Б01 10.15593/2224-9354/2018.3.15 УДК 364.7:331.108.4
А.Д. Иванова, О.В. Муругова
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты социальных служащих стали обязательной основой профессиональной подготовки будущих специалистов органов опеки и нормативной базой для обучения, переподготовки и аттестации работников учреждений социальной защиты населения. В стандартах четко прописаны трудовые функции, необходимые знания, умения и компетенции работников. Они применяются в управлении персоналом, при заключении трудовых договоров, в разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Сегодня в России ощущается нехватка специалистов органов опеки и попечительства с базовой профессиональной подготовкой, поскольку в период становления социальных служб ощущался дефицит качественно подготовленных социальных работников и практически отсутствовал конкурсный отбор при приеме на работу. Для исправления сложившейся ситуации следует развивать систему профессиональной подготовки, переподготовки и курсов повышения квалификации для специалистов организаций социального обслуживания населения и обеспечивать на местах понимание необходимости внедрения профессиональных стандартов в деятельность отрасли. Социальным работникам, работающим с детьми и семьей, необходима хорошая подготовка в области психологии, педагогики, социологии, юриспруденции, основ медицины. Базовые знания по психологии и педагогике являются важным и обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста органов опеки, они должны учитывать специфику работы с семьей и иметь прикладную направленность. Учебные программы по психологии и педагогике обязательно должны включать следующие темы: возрастная психология и теория поколений, психология личности, конфликтология и основы медиации. В результате обучения специалисты социальных служб по охране детства должны приобрести компетенции, соответствующие профессиональным стандартам.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, компетенции, социальная работа, органы опеки и попечительства, защита детства, работа с семьей, обучение, профессиональная подготовка и переподготовка, дополнительное образование, аттестация, психология, педагогика, теория поколений.
В современном мире, в ходе стремительно изменяющихся социально-культурных норм и условий, профессиональная компетентность любого специалиста является решающим фактором, гарантирующим его успешную и результативную трудовую деятельность: «Высокообразованный человек и работник сможет обеспечить реализацию эффективной социальной системы. Новую модернизацию может внедрять работник, который соединяет в себе знания, информацию, квалификацию, труд, капитал; инновационная, творче-
© Иванова А.Д., Муругова О.В., 2018
Иванова Алла Дмитриевна - канд. пед. наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», e-mail: [email protected].
Муругова Оксана Владимировна - аспирант ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», e-mail: [email protected].
ская личность, "когнитариат", класс интеллектуалов» [1, с. 9]. Одним из способов достижения поставленной цели является государственная политика внедрения профессиональных стандартов во все сферы трудовой деятельности. С 1 июля 2016 года в России предусмотрено обязательное применение профессиональных стандартов [2, 3].
Руководитель группы по разработке профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Ю.М. Забродин отмечает, что «... профессиональные стандарты содержат не только описание трудовых функций и операций, которые должен выполнять специалист в том или ином технологическом процессе, но и общие требования к его компетенциям и уровню квалификации. Нельзя забывать, что общей частью профессиональных стандартов являются национальные рамки квалификаций, которые содержат описание специфических условий, в которых работник осуществляет свою профессиональную деятельность на рабочем месте. Имеются в виду вопросы организации труда, степени его самостоятельности, ответственности, которая ложится на того или иного сотрудника, необходимости коммуникации в ходе выполнения трудовых функций, необходимости руководить подчиненными» [4, с. 120].
В этой связи в конце 2013 года Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации были приняты профессиональные стандарты специалистов социальной сферы (введены в действие с 1 января 2015 г.) [5]. Разработка и внедрение указанных профессиональных стандартов в практику трудовой деятельности социальных работников позволяет подробно и четко представить целевые установки, объем, содержание и критерии их профессионализма, проанализировать качество выполняемой ими работы и дать оценку соответствия компетентности специалиста квалификационным требованиям и занимаемой должности. Сегодня профессиональный стандарт специалиста по социальной работе с четко прописанными трудовыми функциями и необходимыми знаниями и умениями (компетенциями) стал основой профессиональной подготовки будущих работников органов социального обслуживания и критериальной базой для проведения процедур аттестации и переаттестации специалистов в профильных учреждениях социальной защиты населения.
В органах социальной работы Российской Федерации предусмотрены три уровня профессиональной деятельности:
1) социальный работник (может не иметь профессионального образования или иметь среднее профессиональное);
2) специалист по социальной работе (с высшим или средним профессиональным образованием);
3) руководитель организаций социального обслуживания населения (должен иметь высшее образование).
