Научная статья на тему 'Этапы правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних'

Этапы правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1446
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдеев Вадим Авдеевич

Рассмотрены этапы правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних в истории уголовного законодательства России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних»

чающиеся в физическую цепь развития причинности, а психический соучастник, не принимая физического участия, лишь воздействует на волю исполнителя и его воздействие преломляется через сознание исполнителя.19

П.Н. Гришаев и Г.А. Кригер считают, что установления причинной связи действий соучастников с преступными последствиями недостаточно, требуется совершение действий «которые были бы значительными, способными существенным образом повлиять на достижение определенного результата».20

Только такие деяния, которые объединены причинной связью с преступным результатом, образуют соучастие в преступлении, Никакая другая связь между несовершеннолетними соучастниками не может обеспечить совместности их действий. Создание условий для совершения преступления является участием в причинении, для основания уголовной ответственности не требуется, чтобы человеческое поведение было единственной

19 Церетели Т.В. Причинная связь в уголовном праве, - М„ 1963. - С. 345.

20 Гришаев П.И,, Кригер Г.А. Соучастие по советскому уголовному праву. - М„ 1959. - С.13.

причиной результата, достаточно, чтобы оно являлось одним их слагаемых этой причины, Каждый соучастник участвует в причинении, поэтому связь между его действиями и совершенным преступлением является причинной. Так как ущерб общественным отношениям причиняется не поведением одного лица, а деятельностью организованной группы несовершеннолетних, то деятельность каждого ее участника необходимо рассматривать как элемент причины наступления последствий. Деяния всех членов группы в совокупности посягают на одни и те же общественные отношения, причиняя им единый вред.

Таким образом, объективными признаками преступления, совершенного несовершеннолетними в составе организованной группы, являются: 1) наличие двух или более несовершеннолетних, вменяемых и достигших возраста уголовной ответственности; 2) совместность действий, которая предполагает: а) общий, единый для всех результат преступления; 6) причинную связь между действиями каждого из соучастников и преступными последствиями.

Статья принята к публикации 6.12.06

В.А.Авдеез

Этапы правовой регламентации уголовной ответственности¡несоверше^___________

Вопросы правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних по-разному решались законодателем на отдельных этапах формирования отечественной государственности. Однако это не препятствовало выделению особенностей исследуемой категории лиц, начиная с нормативных документов раннефеодального древнерусского государства. Согласно Уставу Ярослава Мудрого о земских делах (XI в.) недостижение виновным лицом возраста 12 лет исключало возможность применения к нему наказания в виде смертной казни. Вследствие этого на первом этапе формирования государственности предпринимается попытка дифференциации ответственности малолетних и взрослых преступников.1

В эпоху централизации Русского государства (XIV-XVI вв.) возраст уголовной ответственности соответствовал возрасту брачной зрелости, т.е. 12 годам для девушек и 14 годам для лиц мужского пола. Смягчающим ответственность обстоятельством выступало малолетство.

1 Бернер А.Ф. Учебник уголовного права с примечаниями, приложениями и дополнениями по истории русского права и законодательству положительному Н. Неклюдова. Часть Общая. - СПб., 1865. -Т.1. - С.348.

При совершении особо тяжкого преступления «отроком» в возрасте от 7 до 12 лет смертная казнь заменялась более мягким наказанием.2 Таким образом, законодателем очерчивается граница малолетнего возраста и в известной мере учитываются его особенности при выборе элементов правового воздействия на сознание детей и подростков,

Поступательное развитие отечественной правовой системы в эпоху становления абсолютистских начал (XVII- XVIII вв.) предопределило принятие качественно нового законодательного решения, способствующего выделению специфики уголовной ответственности исследуемой категории лиц. Так, Соборное Уложение 1649 г. содержит примерное указание на крайний предел малолетства (до 15 лет),3 а Воинские Артикулы 1715 г. предлагают учитывать малолетний возраст как смягчающее ответственность обстоятельство при совершении «воровства».4 Исходя из содержания артикула 195, в случае

2 Авдеева О.А, Правовая система России в XIV- первой половине XVI вв. - Иркутск, 2004, - С. 34.

