УДК 37.01 ББК 433(2)
Ольга Борисовна Тебенькова,
Забайкальский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Чита, Россия), e-mail: oltebk@mail.ru
Социально значимая деятельность в профильных объединениях (конец XIX - начало XXI вв.)
В статье рассматривается генезис содержания социально значимой деятельности в профильных объединениях конца XIX - начало XXI вв., выделяются этапы развития социально значимой деятельности, которые автор связывает с различными периодами в жизни страны. Представлены виды профильных объединений, даётся характеристика социально значимой деятельности в них на каждом этапе. Обобщение исторического опыта позволяет определить, что содержание социально значимой деятельности на протяжении XIX-XXI вв. обогащается с каждым последующим периодом, происходит изменение структуры, направленности профильных объединений. Это связано с развитием общественного строя в стране. Тем самым в решении воспитательных задач в процессе социально значимой деятельности наблюдается переход от идеологического воспитания к демократическому, к учёту интересов, способностей участников профильных объединений, что открывает перспективы развития новых направлений и форм социальных инициатив.
Ключевые слова: вариативно-программный подход, детское общество, детское объединение, профильное объединение, общественно полезная деятельность, социально значимая деятельность, социальная инициатива.
Olga Borisovna Tebenkova,
Zabaikalsky Institute of Improving Qualification and Professional Retraining of Educators (Чита, Россия), e-mail: oltebk@mail.ru
Socially Significant Activities in Profile Associations of the 19th - the beginning of the 20th Century
The article considers the genesis of the content of social activities in the profile associations at the end of the 19th - the beginning of the 20th century, emphasizes the development stages of socially useful activities, which the author connects with different periods in the life of the country. It presents the types of profile associations and describes their socially significant activities at each stage. The generalization of historical experience allows determining the content of social activities throughout the 19th - 20th centuries that is enriched with each successive period, changes in the structure and directions of profile associations. This is associated with the development of the social system in the country. In addressing the educational challenges in the socially significant activity, the author observes a transition from ideological to democratic education, consideration of profile association members’ interests and abilities, which opens up prospects for the development of new areas and forms of social initiatives.
Keywords: variability program approach, children’s society, children’s association, profile association, socially useful activity, socially significant activity, social initiative.
Актуальность исследования обусловлена потребностью российского общества в формировании системы воспитания в свете федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Сущность воспитания заключается как в предоставлении ребёнку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования, так и в создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой
деятельности, что в свою очередь способствует становлению ценностных ориентаций, непрерывному духовному саморазвитию [5].
В результате включения подростков в социально значимую деятельность в структуре субъектного опыта меняется соотношение типовых компонентов поведения и мышления, задаваемых сообществом в виде социокультурных эталонов, ценностных ориентиров, и индивидуальных способов жизнедеятельности,
© О. Б. Тебенькова, 2012
173
приобретаемых в процессе активных форм отношения к окружающей социальной и природной действительности, познания и общения.
На протяжении Х1Х-ХХ1 вв. социально значимая деятельность признавалась важным условием социального воспитания подростков. Изучение содержания, выявление особенностей развития социально значимой деятельности в профильных объединениях конца XIX -начала XXI вв. позволяет нам обосновать этапы деятельности профильных объединений, дать характеристику социально значимой деятельности на каждом этапе, что открывает перспективы развития новых направлений в реализации социальных инициатив и является важной теоретической и практической задачей современной педагогики.
В истории деятельности профильных объединений выделяется несколько этапов: I - дореволюционный, II - послереволюционный, III -довоенный, IV - военный, V - послевоенный,
VI - окончательного строительства социализма,
VII - развернутого строительства коммунизма,
VIII - перестроечный, IX - современный.
Первый этап деятельности профильных
объединений связан с именами И. Н. Жукова,
О. И. Пантюхова, О. Д. Петрова, штаб-ротмистра Александровского юнкерского военного училища Г. А. Захарченко, С. Т. Шацкого и др.
Дореволюционный период характеризуется наличием ученических организаций, связанных с системой государственного образования, в которых определялись следующие виды общественно значимой деятельности: труд, политическая работа, самоуправление и появление сети самодеятельных детских обществ вне школы, удовлетворяющих потребности, интересы детей, которые назывались детскими обществами. Согласно «Временным правилам об обществах и союзах», принятым именным высочайшим указом Сената от 4 марта 1906 года и опубликованным в «Полном собрании законов Российской империи» (собрание 3-е), обществом считалось «соединение нескольких лиц» для достижения определённой цели, исключающей получение прибыли, а союзом считалось соединение нескольких обществ. На основании этих правил действовали такие детские общества, как скауты, общество «Сетле-мент», «Детский труд и отдых».
Идеолог российского скаутинга И. Н. Жуков, пропагандируя идеи скаутского мирового братства, объединял подростков «в делах на общую пользу» на основе «рыцарского», гуманистического воспитания.
