Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ МБОУ "СОШ №19" Г. БРЯНСКА'

СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ МБОУ "СОШ №19" Г. БРЯНСКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубнова А. Ю.

В статье рассматриваются актуальные проблемы моделирования информационной компетентности на примере выпускников МБОУ «СОШ № 19» г. Брянска. Проведено социологическое исследование для определения результатов управления процессом формирования информационных компетенций школьников. Показано, какие причины являются основными с учетом анализа методик развивающего обучения, адаптационных систем, мобильности меняющегося общества в процессе формирования информационной компетентности. Рассмотрены вопросы использования в организации занятий, методов, средств, образовательных технологий направленных на формирование информационной компетентности как на уроке, так и во внеурочное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING SOCIAL INFORMATION SKILLS OF THE GRADUATES OF THE SCHOOL 19, BRYANSK

The article deals with topical problems of modeling information competence on the example of graduates of School 19, Bryansk. A sociological study was conducted to determine the results of the management of the process of formation of students' information competencies. The main factors are indicated, taking into account the analysis of methods of developing training, adaptation systems, mobility of the changing society in the process of formation of information competence. The article examines the issues of using methods, means, educational technologies geared towards the formation of information competence both in class and in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ МБОУ "СОШ №19" Г. БРЯНСКА»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316. 776.34

СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ МБОУ «СОШ №19» Г. БРЯНСКА

А.Ю. Бубнова

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

В статье рассматриваются актуальные проблемы моделирования информационной компетентности на примере выпускников МБОУ «СОШ № 19» г. Брянска. Проведено социологическое исследование для определения результатов управления процессом формирования информационных компетенций школьников. Показано, какие причины являются основными с учетом анализа методик развивающего обучения, адаптационных систем, мобильности меняющегося общества в процессе формирования информационной компетентности. Рассмотрены вопросы использования в организации занятий, методов, средств, образовательных технологий направленных на формирование информационной компетентности как на уроке, так и во внеурочное время. Ключевые слова: социальное моделирование, информационная компетентность, школьники, функциональные навыки, глобализация

Введение. В русле модернизации современной образовательной (в том числе школьной) системы [5, 6, 14, 21] актуальным является вопрос реализации компетентностного подхода в образовании [23, 24, 12, 17]. В этом отношении преобразования опираются на Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01.01.2017) [ 30].

Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций [32, 28, 29, 31]. Данная компетенция включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков оперирования информацией, способность учащихся осуществлять поиск и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу. В том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио - и видеозапись, электронная почта, Интернет).

Актуальность данного исследования подтверждается и перманентно происходящими серьезными изменениями в современном обществе, обусловленными информатизацией [2, 3, 15, 16] и глобализацией [20, 13, 25, 26, 27]. Востребованность информативности, мобильность, креативность становятся основными факторами влияния на профессиональную личность [1, 4, 10, 11].

Методы и организация исследования. Сегодня появляется актуальная потребность в социологическом анализе сущности и формах управления формированием информационных компетенций [18, 19, 22], об их роли в современном обществе, направленности профессионализма выпускников школы на праксеологию организации деятельности. Формирование информационных компетенций должно соответствовать меняющимся условиям профессиональной деятельности [7, 8, 9], требующей адаптивности, гибкости, пластичности при наличии информационной культуры.

Выбором темы исследования послужили дискуссии и обсуждения среди выпускников важности информационных навыков, которые они проявляют, начиная с поступления в высшее учебное заведение.

Исследование информационной компетентности проводилась группой магистрантов социологического направления подготовки БГУ имени академика И.Г. Петровского совместно с учащимися МБОУ «СОШ № 19» г. Брянска в период января 2018 года. Число респондентов составило 44 человека.

Научный аппарат разработан методом мозгового штурма. В результате сформулирована гипотеза исследования: процесс формирования информационных компетенций выпуск-

ников школы в системе образования будет успешным, если:

- набор компетенций, сформированный как результат обучения, является необходимой «надстройкой» выпускника школы;

- отбор и структурирование учебного материала произведен с учетом анализа методик развивающего обучения, адаптационных систем, мобильности меняющегося общества;

- организационно-педагогические условия реализации образовательной программы совместимы с современными подходами;

- соотнесены закономерности становления личности с технологиями современного образовательного процесса.

Цель социологического исследования является исследование результатов управления процессом формирования информационных компетенций выпускников МБОУ «СОШ № 19» г. Брянска.

