legal, social and democratic nature. That entails certain consequences such as increased interest in the juridical control of social relations. A particular focus is put on relations linked to the support of the state for people who have been exposed to such social risks as industrial accidents and occupational diseases and to their social protection. This Article is also relevant given the fact that a large part of citizens of our country are exposed to similar social risks every year. For this reason the state has recently been facing the issue of protection of this population group and eliminating problems related to its further execution.

Ключевые слова: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, трудовое увечье, социальное обеспечение, социальные риски, гарантии и компенсации, фонд социального страхования, страховые выплаты, медицинская помощь, профилактические мероприятия.

Key words: workplace accident, work-related disease, labor injury, social security, social risks, guarantees and service credits, social insurance fund, insurance indemnity, medical care, preventive measures.

© Ахантьева Н. В., Скрябина О. В., 2019

152

Конституция РФ провозгласила наше государство социальным. Это означает, что политика такого государства направлена на защиту социально уязвимых слоев населения. Из этого положения также следует и то, что у государства появляется конституционная обязанность, выражающаяся в предоставлении гражданину, подвергшемуся социальному риску, такие средства к существованию, которые бы обеспечили ему в дальнейшем достойный уровень жизни. Одним из основных социально-экономических прав человека и гражданина является право на социальное обеспечение. Несчастные случи на производстве и профессиональные заболевания законодательство также относит к социальным рискам. На данном этапе становления Российской Федерации как социального государства происходит стойкое повышение интереса к правовому регулированию таких отношений социальной сферы, которые направлены на материальную поддержку лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Не стоит забывать, что профессиональные заболевания имеют очень негативные последствия для здоровья граждан. Все это влияет на такие важные социальные показатели развития государства, как продолжительность жизни и уровень смертности.

Право на жизнь и здоровье закреплено в Конституции РФ. Данная конституционная норма нашла конкретизацию в трудовом законодательстве РФ. Так, в Трудовом кодексе РФ закреплена норма, регулирующая право работников на осуществление своих трудовых функций в условиях, отвечающих требованиям охраны и безопасности труда. Поэтому одной из основных задач, которые стоят перед РФ, является достойное материальное обеспечение лицам, которые подверглись вышеуказанным социальным рискам. Это материальное возмещение должно обеспечивать достойный уровень жизни работникам, пострадавшим на производстве, поэтому перед законодательством остро стоит вопрос о правовом регулировании социального обеспечения данных лиц.

Профессиональные заболевания могут иметь различные последствия, среди которых: временная нетрудоспособность; снижение профессиональной трудоспособности; инвалидность; смерть.

Эти последствия наносят огромный урон экономике государства, так как влекут за собой существенные потери в трудовых ресурсах. Кроме этого, не стоит забывать, что необходимо установить наличие профессиональных заболеваний, осуществить медицинские экспертизы, произвести необходимые денежные выплаты и провести реабилитацию. Все это требует немалых финансовых затрат, что также негативно сказывается на бюджете государства.

153

Действующие нормативные правовые акты содержат нормы, которые гарантируют социальное обеспечение лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний. К таким гарантиям можно отнести: пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием; ежемесячную страховую выплату; единовременную страховую выплату; оплату лечения после тяжелого несчастного случая на производстве; обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; санаторно-курортное лечение; обеспечение протезно-ортопедическими средствами реабилитации; обеспечение спецавтотранспортом [4].

В Республике Мордовия предоставлением гарантий и компенсаций при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании занимается государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (РМ).

Ознакомившись со статистическими данными о расходах по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за последние годы в РМ и проведя их анализ, следует сделать вывод о том, что 3/4 (75 %) от всех расходов занимают ежемесячные страховые выплаты, сумма которых составила за 2018 г. 218,9 млн р. [7].

На единовременные страховые выплаты в РМ за последний год израсходовано 8,9 млн р. Эти выплаты несоразмерно малы на фоне ежемесячных выплат. На пособия по временной нетрудоспособности было потрачено 5,9 млн р. [7].

Следующей гарантией является оплата лечения после тяжелого несчастного случая на производстве, т. е. непосредственно после такого случая на производстве полагается бесплатное лечение трудящемуся, пострадавшему от несчастного случая на производстве, на территории России.

В этом случае предоставляются: бесплатное оказание стационарной медицинской помощи при лечении тяжелых несчастных случаев на производстве; бесплатное оказание амбулаторно-поликлинической помощи, предоставляемой после оказания стационарной помощи либо медицинской реабилитации как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах; бесплатное осуществление медицинской реабилитации в санаторно-курортных организациях после оказания стационарной либо амбулаторно-поликлинической помощи в период временной нетрудоспособности в связи с травмой на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности; в случае реабилитации в сана-

торно-курортных организациях или иных территориально удаленных медицинских организациях пострадавшему компенсируются (оплачиваются) транспортные расходы на проезд туда и обратно, а при необходимости и транспортные расходы, проживание и питание (на период реабилитации пострадавшего) сопровождающего лица [4].