М. В. Богуславский выявил три точки зрения на скаутизм: средство «военной помощи государству»; физическое и нравственное воспитание в сочетании с общественно значимым трудом; «рыцарское» движение как способ воспитания гражданских и общечеловеческих качеств.
В «Сетлементе» и «Детском труде и отдыхе» главной целью осуществлялось всестороннее развитие личности посредством организации детского самоуправления, вовлечения детей в общественно полезную деятельность.
Среди обществ, «образованных с разрешения учебного начальства, учащимися в учебных заведениях из своей среды», на которые указанные правила не распространялись, можно назвать: товарищества, клубы, детские площадки, кружки, детские летние колонии, народные детские дома, «подростковые общества физического развития детей», «Майские союзы», ценность их состояла в стремлении охватить целенаправленным внешкольным воспитанием широкие массы детей России.
Исторические события русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой войны придали социально значимой деятельности ярко выраженную гражданско-патриотическую направленность. В эти годы, благодаря активной поддержке взрослых, получили распространение «Артели тружениц», «дружины», «трудовые артели», «приюты-ясли», цель которых состояла в оказании помощи семьям воинов, заботе о раненых.
Итак, в России с начала XX в. к 1917 г. сложились основные типы детских и юношеских профильных объединений. Одни действовали в рамках образовательных учреждений, выполняя трудовую, политическую работу на основе самоуправления. Другие, с чётко выраженной политической направленностью, выделялись как детские самодеятельные общества и союзы, деятельность которых была направлена на оказание добровольной помощи нуждающимся.
Второй этап организации социально значимой деятельности связан с именами
Н. К. Крупской, А. В. Луначарским, А. С. Макаренко, М. В. Крупениной, В. Н. Шульгина. В послереволюционное время социально значимая деятельность рассматривалась как общественно полезная, которая служила расширением личного опыта социального взаимодействия. При этом личный опыт характеризовался как средство познания реальной жизни, закрепления теоретических знаний, формирования практических умений и навыков полноценно воспитанного человека [6, с. 239].
Десятилетие двадцатых-тридцатых годов -связано с начальным этапом развития пионерского движения. Содержание, формы, методы работы профильных объединений отражались в Торжественном обещании юного пионера, законах, «Основных элементах программ юных пионеров», «Организационном положении детской коммунистической организации юных пионеров имени Ленина». Привлекательность социально значимой деятельности придавала символика, атрибуты, ритуалы, зрелищные формы. Общественно полезная деятельность культурной направленности прослеживалась в работе пионеров с октябрятами, организации коллективной читки газет, книг, проведении диспутов, «лекций для детей и взрослых», подготовке всенародных революционных праздников и др. Именно в это время благодаря привлечению к работе с детьми культурных, научных, технических сил общества начинает создаваться сеть пионерских профильных объединений по интересам.
В. Н. Шульгин раскрывает суть ведущего подхода к организации социально значимой деятельности, в основе влияния которого на детей были опыт и практика самих детей.
Н. К. Крупская связывала использование этого подхода с главной задачей пионера - реальным посильным улучшением окружающей жизни.
Общественно полезная деятельность с середины двадцатых годов закрепляется как основной метод в теории и практике пионерских профильных объединений в виде «целевых заданий» («проектно-трудовых заданий»), одним из разработчиков которого была М. В. Крупенина.
В. М. Богуславский выделил ряд недостатков этого метода, которые состояли в следующем: стихийность форм, сухость, повторяемость, «выбор среди них не тех, которые более ценны в педагогическом плане, а тех которые легче провести» [1, с. 24]. По его мнению, это отрицательно влияло на развитие самодеятельности подростков.
В то же время специфика профильных объединений пионерской организации начала двадцатых - начала тридцатых годов заключалась в динамизме, вариативности, социальной значимости, возрастной ориентации, учёте реальных интересов и потребностей членов коллектива.
Третий этап - довоенный (1932-1941 гг.). Профильные объединения в эти годы начинают создаваться не только на базе школ, но и на базе Домов, Дворцов пионеров, пионерских лагерей, внешкольных учреждений, включая в
себя юннатское, юнкоровское, краеведческое, оборонно-массовое, спортивное, техническое, тимуровское, антифашистское направление.
В этот период профильные объединения активно принимают участие в общественно полезной деятельности, связанной со сбором средств на постройку самолётов «Ленинские искры», выходом «Пионерской правды», участием в сооружении Ферганского канала. Всесоюзной исследовательской экспедицией «Узнаём свою Родину» и др. [4, с. 48]. Итак, в этот период профильные объединения выходят за рамки школ, расширяются виды социально значимой деятельности.