Следует учесть, что при внедрении профессиональных стандартов в сферу социального обслуживания населения особое внимание уделяется соответствию уровней и направленности образования, поскольку все три уровня требуют профильного образования по направлению «Социальная работа» [6].
Одна из сложностей внедрения профстандартов работников системы социального обслуживания заключается в том, что «Социальная работа» -это многоплановая группа профессий, связанных с разными категориями людей, нуждающихся в помощи. В данной работе основное внимание сфокусировано на профессиональных стандартах и компетентности работников социальной службы в сфере защиты детства и оказания помощи семье: «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Специалист по работе с семьей», «Психолог в социальной сфере», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Социальный работник», «Специалист по социальной работе», «Руководитель организации социального обслуживания», «Специалист по медико-социальной экспертизе», «Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы» [5].
Профессиональные стандарты специалистов по защите детства позволяют каждому работнику оценить уровень своих профильных знаний и определить актуальные направления своего дальнейшего профессионального развития: защита и охрана прав и интересов детей; помощь семьям, оказавшимся в кризисной ситуации; реабилитационная работа с кровной семьей; работа с неблагополучными семьями; выявление и устройство в замещающую семью детей-сирот; поддержка и сопровождение приемных и замещающих семей; контроль за соблюдением прав детей-сирот, устроенных в семью и пр. Эта трудовая деятельность требует от специалистов социальных служб фундаментальных знаний в профессиональной области, комплексной психолого-педагогической, социальной, медицинской и правовой подготовки. Приветствуется практический опыт работы в социальной сфере, волонтерства или благотворительности. Желательно наличие у работников зрелых сформированных профессионально значимых личностных качеств: искреннего желания помогать людям, отсутствия формализма в работе с социально незащищенными слоями населения, понимания ценности кровной семьи для ребенка, заинтересованности в положительном развитии семейных и детско-родительских отношений.
Профессиональные стандарты работников социальной службы применяются в управлении персоналом, при заключении трудовых договоров, в разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда [7]. По принятым государственным документам, профессиональная компетентность специалиста органов опеки и охраны детства должна базироваться на качественном базовом профессиональном образовании и постоянно развиваться в процессе трудовой деятельности. Но, к сожалению, на местах перио-
дически возникают довольно серьезные вопросы, связанные с аттестацией кадрового персонала служб социальной защиты и проверкой компетентности и образования сотрудников на соответствие профессиональным стандартам: насколько профессиональные навыки и знания работников соответствуют новым квалификационным требованиям.
Как уже упоминалось, к сожалению, сегодня нередко ощущается нехватка специалистов органов опеки и попечительства с базовой профессиональной подготовкой. В начальный период становления и развития российских социальных служб вопросы по поводу профильного образования кандидатов особо не поднимались, практически отсутствовал специальный конкурсный отбор при приеме на работу по причине дефицита профессионально подготовленных социальных работников. За прошедшее время служащие соцзащиты приобрели реальный практический опыт, и у многих появилась уверенность в том, что этого вполне достаточно для эффективного выполнения своих трудовых функций. В выступлении на международном форуме специалистов по вопросам защиты прав и интересов детей профессор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмул-лы Г.И. Гайсина отметила: «Сегодня в стране работает более 13 тыс. специалистов органов опеки и попечительства, однако при этом большинство из них не имеют профильного образования в области социальной педагогики и защиты детства. Вместе с тем отсутствие в стране системы профессиональной подготовки специалистов органов опеки и попечительства углубляет существующее противоречие между потребностью общества в квалифицированной помощи и поддержке детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и недостаточным уровнем профессиональной направленности и готовности специалистов к данному виду деятельности, низким уровнем ее научно-методического обеспечения» [8, с. 58].
После внедрения в российскую практику государственных профессиональных стандартов, специалистам по социальной работе необходимо выстроить качественно иную модель своего профессионального развития и, в результате, успешно адаптироваться к новым современным реалиям. Сегодня основным условием конкурентоспособности на рынке труда является постоянное профессиональное обучение и развитие работника, совершенствование и углубление его компетентности. «Компетентностный подход к образованию способствует установлению более тесной связи теории с практикой, профессиональной деятельностью будущего специалиста. Его реализация потребовала изменения всех компонентов образовательного процесса: целей, содержания, методов и др.» [9, с. 11]. Под этим влиянием меняются и требования к системе профессионального образования - четкая ориентация на конкретный результат приводит к необходимости организации широкого спектра курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов социального профиля, развития направлений опережающего образования.
Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей, заместителей руководителей и специалистов организаций социального обслуживания должны обеспечить понимание на местах необходимости внедрения норм профессиональных стандартов в деятельность отрасли и способствовать их грамотному освоению на практике. По принятым государственным стандартам обучение, переподготовку или повышение квалификации социальные работники могут проходить в государственных или негосударственных вузах, в колледжах, в центрах дополнительного образования. Допускаются очная, очно-заочная и дистанционная формы обучения.
Необходима модернизация, совершенствование и развитие системы дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профстандартов и создание благоприятной информационной среды для повышения профессиональной компетентности работников социальных служб. Дополнительное образование сотрудников органов соцзащиты может включать:
• развитие системы аттестации работников социальной сферы;
• проведение конкурсов профессионального мастерства среди специалистов органов опеки и попечительства;
• организация экскурсий и стажировок для знакомства с профильными организациями и обмена опытом;
• организация взаимодействия учреждений системы профилактики социального сиротства с образовательными заведениями и общественными организациями;
• обучение организации профилактической образовательной работы со школьниками и студентами по воспитанию осознанного родительства;
• организация волонтерского движения в среде молодежи;
• организация благотворительных мероприятий и акций;
• разработка и реализация психокоррекционных и просветительских мероприятий по профилактике социального сиротства с привлечением всех заинтересованных органов и учреждений;
• подготовка и распространение информационных материалов о возможности получения социальной поддержки различными категориями семей;
• создание социальной рекламы, в первую очередь, профилактической направленности;
• разработка дорожных карт и рекомендаций по внедрению профессиональных стандартов в организациях социальной защиты;
• методическое обеспечение и сопровождение специалистов органов социальной защиты.
Внедрение профессиональных стандартов в социальную сферу - важная прикладная задача. «Современная модель специалиста сочетает высокий уровень профессионализма, социальной активности и ответственности, самостоятельно-
сти в мышлении и принятии решений, интеллектуального и творческого подхода к деятельности, навыков групповой работы» [10, с. 99]. Сотрудникам, работающим с семьей, необходима качественная профессиональная подготовка и знания в области психологии, педагогики, социологии, юриспруденции, основ медицины. В учебную программу курсов дополнительного образования и профессиональной переподготовки специалистов органов опеки и попечительства следует включать широкий спектр психолого-педагогических разделов:
1) психологию личности;
2) возрастную психологию;
3) психологические и социально-педагогические основы социальной работы;
4) психологию общения и психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия;
5) психологию группы и семьи;
6) семейную педагогику;
7) национальные, конфессиональные, этнокультурные и региональные особенности семейного воспитания и домашнего быта;
8) социальную психологию;
9) социальную педагогику;
10) основы конфликтологии и медиации;
11) психологию кризисных состояний;
12) психологию зависимости и аддиктивного поведения.
Психолого-педагогическая подготовка социальных работников - это краеугольный камень становления их профессиональной компетентности. Рассмотрим подробнее разделы, рекомендуемые нами к изучению специалистами по защите и охране детства, по работе с семьей и органов опеки и попечительства.
Изучая тему «Возрастная психология», особое внимание необходимо уделить новейшим социально-психолого-педагогическим исследованиям, посвященным недавно появившейся «теории поколений». Ни для кого не секрет, что классическая проблема «отцов и детей» всегда была и остается камнем преткновения в человеческом и, в частности, семейном общении: модели поведения людей, принадлежащих к одному поколению, совершенно не похожи на модели поведения представителей другого поколения в том же возрастном периоде. В начале 90-х годов ХХ века демограф Нейл Хоув и историк Вильям Штраус представили миру «теорию поколений», в основу которой легло изучение базовых ценностей людей. По выводам авторов, основные ценности представителей того или иного поколения формируются до 11-12-летнего возраста под влиянием исторических событий; политической обстановки в мире; моделей воспитания, приветствующихся в обществе в данный период; игр и развлечений, привлекательных для детей того времени. Проще говоря, все сегодняшние подростки-«центениалы» (поколение 2) в схо-
жих ситуациях ведут себя примерно одинаково, но совершенно не так, как вели себя в том же возрасте их родители и деды [11]. К тому же у них выработалась своя, не похожая ни на какие другие субкультура. Они играют в игры, которых 10 лет назад еще даже не существовало, они свободно ориентируются в цифровом мире и наполовину «живут» в социальных сетях. Они все больше зависят от гаджетов и у них все чаще проявляется игровая и компьютерная аддикции.
