УДК 37.04, 37.06
Г. И. Репринцева
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПОВЫШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе выдвигаются и доказываются ведущие теоретические основания подготовки социального педагога семейного профиля, обосновывается сетевая дистанционная технология его подготовки.
Ключевые слова: подготовка социального педагога семейного профиля, дистанционные образовательные технологии.
Признание приоритетности семьи - уникального социально-воспитательного института, первичного и основного для каждого человека и социума в контексте национальной образовательной инициативы - обусловило необходимость проектирования, апробации и внедрения «Профессиональной школы родителей» в рамках проекта, основанного на реализации потенциала института социальных педагогов в семье посредством присвоения квалификации «социальный педагог семейного профиля» родителям, окончившим «Профессиональную школу родителей» [1].
О своевременности и целесообразности реализации замысла проекта по формированию компетентности родителей благодаря профессионализации их статуса свидетельствуют несколько объективных социально-педагогических и личностных предпосылок. При этом прослеживается общая стратегия формирования родительской культуры - от родительского всеобуча и просвещения к профессионализации родительства. Инициатива специалистов и самих родителей от просвещения к профессионализации родительства развивается неравномерно, и, тем не менее, оно довольно эффективно по результатам. Этот опыт - своеобразная предтеча пилотного социально-педагогического эксперимента по проекту «Профессиональная школа родителей», который можно рассматривать одним из условий успешности реализации замысла проекта.
В концепции проекта «Профессиональная школа родителей» и осуществляемого Институтом социальной педагогики РАО в течение 2011-2012 гг. пилотного социально-педагогического эксперимента в 13 российских регионах понятие «родительская компетентность» является ключевым. Это обусловлено тем, что является целью, средством и критерием эксперимента по дополнительному профессиональному образованию и практической подготовке родителей (прародителей) к выполнению своих функций в семье, межсемейном социуме, обеспечению механизмов укрепления российской семьи и обогащению межсоседского общения.
Компетентность (от англ. competence) - совокупность компетенций, наличие знаний и опыта,
необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области; осведомленность, информированность, подготовленность. Смысловое значение компетентности как «полноправности» в толковом словаре В. Даля включает «полное соответствие праву» или «полноту права». Знания здесь - основа для выполнения действий, утверждения правомочности в отношении чего-либо. Словари русского языка С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова дают определение компетентности как обладание основательными знаниями в какой-либо области; знание, осведомленность, авторитетность, что, возможно, послужило основанием для понимания компетентности как основы и следствия присвоения определенной суммы знаний, умений, навыков. Не случайно предметом изучения чаще всего являются условия, направленность приобретения человеком компетентности, особенности ее проявления в образовании, профессиональной деятельности и жизнедеятельности человека вообще.
Существует несколько классификаций компетентности. К ключевым компетентностям различные авторы относят: культурологическую (Е. О. Орлова), социокультурную, предметную, межкультур-ную (А. Г. Ширин), коммуникативную (А. И. Су-рыгин и др.), текстовую (Н. Ш. Сайфутдинова), языковую (М. Н. Певзнер), информационную (О. М. Чу-барян и др.), предпринимательскую (Т. М. Матвеева), социальную (В. В. Цветков и др.), социально-педагогическую (В. Г Бочарова, Р. В. Овчарова) и др.
По утверждению Д. С. Нестерова, к ключевым относятся компетентности, которые не предполагают высокой степени специализации деятельности и могут быть применены в различных жизненных ситуациях.
Формирование родительской компетентности в качестве общих теоретических социально-педагогических основ предусматривает дифференциацию и индивидуализацию развития материнства, отцовства и супружества как социокультурных феноменов; комплексный и непрерывный характер процесса их развития; осознание родителями грани своей компетентности и необходимости ее расширения и обогащения; учет общих и специфических
социальных факторов поликультурной среды в семье и вне ее и их влияние на развитие детей на разных этапах онтогенеза.
В качестве специфических основ формирования компетентности родителей можно рассматривать их ориентированность на:
- адекватность воспитания детей специфике, задачам и индивидуальным возможностям их развития на каждом возрастном этапе в поликуль-турной среде;
- ориентацию на возрастание воспитательного, социокультурного и охранно-защитного потенциала семьи в поликультурной среде как основного ресурса формирования позитивных семейных ценностей и традиций социального развития детей и семейно-соседского сообщества;
- мотивированность родителей на взаимодействие со специалистами для более успешного социального развития ребенка и семейно-соседского сообщества в поликультурной среде;
- овладение родителями гуманными методами социального воспитания детей на разных стадиях жизненного цикла семьи, способных к благополучной адаптации к меняющимся социальным ситуациям.
