УДК 316
РЕФЛЕКСИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ
В.В. Кузеванова Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
В статье поднимаются вопросы определения коммуникативной личности и коммуникативной компетенции. Рассматриваются значение данных понятий для социологии и общества в целом. Особое внимание уделяется исследованию коммуникативных компетенций школьников.
Ключевые слова: коммуникативная личность, коммуникативная компетенция, коммуникативные типы.
В современном обществе коммуникация имеет огромное значение для нормальной жизнедеятельности каждого индивида [3, 4, 5], для межличностной связи индивидов, для содержанием жизни общества [1, 7, 8]. Без коммуникации невозможна передача социального опыта [6, 9, 10, 11, 18], благодаря которому фактор формирует собственные мнение, умение и навыки. Д.А. Леонтьев показывает в своих трудах, что интеграция не заменима ничем, кроме коммуникации, посредствам которой индивиды имеют возможность передавать и получать знания и опыт друг другу. Данное положение говорит о том, что очень важно изучать яркие черты коммуникации между индивидами. В теории коммуникации определяющим понятием является «коммуникативная личность» [19, с. 11-21]. Под личностью коммуникативной подразумевается «комплекс личных коммуникативных тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных, предпочитаемых тем или иным индивидом, которые сформировались в процессах общения» [2, с. 15].
О коммуникативной личности написано немало [20, 21, 25, 26, 27], но следует всё же снова обратиться к её изучению, ведь от навыков коммуникативной компетенции зависит социализация человека в социуме [13, 30, 31].
Что же касается понятия коммуникативной компетенции, то ее можно определить таким образом: это умение средствами языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с ситуациями, целями или сферы деятельности, которая основывается на комплексе умений и навыков, исходя из которых индивиды имеют возможность принимать участие в коммуникативном процессе.
Каждая социальная группа выступает формой регулированной коммуникации [22, 23, 24, 28, 29]. В свою очередь социальные институты являются структурой, регулирующей отношения в обществе. Главным средством данного регулирования выступает социальный диалог, который является одной из главных силой, которая укрепляет фундамент общества, формирует в каждой личности принадлежность к обществу, социальным ценностям, социальной группе, к социальным ролям, и к социальной самоидентификации [ 18, 17]. Имея это в виду, необходимо обратить внимание на то, как социальные институты справляются с задачей формирования человека как личности путем проведения социологических исследований, которые помогут определить, существуют ли проблемы в социальных институтах, и если таковые есть, дать рекомендации для их решений.
Эмпирическое исследование коммуникативных компетенций школьников методом анкетирования проходило в декабре 2017 года на базе «МБОУ СОШ № 36».
Проблема исследования. Чтобы разобраться в сущности личности как коммуниканта, необходимо выявить уровень коммуникативных компетенций. Каждый человек должен владеть знаниями о коммуникативном поведении, уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию, эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации. Каждый делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной компетенции [17].
Цель - выявить уровень коммуникативной компетенции учеников «МБОУ СОШ №36», чтобы правильно сформировать управленческую стратегию для повышения эффек-
тивности коммуникации [17].
Задачи:
- установить среднее значение коммуникативных навыков респондентов.
- выявить, какому каналу коммуникации респонденты отдают предпочтение.
- разработать пути повышения и рекомендации для повышения уровня коммуникативной компетенции школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что социологический анализ уровня коммуникативной компетенции необходим для определения тех черт, которые приводят к успешному взаимодействию личности как с обществом, так и с отдельными индивидами [17].
Объект исследования - ученики 10 и 11 классов, «МБОУ СОШ № 36» [19].
Предмет исследования - уровень коммуникативных компетенций у учеников «МБОУ СОШ № 36» [17].
Генеральную совокупность составляют ученики «МБОУ СОШ № 36» [19].
Объем выборочной совокупности. Общий объем выборочной совокупности составляет 74 человека, школьники [17].
Метод исследования - анкетирование.
Инструментарий - анкета
С целью выявления уровня коммуникативной компетентности у обучающихся «МБОУ СОШ № 36» нами было разработано и проведено исследование. В ходе социологического исследования было опрошено 74 респондентов.