Нынешняя молодежь - это дети либеральных ценностей и псевдогуманистической педагогики, проповедующей вседозволенность, свободу и отсутствие контроля. Это первое российское поколение, с пеленок впитавшее понятия гендер, чайлдфри, унисекс, мультикультурализм, толерантность и политкорректность: их вообще не удивляют однополые браки, гей-парады и операции по смене пола.
Массированное влияние не самых лучших западных жизненных моделей, «изгнание» воспитательного компонента из учебных заведений, затянувшийся перманентный кризис образовательной системы России и всеобщее катастрофическое понижение культурного уровня ведут к ослаблению влияния традиционных семейных ценностей. Непродуманное отрицание и разрушение устоявшейся образовательной системы и отработанных методических подходов повлекло за собой неразвитость понятийного и критического мышления у молодежи, катастрофическое понижение общей грамотности и культуры. И, как следствие, сознание нынешних подростков проще поддается внешним манипуляциям [12].
Современные подростки ежедневно видят военные действия в прямом эфире и в каждом новостном блоке слышат об авариях, терактах и массовых гибелях людей. С одной стороны, это вызывает у детей «привыкание» к виду чужих бед и трагедий, вырабатывается своеобразный «иммунитет» к страданиям других людей, душевная черствость и отстраненность. С другой же стороны, у них с детства вырабатывается неуверенность в завтрашнем дне и ощущение хрупкости и непрочности окружающего мира: в любой момент все может рухнуть. А значит, надо спешить получить от жизни все, что хочется - здесь и сейчас, не откладывая удовольствия на будущее, которое может и не наступить. Именно поэтому на молодежь сегодня нацелены массированные призывы банков и финансовых организаций взять денежный кредит на реализацию сиюминутных желаний и назойливо-яркие рекламные атаки «Ты достоин лучшего!» Как следствие, на фоне этого у современных подростков наблюдается высокий уровень тревожности и, одновременно с этим, повышенная агрессивность [13].
По статистике, у многих сегодняшних школьников родители в разводе или живут в «гражданском браке», поэтому в детской системе приоритетов падает авторитет семьи и брачно-семейных отношений. «Существование и развитие института семьи под ударом - снижается его ценность как фундаментальной ячейки общества. Рушится не только многовековой уклад жизни,
в результате слабеет механизм воспроизводства основных человеческих ценностей, таких как самоотверженность и самопожертвование, взаимопомощь, сострадание и милосердие. В связи с этим усиливается острая необходимость воспитания и формирования семейных ценностей на всех уровнях образовательного процесса, начиная с детского сада и заканчивая вузом» [14, с. 255].
Изучение и понимание ценностных различий разных поколений и особенностей психологии современной молодежи поможет специалистам социальных служб правильно выстраивать свое общение с подростками, находящимися в трудной ситуации, и давать грамотные адресные воспитательные рекомендации кровным и приемным родителям. А главное, знание «теории поколений» позволяет организациям социального обслуживания компетентно проектировать профилактическую деятельность по работе с семьей. «Мы пожинаем плоды безответственности, правового нигилизма, отсутствия достаточной компетентности молодежи в вопросах семейной политики, утраты семейных традиций, преемственности поколений, не учитываем таких факторов, как изменение в системе духовно-нравственных ценностей молодежи, переосмысление ценностных значений понятий «отцовство», «материнство», «детство». Иначе говоря, мы не готовим детей и молодежь к будущему позитивному ро-дительству, не формируем у них родительской культуры. И в результате имеем снижение самоценности института семейно-брачных отношений среди молодежи, часто делающих «ставку» на свободные отношения, социальную неготовность к деторождению, повышенную конфликтность и т.д.» [15, с. 20].