Для пострадавшего указанные виды медицинской помощи предоставляются бесплатно, оплата их осуществляется соответствующими отделениями ФСС РФ. Кроме того, в период нахождения пострадавшего на больничном листе, ему в установленном порядке работодатель выплачивает пособие по временной нетрудоспособности.

При этом, если пострадавшему требуются технические средства реабилитации (протезы, ортезы, иные технические средства реабилитации), а также в случае необходимости направления пострадавшего на санаторно-курортное лечение (после закрытия больничного листа), потерпевшему на данные виды помощи бюро медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ) оформляется программа реабилитации пострадавшего (ПРП), в которой указывается нуждаемость в конкретных видах помощи. Соответственно оплата данных видов помощи осуществляется также после оформления ПРП в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

Обратившись к статистическим данным, отражающим расходы регионального отделения Фонда социального страхования на выплату обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями за 2018 г., можно увидеть, что они составили 290,4 млн р. в том числе: пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями - 5,9 млн р., единовременные выплаты - 8,9 млн р., ежемесячные выплаты - 218,9 млн р., дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших (включая оплату дополнительного отпуска на санаторно-курортное лечение пострадавших) - 56,7 млн р. [7].

Несмотря на имеющуюся систему реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на практике часто возникают вопросы, касаемые нормативного обеспечения процесса реабилитации. Так, необходимо введение в действие стандартов комплексной реабилитации пострадавших, а на региональном уровне - создание единой базы данных, которая включала бы в себя все сведения по результатам реабилитации пострадавших.

Рассматривая основные направления социального обеспечения граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания, невольно возникает вопрос о том, как минимизировать риск наступления несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Анализ материалов по исследуемой проблеме показывает, что большую роль в данном вопросе играют предупредительные меры.

В последние годы в юридической литературе активно рассматриваются вопросы, касающиеся профилактики производственного травматизма, выявления профессиональных заболеваний на ранней стадии. Это носит неслучайный характер, так как в последнее время увеличилось количество граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данный вопрос нашел отражение в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденной указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. [3]. Одним из направлений демографической политики нашего государства является сокращение смертности от профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками и путем создания для работодателей экономической мотивации для улучшения ими условий, в которых граждане исполняют свою трудовую функцию. Система управления профессиональными рисками также должна включать в себя информирование работников о соответствующих рисках, создание механизма выявления, оценки и контроля таких рисков.

Законодатели не первый год предлагают внести в действующее законодательство определенные поправки. Так, не раз высказывалось мнение, что необходимо перестроить работу по охране труда, так как в ее рамках, регулируя вопросы получения профессиональных заболеваний и травм на производстве, следует пересмотреть систему социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Расходы в первую очередь должны быть направлены таким образом, чтобы человек, выполняя свои трудовые обязанности, сохранял здоровье на производстве.

Ежегодно большое количество граждан подвергаются таким социальным рискам, как трудовое увечье, профессиональное заболевание или несчастный случай на производстве. На сегодняшний день вопрос материального обеспечения данной категории граждан остается нерешенным в полном объеме, так как на практике довольно сложно применить нормы законодательства, регулирующего данные правоотношения. Практические работники зачастую неоднозначно комментируют нормы законодательства, регулирующего эти вопросы, а работодатели стараются в первую очередь

156

снять с себя ответственность, обвинив в случившемся работника. К тому же, сложность вызывает применение норм законодательства, регулирующих правоотношения в области социального обеспечения в целом, так как довольно часто в него вносятся различные изменения. Социальные работники, юристы и другие субъекты правоотношений в области защиты прав и интересов граждан, подвергшихся социальному риску, неоднозначно толкуют нормы законодательства, регулирующего эти вопросы. К этой проблеме добавляется еще одна - противоречивость норм права социального обеспечения, например о пенсионном обеспечении, о социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию радиационных и техногенных катастроф, оставляют возможность для их произвольного толкования правоприменительными органами [9].

Учитывая все вышесказанное, перед законодателями встает одна из главных задач - совершенствование норм закона, так как именно он является средством защиты прав и свобод граждан, подвергшихся социальному риску. Наряду с этим особенно важно установить реальную гарантию защиты права граждан на социальное обеспечение, потому что нормы, содержащиеся в законодательстве о социальном обеспечении, не обеспечивают в достаточной мере защиту прав граждан, подвергшихся социальному риску.

