Научная статья на тему 'Социально-педагогическая парадигма повышения родительской компетентности средствами дополнительного сетевого образования'

Социально-педагогическая парадигма повышения родительской компетентности средствами дополнительного сетевого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СЕМЕЙНОГО ПРОФИЛЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING TEACHERS OF FAMILY SOCIAL PROFI LE / DISTANT EDUCATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репринцева Галина Ивановна

В работе выдвигаются и доказываются ведущие теоретические основания подготовки социального педагога семейного профиля, обосновывается сетевая дистанционная технология его подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репринцева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PEDAGOGICAL PARADIGM OF ENHANCING PARENTAL COMPETENCE BY MEANS OF ADDITIONAL EDUCATION NETWORK

The paper suggests and proves the leading theoretical foundations for training a social teacher of family profi le, it also justifi es remote network technology of its preparation.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая парадигма повышения родительской компетентности средствами дополнительного сетевого образования»

УДК 37.04, 37.06

Г. И. Репринцева

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПОВЫШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе выдвигаются и доказываются ведущие теоретические основания подготовки социального педагога семейного профиля, обосновывается сетевая дистанционная технология его подготовки.

Ключевые слова: подготовка социального педагога семейного профиля, дистанционные образовательные технологии.

Признание приоритетности семьи - уникального социально-воспитательного института, первичного и основного для каждого человека и социума в контексте национальной образовательной инициативы - обусловило необходимость проектирования, апробации и внедрения «Профессиональной школы родителей» в рамках проекта, основанного на реализации потенциала института социальных педагогов в семье посредством присвоения квалификации «социальный педагог семейного профиля» родителям, окончившим «Профессиональную школу родителей» [1].

О своевременности и целесообразности реализации замысла проекта по формированию компетентности родителей благодаря профессионализации их статуса свидетельствуют несколько объективных социально-педагогических и личностных предпосылок. При этом прослеживается общая стратегия формирования родительской культуры - от родительского всеобуча и просвещения к профессионализации родительства. Инициатива специалистов и самих родителей от просвещения к профессионализации родительства развивается неравномерно, и, тем не менее, оно довольно эффективно по результатам. Этот опыт - своеобразная предтеча пилотного социально-педагогического эксперимента по проекту «Профессиональная школа родителей», который можно рассматривать одним из условий успешности реализации замысла проекта.

В концепции проекта «Профессиональная школа родителей» и осуществляемого Институтом социальной педагогики РАО в течение 2011-2012 гг. пилотного социально-педагогического эксперимента в 13 российских регионах понятие «родительская компетентность» является ключевым. Это обусловлено тем, что является целью, средством и критерием эксперимента по дополнительному профессиональному образованию и практической подготовке родителей (прародителей) к выполнению своих функций в семье, межсемейном социуме, обеспечению механизмов укрепления российской семьи и обогащению межсоседского общения.

Компетентность (от англ. competence) - совокупность компетенций, наличие знаний и опыта,

необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области; осведомленность, информированность, подготовленность. Смысловое значение компетентности как «полноправности» в толковом словаре В. Даля включает «полное соответствие праву» или «полноту права». Знания здесь - основа для выполнения действий, утверждения правомочности в отношении чего-либо. Словари русского языка С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова дают определение компетентности как обладание основательными знаниями в какой-либо области; знание, осведомленность, авторитетность, что, возможно, послужило основанием для понимания компетентности как основы и следствия присвоения определенной суммы знаний, умений, навыков. Не случайно предметом изучения чаще всего являются условия, направленность приобретения человеком компетентности, особенности ее проявления в образовании, профессиональной деятельности и жизнедеятельности человека вообще.

Существует несколько классификаций компетентности. К ключевым компетентностям различные авторы относят: культурологическую (Е. О. Орлова), социокультурную, предметную, межкультур-ную (А. Г. Ширин), коммуникативную (А. И. Су-рыгин и др.), текстовую (Н. Ш. Сайфутдинова), языковую (М. Н. Певзнер), информационную (О. М. Чу-барян и др.), предпринимательскую (Т. М. Матвеева), социальную (В. В. Цветков и др.), социально-педагогическую (В. Г Бочарова, Р. В. Овчарова) и др.

По утверждению Д. С. Нестерова, к ключевым относятся компетентности, которые не предполагают высокой степени специализации деятельности и могут быть применены в различных жизненных ситуациях.

