ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Канд. экон. наук Н. Ф. Челухина
СТРАХОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассмотрена мировая практика организации и финансирования систем государственной защиты от профессиональных рисков и проанализирован опыт страхования от несчастных случаев на производстве. Акцент сделан на необходимости реформирования отечественной системы социального страхования с учетом экономических и социально-демографических изменений в обществе. Автор предлагает пересмотреть действующие методы оценки и управления профессиональными рисками в целях формирования национальной системы социального страхования, отвечающей современным экономическим условиям.
Ключевые слова и словосочетания: социальное страхование, профессиональный риск, производственный травматизм, профессиональные заболевания, страховые пособия.
Государственные программы, обеспечивающие работников пособиями в случае получения производственной травмы или профессионального заболевания, относятся к одним из самых ранних видов социальной защиты. Главной причиной их возникновения стала индустриализация, которая сопровождалась ростом производственного травматизма. Первые формы страхования производственных рисков появились в XIX в. К настоящему времени они трансформировались в различные типы систем, различающиеся как по форме организации, так и по методам финансирования. Фактически даже в Европе нет двух совершенно идентичных систем компенсации последствий производственного травматизма (заболеваний). Сегодня данной сфере социального страхования и ее реформированию по-прежнему уделяется много внимания наряду с ужесточением требований к повышению безопасности труда.
В мировой практике известны две базовые системы защиты от финансовых последствий реализации профессиональных рисков: система социального страхования при участии государственных фондов и различные формы частных мероприятий, обязательных по закону (страхование ответственности работодателей, самострахование). В странах, ориентированных на частные меры социальной защиты, на работодателей возлагают обязанность страховать своих работников от несчастных случаев на производстве. Работодатели, подпадающие под действие таких законов, могут выплачивать компенсации из своих собственных фондов (самострахование) или приобретать для своей защиты полисы частных или взаимных страховщиков. В других странах трудовое законодательство просто возлагает на работодателей ответственность выплачивать прямые компенсации пострадавшим от несчастных случаев работникам и их родственникам. В большинстве же стран, в том числе в Российской Федерации, действуют социальные программы, которые либо являются частью об-
щей системы социального страхования, либо организованы как обособленная отрасль.
Системы социального страхования и механизмы их финансирования были сформированы в период экономического процветания. Современные же демографические тенденции (сокращение доли трудоспособного населения, урбанизация, миграция, безработица), а также последствия экономического кризиса (например, сокращение государственных доходов и увеличение государственного долга) привели к необходимости пересмотра традиционных подходов к финансированию социальной защиты населения.
Еще одной проблемой, имеющей социальную значимость, является сложность, а порой даже невозможность страхования наемных работников, занятых в неформальном секторе. Чаще всего они работают в отраслях с высокой степенью риска, поэтому отсутствие защиты может иметь самые серьезные последствия. Несмотря на многообразие инициатив на различных национальных уровнях, а также на международном уровне, работающие неформально мигранты являются особенно уязвимыми и социально незащищенными. Ни государственные, ни частные системы страхования на настоящий момент не могут предложить убедительного решения этой проблемы.
Отдельные общемировые тенденции дополнительно повышают актуальность реформирования систем страхования профессионального травматизма. К подобным тенденциям относятся:
- изменения самой сущности профессиональных рисков по причине появления и развития новых технологий, новых возможностей в сфере предотвращения риска, развития профессиональной медицины и реабилитации;
- изменения в экономике, вызванные глобальной конкуренцией, сдвигами в структуре занятости (перераспределение рабочей силы от доминирующего ранее промышленного производства к сфере услуг);
- изменения в организации рабочих мест, которые выражаются в появлении нестандартных форм занятости (работа в течение неполного рабочего дня, временная работа, контрактная работа), росте индивидуального предпринимательства, развитии новых технологий, приводящих к снижению потребности в физическом труде;
- изменение качественных характеристик самой рабочей силы, произошедшее в результате повышения уровня образования населения: увеличения числа женщин среди работающих, старения рабочей силы из-за роста продолжительности жизни и снижения рождаемости.
