Научная статья на тему 'Социальное назначение воспитательных колоний в советский период'

Социальное назначение воспитательных колоний в советский период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
27
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЁННЫЙ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / A MINOR CONVICT / AND CRIMINAL PUNISHMENT / CRIMINAL POLICY / EDUCATIONAL COLONIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ощепков Андрей Львович

В статье рассматривается социальное назначение воспитательных колоний для несовершеннолетних правонарушителей в советский период; описывается динамика уголовной и уголовно-исполнительной политики государства в отношении несовершеннолетних осуждённых от карательной до гуманистической парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PURPOSE OF JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES IN THE SOVIET TIMES

In the article the social purpose of juvenile correctional facilities in the Soviet times is examined. The dynamics of criminal and criminal executory policy of the state from punitive to humanist paradigm concerning juvenile convicts is described.

Текст научной работы на тему «Социальное назначение воспитательных колоний в советский период»

УДК 343.81

СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

© 2012 А. Л. Ощепков

Аннотация. В статье рассматривается социальное назначение воспитательных колоний для несовершеннолетних правонарушителей в советский период; описывается динамика уголовной и уголовно-исполнительной политики государства в отношении несовершеннолетних осуждённых от карательной до гуманистической парадигмы.

Ключевые слова: несовершеннолетний осуждённый, уголовное наказание, уголовная политика, воспитательные колонии.

SOCIAL PURPOSE OF JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES IN THE SOVIET TIMES

© 2012 A. Oschepkov

Summary. In the article the social purpose ofjuvenile correctional facilities in the Soviet times is examined. The dynamics of criminal and criminal executory policy of the state from punitive to humanist paradigm concerning juvenile convicts is described.

Keywords: a minor convict; and criminal punishment; criminal policy; educational colonies.

В царской России в отношении заключённых, в том числе и несовершеннолетних, проводилась достаточно жёсткая репрессивная политика. После 1917 г. Советское государство осуществляет гуманную уголовную политику под лозунгом «От тюрем к воспитательным учреждениям!», провозглашенным программой партии, принятой VIII съездом РКП(б) в марте 1919 г., что предполагает переход от карательной политики к системе учреждений исправительно-трудового характера. Этот лозунг имел определённый социально-политический смысл: со словом «тюрьма» ассоциировалась вся царская тюремная система, где томились не только подлинные преступники, но и классовые противники царского режима, революционные деятели и иные оппозиционеры. Так, в Декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» указывалось, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних»1. Все несовершеннолетние, содержавшиеся в тюрьмах, арестных домах, подлежали освобождению. Этим же Декретом исключалась уголовная ответственность несовершеннолетних до 17-летнего возраста.

Деятельность комиссий сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Однако многих подростков, живших вне семьи и общавшихся со взрослыми преступниками, для применения к ним более эффективных методов воспитания следовало поместить в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были созданы уже в 1918 г. Это были детские дома, приёмники-распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков, реформатории. В это же время все исправительно-воспитательные колонии были переданы в ведение Народного комиссариата государственного призрения (переименованного вскоре в Наркомат социального обеспечения), в составе которого был учрежден специальный отдел по управлению местами содержания несовершеннолетних. В целом уголовно-исполнительная политика была направлена на реорганизацию старых и создание новых учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

К концу 1919 г. все учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, подчиненные Народному комиссариату социального обеспечения, были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Создаются новые типы учреждений для трудновоспитуемых детей, подростков и несовершеннолетних правонарушителей: детские колонии (например, Полтавская колония, которой руководил А.С. Макаренко), трудовые коммуны и институты трудового воспитания для особо трудных подростков, в которые правонарушители направлялись по решениям комиссий по делам несовершеннолетних.

Однако эти воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей из-за тяжелых экономических условий в стране и отсутствия должного количества педагогов и воспитателей были со временем ликвидированы2. Комиссии по делам несовершеннолетних, действовавшие в основном на общественных началах, не могли обеспечить надлежащий уровень работы с социально запущенными детьми. Состав самих комиссий был нестабилен, члены их в большинстве случаев не имели педагогического образования и опыта работы. В 1922 г. третья сессия ВЦИК 1-го созыва, обсуждавшая проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении компетенции суда в борьбе с преступностью несовершеннолетних. В частности, УК РСФСР 1922 г. вновь снизил возраст уголовной ответственности с 18 до 16 лет. Для лиц младше 16 лет основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам 14 - 16 лет применялась по постановлениям комиссий в исключительных случаях, когда меры воспитательного характера не оказывали надлежащего воздействия.