В результате исследования было выявлено, что под понятием «коммуникативная компетентность» обучающиеся понимают следующее: 40,32% считают, что коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающие в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки. 38,71% считают, что коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев и этикета в сфере общения. 20,97% полагают, что коммуникативная компетентность - это интегральное качество личности, которое синтезирует в себе общую культуру и её специфические проявления в социуме (Рисунок 1).
Рис.1. - Результаты ответов на вопрос «Что Вы понимаете под коммуникативной компетентностью?»
Следующим вопросом в анкете был «Как Вы оцениваете свою коммуникативную компетентность?». Ответы респондентов на данный вопрос распределились следующим об-
Что Вы понимаете под коммуникативной компетентностью?
1 2 3
разом: 50% считают себя мобильными коммуникантами, 20,97% относят себя к ригидному типу коммуникантов, 12,90 полагают, что они доминантные коммуниканты, 12,90% являются интровертными коммуникантами и 3,23% затруднились ответить на данный вопрос (Рисунок 2).
Рис. 2. - Результаты ответов на вопрос «Как Вы оцениваете свою коммуникативную компетентность?»
В результате исследования было выявлено, что половина респондентов (54%) стремятся завладеть инициативой в общении, (25%) высказались по этому вопросу отрицательно, то есть они не стремятся завладеть инициативой в общении и 21% опрашиваемых затруднились ответить на данный вопрос (Рисунок 3 ).
Рис.3. - Результаты ответов на вопрос «Стремитесь ли Вы завладеть инициативой в процессе общения?»
Также в результате исследования было выявлено, что доминирующее большинство 63% не испытывают трудности на контактноустановочной фазе общения, положительно на данный вопрос ответили 29% опрашиваемых и 8% затруднились ответить на поставленный вопрос (Рисунок 4).
Рис. 4. - Результаты ответов на вопрос «Можете ли Вы сказать о себе, что испытываете трудности на контактноустановочной фазе общения?»
Так же в исследовании было выявлено, что 40% предпочитают личное общение, 24% опрашиваемых предпочитают интернет, 26% без труда пользуются всеми каналами коммуникации, 10% опрашиваемых не выбрали ни один из перечисленных каналов коммуникации, никто из опрашиваемых не выбрал мобильную связь, так же данный вопрос не вызвал затруднение ни у одного респондента (Рисунок 5).
Рис. 5. - Результаты ответов на вопрос «Какой канал коммуникации Вам больше подходит?»
Социальный состав участвующих в опросе был представлен следующим образом: 44% мужской пол, 56% женский пол (Рисунок 6).
Рис. 6. - Пол респондентов
Рис.7. - Класс обучения
Основной идеей данной работы было выяснить, что, по мнению обучающихся, представляет собой понятие коммуникативная личность, а также выяснить, какие типы коммуникативной личности преобладают в данной школе.
После анализа результатов можно сделать вывод, что у обучающихся разные представления о понятии коммуникативная личность. Это говорит о том, что школьники ранее не изучали данную проблему и не знакомы с данным термином.
Каждая социальная группа выступает формой регулированной коммуникации [12]. В свою очередь социальные институты являются структурой, регулирующей отношения в обществе. Главным средством данного регулирования выступает социальный диалог, который является одной из главных сил, которая укрепляет фундамент общества, формирует в каждой личности принадлежность к обществу, социальным ценностям, социальной группе, к социальным ролям и к социальной самоидентификации [18, 17]. Имея это в виду данное учебное заведение должно обратить внимание на эту проблему для раскрытия личности каждого ученика. Также исследование коммуникативных компетенций учеников «МБОУ СОШ № 36» показало, что обучающиеся имеют хорошие коммуникативные навыки, а также черты, которые приводят к успешному взаимодействию личности, что важно для дальнейшей социализации [14, 15, 32, 33].
Список литературы
1. Бедягин С.А. Витальная максима образа жизни / С.А. Бедягин, П.Н. Кричек // Ре-гионология. — 2014. — № 1 (86). — С. 99-108.
2. Бориснёв С.В. Социология коммуникации. Учеб. пособие дня вузов / С.В. Борис-нёв. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 270 с.