3 Уложение 1649 г. Гл.21. Ст. 9,10,16 / Полное собрание законов Российской империи: Собрание 1.- СПб,, 1830. - Т.1. - №1.

4 Именно так именовалось наиболее распространенное в тот

период времени преступление в России.

совершения кражи «младенцем», не достигшим 15 лет, он подлежал наказанию «лозами своих родителей»,

Эволюция государственно-правовых институтов, наметившаяся в эпоху абсолютной монархии, повлекла модернизацию механизма привлечения виновного лица к уголовной ответственности. В Указе Сената от 23 августа 1742 г. период малолетства отграничивается 17-летним возрастом и исключается возможность применения пыток, сечения кнутом и смертной казни к данной категории лиц.5

Указом Екатерины I! от 26 июня 1765 г. определяется нижняя граница малолетства (10 лет), исключающая всякую вменяемость. Следовательно, возраст наступления уголовной ответственности впервые приобретает видимые очертания. Соответственно, дети, не достигшие 10-летнего возраста, не могут быть преданы суду и подвергнуты какому-либо наказанию, что неизбежно отражается на смягчении ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте от 10 до 17 лет.6

Особое внимание категории малолетних уделяется в Своде Законов 1832 г., где предпринимается попытка совершенствования порядка привлечения их к уголовной ответственности. Указанный порядок варьируется в зависимости от тяжести и общественной опасности совершенного преступления с учетом возраста малолетнего, который делится на три периода: 1) от рождения до 10 лет; 2) от 10 до 14 лет; 3) от 14 до 17 лет. Первая возрастная категория не подлежит уголовной ответственности, Вторая и третья категории привлекаются к уголовной ответственности, но с применением менее суровых наказаний, нежели предусмотрены для взрослых преступников. При этом судом обязательно решается вопрос, действовало ли данное лицо с «разумением» или без такового. И только при положительном ответе на этот вопрос начинается процесс реализации уголовной ответственности.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. законодатель закрепляет систему разграничения трех возрастных периодов: 1) безусловной невменяемости (от 7 до 10 лет); 2) условной вменяемости (от 10 до 14 лет); 3) безусловной вменяемости (от 14 до 17лет). Такой подход создает благоприятные условия для индивидуализации и дифференциации уголовной ответственности анализируемой группы лиц.

Закон о малолетних и несовершеннолетних подсудимых от 2 июня 1897 г. вносит определенные коррективы в редакцию Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. В известной мере, они касаются и несовершеннолетних. Согласно ч. 2 ст. 92 Уложения одной из причин, по которой содеянное не вменяется в вину, является "малолетство в таком возрасте,

э Таганцев Н,С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. - М„ 1994. - Т.1. - С.159.

6 Немировский Э.Я. Основные начала уголовного права. - Одесса, 1917. - С. 245.

когда подсудимый не мог еще иметь понятия о свойстве деяния".7 Недостижение ребенком 10-летнего возраста выступает в соответствии с ч.1 ст. 137 основанием для освобождения от судебного преследования и наказания.8 Между тем, уголовная ответственность, как и прежде, наступает с возраста условной вменяемости (от 10 до 17 лет). Несовершеннолетние этого возраста, учинившие преступное деяние «без разумения», отдаются под ответственный надзор, по усмотрению суда, родителям, опекунам или иным благонадежным людям, Если же за данное деяние в законе назначено наказание не ниже тюремного заключения, оно, как правило, отбывается в воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних. При отсутствии такового они направляются в особые помещения «при тюрьмах или домах для арестованных по приговорам Мировых Судей» до достижения 18-летнего возраста (ч, 2 ст. 137).

Характерно, что законодатель дифференцирует ответственность несовершеннолетних в зависимости от возраста, разумения и тяжести совершенного преступления. При этом лица от 14 лет до 21 года за совершение неосторожного преступления «подвергаются лишь домашнему исправительному наказанию, по распоряжению родителей или опекунов» (ст. 144). Кроме того, для несовершеннолетних в возрасте от 17 лет до 21 года предусматривается возможность смягчения наказания (ст. 139, 140). Следует отметить, что положения Устава о Наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями (ст. 6, 10, 11), соответствуют новеллам исследуемого Уложения о Наказаниях.