Несмотря на процесс глобализации, эффективность системы компенсации последствий производственного травматизма и профессиональных заболеваний оценивается по различным параметрам, даже само понятие профессионального риска может приобретать различные толкования. Поэтому многие страны стремятся придерживаться единых правил и методики классификации и оценки профессиональных рисков, а также унифицировать организацию защиты на случай возникновения таких рисков.
Решение обозначенной проблемы полностью соответствует требованиям мирового сообщества, так как сегодня в большинстве высокоразвитых стран мира существует общепринятое и всем понятное правило: вложение средств в мероприятия по сохранению жизни и здоровья человека экономиче-
ски выгодно - это отличный вид инвестирования. Не случайно, что ключевая позиция Соглашения между ЕС и ВТО заключается в том, что действующие международные нормы требуют оценки рисков для жизни и здоровья человека.
В настоящий момент в мире не существует единого мнения об эффективности тех или иных подходов к страхованию профессиональных рисков, особенно это касается преимуществ и недостатков использования частных страховых механизмов (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Различия в страховании профессиональных рисков в странах, являющихся и не являющихся участниками ОЭСР
Показатель Страны ОЭСР Страны, не являющиеся участниками ОЭСР
Основные причины производственного травматизма Индивидуальное пренебрежение в использовании средств безопасности. Реализация непрогнозируемых рисков при внедрении новых технологий Использование технологий, не отвечающих современным стандартам безопасности. Недостаточное регулирование и контроль в сфере безопасности труда. Недостаток информации о безопасном использовании новейших технологий. Высокая доля опасных производств
Основные причины профессиональных заболеваний Риски современных производственных процессов могут быть уменьшены только до определенной степени (например, шум, воздействие аллергенов). Усиление интенсивности восприимчивости к новым заболеваниям (например, стресс, растяжения, заболевания костно-мышечной системы и т. д.) в результате ускорения процесса производства Использование потенциально опасных субстанций, несмотря на известный риск (например, использование асбеста). Подверженность инфекционным заболеваниям (которые могут быть связаны с работой)
Цель системы страхования профессиональных рисков Обеспечение определенного стандарта уровня жизни для лиц, пострадавших на производстве Базовая компенсация утраченного дохода для наименее защищенных слоев населения
Как видно из табл. 1, различия проявляются как в основных причинах производственного травматизма и профессиональных заболеваний, так и в целях систем страхования профессиональных рисков.
Основными критериями, по которым можно провести анализ и сравнить национальные системы страхования профессиональных рисков, являются:
- наличие системы страховой защиты от последствий несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- наличие или отсутствие разделения между страхованием от несчастных случаев и страхованием от профессиональных заболеваний внутри системы;
- процедура установления факта несчастного случая на производстве, критерии отнесения заболевания к классу профессиональных, а также наличие в стране перечня профессиональных заболеваний;
- охват покрытием (категории работающих граждан, на которых оно распространяется);
- схема финансирования и администрирование системы;
- основания для выплаты компенсации;
- общие расходы системы, распределение средств на покрытие административных расходов и на выплаты пострадавшим.
Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных параметров страховых систем. Акцент в нашем исследовании будет сделан на организационных и финансовых аспектах страхования производственных рисков.
Системы страхования от профессиональных рисков преследуют две цели: создание стимулов к предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний и смягчение финансовых проблем застрахованных, пострадавших на производстве. Все системы компенсации включают защиту от риска наступления нетрудоспособности, последствия которого сказываются как в личных, так и в социальных и финансовых сферах. В ходе развития систем страхования компенсации во многих странах стали распространяться не только на последствия травм и заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, но и на несчастные случаи, произошедшие по дороге на работу (с работы). Пособия могут иметь форму компенсации медицинских расходов и расходов на уход (подобные системы учреждены в Германии, Австрии, Швейцарии), а также форму денежного пособия, призванного компенсировать утраченный заработок (во всех странах). Законодательная база страхования на случай профессионального травматизма обычно устанавливается в законах, регламентирующих трудовые отношения.