3. Гостенина В.И. Качество жизни: отражение социальной практики управления в российском обществе / В.И. Гостенина, Г.Г. Волкова, С.А. Кузина, Е.Ю. Лупенкова, С.А. Шилина // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований за 2009 год. Брянск: РИО Брянского государственного университета, 2010. — 182 с. — С. 96-104.
4. Гостенина В.И. Коммуникативные основания управления мегаполисом (на материале управленческого дискурса) / В.И. Гостенина, А.К. Мамедов, С.А. Шилина. М.: МАКС Пресс, 2016. — 192 с.
5. Гостенина В.И. Социальные тренды управления и технологии критического дискурса в условиях российской реальности / В.И. Гостенина, Е.Ю. Лупенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований за 2015 год. Брянск: РИО Брянского государственного университета, 2015. — 200 с. — С. 147-158.
6. Гостенина В.И. Социология массовой коммуникации. / Гостенина В.И., Киселев А.Г. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. — 335 с.
7. Гостенина В.И. Управленческий дискурс как фактор формирования статуса реги-
она (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, С.А. Шилина // Вестник Брянского государственного университета. — № 2. — 2012. — С. 267-272.
8. Гостенина В.И. Управленческий дискурс: кодовая технология конституирования имиджа государственной власти / В.И. Гостенина, С.А. Шилина // Среднерусский вестник общественных наук. — № 2. — 2012. — Орел: РАНХиГС при Президенте РФ. С. 29-34.
9. Гостенина В.И. Управленческий дискурс как технология социального взаимодействия субъекта власти и социума / В.И. Гостенина, А.Ю. Качалков, С.А. Шилина // Власть.
— 2015. — № 8. — С 128-133.
10. Гостенина В.И. Управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) / Гостенина В.И., Киселев А.Г., Шилина С.А. // Власть. — 2013. — № 2. —С. 082-085.
11. Гостенина В.И. Управленческий дискурс в системе ценностных ориентаций субъектов электорального процесса/ В.И. Гостенина, Е.Ю. Лупенкова, С.А. Шилина // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований за 2013 год. Брянск: РИО Брянского государственного университета, 2014. — 186 с. — С. 145-152.
12. Гостенина В.И. Социальные технологии управленческого дискурса в системе отношений государства и общества / В.И. Гостенина, С.А. Шилина // Социально-гуманитарные знания. — 2012. — № 1. — С. 68-78.
13. Киричек П.Н. Духовная культура в динамике интересов российской молодежи / П.Н. Киричек // Вопросы культурологии. — 2017. — № 2. — С. 70-76.
14. Киричёк П.Н. Человек в механике социокультурного процесса // Инициативы XXI века. — 2013. — № 3. — С. 86-89.
15. Киселев А.Г. Стратегия новой России // Власть. — 2010. — № 10. — С. 4-6.
16. Ключникова Т.Н. Факторы развития социальной активности российской молодежи / Т.Н. Ключникова // Социологический альманах. Материалы VI Орловских социологических чтений. — 2016. — Выпуск 8. — С. 202-204.
17. Кузеванова В.В. Социологические исследование управление формированием коммнуникативной личности / В.В. Кузеванова// Выпускная квалификационная работа. — Брянск, 2017 (рукопись).
18. Кузеванова В.В. Формирование коммуникативной личности/ В.В. Кузеванова// Практический дискурс высшей школы / Сборник докладов Международной научно -практической конференции (г. Брянск, 1 декабря 2016 года) // Гл. ред. докт. социол. н., проф. В.И. Гостенина. - Брянск: РИО БГУ, 2016. — С. 40-43.
19. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии.
— 2011. — № 3. — С. 11-21.
20. Ломакина О.В. Языковая личность Л.Н. Толстого: когнитивный уровень / О.В. Ломакина // Русская литература в формировании современной языковой личности. Материалы конгресса. Ч. 1. — СПб.: МИРС, 2007. — С. 495-496.
21. Мамедов А.К. Коммуникативный статус личности: методология исследования / А.К. Мамедов, Э.К. Коркия // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — № 2. — С. 33-40.