Дальнейшая регламентация ответственности несовершеннолетних предпринимается в Уголовном уложении 1903 г. Согласно ст. 40 этого нормативно-правового акта в орбиту действия уголовной юстиции не попадают малолетние, не достигшие 10 лет. Одновременно признается невменяемым несовершеннолетний от 10 до 17 лет, который «не мог понимать свойства и значения им совершаемого или руководить своими поступками» (ч. 1 ст. 41).9 Таким образом, законодатель отказывается от традиционного понятия «разумения», ограничиваясь лишь вменяемостью лица при установлении субъекта преступления. Такой подход представляется более правильным хотя бы потому, что «разумение» характеризует интеллектуальные способности индивидуума, в то время как социальная незрелость подростка отражается именно в волевой сфере,10

Установление в примечании к ст. 140 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (в ред. 1909 г.) цели исправления преступника, думается, изменило

7 Свод Законов Российской империи. - СПб., 1909. - Кн.5, т.5. -

С,9,

8 Свод законов Российской империи. - СПб., 1909. - Кн. 5. т.5. -

С.15.

9 Свод законов Российской империи. - СПб., 1909. - Кн. 5, т. 15. - С.241.

10 Немировский Э.Я. Основные напала уголовного права, -

Одесса, 1917. - С. 247.

представление о сущности уголовной ответственности и возможных формах ее реализации, В этой связи наряду с «наказательным» разрабатывается «наградное» направление в русском праве.11 Соответственно, достижению данного ориентира, по мнению законодателя, одновременно должны способствовать меры карательного и поощрительного содержания.12 Вследствие этого несовершеннолетние, помещенные в исправительно-воспитательные заведения, содержатся в них до исправления. Это положение дублируется в примечании к ст. 6 Устава о Наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями (в ред. 1909 г.). Таким образом, достижение цели исправления несовершеннолетнего становится основанием для его освобождения из исправительного учреждения. В итоге создаются благоприятные условия, стимулирующие процесс трансформации сознания осужденного в выгодном обществу направлении.

Начиная с 1910 г. в России действуют специальные суды для несовершеннолетних, строящие свою работу с учетом детской и подростковой психологии и отдающие предпочтение мерам педагогического и воспитательного плана.13 Присущие несовершеннолетним особенности, одновременно, учитываются комплексом законодательных норм и особой системой мер правового воздействия, которые подчеркивают специфику уголовной ответственности анализируемой категории лиц.

Формирование уголовной ответственности несовершеннолетних в советский период продолжается на качественно новой основе, состоящей преимущественно из мер медико-психологического и педагогического порядка. Так, декрет СНК от 14.01.1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» декларирует новые гуманистические принципы борьбы с преступностью лиц, не достигших 17 лет, ориентируя правоприменительные органы на меры предупредительного и воспитательного характера, исключающие судебное вмешательство.14 Меры поощрения закрепляются в форме условного и досрочного освобождения в декрете «О суде № 2» от 07.03.1918 г.15 Временная Инструкция НКЮ РСФСР от 23.07.1918 г. «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» вводит новые карательно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних - реформатории и земледельческие колонии. Кроме того, появляются испытательные заведения для лиц, применительно к которым возможно послабление

11 Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - СПб., 1914. - С.125.

12 Единственной мерой поощрительного порядка в этот период является условно-досрочное освобождение, которое трансформируется из досрочного освобождения, введенного Уставом о ссыльных 1882 г. /' См.: Закон об условном досрочном освобождении с изложением рассуждений, на коих он основан / Под ред. ДА Коптева. - СПб., 1909.

13 Василевский Л.М. Детская преступность и детский суд. - М„ 1923. - С.18.

14 СУ РСФСР. 1918. №16. Ст. 227.

' 15 СУ РСФСР. 1918. № 26.