В континентальной Европе существуют две основные базовые системы обеспечения работников компенсациями. Первая система была сформирована в Германии. Она основана на самоуправляемых страховых фондах, финансируемых за счет взносов работодателей. Фонды осуществляют выплату компенсаций, финансирование реабилитации и превентивных мероприятий. Второй формой является управляемая государством система, обеспечивающая компенсациями при производственном травматизме и профессиональных заболеваниях в рамках комплексной системы социальной защиты. Финансирование системы осуществляется также за счет взносов работодателей. В большинстве европейских стран сегодня действует смешанная система, в которой применяются оба из вышеупомянутых подходов, при этом в ней задействованы и государственное, и частное страхование.
Денежные пособия в общем случае выплачиваются при возникновении временной или постоянной нетрудоспособности. При их исчислении в расчет принимается доход, получаемый пострадавшим за некоторый период до ухудшения состояния здоровья. Кроме того, в большинстве систем действует принцип, что при производственном травматизме (заболевании) компенсации должны отделяться от прочих пособий по социальному страхованию, поэтому обычно такие пособия имеют больший размер. Во многих странах системы страхования на случай производственного травматизма (заболевания) включают не только выплату компенсаций, но также организацию и финансирование превентивных и реабилитационных мероприятий.
Существуют и некоторые различия в трактовках страхового случая: несчастного случая на работе и профессионального заболевания.
Определение «несчастный случай» обычно варьируется, но оно всегда подразумевает внезапное событие на рабочем месте или во время работы, приведшее к травме. Во всех континентальных европейских системах существует убеждение, что если травма является результатом несчастного случая, произошедшего на рабочем месте и в рабочее время, то пострадавшее лицо имеет право на получение соответствующего пособия. Однако в некоторых странах неосторожное поведение пострадавшего может привести к уменьшению размера пособия (например, в Великобритании). В США, наоборот, действует иной принцип: «пособие должно быть выплачено пострадавшему, независимо от факта наличия или отсутствия его собственной вины»1. Но данное правило делает ответственность работодателя ограниченной. Это подразумевает, что работодатель, независимо от вины работника, в любом случае несет ответственность за выплату пособия установленного размера, но при этом он освобождается от любых судебных преследований за халатность.
Еще одной областью для сравнения являются критерии для признания заболевания профессиональным. Во всех странах законодательно утвержден перечень заболеваний, признаваемых как профессиональные. Подобные перечни играют важную роль в установлении производственного фактора в качестве причины заболевания.
Существуют два типа перечней: открытые и закрытые. В системах с открытым перечнем каждое требование о выплате компенсации рассматривается по существу. Например, в Швеции, где список профессиональных заболеваний распространяется только на инфекционные заболевания, все прочие заболевания, которые могли бы возникнуть в результате воздействия вредных факторов на рабочем месте, рассматриваются в индивидуальном порядке. В качестве прямо противоположного примера можно рассмотреть Францию, где утвержден список из 112 профессиональных заболеваний. В нормативных документах зафиксированы каждое заболевание с описанием симптомов или патологических изменений, присутствие которых необходимо для признания случая страховым, типы профессиональной деятельности, для которых эти заболевания характерны, а также временные лимиты для требования компенсации.
В большинстве стран законодательство придерживается средней линии между Швецией и Францией. Теоретически любое заболевание, удовлетворяющее медицинским, профессиональным и административным критериям списка, который постоянно обновляется, по своей сути может быть профессиональным без приведения каких-либо доказательств. В последние годы во многих странах появилась тенденция к установлению открытых списков профессиональных заболеваний. Несмотря на это около 90% заболеваний, признаваемых профессиональными, содержаться в национальных списках. В Российской Федерации официальный перечень профессиональных заболеваний отсутствует, что затрудняет экспертизу страховых случаев.