22. Мамедов А.К. Конвергенция науки в образовательный процесс: решение и технологические линии / А.К. Мамедов // Труд и социальные отношения. — 2009. — № 3. — С. 412.
23. Мамедов А.К. Теоретические подходы к пониманию идентичности в современной социологической науке /А.К. Мамедов, О.И. Якушина // Вестник Московского университета.
— Серия 18: Социология и политология. — 2015. № 1. — С. 43-59.
24. Мамедов А.К. Эпистемология социального познания. Монография / А.К. Мамедов. — М., 2017.
25. Шилина С.А. Дискурс русской языковой личности советской и постсоветской эпох / С.А. Шилина // В сборнике: Текст в культурном, историческом, языковом пространстве. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. — М., 2017.
— С. 510-515.
26. Шилина С.А. Нарративное интервью как метод социологического исследования языковой личности / С.А. Шилина // Проблемы научной мысли. — 2017. — Т. 1. — № 6. — С. 88-116.
27. Шилина С.А. Социолингвистические аспекты русской языковой личности советской эпохи как отражение социокультурных процессов в дискурсе / С.А. Шилина // Полива-новские чтения. — 2016. — № 11. — 308 с. — С. 289-296.
28. Khizbullin F. Hydrocarbon resources as an object of geopolitical confrontation between Russia and the West / F. Khizbullin, G. Akhmedina, A. Rostova, S. Shilina // Central Asia and the Caucasus. — V. 18. — Issue 2. — 2017. — P. 34-41.
29. Korkiya E.D. Virtual personality: a search for new identity / E.D. Korkiya, M.E. Lipa-tova, A.K. Mamedov // Indian Journal of Science and Technology. — 2016. — Т. 9. — № 36. — С. 102020.
30. Liadova A.V. The burnout among emergency physicians: evidence from Russia (sociological study). / A.V. Liadova, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov, N.A. Panich // Man in India. — 2017. — T. 97. — № 15. — С. 495-507.
31. Maslova I.B. The diversification as the trends of reforming additional professional education of social workers / I.B. Maslova, T.E. Lifanova, O.V. Golenkova, E.S. Mikheeva, N.V. Leb-edeva // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences . - Volume 9. - Issue 2. - 2018 . - (March - April). - P. 1117-1127.
32. Vasilyev A.V. Conspicuous consumption as an attribute of socio-cultural decadence in Russia / A.V. Vasilyev, V.K. Kovalchuk, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov // Man in India. — 2017.
— T. 97. — № 10. — С. 399-414.
33. Khizbullin F., Akhmedina G, Rostova A., Shilina S. Hydrocarbon resources as an object of geopolitical confrontation between Russia and the West // Central Asia and the Caucasus. — Journal of Social and Political Studies. — Volume 18. Issue 2. — Sweden: CA&CC Press®, 2017.
— P. 34-41.
Сведения об авторах
Кузеванова Виктория Вячеславовна - магистрант 1 курса направления подготовки «Социология управления» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
UDK 316
REFLECTION OF COMMUNICATIVE COMPETENCES OF PUPILS
V.V. Kuzevanova Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
The article addresses issues of the definition of communicative personality. The stages of the emergence and development of this concept are discussed. Particular attention is paid to the current research of the communicative personality.
Keywords: communicative personality, communicative competence, types of communicators.
References
1. Bedyagin S.A. Vitalnaya maksima obraza zhizni / S.A. Bedyagin, P.N. Krichek // Re-gionologiya. — 2014. — №1 (86). — S. 99-108.
2. BorisnYov S.V. Sotsiologiya kommunikatsii. Ucheb. posobie dnya vuzov / S.V. Boris-nYov. — M.: YuNITI-DANA, 2013. — 270 s.
3. Gostenina V.I. Kachestvo zhizni: otrazhenie sotsialnoy praktiki upravleniya v rossiyskom obschestve / V.I. Gostenina, G.G. Volkova, S.A. Kuzina, E.Yu. Lupenkova, S.A. Shilina // Ez-hegodnik NII fundamentalnyih i prikladnyih issledovaniy za 2009 god. Bryansk: RIO Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010. — 182 s. — S. 96-104.