режима, а также карательно-лечебные учреждения для лиц с психическими отклонениями и тюремные больницы.16

Руководящие начала по уголовному праву РСФСР от 12.12.1919 г. устанавливают новые границы несовершеннолетнего возраста (14-18 лет). При этом уголовной ответственности подлежали лишь подростки и юноши, действовавшие с «разумением», т.е. поступавшие, отдавая отчет своим действиям и контролируя свое поведение. В противном случае, они также как и лица, не достигшие 14 лет, подвергались мерам воспитательного характера.17

Декрет СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях» от 4 марта 1920 г. установил, что социально опасные действия всех лиц, не достигших 18-летнего возраста, рассматриваются исключительно комиссиями о несовершеннолетних.18 Однако если комиссия приходит к выводу о невозможности применения к ним мер медико-педагогического характера, дела лиц в возрасте от 14 до 17 лет передаются в суд, Таким образом, подчеркивается особое отношение законодателя к несовершеннолетним, совершившим менее общественно опасные деяния.

Развитие законодательства и правоприменительной практики приводит к тому, что уголовная ответственность реализуется преимущественно посредством лишения свободы (35,8%). В то же время принудительным работам (31,8%) и условному лишению свободы (30,1%) отдается предпочтение в сравнении с передачей несовершеннолетнего на поруки (0,008%).19

Происходящие в стране социально-экономические перемены приводят к переориентации действующего законодательства на труд и режим, как основные средства исправительно-трудового воздействия. Вся деятельность исправительно-трудовых учреждений подчиняется выполнению производственного плана, Становится приоритетным хозяйственное направление уголовно-исполнительной политики.20 Государство считает возможным усилить свой экономический потенциал посредством использования труда несовершеннолетних преступников. Это немедленно находит отражение в законе. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» понижается возраст наступления уголовной ответственности этой категории лиц до 12 лет за отдельные виды тяжких и наиболее распространенных преступлений.21 Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и

16 СУ РСФСР. №53. Ст. 598.

17 СУ РСФСР. 1919. №66. Ст.590.

18 СУ РСФСР. 1920. № 13. Ст. 83.

19 Люблинский П.И. Статистика преступности в СССР // Вестник сов. юст. - 1928. - № 4, - С. 101.

20 Астемиров ЗА. История советского исправительно-трудового права. - Рязань, 1975 , - С. 33-35.

21 СЗ СССР. 1935. № 19. Ст. 129.

безнадзорности» упраздняются комиссии о несовершеннолетних, которые, вероятно, препятствовали реализации хозяйственных задач,22 В сложившейся ситуации утрачивают актуальность меры уголовно-правового и медико-педагогического характера, направленные на достижение цели исправления преступника. Приоритетными становятся такие виды наказания, которые содействуют решению экономических проблем.

Положительные тенденции формирования уголовной ответственности несовершеннолетних наблюдаются в послевоенные годы. Начиная с 1948 г., присущие несовершеннолетним возрастные особенности учитываются судами при выборе мер уголовно-правового воздействия,23 Характерно, что указанные меры применяются лишь в том случае, если дело в отношении 12-16-летнего подростка не подлежит прекращению. При наличии смягчающих обстоятельств в порядке ст.51 УК РСФСР 1926 г. несовершеннолетнему может быть назначено пониженное наказание или условное осуждение. Гуманизация ответственности несовершеннолетних соответствовала меняющемуся курсу уголовной политики государства. В отношении подростков и юношей предлагалось разумное сочетание применения мер уголовно-правового воздействия и наказания.

Начиная с первой половины 50-х годов XX в. наблюдается определенная экономия мер уголовной репрессии. Соответственно, появляются предпосылки для либерализации режима в местах лишения свободы. После известных событий 1953 г. уголовно-правовая концепция подверглась демократизации и гуманизации. В качестве основного направления в борьбе с преступностью был избран курс на профилактику и предупреждение преступлений. Происходящие в уголовной политике перемены отразились на формах реализации уголовной ответственности несовершеннолетних.

Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и созданные на их базе уголовные кодексы 1959 - 1961 гг. ознаменовали новый этап развития института уголовной ответственности несовершеннолетних. Фактически под сомнение была поставлена незыблемая связь между преступлением и наказанием и возможность привлечения к ответственности без реального назначения наказания.24 Это объясняется появлением в уголовном законе совершенно новых институтов освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания. Особого внимания в этой связи заслуживают принудительные меры воспитательного характера, применение которых становится возможным при совершении несовершеннолетним преступле-

22 СЗ СССР. 1935. № 32. Ст. 252.

23 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 г. № 4 «О применении Указов от 4 июня 1947 г. в отношении несовершеннолетних»/ Сборник действующих постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 - 1952 гг. - Л., 1952. - С. 10-12.

24 Утевский Б.С. Новые методы борьбы с преступностью и некоторые вопросы уголовной ответственности II Правоведение. - 1961. -

№ 2. - С. 62.

ния небольшой общественной опасности и возможности его исправления без изоляции от общества (ч. 3 ст. 10 Основ). Принудительные меры воспитательного характера становятся своеобразным прототипом ранее известных российскому законодательству мер медико-педагогического характера, реализуемых на практике вплоть до 1935 г.25 Вследствие этого расширяется перечень мер уголовно-правового характера, наиболее приемлемых для несовершеннолетних, нарушивших уголовный закон, в силу присущих им возрастных и социально-психологических особенностей.

Модернизация исследуемого института осуществлялась по нескольким направлениям, начиная с повышения границы возраста привлечения к уголовной ответственности и завершая более льготными формами ее реализации в отличие от взрослых. Совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте становится смягчающим обстоятельством, исключающим возможность применения отдельных видов наказания. Примечательно, что Основы 1958 г. и республиканские кодексы формировали институт уголовной ответственности несовершеннолетних таким образом, чтобы решить задачи исправления и перевоспитания указанной категории лиц, а также предупреждения преступлений. Для этого использовались наказания, не связанные с лишением свободы, и условное осуждение.

Появление в УК РСФСР 1960 г. новых видов освобождения от уголовной ответственности (ст. 51, 52) способствовало совершенствованию системы правового регулирования посткриминального поведения несовершеннолетних. Это позволило дифференцировать ответственность лиц, впервые совершивших преступления небольшой степени тяжести. Вместе с тем освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности с передачей дела в товарищеский суд или с передачей виновного на поруки, как правило, не обеспечивало достижение поставленной цели. Объясняется это отсутствием необходимого контроля со стороны компетентного государственного органа, который не может компенсироваться его установлением со стороны общественной организации или трудового коллектива.

Решению назревшей проблемы содействует принятие в 1961-1962 гг. в союзных республиках Положений о комиссиях по делам несовершеннолетних. На указанные комиссии был возложен контроль за поведением условно осужденных и досрочно освобожденных несовершеннолетних, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Вносимые в закон в 70-80-е гг. XX в, изменения способствовали совершенствованию института уголовной ответственности несовершеннолетних на нормативном

25 Как известно, Закон от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» исключил их из практики. См.: СЗ СССР. - 1935. - № 19.

уровне.26 Реализация усовершенствованных институтов не обеспечивало достижение положительного результата. Дело в том, что карательный механизм реализации уголовной ответственности несовершеннолетних сравнительно продолжительный период времени оставался без должного внимания законодателя и правоприменительной практики. Этому способствовала официальная точка зрения об относительной стабильности преступности несовершеннолетних. Вместе с тем опубликованные данные 1970 г. сигнализировали о повышении удельного веса указанного социально-правового явления (8-10 %). Отсутствие должного внимания к меняющейся криминальной ситуации обусловило утрату должного контроля. В этой связи принимаемые законодателем меры в плане дифференциации ответственности несовершеннолетних и сокращения применения лишения свободы содействовали ускорению данного процесса.

