УДК 371.398
СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ В СЕМЕЙНО-СОСЕДСКОМ СОЦИУМЕ
© Александр Сергеевич Найданов
Институт педагогики и социальной работы Российской академии образования, соискатель кафедры социальной педагогики; зам. префекта Юго-Восточного административного округа г. Москвы, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются наиболее эффективные направления социально-воспитательной работы с населением в семейно-соседском социуме на примере Юго-Востока столицы, вопросы взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и институтов гражданского общества по реализации социальных проектов и программ по совершенствованию семейного воспитания и детско-родительских отношений.
Ключевые слова: социально-воспитательная политика органов исполнительной власти; семейнобытовая микросреда и ее ближайшего окружения; система социального воспитания; дворовые общественные родительские советы.
Социальное воспитание в системе места жительства близка и понятна каждому человеку, потому что она связана с понятием «малая родина» - местом жительства. Здесь живут наши семьи, здесь мы воспитываем своих детей. Совершенно очевидно, что эта работа требует самого пристального внимания со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления. Современный сверхдинамичный и противоречивый мир породил многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, связанных с демократизацией и гуманизацией общественных отношений, которые значительно повлияли на социальные роли и функции семьи - основного социального института, зачастую снижая ее воспитательный потенциал.
Обоснованную тревогу вызывает социальное самочувствие семьи. Кризисные явления социального, материального и духовного порядка привели к внутрисемейной разобщенности, конфликтам, нестабильности брачных отношений, падению авторитета родителей, жестокому обращению с детьми, педагогической некомпетентности. Семья в сложившихся условиях зачастую не выполняет свои функции и нуждается в профессиональной помощи. И московская семья не стала исключением - изменились экономические условия ее жизни, система норм и семейных ценностей. Разрушились традиционные уклады, преобразовались родственные и соседские связи, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье и мн. др. Все это не может
не отражаться на характере детско-родительского общения, приводит к дефициту его позитивных эмоциональных связей, что потенциально и реально уменьшает воспитательные возможности семьи.
Поиск путей преодоления происходящих негативных деформаций, стимулирования стабилизации и позитивных преобразований в экономике, социальной политике и духовной жизни, создания в различных структурах социума комфортных морально-психологических условий бытия и духовно-нравственного развития личности предопределяют возрастающую значимость и качественно иной уровень востребованности идей, теорий и концепции системы социально-воспитательной работы с населением в семейнососедском социуме по месту жительства.
Жизнедеятельность и общение людей в семье, в семейно-соседской микросреде, являющейся наиболее стабильной и значимой из всех сфер общения людей различных возрастных групп и поколений, выступает своеобразным социально-педагогическим феноменом в системе социального воспитания, весьма перспективным с точки зрения использования его воспитательного потенциала. «Семья, семейно-соседская общность, дом, село, деревня, поселок, город - вот та среда, которой должны быть отданы приоритеты в осуществлении социальной политики Российской Федерации», - отмечал Президент России Д. А. Медведев.
Не вызывает сомнения тот факт, что московская семья, оказавшись сегодня в эпи-
центре многих кризисных процессов общества, нуждается в особом внимании со стороны всех социальных институтов, и именно здесь на помощь приходит социальная педагогика, призванная содействовать семье в ее социализации, решать проблемы взаимоотношений семьи и среды, личности и общества и особенно во взаимоотношениях: ребенок -семья - учреждение образования.
Вся многогранная образовательно-педагогическая работа учреждений образования должна проходить на глазах родителей в содержательно привлекательных формах без ограничений по времени и в образовательном пространстве. Это позволяет достигать и уверенно опираться на родительское доверие по поводу качественного уровня образования.
Различные направления социальновоспитательной деятельности и методологическое обоснование этой деятельности в семейно-соседском социуме исследовались
A. И. Антоновым, А. И. Арнольдовым,
B.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой, Н.С. Деж-никовой, М.М. Плоткиным, О.Г. Прохоровой, Г.Г. Силласте, Е.Н. Сорочинской, В.С. Торохтий, Г.Н. Филоновым и др. [1-4], раскрывшими значимость и самостоятельность социальной педагогики как важнейшей отрасли человекознания, выделившими определенные знания о человеке и социуме, необходимости гармонизации отношений общества и личности, обосновавшими специфику влияния социальной педагогики на социальную политику в семейно-соседском социуме, по месту проживания семьи.