В соответствии с целью и гипотезой исследователи решали следующие задачи:

1. Рассмотреть инструментарий и методы социологического исследования информационных компетенций выпускников МБОУ «СОШ №19» г.Брянска.

2. Провести социологический анализ информационных компетенций выпускников МБОУ «СОШ № 19» г. Брянска.

3. Выявить проблемы и перспективы управления формированием информационных компетенций у учеников 10-х и 11-х классов МБОУ «СОШ № 19» г. Брянска.

Объект исследования- ученики 10-х и 11-х классов, МБОУ «СОШ №19» г.Брянска.

В качестве инструментария социологического исследования информационных компетенций использована разработанная анкета, которая представлена в приложении.

Для оценки собранных эмпирических данных использована балльная шкала:

1 - уровень подготовки абсолютно неудовлетворительный, необходимо всему обучать заново

2 - уровень подготовки довольно слабый

3 - уровень подготовки средний

4 - уровень подготовки хороший

5 - уровень подготовки отличный [1].

Результаты и их обсуждение. Школьник, посредством рефлексии, понимает, насколько качественно сформированы у него информационные компетенции, готов покинуть стены МБОУ «СОШ № 19» г. Брянска и начать свою «профессиональную» деятельность. На данные предпосылки мы опирались в ходе исследования. Оценка проводилась по пятибалльной шкале. После анкетирования получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты анкетирования выпускников школы по приобретению необходимых компетенций, информационных знаний, умений на выходе из образовательного учреждения

Вопросы анкеты Средние значения

1. профессиональные знания по получению профильной подготовки 3,9

2. профессиональные умения по получению профильной подготовки 3,7

3. функциональные навыки 4,1

4. социальные компетенции, личностные качества 3,9

5. широта кругозора 3,7

6. большой словарный запас 3,9

7. другое -

На основании таблицы 1 и рисунка 1 можно сделать вывод, что наиболее сформированы функциональные навыки, т.е. универсальные навыки, нужные любому учащемуся: планирование своей деятельности, быстрое принятие решений, работа в команде, саморазвитие и пр. (рисунок 1)

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0

-1-1-1-1 I-1-1-1

12345678

при подготовке к урокам

I при подготовке исследовательской работы

для поиска дополнительного материала

I для поиска игровых программ

I для общения в социальных сетях, чатах

I в дистанционном обучении I затрудняюсь ответить

Рис. 1. - Результаты анкетирования выпускников школы по приобретению необходимых компетенций, информационных знаний, умений на выходе из образовательного учреждения

Таблица 2 - Отношение выпускников к современному процессу информатизации в образовании

Вопросы анкеты Средние значения

1. положительно 4,2

2. отрицательно 3,7

3. затрудняюсь ответить 1

На основании таблицы 2 и рисунка 2 можно сделать вывод, что наиболее выпускники школы положительно относятся к современному процессу информатизации в образовании. Отметим, собственно что информатизация образования рассматривается как обязательное условие создание интеллектуальной базы будущего информационного общества.

1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

при подготовке к урокам

при подготовке

исследовательской

работы

для поиска

дополнительного

материала

Рис. 2. - Анализ результатов анкетирования выпускников школы по отношению к современному процессу информатизации в образовании

1

2

3

Таблица 3 - Оценка выпускниками использования ресурсов Интернет

Вопросы анкеты Средние значения

1. при подготовке к урокам 3,9

2. при подготовке исследовательской работы 3,9

3. для поиска дополнительного материала 3,9

4. для поиска игровых программ 3

5. для общения в социальных сетях, чатах 3,8

6. в дистанционном обучении 3,7

7. затрудняюсь ответить -

Самые высокие средние значения анкетирования выпускников школы по применению ресурсов Интернет в целях образования. Под этим можно понимать учащиеся замотивирова-ны в обучении с помощью с ресурсов Интернет.

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0

при подготовке к урокам

при подготовке исследовательской работы

для поиска

дополнительного материала

для поиска игровых программ

для общения в социальных сетях, чатах

I в дистанционном обучении

затрудняюсь ответить

Рис. 3.- Анализ результатов анкетирования выпускников школы об использовании ресурсов Интернет

Заключение. Таким образом, использование различных видов и форм учебных занятий и подачи материала в всевозможных школьных курсах имеет возможность выпускникам школы значительно быстрее понять суть излагаемого материала, что, безусловно, положительно воздействует на уровень его усвоения.