Значительный рост преступности лиц в возрасте от 14 до 17 лет включительно требовал комплексного решения проблемы формирования целостного института уголовной ответственности несовершеннолетних. Разрозненные попытки совершенствования отдельных норм и институтов, регулирующих ответственность несовершеннолетних, не содействовали установлению социального и правового контроля над преступностью этой группы лиц. Исходя из злободневности обозначенной проблемы, законодатель использует рекомендации специалистов о необходимости объединения рассматриваемых норм в одном разделе уголовного закона.27 В этой связи раздел восьмой Основ 1991 г. был посвящен особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних.

Выделение в законе самостоятельного раздела, регулирующего круг вопросов, связанных с ответственностью несовершеннолетних, представляется позитивным шагом в развитии отечественного законодательства. Такая оценка обусловливается тем, что сравнительная распространенность судебных ошибок связывалась исследователями с отсутствием в уголовном законе самостоятельного раздела, учитывающего особенности уго-

w 08

ловнои ответственности несовершеннолетних.

Авторы Основ 1991 г. обозначают нижнюю границу привлечения виновного лица к уголовной ответственности (14 лет). При этом вносят предложение о том, что лица, не достигшие 16 лет, не подлежат уголовной ответствен-

26 Особого внимания в этой связи заслуживает Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1982 г. «О дальнейшем совершенствовании уголовного и исправительно-трудового законодательства», который внес существенные изменения в содержание ст. 38 и 39 Основ 1958 г., регламентирующих основания и условия применения условного осуждения и отсрочки исполнения приговора. См.: Ведомости Верховного Совета СССР. - 1982. - № 3. - Ст. 572.

27 Шапинова С.А. Индивидуализация уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей II Преступление и ответственность. - Алма-Ата, 1979. - С. 61.

28 Волгарева И.В. Особенности уголовной ответственности несо-

вершеннолетних II Уголовное право на современном этапе: Проблемы преступления и наказания / Под. ред. H.A. Беляева, В.К. Глистина, В.В. Орехова. - СПб., 1992. - С. 569.

ности за впервые совершенные преступления, не представляющие большой общественной опасности. Думается, что это соответствует общепризнанным нормам международного права, согласно которым, по мере возможности, следует избегать официального разбора дела несовершеннолетних правонарушителей компетентным органом государственной власти.29

Таким образом, в конце XX столетия на нормативном уровне была сформулирована модель уголовно-правового регулирования ответственности несовершеннолетних с учетом присущих указанной категории лиц возрастных и социально-психологических особенностей. Вследствие этого правовой регламентации были подвергнуты разработанные доктриной уголовного права положения, касающиеся необходимости выделения специфики уголовной ответственности несовершеннолетних. Завершающим этапом этой деятельности становится принятие Уголовного кодекса РФ 1996 г., в содержании которого выделяется самостоятельный пятый раздел, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Авдеев O.A. правовая система России в XIV -первой половине XV! вв. - Иркутск, 2004. - 350 с.

2. Бернер А.Ф. Учебник уголовного права с примечаниями, приложениями и дополнениями по истории русского права и законодательству положительному Н. Неклюдова. - СПб., 1895. - Т. 1. Часть Общая. - 450 с.

3. Свод Законов Российской империи. Кн.5. Т. 15. -СПб., 1909. - 425 с.

4. Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. - М., 1994. - Т. 1. - 278 с.

5. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - СПб., 1914. - 189 с.

6. Василевский Л.М. Детская преступность и детский суд. - М„ 1923. - 276 с.

7. Астемиров З.А. История советского исправительно-трудового права. - Рязань, 1975, - 167 с.

8. У тевский B.C. Новые методы борьбы с преступностью и некоторые вопросы уголовной ответственности II Правоведение. - 1961. - № 2.

Шапинова С.А. Индивидуализация уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей II Преступление и ответственность. - Алма-Ата, 1979. - 198 с.

Статья принята к публикации 23.11.06

29 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты 29.11.1985 г, резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

М.Е.Василькив

Заражение венерической болезнью как объект криминологического исследования

За последнее десятилетие в России произошли значительные социальные и экономические изменения, сопровождающиеся ростом безработицы, проституции, наркомании, увеличением числа мигрантов. Представленная эволюция социальных потрясений неблагоприятно отразилась на здоровье населения в целом. Значительно ухудшилось нравственное и физическое состояние молодежи, чему способствовало увеличение употребления алкоголя, ранние беспорядочные половые связи, незащищенный секс, катастрофическое число инфекций, передаваемых половым путем (ИППП).

