86
Высшее образование в России • № 6, 2009
ного оборудования. Для производственных подразделений главным критерием этого анализа является доход от реализации продукции и услуг, обеспечение производственных практик и лабораторных занятий студентов; для кафедр и научных подразделений - результаты образовательной и научно-исследовательской деятельности. Практическим результатом совместной деятельности научно-исследовательских и экспериментально-про-изводственныхподразделений является коммерциализация вузовских разработок и по-
явление на продовольственном рынке Дальнего Востока и других регионов новых продуктов здорового питания.
Создание современной материально-технической базы структурных подразделений и кафедр позволяет не только обеспечить уровень подготовки специалистов, отвечающий жестким требованиям рынка труда, но и ставить перед коллективом вуза амбициозную цель международного признания высоких достижений в области науки и образования.
BABIN Y. V., KOLPAKOVA K. V. MATERIAL AND TECHNICAL RESOURCES OF BIOTECHNOLOGICAL SCIENTIFIC SCHOOL OF PSUE
The article describes the process of university laboratory equipment modernization aimed at further development of biotechnology scientific school.
Keywords: biotechnology scientific school, laboratory equipment, research activity, innovation project.
Г.А. БОГДАНОВИЧ, доцент, проректор по общим вопросам
Социально-воспитательная работа
Статья посвящена вопросам воспитательной работы в вузе. В ТГЭУ выстроена целостная система подготовки не только грамотного специалиста, но и высококультурного человека с активной жизненной позицией.
Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебный процесс, куратор, молодежный центр, волонтёрское объединение, спортивно-массовая работа, социальная работа, самоуправление.
В ТГЭУ воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования, профессиональной обязанностью каждого преподавателя и сотрудника. Получение высшего образования является добровольным делом, но если человек поступает в учебное заведение, то вуз принимает на себя обязанность сформировать не только грамотного специалиста, но и высококультурного человека с активной жизненной позицией. Поэтому в Тихоокеанском государственном экономическом университете придают огромное значение общественному, социальному, гуманитарному, физическому развитию молодёжи.
Руководство социально-воспитательной работой осуществляется администрацией вуза в лице ректората и непосред-
Из жизни вуза
87
ственно проректором по общим вопросам. Организацией внеучебной деятельности студентов в институтах занимаются заместители директоров по воспитательной работе. В общежитии за эти вопросы отвечает помощник проректора по воспитательной работе.
Формы и методы воспитательной работы в институтах меняются от курса к курсу. Если со студентами младших курсов основной акцент делается на организацию воспитательной работы с помощью кураторов и преподавателей, ведущих дисциплины гуманитарного блока, то со студентами старших и выпускных курсов воспитательный процесс организован в рамках научно-исследовательской работы, участия в конкурсах, грантах, международных программах и студенческих отрядах.
Задача куратора - способствовать адаптации студентов к вузовской среде. Поэтому предполагается регулярное проведение «кураторских часов », общение с родителями и студентами. Ежегодно 1 сентября для первокурсников устраивается «День знаний» - знакомство с традициями и Уставом вуза, правами и обязанностями студентов. Для выявления талантов и интересов кураторы проводят анкетирование первокурсников, организуют встречи за круглым столом, осуществляют подготовку студентов к участию во внутривузовских и городских мероприятиях. Результаты работы кураторов заслушиваются на заседаниях кафедры и отражаются в годовых отчетах.
Большую помощь в воспитании студентов оказывают кафедры гуманитарного блока: философии, истории, мировой экономики, правоведения, экономической теории. Они проводят заседания клубов любителей истории Отечества и культуры стран АТР, чайные церемонии, круглые столы, экскурсии по музеям Владивостока и Приморского края, предметные олимпиады, студенческие конференции по различным отраслям гуманитарных знаний. Большие воспитательные возможности заложены в самом учебном процессе. Именно он
позволяет воспитывать у студентов чувство гордости за свою Родину, уважение к культуре других стран, повышает общий уровень образованности и правовой культуры, формирует у студентов правосознание, уважение кзаконам, нетерпимость к антиобщественным проявлениям и нарушениям правопорядка.
Особая роль в организации воспитательной работы и досуга отведена молодёжному центру (МЦ). На Ученом совете университета утверждено положение о молодежном центре и ежегодно утверждается план его работы. Перед ним поставлены следующие задачи: воспитание у студентов высокой нравственной культуры, активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры; формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; выработка умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственности в воспитании студенческой молодежи; укрепление и совершенствование физического состояния, пропаганда здорового образа жизни, нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению; организация и проведение культурно-массовых, спортивных, социальных программ; организация работы творческих коллективов.