Развитие родительской компетентности предусматривает ориентированность матерей и отцов на формирование комплекса знаний и умений, позволяющих им выполнять многообразные функции в семье на разных этапах ее жизнедеятельности; интеграцию социально-педагогической, нормативноправовой, социально-психологической, психологопедагогической, культурологической, составляющих в этом процессе [2].
По своей содержательно-целевой установке социально-педагогическая модель развития родительской компетентности ориентирована на поддержание и расширение субъектности и социальности детей, укрепление семьи и обогащение меж-семейного общения на основе взаимоуважения детей и взрослых.
В связи с тем, что все условия жизни ребенка с момента рождения социально обусловлены и обеспечиваются в первую очередь родителями, необходимость готовности и компетентности взрослых к качественному выполнению своих функций, и в первую очередь воспитанию личности ребенка, можно считать безусловной. В этом контексте представляет интерес высказывание К. Г Юнга о необходимости совершенствовать личность самих родителей: «Беспрестанно твердят о том, что из ре-
бенка надо воспитать личность. Разумеется, я преклоняюсь перед этим высоким воспитательным идеалом. Однако кто призван воспитывать личность? В первую очередь и прежде всего это самые обыкновенные некомпетентные родители, которые очень часто сами на протяжении половины или даже всей жизни остаются во многом детьми... Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью. Личность - результат высшей жизненной стойкости, абсолютного принятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора»1.
Между тем семейные ценности, воспроизводство лучших семейных традиций и позитивного современного опыта воспитания детей, безусловно, зависят от сформированности, сохранности необходимых знаний и умений у их носителей, и в первую очередь родителей, включая арсенал средств познания своих детей и взращивания в них социально ценных качеств. Более того, использование современных знаний и традиций в социальном воспитании детей - перспективный ресурс для постоянного обогащения родительской компетентности в гармонизации супружеских, детско-родительских, братско-сестринских, межпоколенческих взаимодействий, характеризующих семью как обновляющуюся жизнеспособную общность.
Формирование родительской компетентности в рамках проекта осуществляется согласно квалификационной характеристике социального педагога семейного профиля - нормативного документа, устанавливающего профессиональное назначение семейного социального педагога и квалификационные требования к родителям, получившим профессиональную подготовку по специальности «социальный педагог семейного профиля»2.
Содержательная направленность формирования социально-педагогической родительской компетентности обусловлена базовыми характеристиками знаний и должностных обязанностей социального педагога семейного профиля. В частности, в документе указывается, что, являясь посредником в системе взаимодействия семьи, личности, общества, влияющим на формирование нравственно и физически здоровых отношений в своей семье, а также в семейно-соседском социуме по месту проживания семьи, социальный педагог семейного про-
1 Юнг К. Г. О становлении личности // Психология личности: хрестоматия. Самара, 2002. Т. 1. С. 129.
2 Квалификационная характеристика разработана на основе Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 с учетом специфики специализации семейного социального педагога, подготовленного к профессиональной деятельности из числа родителей. Опубликована в журнале «Социальная педагогика в России» (2011, № 3).
филя овладевает необходимыми психолого-педа-гогическими знаниями, умениями, средствами диагностики состояния и способов развития семьи. Семейный социальный педагог постоянно занимается вопросами саморазвития, самообразования и повышения качества своего педагогического мастерства.
Согласно должностным обязанностям, социальный педагог семейного профиля оказывает психо-лого-педагогическое влияние на родителей в семейно-соседском социуме, распространяет положительный опыт семейного воспитания, актуализирует возрождение и развитие идей семейной народной педагогики, учитывая национально-этнические особенности семьи. Осведомленность в этнокультурных традициях воспитания и умение их использовать - один из критериев компетентности социального педагога семейного профиля в воспитании детей и гармонизации семейных отношений. Актуальность понимания родителем значения содержания бытующих различных ритуалов семейной жизни народов России, которые всегда сопровождали переход ребенка из одной возрастной группы в другую, от одного социального статуса к другому, возрастает в связи с невосполнимой утратой многих лучших традиций воспитания подрастающих поколений.