4. Gostenina V.I. Kommunikativnyie osnovaniya upravleniya megapolisom (na materiale upravlencheskogo diskursa) / V.I. Gostenina, A.K. Mamedov, S.A. Shilina. M.: MAKS Press, 2016.
— 192 s.
5. Gostenina V.I. Sotsialnyie trendyi upravleniya i tehnologii kriticheskogo diskursa v uslo-viyah rossiyskoy realnosti / V.I. Gostenina, E.Yu. Lupenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Ez-hegodnik NII fundamentalnyih i prikladnyih issledovaniy za 2015 god. Bryansk: RIO Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015. — 200 s. — S. 147-158.
6. Gostenina V.I. Sotsiologiya massovoy kommunikatsii. / Gostenina V.I., Kiselev A.G. — M.: Alfa-M: INFRA-M, 2013. — 335 s.
7. Gostenina V.I. Upravlencheskiy diskurs kak faktor formirovaniya statusa regiona (na primere Bryanskoy oblasti) / V.I. Gostenina, S.A. Shilina // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. — № 2. — 2012. — S. 267-272.
8. Gostenina V.I. Upravlencheskiy diskurs: kodovaya tehnologiya konstituirovaniya imidzha gosudarstvennoy vlasti / V.I. Gostenina, S.A. Shilina // Srednerusskiy vestnik obschestvennyih nauk. — № 2. — 2012. — Orel: RANHiGS pri Prezidente RF. S. 29-34.
9. Gostenina V.I. Upravlencheskiy diskurs kak tehnologiya sotsialnogo vzaimodeystviya sub'ekta vlasti i sotsiuma / V.I. Gostenina, A.Yu. Kachalkov, S.A. Shilina // Vlast. — 2015. — № 8.
— S 128-133.
10. Gostenina V.I. Upravlencheskie faktoryi formirovaniya statusa regiona (na primere Bryanskoy oblasti) / Gostenina V.I., Kiselev A.G., Shilina S.A. // Vlast. — 2013. — № 2. —S. 082085.
11. Gostenina V.I. Upravlencheskiy diskurs v sisteme tsennostnyih orientatsiy sub'ektov elektoralnogo protsessa/ V.I. Gostenina, E.Yu. Lupenkova, S.A. Shilina // Ezhegodnik NII fundamentalnyih i prikladnyih issledovaniy za 2013 god. Bryansk: RIO Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014. — 186 s. — S. 145-152.
12. Gostenina V.I. Sotsialnyie tehnologii upravlencheskogo diskursa v sisteme otnosheniy gosudarstva i obschestva / V.I. Gostenina, S.A. Shilina // Sotsialno-gumanitarnyie znaniya. — 2012. — № 1. — S. 68-78.
13. Kirichek P.N. Duhovnaya kultura v dinamike interesov rossiyskoy molodezhi / P.N. Kirichek // Voprosyi kulturologii. — 2017. — № 2. — S. 70-76.
14. KirichYok P.N. Chelovek v mehanike sotsiokulturnogo protsessa // Initsiativyi XXI ve-ka. — 2013. — № 3. — S. 86-89.
15. Kiselev A.G. Strategiya novoy Rossii // Vlast. — 2010. — № 10. — S. 4-6.
16. Klyuchnikova T.N. Faktoryi razvitiya sotsialnoy aktivnosti rossiyskoy molodezhi / T.N. Klyuchnikova // Sotsiologicheskiy almanah. Materialyi VI Orlovskih sotsiologicheskih chteniy. — 2016. — Vyipusk 8. — S. 202-204.
17. Kuzevanova V.V. Sotsiologicheskie issledovanie upravlenie formirovaniem kommnu-nikativnoy lichnosti / V.V. Kuzevanova// Vyipusknaya kvalifikatsionnaya rabota. — Bryansk, 2017 (rukopis).
18. Kuzevanova V.V. Formirovanie kommunikativnoy lichnosti/ V.V. Kuzevanova// Prak-ticheskiy diskurs vyisshey shkolyi / Sbornik dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Bryansk, 1 dekabrya 2016 goda) // Gl. red. dokt. sotsiol. n., prof. V.I. Gostenina. -
Bryansk: RIO BGU, 2016. — S. 40-43.