Общеизвестно, что в реализации стратегии устойчивого развития семейно-соседского социума немаловажное значение принадлежит специалистам социальной сферы и, прежде всего, социальным педагогам, обладающим необходимыми социально-педагогическими знаниями, умениями в области общения, коммуникаций между людьми, семьями и назначением которых является многоплановая педагогически целесообразная поддержка людей различных возрастных категорий и социальных групп, семей, детей и взрослых, гармонизация отношений в социуме.
Широкий социальный характер микросреды личности, разновозрастной состав ближайшего окружения в семейно-соседском социуме, нерегламентированность, определенная стихийность, свойственные образу
жизни людей в этой микросреде, предполагают многообразие форм общения личности, сложную систему контактов, взаимоотношений детей с родителями, различными поколениями старших, младших, сверстниками, людьми разных поколений, возрастов, профессий. Именно в этом общении заложены богатейшие возможности духовно-нравственного воздействия семейно-соседского социума на личность в свете решения задач социальной, семейной политики.
С помощью государственных учреждений системы департаментов и комитетов Комплекса социальной сферы города Москвы, муниципальных учреждений и общественных объединений решаются наиболее важные вопросы социально-воспитательной политики в семейно-соседском социуме.
В столице приняты и реализуются основные городские и окружные программы, в рамках которых осуществляется социальновоспитательная работа в семейно-соседском социуме: «Год семьи в городе Москве», «Молодежь Москвы», «Культура Москвы», «Патриотическое воспитание молодежи Москвы», «Мой двор, мой подъезд», «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности города Москвы», «Спорт Москвы», «Молодой семье -доступное жилье», «Столица многонациональной России», «Духовно-нравственное
воспитание и развитие детей и молодежи в Юго-Восточном административном округе города Москвы», Экологическая программа города Москвы, Целевая программа развития туризма в городе Москве и др.
Взаимодействие личности и среды, развитие социально-воспитательной работы с населением по месту жительства; деятельность социальных институтов педагогического и непедагогического характера как устойчивых форм организации социальной жизни, специфически функционирующих в территориальном образовании, рассматриваются в государственных документах, таких как Федеральный закон «Об образовании», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Основные направления государственной социальной политики в интересах детей до 2010 года (На-
циональный план действий в интересах детей)», программы «Молодежь России», Законы города Москвы «О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями», «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства», городской целевой программе «Стратегия развития города Москвы на период до 2025 года».
Основной целью социального воспитания является содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе. В структуре конкретных целей, в содержании социального воспитания на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия - общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека, и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо общества. Задача состоит в создании необходимых и достаточных условий для обеспечения развития личностносмысловой сферы человека и его индивидуально-психологического здоровья.
Своеобразным социально-педагогическим феноменом в системе социального воспитания (весьма перспективным с точки зрения использования его воспитательного потенциала) представляется жизнедеятельность и общение людей по месту жительства - в семейно-бытовой микросреде с ее ближайшим окружением, являющейся наиболее стабильной и значимой из всех сфер общения людей различных возрастных групп и поколений.
Развитие социально-воспитательной работы по месту жительства предполагает приведение системы учреждений социальной сферы в соответствие со всем спектром условий их функционирования - не только учреждений собственно образовательно-воспитательной отрасли, но и социальной сферы в целом, а также других сфер жизнедеятельности людей.
Семейно-бытовая микросреда с ее ближайшим окружением (социокультурной сре-
дой по месту жительства) имеет особые условия и возможности для социально-воспитательной работы с населением. Она характеризуется отсутствием жестких (формализованных) структур, преобладанием неформальной, нерегламентированной структуры, свободой входа и выхода из нее на добровольных началах, выбора видов и характера деятельности; широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений с детьми разного возраста, с родителями, с другими взрослыми.
Пространство в социокультурной среде по месту жительства включает людей с раннего детского возраста в определенные социальные отношения, в т. ч. семейно-соседские общности; способствует реализации на различных возрастных этапах потребностей в общении, познании окружающей действительности, в самоутверждении, самоопределении, развитии творческих начал. В то же время это пространство постоянно открыто для негативных влияний на процесс социального формирования личности; ему свойственны определенная стихийность, противоречивость, обилие неожиданных, непредсказуемых ситуаций. В исследованиях по разработке теоретических оснований и научно-методических рекомендаций, направленных на формирование целостного социальновоспитательного пространства, без должного внимания остается семейно-соседский социум, семейно-бытовая среда, ее социальновоспитательный потенциал.