Ежедневное разрешение конфликтов разных уровней и типов - существенная часть деятельности работников служб социальной защиты. Поэтому, в соответствии с профессиональными стандартами, важнейшим разделом обучения, переподготовки и повышения квалификации являются «Основы конфликтологии и медиации». При урегулировании семейных проблем помощь медиатора неоценима, так как речь идет о бережном сохранении и восстановлении нормальных взаимоотношений между обоими родителями, родителями и детьми, близкими родственниками, детьми и приемной семьей. Грамотная работа со сторонами конфликта, умение слушать и слышать, не принимать скоропалительные решения, не усугублять уже существующие противоречия, не навязывать свое мнение - ключевые параметры медиации. В этой связи интеграция медиативных (примирительных) технологий в работу органов опеки и попечительства является значимой, необходимой и разрешает целый комплекс конфликтных ситуаций [16].
Необходимо признать, что социальные работники каждый день сталкиваются с болью и несправедливостью, с человеческими страданиями. Поэтому на курсах профессиональной переподготовки необходимо научить их психологическим приемам самопомощи; умению оказывать себе и окружающим психологическую поддержку; выявлять синдром эмоционального выгорания, предупреж-
дать его и справляться с ним; научить психологически отстраняться и защищать свое психическое здоровье, «оставлять» чужие проблемы на службе и не нести «рабочий» негатив в собственную семью. Одновременно с этим необходимо постоянно работать над повышением самооценки работников служб социальной защиты, поддерживать их начинания и вырабатывать у них чувство значимости и нужности их нелегкого труда. Это созвучно со словами Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Убежден, именно из тысяч, миллионов искренних, душевных поступков складывается доверие, уважение и взаимная поддержка в обществе в целом, а это значит, что нам с вами по плечу любые, самые сложные задачи. И в этой связи предлагаю объявить 2018 год Годом добровольца и волонтера. Это станет признанием ваших заслуг перед людьми, перед самыми простыми нашими гражданами, которым вы оказываете помощь и поддержку, оценкой вашего колоссального вклада в развитие нашей страны» [17].
Изучение предметов психолого-педагогического цикла призвано обеспечить профессиональную компетентность работников органов социальной защиты населения, научить их правильно выстраивать всю цепочку действий от первого сообщения о неблагополучии ребенка до контроля его жизни и развития в замещающей семье или в реабилитированной семье, а также осознавать все возможные последствия своих поступков для ребенка и его кровных или замещающих родителей. Глубокое и осмысленное изучение дисциплин психолого-педагогической направленности - залог и гарант практической реализации государственных профессиональных стандартов, развития и углубления профессиональных компетенций работников социальной службы.
Список литературы
1. Стегний В.Н. Взаимосвязь критериев модернизации общества и образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2013. - № 18. - С. 7-13.
2. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федер. закон от 2.05.2015 № 122-ФЗ - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178864/ (дата обращения: 10.01.2018).
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017). - URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.01.2018).
4. Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер - их роль в повышении качества профессионального труда // Психологическая наука и образование. -2016. - Т. 21, № 1. - С. 119-129.
5. Профессиональные стандарты «Социальное обслуживание» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/3 (дата обращения: 10.01.2018).
6. Сизикова В.В., Аникеева О.А. Переход организаций социальной защиты населения на работу в условиях действия профессиональных стандартов работников социальной сферы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы / МГППУ. - М., 2016. - С. 30-42.
7. Шульга Т.И., Шинина Т.В. Практика внедрения профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» в организациях поддержки семьи и детства ДТСЗН города Москвы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы / МГППУ. - М., 2016. - С. 88-111.
8. Гайсина Г.И. К вопросу о повышении квалификации и уровня образования специалистов органов опеки и попечительства // Мегаполис. Территория детства: сб. материалов междунар. форума специалистов по вопросам защиты прав и интересов детей / БИСТ (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений». - Уфа, 2017. - С. 58-59.
9. Насибуллин Р.Т., Шарипов Ф.В. Высшее образование России в лабиринтах инновационного развития // Высшее образование сегодня. - 2017. -№ 9. - С. 7-14.
10. Кунгурцева Г.Ф., Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Социально-управленческая и психолого-педагогическая подготовка студентов вуза к профессиональной деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2016. - № 4. - С. 94-105.
11. Шалыгина Н.В. Игреки и центениалы: новая ментальность российской молодежи // Власть. - 2017. - № 1. - С. 164-167.
12. Иванова А.Д., Иванова О.В. Опыт организации самостоятельной работы магистров при изучении курса «Психология и педагогика» // Педагогический журнал. - 2016. - № 5. - С. 305-314.
13. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Психолого-педагогическое исследование гендерных различий агрессивности подростков // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 1. - С. 109-112.
14. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Социальные аспекты преподавания предметов психолого-педагогической направленности в техническом вузе // Жизненный потенциал региона: социально-демографические проблемы современного общества (Аитовские чтения): сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 255-257.
15. Нигматуллина Т.А. Укрепление семейных ценностей в детской и молодежной среде как технология формирования ответственного родительст-ва // Мегаполис. Территория детства: сб. материалов междунар. форума специалистов по вопросам защиты прав интересов детей / БИСТ (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений». - Уфа, 2017. - С. 20-21.
16. Беляев М.А. Медиация как технология укрепления института семьи в условиях трансформации российского общества // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2014. - № 2 (23). - С. 20-22.
17. Путин В.В. Выступление на церемонии вручения премии «Доброволец России - 2017» [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/56318 (дата обращения: 10.01.2018).
References
1. Stegnii V.N. Vzaimosviaz' kriteriev modernizatsii obshchestva i obrazovaniia [Interrelation between criteria of modernization of society and education]. PNRPUSociology and Economics Bulletin, 2013, no. 18, pp. 7-13.
2. Federal'nyi zakon ot 2.05.2015 № 122-FZ "O vnesenii izmenenii v trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii i stat'i 11 i 73 Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federasii" ["On amendment to the labor code of the Russian Federation and articles 11 and 73 of the federal law "On education in the Russian Federation"]. Federal law no. 122-FZ dated 02 May, 2015, available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_178864/ (accessed 10 January 2018).
3. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" ["On education in the Russian Federation"]. Federal law no. 273-FZ dated 29 December, 2015], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed 10 January 2018).
4. Zabrodin Iu.M. Professional'nye standarty rabotnikov sotsial'noi sfery, imeiushchie mezhvedomstvennyi kharakter - ikh rol' v povyshenii kachestva professional'nogo truda [Interdepartamental occupational standards for social service providers and their role in improving job performance]. Psychological Science and Education, 2016, vol. 21, no. 1, pp. 119-129.
5. Professional'nye standarty "Sotsial'noe obsluzhivanie" [Social services professional standards], available at: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/3 (accessed 10 January 2018).
6. Sizikova V.V., Anikeeva O.A. Perekhod organizatsii sotsial'noi zashchity naseleniia na rabotu v usloviiakh deistviia professional'nykh standartov rabotnikov sotsial'noi sfery [Transition of social protection organizations for population to working in conditions of professional standards for social workers]. Mezhvedomstvennye modeli okazaniia sotsial'nykh i obrazovatel'nykh uslug i praktika aprobatsii i primeneniia professional'nykh standartov rabotnikov obrazovaniia i sotsial'noi sfery. Moscow, Moscow State University of Psychology and education, 2016, pp. 30-42.
7. Shul'ga T.I., Shinina T.V. Praktika vnedreniia professional'nogo standarta "Spetsialist po rabote s sem'ei" v organizatsiiakh podderzhki sem'i i detstva DTSZN goroda Moskvy [Practice of introducing the professional standard for specialist working with family in family and childhood support organizations of Moscow]. Mezhvedomstvennye modeli okazaniia sotsial'nykh i obrazovatel'nykh uslug i praktika aprobatsii i primeneniia professional'nykh standartov rabotnikov obrazovaniia i sotsial'noi sfery. Moscow, Moscow State University of Psychology and Education, 2016, pp. 88-111.
8. Gaisina G.I. K voprosu o povyshenii kvalifikatsii i urovnia obrazovaniia spetsialistov organov opeki i popechitel'stva [On the issue of upgrading qualification and education level of guardianship and trusteeship organizations specialists]. Megapolis. Territoriia detstva: sbornik materialov mezhdunarodnogo foruma spetsialistov po voprosam zashchity prav i interesov detei. Ufa, Academy of Labour and Social Relations, 2017, pp. 58-59.
9. Nasibullin R.T., Sharipov F.V. Vysshee obrazovanie Rossii v labirintakh innovatsionnogo razvitiia [Higher education in Russia in the meanders of innovation-driven development]. Higher education today, 2017, no. 9, рр. 7-14.
10. Kungurtseva G.F., Ivanova A.D., Shamsutdinova D.F. Sotsial'no-upravlencheskaia i psikhologo-pedagogicheskaia podgotovka studentov vuza k professional'noi deiatel'nosti [Socio-management and psycho-pedagogical professional training of higher education students]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2016, no. 4, pp. 94-105.