Формирование родительской компетентности в качестве общих теоретических социально-педагогических основ предусматривает дифференциацию и индивидуализацию развития материнства, отцовства и супружества как социокультурных феноменов; комплексный и непрерывный характер процесса их развития; осознание родителями грани своей компетентности и необходимости ее расширения и обогащения; учет общих и специфических

социальных факторов поликультурной среды в семье и вне ее и их влияние на развитие детей на разных этапах онтогенеза.

В качестве специфических основ формирования компетентности родителей можно рассматривать их ориентированность на:

- адекватность воспитания детей специфике, задачам и индивидуальным возможностям их развития на каждом возрастном этапе в поликуль-турной среде;

- ориентацию на возрастание воспитательного, социокультурного и охранно-защитного потенциала семьи в поликультурной среде как основного ресурса формирования позитивных семейных ценностей и традиций социального развития детей и семейно-соседского сообщества;

- мотивированность родителей на взаимодействие со специалистами для более успешного социального развития ребенка и семейно-соседского сообщества в поликультурной среде;

- овладение родителями гуманными методами социального воспитания детей на разных стадиях жизненного цикла семьи, способных к благополучной адаптации к меняющимся социальным ситуациям.

Развитие родительской компетентности предусматривает ориентированность матерей и отцов на формирование комплекса знаний и умений, позволяющих им выполнять многообразные функции в семье на разных этапах ее жизнедеятельности; интеграцию социально-педагогической, нормативноправовой, социально-психологической, психологопедагогической, культурологической, составляющих в этом процессе [2].

По своей содержательно-целевой установке социально-педагогическая модель развития родительской компетентности ориентирована на поддержание и расширение субъектности и социальности детей, укрепление семьи и обогащение меж-семейного общения на основе взаимоуважения детей и взрослых.

В связи с тем, что все условия жизни ребенка с момента рождения социально обусловлены и обеспечиваются в первую очередь родителями, необходимость готовности и компетентности взрослых к качественному выполнению своих функций, и в первую очередь воспитанию личности ребенка, можно считать безусловной. В этом контексте представляет интерес высказывание К. Г Юнга о необходимости совершенствовать личность самих родителей: «Беспрестанно твердят о том, что из ре-

бенка надо воспитать личность. Разумеется, я преклоняюсь перед этим высоким воспитательным идеалом. Однако кто призван воспитывать личность? В первую очередь и прежде всего это самые обыкновенные некомпетентные родители, которые очень часто сами на протяжении половины или даже всей жизни остаются во многом детьми... Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью. Личность - результат высшей жизненной стойкости, абсолютного принятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора»1.

Между тем семейные ценности, воспроизводство лучших семейных традиций и позитивного современного опыта воспитания детей, безусловно, зависят от сформированности, сохранности необходимых знаний и умений у их носителей, и в первую очередь родителей, включая арсенал средств познания своих детей и взращивания в них социально ценных качеств. Более того, использование современных знаний и традиций в социальном воспитании детей - перспективный ресурс для постоянного обогащения родительской компетентности в гармонизации супружеских, детско-родительских, братско-сестринских, межпоколенческих взаимодействий, характеризующих семью как обновляющуюся жизнеспособную общность.

Формирование родительской компетентности в рамках проекта осуществляется согласно квалификационной характеристике социального педагога семейного профиля - нормативного документа, устанавливающего профессиональное назначение семейного социального педагога и квалификационные требования к родителям, получившим профессиональную подготовку по специальности «социальный педагог семейного профиля»2.

Содержательная направленность формирования социально-педагогической родительской компетентности обусловлена базовыми характеристиками знаний и должностных обязанностей социального педагога семейного профиля. В частности, в документе указывается, что, являясь посредником в системе взаимодействия семьи, личности, общества, влияющим на формирование нравственно и физически здоровых отношений в своей семье, а также в семейно-соседском социуме по месту проживания семьи, социальный педагог семейного про-

1 Юнг К. Г. О становлении личности // Психология личности: хрестоматия. Самара, 2002. Т. 1. С. 129.

2 Квалификационная характеристика разработана на основе Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 с учетом специфики специализации семейного социального педагога, подготовленного к профессиональной деятельности из числа родителей. Опубликована в журнале «Социальная педагогика в России» (2011, № 3).

филя овладевает необходимыми психолого-педа-гогическими знаниями, умениями, средствами диагностики состояния и способов развития семьи. Семейный социальный педагог постоянно занимается вопросами саморазвития, самообразования и повышения качества своего педагогического мастерства.