Вместе с тем, согласно концепции проекта, традиционный опыт позитивного воспитания детей может поддерживаться только компетентными родителями и прародителями как самоценный, эффективный и естественный. Он пронизывает различные формы внутрисемейного нравственного, трудового, эстетического детско-родительского общения и взаимодействия благодаря примеру и образцам старших с помощью труда, бесед, игр, шуток, назиданий в форме фольклора (поговорок и пословиц, сказок, песен), празднично-игровой культуры, совместного семейного творчества, а также внесемей-ных форм обмена воспитательным опытом родителей. Обогащение содержания семейных традиций общения и деятельности поколений обеспечивает социализирующую роль для взрослеющих детей и способствует укреплению современной семьи.
Согласно квалификационной характеристике, социальный педагог семейного профиля должен также знать функции системы государственных институтов, общественных организаций в вопросах оказания помощи и поддержки семьи; принципы организации семейного досуга, общения, свободного времени; основы трудового законодательства. Фактически сегодня ставится вопрос о формировании родительской нормативно-правовой компетентно-
сти, а также преодолении у родителей правового ни-гилизма1. Преодоление правового нигилизма среди родителей представляет собой не что иное, как процесс улучшения их правовой культуры, ее обогащения. Это весьма сложный и длительный процесс, включающий повышение уровня общей и правовой культуры, правосознания родителей, предупреждения правонарушений по отношению к членам семьи и в первую очередь к детям. Вот почему, по замыслу авторов проекта, формированию основ правовой компетентности - одной из базовых компетентностей родителей - уделено особое внимание, что позволит своевременно предотвращать или оперативно решать всевозможные семейные проблемы, а также воспитывать детей в правовом поле, культивируя у них знание закона и уважение к нему.
Предметом особой заботы родителей как семейных социальных педагогов является преодоление дефицита общения и факторов социального риска, которые они выявляют и совместно с другими специалистами разрешают межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты, а также профилактика проявления отклоняющегося поведения. При повышении социально-педагогической компетентности родителей специальное внимание уделяется формированию у них психолого-педаго-гических представлений об основных видах конфликтов в семье на разных этапах ее развития, причинах зарождения и способах их предупреждения, регулирования и разрешения, о влиянии супружеских конфликтов на воспитание детей, их самочувствие и атмосферу в семье.
Исходя из того, что современный социальный педагог семейного профиля в реализации своих профессионально-гуманных функций ориентирован на поддержание и сопровождение семей различного типа в открытом образовательном пространстве, основными критериями его профессиональной деятельности являются повышение нравственной пси-холого-педагогической культуры семьи, ее социально-психологическая защита, влияние на оздоровление семейно-соседского социума.
И в этом контексте эффективность его деятельности зависит от способности рассматривать современную семью, с одной стороны, как достаточно стабильную закрытую систему, развивающуюся согласно внутренним механизмам традиционного функционирования составляющих ее субъектов и подсистем семейных отношений, а с другой -как систему, нуждающуюся в открытости к социуму и многообразных связях с ним, как ресурсу развития, обновления межпоколенческих отноше-
1 Правовой нигилизм (от лат. глЫ1 - ничего) - одна из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике (в повседневной жизни), выступает одной из причин противоправного поведения, преступности.
ний внутри и вне семьи. Вместе с тем, исходя из того, что семья как открытая система подвержена внешним воздействиям, специалисту важно учитывать в своей деятельности всю совокупность различных влияний, стремясь вместе с членами семьи к достижению внутрисемейного равновесия через распределение прав и обязанностей, формирование общих планов и выработку конструктивных способов общения членов семьи внутри и вне семьи.
Исходя из подобного понимания бинарной природы семьи как системы, деятельность социального педагога семейного профиля соответственно имеет два основных взаимосвязанных направления: социально-педагогическая деятельность внутри семьи, гармонизирующая внутрисемейные отношения (превентивно-охранная, консультационноразвивающая, воспитательная и т. п.) и посредническая деятельность вне семьи, гармонизующая семейные социальные отношения в открытом социуме (оказание помощи, поддержки любому члену семьи и его сопровождение в решении им жизненных социальных проблем адаптации к другим социальным институтам, в улучшении социального статуса семьи).