11. Shalygina N.V. Igreki i tsentenialy: novaia mental'nost' rossiiskoi molodezhi [Millennials and centennials: The new mentality of the Russian youth]. Vlast', 2017, no. 1, pp. 164-167.
12. Ivanova A.D., Ivanova O.V. Opyt organizatsii samostoiatel'noi raboty magistrov pri izuchenii kursa "Psikhologiia i pedagogika" [The experience of organization of master's independent work in studying the course "Psychology and pedagogy"]. Pedagogical Journal, 2016, no. 5, pp. 305-314.
13. Ivanova A.D., Shamsutdinova D.F. Psikhologo-pedagogicheskoe issledovanie gendernykh razlichii agressivnosti podrostkov [Psychological and pedagogical research of gender differences aggression in adolescents]. Scientific Review. Pedagogical Sciences, 2017, no. 1, pp. 109-112.
14. Ivanova A.D., Shamsutdinova D.F. Sotsial'nye aspekty prepodavaniia predmetov psikhologo-pedagogicheskoi napravlennosti v tekhnicheskom vuze [Social aspects of teaching subjects of psychological and pedagogical orientation in a technical university]. Zhiznennyi potentsial regiona: sotsial'no-demograficheskie problemy sovremennogo obshchestva (Aitovskie chteniia): sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ufa, AETERNA, 2015, pp. 255-257.
15. Nigmatullina T.A. Ukreplenie semeinykh tsennostei v detskoi i molodezhnoi srede kak tekhnologiia formirovaniia otvetstvennogo roditel'stva
[Strengthening family values in child and youth environment as a technology for the formation of responsible parenthood]. Megapolis. Territoriia detstva: sbornik materialov mezhdunarodnogo foruma spetsialistov po voprosam zashchity prav i interesov detei. Ufa, Academy of Labour and Social Relations, 2017, pp. 20-21.
16. Beliaev M.A. Mediatsiia kak tekhnologiia ukrepleniia instituta sem'i v usloviiakh transformatsii rossiiskogo obshchestva [Mediation as technology of strengthening of institution of the family in the conditions of transformation of the russian society]. Vestnik BIST (Bashkir Institute of Social Technologies), 2014, no. 2 (23), pp. 20-22.
17. Putin V.V. Vystuplenie na tseremonii vrucheniia premii "Dobrovolets Rossii-2017" [Speech at the "Dobrovolets Rossii-2017" award ceremony], available at: http://kremlin.ru/events/president/news/56318 (accessed 10 January 2018).
Оригинальность 90 %
Получено 13.03.2018 Принято 13.04.2018 Опубликовано 28.09.2018 A.D. Ivanova, O.V. Murugova
IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL STANDARDS AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF SOCIAL SERVICE WORKERS
Since July 1, 2016, the professional standards of social workers have become an obligatory basis for the professional training of future specialists of guardianship agencies and the regulatory framework for training, retraining and attestation of employees of social protection institutions. The standards clearly describe the labor functions, the necessary knowledge, skills and competencies of employees - they are applied in the management of personnel, conclusion of employment contracts, development of job descriptions and establishment of wage systems. In today's Russia there is a shortage of specialists in guardianship and trusteeship agencies with basic professional training, because at the time of formation of social services there was a shortage of quality-trained social workers and there was practically no competitive selection when hiring. To remedy this situation, it is necessary to develop a system of vocational training, retraining and refreshment courses for specialists of social service organizations for population and to promote locally an understanding of the necessity to introduce professional standards in the industry activities. Social workers dealing with children and families need good training in psychology, pedagogy, sociology, law, and basics of medicine. Basic knowledge of psychology and pedagogy is an important and indispensable component of professional training of modern guardianship specialist, they must take into account specificity of working with family and have an applied orientation. Educational programs in psychology and pedagogy must necessarily include the following topics: age psychology and theory of generations, personality psychology, conflictology and foundations of mediation. As a result of training, specialists of social services for childhood protection must acquire competencies corresponding to professional standards.
Keywords: professional standard, competence, social work, organizations of guardianship and trusteeship, protection of childhood, working with family, training, vocational training and retraining, additional education, attestation, psychology, pedagogy, theory of generations.
Alla D. Ivanova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Social Technologies, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: [email protected].
Oksana V. Murugova - Postgraduate Student, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: [email protected].
Received 13.03.2018 Accepted 13.04.2018 Published 28.09.2018