Пути формирования информационной культуры могут быть всевозможные, и электронные и традиционные. Но при этом все они обеспечивают непрерывность и доступность поиска информации. Каждый школьник обладает совокупностью необходимых знаний и в любом месте, в необходимом объеме и требуемой форме может обеспечить себя информацией в учебной и научной деятельности.

Перспективы исследования заключаются в разработке новых моделей по формированию информационной компетентности учащихся профильных классов; поиске инновационных способов, форм и технологий с целью эффективного формирования информационной компетентности учащихся профильных классов, а также обучение информационным технологиям на предпрофильном этапе.

1

2

3

4

5

6

Список литературы

1. Бабосов Е.М. Социология управления :учебное пособие : (для системы корпоративной учебы) / Е.М. Бабосов, В.П. Бабкин, А.К. Мамедов; МПО ОАО «Газпром», Социологический фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. — М., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бубнова А.Ю. Социологическое исследование управления формированием профессиональных компетенций на примере информационной культуры: выпускная квалификационная работа ... бакалавра социологических наук: 39.03.01; [Место защиты: Брянский государственный университет им. ак. И. Г. Петровского] - Брянск, 2017. - 92 с.

3. Байдакова Д.М. Сетевая культура молодежи: границы новой реальности / Д.М. Байдакова, П.Н. Киричек // В сборнике: Россия в период трансформации: молодежь и вызовы современного общества: материалы седьмой международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Ярославль, 2013. С. 53-55.

4. Гостенина В.И.Социология массовой коммуникации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) «Связи с общественностью» / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев. М., 2009.

5. Гостенина В.И. Управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев, С.А. Шилина // Власть. 2013. № 2. С. 082-085.

6. Зырянов В.В. О стратегии и тактике развития социологического образования в России: размышления по поводу одной публикации / В.В. Зырянов, А.К. Мамедов, Л.В. Тем-нова // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2012. № 1. С. 72-83.

7. Киричек П.Н. Эрзац-реформа в сфере образования // В сборнике: Университет в глобальном мире: новый статус и миссии. Сборник материалов XI Международной научной конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, Социологический факультет. 2017. С. 632633.

8. Киселев А.Г. В XXI веке нужны профессионалы / А.Г. Киселев // Служба кадров. 1999. № 9.

9. Киселев А.Г. Региональная управленческая информация в государственном управлении (социологический анализ, опыт, проблемы): монография. М., 2003.

10. Киселев А.Г. Формы и методы кадровой политики в органах власти в современной России / А.Г. Киселев, П.Н. Киричек// Вопросы управления. —2017. —№ 1 (25). —С. 30-35.

11. Комков Д.Е. Регионы в зоне демографического риска: минус-тенденции миграции и урбанизации / Д.Е. Комков, П.Н. Киричек // Регионология. - 2017. - № 1 (98). - С. 139148.

12. Комков Д.Е. Риски урбанизации в потенциале экономики / Д.Е. Комков, П.Н. Киричек // Актуальные проблемы современного общества. - 2016. - № 4. - С. 84-89.

13. Коркия Э.Д. Когнитивный дискурс «нового» образования: информационное поле и акторы / Э.Д. Коркия, А.К. Мамедов // Глобальный научный потенциал. - 2016. - № 2 (59). - С. 8-14.

14. Коркия Э.Д. Концепт экологической культуры: «пределы роста» или резервы для развития / Э.Д. Коркия, А.Р. Курбанов, А.К. Мамедов // Экология и промышленность России. - 2017. - № 6. - С. 58-63.

15. Липай Т.П. Общество знания: парадоксы развития / Т.П. Липай, А.К. Мамедов // Социология. - 2011. - № 3. - С. 65-72.

16. Мамедов А.К. Глава 3. Информационное общество: новая матрица социального неравенства /А.К. Мамедов, Э.Д. Коркия // В книге: Динамика социальной реальности: российские и зарубежные тренды. Васильченко А.О., Вертай С.П., Коркия Э.Д., Костюкевич Н.П., Лифанова Т.Е., Лупенкова Е.Ю., Мамедов А.К., Мельников С.Л., Мискевич Е.В., Новикова Н.В., Пантюхина Т.Л., Разгонова А.В., Рогозянский М.Э., Хандожко В.Н., Шибанов

С.А., Щербин В.К., Ядвиршис А.Е., Якубенко Е.Н. / под ред. В.И. Гостениной. Брянск, 2015. С. 52-62.