Социально-воспитательная работа как система помощи человеку предполагает реализацию социальных взаимодействий на всех возрастных этапах развития личности, в различных сферах ее микросреды, полноценное использование в этих целях средств и возможностей всех социальных институтов, общества в целом.
В Юго-Восточном административном округе столицы, включающем 12 муниципальных районов с населением 1149,0 тыс. человек, в т. ч. 195 тыс. детей, 63 тыс. семей (в числе которых 2969 многодетных), 3093 семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется тесное взаимодействие по реализации программ социальной политики государственными и негосударственными учреждениями, организа-
циями социальной сферы, в числе которых 12 муниципальных учреждений по месту жительства, 458 образовательных учреждений разного профиля и возрастного контингента, 145 организаций, работающих с семьями, 135 детских и молодежных организаций, 1832 общественных формирования. Округ обладает прекрасным потенциалом социальнопедагогической инфраструктуры для обеспечения работы по социальному воспитанию детей, подростков и молодежи по реализации социально-воспитательных программ.
Опыт Москвы и других регионов страны показал, что наиболее сложной является задача формирования общественной составляющей, предполагающая осознание и проявление воли, прежде всего, управленческих структур в умении убедить население создать и организационно оформить общественный механизм в социально-воспитательной работе по месту жительства. Разрешение этой сложнейшей проблемы в Юго-Восточном округе столицы осуществляется с «выстраивания» целостной системы социальновоспитательной работы с населением. Об этом свидетельствует создание на территории округа системы общественных объединений и движений, активно работающих по месту жительства. Она включает:
- институт старших по домам и подъездам, домкомы, ТСЖ, ЖСК и пр.;
- уполномоченных по домам районного Совета ветеранов;
- дворовые и домовые общественные, родительские советы, советы отцов, объединения бабушек и дедушек;
- общественные пункты охраны порядка;
- другие общественные организации, деятельность которых направлена на объединение определенных категорий жителей, в т. ч. социальной направленности.
Создание системы общественных объединений по месту жительства опирается на идею вовлечения самих жителей в реализацию своих потребностей, в решение проблем на основе концепции самопомощи, взаимопомощи, гармонизации духовно-нравственных отношений в семье, семейно-соседском, дворовом сообществе.
Опираясь на классическое определение понятия сообщества как объединения людей, имеющих общие интересы, цели, учитывая специфику, потребности и запросы населе-
ния Юго-Восточного округа столицы, а также выявленные тенденции развития инновационной практики, мы рассматриваем формирующееся в округе сообщество жителей в качестве нового механизма, обеспечивающего консолидацию и полноценную реализацию в пространстве социального воспитания совокупного ценностно-целевого потенциала проживающего контингента населения округа, различных его групп (особенно социально перспективных) и способствующего интеграции и повышению качества их совместной созидательно-активной деятельности непосредственно в открытом семейно-соседском социуме, по месту жительства людей, способствующей гуманизации среды обитания и, в конечном итоге, повышению качества жизни.
Взаимодействие с родительской общественностью - одно из значимых направлений работы территориальных органов исполнительной власти, учреждений образования, педагогических коллективов. Выполняя основную задачу образования сегодня - воспитание духовно и физически здорового гражданина России - проводятся следующие мероприятия, невозможные без поддержки семьи и общества, без активного участия в жизни школы самых близких для ребенка людей - родителей:
- социально-педагогическое консультирование;
- социально-педагогическая диагностика и обследование личности;
- педагогическая коррекция;
- анимационные мероприятия (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия);
- содействие в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей;
- создание условий для получения школьного образования по специальным программам;
- создание условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования;
- организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков и др.
В каждом образовательном учреждении юго-востока работают родительские комите-
ты, советы школы, управляющие или попечительские советы, которые являются помощниками администрации школы в вопросах укрепления материально-технической базы, обновления содержания образования. Родительской общественностью вносятся предложения об изменении режима работы учреждения. Родители помогают классным руководителям в организации мероприятий.
В целях развития демократических форм, коллегиальности в управлении образовательными учреждениями, изучения общественного мнения в вопросах реформирования системы образования создан окружной совет родительской общественности, а также окружной Совет отцов. Члены окружного совета родительской общественности являются участниками городских собраний, проводимых в интерактивном режиме. Особый интерес родительской общественности вызвала проведенная в октябре городская родительская видео-интернет конференция. В работе родительской видео-интернет конференции приняли участие руководители Департамента образования города Москвы, руководство управления ГИБДД ГУВД города Москвы, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве. Родители получили исчерпывающие ответы на поставленные вопросы и донесли их до сведения родителей своих образовательных учреждений.