С принятием первого ИТК РСФСР в 1924 г. для несовершеннолетних правонарушителей создаются трудовые дома, в которые с 1929 г. стали направляться несовершеннолетние, лишенные свободы, а также лица, в отношении которых комиссии по делам несовершеннолетних вынесли постановление об их помещении в специальные учреждения. Правонарушители-рецидивисты в возрасте от 16 до 20 лет отбывали наказания в общих местах заключения.

С середины 30-х гг. прошлого века ведутся поиски новых форм исправления и трудовой подготовки несовершеннолетних правонарушителей. Государству требовались квалифицированные рабочие в разных сферах народного хозяйства. Уголовно-исполнительный процесс в учреждениях для несовершеннолетних строился на приоритетности общего и профессионального образования, развитии чувства коллективизма, социальной ответственности и т.п. Трудовые дома преобразовываются в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) особого типа.

В последующие годы уголовная и уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних претерпевает существенные изменения: ужесточились условия содержания; наряду с такими средствами исправления, как труд, образование, значительная роль начинает отводиться режиму; наметился отход от воспитательно-образовательного типа учреждений в сторону воспитательно-карательного. Учреждения для несовершеннолетних передаются в ведение НКВД СССР, организуется единое, централизованное управление ими. Начался следующий этап развития уголовной политики в отношении несовершеннолетних преступников, который продолжался вплоть до 1957 г.

Этот период характеризуется тем, что, с одной стороны, разработаны более чёткие меры по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с другой - резко расширены и ужесточены уголовно-правовые методы борьбы с преступностью несовершеннолетних, в ущерб мерам воспитательного характера. К этому времени беспризорность в том виде, в каком она существовала в 1917 - 1927 гг. (отсутствие семьи, смерть родителей и близких родственников), в основном была ликвидирована. Беспризорными стали считать подростков, которые, уйдя из дома, в течение двух и более месяцев находились вне семьи, учебного либо трудового коллектива.

Постановлением ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» предлагалось принять безотлагательные меры к предупреждению преступности несовершеннолетних. Однако этот документ носил декларативный характер и не был обеспечен практическими мерами. Более того, вышеуказанным постановлением комиссии по делам несовершеннолетних были вообще ликвидированы. С 1935 по 1960 г. в стране не

существовало специального органа, координирующего работу многих учреждений, ведомств и общественных организаций по предупреждению преступности несовершеннолетних3.

Кроме того, согласно закону, утверждённому тем же Постановлением, был понижен до 12 лет возраст уголовной ответственности несовершеннолетних с применением всех мер уголовного наказания (за исключением смертной казни). Что же касается лишения свободы (предельный срок - 10 лет для всех категорий лиц, совершивших преступления), то оно касалось и 12-летних подростков .

Эти изменения в уголовной политике в отношении несовершеннолетних в 30 - 40-е гг. детерминированы началом политических репрессий. По мнению отечественных учёных, доминирование уголовных мер над воспитательной работой с подростками отбрасывало весь накопленный ранее опыт, достигнутый путем применения мер воспитательного характера. Гуманистические идеи первых декретов советской власти уступают место концепции принуждения как универсального средства борьбы с преступностью, что в свою очередь не способствовало сокращению преступности.

Другим Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» все учреждения для несовершеннолетних правонарушителей были переданы в ведение НКВД СССР и подразделены на изоляторы, трудовые колонии и приёмники-распределители; в них принимались несовершеннолетние преступники в возрасте от 14 до 16 лет. Несовершеннолетние же в возрасте от 16 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, подлежали направлению в общие места заключения. Такая практика существовала до 1948 г. (с перерывом с 1940 по 1942 г., когда в эти учреждения направлялись все несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, осужденные к лишению свободы).

До 1939 г. трудовые колонии рассматривались как исправительно-воспитательные учреждения для осужденных несовершеннолетних, а также беспризорных. С 1939 г. трудовые колонии были преобразованы в учреждения только для несовершеннолетних преступников, осужденных к лишению свободы, подчинены единому управлению и включены в общую систему мест заключения.