Согласно должностным обязанностям, социальный педагог семейного профиля оказывает психо-лого-педагогическое влияние на родителей в семейно-соседском социуме, распространяет положительный опыт семейного воспитания, актуализирует возрождение и развитие идей семейной народной педагогики, учитывая национально-этнические особенности семьи. Осведомленность в этнокультурных традициях воспитания и умение их использовать - один из критериев компетентности социального педагога семейного профиля в воспитании детей и гармонизации семейных отношений. Актуальность понимания родителем значения содержания бытующих различных ритуалов семейной жизни народов России, которые всегда сопровождали переход ребенка из одной возрастной группы в другую, от одного социального статуса к другому, возрастает в связи с невосполнимой утратой многих лучших традиций воспитания подрастающих поколений.

Вместе с тем, согласно концепции проекта, традиционный опыт позитивного воспитания детей может поддерживаться только компетентными родителями и прародителями как самоценный, эффективный и естественный. Он пронизывает различные формы внутрисемейного нравственного, трудового, эстетического детско-родительского общения и взаимодействия благодаря примеру и образцам старших с помощью труда, бесед, игр, шуток, назиданий в форме фольклора (поговорок и пословиц, сказок, песен), празднично-игровой культуры, совместного семейного творчества, а также внесемей-ных форм обмена воспитательным опытом родителей. Обогащение содержания семейных традиций общения и деятельности поколений обеспечивает социализирующую роль для взрослеющих детей и способствует укреплению современной семьи.

Согласно квалификационной характеристике, социальный педагог семейного профиля должен также знать функции системы государственных институтов, общественных организаций в вопросах оказания помощи и поддержки семьи; принципы организации семейного досуга, общения, свободного времени; основы трудового законодательства. Фактически сегодня ставится вопрос о формировании родительской нормативно-правовой компетентно-

сти, а также преодолении у родителей правового ни-гилизма1. Преодоление правового нигилизма среди родителей представляет собой не что иное, как процесс улучшения их правовой культуры, ее обогащения. Это весьма сложный и длительный процесс, включающий повышение уровня общей и правовой культуры, правосознания родителей, предупреждения правонарушений по отношению к членам семьи и в первую очередь к детям. Вот почему, по замыслу авторов проекта, формированию основ правовой компетентности - одной из базовых компетентностей родителей - уделено особое внимание, что позволит своевременно предотвращать или оперативно решать всевозможные семейные проблемы, а также воспитывать детей в правовом поле, культивируя у них знание закона и уважение к нему.

Предметом особой заботы родителей как семейных социальных педагогов является преодоление дефицита общения и факторов социального риска, которые они выявляют и совместно с другими специалистами разрешают межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты, а также профилактика проявления отклоняющегося поведения. При повышении социально-педагогической компетентности родителей специальное внимание уделяется формированию у них психолого-педаго-гических представлений об основных видах конфликтов в семье на разных этапах ее развития, причинах зарождения и способах их предупреждения, регулирования и разрешения, о влиянии супружеских конфликтов на воспитание детей, их самочувствие и атмосферу в семье.

Исходя из того, что современный социальный педагог семейного профиля в реализации своих профессионально-гуманных функций ориентирован на поддержание и сопровождение семей различного типа в открытом образовательном пространстве, основными критериями его профессиональной деятельности являются повышение нравственной пси-холого-педагогической культуры семьи, ее социально-психологическая защита, влияние на оздоровление семейно-соседского социума.

И в этом контексте эффективность его деятельности зависит от способности рассматривать современную семью, с одной стороны, как достаточно стабильную закрытую систему, развивающуюся согласно внутренним механизмам традиционного функционирования составляющих ее субъектов и подсистем семейных отношений, а с другой -как систему, нуждающуюся в открытости к социуму и многообразных связях с ним, как ресурсу развития, обновления межпоколенческих отноше-

1 Правовой нигилизм (от лат. глЫ1 - ничего) - одна из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике (в повседневной жизни), выступает одной из причин противоправного поведения, преступности.

ний внутри и вне семьи. Вместе с тем, исходя из того, что семья как открытая система подвержена внешним воздействиям, специалисту важно учитывать в своей деятельности всю совокупность различных влияний, стремясь вместе с членами семьи к достижению внутрисемейного равновесия через распределение прав и обязанностей, формирование общих планов и выработку конструктивных способов общения членов семьи внутри и вне семьи.

Исходя из подобного понимания бинарной природы семьи как системы, деятельность социального педагога семейного профиля соответственно имеет два основных взаимосвязанных направления: социально-педагогическая деятельность внутри семьи, гармонизирующая внутрисемейные отношения (превентивно-охранная, консультационноразвивающая, воспитательная и т. п.) и посредническая деятельность вне семьи, гармонизующая семейные социальные отношения в открытом социуме (оказание помощи, поддержки любому члену семьи и его сопровождение в решении им жизненных социальных проблем адаптации к другим социальным институтам, в улучшении социального статуса семьи).

