Некоторые исторические и современные аспекты формирования системы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних
М.Г. ДЕТКОВ - профессор кафедры уголовно-исполнительного права ВИПЭ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор
В статье рассматриваются исторические этапы развития и особенности уголовной политики Российского государства в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Охватывается период полутора столетий. Анализируется опыт создания и деятельности первых воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних осужденных во второй половине XIX в., их развитие в начале XX в. Значительное внимание уделяется развитию системы мер по борьбе с беспризорностью подростков в советский период. Отмечается необходимость учета отечественного опыта при совершенствовании системы уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних в современной России. Автором сформулированы конкретные предложения по созданию нового типа исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных на современном этапе.
Ключевые слова: несовершеннолетние преступники; нравственное исправление; беспризорность подростков; воспитательные колонии; система уголовных наказаний; реформирование.
Some historical and modern issues of organization of penal execution system regarding juvenile
M.G. DETKOV - professor of the criminal-executive chair of the Vologda Institute of Law and Economics of the Russian Penal Execution Service, Doctor of Law, professor
This article reveals historical stages of development and peculiarities of the criminal policy of the Russian State regarding juvenile delinquents during the last centuries. There is an analysis of creation and activity of the first correctional - educational establishments for the juvenile convicted in the 2nd half of the 19th century and their development in the beginning of the 20th century. The special attention is taken to system development of measures in the struggle with juvenile homelessness in the Soviet time. The author speaks about necessity to take into account our country experience in criminal punishment system improvement concerning juvenile in Russia. In the modern period there is an urgent question to form a new type of correctional establishment for juvenile delinquents. The author offers efficient propositions in regard of this problem.
Key words: juvenile delinquents; moral correction; juvenile homelessness; correctional-educational colonies; system of criminal punishments; reform.
В ходе реформирования уголовно-исполнительной системы, осуществляемого на протяжении почти двух десятков лет, особую актуальность приобретает совершенствование деятельности учреждений для исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных. Будущее нашего государства зависит от того, как мыслит подрастающее поколение и какой образ жизни оно избирает. Негативные явления особенно «положительно» воспринимаются подростками, не имеющими жизненного опыта. В предупреждении этого
весьма существенна роль пенитенциарных учреждений.
Вот уже более полутора веков, с утверждения 5 декабря 1866 г. императором Александром II закона «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников»1, который впервые в истории пенитенциарной системы России предусмотрел создание учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними заключенными, а также определил порядок и условия отбывания ими наказания,
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
В Актуальные вопросы юриспруденции
23
ведется разработка мер по совершенствованию системы мест лишения свободы несовершеннолетних преступников, главным образом по образу и подобию учреждений для взрослых заключенных.
Исправительные колонии и приюты для несовершеннолетних на начальном этапе должны были финансироваться за счет средств, поступающих из государственного бюджета, а также средств Общества попечительного о тюрьмах, земств, духовных установлений и частных лиц. Для приютов и колоний, учреждаемых частными лицами, предусматривалась определенная система льгот. На каждого содержащегося в приюте или колонии несовершеннолетнего из государственного бюджета выделялись ассигнования, равные содержанию совершеннолетнего заключенного.
Второй, безусловно, важный момент
- это организация общественного обсуждения проблем, связанных с назначением и исполнением наказаний в отношении несовершеннолетних. Впервые отечественный опыт в этом деле был обсужден на Первом съезде представителей воспитательно-исправительных приютов, который состоялся в октябре 1881 г. в Москве.
Результатом настойчивой работы благотворительных организаций, педагогических коллективов исправительных учреждений для несовершеннолетних и представителей ГТУ в 1909 г. явилась разработка Положения о воспитательных исправительных заведениях для несовершеннолетних на основе отдельных уставов конкретных воспитательно-исправительных приютов2. Положение в качестве основной цели учреждений для несовершеннолетних определило нравственное исправление лиц, в них помещаемых, подготовку их к честной трудовой жизни. Документ отличался гуманистической направленностью, что наиболее наглядно проявлялось в регламентации правового положения правонарушителей:
1) лица, отбывающие наказание в воспитательных заведениях, содержались без охраны, а надзор за ними осуществлялся силами педагогического персонала;
2) они пользовались правом свидания с родственниками и близкими без ограничения;
3) за хорошее поведение им мог быть предоставлен отпуск с выездом к месту жительства сроком до трех суток, не считая времени на дорогу;
4) к несовершеннолетним не применялись такие меры дисциплинарного воз-
действия, как помещение в карцер, лишение права на свидание с родственниками и близкими.
Следует особо отметить нехарактерную для сегодняшнего дня широкую благотворительную и меценатскую помощь состоятельных граждан Российского государства, их вклад в развитие системы воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних.
Таким образом, при исполнении уголовных наказаний уже в то время закладывались основы ювенальной юстиции, о которой мы не перестаем говорить в последнее время.