Эффективное осуществление первого направления деятельности социального педагога семейного профиля внутри семьи обусловлено его компетентностью в вопросах психологии развития и социального воспитания ребенка на разных этапах его онтогенеза и жизненного цикла развития семьи, рассматриваемого в контексте возрастных изменений детей и других членов семьи. Учет специфики каждой стадии жизненного цикла, определяющей характерные типичные проблемы развития семьи, позволяет специалисту помочь родителям подготовиться к появлению и разрешению этих проблем, предотвратить возникновение в семьях сложных проблем и плавно перейти членам семьи из одной стадии в другую.
Уровень компетентности социального педагога семейного профиля, направленной на усиление воспитательного потенциала семьи, проявляется в умении взаимодействовать с семьей как с целостной социально-педагогической системой. Диагностика воспитательного потенциала семьи включает всесторонний анализ входящих в эту целостную систему нескольких взаимодействующих подсистем. При этом социально-педагогический контекст анализа различных коллизий внутрисемейного взаимодействия невозможен без учета детско-родительских отношений в целостной системе семейных отношений при безусловном различении отношений в других подсистемах.
Так, в целостной системе семейных отношений специалист должен различать следующие подсистемы: 1) супружеские отношения; 2) детско-ро-
дительские отношения (при нарушении границ супружеских и детско-родительских отношений всегда возникает конфликт); 3) детские отношения -между младшими и старшими братьями и сестрами; 4) супружеско-прародительские отношения (с точки зрения системных законов семейной жизни супружеская семья для мужа и жены приоритетна в сравнении с прародительской, иначе неизбежны конфликты); 5) межпоколенческие отношения, которые с включением детско-родительских отношений развиваются по наиболее сложной сети связей и взаимозависимостей; 6) семейно-родственные (межсемейные) отношения.
В то же время социальный педагог изучает, насколько в подсистемах межпоколенческих и семейно-родственных отношений каждый субъект понимает и оценивает приоритеты внутрисемейной системы и своего места и функций в ней, какие нарушения границ всех подсистем семейных отношений допускаются в расширенной по составу семье (с участием пра- и прапрародительских и особенно одних из самых хрупких - детско-родительских отношений).
В своей деятельности с семьей социальный педагог семейного профиля исходит из базового принципа системности, выражающегося в идее о взаимной детерминированности личности каждого члена семьи и межличностных отношений. Согласно этой идее стиль общения, ведущий вид деятельности детей, характер взаимодействия в семье, тип воспитания и личностные особенности членов семьи (и в первую очередь родителей) образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл, который придает семье и семейным отношениям стабильность и в то же время формирует в них признаки застойности.
Вот почему изменение одного из структурносодержательных компонентов семейной системы, а именно расширение и обогащение компетентности взрослого члена семьи в выполнении своихро-дительских (прародительских) функций на каждой жизненной стадии семьи, входит в одну из ведущих задач деятельности социального педагога семейного профиля. Без взаимодействия с родителями и повышения их воспитательной компетентности чаще всего невозможно разрушение деструктивных циклов внутрисемейных (и внесемей-ных) отношений и формирование обновленных вариантов семейного развития и социального воспитания детей. Повышение уровня родительской компетентности усиливает эти конструктивные тенденции развития современной семьи.
Совершенствование профессиональной психо-лого-педагогической компетентности родителей позволит им менять стратегию совершенствования детско-родительских отношений в зависимости от
этапа жизненного цикла семьи: от подготовки молодежи к семейной жизни, к супружеской семье без ребенка, затем к семье, ожидающей рождения ребенка, далее - к семье с ребенком на разных этапах его развития: от пестования (ухода родителей за детьми) к поддержке, сопровождению и партнерству (соучастию). А компетентное использование технологий воспитания у детей нравственных качеств обеспечит культивирование традиций доброжелательного общения, чувств соборности (коллективизма), заботы о других, ответственности перед собой, семьей и обществом.
Однако взаимодействие социального педагога с родителями и социально-педагогическая поддержка семьи предполагают не радикальное вмешательство в традиционно закрытый процесс семейного воспитания, а деликатное и внимательное изучение особенностей каждой семьи в период осложнения жизненных ситуаций, стиля родительского поведения, а также бережное, союзническое взаимодействие детей с родителями.
Осуществление второго направления деятельности социального педагога семейного профиля -вне семьи (посредническая в гармонизации семейных социальных отношений в открытом социуме) - обусловлено необходимостью поддержки ее становления и благополучного развития в условиях затянувшегося многопланового кризисного состояния современного общества. Жизнеспособность семьи проявляется в умении адаптироваться к реальным условиям трансформации форм взаимодействия с социумом. А процесс благополучной адаптации для многих семей сегодня крайне затруднен. В социальном окружении семьи находятся разнообразные социокультурные, образовательные, социальные институты, предприятия, общественные организации, местные структуры власти, прямо и опосредованно влияющие на воспитательный потенциал семьи. Сегодня для многих семей проблема самостоятельного установления и поддержания гармоничных социальных отношений с социумом особенно обострена.