Вместе с тем необходимо отметить, что регистрируемый уровень инфекций, передаваемых половым путем, не отражает истинной заболеваемости населения, так как коммерческие структуры и организации, а также частнопрактикующие врачи не заинтересованы (в основном по финансовым соображениям) в полной регистрации и сообщении сведений в органы здравоохранения о числе принятых ими больных. Не существует взаимосвязи кожно-венерологических диспансеров с органами внутренних дел. Значительное число больных не обращаются в государственные учреждения и не регистрируются.

Отношение общества к болезням, передаваемым половым путем, отличается от отношения к любым другим болезням. Венерические заболевания всегда считались неприличными, постыдными. Во-первых, они затрагивают интимные стороны жизни, о которых не принято говорить публично. Во-вторых, заражение ассоциируется с безнравственным поведением - супружеской изменой, занятием проституцией и т.д.

На протяжении нескольких десятилетий (с 30-х по 90-е годы) тема венерических болезней и проституции была запретной, в том числе и для науки. После того как нравственные метастазы этого социального явления глубоко проникли в жизнь общества, средства массовой информации забили тревогу, «нравственная цензура» с этой темы была снята, а эпидемиологическая ситуация в стране, принимающая угрожающий характер, ставит этот вид девиаций на одно из первых мест в ряду наиболее значимых социальных болезней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокая степень общественной опасности проституции как социального явления определяется далеко не только количественными показателями. Все в большей степени проституция становится профессиональной, хорошо организованной и высокодоходной сферой противоправной деятельности.

Преступления, связанные с заражением венерической болезнью при занятии проституцией, вызывают в

настоящее время обостренный общественный интерес, и остаются наименее изученными учеными-криминологами.

Необходимо также заметить, что ст. 121 «Заражение венерической болезнью» Уголовного кодекса РФ в настоящее время практически не применяется. Так, в период с 2001 по 2005 г. в исследуемом регионе не было возбуждено ни одного уголовного дела по этой статье1. Всего на территории Российской Федерации за период с января по декабрь 2004 г, было зарегистрировано 26 преступлений по ст. 121 УК РФ, и только по 13 уголовным делам были установлены лица, совершившие эти преступления. Кроме этого, по законодательству России занятие проституцией (ст. 6.11. КоАП РФ) не влечет уголовной ответственности, наряду с получением дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12. КоАП РФ). Оно подлежит лишь административно-правовому воздействию, также как и сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1. КоАП РФ). Это еще раз подтверждает тот факт, что данные правонарушения являются латентными и установить виновных лиц не всегда представляется возможным. Отсутствие достоверной информации о преступности не позволяет более точно прогнозировать ее развитие, планировать ресурсы, средства и приоритеты борьбы с ней, Все это обуславливает актуальность изучения скрытой или латентной преступности.

Данные проведенного исследования (Сибирский регион) наглядно свидетельствуют о том, что результат деятельности местных органов внутренних дел по борьбе с указанными преступлениями, выраженный по пятибалльной шкале, не превышает удовлетворительной оценки. В среднем, респонденты оценивают эту деятельность как неудовлетворительную (2,3 балла). Большинство из них (60,6%) называют равную значимость профилактических и оперативных направлений работы в деятельности ОВД. При этом 17,6% респондентов отдали предпочтение профилактическим мерам, а 15,4% - оперативным методам работы,

Так в городе Иркутске население в качестве приоритетных выделяет профилактические мероприятия -32,4% и только 9% оперативные, а в городах Черемхово и Ангарск раскрытие и расследование правонарушений -соответственно 14% и 18%, против 9% и 9,5% профилактических мероприятий,

1 См. подробнее данные Управления Судебного департамента в Иркутской области от 10.05.05. за № 01-01-744._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.