Члены окружного совета родительской общественности оказывали помощь образовательным учреждениям в работе школьных управляющих советов, участвовали в подготовке и проведении общешкольных и классных родительских собраний по вопросам безопасности детей в школе, организации питания, итоговой аттестации, дополнительного образования, отдыха детей и занятости в каникулярное время, профилактики правонарушений и вредных привычек, психологического сопровождения.
Таким образом, объективные обстоятельства современной жизни столичного мегаполиса и Юго-Восточного административного округа, как его части, обусловливают актуальность развития социально-воспитательной системы образования. В реализации стратегии и механизмов развития социальновоспитательной политики в образовательной среде заложена глубокая вера в укрепление института семьи, любовь к большой и малой
Родине, возрождение России, надежда на стабильность и безопасность, терпимость и уважение к культуре других народов.
Использование потенциала школы и других образовательных учреждений как главного, профессионально-педагогического звена в повышении компетентности всех субъектов социально-воспитательной деятельности по месту жительства особенно актуально и своевременно, когда с населением, с семьей, во дворах и домах работают добровольные помощники, общественность и педагогические коллективы системы образования ориентированы не только на более качественную профессиональную деятельность в рамках своего учреждения, но и на выполнение более широкой социально-педагогической миссии по реализации и развитию образовательных потребностей и ценностных ориентаций непосредственно по месту жительства детей, их семей, молодежи, всего населения, на решение задач социального, экономического развития, гуманизации среды обитания городских жителей, минимизации различного рода социальных рисков, зон социальнопсихологической напряженности и психотравмирующих факторов, повышения качества жизни москвичей.
В основе такого подхода - идея о том, что школа, учреждения дошкольного, дополнительного образования не только несут ответственность за свою собственную педагогическую деятельность, но и влияют на педагогическую целесообразность деятельности других субъектов целостного социально-воспитательного процесса по месту жительства, на осуществление образовательной системой роли первостепенного фактора развития этого процесса.
Позитивные изменения в социальноличностной ориентации воспитательной системы в условиях Юго-Восточного округа столицы выразились в более эффективных подходах к решению таких фундаментальных проблем, как: доступность качественного образования детей и молодежи; формирование мотивации к самореализации и самоопределению личности в различных сферах деятельности; намечающееся продвижение в здоровьесбережении, охране прав и социальной защите различных групп населения; развитие социальной активности и инициатив -ности детей, молодежи, взрослых; гуманиза-
ция и оздоровление среды обитания, отношений в сообществе по месту жительства; формирование трудовых ресурсов на основе интеграции школьного, начального и среднего профессионального образования (пред-профильная, профильная подготовка школьников, самоопределение в профессиональнотрудовой сфере); создание специальной, многопрофильной системы непрерывного профессионального образования педагогов и формирование профессионально-педагогических сообществ в открытом социуме; введение широкого видового разнообразия инновационных интегративных, комбинированных социально-воспитательных учреждений (для дошкольников, школьников, студентов, работающей молодежи, взрослых), а также социально-культурных, социальнопедагогических межведомственных управленческих структур в социальной сфере; создание комплекса научно-методического и нормативно-правового сопровождения деятельности инновационных учреждений (с принятием соответствующих управленческих решений на уровне округа и в городском формате).
Развитие социально-воспитательной работы в такой тонкой, деликатной сфере, какой является семья с ее ближайшим окружением, семейно-соседская общность непосредственно связана с обеспечением ее профессионально подготовленными специалистами, реализующими свои социально обусловленные функции, опираясь на общественный механизм. «Страну может погубить непрофессионализм», - подчеркивал В.В. Путин. Названные субъекты социального воспитания, представляющие государственный сектор системы социально-воспитательной работы и социальной политики в целом, несут профессиональную ответственность за содержание, технологии, формы, методы деятельности не только своих специалистов, но и общественных формирований по месту жительства, а также коммерческого сектора, что предполагает обновление, социально-педагогическую направленность деятельности самих учреждений социальной сферы - образовательных, медицинских, социально-защитных и всех других, реализуя идею (заложенную в нашей модели) межсекторного и межинституцио-нального.