На базе молодёжного центра существует несколько творческих коллективов (рис. 1). Система работы МЦ складывается таким образом, что в воспитательный процесс вуза вовлекаются как специалисты по молодёжной политике, так и активисты из числа студентов, которые в полной мере могут реализовать здесь свой творческий потенциал.
Ежегодно МЦ проводит ряд традиционных мероприятий,уровень которых по праву оценен не только студентами и со-
Рис. 1. Структура социально-воспитательной работы
Из жизни вуза
89
трудниками университета, но и профессионалами.
Одно из приоритетных направлений -работа с иностранными студентами, приехавшими по программе обмена. Как правило, они проживают в общежитии с российскими студентами и наравне с ними участвуют в культурно-массовых мероприятиях, таких как «КВН первокурсников » и «Неизвестные таланты».
Иностранные танцевальные коллективы принимали участие в IX открытом студенческом конкурсе танцевальных коллективов и отдельных исполнителей «Реверанс 2008 ». Традиционными стали поездки творческих коллективов МЦ с концертными программами по приглашению университетов КНР. Такая система работы позволяет студентам изучать культуру и язык чужой страны, общаться с носителями языка, оттачивая свои лингвистические и коммуникативные навыки.
Волонтёрское объединение «Бригада» регулярно выезжает в детские дома и дома престарелых. Праздничные концерты МЦ в интернатах и детских домах уже давно стали традиционными. Эта работа, как никакая другая, формирует устойчивые нравственные принципы, учит милосердию, доброте, отзывчивости.
Своего рода визитной карточкой молодежного центра является конкурс танцевальных коллективов и отдельных исполнителей «Реверанс», который проводится уже девять лет. География конкурса расширяется, и к постоянным участникам - студентам вузов из Владивостока, Уссурийска, Находки, Большого камня, Дальнеречен-ска, Хабаровска, Южно-Сахалинска,
Благовещенска - с каждым годом добавляются новые коллективы из других городов Дальнего Востока. Уже несколько лет конкурс входит в президентскую программу по поддержке творческой молодёжи.
Важнейшая задача МЦ - пропаганда здорового образа жизни, профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании среди студенчества. С этой целью проводятся такие мероприятия, как «ТГЭУ - территория здоровья», «Игровой кросс по станциям», ток-шоу «Жизнь до и после ».
Спортивно-массовая работа в ТГЭУ организуется в соответствии с Краевой целевой программой по развитию физической культуры и спорта среди студентов Приморского края. Ее главные задачи: привлечение молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья студентов, обеспечение их физической готовности к будущей профессиональной деятельности.
В университете открыто 12 спортивных секций: волейбола, баскетбола, футбола, шахмат, самбо, пауэрлифтинга, плавания, тхэквондо, настольного тенниса, аэробики, легкой атлетики, группы здоровья. В них занимается почти 400 человек, и за последние годы подготовлено 12 мастеров спорта, 54 кандидата в мастера спорта.
90
Высшее образование в России • № 6, 2009
Главными видами спорта в ТГЭУ являются настольный теннис и шахматы. Спортсмены университета по настольному теннису и шахматам участвовали в финальных соревнованиях «Универсиада - 2008 » в г. Казани. В вузовском спортивном зале проводятся Международные соревнования по настольному теннису на Кубок европейских чемпионов среди женских команд. В составе команды Владивостока участвуют и наши студенты. В 2008 г. впервые в истории команда Владивостока выиграла Кубок Европейскихчем-пионов по настольному теннису.
Социальная работа реализуется в таких направлениях, как улучшение условий проживания студентов в общежитии, предоставление санаторно-профилакторного лечения, организация психологического консультирования на базе «Центра Здоровья »,
оказание материальной помощи нуждающимся студентам из малообеспеченных семей, студентам-инвалидам.
В общежитии введена система самоуправления. Студенческий совет принимает участие в решении вопросов, касающихся пожарной безопасности, улучшения материально-технического обеспечения, организационных вопросов, связанных с улучшением условий проживания и повышением комфортности.
Важное место в воспитательном процессе занимает социологический опрос студентов, позволяющий выяснить мнение студентов о недостаткахи достоинствах того или иного мероприятия, оценить предпочтения студенчества в сфере досуга и творчества, узнать, что более всего волнует сегодня молодое поколение.
BOGDANOVICHG. A. SOCIALIZING ACTIVITIES
The article is devoted to the issues of socializing activities at the Higher Educational Institution. The integral system of training both a well-educated specialist and a highly cultured, socially active person is formed at PSUE.
Keywords: Socializing activities, out of class process, tutor, Youth Centre, volunteer union, action, sports activities, social activities, self-government.
g