17. Мамедов А.К. Информационное общество: новая онтология социального неравенства / А.К. Мамедов // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. - 2014. - № 2. - С. 187-198.

18. Мамедов А.К. Конвергенция науки в образовательный процесс: решение и технологические линии / А.К. Мамедов // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 3. С. 4-12.

19. Мамедов А.К. Методологические основания социального познания / А.К. Мамедов // Социология. - 2015. - № 4. - С. 17-33.

20. Мамедов А.К. Научное знание: классическое наследие и мода // Экономика. Социология. Право. 2018. № 1 (9). С. 91-100.

21. Мамедов А.К. Социальный контекст нового медиапространства / А.К. Маме-дов, Э.Д. Коркия // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 3. С. 9 -19.

22. Мамедов А.К. Университет в информационном обществе: новые вызовы и реалии // В сборнике: Университет в глобальном мире: новый статус и миссии. Сб. материалов XI Международной научной конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, Социологический факультет. 2017. С. 169-171.

23. Мамедов А.К. Цивилизация стандарта как итог социального потребительства / А.К. Мамедов, Э.Д. Коркия // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2015. — № 3 (138). — С. 40-43.

24. Мельников С.Л. Социальные риски в вузовском образовании: использование системы электронного обучения (СОЭ) Moodle для их преодоления / С.Л. Мельников, С.А. Шилина// Экономика. Социология. Право. 2016. № 4. С. 55-61.

25. Шилина С.А. Требования к профессиональной компетентности вузовского преподавателя в связи с использованием системы электронного обучения (СОЭ) Moodle / С.А. Шилина, С.Л. Мельников, Е.В. Терещенкова // В сборнике: Университет в глобальном мире: новый статус и миссии. Сборник материалов XI Международной научной конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, Социологический факультет. 2017. С. 295-297.

26. Khizbullin F. Hydrocarbon resources as an object of geopolitical confrontation between Russia and the West / F. Khizbullin, G. Akhmedina, A. Rostova, S. Shilina // Central Asia and the Caucasus. — V. 18. — Issue 2. — 2017. — P. 34-41.

27. Korkiya E.D. Virtual personality: a search for new identity / E.D. Korkiya, M.E. Lipatova, A.K. Mamedov // Indian Journal of Science and Technology. — 2016. — Т. 9. — № 36.

— С. 102020.

28. Liadova A.V. The burnout among emergency physicians: evidence from Russia (sociological study). / A.V. Liadova, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov, N.A. Panich // Man in India. — 2017. — T. 97. — № 15. — С. 495-507.

29. Maslova I.B. The diversification as the trends of reforming additional professional education of social workers / I.B. Maslova, T.E. Lifanova, O.V. Golenkova, E.S. Mikheeva, N.V. Lebedeva // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences . - Volume 9. -Issue 2. - 2018 . - (March - April). - P. 1117-1127.

30. Vasilyev A.V. Conspicuous consumption as an attribute of socio-cultural decadence in Russia / A.V. Vasilyev, V.K. Kovalchuk, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov // Man in India. — 2017.

— T. 97. — № 10. — С. 399-414.

31. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01.01.2017) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ [Дата последнего обращения 13.04.2018]

32. Уразова А.В. Информационная культура личности и информационная культура общества в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.evarussia.ru [Дата последнего обращения 05.05.2017]

33. Лазарева Л.И. Информационная культура как инвариант социально-

профессиональной компетентности обучающегося учреждения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ [Дата последнего обращения 30.04.2017]

Сведения об авторе

Бубнова Александра Юрьевна - магистрант 1 курса направления подготовки «Социология управления» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

UDK 316.776.34

MODELING SOCIAL INFORMATION SKILLS OF THE GRADUATES OF

THE SCHOOL 19, BRYANSK

A. Yu. Bubnova Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

The article deals with topical problems of modeling information competence on the example of graduates of School 19, Bryansk. A sociological study was conducted to determine the results of the management of the process of formation of students' information competencies. The main factors are indicated, taking into account the analysis of methods of developing training, adaptation systems, mobility of the changing society in the process of formation of information competence. The article examines the issues of using methods, means, educational technologies geared towards the formation of information competence both in class and in extracurricular activities. Keywords: social modeling, information competence, schoolchildren, functional skills, globalization

References

1. Babosov E.M. Sotsiologiya upravleniya :uchebnoe posobie : (dlya sistemyi korporativnoy uchebyi) / E.M. Babosov, V.P. Babkin, A.K. Mamedov; MPO OAO «Gazprom», Sotsiologicheskiy fak. MGU im. M.V. Lomonosova. — M., 2012.

2. Baydakova D.M. Setevaya kultura molodezhi: granitsyi novoy realnosti / D.M. Baydako-va, P.N. Kirichek // V sbornike: Rossiya v period transformatsii: molodezh i vyizovyi sovremen-nogo obschestva: materialyi sedmoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studen-tov i aspirantov. Yaroslavl, 2013. S. 53-55.

3. Gostenina V.I.Sotsiologiya massovoy kommunikatsii: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki (spetsialnosti) «Svyazi s obschestvennostyu» / V.I. Gostenina, A G. Kiselev. M., 2009.

4. Gostenina V.I. Upravlencheskie faktoryi formirovaniya statusa regiona (na primere Bry-anskoy oblasti) / V.I. Gostenina, A G. Kiselev, S.A. Shilina // Vlast. 2013. №2. S. 082-085.

5. Zyiryanov V.V. O strategii i taktike razvitiya sotsiologicheskogo obrazovaniya v Rossii: razmyishleniya po povodu odnoy publikatsii / V.V. Zyiryanov, A.K. Mamedov, L.V. Temnova // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i politologiya. 2012. № 1. S. 72-83.

6. Kirichek P.N. Erzats-reforma v sfere obrazovaniya // V sbornike: Universitet v globalnom mire: novyiy status i missii. Sbornik materialov XI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. MGU imeni M.V. Lomonosova, Sotsiologicheskiy fakultet. 2017. S. 632-633.

7. Kiselev A.G. V XXI veke nuzhnyi professionalyi / A.G. Kiselev // Sluzhba kadrov. 1999.

№ 9.

8. Kiselev A.G. Regionalnaya upravlencheskaya informatsiya v gosudarstvennom upravlenii (sotsiologicheskiy analiz, opyit, problemyi): monografiya. M., 2003.

9. Kiselev A.G. Formyi i metodyi kadrovoy politiki v organah vlasti v sovremennoy Rossii /

AG. Kiselev, P.N. Kirichek// Voprosyi upravleniya. —2017. —№1 (25). —S. 30-35.

10. Komkov D.E. Regionyi v zone demograficheskogo riska: minus-tendentsii migratsii i urbanizatsii / D.E. Komkov, P.N. Kirichek // Regionologiya. - 2017. - №1 (98). - S. 139-148.

11. Komkov D.E. Riski urbanizatsii v potentsiale ekonomiki / D.E. Komkov, P.N. Kirichek // Aktualnyie problemyi sovremennogo obschestva. - 2016. - №4. - S. 84-89.

12. Korkiya E.D. Kognitivnyiy diskurs «novogo» obrazovaniya: informatsionnoe pole i aktoryi / E.D. Korkiya, A.K. Mamedov // Globalnyiy nauchnyiy potentsial. - 2016. - № 2 (59). - S. 8-14.

13. Korkiya E.D. Kontsept ekologicheskoy kulturyi: «predelyi rosta» ili rezervyi dlya razvitiya / E.D. Korkiya, A.R. Kurbanov, A.K. Mamedov // Ekologiya i promyishlennost Rossii. -2017. -№ 6. - S. 58-63.

14. Lipay T.P. Obschestvo znaniya: paradoksyi razvitiya / T.P. Lipay, A.K. Mamedov // Sotsiologiya. - 2011. - № 3. - S. 65-72.

15. Mamedov A.K. Glava 3. Informatsionnoe obschestvo: novaya matritsa sotsialnogo neravenstva /A.K. Mamedov, E.D. Korkiya // V knige: Dinamika sotsialnoy realnosti: rossiyskie i zarubezhnyie trendyi. Vasilchenko A.O., Vertay S.P., Korkiya E.D., Kostyukevich N.P., Lifanova T.E., Lupenkova E.Yu., Mamedov A.K., Melnikov S.L., Miskevich E.V., Novikova N.V., Pantyuhina T.L., Razgonova A.V., Rogozyanskiy M.E., Handozhko V.N., Shibanov S.A., Scherbin V.K., Yadvirshis A.E., Yakubenko E.N. / pod red. V.I. Gosteninoy. Bryansk, 2015. S. 52-62.

16. Mamedov A.K. Informatsionnoe obschestvo: novaya ontologiya sotsialnogo neravenstva / A.K. Mamedov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i politologiya. -2014. - № 2. - S. 187-198.