Особую роль в обновлении системы социально-воспитательной работы по месту жительства мы отводим институту социальных педагогов (различного профиля, особенно семейного), который в передовом опыте округа выполняет функцию связующего звена в системе «личность - семья - общество», в межсекторном, межинституциональном взаимодействии. Для опыта Юго-Восточного округа столицы особенно значимой представляется роль социального педагога, педагогически ориентированного социального работника как профессионально подготовленного специалиста, способного взять на себя непосредственную функцию посредника в системе взаимодействия - особенно с дворовыми, домовыми общественными объединениями, которые без участия такого рода специалистов, как показывает отечественный и зарубежный опыт, имеют тенденцию к саморазрушению либо необоснованному «вмешательству» общественности в решение проблем, являющихся прерогативой специа-листов-профессионалов (врачей, педагогов, психологов).
На смену подходу к осуществлению научно-практических поисков в работе по месту жительства по «линейному» принципу (решение проблем «поочередно») в ЮгоВосточном округе столицы постепенно приходит комплексный, системный подход как теоретико-методологический принцип, предполагающий «пошаговые» качественные преобразования одновременно во всех компонентах развития социально-воспитательной работы по месту жительства, что предусматривает:
- целостный характер государственнообщественной системы социального воспитания по месту жительства во всей совокупности ее элементов, ориентированной на потребности, запросы жителей, их духовнонравственное развитие;
- наличие общих целей, задач, ценностей, объединяющих подструктуры этой системы и вытекающих из назначения каждой из них;
- взаимодействие подсистем образования с другими отраслями социальной сферы, с внешней средой обитания, с широкой общественностью, производственной, бизнес сферой;
- наличие обоснованных субординационных связей и определенной иерархии на различных уровнях воспитательной системы по месту жительства.
1. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2005.
2. Найданов А.С. Стратегия и механизмы развития социально-воспитательной политики в семейно-соседском социуме Юго-Восточного округа Москвы // Социальная педагогика в России. 2009. № 5.
3. Найданов А. С. Социально-педагогические аспекты работы с родителями и общественностью (опыт Юго-Восточного административного округа Москвы) // Воспитание школьников. 2009. № 10. С. 37-40.
4. Найданов А. С. Социальная политика детства //
Социально-педагогическая поддержка ребенка: материалы Международной научно-
практической конференции / под общ. ред. А.В. Иванова. М., 2009. С. 187-193.
Поступила в редакцию б.03.20Ю г.
UDC 371.398
SOCIAL AND EDUCATIONAL WORK WITH POPULATION IN FAMILY AND NEIGHBORS SOCIETY
Aleksander Sergeevich Naidanov, Institute of Pedagogy and Social Work of Russian Academy of Education, Competitor of Social Pedagogy Department; Vice Prefect of South-East Administrative District of Moscow, e-mail: [email protected]
The article discusses the most effective directions of social and educational work with population in family and neighbors society based on the example of south-east of the capital, questions of interactions territory agencies of the executive branch and institutes of civil society of social projects and programmes realization on perfection of family education and child-parent relationship.
Key words: social and educational policy of executive agency; family and household microenvironment and its nearby setting; social educational system; yard public parent’s councils.
УДК 37i.3
ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЧАСТОТНОСТИ ФОНЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
© Нелли Георгиевна Агаркова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, доктор педагогических наук, профессор-консультант кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению принципа частотности фонем русского языка как теоретической основы к учебникам по обучению грамоте. Однако соотнесение частотности фонем русского языка с последовательностью их изучения по данным азбукам и букварям не дало положительных результатов. Напротив, подтвердился прецедент использования звукового аналитико-синтетического принципа.
Ключевые слова: звук; фонема; звук-фонема; принцип частотности фонем русского языка; последовательность изучения звуков; звуко-фонемный аналитико-синтетический принцип обучения грамоте; закономерности русской графики.
Одной из центральных проблем в методике обучения грамоте русского языка является последовательность изучения звуков и соответствующих букв, которая определяет возможность отбора словесного материала (слов, предложений, текстов) с учетом, во-первых, возрастных особенностей 6-7-летних
учащихся и, во-вторых, особенностей периода обучения: действиям первоначального
чтения и письма как прочной основы для выработки в дальнейшем соответствующих полноценных навыков.
Впервые на эту проблему обратил внимание К.Д. Ушинский (XIX в.). В XX в. были