Четвертый этап - военный (1941-1945 гг.) становится временем активного воспитания патриота-гражданина. Социально значимая деятельность имела следующую специфику: участие подростков в сборе средств на строительство танков, самолётов, работа в госпиталях, участие в уборочной сельскохозяйственной кампании, заготовка дров, помощь семьям в эвакуации. Многие школьники на свой страх и риск вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам; конечно, они серьёзно рисковали. Спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На «детском фронте» воевали как мальчики, так и девочки 13-15 лет, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. В годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. детей - юных защитников были награждены боевыми орденами и медалями. В первые послевоенные годы подростки участвовали в восстановлении разрушенного хозяйства: парков, посёлков, городов, которым присваивались имена пионеров-героев. Наблюдается широкий размах во время войны и после её окончания тимуровского движения пионеров по оказанию помощи семьям погибших воинов, инвалидов и престарелым людям.
По мнению В. В. Грибанова, Э. П. Теплова, именно тимуровское движение, стало предвестником неформального движения подростков [3]. Так, в 1942 г. газета «Московский большевик» писала, что в Москве пионерская организация расформировалась, а её роль была
подменена тимуровскими командами. Тимуровские отряды фактически стали альтернативными объединениями подростков, осуществляющих социально значимую деятельность не по указанию сверху, а по внутренней потребности быть полезными людям, делать добро.
Пятый этап - послевоенный (1950-1960 гг.). В этот период социально значимая деятельность приобрела специфические формы. Определяющим участие подростков в социально значимой деятельности стал «Примерный перечень умений и навыков для пионеров», более известный под названием «Пионерские ступени», участие в разработке которого приняли В. С. Хан-чин, В. Г. Яковлев, О. С. Кель, И. Г. Гордин, В. С. Аранский. Введение «ступеней» стимулировало развитие самодеятельности, социальной активности подростков. Профильные объединения действовали в рамках пионерской организации. В результате выполнения требований каждой ступени пионеры овладевали жизненно необходимыми умениями и навыками. Однако М. В. Богуславский отмечает, что иногда наблюдался «разрыв между искусственно подобранными заданиями «ступенек» и реальными потребностями жизни» [1, с. 30].
Шестой этап - окончательного строительства социализма (1960-1970 гг.) Именно в это время активно развивается коммунарская методика и этот период можно считать началом развития профильных объединений в условиях летнего отдыха детей и подростков. Расширяется база подготовки вожатых, методистов в лагерях «Артек», «Орлёнок», лагерях актива. На базе пионерских лагерей организуются профильные отряды юных барабанщиков, горнистов, юннатов, юнкоров, ребят из клубов интернациональной дружбы и др. Проходят всероссийские, международные профильные смены интернациональной дружбы, в основе которых лежало знакомство с культурой различных национальностей, объединение подростков в социально значимую деятельность по сохранению и передаче традиций своего народа [4].
Седьмой этап - развёрнутого строительства коммунизма (1970-1980 гг.). Характерной чертой проявления социально значимой деятельности выделяются акции, которые определяли вклад пионеров в созидательную жизнь страны: «Пионерские рельсы БАМу», «Чукотка», «Пионерстрой», «Моё Отечество -СССР». Профильные объединения этого периода принимают активное участие во Всесоюзных пионерских слётах, смотрах различной
содержательной направленности, поисковой, краеведческой работе, интернациональных акциях солидарности. Деятельность профильных объединений в рамках Всесоюзной пионерской организации становится частью внеучебной воспитательной работы. Именно в этот период разворачивают свою деятельность альтернативные объединения и движения, такие как ком-мунарство, объединения по месту жительства, «юные зарничники», вновь активизируются тимуровцы. Стали создаваться штабы, проводиться профильные слеты, сборы этих объединений. В республиках стала нарастать тенденция к созданию своих детских объединений. Содержание деятельности профильных объединений определялось, в основном, краткосрочными программами-акциями (Всесоюзное соревнование пионерских отрядов, Всесоюзный смотр «Сияйте Ленинские звёзды!») и др.
Восьмой, перестроечный этап (19801990 гг.) - период зарождения самых разнообразных детских общественных структур в условиях крушения социалистического общества, коренных изменений государства, кризиса пионерского движения и обоснования вариативно-програмного подхода к деятельности различных детских общественных объединений. В это время современным подросткам предоставляется реальная возможность самопроявиться, самоорганизоваться в добровольно выбранные, созданные при их участии в разнообразные детские профильные объединения. На этом этапе наблюдается расширение деятельности самодеятельных профильных объединений на фоне кризиса в пионерской организации.
Девятый этап - конец девяностых годов двадцатого века и начала двадцать первого века. Характеризуется сочетанием международных, общегосударственных, национальных, местных и личностных интересов, которые находят своё выражение в разработке практико ориентированных программ и проектов, в создании экспериментальных площадок для отработки новых подходов к определению содержания и технологий социально значимой деятельности детей и молодёжи. В этом аспекте особое значение приобретает организация профильных смен в период каникул детей на базе детских оздоровительнообразовательных лагерей [10; 11].