17. Mamedov A.K. Konvergentsiya nauki v obrazovatelnyiy protsess: reshenie i tehnolog-icheskie linii / A.K. Mamedov // Trud i sotsialnyie otnosheniya. - 2009. - № 3. S. 4-12.

18. Mamedov A.K. Metodologicheskie osnovaniya sotsialnogo poznaniya / A.K. Mamedov // Sotsiologiya. - 2015. - № 4. - S. 17-33.

19. Mamedov A.K. Nauchnoe znanie: klassicheskoe nasledie i moda // Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. 2018. № 1 (9). S. 91-100.

20. Mamedov A.K. Sotsialnyiy kontekst novogo mediaprostranstva / A.K. Mamedov, E.D. Korkiya // Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika. 2018. № 3. S. 9-19.

21. Mamedov A.K. Universitet v informatsionnom obschestve: novyie vyizovyi i realii // V sbornike: Universitet v globalnom mire: novyiy status i missii. Sb. materialov XI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. MGU imeni M.V. Lomonosova, Sotsiologicheskiy fakultet. 2017. S. 169171.

22. Mamedov A.K. Tsivilizatsiya standarta kak itog sotsialnogo potrebitelstva / A.K. Mamedov, E.D. Korkiya // Predstavitelnaya vlast - XXI vek: zakonodatelstvo, kommentarii, problemyi. — 2015. — № 3 (138). — S. 40-43.

23. Melnikov S.L. Sotsialnyie riski v vuzovskom obrazovanii: ispolzovanie sistemyi el-ektronnogo obucheniya (SOE) Moodle dlya ih preodoleniya / S.L. Melnikov, S.A. Shilina// Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. 2016. № 4. S. 55-61.

24. Shilina S.A. Trebovaniya k professionalnoy kompetentnosti vuzovskogo prepodavatelya v svyazi s ispolzovaniem sistemyi elektronnogo obucheniya (SOE) Moodle / S.A. Shilina, S.L. Melnikov, E.V. Tereschenkova // V sbornike: Universitet v globalnom mire: novyiy status i missii. Sbornik materialov XI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. MGU imeni M.V. Lomonosova, Sotsiologicheskiy fakultet. 2017. S. 295-297.

25.Khizbullin F. Hydrocarbon resources as an object of geopolitical confrontation between Russia and the West / F. Khizbullin, G. Akhmedina, A. Rostova, S. Shilina // Central Asia and the Caucasus. — V. 18. — Issue 2. — 2017. — P. 34-41.

26.Korkiya E.D. Virtual personality: a search for new identity / E.D. Korkiya, M.E. Lipato-va, A.K. Mamedov // Indian Journal of Science and Technology. — 2016. — T. 9. — № 36. — C. 102020.

27.Liadova A.V. The burnout among emergency physicians: evidence from Russia (socio-

logical study). / A.V. Liadova, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov, N.A. Panich // Man in India. — 2017. — T. 97. — № 15. — C. 495-507.

28.Maslova I.B. The diversification as the trends of reforming additional professional education of social workers / I.B. Maslova, T.E. Lifanova, O.V. Golenkova, E.S. Mikheeva, N.V. Leb-edeva // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences . - Volume 9. - Issue 2. - 2018 . - (March - April). - P. 1117-1127.

29.Vasilyev A.V. Conspicuous consumption as an attribute of socio-cultural decadence in Russia / A.V. Vasilyev, V.K. Kovalchuk, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov // Man in India. — 2017. — T. 97. — № 10. — C. 399-414.

30. Federalnyiy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 03.07.2016, s izm. ot 19.12.2016) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop. ot 01.01.2017) [Elektronnyiy resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ [Data poslednego obrascheniya 13.04.2018]

31. Urazova A.V. Informatsionnaya kultura lichnosti i informatsionnaya kultura obschestva v Rossii [Elektronnyiy resurs] // Rezhim dostupa: http://www.evarussia.ru [Data poslednego obrascheniya 05.05.2017]

32. Lazareva L.I. Informatsionnaya kultura kak invariant sotsialno-professionalnoy kompe-tentnosti obuchayuschegosya uchrezhdeniya [Elektronnyiy resurs] // Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/ [Data poslednego obrascheniya 30.04.2017]

Author's information

Bubnova A. Yu. - master student 1 course of the specialty «Sociologyof the management» FSBEI HE Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.