Не случайно заметно усиливается значимость деятельности социальных педагогов семейного профиля в открытом образовательно-воспитательном пространстве. А проблема специальной, особо тщательной подготовки социальных педагогов для работы с семьей звучит сегодня как основной лейтмотив в профессионализации специалистов. Уве -личение количества семей с профессионально социально-педагогически подготовленными родителями позитивно повлияет и на гармонизацию отношений в семейно-соседском окружении по месту проживания семей.
Воспитательная деятельность социальных педагогов семейного профиля в семейно-соседской
среде послужит реальным механизмом предупреждения и решения задач ранней профилактики асоциальных явлений в детско-молодежной среде, а также проблем наркотической и алкогольной зависимости, способствуя гуманизации отношений в семейно-соседском окружении.
В целом осуществление второго направления деятельности социального педагога семейного профиля - вне семьи - включает в себя такие функции профессиональной деятельности, как социальноинформационная, социально-правовая, социальнопсихологическая, социально-педагогическая.
Итак, среди критериев оценки социальным педагогом успешности выполнения родительских обязанностей выделим те, которые, с одной стороны, согласно бинарной природе семьи носят гуманную защитно-охранную направленность в семье, а с другой - обеспечивают открытость семьи к социуму:
- компетентность родителей в знании и обеспечении прав и обязанностей детей и своих прав и обязанностей;
- психолого-педагогическая компетентность родителей в установлении и поддержании гуманистических отношений с ребенком на всех этапах социального взросления гражданина России;
- успешное социальное развитие детей (соответствие их социальной компетентности возрастным возможностям);
- гармоничные отношения членов семей во всех подсистемах семьи и с социумом. Способность родителей предотвращать и конструктивно разрешать конфликты в семье;
- ориентированность родителей на поддержание толерантных межсемейных, семейных и в первую очередь детско-родительских отношений на основе лучших российских этнокультурных традиций семейного воспитания, межсемейного общения и укрепления семьи;
- ответственность родителей за создание условий для гармонизации семейных отношений и социального развития детей по мере их взросления и их ориентированность на решение этих проблем;
- субъектная позиция родителей в выполнении социально-педагогических функций в семье при взаимодействии с другими субъектами социального воспитания и развития детей - специалистами здравоохранения, образовательных и учреждений дополнительного образования, общественных организаций и т. д.;
- участие членов семьи в конструктивных формах социальной жизни (общественных организациях, клубах, в индивидуальном творчестве) с целью максимальной их самореализации.
Выстраивая свою профессиональную деятельность на основе принципа открытости, социаль-
ный педагог семейного профиля стремится реали- циалист современного открытого для человека об-
зовывать свои гуманистические функции как спе- разовательно-воспитательного пространства.
Список литературы
1. Плотников А. Д. Государственная семейная политика в Российской Федерации (тенденции формирования и реализация в 90-х гг. XX в.): дис. ... д-ра ист. наук. М., 2001. 555 с.
2. Ермилова А. И., Титова Г. Ю. Принципиальные положения содержательного подхода к профессиональной подготовке специалистов «социальный педагог» со специализацией «социально-психологическое консультирование населения» // Вестн. Томского гос. пед. унта (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 2 (34). С. 79-82.
Репренцева Г. И., кандидат педагогических наук, зав. лабораторией.
Институт социальной педагогики РАО.
Ул. Павла Корчагина, 7а, Москва, Россия, 129278.
E-mail: 1946gir@mail.ru
Материал поступил в редакцию 02.06.2012.
G. I. Reprintseva
SOCIAL PEDAGOGICAL PARADIGM OF ENHANCING PARENTAL COMPETENCE BY MEANS OF ADDITIONAL EDUCATION NETWORK
The paper suggests and proves the leading theoretical foundations for training a social teacher of family profile, it also justifies remote network technology of its preparation.
Key words: training teachers of family social profile, distant education technology.
Institute of Social Pedagogy of RAE.
Ul. Pavla Korchagina, 7a, Moscow, Russia, 129278.
E-mail: 1946gir@mail.ru