Особое место в отечественной истории занимает советский период с его новым политическим строем и социально-экономическими отношениями.
Общеизвестно, что различные крупные социально значимые события и потрясения в первую очередь отражаются на судьбах детей. В России таковыми стали Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война 1918-1920 гг., последствия которых породили возникновение огромных масс бездомных и беспризорных детей и, естественно, рост правонарушений и преступлений с их участием. Проблема беспризорности несовершеннолетних являлась одной из самых больных в Советском государстве. В основной своей массе беспризорными были дети рабочих и крестьян (до 70%) в возрасте от 12 до 15 лет.
Правовой и организационной основой борьбы с детской беспризорностью стало Постановление ВЦИК и СнК СССР от 13 августа 1926 г. «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью». В нем особо подчеркивалось, что борьба с детской беспризорностью может быть успешной только при условии, что «к задачам этой борьбы будет привлечено внимание всей советской общественности как в центре, так и на местах и если местные советы и исполнительные комитеты придут на помощь всеми имеющимися в их распоряжении средствами в деле организации плановой систематической борьбы с детской беспризорностью и также условиями, ее порождающими»3.
Система мер по борьбе с беспризорностью и социальной реабилитации подростков включала:
- помещение в учреждения охраны материнства и младенчества;
- детские учреждения различных типов;
- лечебные или медико-педагогические учреждения;
ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ
- производственные, промышленные и сельскохозяйственные трудовые учреждения;
- семьи трудящихся с оказанием последним материальной помощи, предоставлением различного рода льгот;
- помещение несовершеннолетних правонарушителей, не поддающихся медикопедагогическому воздействию, в трудовые дома, колонии и другие учреждения НКВД;
- временное помещение в приемно-распределительные пункты;
- устройство у родственников или других лиц, отправку на родину;
- направление в лечебные заведения, помещение в ясли, детские сады и т. п.;
- оказание материальной помощи на дому;
- направление на работу, устройство в учебно-производственные мастерские, профессиональные школы, техникумы;
- назначение опеки и определение под наблюдение обследователя-воспитателя, детского социального инспектора или представителя общественной организации.
Необходимо отметить, что в этой системе зародились основы принципиально нового подхода к решению детского вопроса.
Общее руководство организацией борьбы с детской беспризорностью, контроль за выполнением законов и осуществлением мер в этом деле возлагались на Наркомат просвещения РСФСР, при котором был образован Центральный совет по охране детей и борьбе с беспризорностью. Постепенно создавалась материальная база социального восстановления беспризорных детей. В 1924-1925 гг. она составляла 57,3 млн руб., из них по линии Наркомпроса
- 55,5 млн руб.
К началу 20-х гг. XX в. относится деятельность известного не только в нашей стране,
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1867. Т. XXXXVI. № 36251.
2 См.: Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних // Свод законов Российской империи. СПб., 1913. Т. 5. С. 263-267.
3 СЗ СССР. 1926. № 56. Ст. 407.
но и за рубежом педагога-практика, педаго-га-исследователя А.С. Макаренко. Сегодня перед системой исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних весьма остро стоит принципиальный вопрос: признаем ли мы и в какой мере взгляды и идеи А.С. Макаренко? Если да, то готовы ли к их реализации в совершенно новых социально-экономических условиях?
Предстоящая реформа должна в корне изменить систему и структуру учреждений исполнения уголовных наказаний и содержание их деятельности в отношении несовершеннолетних. В этой связи полагаем целесообразным осуществить замену действующих воспитательных колоний с их атрибутикой новым видом учреждений
- школами-реформаториями (школами-пенитенциариями, школами-резервациями, воспитательными центрами - не в названии суть дела, можно назвать и по-другому) семейного типа, в которые будут помещаться правонарушители с их согласия и где им будет предоставляться свобода передвижения в определенных границах с правом совместного проживания с родственниками и иными лицами, изъявившими желание выступить в роли воспитателей. Естественно, необходимо строительство специальных поселков с устройством домов семейного типа, требуется разработка нормативно-правовой и методической базы. Руководство этой системой следует вменить Министерству образования и науки. Подбор и назначение по конкурсу директоров подобных школ целесообразно поручить наблюдательным комиссиям с обязательным утверждением кандидатур Общественной палатой. Оплата труда работников школ должна быть высокой.
Назрела необходимость эксперимента и, естественно, научной разработки основных документов и научного его сопровождения.
1 Sm.: Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. SPb., 1867. T. XXXXVI. № 36251.
2 Sm.: Polozhenie o vospitatel’no-ispravitel’nyh zavedenijah dlja nesovershennoletnih // Svod zakonov Rossijskoj imperii. SPb., 1913. T 5. S. 263-267.
3 SZ SSSR. 1926. № 56. St. 407. ■
вестник института