1 Clayton A. Workers' Compensation: A Background for Social Security Professionals // Social Security Bulletin. - 2003/2004. - Vol. 65. - N 4. - URL: http://www.socialsecurity.gov
Существуют некоторые различия в доказательной базе, которую должны представить застрахованные в целях получения компенсации. В Бельгии, Италии и Люксембурге достаточно, чтобы застрахованный продемонстрировал наличие заболевания из утвержденного списка, а также, что он подвергся соответствующему риску или осуществлял работу, содержащуюся в этом списке. Во Франции содержание таблиц предписанных заболеваний выступает неоспоримой презумпцией для установления факта наличия профессионального заболевания. В Австрии. Дании, Финляндии, Германии, Швейцарии, Португалии и Испании список является для страховых организаций только руководством при рассмотрении каждого случая на предмет его соответствия критериям профессионального заболевания. Страховщики пытаются установить, вызвано ли заболевание причинами, отмеченными в национальном списке. Одновременно они определяют наличие или отсутствие воздействия каких-либо дополнительных, не связанных с профессией факторов, приведших к развитию заболевания.
В каждом штате США существуют свои законодательные принципы определения условий, при которых травмы и заболевания признаются производственными. Например, в большинстве штатов синдром запястного канала, который со временем возникает в результате повторяющихся движений руки и запястья, а также сдавливания определенных нервных окончаний, может рассматриваться как страховой случай, если профессиональные обязанности работника требуют подобных движений руки, что обусловливает это заболевание с медицинской точки зрения. Однако в штате Вирджиния данное заболевание трактуется как ординарное, возникающее на протяжении жизни, поэтому чтобы получить компенсацию, необходимо доказать, что оно носит профессиональный характер.
Анализ международного опыта организации страхования производственного травматизма показал существование некоторых различий в инфраструктуре систем, их администрировании и регулировании. Различия в подходах к построению системы определяются степенью федерализации или региональной автономии конкретной страны. Например, в Германии в дополнение к региональному разделению система включает несколько секторов. Прочие отличия являются результатом комбинации государственных и частных страховых организаций, формирующих систему.
Социальные программы предусматривают два типа пособий, выплачиваемых пострадавшим: денежные выплаты и оказание медицинской помощи. Денежные выплаты в свою очередь можно разделить на три вида: пособия по временной нетрудоспособности; пособия по полной и постоянной нетрудоспособности; пособия в связи с длительной частичной нетрудоспособностью.
Для получения выплаты обычно не требуется наличия квалификационного периода (трудового стажа). Во многих странах концепция производственного травматизма постепенно становится все более либеральной, и пособия выплачиваются при наступлении несчастных случаев не только на работе, но и в пути на работу и домой. В ряде случаев традиционная система социального страхования на случай нетрудоспособности, наступившей в результате профессиональной травмы или заболевания, сконструирована на базе замещения потерянных доходов. Все прочие типы выплат (в том числе оплата меди-
цинской помощи) являются дополнительными. Медицинская и реабилитационная помощь почти всегда бесплатна и зачастую включает более широкий перечень услуг, чем медицинская помощь при обычных заболеваниях. Как правило, помощь предоставляется до момента полного восстановления или стабилизации здоровья. В некоторых странах объем бесплатной медицинской помощи ограничен.
Страховые схемы компенсации последствий профессионального травматизма и заболеваний финансируются за счет взносов работодателей (а также индивидуальных предпринимателей, если они являются застрахованными), что является отражением традиционной точки зрения об ответственности работодателей за несчастные случаи, произошедшие с их работниками. Когда элементы программ защиты от производственного травматизма смешиваются с другими направлениями социального страхования, финансирование осуществляется за счет работодателей, работников и государства. Исключением являются страны, где медицинская помощь в связи с профессиональными заболеваниями осуществляется за счет обычных государственных программ здравоохранения.