Эффективное осуществление первого направления деятельности социального педагога семейного профиля внутри семьи обусловлено его компетентностью в вопросах психологии развития и социального воспитания ребенка на разных этапах его онтогенеза и жизненного цикла развития семьи, рассматриваемого в контексте возрастных изменений детей и других членов семьи. Учет специфики каждой стадии жизненного цикла, определяющей характерные типичные проблемы развития семьи, позволяет специалисту помочь родителям подготовиться к появлению и разрешению этих проблем, предотвратить возникновение в семьях сложных проблем и плавно перейти членам семьи из одной стадии в другую.

Уровень компетентности социального педагога семейного профиля, направленной на усиление воспитательного потенциала семьи, проявляется в умении взаимодействовать с семьей как с целостной социально-педагогической системой. Диагностика воспитательного потенциала семьи включает всесторонний анализ входящих в эту целостную систему нескольких взаимодействующих подсистем. При этом социально-педагогический контекст анализа различных коллизий внутрисемейного взаимодействия невозможен без учета детско-родительских отношений в целостной системе семейных отношений при безусловном различении отношений в других подсистемах.

Так, в целостной системе семейных отношений специалист должен различать следующие подсистемы: 1) супружеские отношения; 2) детско-ро-

дительские отношения (при нарушении границ супружеских и детско-родительских отношений всегда возникает конфликт); 3) детские отношения -между младшими и старшими братьями и сестрами; 4) супружеско-прародительские отношения (с точки зрения системных законов семейной жизни супружеская семья для мужа и жены приоритетна в сравнении с прародительской, иначе неизбежны конфликты); 5) межпоколенческие отношения, которые с включением детско-родительских отношений развиваются по наиболее сложной сети связей и взаимозависимостей; 6) семейно-родственные (межсемейные) отношения.

В то же время социальный педагог изучает, насколько в подсистемах межпоколенческих и семейно-родственных отношений каждый субъект понимает и оценивает приоритеты внутрисемейной системы и своего места и функций в ней, какие нарушения границ всех подсистем семейных отношений допускаются в расширенной по составу семье (с участием пра- и прапрародительских и особенно одних из самых хрупких - детско-родительских отношений).

В своей деятельности с семьей социальный педагог семейного профиля исходит из базового принципа системности, выражающегося в идее о взаимной детерминированности личности каждого члена семьи и межличностных отношений. Согласно этой идее стиль общения, ведущий вид деятельности детей, характер взаимодействия в семье, тип воспитания и личностные особенности членов семьи (и в первую очередь родителей) образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл, который придает семье и семейным отношениям стабильность и в то же время формирует в них признаки застойности.

Вот почему изменение одного из структурносодержательных компонентов семейной системы, а именно расширение и обогащение компетентности взрослого члена семьи в выполнении своихро-дительских (прародительских) функций на каждой жизненной стадии семьи, входит в одну из ведущих задач деятельности социального педагога семейного профиля. Без взаимодействия с родителями и повышения их воспитательной компетентности чаще всего невозможно разрушение деструктивных циклов внутрисемейных (и внесемей-ных) отношений и формирование обновленных вариантов семейного развития и социального воспитания детей. Повышение уровня родительской компетентности усиливает эти конструктивные тенденции развития современной семьи.

Совершенствование профессиональной психо-лого-педагогической компетентности родителей позволит им менять стратегию совершенствования детско-родительских отношений в зависимости от

этапа жизненного цикла семьи: от подготовки молодежи к семейной жизни, к супружеской семье без ребенка, затем к семье, ожидающей рождения ребенка, далее - к семье с ребенком на разных этапах его развития: от пестования (ухода родителей за детьми) к поддержке, сопровождению и партнерству (соучастию). А компетентное использование технологий воспитания у детей нравственных качеств обеспечит культивирование традиций доброжелательного общения, чувств соборности (коллективизма), заботы о других, ответственности перед собой, семьей и обществом.

Однако взаимодействие социального педагога с родителями и социально-педагогическая поддержка семьи предполагают не радикальное вмешательство в традиционно закрытый процесс семейного воспитания, а деликатное и внимательное изучение особенностей каждой семьи в период осложнения жизненных ситуаций, стиля родительского поведения, а также бережное, союзническое взаимодействие детей с родителями.