Большие изменения, происшедшие в обществе к концу 50-х гг., обусловили наличие специфических особенностей карательной доктрины с последующим её ослаблением. Так, И.М. Гальперин, говоря о роли убеждения и принуждения, отмечал, что необходимо широко использовать метод убеждения, а метод принуждения должен выступать как крайнее средство5; перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей должно осуществляться за счёт таких мер воспитательного характера, как передача их под наблюдение трудового коллектива, общественной организации и др.

Развитие общечеловеческих ценностей и идей гуманизации в сознании общества того времени ознаменовалось принятием нового уголовного законодательства - Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. В этих нормативных актах более полно, чем в предшествующих документах, были регламентированы и отношения, связанные с уголовной ответственностью несовершеннолетних. По УК РСФСР 1960 г. (ч. 1 ст. 10) уголовной ответственности подлежат несовершеннолетние, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16 лет, а за некоторые преступления, перечисленные в законе, она возможна начиная с 14 лет (ч. 2 ст. 10 УК РСФСР). Статья 63 УК РСФСР предусматривала возможность применения принудительных мер воспитательного характера. В числе обстоятельств, смягчающих ответственность, было и совершение преступления несовершеннолетним (п. 7 ст. 38 УК РСФСР).

Кроме того, при отбытии наказания были предусмотрены и специальные нормы, позволявшие учитывать возрастные особенности несовершеннолетних. Так, ст. 55 УК РСФСР закрепляла порядок условно-досрочного освобождения от наказания и замены его более мягким в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет. В соответствии с положениями УК РСФСР 1960 г. к несовершеннолетним преступникам не применялась смертная казнь, а также такие меры наказания, как ссылка, высылка, помещение в тюрьму.

В период 60-х гг. была создана стройная система воспитательных и трудовых колоний для несовершеннолетних и чёткая, оперативная структура управления ими, что по-

зволило повысить ответственность за состояние дел в этих учреждениях, а также помогло сосредоточить внимание на проблемах, связанных с процессом исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей за счёт усиления психолого-педагогической и воспитательной работы.

Следует подчеркнуть, что вся деятельность колоний этого периода основывалась на идее гуманного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, допустимости привлечения их к уголовной ответственности только тогда, когда их исправление невозможно без применения мер карательно-воспитательного воздействия.

В июле 1969 г. воспитательные колонии и управление их деятельностью было передано ГУИТУ МВД СССР на основании принятия Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Таким образом, воспитательно-трудовые колонии вошли в систему исправительно-трудовых учреждений. Последствием принятия такого решения было резкое снижение эффективности деятельности воспитательно-трудовых колоний, поскольку способы работы со взрослыми автоматически переносились на работу с несовершеннолетними правонарушителями, без учёта их возрастной специфики.

В 1998 г. Указом Президента Российской Федерации «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение системы Министерства юстиции Российской Федерации» все воспитательные колонии для несовершеннолетних также перешли в ведение Министерства юстиции РФ. В течение последующего времени были предприняты определенные меры по повышению эффективности их деятельности.

Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р была принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, в рамках которой была разработана модель воспитательного центра. Воспитательный центр -исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также, при наличии условий, содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Целями воспитательного центра являются исправление осужденных; предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; обеспечение эффективной ресоциализации осужденных к условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных форм воздействия6.

Как нам представляется, достижение этих целей возможно в случае реализации принципа гуманизации исполнения наказания несовершеннолетних осуждённых, предполагающего всемерное развитие личности осужденного, усвоение им общечеловеческих ценностей, для чего необходима целенаправленная воспитательная работа, психологическая помощь, обучение. Производство, режим, а также деятельность других отделов и служб должны быть подчинены этой главной задаче.

1 http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr7437.htm

2 См.: Уголовное право. Общая часть / под ред. И.Я. Козаченко, З.А., Незнамова. - М.: ИНФРА М - НОРМА, 1997.

3 http://www.allpravo.ru/diploma/doc45p/instrum5666/item5668.html

4 Там же.

5 Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. - М.: Юридическая литература, 1983. - С. 37.

6 http://фсин.рф/Original_doc/modeli%20Vospitatelnogo%20Centra.doc

УДК 341

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС

© 2012 А. Я. Букаев

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания как формы реализации системы «социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.