И. И. Фришман, анализируя новую модель воспитательной деятельности на базе детского оздоровительно-образовательных лагерей, отмечает, что подросток выступает в данном случае субъектом собственной жизни и «творит
ее, постепенно постигая ценность своей индивидуальности в контексте социально преобразующей деятельности» [11, с. 77].
Социально значимую деятельность этого этапа можно характеризовать как деятельность, представляющую собой единство открывающихся перед подростком ценностей, преобразующих личностный смысл, как деятельность активного взаимодействия с окружающей действительностью.
Итак, анализ генезиса социально значимой деятельности в профильных объединениях показал, что на протяжении XIX-XXI вв. осущест-
вляется обогащение содержания социально значимой деятельности, переход от реализации идеологической направленности к учёту интересов, способностей подростков. Социально значимая деятельность в профильных объединениях отражает общественное развитие страны. В советское время она имела ярко выраженную социально-политическую направленность. Социально значимая деятельность перестроечного и современного периодов нацелена на поиск личностных смыслов, на становление ценностных ориентаций подростков и творческое преобразование окружающего мира.
Список литературы
1. Богуславский М. В. ХХ век российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002. 320 с.
2. Гиль С. С. Педагогика поддержки инициатив молодёжи. М., 2003. 192 с.
3. Грибанов В. В., Теплов Э. П. Ленинградский опыт изучения и оценки деятельности неформальных группировок // Криминологи о неформальных объединениях. М., 1990. С. 116-130.
4. Как вести за собой: Большая книга вожатого: учеб. пособие / под ред. Л. И. Маленковой М.: Педагогическое общество России, 2004. 608 с.
5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2009. 29 с.
6. Развитие идеи о соотношении индивидуального и социального в процессе воспитания личности в отечественной педагогике (80-е гг. ХК - 30-е гг. ХХ вв.): монография / Н. В. Семенова. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2005. 292 с.
7. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. М., 2003. 512 с.
8. Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-х ч. / сост. и ред. Т. В. Трухачёва, А. Г. Кирпичник. М., 2000. Ч. I. 240 с.
9. Соколов Р. В. Народно-воспитательное движение и возрождение России // Социальные силы и пути преодоления системного кризиса. М., 2001. С. 494-499.
10. Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и молодёжи: поддержка общества и государства: монография. М.: РЕГЛАНТ, 2003. 214 с.
11. Фришман И. И. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря // Народное образование. 2004. № 3. С. 89.
Spisok literatury
1. Boguslavskij M. V. HH vek rossijskogo obrazovanija. M.: PER SJe, 2002. 320 s.
2. Gil’ S. S. Pedagogika podderzhki iniciativ molodezhi. M., 2003. 192 s.
3. Gribanov V. V., Teplov Je. P. Leningradskij opyt izuchenija i ocenki dejatel’nosti neformal’nyh gruppirovok // Kriminologi o neformal’nyh ob#edinenijah. M., 1990. S. 116-130.
4. Kak vesti za soboj: Bol'shaja kniga vozhatogo: ucheb. posobie / pod red. L. I. Malenko-voj M.: Pedagogicheskoe obwestvo Rossii, 2004. 608 s.
5. Koncepcii duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Ros-sii v sfere obwego obrazovanija / A. Ja. Daniljuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. M., 2009. 29 s.
6. Razvitie idei o sootnoshenii individual'nogo i social'nogo v processe vospitanija lichnos-ti v otechestvennoj pedagogike (80-e gg. HIH - 30-e gg. HH vv.): monografija / N. V. Semenova. Habarovsk: Izd-vo DVGGU, 2005. 292 s.
7. Sociokinetika. Strategija i taktika detskogo dvizhenija novogo veka. M., 2003. 512 s.
8. Sociokinetika: kniga o social'nom dvizhenii v detskoj srede. V 2-h ch. / sost. i red. T. V Tru-hachjova, A. G. Kirpichnik. M., 2000. Ch. I. 240 s.
9. Sokolov R. V. Narodno-vospitatel'noe dvizhenie i vozrozhdenie Rossii // Social'nye sily i puti preodolenija sistemnogo krizisa. M., 2001. S. 494-499.
10. Teterskij S. V. Social'nye iniciativy detej i molodjozhi: podderzhka obwe-stva i gosudarstva: monografija. M.: REGLANT, 2003. 214 s.
11. Frishman I. I. Social'no-pedagogicheskaja dejatel'nost' detskogo ozdorovi-tel'nogo lagerja // Narodnoe obrazovanie. 2004. № 3. S. 89.
Статья поступила в редакцию 13.05.2012 г.