В некоторых странах государство участвует в финансировании только некоторых страховых случаев, например, во Франции государственное финансирование распространяется на заболевания, вызванные воздействием асбеста. В Германии и в Финляндии государство участвует в финансировании страхования индивидуальных предпринимателей, работающих в сельском хозяйстве. В Норвегии работодатели оплачивают только одну треть от общих взносов, поступающих в систему, другие две трети поступают в форме Национального страхового взноса, формируемого за счет налогоплательщиков и государственных субсидий. В Великобритании взнос на страхование от несчастных случаев на производстве является частью платежа в систему Национального страхования (National Insurance). В странах, где существует частное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оно полностью финансируется за счет работодателей. Общим принципом для расчета страхового возмещения, выплачиваемого пострадавшему работнику, выступает степень утраты трудоспособности. При этом правила выплаты пособий, их максимальные размеры и процент замещаемого заработка различны (табл. 2).
Во всем мире экономический ущерб от несчастных случаев на производстве является существенным финансовым фактором. Профессиональный травматизм и заболевания непосредственно затрагивают экономические интересы как работников, так и работодателей. Эти интересы выражаются в потерянных доходах и рабочих местах (у работников и членов их семей), а также в увеличении расходов работодателей из-за снижения производительности труда и увеличения страховых взносов, если ценообразование основано на системе бонус-малус.
Присоединение Российской Федерации к ВТО требует пересмотра действующих методов оценки и управления профессиональными рисками. Глобализация экономики выступает как существенный и всеобъемлющий фактор формирования национальной системы социального страхования.
Т а б л и ц а 2
Примеры расчета компенсаций, выплачиваемых пострадавшим в зависимости от степени утраты трудоспособности
Страна Максимальная годовая пенсия (при полной утрате трудоспособности), евро Формула для расчета пенсии, где Ш - зарплата (с учетом максимального потолка доходов); РЭ -степень утраты трудоспособности Степень постоянной нетрудоспособности, %
100 | 75 | 50 | 25 | 10
Размер пособия в процентах к зарплате
Германия Между 41600 и 56000 в зависимости от страховщика Ш • РЭ • 66,66% 66,66 50 33 17 -
Австрия 48300 Ш • РЭ • 66,66%. Если РЭ > 50%, то к пенсии добавляется 20%. Если РЭ > 75%, то к пенсии добавляется 50% 100 75 50 16,5 -
Бельгия 32747 Ш • РЭ (за исключением ситуации, когда РЭ < 10%) 100 75 50 25 10
Дания 40724 Ш • РЭ • 80% 80 60 40 20 -
Финляндия Ограничений нет Ш • РЭ • 85% 85 64 42,5 21 8,5
Франция 62642 Ш • уровень сокращения трудоспособности. Если РЭ < 10% - единовременная выплата 100 62,5 25 12,5 5
Италия 22483 Ш • РЭ • коэффициент, зависящий от РЭ 100 67,5 35 12,5 -
Швейцария 56751 Ш • РЭ • 80% 80 60 40 20 8
Швеция 32750 100% от утраченного заработка* 100 70 50 25 10
* Система скоординирована со страхованием трудоспособности, поэтому пенсия выплачивается только в том случае, если ее размер превышает назначенную пенсию по страхованию трудоспособности.
Необходимо признать, что экономические, правовые и социальные вопросы, которые ранее решались исключительно на национальном уровне, в настоящее время необходимо рассматривать во взаимосвязи с событиями в других странах. Глобализация требует стандартизации правил страхования профессиональных рисков в мировом масштабе. В этих целях представляется важным изучение международного опыта страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Список литературы
1. Аброскин А. С., Сазонов А. В. Анализ тенденций развития страхования жизни в мировой экономике // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2004. - № 1.
2. Профессиональный риск. Теория и практика расчета : монография / под ред. А. Г. Хрупачева, А. А. Хадарцева. - Тула : Изд-во ТулГУ, 2011.