В ходе исследования было выявлено, что лица, пострадавшие вследствие трудового увечья или профессионального заболевания на производстве, имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания или производственной травмы (выдается в размере полного заработка на основании больничного листка); ежемесячные страховые выплаты в связи с повреждением здоровья в результате заболевания или травмы, размер которых зависит от заработка и степени утраты профессиональной трудоспособности; единовременную выплату в связи с повреждением здоровья; компенсацию на лечение застрахованного, осуществляемого на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; оплату лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода; компенсацию проезда для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации; компенсацию медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги; оплату на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий; обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих

медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение); возмещение морального вреда.

В ходе выполнения исследования был изучен опыт деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия в сфере решения проблемы производственного травматизма в регионе. Данный субъект уделяет большое внимание осуществлению страховых выплат и реабилитации пострадавших на производстве и профессиональных больных, однако для данного фонда, как страховщика, предупреждение страховых случаев является первостепенной задачей. В этой части региональным отделением успешно решается задача по активизации работодателей на внедрение современных систем управления охраной труда, повышению экономической заинтересованности в предупреждении и сокращении производственного травматизма. Благодаря реализации данных направлений в республике снижается уровень производственного травматизма. Необходимо постоянно проводить анализ несчастных случаев на производстве. Эта информация должна накапливаться и систематизироваться. Данный анализ требуется для того, чтобы улучшить и совершенствовать систему безопасности труда, а не для поиска лиц, виноватых в несчастном случае. Главенствующим фактором при этом должен быть не страх, а положительная мотивация в действиях людей. Все это указывает на необходимость совершенствования правовых и организационных основных механизмов регистрации и учета несчастных случаев на производстве. Предупреждение несчастного случая является важнейшей задачей любой деятельности, в том числе и производственной. В случае, если таковые имеются, необходимо сделать все, чтобы подобные происшествия не повторялись. Для разработки адекватных профилактических мероприятий по снижению травматизма необходимо располагать достоверными данными в конкретном регионе (предприятии, цехе и т. д.) и в конкретное время. Регистрация несчастных случаев на производстве должна быть грамотной, квалифицированной и непредвзятой. В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, снижения случаев инвалидизации для возвращения работников, пострадавших на производстве, к трудовой деятельности за счет проведения комплексной реабилитации на предприятиях республики необходимо взаимодействие всех сторон, оказывающих влияние на решение данного вопроса: Правительства Республики Мордовия, Федерации профсоюзов Республики Мордовия, Государственной инспекции

158

труда в Республике Мордовия, Министерства здравоохранения Республики Мордовия и Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия, регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Мордовия». Поэтому на наш взгляд необходимо:

- Государственной инспекции труда в Республике Мордовия усилить контроль за соблюдением работодателями законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов в части охраны и улучшения условий труда;

- ГУ - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия продолжить работу по мониторингу состояния травматизма на предприятиях и в организациях Республики Мордовия, производить выплату страхового обеспечения в полном объеме и в установленные законодательством сроки;

- работодателям: а) более предметно решать вопросы организации работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; б) усилить контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов организации; в) проводить активную профилактическую работу по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятия по улучшению условий труда; г) руководителям предприятий и организаций, имеющих работников, занятых на производстве с вредными или опасными производственными факторами проявлять большую заинтересованность в использовании средств социального страхования в рамках финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма; д) уделять особое внимание обучению работающих вопросам охраны труда, проведению инструктажей с работниками, вновь принимаемыми на работу, строгому соблюдению работающими требований правил и инструкций по охране труда; е) не допускать сокращения расходов на меры по снижению производственного травматизма. Работодатели должны понять, что предупредить несчастный случай легче и дешевле, нежели потом нести ответственность за случившееся на производстве или в организации. Предупредительные меры позволят снизить производственный травматизм, а следовательно, улучшить качество жизни и благосостояния граждан РФ.

Список литературы

1. Андреева Т. М. Травматизм в Российской Федерации на основе статистики // Социальные аспекты здоровья населения. - 2017. - № 4 (16). - С. 64-67.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. -1993. - № 237.

3. Концепция демографической политики Российской Федерации: указ Президента РФ [от 09.10.2007 г.] // СПС «КонсультантПлюс».

4. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер. закон [от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018)] - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

5. Редько И. А. Причины и меры профилактики травматизма // ЛФК и массаж. - 2014. - № 7. - С. 31-34.

6. Статистические данные Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия - [Электронный ресурс]. - URL: http://fss.ru/regio№/ro13.

7. Статистические данные Фонда социального страхования Российской Федерации - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fss.ru.

8. Филиппов А. А., Пачурин Г. В., Щенников Н. И. и др. Производственный травматизм и направления его профилактики // Совр. наукоемкие технологии. -2016. - № 1. - С. 45-50.

9. Шептулина Н. Н. Новое законодательство об охране труда // Библиотечка «Российской газеты». - 2015. - № 22. - С. 101-105.

10. Янчий С. В., Дегтярев Н. Д. Анализ причин производственного травматизма в организации на основе применения статистического метода // Молодой учен. - 2017. - №4. - С. 95-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.