Осуществление второго направления деятельности социального педагога семейного профиля -вне семьи (посредническая в гармонизации семейных социальных отношений в открытом социуме) - обусловлено необходимостью поддержки ее становления и благополучного развития в условиях затянувшегося многопланового кризисного состояния современного общества. Жизнеспособность семьи проявляется в умении адаптироваться к реальным условиям трансформации форм взаимодействия с социумом. А процесс благополучной адаптации для многих семей сегодня крайне затруднен. В социальном окружении семьи находятся разнообразные социокультурные, образовательные, социальные институты, предприятия, общественные организации, местные структуры власти, прямо и опосредованно влияющие на воспитательный потенциал семьи. Сегодня для многих семей проблема самостоятельного установления и поддержания гармоничных социальных отношений с социумом особенно обострена.

Не случайно заметно усиливается значимость деятельности социальных педагогов семейного профиля в открытом образовательно-воспитательном пространстве. А проблема специальной, особо тщательной подготовки социальных педагогов для работы с семьей звучит сегодня как основной лейтмотив в профессионализации специалистов. Уве -личение количества семей с профессионально социально-педагогически подготовленными родителями позитивно повлияет и на гармонизацию отношений в семейно-соседском окружении по месту проживания семей.

Воспитательная деятельность социальных педагогов семейного профиля в семейно-соседской

среде послужит реальным механизмом предупреждения и решения задач ранней профилактики асоциальных явлений в детско-молодежной среде, а также проблем наркотической и алкогольной зависимости, способствуя гуманизации отношений в семейно-соседском окружении.

В целом осуществление второго направления деятельности социального педагога семейного профиля - вне семьи - включает в себя такие функции профессиональной деятельности, как социальноинформационная, социально-правовая, социальнопсихологическая, социально-педагогическая.

Итак, среди критериев оценки социальным педагогом успешности выполнения родительских обязанностей выделим те, которые, с одной стороны, согласно бинарной природе семьи носят гуманную защитно-охранную направленность в семье, а с другой - обеспечивают открытость семьи к социуму:

- компетентность родителей в знании и обеспечении прав и обязанностей детей и своих прав и обязанностей;

- психолого-педагогическая компетентность родителей в установлении и поддержании гуманистических отношений с ребенком на всех этапах социального взросления гражданина России;

- успешное социальное развитие детей (соответствие их социальной компетентности возрастным возможностям);

- гармоничные отношения членов семей во всех подсистемах семьи и с социумом. Способность родителей предотвращать и конструктивно разрешать конфликты в семье;

- ориентированность родителей на поддержание толерантных межсемейных, семейных и в первую очередь детско-родительских отношений на основе лучших российских этнокультурных традиций семейного воспитания, межсемейного общения и укрепления семьи;

- ответственность родителей за создание условий для гармонизации семейных отношений и социального развития детей по мере их взросления и их ориентированность на решение этих проблем;

- субъектная позиция родителей в выполнении социально-педагогических функций в семье при взаимодействии с другими субъектами социального воспитания и развития детей - специалистами здравоохранения, образовательных и учреждений дополнительного образования, общественных организаций и т. д.;

- участие членов семьи в конструктивных формах социальной жизни (общественных организациях, клубах, в индивидуальном творчестве) с целью максимальной их самореализации.

Выстраивая свою профессиональную деятельность на основе принципа открытости, социаль-

ный педагог семейного профиля стремится реали- циалист современного открытого для человека об-

зовывать свои гуманистические функции как спе- разовательно-воспитательного пространства.

Список литературы

1. Плотников А. Д. Государственная семейная политика в Российской Федерации (тенденции формирования и реализация в 90-х гг. XX в.): дис. ... д-ра ист. наук. М., 2001. 555 с.

2. Ермилова А. И., Титова Г. Ю. Принципиальные положения содержательного подхода к профессиональной подготовке специалистов «социальный педагог» со специализацией «социально-психологическое консультирование населения» // Вестн. Томского гос. пед. унта (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 2 (34). С. 79-82.

Репренцева Г. И., кандидат педагогических наук, зав. лабораторией.

Институт социальной педагогики РАО.

Ул. Павла Корчагина, 7а, Москва, Россия, 129278.

E-mail: 1946gir@mail.ru

Материал поступил в редакцию 02.06.2012.

G. I. Reprintseva

SOCIAL PEDAGOGICAL PARADIGM OF ENHANCING PARENTAL COMPETENCE BY MEANS OF ADDITIONAL EDUCATION NETWORK

The paper suggests and proves the leading theoretical foundations for training a social teacher of family profile, it also justifies remote network technology of its preparation.

Key words: training teachers of family social profile, distant education technology.

Institute of Social Pedagogy of RAE.

Ul. Pavla Korchagina, 7a, Moscow, Russia, 129278.

E-mail: 1946gir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.