19. Leontev D.A. Lichnost: chelovek v mire i mir v cheloveke // Voprosyi psihologii. — 2011. — № 3. — S. 11-21.
20. Lomakina O.V. Yazyikovaya lichnost L.N. Tolstogo: kognitivnyiy uroven / O.V. Lomakina // Russkaya literatura v formirovanii sovremennoy yazyikovoy lichnosti. Materialyi kon-gressa. Ch. 1. — SPb.: MIRS, 2007. — S. 495-496.
21. Mamedov A.K. Kommunikativnyiy status lichnosti: metodologiya issledovaniya / A.K. Mamedov, E.K. Korkiya // Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika. — 201В. — № 2. — S. 33-40.
22. Mamedov A.K. Konvergentsiya nauki v obrazovatelnyiy protsess: reshenie i tehnolog-icheskie linii / A.K. Mamedov // Trud i sotsialnyie otnosheniya. — 2009. — № 3. — S. 4-12.
23. Mamedov A.K. Teoreticheskie podhodyi k ponimaniyu identichnosti v sovremennoy sotsiologicheskoy nauke /A.K. Mamedov, O.I. Yakushina // Vestnik Moskovskogo universiteta. — Seriya 1В: Sotsiologiya i politologiya. — 2015. № 1. — S. 43-59.
24. Mamedov A.K. Epistemologiya sotsialnogo poznaniya. Monografiya / A.K. Mamedov.
— M., 2017.
25. Shilina S.A. Diskurs russkoy yazyikovoy lichnosti sovetskoy i postsovetskoy epoh / S.A. Shilina // V sbornike: Tekst v kulturnom, istoricheskom, yazyikovom prostranstve. Materialyi Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — M., 2017. — S. 510-515.
26. Shilina S.A. Narrativnoe intervyu kak metod sotsiologicheskogo issledovaniya yazyikovoy lichnosti / S.A. Shilina // Problemyi nauchnoy myisli. — 2017. — T. 1. — № 6. — S. ВВ-116.
27. Shilina S.A. Sotsiolingvisticheskie aspektyi russkoy yazyikovoy lichnosti sovetskoy epohi kak otrazhenie sotsiokulturnyih protsessov v diskurse / S.A. Shilina // Polivanovskie chteniya.
— 2016. — № 11. — 30В s. — S. 2В9-296.
2В. Khizbullin F. Hydrocarbon resources as an object of geopolitical confrontation between Russia and the West / F. Khizbullin, G. Akhmedina, A. Rostova, S. Shilina // Central Asia and the Caucasus. — V. 1В. — Issue 2. — 2017. — P. 34-41.
29. Korkiya E.D. Virtual personality: a search for new identity / E.D. Korkiya, M.E. Lipato-va, A.K. Mamedov // Indian Journal of Science and Technology. — 2016. — Т. 9. — № 36. — С. 102020.
30. Liadova A.V. The burnout among emergency physicians: evidence from Russia (sociological study). / A.V. Liadova, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov, N.A. Panich // Man in India. — 2017. — T. 97. — № 15. — С. 495-507.
31. Maslova I.B. The diversification as the trends of reforming additional professional education of social workers / I.B. Maslova, T.E. Lifanova, O.V. Golenkova, E.S. Mikheeva, N.V. Leb-edeva // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences . - Volume 9. - Issue 2. - 201В . - (March - April). - P. 1117-1127.
32. Vasilyev A.V. Conspicuous consumption as an attribute of socio-cultural decadence in Russia / A.V. Vasilyev, V.K. Kovalchuk, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov // Man in India. — 2017.
— T. 97. — № 10. — С. 399-414.
33. Khizbullin F., Akhmedina G, Rostova A., Shilina S. Hydrocarbon resources as an object of geopolitical confrontation between Russia and the West // Central Asia and the Caucasus. Journal of Social and Political Studies. Volume 18. Issue 2. Sweden: CA&CC Press®, 2017. P. 34 -41.
Author's information
Kuzevanova V.V. - master student 1 course of the specialty «Sociology of management» FSBEI HE Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky.