Научная статья на тему 'Социально-управленческая и психолого-педагогическая подготовка студентов вуза к профессиональной деятельности'

Социально-управленческая и психолого-педагогическая подготовка студентов вуза к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРЫ / БАКАЛАВРЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ КУРС / MASTERS / BACHELORS / HIGHER EDUCATION / SOCIOLOGY / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / SOCIOLOGY OF MANAGEMENT / COMPETENCIES / PROFESSIONAL TRAINING / COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунгурцева Г.Ф., Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф.

По новым федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования поколения 3+ для бакалавров и магистров предусмотрено, что выпускники могут выполнять организационно-управленческую и педагогическую профессиональную деятельность. Показано, что базовые знания по социологии, психологии и педагогике являются важным и обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста. Важно, чтобы они учитывали специфику специальности и имели характерную прикладную направленность. В результате студенты приобретут компетенции, соответствующие заданным стандартом. Для достижения целей, поставленных ФГОС ВО, и формирования у студентов обозначенных компетенций, социально-управленческие и психолого-педагогические учебные курсы необходимо тщательно методически проработать и неформально подойти к подбору преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кунгурцева Г.Ф., Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-MANAGEMENT AND PSYCHO-PEDAGOGICAL PROFESSIONAL TRAINING OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

According to the new Federal State Standard of Higher Education (current 3+ Generation) the bachelor’s and master’s degrees holders have a legal right to be employed in the managerial and pedagogical professional spheres. Thus, basic knowledge in such academic fields as sociology, psychology and pedagogy are considered to be crucial components for a modern specialist’s professional development. In this regard they are to consider the specialty’s orientation as well as to have utilitarian character. As a result of their education students should acquire certain competencies determined by the Federal Standard. To achieve these goals as well as to form the necessary competences, it is required to carry out a methodic elaboration of the managerial and psycho-pedagogical training courses and to develop non-formal approaches to teaching staff selection.

Текст научной работы на тему «Социально-управленческая и психолого-педагогическая подготовка студентов вуза к профессиональной деятельности»

УДК 378.013.42+378.013.77

Г.Ф. Кунгурцева, А.Д. Иванова, Д.Ф. Шамсутдинова

СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По новым федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования поколения 3+ для бакалавров и магистров предусмотрено, что выпускники могут выполнять организационно-управленческую и педагогическую профессиональную деятельность. Показано, что базовые знания по социологии, психологии и педагогике являются важным и обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста. Важно, чтобы они учитывали специфику специальности и имели характерную прикладную направленность. В результате студенты приобретут компетенции, соответствующие заданным стандартом. Для достижения целей, поставленных ФГОС ВО, и формирования у студентов обозначенных компетенций, социально-управленческие и психолого-педагогические учебные курсы необходимо тщательно методически проработать и неформально подойти к подбору преподавательского состава.

Ключевые слова: магистры, бакалавры, высшее образование, социология, психология, педагогика, социология управления, компетенции, профессиональная подготовка, учебный курс.

В современном обществе неуклонно возрастает роль интеллектуального потенциала личности: его развитие и возможность максимальной реализации на личностно-индивидуальном уровне в итоге становится необходимым и значимым на уровне всего общества. Это явление объективно связано с процессом постоянной модернизации общества.

Переход к постиндустриальной стадии развития предъявляет новые требования к человеку — это высокий уровень образования, профессионально-квалификационной подготовки, культуры, нравственного сознания. «Высокообразованный человек и работник сможет обеспечить реализацию эффективной социальной системы. Новую модернизацию может внедрять работник, который соединяет в себе знания, информацию, квалификацию, труд, капитал; инновационная, творческая личность, "когнитариат", класс интеллектуалов» [1, с. 9].

® Кунгурцева Г.Ф., Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф., 2016

Кунгурцева Гузэль Фанузовна - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», e-mail: kungurtzeva62@mail.ru.

Иванова Алла Дмитриевна - канд. пед. наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», e-mail: alla.ivanova@mail.ru.

Шамсутдинова Динара Фануровна - канд. биол. наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», e-mail: dina2005_05@mail.ru.

Смена типа цивилизации, изменение в развитии общества обусловливают изменения, модернизацию и в содержании высшего образования. От него зависит качество подготовки специалистов, выбор преподаваемых дисциплин, методов и средств обучения, оценка личностных качеств студентов, их знаний, умений и навыков [2].

В основу содержания высшего образования закладывается разработка модели специалиста, соответствующего требованиям постоянно изменяющегося общества и экономики. Моделирование должно быть не формализованным, а тесно связанным с действительностью и реальными проблемами общества.

Важнейшая миссия высшего образования — это обучение. Оно представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, передача и усвоение специально отобранных научных знаний и способов деятельности, которое выработало человечество; с другой стороны, научить критически осмысливать полученные знания и информацию.

В современных условиях кризисного социума и общества массового потребления важно сохранить культуру и предотвратить деградацию общества, что зависит от трансляции новым поколениям культурных традиций, норм, ценностей и идеалов. В этом смысле образование в целом составляет основу человеческого существования, выступает основным инструментом социально-экономических реформ. Следовательно, образование нельзя рассматривать только как сферу образовательных услуг, выхолащивающую гуманистические и демократические традиции. Задачей вуза является воспитание личности, обладающей высоким уровнем нравственной, правовой и мировоззренческой культуры.

Д. Белл в своей теории постиндустриального общества подчеркивал, что производство и потребление нового знания является главным источником инноваций и основой социальной организации. Переход к информационному обществу связан с возрастанием роли и значения высшего образования, так как именно оно, в первую очередь, обеспечивает производство нового знания [3]. Вузовская наука является самостоятельным элементом, способным качественно реализовывать инновационные научные проекты. В то же время она оказывает неоценимое влияние на формирование творческих способностей будущих специалистов, их ориентацию на научно-исследовательскую деятельность и внедрение инновационных методов в различные сферы жизни общества.

Высшее профессиональное образование осуществляет свою задачу через целенаправленное воздействие на формирование интеллектуального и профессионального потенциала студента посредством трех взаимосвязанных процессов: обучения, передачи культуры и научно-исследовательской деятельности [4].

Начиная с 2003 года модернизация высшего профессионального образования России осуществляется в направлении, обозначенном Болонским процессом. Это предусматривает создание единого европейского образователь-

ного пространства, неотъемлемой частью которого является высшее профессиональное образование. Таким образом, идет кардинальное изменение подходов к оценке профессиональных качеств работников и перенос акцентов с содержания образования на результаты обучения, которые предлагается описывать компетенциями, являющимися динамичной совокупностью знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую выпускник вуза может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части). Применение компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании приводит к кардинальным изменениям в его содержании, структуре, методах и формах [5].

На первом уровне - бакалавриате - образовательная программа вуза обеспечивает базовую подготовку и предоставляет студентам возможность овладеть системой научных знаний о человеке, обществе, культуре, истории; получить базовую естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний. В соответствии с государственным образовательным стандартом, гуманитарные и социально-экономические дисциплины определены как обязательные для изучения бакалаврами всех специальностей. «Качество и эффективность подготовки будущего специалиста оценивается по наличию не только узкопрофессиональных, но и социальных, психологических, культурных, индивидуально-личностных компетенций, которые включают умение определять социокультурный контекст профессиональной деятельности, социальную ответственность, самостоятельность, активность, навыки групповой, коммуникативной деятельности, работы в команде и т.д.» [6, с. 212].

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам поколения 3+ подготовки бакалавров, видами их будущей профессиональной деятельности могут быть:

♦ организационно-управленческая (10.03.01. Информационная безопасность);

♦ педагогическая (38.03.01. Экономика);

♦ информационно-методическая (38.03.04. Менеджмент);

♦ социально-педагогическая (01.03.02. Прикладная математика и информатика).

Это предполагает готовность выпускника к успешному решению социально-управленческих и психолого-педагогических задач в трудовых и учебных коллективах. Таким образом, базовые знания по социологии, психологии и педагогике являются важным и обязательным компонентом профессиональной подготовки современного бакалавра.

Формирование необходимых для профессиональной деятельности компетенций идет в несколько этапов и происходит на трех уровнях: пороговом, базовом и продвинутом.

Пороговый уровень дает общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач.

Базовый уровень позволяет решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам.

Повышенный уровень предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.

В этой связи в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускников в учебные планы бакалавров и магистров, по нашему мнению, в обязательном порядке должны вводиться классические курсы «Педагогика и психология» и «Социология». Именно они закладывают фундамент многоэтапной системы бакалавриат — магистратура и обеспечивают пороговый и базовый уровни усвоения учебного материала и формирования компетенций, прописанных в ФГОС ВО.

Обучение в вузе должно не просто сформировать компетентностную модель будущих бакалавров, но и повлиять на качество получаемых ими знаний. Требования, предъявляемые сегодня к выпускнику вуза, включают в себя хорошую теоретическую и практическую подготовку, грамотную профессиональную позицию и умение преподать и донести свои знания до других. Изучение блока психолого-педагогических дисциплин формирует знания в области познавательных процессов, психологии деятельности, психологии группы (коллектива), психологии человеческих отношений и содействует закреплению навыка учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности. Значительную роль в профессиональной подготовке современного бакалавра играет социологическое образование, дающее целостное представление об обществе и человеке как субъекте социально-экономических изменений. Навыки социологического исследования и владение социологическим инструментарием позволит в будущем грамотно осуществлять сбор необходимой для работы информации, интерпретировать полученные результаты, выявлять и решать социальные проблемы [6].

Магистратура дает углубленное и специализированное обучение с ориентацией на научно-исследовательскую, организационно-управленческую и преподавательскую работу. Магистерский курс социологических и психолого-педагогических дисциплин представляет собой звено многоэтапной системы бакалавриат — магистратура. Компетенции, освоенные на бакалавриате, являются входными для магистерских программ. Исходящие компетенции

формируют конечный образовательный результат, необходимый для профессиональной деятельности магистров. Формирование компетенций проходит на базовом и повышенном уровне на разных этапах освоения. Повышенный уровень некоторых компетенций будет сформирован после прохождения магистрами организационно-управленческой и педагогической практики.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования поколения 3+ у магистров могут быть такие виды профессиональной деятельности:

♦ организационно-управленческая (24.04.05. Двигатели летательных аппаратов);

♦ педагогическая (38.04.02. Менеджмент);

♦ научно-педагогическая (28.04.02. Наноинженерия; 27.04.01. Стандартизация и метрология).

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ магистратуры, предполагают изучение широкого блока психолого-педагогических и социологических дисциплин, связанных со спецификой будущей профессиональной деятельности выпускников:

♦ «Психология и педагогика высшей школы»,

♦ «Психология личности»,

♦ «Психология эффективного общения»,

♦ «Психология лидерства, влияния и власти»,

♦ «Методика преподавания технических (экономических) дисциплин»,

♦ «Социология и психология управления»,

♦ «Социология образования»,

♦ «Социология молодежи»,

♦ «Социология личности».

Социологическая подготовка играет значительную роль в профессиональном становлении бакалавров и магистров. Социология считается одной из наиболее гуманистически ориентированных дисциплин: она изучает всю систему общественных отношений, закономерности развития современного общества, особенности функционирования социальных групп и общностей. Теоретические и эмпирические социологические исследования являются основой создания подлинной научной картины российского общества и выработки концепций его развития. Решение социальных проблем, проведение политических, экономических и социальных реформ и модернизация общества в целом невозможна без всестороннего учета социально-экономических и политических факторов, социологических знаний и социологической культуры в целом. Г.Г. Силласте справедливо отмечает, что «жизнь ставит вопрос о необходимости пересмотра места социологии в учебном процессе. Эта дис-

циплина должна рассматриваться как специальный предмет, преподаваемый на старших курсах, в том числе выпускных, и значительно расширяющих подготовку в сфере их профессиональной деятельности. Особенности учебных курсов по социологии в отраслевых вузах состоят в том, что они могут выступать в роли своеобразного моста между гуманитарным и специальным знанием по профессии» [7, с. 44-45].

Современная модель специалиста сочетает высокий уровень профессионализма, социальной активности и ответственности, самостоятельности в мышлении и принятии решений, интеллектуального и творческого подхода к деятельности, навыков групповой работы и умения управлять коллективом. В современных условиях практически невозможно заниматься управлением без знания особенностей управленческой деятельности, закономерностей и принципов управленческих отношений, коммуникационных процессов в группе, основ формирования социально-психологического климата в коллективе, организационной культуры [8]. Будет целесообразным введение в магистерские программы всех направлений курса «Социология и психология управления», нацеленного на познание общих законов управления, внешнего и внутреннего состоянии социальной системы, основ управленческого общения, принятия управленческих решений, происходящих изменений и формирование управленческой культуры магистров, являющейся частью профессиональной культуры. «Систему профессиональной подготовки студентов для управленческой деятельности необходимо нацелить на формирование не только компетентности и профессионализма, но и на воспитание социальной ответственности за принимаемые решения и их социальные и нравственные последствия. В становлении управленческой культуры магистров как будущих субъектов менеджерской деятельности ключевую роль играет создание оптимальных условий и эффективной адекватной социокультурной и интеллектуальной вузовской внутренней и внешней среды, которая способствовала бы реализации познавательных, творческих возможностей молодежи, удовлетворению ее потребностей в саморазвитии. Важнейшим результатом такой работы является формирование потенциала будущего самообразования в осуществлении профессиональной деятельности» [9, с. 38-39; 10].

История мирового высшего образования - зачастую недостающее звено в цепочке изучения педагогики и психологии. Знание и понимание наших образовательных традиций, формировавшихся на протяжении трех веков в оси «Российская империя — СССР — Российская Федерация», знание особенностей высшего образования в университетах развитых странах мира поможет узнать и понять различные системы подготовки специалистов. Анализ методических подходов и распространенных педагогических ошибок преподавателей раскрывает особенности психолого-педагогического взаимодейст-

вия в вузе в системе обучающий - обучаемый. Рассмотрение этих вопросов актуально, поскольку прохождение педагогической практики входит в обучение на многих специальностях магистратуры [11].

Успешное изучение курса «Методические основы преподавания технических (экономических) дисциплин» позволит магистрам получить знания, необходимые для их последующей педагогической деятельности:

1) технологий обучения, работы с информацией, рейтинга учебных достижений;

2) методов обучения и условия их эффективного применения;

3) правил структуризации учебного материала;

4) способов определения индивидуальных направлений траекторий развития учащихся в учебно-воспитательном процессе;

5) принципов проведения научно-исследовательской работы студентов [12].

Методическое и педагогическое образование магистра должно отвечать

общим требованиям, предъявляемым к высшему профессиональному образованию в целом и быть полезным для использования в будущей профессиональной деятельности.

Курс «Психология личности» позволяет:

♦ раскрыть социально-психологическую проблематику изучения личности;

♦ показать отличие социально-психологического подхода к личности от социологического и общепсихологического;

♦ показать преемственность различных психологических и социологических подходов в определении предмета социальной психологии личности;

♦ ознакомить студентов с зарубежными и отечественными социально-психологическими теориями личности, теориями социализации личности, экспериментальными исследованиями аттитюдов, с классическими социально-психологическими экспериментами в области социального влияния, с социально-психологическими исследованиями отношений личности;

♦ сформировать у студентов интерпретативный подход к анализу и пониманию личности и ее социального поведения.

Поскольку гуманитарные предметы всегда играли и продолжают играть огромную роль в жизни и деятельности человека, то возникла осознанная необходимость введения в учебные планы бакалавров и магистров курсов социально-управленческой и психолого-педагогической направленности. Для многих «негуманитарных» специальностей это «непрофильные» и непривычные предметы. На беглый и поверхностный взгляд в них нет особых сложностей и не секрет, что эти дисциплины нередко идут в учебную нагрузку «своим» преподавателям с выпускающих кафедр, которые не имеют профессиональной гуманитарно-педагогической подготовки. Основная цель такого подхода - не выпускать за пределы кафедр учебную нагрузку. Не удивитель-

но, что с этим связаны многие пробелы в организационно-управленческих и психолого-педагогических знаниях студентов, недостаточная компетентность и узость кругозора выпускников, их проблемы восприятия: непонимание роли, места и значимости дисциплин гуманитарного цикла в учебном процессе, «невидимость» практического использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. Преподавателю вуза необходимо глубокое владение учебным материалом, использование разнообразных методических приемов и умение организовать активную познавательную деятельность студентов. Поэтому, чтобы достигнуть целей, поставленных ФГОС ВО, и сформировать у студентов обозначенные компетенции, социально-управленческие и психолого-педагогические учебные курсы необходимо тщательно методически проработать и неформально подойти к подбору преподавательского состава [13].

Важнейшим социальным институтом, ориентированным на становление нравственного облика современного человека, способного и развивать научно-технологические сферы деятельности, и направлять социальный прогресс, является высшая школа. Многоуровневая структура университетского образования позволяет осуществлять качественно новый уровень профессиональной подготовки специалиста [14]. В соответствии с комплексной программой обучения студентов Уфимского государственного авиационного технического университета, коллектив кафедры социологии и социальных технологий нацелен на создание оптимальных организационных, учебных и научно-методических условий для развития профессиональной и социальной компетентности выпускников, формированию поликультурной, творческой, интеллектуальной, конкурентоспособной, целостной личности с высокой гражданской позицией [15].

Список литературы

1. Стегний В.Н. Взаимосвязь критериев модернизации общества и образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2013. — № 18. — С. 7—13.

2. Криони Н.К., Насибуллин Р.Т. Студент и вузовская среда. - Уфа, 2010. - 110 с.

3. Bell D. The coming of Post-Industrial Society. - N.Y., 1973. - 19 р.

4. Стегний В.Н. Гуманитаризация инженерного образования: гуманитарному факультету - 20 лет // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2014. - № 1 (22). - С. 6-17.

5. Тихомирова Н.В. Качество высшего образования в России: проблемы, приоритеты, задачи // Экономика качества [Электронный журнал]. -2015. - № 1 (9). - URL: http://eq-journal.ru/pdf/09/%D0%A2%D0%B8%D1%

85%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf (дата обращения: 23.09.2016).

6. Кунгурцева Г.Ф., Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Компетентност-ный подход к формированию профессиональной культуры будущих экономистов // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XV междунар. конф.: в 2 т. / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. — Уфа, 2015. — Т. 2. - С. 212-215.

7. Силласте Г.Г. Социологическое образование в отраслевом вузе: опыт интеграции // Высшее образование в России. - 2007. - № 2. - С. 3-176.

8. Культурно-интеллектуальные проблемы вузовской подготовки студентов для управленческой деятельности: моногр. / под науч. ред. Е.Ю. Бик-метова. - Уфа: Аэтерна, 2015. - 194 с.

9. Бикметов Е.Ю., Кунгурцева Г.Ф., Галиханова Ю.Р. Воспроизводство управленческих кадров в вузе: социокультурные проблемы и перспективы // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - № 4 (59). - С. 33-40.

10. Бикметов Е.Ю., Кузнецова Е.В., Рувенный И.Я. Социологический компонент интеллектуально ориентированной образовательной среды как условие формирования социальной ответственности менеджеров // Евразийский юридический журнал. - 2014. - № 3 (70). - С. 210-215.

11. Иванова А. Д. Особенности методических и психолого-педагогических аспектов в преподавании «Педагогики и психологии высшей школы» для магистров технических специальностей [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - URL: http: //www.scien-ce-education.ru/ru/article/view? id = 23480 (дата обращения: 20.03.2016).

12. Кунгурцева Г.Ф. Некоторые механизмы активизации познавательной деятельности студентов в процессе преподавания социологии в техническом вузе // Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузе: материалы республ. науч.-метод. конф. / Башкир. гос. ун-т. - Уфа, 2006. -С. 138-141.

13. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Социальные аспекты преподавания предметов психолого-педагогической направленности в техническом вузе // Жизненный потенциал региона: социально-демографические проблемы современного общества (Аитовские чтения): сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 10-11 декабря 2015 г.). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 255-257.

14. Качество высшего образования / под ред. М.П. Карпенко. - М.: Изд-во СГУ, 2012. - 291 с.

15. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Проблемы психолого-педагогической адаптации первокурсников // Оптимизация процесса социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты: материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М.: РС Дизайн, 2013. - С. 87-90.

r.Q. KyHryp^Ba, A.fl. MBSHOBS, fl.Q. WamicyTflUHOBa

References

1. Stegnii V.N. Vzaimosviaz' kriteriev modernizatsii obshchestva i obra-zovaniia [Correlation criteria of society and education modernization]. Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Social and economic sciences, 2013, no. 18, pp. 7-13.

2. Krioni N.K., Nasibullin R.T. Student i vuzovskaia sreda [A student and the university environment]. Ufa, 2010. 110 p.

3. Bell D. The coming of Post-Industrial Society, New York, 1973.

4. Stegnii V.N. Gumanitarizatsiia inzhenernogo obrazovaniia: gumanitar-nomu fakul'tetu - 20 let [Humanisation of engeneering education: 20th Anniversary of the Humanities faculty]. Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Social and economic sciences, 2014, no. 1 (22), p. 6-17.

5. Tikhomirova N.V. Kachestvo vysshego obrazovaniia v Rossii: problemy, prioritety, zadachi [Quality of higher education in Russia: issues, priorities, tasks]. Ekonomika kachestva, 2015, no. 1 (9). Available at: http://eq-journal.ru/pdf/ 09/%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE %D0%B2%D0%B0.pdf (accessed 23 Sept. 2016).

6. Kungurtseva G.F., Ivanova A.D., Shamsutdinova D.F. Kompetentnostnyi podkhod k formirovaniiu professional'noi kul'tury budushchikh ekonomistov [Competence approach to the formation of professional culture of future economists]. Up-ravlenie ekonomikoi: metody, modeli, tekhnologii: Materialy XV mezhdunarodnoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Pract. Conf. "Management of economy: methods, models, technologies"]. Ufa, UGATU Publ., 2015, no. 2, vol. 2, pp. 212-215.

7. Sillaste G.G. Sotsiologicheskoe obrazovanie v otraslevom vuze: opyt inte-gratsii [Sociological education in industry high school: integration experience]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2007, no. 2, pp. 3-176.

8. Kul'turno-intellektual'nye problemy vuzovskoi podgotovki studentov dlia upravlencheskoi deiatel'nosti [Cultural and intellectual issues of training students in management]. Ed. by E.Iu. Bikmetov, Ufa, Aeterna Publ., 2015. 194 p.

9. Bikmetov E.Iu., Kungurtseva G.F., Galikhanova Iu.R. Vosproizvodstvo upravlencheskikh kadrov v vuze: sotsiokul'turnye problemy i perspektivy [Reproduction of administrative staff in higher school: the socio-cultural problems and prospects]. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana, 2015, no. 4(59), pp. 33-40.

10. Bikmetov E.Iu., Kuznetsova E.V., Ruvennyi I.Ia. Sotsiologicheskii kom-ponent intellektual'no orientirovannoi obrazovatel'noi sredy kak uslovie formiro-vaniia sotsial'noi otvetstvennosti menedzherov [Social component of intelligence-focused education environment as a condition of forming social responsibility in managers]. Evraziiskii iuridicheskii zhurnal, 2014, no. 3 (70), pp. 210-215.

11. Ivanova A.D. Osobennosti metodicheskikh i psikhologo-pedagogiches-kikh aspektov v prepodavanii «Pedagogiki i psikhologii vysshei shkoly» dlia mag-istrov tekhnicheskikh spetsial'nostei [Methodological and psycho-pedagogical aspects in teaching "Pedagogy and psychology of higher education" to the master's students of technical specialties]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23480 (accessed 20 March 2016).

12. Kungurtseva G.F. Nekotorye mekhanizmy aktivizatsii poznavatel'noi deiatel'nosti studentov v protsesse prepodavaniia sotsiologii v tekhnicheskom vuze [Some techniques of boosting cognitive activities in students in the process of teaching sociology at technical university]. Materialy respubl. nauch.-metod. konf. "Metodika prepodavaniia sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin v vuze" [Proc. Rep. Sci.-Method. Conf. "Methodology of teaching social and humanitarian disciplines at university"]. Ufa, 2006, pp. 138-141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ivanova A.D., Shamsutdinova D.F. Sotsial'nye aspekty prepodavaniia predmetov psikhologo-pedagogicheskoi napravlennosti v tekhnicheskom vuze [Social aspects of teaching psycho-pedagogical subjects in a technical university]. Zhiznennyi potentsial regiona: sotsial'no-demograficheskie problemy sovremen-nogo obshchestva (Aitovskie chteniia). Sbornik materialov mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Pract. Conf. "The life potential of the region: socio-demographic problems of modern society"]. Ufa, AETERNA Publ., 2015, pp. 255-257.

14. Kachestvo vysshego obrazovaniia [Quality of higher education]. Ed. by M.P. Karpenko. Moscow, Izd-vo SGU, 2012. 291 p.

15. Ivanova A.D., Shamsutdinova D.F. Problemy psikhologo-pedago-gicheskoi adaptatsii pervokursnikov [Problems of psychological and pedagogical adaptation of 1st-year university students]. Materialy Vseros. zaochnoi nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem "Optimizatsiia protsessa sotsial'noi adaptatsii studentov k novym usloviiam zhiznedeiatel'nosti: teoreticheskie i metodicheskie aspekty" [Proc. All-Russ. Remote Sci.-Pract. Conf. "Optimising the process of social adaptation of students to new environment: theoretical and methodological aspects"]. Moscow, RS Dizain Publ., 2013, pp. 87-90.

Получено 03.06.2016

G.F. Kungurtseva, A.D. Ivanova, D.F. Shamsutdinova

SOCIO-MANAGEMENT AND PSYCHO-PEDAGOGICAL PROFESSIONAL TRAINING OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

According to the new Federal State Standard of Higher Education (current 3+ Generation) the bachelor's and master's degrees holders have a legal right to be employed in the managerial and pedagogical professional spheres. Thus, basic knowledge in such academic fields as sociology, psychology and pedagogy are considered to be crucial components for a modern specialist's professional development. In this regard they are to consider the specialty's orientation as well as to have utilitarian character. As a result of their education students should acquire certain competencies determined by the Federal Standard. To achieve these goals as well as to form the necessary competences, it is required to carry out a methodic elaboration of the managerial and psycho-pedagogical training courses and to develop non-formal approaches to teaching staff selection.

Keywords: masters, bachelors, higher education, sociology, psychology, pedagogy, sociology of management, competencies, professional training, course.

Kungurtseva Guzel Fanuzovna - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Department of Sociology and Social Technologies, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: kungurtzeva62@mail.ru.

Ivanova Alla Dmitrievna - Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Social Technologies, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: alla.ivanova@mail.ru.

Shamsutdinova Dinara Fanurovna - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Social Technologies, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: dina2005_05@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.